Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проектное обучение как условие формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой исследования являются: философские и педагогические аспекты становления идей проектной деятельности (Н.Ф.Федоров, А. Дистервег, Ж.-Ж. Руссо и др.), метод проектов в образовательном процессе (Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрик, С. Т. Шацкий и др.), технологии проектного обучения (В.П. Беспалько, В. В. Гузеев, Е. С. Полат, A.B. Хуторской, И. Д. Чечель и др.), технология… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проектное обучение в теории и практике образовательного процесса
    • 1. 1. Историко-культурные предпосылки развития идей проектной деятельности- в отечественной педагогике
    • 1. 2. Проектное обучение в контексте современных педагогических технологий
    • 1. 3. Особенности театрализации как метода учебно-творческого проекта в работе с подростками
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Теоретико-методологические основы формирования готовности учащихся к художественно-творческой деятельности в процессе реализации проекта
    • 2. 1. Компетентностный подход к проблеме формирования готовности учащихся к художественно-творческой деятельности
    • 2. 2. Модель реализации проектного обучения в художественно-эстетическом образовании подростков
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование реализации проектного обучения в художественно-эстетическом образовании подростков
    • 3. 1. Констатирующий эксперимент
    • 3. 2. Апробация интегративной модели проектного обучения (формирующий и контрольный этапы эксперимента)
  • Выводы по 3 главе

Проектное обучение как условие формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Я слышу — и забываю, я вижу — и запоминаю, я делаю — и понимаю.

Конфуций.

Актуальность исследования. Современный период развития общества характеризуется изменениями, в связи с которыми возрастает потребность в самостоятельной творческой личности, готовой к осуществлению творческой деятельности. Становление личности предполагает формирование определенного мировоззрения, характерологических особенностей, ценностных ориентации, в ряду которых творчеству отведено основополагающее место, поэтому одной из важнейших задач современного образования становится обучение средствам и способам осуществления творческой деятельности и приобретение опыта их успешного применения в жизненной практике.

Признание активной роли учащегося, развитие его творческого потенциала, осуществляемое в совместной деятельности, требуют повсеместного внедрения в педагогическую практику идей развивающего обучения, что, в свою очередь, предполагает переориентацию с традиционной знаниевой парадигмы образования на использование системно-деятельностного, компетентностного подходов. Подобные изменения способствуют созданию условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые, в свою очередь, обеспечивают формирование компетентностей в различных предметных областях познания, а также способствуют целостному восприятию учащимися окружающего мира.

В задачи художественно-эстетического, в том числе музыкального, образования входит развитие творческой личности, обладающей способностью и готовой «вносить поэзию в каждое мгновение жизни» [33:293].

Формирование потребности личности в общении с искусством, в эстетической оценке и понимании его смысла и предназначения предполагает реализацию художественно-творческих способностей, готовность применять их в различных сферах жизнедеятельности человека.

Внедрение в современную школу компетентностного подхода создает условия для формирования готовности учащихся общеобразовательной школы к художественно-творческой деятельности и стимулирует разработку новых педагогических технологий, среди которых важнейшую роль играет технология проектного обучения (В.П. Беспалько, М.П. Горчакова-Сибирская, В. В. Гузеев, JT.B. Зевина, И. А. Колесникова, Е. С. Полат, A.B. Хуторской, И. Д. Чечель и др.). Основу проектного обучения составляет метод проектов (Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрик, С. Т. Шацкий и др.), который позволяет оптимизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, формировать адекватную ей мотивацию, обеспечивая развитие самостоятельности, творческой инициативы школьников. '.

Перед музыкальным образованием стоит задача разработки технологий, которые, учитывая перспективы проектного обучения, отвечали бы природе искусства и способствовали становлению личностно-смысловой парадигмы образования. Анализ педагогической литературы показывает, что в условиях школы применяется такая форма проектного обучения как «музыкально-проектная деятельность учащихся» — универсальная педагогическая технология, являющаяся действенным средством музыкально-творческого развития учащихся (Т.В. Шевцова). Многие современные педагоги-музыканты (А.С.Архипова, О. В. Василенко, С. О. Грибоедова, Г. Г. Ефремова, Н. С. Ломакина, Ю. А. Сизова и др.) обращаются к методу проектов, организуя исследовательскую и творческую деятельность учащихся, как в рамках урока музыки, так и в системе дополнительного образования. Ведутся исследования, связанные с использованием метода творческого проектирования, который рассматривается в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта (C.B. Ручимская).

Вместе с тем, переход на новые школьные стандарты требует разработки комплексных технологий, направленных на проектирование художественного образовательного процесса. Вопрос о преодолении противоречия между традиционными способами овладения знаниями, умениями и навыками на уроках в школе и готовностью их применения в учебных и жизненных ситуациях остается открытым. Это противоречие определило проблему исследования: необходимость разработки педагогического сопровождения проектного метода как способа активизации художественно-творческой деятельности учащихся, становления компетентной в области различных видов искусства личности, и его тему: «Проектное обучение как условие формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности».

Объект исследования — художественно-эстетическое образование учащихся основной школы (5−9 классы).

Предмет исследования — содержание, формы и методы проектного обучения, способствующие формированию готовности подростков к художественно-творческой деятельности.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель проектного обучения в системе художественно-эстетического образования как условия формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности.

Гипотеза исследования. Проектное обучение будет способствовать формированию готовности учащихся к художественно-творческой деятельности, как качеству личности, обладающей компетентностью в области искусства (музыкального, театрального, изобразительного, хореографического и др.), если будет разработана интегративная модель, которая:

— основана на системно-деятельностном подходе к художественно-эстетическому образованию учащихся основной школы;

— способствует интеграции базового и дополнительного образования в единстве учебно-исследовательской и музыкально-художественной деятельности школьников;

— опирается на метод театрализации (на дифференцированном уровне метод хоровой театрализации), стимулирующий самостоятельную индивидуальную и коллективную художественно-творческую деятельность, связанную с показом, художественным осмыслением замысла учебно-творческого проекта;

— раскрывает содержательную структуру, критерии и показатели оценки полихудожественной компетентности, учитывающей специфику музыкально-театральной деятельности учащихся подросткового возраста.

