Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Человек как субъект культуры в философии Э. Кассирера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кассирер в своих работах постоянно проводит мысль о плюрализме и «равноправности» всех символических форм, об их несводимости одной к другой и одной из другой, о том, что наука не может быть «выше» языка или искусства, поскольку каждая символическая форма выполняет свою специфическую функцию, которую не может выполнять любая другая форма и лишь стройное единство всех символических форм создает… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОТ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ К ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ: «ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ» КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Э. КАССИРЕРА
    • 1. Субстанция и функция: функционализм в системе философии
  • Кассирера
    • 2. Роль и значение понятия символа в философских работах
  • Э. Кассирера
    • 3. Феноменология языка как основание «Философии символических форм»
  • ГЛАВА II. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ФИЛОСОФИИ КАССИРЕРА
    • 1. Многообразие символических форм и единство духовного
    • 2. Культурная деятельность как объяснительный принцип понимания природы человека
    • 3. Культура и мораль: этическое измерение философии Кассирера

Человек как субъект культуры в философии Э. Кассирера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня вклад Эрнста Кассирера в философских исследованиях автоматически ассоциируется с проблематикой, изложенной им в знаменитой трехтомной «Философии символических форм». «Философия символических форм» сегодня считается основным произведением Кассирера, творческое наследие которого столь обширно, что можно проследить определенную эволюцию взглядов последнего и соответственно выделить несколько этапов научной деятельности философа, что и будет сделано в данной диссертации.

Эрнст Кассирер родился 28 июля 1874 г. в Бреслау. Решающим толчком к серьезным занятием философией и созданию своей собственной философской системы послужило для него знакомство с работами Марбургской школы неокантианства. После окончания университета, с весны 1896 г. под руководством главы Марбургской школы Германа Когена Кассирер пишет свое первое историко-философское произведение «Система Лейбница в ее научных основаниях» (1899), введением к которому послужила диссертация Кассирера «Декартовская критика математического и естественнонаучного познания» (1899). Последовавшие затем тома «Проблемы познания в философии и науке нового времени» (4 тт., 1906, 1907, 1920, 1950) сразу сделали автора знаменитым. Систематизация собственных воззрений была осуществлена в большой работе 1910 г. «Понятие субстанции и понятие функции» (в русском переводе «Познание и действительность» — 1912).

В эти же годы Кассирер публикует ряд работ, посвященных проблемам естественнонаучного познания, а с 1917 г. у него возникает план создания теории символа, которая смогла бы объяснить все явления человеческой культуры: миф, язык, религию, искусство и науку. Свое главное произведение

Философию символических форм" - Кассирер публикует в 1923, 1925 и 1929 гг.

После прихода к власти Гитлера Кассирер был вынужден эмигрировать в Гетеборг, там он публикует две книги: «Детерминизм и индетерминизм в современной физике» (1936) и «Логику наук о культуре» (1942), которые оы сам причислял к своим важнейшим публикациям. Летом 1941 г. Кассирер переезжает США и там создает основное антропологическое исследование «Опыт о человеке.

Введение

в философию человеческой культуры" (1944). Последней работой философа был «Миф о государстве» (опубликован в 1946 гпосле его смерти), которую можно рассматривать как введение в социально-философскую проблематику. Умер Эрнст Кассирер 13 апреля 1945 г. в Нью-Йорке. Таковы основные вехи жизни и творчества крупнейшего мыслителя XX века, краткий обзор которых, думается, поможет лучше раскрыть тему диссертации.

Выбор темы диссертации «Человек как субъект культуры в философии Э. Кассирера» обусловлен, с одной стороны, оригинальностью и научной значимостью философской концепции известнейшего неокантианца, а с другой, — необходимостью введения философии Э. Кассирера в контекст русской культуры, поскольку произведения последнего начинают издаваться на русском языке только в последнее время, в то время как историко-философских аналитических исследований в нашей стране, посвященных детальному и всестороннему анализу культурно-антропологической концепции Кассирера, практически нет.

Актуальность темы

автор видит в том, что в диссертации будет рассмотрен вклад Э. Кассирера в объяснение феномена человека и культуры, их возникновения, своеобразия, взаимообусловленности и взаимовлияния. Многие проблемы сегодняшней цивилизации связаны с необходимостью определения природы человека, культуры и общества, их взаимосвязи, что помогло бы в определении места человека в природе и культуре, в выработке новых мировоззренческих и ценностных ориентиров, в поиске направлений возможного развития человечества.

Кассирер в своих работах показал роль символа и символизации в процессе возникновения человека и человеческой культуры, многомерность «символических миров» культуры, исследовал активную творческую способность человека как единственную основу всех явлений культуры, а также подчеркнул опасности мифологизации обыденного сознания («Миф о государстве»). По нашему мнению, эти идеи Кассирера могут сыграть свою положительную роль в решении многих проблем современной цивилизации.

Как было указано выше, в настоящий момент в России не так много серьезных публикаций, посвященных философии Э. Кассирера. Среди наиболее достойных можно назвать две статьи Гуревича П. С. (Гуревич П.С., Султанова М. А. Первооткрыватель философии символизма // Философские науки. М., 1993. № 4−6- Гуревич П. С. Эрнст Кассирер: феноменология мифа /7 Философские науки. М., 1991. № 7), монографию Грищенко A.M. «Философия культуры Марбургской школы» (Минск, 1984)-Статья Кравченко А. А «Гносеологические основы философии культуры Э. Кассирера» (В: Актуальные проблемы исторического материализма, М., 1971) и диссертация Михайлова Б. В. «Проблема познания в философии Э. Кассирера» (М., 1974) посвящены в основном теории познания и гносеологической компоненте философии культуры Кассирера. Много о философии Кассирера писал также известный исследователь Свасьян К. А.: книга «Проблема символа в западной философии XX века (Ереван, 1980) — написана в форме эссе, где преобладает эмоциональный взгляд автора на проблему, а монографии «Философия символических форм Э. Кассирера» (Ереван, 1989), представляющей собой добротное изложение содержания главного произведения Кассирера, на наш взгляд, недостает историко-философских аналитических суждений и выводов.