Задачи исследования:

— раскрыть историко-культурные предпосылки, теоретические основания проектного обучения и особенности его реализации в художественно-эстетическом образовании школьников;

— выявить психолого-педагогические подходы к решению проблемы формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности как компетентности, проявляющейся в процессе учебно-творческих проектов по созданию и постановке музыкально-театральных композиций;

— определить содержательную структуру полихудожественной компетентности, учитывающую возможности подростков, природу музыкально-театральной и вокально-хоровой деятельности;

— разработать и экспериментально проверить интегративную модель проектного обучения в художественно-эстетическом образовании подростков и систему критериев оценки полихудожественной компетентности.

Методы исследования: анализ философских, психолого-педагогических научных трудовизучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое моделирование и проектированиенаблюдение, беседы (индивидуальные и групповые) с педагогами и учащимися, анкетированиепедагогический экспериментизучение результатов опытно-экспериментальной работы: качественный и количественный анализ экспериментальных данныхматематические и статистические методы обработки экспериментальных данных.

Теоретико-методологической основой исследования являются: философские и педагогические аспекты становления идей проектной деятельности (Н.Ф.Федоров, А. Дистервег, Ж.-Ж. Руссо и др.), метод проектов в образовательном процессе (Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрик, С. Т. Шацкий и др.), технологии проектного обучения (В.П. Беспалько, В. В. Гузеев, Е. С. Полат, A.B. Хуторской, И. Д. Чечель и др.), технология музыкально-проектной деятельности учащихся (Т.В. Шевцова) — психология проектной деятельности (В.Г. Леонтьев, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова и др.), идеи компетентностного подхода в профессиональном (Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Г. К. Селевко, A.B. Хуторской, Н. В. Васильева, Г. Ю. Ермоленко, И. Р. Левина, Э. Г. Отяковская и др.) и школьном образовании (В.В. Краевский, Е. С. Полат, A.B. Хуторской и др.) — теория развития личности в деятельности и общении (М.С. Каган, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), теория творчества и готовности к творческой деятельности (К.Роджерс) — теоретико-методологические и методические работы, посвященные проблемам музыкального и полихудожественного образования (Э.Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Д. Б. Кабалевский, М. С. Красильникова, Е. П. Кабкова, Л. Г. Савенкова, Е. Б. Спорышева, Г. М. Цыпин, В. Н. Шацкая, Л. В. Школяр, Б. П. Юсов, Б. Л. Яворский и др.) — основы театральной педагогики (П.М. Ершов, А. П. Ершова, С. В. Клубков, А. Б. Никитина, Н. А. Опарина, К. С. Станиславский, Н. И. Сац и др.) и включения хоровой театрализации в исполнительскую деятельность (Ю.И. Паисов, Т. Н. Овчинникова, Н.В. Кошкарева).

Научная новизна исследования состоит в том, что проектное обучение рассматривается в контексте формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности.

Исследована педагогическая сущность проектного обучения в художественно-эстетическом образовании учащихся основной школы, разработана и экспериментально проверена его модель, основанная на личностно-деятельностном, компетентностном и интегративном подходах, в своем единстве отражающих системно-деятельностную направленность современного образования.

Компетентностный подход адаптирован в условиях художественно-эстетического образования учащихся основной школы на основе корреляционного единства категорий «готовность к художественно-творческой деятельности» и «полихудожественная компетентность».

Определены пути и способы формирования готовности учащихся к художественно-творческой деятельности как компетентности в области искусства (музыкального, театрального и др.), среди которых ведущим стал метод театрализации, в частности хоровая театрализация.

Выявлена сущность полихудожественной компетентности, определяющей готовность подростков к музыкально-театральной проектной деятельности, а также разработана система критериальных уровней и показателей сформированности ее основных компонентов.

Теоретическая значимость исследования заключается: в обосновании структуры интегративной модели проектного обучения, обеспечивающей единство компонентов совместной деятельности педагога и учащихся: целеполагания, содержательно-смыслового, организационно-деятельностного и критериально-уровневого;

— в раскрытии характерных особенностей проектного обучения, обусловленных природой искусства, спецификой музыкально-театральной деятельности и особенностями подросткового возраста;

— в определении готовности школьников к художественно-творческой деятельности как способности самостоятельно реализовывать приобретенные и добывать новые знания, умения, навыки и опыт в музыкально-проектной деятельности, что определяет ее (личности) компетентность;

— в уточнении и расширении научных представлений о «полихудожественной компетентности» как интегративном качестве личности, способной и готовой планировать действия по актуализации учебно-исследовательских и художественно-исполнительских знаний, умений и навыковосуществлять продуктивно-творческую деятельностьвладеть компетенциями и применять их в различных художественно-образовательных и жизненных ситуациях.

Практическая значимость: предложенная в исследовании интегративная модель проектного обучения вносит вклад в разработку научно-методического и организационно-технологического обеспечения художественно-образовательных процессов в школе, может служить эффективной формой интеграции предметов общеобразовательного цикла («Литература», «История», «Русский язык», «Иностранный язык», «Мировая художественная культура», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Информатика», «География» и др.) и различных направлений блока дополнительного образования детей («Музыкальный театр», «Костюмы и декорации», «Хореография», «Вокал» и др.).

Разработанная система консультативно-семинарских занятий для педагогов школы обеспечивает интегративную, полихудожественную направленность проектного обучения. Материалы исследования могут применяться, в курсах методики музыкально-художественного образования в среднем и высшем профессиональном образовании, а также в системе повышения квалификации преподавателей предметов художественно-эстетического цикла.

Объективность и достоверность результатов исследования обеспечена всесторонним анализом научных источников по данной проблеме, выбором теоретических и методологических позицийиспользованием комплекса методов исследования, соответствующих его объекту, цели, задачамопорой на достоверныерезультаты психолого-педагогических научных исследованийрезультатами проделанной автором опытно-экспериментальной работы, статистической обработкой полученных результатов.

Исследование включало три основных этапа:

Первый этап (2005;2006 гг.) — теоретико-поисковый: включал изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой проблеме, определение цели, объекта, предмета, задач, построение гипотезы исследования, систематизацию понятийного аппарата и выявление теоретико-методологических основ технологии проектного обучения.

Второй этап (2006;2009 гг.) — опытно-экспериментальная работа: проведен констатирующий экспериментразработана и апробирована интегративная модель проектного обучения в художественно-эстетическом образовании учащихся основного звена школы.

Третий этап (2009—2010 гг.) — обобщающий, связанный с обработкой, систематизацией, анализом, обобщением и коррекцией положений и оформлением полученных результатов опытно-экспериментального исследования.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы на базе ГОУ СОШ № 626 им. Н. И. Сац, ГОУ СОШ № 193, ГОУ ДШИ «Юность», ГОУ ЦО № 2030 «Школа Будущего» г. Москвы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры пения и хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета Московского педагогического государственного университета. и.

Апробация исследования проходила через публикацию работ по теме исследования в сборниках научных трудов МПГУ, научно-методических журналах, участие в научно-практических конференциях и семинарах, в том числе в межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Наследие О. А. Апраксиной и музыкальное образование в XXI веке» (МПГУ, 2006), в Окружной научно-практической конференции «Интеграция общего и дополнительного образования детей» ЮЗОУО ДО г. Москвы (ОМЦ ЮЗАУО, 2008), в Межвузовской научно-практической конференции-семинаре студентов, аспирантов и молодых ученых (МПГУ, 2009), во II Международной научно-практической конференции (МПГУ, 2009).

На защиту выносятся следующие положения:

1. В художественно-эстетическом образовании учащихся технология проектного обучения выполняет интегративную функцию и позволяет подчинить процесс обучения различным видам искусства (музыкальному, театральному, хореографическому, изобразительному и др.) единой задаче формирования компетентной личности, готовой мотивированно реализовывать приобретенные знания, умения, навыки и опыт в художественно-творческой деятельности.

2. Готовность к музыкально-проектной деятельности, как формы художественно-продуктивного творчества, представляет собой способность школьников самостоятельно планировать действия по актуализации учебно-исследовательских и художественно-исполнительских знаний, умений, навыков, опыта и предполагает овладение компетенциями в различных видах искусства (музыкального, театрального, хореографического, изобразительного и др.), что является показателем сформированнности такого личностного качества как полихудожественная компетентность, представленной в единстве структурных компонентов: когнитивного, операционно-деятельностного, личностно-ценностного, психофизиологического и мотивационного.

3. Действенным способом формирования полихудожественной компетентности становится метод театрализации учебно-творческого проекта (на дифференцированном уровне — метод хоровой театрализации, активизирующий вокально-хоровую деятельность учащихся) и обеспечивающий реализацию приобретенных и получение новых знаний, умений, навыков и опыта в самостоятельной художественно-творческой деятельности.

4. Разработанная интегративная модель проектного обучения в художественно-эстетическом образовании подростков представляет собой сложно структурированную систему, включающую взаимообусловленные компоненты: целевой, содержательно-смысловой, операционно-деятельностный и критериально-уровневый. Реализация интегративной модели характеризуется конкретными этапами работы над учебно-творческим проектом, освоение содержания которых определяется степенью готовности учащихся к осуществлению самостоятельной музыкально-проектной деятельности.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и 29 приложений. Текст содержит 8 таблиц, 2 гистограммы, 4 схемы. Приложения так же включают* таблицы, гистограммы, схему и иллюстрированы рисунками и фотографиями.

Выводы по третьей главе.

1. Констатирующий эксперимент показал, что уровень готовности учащихся основной школы к осуществлению музыкально-проектной деятельности, определяющий исходную степень сформированности полихудожественной компетентности, у общей массы респондентов достаточно низкий, что определило необходимость разработки технологии проектного обучения, в рамках которого происходило бы успешное формирование полихудожественной компетентности учащихся,.

2. В основу разработки оценочно-критериального инструментария диагностики легли критерии и показатели уровней сформированности основных структурных компонентов полихудожественной компетентности учащихся. Основным критерием развития данного личностного качества является продвижение от низкого уровня к высокому.

3. Апробация модели проектного обучения осуществляется путем внедрения в школьный образовательный процесс основных организационно-технологических модулей: установочного, обучающего и контрольно-диагностирующего.

4. Установочный модуль выполняет подготовительную функцию и связан с определением оптимальных условий и методов внедрения музыкально-проектной технологии в учебный процесс основного звена школы. В качестве методического сопровождения мы предлагаем цикл семинаров для педагогов «Музыкально-проектная деятельность учащихся», а в качестве основной формы реализации технологии «Учебно-творческие проектные мастерские».

5. Обучающий модуль характеризуется непосредственно обучением в проекте. Результатом музыкально-проектной деятельности учащихся становится учебно-творческий проект. Конечным продуктом работы над учебно-творческим проектом является создание и постановка музыкально-драматического спектакля на основе интегрированного освоения содержания предметов гуманитарного цикла и художественно-эстетических дисциплин.

6. Контрольно-диагностирующий модуль связан с выявлением эффективности технологии проектного обучения и предполагает диагностику уровней сформированности полихудожественной компетентности в музыкально-проектной деятельности.

7. Сравнительный анализ результатов показал, что разработанная нами модель результативна в отношении всех компонентов музыкально-художественной компетентности. Более динамично и эффективно в условиях проектного обучения протекает формирование операционно-деятельностного и мотивационного компонентов, что объясняется активным включением подростков в оцениваемую ими художественно-продуктивную деятельность и использованием ее результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Проектное обучение как инновационная педагогическая технология представляет собой совокупность проблемно-поисковых методов и выступает в качестве дидактического средства активизации художественно-познавательной, продуктивной творческой деятельности учащихся и развития их личностных качеств.