Свасьяну К.А. принадлежит также ряд статей, посвященных отдельным аспектам философии Кассирера (Свасьян К. А. Философия культуры Э. Кассирера // Вопросы философии. М., 1984. № 9- он же: Проблема человека в философии Э. Кассирера//Буржуазная философская антропология XX века, М., 1988). Но в целом, повторим еще раз, в русскоязычной историко-философской литературе отсутствуют специальные монографии, посвященные именно культурно-антропологической концепции Э. Кассирера.

Намного лучше обстоят дела на родине философа — в Германии. Во-первых, следует назвать большую коллективную работу «Эрнст Кассирер» (Штуттгарт — Майнц, 1966) под редакцией Шлиппа Р., работа над которой была начата еще при участии самого Э. Кассирера и закончена после его смерти. В ней содержатся свыше двадцати статей различных авторов и обширная библиография. Это — первая попытка дать цельное представление о личности и творческой эволюции великого неокантианца. Недостатком этой книги является то, собранные в ней статьи логически не связаны между собой, в них анализируется главным образом классическое наследие Кассирера (в поле зрения авторов не попали редкие и малоизвестные работы философа), и, поскольку книга вышла вскоре после смерти Кассирера (первоначально в США в 1949 г., перевод на немецкий язык был осуществлен лишь в 1966 г.), то в ней. естественно, не могла быть представлена историческая перспектива и судьба учения Кассирера. После появления этой книги в Германии еще довольно долгое время выходили лишь небольшие статьи о Кассирере, и только с конца 80-х гг. можно уже говорить о настоящем «буме» в исследованиях философии Кассирера. В 1987 г. вышла обширная монография американского ученого Кроиса Дж.-М. «Кассирер. Символические формы и история» (Нью-ХавенЛондон), в которой раскрыт процесс трансформации Кассирером учения Канта и Марбургской школы, что привело к созданию «Философии символических форм», а также проанализированы основные положения главного произведения философа. Применительно к теме нашей диссертации следует отметить, что в данной монографии не рассматриваются вопросы, связанные с культурно-антропологическим учением Кассирера.

В 1988 г. появляется сборник статей «О „Философии символических форм“ Э. Кассирера» (Франкфурт-на-Майне), где опять-таки анализируется с различных точек зрения лишь главное произведение мыслителя. Чуть позже начинают выходить философские биографии Э. Кассирера: Грезер А. «Эрнст Кассирер» (Мюнхен, 1994) и Петцольд X. «Эрнст Кассирер — из Марбурга в Нью-Йорк. Философская биография» (Дармштадт, 1995), а также небольшая работа того же автора «Эрнст Кассирер.

Введение

" (Гамбург, 1993). В них изложена, естественно, биография философа и история создания им своих работ. В данных монографиях преобладают жизнеописательные моменты, что же касается историко-философского анализа идей Кассирера, то он представлен в минимальном объеме, что и понятно, ведь в данном случае перед исследователями стояли другие задачи.

Среди наиболее значительных работ последнего времени хотелось бы выделить серьезную монографию Кноппе Т. «Теоретическая философия Эрнста Кассирера. Основы трансцендентальной теории науки и культуры» (Гамбург, 1992), в которой дано систематическое изложение теоретической философии Кассирера, а также проведен сравнительный анализ концепций Когена, Наторпа и Кассирера, что является очень сильной стороной монографии Т. Кноппе. В качестве недостатков исследования можно отметить отсутствие антропологической и социально-философской проблематики Кассирера (что говорит опять же о том, что Кноппе Т. пользовался только «классическими» широкоизвестными текстами Кассирера и не привлекал малоизученные работы мыслителя), современной оценки наследия Кассирера — не показана историческая судьба философии великого неокантианца и его место в гуманитарной культуре второй половины XX века.

Петцольд X. в книге «Реальность „символических форм“. Философия культуры Эрнста Кассирера в контексте» (Дармштадт, 1994) помещает философию культуры Кассирера в контекст современного историко-философского процесса и совершенно не затрагивает его философию человека и философию политики. Монография Орта Э.-В. «От теории познания к философии культуры. Исследование „Философии символических форм“ Эрнста Кассирера» (Вюрцбург, 1996) несет на себе отпечаток «вторичности», во многом повторяет исследования Дж.-М. Кроиса (см. выше).

Последняя крупная монография о философии Э. Кассирера принадлежит перу профессора Гумбольдт-университета в Берлине Освальда Швеммера «Эрнст Кассирер. Философ европейского модерна» (Берлин, 1997). На наш взгляд, это — самая удачная работа о Кассирере, поскольку в ней детально рассмотрена эволюция идей философа, есть специальная глава, посвященная его редким и малоизученным текстам, а также дана современная историко-философская оценка наследия крупнейшего европейского мыслителя XX века. Но, сделав основной акцент на философии культуры Кассирера, автор явно недостаточно места уделил рассмотрению основного метода Кассирера — его функционализма, — который был разработан в ранних работах философа, посвященных анализу естественнонаучного знания (этот метод и определил, на наш взгляд, все последующее творчество Кассирера), а также не показал влияние основных идей Марбургской школы на создание собственной философской системы Кассирера.

Автор диссертации попытался избежать вышеназванных недостатков работ исследователей философии Кассирера, что и определило цели и задачи данной работы. Целью диссертации является рассмотрение философской антропологии Э. Кассирера в соотношении с его философией культуры. Философское наследие Кассирера очень обширно — мыслитель не ограничивается рассмотрением вопросов теории познания, философии человека и философии культурыон пытался исследовать в конце жизни проблемы современного ему общества и создал большую работу «Миф о государстве», которую можно рассматривать в качестве «философского завещания» Кассирера. Все эти темы будут рассмотрены в диссертации, что, как нам представляется, позволит более адекватно оценить общую культурно-антропологическую концепцию мыслителя, а также проследить историчекую судьбу наследия Кассирера и определить место его философии в современном историко-культурном процессе.

Вышеизложенная цель реализуется посредством решения следующих теоретических задач:

1. Сначала будут изложены предпосылки возникновения функционализма как главного метода философских исследований Кассирера и рассмотрены основные идеи «естественнонаучного» периода его научной деятельности, гак как, по нашему мнению, именно в это время была задана «траектория» движения и развития философской мысли немецкого неокантианца.

2. С введением понятия символа происходит трансформация «ранней» философии Кассирера — он создает свою знаменитую «Философию символических форм». Поэтому следующим важным шагом на пути постижения и анализа философской концепции мыслителя является детальная реконструкция роли и значения понятия символа в работах Э. Кассирера.

3. Далее представляется целесообразным изложить основные теоретические положения «Философии символических форм» и в качестве примера представить и проанализировать одну из символических форм — язык. Выбор данной темы рассмотрения обусловлен тем, что, по мнению философа, именно язык, наряду с понятием символа, имеет основополагающее значение для развития духовных возможностей человека и построения полицентричного универсума культуры.

4. Со временем интерес мыслителя с мира культуры перемещается на того, кто эту культуру создает, на творца «символической» культуры — человека. Здесь предполагается обсудить следующий комплекс проблем: в какой степени человек свободен в создании феноменов культуры, а в какой он вынужден опираться на предшествующую традициюКассирер считает, что помимо того, что человек является творцом культуры, одновременно он является и ее «продуктом» — поэтому необходимо проследить генезис человека как существа разумного (естественно, в трактовке Э. Кассирера). Итак, в этой части диссертации будут последовательно проанализированы проблемы возникновения человека как «ашта1 эутЬоШшт» (собственный термин Кассирера), соотношение и взаимовлияние человека и культуры, а также роль понятий функция и символ применительно к философской антропологии немецкого неокантианца.

5. Как уже было отмечено выше, мысль Э. Кассирера не ограничивается лишь рассмотрением философии науки, культуры и человека. Последним крупным произведением мыслителя является «Миф о государстве», которое можно трактовать и как введение в социальную философию и философию политики, и как своеобразное этическое измерение философской системы немецкого неокантианца. Рассмотрению соотношения культуры и морали посвящен последний раздел диссертации.

Для нас важно здесь отметить, что социально-философские размышления Кассирера являются важной компонентой его концепции: помимо того, что морально-этические построения мыслителя являются как бы логическим завершением его философской системы «человек — культура — общество» и помогают глубже проникнуть в «чисто» культурно-антропологическую проблематику философа, его социальная философия является и своеобразным выходом на практику и очень близка тому, что называют сегодня политологическими и социологическими исследованиями. Философия политики Кассирера помогает лучше определить актуальность всего творческого наследия великого неокантианца, роль и значение его философии в современной гуманитарной культуре и образовании.

Историческая судьба культурно-антропологического и социально-философского учения Кассирера, перспективность обращения к философии немецкого мыслителя, «востребованность» его главных идей — изложением всего этого круга вопросов автору хотелось бы завершить свою диссертацию. И если нам удастся избежать недостатков, имеющихся в ранее издававшейся литературе о философии Э. Кассирера, приведенных выше в обзоре источников, а именно — концентрации только на главном произведении Кассирера («Философии символических форм»), упущения из вида функционального метода исследования философа, недостаточное внимание к концепциям философской антропологии и социальной философии Кассирера, — то автор посчитает свою задачу выполненной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анализа философского наследия крупнейшего философа XX века — Эрнста Кассирера — можно выделить следующие фазы эволюции его творческого мышления1.

1) 1902;1920 гг. — так называемый «Марбургский период» в философии Э. Кассирера, когда мыслитель совместно с Г. Когеном и П. Наторпом работает, преимущественно, со знаками теории познания, исследует вопросы генезиса и функционирования научного знания, что приводит его в 1910 г. к созданию первого крупного систематического произведения «Понятие субстанции и понятие функции». Именно созданный Кассирером в эти годы метод функционального рассмотрения материала, берущий свое начало в работах Канта, Когена и Натропа, послужил методологическим базисом для разработки его философии культуры и философской антропологии.

2) 1920 — начало 1930;х гг. — разработка и создание трехтомной «Философии символических форм».

3) С 1935 г. мыслителя начинают занимать вопросы философии культуры и философской антропологии, которые имплицитно, в «свернутом» виде были затронуты уже в «Философии символических форм».

4) В последние годы жизни Кассирер под влиянием собственных жизненных обстоятельств и общей обстановки в мире все больше начинает осознавать роль и ответственность философии в жизни общества и пишет свое «политическое завещание» — последнюю большую работу «Миф о государстве», опубликованную посмертно.