2. Результаты проведенного исследования показали, что формирование готовности школьников к художественно-творческой деятельности эффективно осуществляется на основе органичного включения в художественно-образовательный процесс разработанной интегративной модели проектного обучения, представленной взаимодополняющими компонентами: целевым, содержательно-смысловым, органнзацнонно-дятелъностным и крнтериалъно-уровневым.

3. Специально разработанная и апробированная модель, реализующая музыкально-проектную технологию и направленная на получение личностно и социально значимого творческого продукта, создает необходимые условия для формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности как процесса развития личности компетентной в сфере искусства (музыкального, театрального и др.), способной мотивированно реализовывать полученные, а также приобретать новые знания, умения, навыки и опыт самостоятельной практической деятельности.

4. Положенный в основу модели системно-деятельностный подход к художественно-эстетическому образования подростков, нацеленный на интеграцию базового и дополнительного образования в основной школе, определяет содержание работы над учебно-творческим проектом, ведущую роль в которой играет метод театрализации и его разновидность метод хоровой театрализации, стимулирующий школьников к самостоятельной индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности.

5. Конечным творческим продуктом работы над проектом является постановка музыкально-драматического спектакля (музыкально-театральной композиции), в процессе создания и подготовки которого учащиеся овладевают художественно-познавательной, музыкально-исполнительской, художественно-продуктивной и художественно-коммуникативной компетенциями, что способствует формированию такого личностного образования как полихудожественная компетентность.

6. Полихудожественная компетентность в единстве образующих ее когнитивного, операционно-деятельностного, личностно-ценностного, психофизиологического и мотивационного компонентов проявляется в овладении соответствующими компетенциями в сфере искусства (музыкального, театрального, художественного, хореографического и т. д.) и определяет «готовность учащихся к осуществлению самостоятельной художественно-продуктивной деятельности.