Разумеется, при рассмотрении всего этого круга вопросов автор диссертации не имел возможности исчерпывающе осветить все темы философского наследия Кассирера, в силу как ограниченности объема диссертации, так и огромного количества материала. «Центром тяжести» исследования была логическая реконструкция и анализ культурологической и философско-антропологической концепций Кассирера, которые для лучшего их понимания и оценки были «вписаны» в общий контекст развития его философии. При этом автор диссертации исходил из предпосылки, что принципиально важными как для создания «Философии символических форм», так и для культурологической и философско-антропологической концепций у Кассирера были два следующих момента:

1) Понятие функции и функциональный анализ как средство объяснения разнообразных феноменов культуры, природы и сущности человека. Именно изучение человека и культуры не с субстанциальной ъ точки зрения как неких «самодостаточных», замкнутых в себе и неизменных «сущностей», а только как явлений, чей смысл и значение мы можем постигнуть описывая их лишь в соотношении с другими феноменами того же ряда явленийпринимая во внимание их генезис, наличное состояние и возможные перспективыих функционирование, способствующее выявлению их существенных черт и характеристик — все это позволяет говорить об оригинальности философской системы Эрнста Кассирера, явившейся, в определенном смысле, «предтечей» многих современных функциональных направлений в психологии, социологии, искусстве и архитектуре. И хотя этот вопрос о восприятии идей См об этом также: Paetzold Н. Ernst Cassirer. Zur Einfuerung-. Hamburg, 1993. S. 7 ff. ~ См. об этом подробнее нашу статью: Parchomenko R. Genese der Idee der funktionellen Abhaengigkeit: Von der mittelalterlichen Scholastik bis zur Philosophie des Neukantianismus // ISB-Jahrbuch 1998. Schriften zur Hochschul-Sozialpolitik. Berlin, 1998.

Кассирера в вышеозначенных областях сложен и неодназначен и требует специальных крупных исследований, тем не менее все же можно сказать о том, что имеются определенные основания, благодаря которым можно проследить конкретные сходства и отличия между функционализмом Кассирера и функционализмом в сегодняшней науке и культуре.

2) Вторым важным моментом для создания философской системы Кассирера была постановка в центр рассмотрения понятия символа. В результате работы с источниками, анализирующими философию Э. Кассирера, можно констатировать, что многие исследователи его творческого наследия рассматривают прежде всего теорию символа Кассирера, считая ее главным достижением и основным вкладом последнего в историю мировой философии, что является, на наш взгляд, не совсем правильным. Во-первых, искусственное расчленение философии Кассирера на «Марбургский», «естественнонаучный» период и последующую «Философию символических форм», культурологию и философскую антропологию не способствуют лучшему пониманию этого второго этапа в развитии философской мысли немецкого неокантианца, имеющего в своей основе именно идеи «Марбургского» периода, времени разработки и написания «Понятия субстанции и понятия функции». Во-вторых, функционализм Кассирера, хотя и являющийся продолжением идей Канта, Когена и Наторпа3, все же наибольшую разработку и теоретическое обоснование получил лишь в трудах автора «Философии символических форм», что позволяет, в свою очередь, говорить о новаторстве Кассирера и в сфере применения функционального анализа в философии и гуманитарных науках в целом.

По нашему мнению, именно соединение методологии

3 См. к примеру, Handbuch philosophischer Grundbegriffe: Funktion. Bd. 1. Mucnchen. 1973. S. 518−519. функционального анализа и использование теории символа для объяснения природы и сущности различных феноменов науки и культуры и явилось тем теоретическим «стержнем», опираясь на который, Кассирер смог создать свою глобальную философскую систему «культураобщество — человек», каждый элемент которой выводится и объясняется посредством соотнесения и сравнения всех трех вышеназванных феноменов.

Напоследок хотелось бы затронуть еще два вопроса, связанные с философской концепцией Э. Кассирера: вопрос о систематике символических форм и связанный с ним вопрос, является ли Кассирер философом европейского модерна или постмодерна.

Кассирер в своих работах постоянно проводит мысль о плюрализме и «равноправности» всех символических форм, об их несводимости одной к другой и одной из другой, о том, что наука не может быть «выше» языка или искусства, поскольку каждая символическая форма выполняет свою специфическую функцию, которую не может выполнять любая другая форма и лишь стройное единство всех символических форм создает гармоничный универсум человеческой культуры. Разумеется, если рассматривать систематику символических форм в общекультурном и философском плане, то такая трактовка проблемы не вызывает возраженийно если брать лишь историю возникновения и развития абстрактно-логического мышления человечества, то высшим достижением и конечным продуктом этого процесса (об этом пишет неоднократно и сам Кассирер) является конечно же современная наука. Необходимо «разводить» эти пласты рассмотрения философии Кассирера и тогда все споры о Марбургском периоде в творчестве немецкого неокантианца — следует ли рассматривать Марбургский этап и «Философию символических форм» как одно целоелибо как трансформацию взглядов и интересов философа, или же как два совершенно разных и не связанных между собой этапа философского развития Кассирера — можно было бы свести к вопросу: сознательно пли неосознанно Кассирер включает гносеологические элементы во все свои работы. А такое использование гносеологии в качестве определенной «точки отсчета» или «системы координат» на протяжении всего философского творчества Кассирера несомненно: недаром мыслитель постоянно соотносит и сравнивает язык, искусство, историю и даже миф с наукой, с идеалом научного знания (так, например, применительно к мифу философ говорит, что миф не является бессвязной массой суеверий и преданий, а обладает своей собственной специфической внутренней логикойсовременная мифология с научной точки зрения проанализирована им в «Мифе о государстве»). Такая переформулировка вопроса о периодизации наследия Кассирера выводит рассмотрение этой проблемы на иную ступеньтеперь можно говорить уже о психологических основаниях эволюции взглядов Кассирера, а это уже область не философии, а психологии. На наш взгляд, если оставаться на почве истории философии, а не психологии, — все творчество Э. Кассирера является развитием и продолжением идей философии Марбургского периода, разумеется, с изменением объекта рассмотрения.