Таким образом, полученные результаты экспериментального исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и свидетельствуют об эффективности разработанной технологии проектного обучения, способствующего формированию полихудожественной компетентности учащихся, определяющей уровень готовности школьников к художественно-творческой деятельности. Перспективными направлениями дальнейшей научной работы является рассмотрение теоретических основ преемственности в формировании полихудожественной компетентности старших школьников и студентов в условиях проектного обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э. Б. Николаева Е.В. Методика музыкального образования.-М., Музыка, 2006 — 334с.
  2. , Э.Б. Теория музыкального образования.- М., Академия, 2004.-336с.
  3. , Э.Б., Николаева, Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Прометей, 2003.- 224с.
  4. , О. А. Педагогическая практика студентов: учеб. пособие для студентов пед. институтов / О. А. Абдуллина.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1989.- 175с.
  5. , Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта/Ю.Б.Алиев— М.: Владос, 2003.-334с.
  6. , Ю.Б. Подросток-музыка-школа. Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: Просвещение, 1976.- С.71- 115.
  7. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш. А. Амонашвили.- М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995.- 496с.
  8. , O.A. Музыкальное воспитание в школе. М., 1985. —268с.
  9. , O.A. Методика музыкального воспитания в школе / O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1983. — 224с.
  10. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-Л., 1973.- 151с.
  11. П.Асафьев, Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе // Вопросы музыки в школе.- Л., 1926.- 290с.
  12. Асафьев," Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина- Л.: Музыка, 1980. -216с.
  13. , Н.И. Театр и его роль в воспитании — М.: «Польза», 1911.- 226с.
  14. , А.К. Развитие компетентности учеников в процессе совместной мыслительной деятельности /Белоусова А.К.//Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. М., 1996 / под ред.
  15. B.И.Белопольского и И. Н. Трофимовой.- М.: Институт психологии РАН, 1996−58с.
  16. Беспалько, В .П. Педагогика и прогрессивные технологии/ В. П. Беспалько. М.:ИПО МО Россия, 1995.-336с.
  17. , В.П. Проектирование учебного предмета / В. П. Беспалько // Школьные технологии. 2006. — № 6. — С. 76−88.
  18. , В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.:Педагогика, 1989- 192с.
  19. Болотов,'В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10.1. C. 8−14.
  20. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов.- СПб.:Норинт, 1998.- 1536с.
  21. Большой энциклопедический словарь.- М: Советская энциклопедия, 1981.-621с.
  22. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования/ Е. В. Бондаревская // Педагогика.-1997.-№ 4- С. 11−17.
  23. , Л. Л. Психология музыкальной деятельности.- М., 1997.- 352с.
  24. , Н.Я. Музыкальное просвещение и образование за годы революции // Музыка и революция. 1926. -№ 1.- 25с.
  25. , Н.Я. Задачи народного музыкального образования. М., 1919. — 16с.
  26. , Н.В. Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13 100.08. Магнитогорск, 2007. -22с.
  27. , Р.Б., Крупенина, М.В., Шульгин, В.Н. О взаимодействии школы и среды// Педагогика. СПб., 1990. -№ 2. — С. 110−114.
  28. Взаимодействие и синтез искусств./ под ред.Б. Ф. Егорова, Б. С. Мейлоха, Б. М. Тердова и др. Л.: Наука, 1978 -270с.
  29. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся /И.С. Якиманская, B.C. Столетов, И. Я. Канлунова и др.- Под ред.И. С. Якиманской.- М.: Педагогика, 1989. 254с.
  30. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского, 2-е изд. М.: Просвещение, 1979. 364с.
  31. , Е.Р. Проектная деятельность учащихся как часть современного урока музыки // Искусство в школе. — № 3. -2009. -С.25−26.
  32. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический отзыв. Книга для учителя. 3-е изд., М.: Просвещение, 1991.-С.93.
  33. , Л.С. Психология искусства. -Ростов н/Д., 1998. —480с.
  34. Газман, О. С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: концепция проектирования Текст. / О. С. Газман // Директор школы: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. -М., 2007. —№ 3. -С.10−16.
  35. , О. И: Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы. М., 1991. — 153с.
  36. , Д. М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы / Сб. науч. трудов. ЛГИК им. Н. К. Крупской -Л., 1987.-13с.
  37. , С.И. Основы педагогики. Введение в, прикладную философию. — М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  38. , И.О. Системно-структурный анализ мотивационной готовности ' к творческой деятельности: дис. канд. психологических наук: 19.00.01— Барнаул, 2000. 173с.
  39. , Г. Б., Чуракова, О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. —Самара: Изд-во Профи, ЦПО, 2003 .-145с.
  40. , Л.В. На пути к педагогике искусства / Музыка в школе.-М., 1988 № 2. — С.7−8.
  41. , Л.В. Урок музыки урок искусства: кн. для учителя / Л. В. Горюнова. -М.: «Прометей», 1989. — 101с.
  42. , Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования
  43. B. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. -2000. -№ 2. С. 36−43. -(Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  44. , В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьныетехнологии. —1997. -№ 1. С.3−10.
  45. , В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. -1995. № 6. — С.39−47.
  46. , В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. — М., 2004. -128с.
  47. , В.В. Развитие образовательной технологии. —М.: Знание, 1998.1. C.42−52.
  48. , В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.:1986. — 240с.
  49. , В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. — 544с.
  50. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Рипол Классик., 2007. — 4 т. — 3104с.
  51. Джонс- Дж. К. Методы проектирования. / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. -2-е изд. доп. М.: Мир, 1986. — 326с.
  52. , А. Избранные педагогические сочинения. М.:Учпедгиз, 1956.-374с.
  53. , Дж., Дьюи, Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. — Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. 178с.
  54. , Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384с.
  55. Ермоленко, Г. Ю. Формирование полихудожественной компетентности будущих учителей изобразительного искусства: автореферат дис.. канд. педагогических наук: 13.00.08.-Волгоград, 2010.- 22с.
  56. , П.М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя. -М.:МПСИ: Флинта, 1998. 334с.
  57. , А.П., Гутина, О.М. Театральная культура в школьной педагогике//Народное образование. 1995. — № 8~9. — С. 91~96.
  58. , Б.П., Равкин, З.И. Метод проектов / Б. П. Есипов, З. И. Равкин // Педагогическая энциклопедия. М., 1965. — Т.2. — 806с.
  59. Ефремова, Г. Г. Метод проектов в музыкальном образовании//Искусство в школе. -М., 2009 -№ 4. -С.78−80.
  60. , Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании: учеб. пособие (учеб. пособие) —М.: Логос, 2003. —176с.
  61. Живов, В.Л. О музыкально-выразительных средствах в хоровом исполнительстве // Хоровой коллектив. М.: Музыка, 1976. — С.38−49.
  62. , В. JI. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учеб. пособие для вузов. М.: Владос, 2003. — 272с.
  63. , JI.B. Обучение и развитие. М.:Педагогика, 1975. — 440с.
  64. Зевина,'Л.В. Образовательные технологии и технологическая культура учителя/ Л.В.Зевина// Школьные технологии. -2002. —№ 5 —С.62−68.
  65. , Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование/ Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. -336с.
  66. , Э.Ф., Павлова, A.M., Сыманюк, Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие. -М.'Московский психолого-социальный институт, 2005−216с.
  67. Зимняя, — И. А. Ключевые компетентности новая парадигма результата образования/ И.А.Зимняя//Высшее образование сегодня. -М., 2003. -№ 5. —С.34−42.
  68. , И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. -3-е изд. М.: Логос, 2000.-384с.
  69. , Г. Л. Проективное образование и реформация науки. М., 1993. -92с.
  70. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. Волгоград: Учитель, 2007.- 91с.
  71. Интеграция общего и дополнительного образования: практическое пособие/ Под ред. Е. Б. Евладовой, A.B. Золотаревой, С. Л. Паладьева.-М.:АРКТИ, 2006.~296с.
  72. , И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Московского университета, 1986.-200с.
  73. , Л.А., Курченко, И.В. Хоровой театр в системе педагогической подготовки студентов // Искусство в школе.- № 3- 2003. — С. 82−86.
  74. , Д.Б. Музыка в школе.//Искусство и школа.-М., 1981.-197с.
  75. , Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. М., Просвещение, 2004. —186с.
  76. , Е.П. Интегрированное воспитание и полихудожественное развитие // Инициативы XXI века. М., 2009. № 1. — С.46−51.
  77. , М.С. Взаимодействие искусств в пед. процессе. В кн.: Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвуз. сб. науч.тр. -JI.:1989. С. 3−12.
  78. , М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. -328с.
  79. , Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. Л.: Изд. Бракгауз-Эфрон, 1926.-88с.
  80. Карпов, «Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе/ Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы — 2001.- № 6-С.54−63.
  81. , У.X. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л.: Брокгауз — Эфрон, 1925- 245с.
  82. , Н. И. Эстетика — философская наука. М.: „Вильяме“, 2005. -592с.
  83. , М.В. Развитие критического и творческого мышления/ М. В. Кларин // Школьные технологии. М., 2004. — № 2. — С.3−11.
  84. , C.B. Режиссура и педагогика в театре, где играют дети// Театр, где играют дети/ под ред.А. Б. Никитиной. -М.: Владос, 2001. С.86−111.
  85. , И.И. Формирование готовности студентов к личностно-ориентрованному педагогическому взаимодействию: дис. .канд. психол. наук: 19.00.07: Ставрополь, 1998.-210с.
  86. , Е.У. Опыт работы американской школы по методу проектов. —М., 1926. 86с.
  87. , Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. — Пер.А.Щекинского. -М., 1893. -138с.
  88. , Я.А. Избранные педагогические сочинения: В Т.2.-М.:Педагогика, 1982. 344с.
  89. Компетентности и их классификации / Селевко Т.К.// Народное образование. № 4. — 2004. — С. 13 8−143.
  90. Конфуций // Анталогия гуманной педагогики. — Переиздание. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002. — 224с.
  91. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. — М., 2002. -№ 6. С.10−41.
  92. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования- под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. — 39с. (Стандарты второго поколения)
  93. , М.Н. Формирование готовности студентов к организации музыкально-звуковой среды в работе с детьми 6−7 лет: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: М., 2003. 136с.
  94. , Г. Б. Педагогическая среда: потенциал и проектирование / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии — М., 2006. — № 3. С. 23−32.
  95. , Н.В. Сценическая композиция: хоровой театр в творчестве современных отечественных композиторов // Музыковедение. М., 2007. —№ 5. -С.15—22.
  96. , Н.В. Хоровая композиция в современной отечественной музыке. Автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02. — М., 2007. -31с:
  97. , И.В. Межпредметные связи в начальной школе. Учебное пособие. М.: Владос, 2003. -143с.
  98. , B.B. Основы обучения. Дидактика и методикагучеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / В. В. Краевский, A.B. Хуторской. —2-ое изд. М.:Академия, 2008. — 352с.
  99. , М. С. Идеи Д.Б. Кабалевского в свете обновления содержания музыкального образования. // Искусство в школе. 1997. -№ 3. — С Л 6−22.
  100. , Б.Д. Творческая импровизация детей на уроке музыки // Начальная школа. -1974. № 7. — С. 44−51.
  101. , М.В. От школы учебы к школе общественно полезного труда. -М., 1927.-86с.
  102. , Н.К. О методе проектов: Стенограмма доклада на конференции по методу проектов / Н. К. Крупская. ~М. -Л., 1931−22с.
  103. , Н.Б. Культурология образования. М., 200. — 269с.
  104. , Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967.-182с.
  105. , В.В. Структурирование компетенций перспективное направление в решении проблем образования /В.В. Лебедев // Школьные технологии. — 2007. — № 2. — С.97−103.
  106. , O.E. Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. М., 2004. — № 5. — С. 3−12.
  107. , И.Р. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки: автореферат дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01−13.00.08. Ижевск, 2004 — 20с.
  108. , Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. М.: Издательство московского психолого-социального института- Воронеж, 2003. — 320с.
  109. , Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. Воронеж,!998. — 288с.
  110. , А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977. — 304с.
  111. , А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избр. психол. произв. в 2-х т. — Т.2. М.: Педагогика, 1983. — С.232−239.
  112. , В.Г. Психологические механизмы мотиваций. — Новосибирск, 1992.-216с.
  113. , Д.А. Художественная компетентность как характеристика личности // Эмоции, творчество и искусство. Тезисы докладов международного симпозиума. Пермь, 1997. — С.64−65.
  114. , И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций/ И. Я. Лернер // Педагогика. -1996. № 2. — С.7−11.
  115. , Б.Т. Методологические основы педагогики/ Б. Т. Лихачев. -Самара:СИУ, -1998. 200с.
  116. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б. Ф. Ломов. М.:Наука, 1984. — 446с.
  117. , А.К., Матис, Т.А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192с.
  118. , Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. М., 2002.-204с.
  119. , Л.М. Компетентностный подход как фактор модернизации художественного образования // Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., 2006. — С. 24−27.
  120. , Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. -Мозырь: РИФ „Белый ветер“, 2000. 285с.
  121. , Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя/Н.В.Матяш. Брянск, 1994. — 160с.
  122. , Н.В. Сущность и структура творческой проектной деятельности и проектного обучения школьников // Актуальные проблемытехнологического образования: межвузовский сб. научных трудов. Новокузнецк, 1999. С. 51−60.
  123. , В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 252с.