Что касается вопроса об оценке всего философского наследия Кассирера, то автору диссертации приходилось встркчаться с разными мнениями на этот счет: одни исследователи называют его философом модернадругие считают, что Кассирер принадлежит к традиции постмодерна4, поскольку он часто говорит о плюрализме и равной значимости всех культурных феноменов. В этом вопросе нам ближе точка

4 См. к примеру, Dorothea Frede, Reinhold Schmueker (Hrsg.): E. Cassirer Werk und Wirkung. Kultur und Philosophie. Darmstadt, 1997. зрения профессора Швеммера5, который причисляет философию Кассирера к традиции европейского модерна, поскольку у автора «Философии символических форм», несмотря на плюрализм символических форм все же нет их слияния и смешиваниякаждая символическая форма представляет собой автономное образование, функционально связанное с другими символическими формами. Именно Кассирер виДел сущность человека в его творческой культурной деятельности, где духовная экзистенция человека осуществляется с помощью символических и технических посредников культуры: здесь имеется в виду то, что человек, принимая участие в создании многомерного мира культуры, формирует одновременно свой внутренний мир, свою собственную свободную «самость». Эта концепция Кассирера о построении человеком внешнего мира культуры и своей собственной внутренней сущности определяет в то же время человека и как моральное существо, которое несет ответственность не только за формы собственной индивидуальной экзистенции, но также и за весь созданный им универсум культуры.

Возникновение объективированного мира культуры и внутренней сложной и разноплановой сущности духа человека посредством свободного творчества последнего в конце концов обосновывает принципиально неустранимое многоразличие форм духовной жизни и внешних проявлений культурыименно это создает также и определенные формы человеческой коммуникации, то есть понимания и «признания» (принятия) любого другого внутреннего духовного мира. Понимание «другого», по Кассиреру, удается лишь тогда, когда понята своя собственная «сущность», когда собственные традиции и культурное посредничество полностью артикулированы и отрефлексированы. Все эти

См.: 5с1петтег О. ЕпШ О^гег. Ет РИПоБорИ с! ег сигорпЫБсЬсп Мос1стс. ВегНп. 1997. идеи, по нашему мнению, и позволяют причислить Эрнста Кассирера к числу крупнейших и оригинальных философов европейского модерна.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997.
  2. Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.
  3. Э. Лекции по философии и культуре // Культурология. XX век. Антология. М., 1995.
  4. Э. Познание и действительность. СПб., 1912.
  5. Э. Теория относительности Эйнштейна. СПб., 1928.
  6. Э. Техника современных политических мифов // Феномен человека. Антология. М., 1993.
  7. Cassirer Е. Axel Haegerstroem. Eine Studie zur schwedischen Philosophie der Gegenwart // Goeteborgs Hoegskolas Arsskrift XLV 1939. Goeteborg, 1939.
  8. Cassirer E. Zum Begriff der Nation. Eine Erwiderimg auf den Aufsatz von Bruno Bauch. Geschrieben 1916 // Bulletin des Leo Baeck Instituts, 1991.
  9. Cassirer E. Der Begriff der symbolischen Form im Aufbau der Geisteswissenschaften. Vortraege der Bibliothek Warburg, 1921/22.
  10. Cassirer E. Die Begriffsform im mythischen Denken. Studien der Bibliothek Warburg. Bd. 1. Leipzig, 1922.
  11. Cassirer E. Descartes. Lehre Persoenlichkeit — Wirkung. Hamburg, 1995.
  12. Cassirer E. Deskartes und Koenigin Christina von Schweden. Eine Studie zur Geistesgeschichte des 17. Jahrhunderts // Cassirer E. Descartes. Lehre -Persoenlichkeit Wirkung. Hamburg, 1995.
  13. Cassirer E. Zur Einsteinischen Relatitivitaetstheorie. Erkenntnistheretische Betrachtungen// Cassirer E. Zur modernen Physik. Darmstadt, 1980.
  14. Cassirer E. Erkenntnis, Begriff, Kultur. Hamburg, 1993.
  15. Cassirer E. Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit. 4 Bde. Darmstadt, 1971−73.
  16. Cassirer E. Nachgelassene Manuskripte und Texte. Bd. 1: Zur Metaphysik der symbolischen Formen. Hamburg, 1995.
  17. Cassirer E.. Nachgelassene Manuskripte und Texte. Bd. 2: Ziele und Wege der Wirkhchkeitserkenntnis. Hamburg, 1997.
  18. Cassirer E. Freiheit und Form. Studien zur deutschen Geistesgeschichte. Berlin, 1922.
  19. Cassirer E. Formen und Formwandlungen des philosophischen Wahrheitsbegriffs // Cassirer E. Geist und Leben. Leipzig, 1993.
  20. Cassirer E. Form und Technick // Cassirer E. Symbol, Technik, Sprache. Hamburg, 1985.
  21. Cassirer E. Geist und Leben. Schriften zu den Lebensordnungen von Natur und Kunst, Geschichte und Sprache. Leipzig, 1993.
  22. Cassirer E. Die Idee der republikanischen Verfassung // Symbolische Formen, moegliche Welten Emst Cassirer. Hamburg, 1995.
  23. Cassirer E. Idee und Gestalt. Goethe, Schiller, IToelderhn, Kleist. 5 Aufsaetze. Darmstadt, 1989.
  24. Cassirer E. Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance. Darmstadt, 1987.
  25. Cassirer E. Goethe und die geschichtliche Welt. Berlin, 1932.
  26. Cassirer E. Heidegger-Vorlesungen. Davos Maerz, 1929.
  27. Cassirer E. Kants Leben und Leine. Darmstadt, 1975.
  28. Cassirer E. Kant und das Problem der Metaphysik // Kant-Studien, Bd. 36, 1931.
  29. Cassirer E. Kant und die moderne Mathematik // Kant-Studien, Bd. 12, 1907.
  30. Cassirer E. Leibniz System in seinen wissenschaftlichen Grundlagen. Darmstadt, 1962.
  31. Cassirer E. Logos, Dike, Kosmos in der Entwicklung der griechischen Philosophie // Goeteborgs Hoegskolas Arsskrift XLVII (1941) 6. Goeteborg, 1941.
  32. Cassirer E. Zur Logik der Kulturwissensaften. Fuenf Studien. Darmstadt, 1961.
  33. Cassirer E. Zur Logik des Symbolbegriffs // Theoria 1938, 2. Goeteborg, 1938.
  34. Cassirer E. Zur modernen Physik. Darmstadt, 1980.
  35. Cassirer E. The Myth of the State. New Haven and London, 1946.
  36. Cassirer E. Der Mythus des Staates. Zuerich Muenchen, 1949.
  37. Cassirer E. Naturalistische und humanistische Begruendung der Kulturphilosophie // Cassirer E. Erkenntnis, Begriff, Kultur. Hamburg, 1993.
  38. Cassirer E. Die Philosophie der Aufklaerung. Tuebingen, 1932.
  39. Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Erter Teil: Die Sprache. Darmstadt, 1997.
  40. Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Zweiter Teil: Das mythische Denken. Dannstadt, 1997.
  41. Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Dritter Teil: Phaenomenologie der Erkenntnis. Darmstadt, 1997.
  42. Cassirer E. Die Platonische Renaissance in England und die Schule von Cambridge. Leipzig, 1932.
  43. Cassirer E. Sprace und Mythos. Ein Beitrag zum Problem der Goetternamen // Studien der Bibliothek Warburg 6, Leipzig, 1925.
  44. Cassirer E. Strukturalismus in der Modernen Linguistik // Cassirer E. Geist und Leben. Leipzig, 1993.
  45. Cassirer E. Substanzbegriff und Funktionsbegriff. Untersuchungen lieber die Grundfragender Erkeimtniskritik. Berlin, 1910.
  46. Cassirer E. Symbol, Myth and Ciilture. Essays and Lectures of Ernst Cassirer 1935−1945. New Hawen and London, 1979.
  47. Cassirer E. Das Symbolproblem und seine Siellung im System der Philosophie // Cassirer E. Symbol, Technick, Sprache. Hamburg, 1985.
  48. Cassirer E. Symbol, Technick, Sprache. Aufsaetze aus den Jahren 19 271 933. Hamburg, 1985.
  49. Cassirer E. Versuch ueber den Menschen. Einfuerung in eine Philosophie der Kultur. Hainburg, 1996.
  50. Cassirer E. Vom Wesen und Werden des Naturrechts // Zeitschrift fuer Rechtsphilosophie in Lehre und Praxis. Leipzig, 1932, Bd. 6.
  51. Cassirer E. Was ist Subjektivismus? // Theoria, Bd. V, Goeteborg, 1939.
  52. Cassirer E. Wesen und Wirkung des Symbolbegriffs. Darmstadt, 1983.
  53. Л.А. Кант и проблема знания. Ереван, 1979.
  54. И.И. Современная философская антропология. Минск, 1970.
  55. М. Реализм и морфогенез // Теория общества. Фундаментальные проблемы М., 1999.
  56. В.Ф. Неокантианство // Буржуазная философия кануна и начала имперализма. М., 1977.
  57. К.С. Избранные философские труды. Т. 3. Тбилиси, 1973.
  58. К.С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960.
  59. ., Лисина Е. Социально-экономические предпосылки представлений о функции, Челябинск, 1987. Деп. в ИНИОН № 31 288 от 25. 09.1987.
  60. А. Структурно-функциональная школа в современной социологии. Диссертация. М., 1991.
  61. В. Мартин Хайдеггер сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Челябинск, 1998.
  62. И.В., Юдин Б. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. М., 1972.
  63. А. Кризис неокантианства и теория познания Э. Кассирера. Диссертация. М., 1964.