  124. Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79. Лондон — Нью-Йорк, 1978. — 258с.
  125. Мелик-Пашаев, A.A. Мир художника. -М. Прогресс-Традиция, 2000. -271с.
  126. Мелик-Пашаев, A.A. Педагогика искусства и творческие способности.-М.: Знание, 1981.-96с.
  127. , М.М. Оценивание школьных результатов на уроке музыкального воспитания: автореферат дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01-Кишинёв, 2005.- 29с.
  128. , Н.В. Развитие полимодальных музыкально-образных представлений в процессе обучения (На материале вузовской подготовки учителя музыки): дис.. канд. пед. наук: 13.00.08, 19.00.07-М., 2005.-184с.
  129. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр и др.- под ред. Л. В. Школяр. -М.:Академия, 2001 232с.
  130. , В.Т. Психологическая готовность к художественно-творческой деятельности. -М.: Феникс, 1991.- 121с.
  131. На путях к методу проектов/ Б. В. Игнатьев, М.В. Крупенина- под редакцией Б. В. Игнатьева, М. В. Крупениной. М., 1930. — 87с.
  132. , Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383с.
  133. Направления развития образовательной области „Искусство“ в условиях стандартизации обучения/ М. А. Фоминова, И. В. Кошмина, А. Б. Никитина и др.// Музыка в школе. М., 2006. — № 5. — С.20−26.
  134. , В.М. Проект „Дети на оперной сцене“//Искусство в школе. — М., 2009. № 4. — С.33−34.
  135. , В.А. Организационные типы современной культуры: автореферат дис.. д-ра культурологии. — Тольятти, 1998. 49с.
  136. , А.Б. Мировая художественная культура: Культура древних цивилизаций: Театральное путешествие в Древний Египет: Методические материалы. -М., 2001. 112с.
  137. , А. Б. Принципы театральной педагогики на уроке искусства.-М.: Искусство, 2007. № 1. -С.26−29.
  138. , А. Б. Уроки театра древней Греции. М.:МИОО Московские учебники, 2007. -218с.
  139. , Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000. — № 7. — С. 151−157.
  140. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен, квалифиц. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Академия, 2005. — 272с.
  141. , Т.К. Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре: автореферат дисс. канд. искусствоведения: 17.00.02. Ростов-н/Д, 2009. — 29с.
  142. , О.Н. Европейское сотрудничество в области профессионального образования и обучения: Копенгагенский процесс. — М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2004. -70с.
  143. , H.A. Театр и дети/ Н. А. Опарина. М.: Владос, — 2008. -476с.
  144. , H.A. Пьесы, сценарии для детей и юношества: методика сценарно-режиссерской деятельности / Н. А. Опарина. М.: Владос, 2004.- 475с.
  145. , Э.Г. Полихудожественная компетентность педагога-музыканта // Среднее профессиональное образование. — М., 2009-№ 10. -С.39−41.
  146. , Е.М. Профессиональное становление будущего учителя /Е.М.Павлютенков // Сов. Педагогика. -1990. -№ 11. — С.64−68.
  147. , Ю.И. Новый синтез традиций в современном русском хоровом искусстве // Новая жизнь традиции в советской музыке. Статьи и интервью. М: Сов. комп., 1989. 120с.
  148. , Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. 1997. — № 1. — С. 92−96.
  149. , Н.Ю. Освоение учителем технологии проектного обучения / Н. Ю. Пахомова // Школьные технологии. 2006. — № 6. — С. 109−114.
  150. , Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель. -2000.-№ 4.-С. 52−55.
  151. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. 4-е изд. -М.: Школьная Пресса, 2002. — 512с.
  152. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высших учебных заведений/ И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская- под ред. И. А. Колесниковой.-М.: Академия, 2005 288.
  153. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общей ред. B.C. Кукушина. -М.:ИКЦ „Март“, 2006. 336с.
  154. , И.Г. Педагогические сочинения: / И. Г. Песталоцци. -Каунас, 1989.-436с.
  155. , В. И. Метод проектов / В. И. Петрова. -M.-JI.Молодая Гвардия, 1929.-77с.
  156. , JI.A. Компетентность в общении / Л. А. Петровская. -М.:МГУ, 1989.-120с.
  157. , A.B. Личность. Деятельность. Коллектив.- М., 1982.- С. 255.
  158. , В.В. Технология вариативного обучения. Учебно-методическое пособие. Для учителей школ, гимназий, студентов пед. вузов, аспирантов. -М.: Перспектива, 2008. С. 114.
  159. Письмак, Г. А. Педагогические условия реализации полихудожественного подхода в гимназическом образовании учащихся: дисс.. кандидата педагогических наук: 13.00.02/Письмак Г. А. М., 2008.- 218с.
  160. , В.М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: Владос, 2001. -320с.
  161. , Е.С. Как рождается проект. М., 1995 — 25с.
  162. Поливанова, K. Hi Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/К.Н. Поливанова. М.: Просвещение, 2008 — 192с.
  163. , Т.П. Формирование готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме: автореферат дис. кандидата пед. наук: 13.00.08- М., 2010. 26с.
  164. , К.С. Серьезная музыка в школе. Пособие для учителей. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1980. — 144с.
  165. , И.В. Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01: Тюмень, 2002. 161с.
  166. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособ. для вузов./ Под ред. Г. М. Цыпина М.: Академия, 2003. — 366с.
  167. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002 — 396с.
  168. Равен,' Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2001. — 142с.
  169. , З.И. Метод проектов / З. И. Равкин // Российская педагогическая энциклопедия в 3 т. М., 1993. — Т. 1.- С. 567−568.
  170. , В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. / В. Е. Радионов. СПб., 1996. — 80с.
  171. , В. А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. -М.: Педагогика, 1996. 214с.
  172. , К. Р. Взгляд на психотерапию, становление личности./Пер. с англ. общ. ред. и предисл. Исениной М. :Прогресс, 1994−480с.
  173. , В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования//Вопросы философии. 1984.-№ 10.- С.101- 111.
  174. Российская педагогическая энциклопедия/ Гл. ред. В. В. Давыдов. Т.1. -М., 1993−608с.
  175. , C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир./ С. Л. Рубинштейн. Спб. Литер, 2003. -512с.
  176. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии: В 2 т. -М., 1989. -Т.2−102с.
  177. , Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании.-М., 1996.-211с.
  178. , C.B. Феномен просветительства в профессиональной подготовке педагога-музыканта: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: Москва, 2010.-27с.
  179. , Л.Г. Интегрированный предметно-пространственный подход к процессу освоения искусства в школе. Виды искусства и их взаимодействие в школе: Пособие для учителя. М., 2001. С. 130−165.
  180. , Л. Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества //Педагогика. -2006. -№ 5. С. 17−23.
  181. , А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. -1998. -№ 4. С. 144−148.
  182. Сац, Н. И. Дети приходят в театр. M., 1961. — 312с.
  183. , Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н. П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. М., 1999. -Т.2. — С. 344−345.
  184. , Е. Р. Профессиональная компетентность специалиста-музыканта: структура, содержание, методы развития // Высшее образование. 2007. — № 11. — С. 36−38.
  185. , Ю. А. Школьный театральный кружок.Электронный ресурс. // Интернет-журнал „Эйдос“. 2006. — 1 сентября. Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0901−16.htm.
  186. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. -М.:Народное образование, 1998. -256с.
  187. Селевко, Г. К. Технологический подход в образовании / Г. К.Селевко// Школьные технологии. 2004. — № 4. — С.22−34.
  188. , А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании/ А. Л. Семенов. М.:Изд-во МИПКРО, 2000. -12с.
  189. , И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2004. — 80с.
  190. , В.В. Личностно-ориентироваиное образование/В.В.Сериков//
  191. Педагогика. 1994.-№ 5. — С. 16−21.
  192. , В.Ф. Генезис проектной культуры. Вопросы философии. 1984.-С. 86−99.
  193. , Е.В. Методы математической обработки в психологии. -Речь, 2000. 350с.
  194. , В. Д. Технологическая культура / В. Д. Симоненко. -Брянск, 1999.-216с.
  195. , М.Н. Принципы обучения. Дидактика средней школы. Под ред. М. Н. Скаткина.2-е изд. М.: Педагогика, 1982. — С.58−89.
  196. , Н.Р. Формирование готовности педагогов-музыкантов к художественно-творческой деятельности: дис.канд.пед.наук: 13.00.08: М., 2005.-149с.
  197. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1988. С. 401.
  198. , В.И. Основы проектирования развивающего обучения. -Петрозаводск, 1996.-236с.
  199. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 4-е. М.»: Сов. Энциклопедия, 1987. 1065с.
  200. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е. С. Полат. М.: Владос, 2000. 81−82.
  201. , В. Г. Работа с хором / В. Г. Соколов. М.: Музыка, 1967. -214с.
  202. Соколова-Набойченко, О. Н. Музыкальный театр в школе // Искусство в школе. М., 2003. № 3. — С.90−93.
  203. , Е.Б. Интеграция курсов искусств и предметов гуманитарного цикла в системе художественно-эстетического воспитания и образования школьников: дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.02.-М., 2007.-482с.
  204. , Е.Б. Теория и методика обучения школьников интегрированным курсам предметов искусств и предметов гуманитарногоцикла в системе художественно-эстетического воспитания и образования. Монография. М.: ИОО Минобрнауки РФ, 2006. — 214с.
  205. Станиславский, К. С. Работа актера над собой. -М.:Искусство, 1985. 479с.
  206. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования/ Под ред. А. А. Пинского. М.: «Мир книги», 2001. — 95с.
  207. , Л.Д. Психология и педагогика технических вузов/ Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 512с.
  208. Стулова, Г. П Развитие детского голоса в процессе обучения пению. -М.: Прометей, 1992.-270с.
  209. , Г. П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. П. Стулова. -М.: Владос, 2002. 172с.
  210. Ступницкая" М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей/ М. А. Ступницкая. Ярославль, 2008.- 256с.
  211. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией А. Б. Никитиной. -Владос, М., 2001.-288с.
  212. , А. Т. Немного о хоровом театре // Искусство в школе. -М., 1998. № 5. — С. 59−64.
  213. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей. М. -Л., 1947. -355с.
  214. Толковый словарь русского языка. /Под ред. Д. И. Ушакова. М.: ОГИЗ, 1939. -Т1. -1562с.
  215. , И.Н. Компетентность с точки зрения синергретического подхода/И.Н.Трофимова//Развитие и оценка компетентности: Материалы конференции. Москва, 20−22 апреля 1996.М.: Институт психологии РАН, 1996.-С.41−45.
  216. , Д. Ролевые игры. Практическое руководство. СПб.: Питер, 2002. 352с.
  217. , В.О., Школяр JI.B., Школяр В. А. Музыкальное искусство// Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа/ Сост. Е. О. Яременко -М., 2001. -288с.
  218. , Н.Ф. Сочинения.-М., 1982.-429с.
  219. , В. М. Задачи модернизации образования на современном этапе / В. М. Филиппов // Высшее образование сегодня. 2003. — № 3. -С.2−5.
  220. Философский словарь/ Под ред. М. М. Розенталя. Изд. третье. М., 1972.-430с.
  221. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие/Авт.-сост.:Татарченкова С. С., Телешов C.B.- Под ред.С. С. Татарченковой. -Спб.:КАРО, 2008.-160с.
  222. , Н. Аспекты теории синтаксиса. -М., 1972(анг.1965) С. 9 -59.
  223. , A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /A.B. Хуторский//Ученик в обновляющейся школе. -М.: ИОСО РАО, 2002. С. 135−157.
  224. , П.Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижеров. -М.: Музгиз, 1952.-224с.
  225. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе. 2003. — № 6. — С.24−31.
  226. , И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. -1998. -№ 3. С. 11−16.
  227. , И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. № 4. — С. 3−10.
  228. Чошанов, М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения/ М. А. Чошанов // Педагогика. -1997. -№ 2. С.21−30.
  229. , В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.-320с.
  230. , В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.:Педагогика, 1975. 200с.
  231. , В.Н. Музыка в школе. Художественное воспитание средствами музыкального искусства. Известия АПН РСФСР.М., 1950. 236с.
  232. , С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 Т. М., 1980.
  233. , Т.В. Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся: дисс.. пед. наук: 13.00.02.-М., 2005.-163с.
  234. , С.Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2.- С.58−62.
  235. , Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений. М.: Флинта-Наука, 1998, -360с.
  236. , О. В. Формирование готовности старших школьников к творческой деятельности в процессе решения учебно-творческих задач: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 М., 2005. -207с.
  237. , Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). М., 1975. — С. 72−161.
  238. , П.Г. Системомыследеятельностная педагогика и развивающее обучение//Статья «Первые чтения памяти В. В. Давыдова». Рига-Москва, 1999.-С. 117−130.
  239. , А. И. Аксиологическая подготовка учителя музыки на современном этапе: автореферат дисс.. доктора педагогических наук: 13.00.08-М., 2004.-60.
  240. , Д.Б. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения/ Д.Б.Эльконин// Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. Красноярск, 2002. — 27с.
  241. Энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1981.-1600с.
  242. , Б.П. Интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников// Педагогика искусства: В творческом поиске. Материалы Всерос. Совещания-семинара. Самара, 3−6 дек. 1996 г. М. Самара: ИЦЭВ РАО, Самар. ИПРО, 1996. — 80с.
  243. , Б.Л. Воспоминания, статьи, переписка. Т.1/сост. И.С.Рабинович/М.: Советский композитор, 1972. 712с.
  244. , И. С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М., 1998. -112с.
  245. , И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе/И.С.Якиманская.-М.:Сентябрь, 2000. -С.7−37.
  246. Fried-Booth, Diana L. Project Work / Diana L. Fried-Booth / / Oxford University Press, 1986. 89p.
  247. Hutchinson, Tom. Introduction to Project Work / Tom Hutchinson / / Oxford University Press, 1991. 23p.
  248. Kilpatric, W.H. The Project Method//Teachers College Record.-1918.-19 September/P.319−334.
  249. Phillips, Diane. Projects with Young Learners / Diane Phillips, Sarah Burwood, Helen Dunford // Oxford University Press, 1999. 180p.
Заполнить форму текущей работой