  64. М. Проблема человека. М., 1992.
  65. Буржуазная философия XX века. М., 1974.
  66. В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. М., 1992. № 1.
  67. Г. История математики от Декарта до середины XIX столетия. М., 1960.
  68. A.A. Актуальность прекрасного. М., 1991.
  69. A.A. Истина и метод. М., 1988.
  70. В.П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1987.
  71. П.П. Анализ математических предпосылок научного знания в неокантианстве Марбургской школы // Концепции науки в буржуазной философии и социологии. М., 1973.
  72. П.П. Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура // Три подхода к изучению культуры М., 1997.
  73. П.П. Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве Марбургской школы // Кант и кантианцы. М., 1978.
  74. П.П. Эволюция понятия науки (XVII XVIII вв.). М., 1987.75.'Гайденко П. П. Прорыв в трансцендентное. М., 1997.
  75. П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М., 1963.
  76. Г. Беседы. М.-Л., 1934.
  77. А.Т., Зубов В. П. Очерки развития основных понятий механики. М., 1962.
  78. .Т. Идейные истоки и традиции современной философии человека. Диссертация. М., 1971.
  79. .Т. Философская антропология. М., 1982.
  80. .Т. Философия немецкого неокантанства. Диссертация. М&bdquo- 1955.
  81. A.M. Критический анализ теории символической культуры Э. Кассирера. Диссертация. Минск, 1977.
  82. A.M. Философия культуры Марбургской школы. Минск, 1978.
  83. .С. Логика. Рациональность. Творчество. М., 1982.
  84. П.С., Султанова М. А. Первооткрыватель философии символизма// Философские науки. М., 1993. № 4−6.
  85. П.С. Эрнст Кассирер: феноменология мифа // Философские науки. М., 1991. № 7.
  86. X. Три мемуара по механике. М.-Л., 1951.
  87. Р. Непрерывность и иррациональные числа. Одесса, 1923.
  88. Р. Геометрия. М.-Л., 1938.
  89. А.Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века. М., 1998.
  90. А.Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины XIX -начала XX века. М., 1988.
  91. В.П. Пространство и время у парижских номиналистов XIV века // Из истории французской науки. М., 1960.
  92. В.П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. М., 1965.
  93. В.П. Трактат Брадвардина «О континууме» // Историко-математические исследования. Вып. 13. М., 1960.
  94. A.B. Философская судьба Эрнста Кассирера // Вестник МГУ. Серия «философия». М., 1990. № 2.
  95. . Геометрия, изложенная новым способом при помощи неделимых непрерывного. M-JT, 1940.
  96. Кант и кантианцы. Критические очерки одной философской традиции. М., 1978.
  97. И. Собрание сочинений в восьми томах. Тт. 1−8. М., 1994.
  98. М.А. Судьба старой дилеммы. М., 1974.
  99. А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.
  100. A.A. Гносеологические основы философии культуры Э. Кассирера// Актуальные проблемы исторического материализма. М., 1971.
  101. A.A. Эволюция неокантианства Марбургской школы. Диссертация. М., 1971.
  102. .Г. Дж. Бруно и генезис классической науки. М., 1970.
  103. .Г. Идеи и образы Возрождения. Наука XIV XVI вв. в свете современной науки. М., 1979.
  104. .Г. Современная наука и философия. М., 1981.
  105. .Г. Ценность познания. Очерки современной теории науки. М., 1975.
  106. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.
  107. Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырех томах. М., 1982−89.
  108. Г. Анализ бесконечно малых. М.-Л., 1935.
  109. К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.111: Луман Н. Теория общества // Теория общества. Фундаментальные проблемы М., 1999.
  110. Магический кристалл. М., 1994.
  111. А.И. Теория аналитических функций. М.-Л., 1950.
  112. Н.В. Категории цели и функции в социологическом познании. Диссертация. Новосибирск, 1990.
  113. Г. П. Развитие учения о числе в Европе до XVII века. Ташкент, 1981.
  114. В.И. Философия языка Э. Кассирера// Философские науки. М., 1988. № 3.
  115. Ф.А. Очерки истории теории функций действительного переменного. М., 1975.
  116. X. «Символическая выразительность» феноменологическое понятие? // Логос. М., 1995. №> 6.
  117. П. Типы современной философской мысли в Германии. Казань, 1878.
  118. .В. Проблема познания в философии Э. Кассирера. Диссертация. М., 1974.
  119. В.В. В поисках иных смыслов. М., 1991.
  120. И.П. Функция // Большая советская энциклопедия. Т. 45. М., 1956.
  121. П. Кант и Марбургская школа // Новые идеи в философии. М., 1913. № 5.
  122. Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М., 1978.
  123. Т.Н. Критика «критического рационализма». М., 1988.
  124. О человеческом в человеке. М., 1991.
  125. Р. Экология человека // Теория общества. Фундаментальные проблемы М., 1999.
  126. Э.Н. Предпосылки философской антропологии в буржуазной философии Германии второй половины XIX века. Диссертация. Л., 1974.
  127. П.С., Стяжкин Н. И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М, 1974.
  128. С.И. Кант и кантианство. М., 1961.
  129. К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
  130. Проблема человека в западной философии. М., 1992.
  131. И.Д. Античная наука. М., 1980.
  132. Э.Р. Проблема человека в философии неокантианства. Диссертация. Екатеринбург, 1994.
  133. К.А. Проблема символа в западной философии XX века. Диссертация. Ереван, 1980.
  134. К.А. Становление европейской науки. Ереван, 1990.
  135. К.А. Философия культуры Э. Кассирера // Вопросы философии. М., 1984. № 9.
  136. К.А. Философия символических форм Э. Кассирера. Ереван, 1989.
  137. К.А. Проблема человека в философии Э. Кассирера // Буржуазная философская антропология XX века. М., 1988.
  138. В.Е. Становление проблемы понимания в западной философии науки (Кант и неокантианство). Диссертация. М., 1995.
  139. Символ в системе культуры. Тарту, 1987.
  140. Н.И. О начальном формировании некоторых идей функционального анализа. М., 1971.
  141. А. Неокантианство // Из истории философии XIX века. М., 1933.
  142. Современная идеалистическая гносеология. Критические очерки. М., 1968.
  143. Современная философия и социология в ФРГ. М., 1971.
  144. Современные зарубежные исследования по философии и генезису науки. М., 1980.
  145. П.П. Философия в современной Германии. М., 1890.
  146. Средневековье в его памятниках. М., 1913.
  147. Средневековье в свидетельствах современников. М., 1984.
  148. Старосельская-Никитина О. Очерки по истории науки и техники периода французской буржуазной революции 1789−1793 гг. М.-Л., 1946.
  149. B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
  150. Г. В. Кантианство и неокантианство // Вопросы теоретического наследия И. Канта. Калиниград. Вып. 3. 1978.
  151. Г. В. Теория познания немецкого неокантианства. Диссертация. Тбилиси, 1963.
  152. Теория общества. Фундаментальные проблемы М., 1999.
  153. Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческое действие: объяснение в социологии и социальной науке // Теория общества. Фундаментальные проблемы М., 1999.
  154. Е. Теория функций. М.-Л., 1951.
  155. Ц. Теории символа. М., 1999.
  156. Л.Б. Естественнонаучное понятие и история культуры (Опыт современного анализа идей Кассирера) // Вопросы истории естествознания и техники. № 4. 1988.
  157. А. Возвращение человека действующего. М., 1998.
  158. Философия Канта и современность. М., 1974.
  159. Философская антропология: истоки, современное состояние и перспективы. М., 1995.
  160. Философско-религиозные истоки науки. М., 1997.
  161. A.C. Критический анализ историко-философской концепции Э. Кассирера:// Методологические проблемы истории общественной мысли. JL, 1971.
  162. А., Бар-Хиллел И. Основание теории множеств. М., 1966.
  163. М. Бытие и время. М., 1997.
  164. М. Введение в метафизику. СПб., 1998.
  165. М. Время и бытие. М., 1993.
  166. М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.
  167. М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.
  168. М. Разговор на проселочной дороге. М., 1992.
  169. М. Тождество и различие. М., 1997.
  170. Г. Г. История математики в древности и в средние века. M.-JT, 1938.
  171. Г. И. Метод понимания в философии и проблема человека. Тбилиси, 1975.
  172. М. Избранные произведения. М., 1994.
  173. B.C. Знак и деятельность. М., 1970.
  174. B.C. Идеи и методы анализа бесконечно малых в западноевропейской математике. Диссертация. М., 1978.
  175. И. Символические смыслообразования в человеческой жизни. Рига, 1990.179'. Шульце-Гевернитц. Маркс или Кант? СПб., 1909.
  176. Этика Канта и современность. Рига, 1978.
  177. Это человек. Антология. М., 1995.
  178. .Г. Функция// Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  179. А.П. Идеи обоснования анализа в XVIII веке // Карно J1. Размышления о метафизике исчисления бесконечно-малых. М.-Л., 1933.
  180. А.П. История математики в средние века. М., 1961.
  181. А.П. О развитии понятия функции // Историко-математические исследования. Вып. 17. М., 1966.
  182. А.П. О революции в математике нового времени // Вопросы истории естествознания и техники. 1969. № 2.
  183. .В. Теоретическая философия Г. Когена// Логос. Кн. 1. 1910.
  184. Braun H.-J./Holzhey H./Orth E.-W. Ueber Ernst Cassirer Philosophie der symbolischen Formen. F/M, 1988.
  185. Bauch B. Das Substanzproblem in der griechischen Philosophie. Heidelberg, 1910.
  186. Beckmann J. Die Relationen der Identitaet und der Gleichheit nach J. Duns Scotus. Bonn, 1967.
  187. Cassirer Toni. Mein Leben mit Ernst Cassirer. Hildesheim, 1981.
  188. Cohen G. Das Prinzip der Infinitesimal-Methde und seine Geschichte. Zuerich, New York, 1984.
  189. Cohen G. Kants Theorie der Erfarung. Zuerich, New York, 1987.
  190. Cohen G. Logik der reinen Erkenntnis. Zuerich, New York, 1984.
  191. Eincheit des Geistes. Probleme ihrer Grunlegung in der Philosophie E. Cassirers. F/M, 1996.
  192. Eisenstadt S. Funktional Analysis in Antropology and Sciology: An Interpretative Essay. New York, 1990.
  193. Ettelt W. Der Sybstazbegriff. Eine Ontologische Untersuchung im Anschluss an Emst Cassirer //Philosophische Perspektiven. Bd. 3. F/M, 197 L
  194. Ferrari M. Cassirer, Schlik und die Relativitaetstheorie //Nuekantianismus. Perspektiven und Problemen. Wuerzburg, 1994.
  195. Ferretti S. Cassirer, Panofsky, and Warburg. Symbol, Art, and Histiry. New Haven London, 1989.
  196. Figal G./Rudolp E. SchweipunJktthema E. Cassirer. Stuttgart, 1992.
  197. Frede D/Schmueker R. Emst Cassire Werk und Wirkung. Kultur und Philisophie. Darmstadt, 1997.
  198. Frege G. Funktion. Begriff. Bedeutung. Goettingen, 1975.
  199. Gadamer H.-G. Die Philosophische Bedeutung Paul Natops // Natorp P. Philosophische Systematik. Hamburg, 1958.
  200. Gadamer H.-G. Zur Systemidee in der Philisiphie //Festschrift frier Paul Natorp. Berlin und Leipzig, 1924.
  201. Gawronsky D. Ernst Cassirer. Leben und Werk // Emst Cassirer. Stuttgart, 1966.
  202. Graeser A. Emst Cassirer. Muenchen, 1994.
  203. Gruender K. Cassirer und Heidegger in Davos 1929 // Ueber Ernst Cassirer Philosophie der symbolischen Formen. F/M, 1988.
  204. Habennas J. Metaphysik nach Kant // Theorie der Subjektivitaet. F/M, 1990.
  205. Habermas J. Der philosophische Diskurs der Moderne. F/M, 1985.
  206. Habennas J. Zur Logik der Sozialwissenschaften. Tuebingen, 1967.
  207. Handbuch philosophisches Grundbegriffe. Muenchen, 1973.
  208. Heidegger M. Grandprobleme der Phaemenologie. F/M, 1973.
  209. Historisches Woerterbuch der Philosophie. Basel/Stuttgart, 1972.
  210. Hoeffding H. Der Relationsbegriff. Eine erkenntnistheoretische Untersuchung. Leipzig, 1922.
  211. Holzhey H. Cohen und Natorp. 1: Ursprung und Einheit. II: Der Marburger Neukantianismus in Quellen. Basel, Stuttgart, 1986.
  212. Holzhey H. Die Marburger Schule des Neukantianismus // Flach W., Holzhey H. (Hrsg.). Erkenntnistheorie und Logik im Neukantianismus. Hildesheim, 1979.
  213. Holzhey H. Die Leibniz-Rezepzion im «Neukantianismus» der Marburger Schule. F/M, 1988.
  214. Holzhey H. Cassirers Kritik des mytischen Bewusstseins// Ueber Ernst Cassirer Philosophie der symbolischen Formen. F/M, 1988.
  215. Husserl E. Die Krisis der europeaeischen Wissenschaften und die transzendentale Phaemenologie. Den Haag, 1954 (= Husserliana VI).
  216. Jesinghausen-Lauster M/ Die Suche nach der symbolischen Form. BadeBaden, 1985.
  217. Kajon I. Das Problem der Einheit des Bewusstseins im Denken E. Cassirers // Ueber Ernst Cassirer Philosophei der symbolischen Formen. F/M, 1988.
  218. Knoppe T. Die theoretische Philosophie Ernst Cassirers. Zu den Grundlagen transzendentaler Wissenschafts- und Kulturtheorie. Hamburg, 1992.
  219. Krois J.-M. Cassirer. Symbolic Forms and History. New Hawen und London, 1987.
  220. Krois J.-M. Problematik, Eigenart und Aktualitaet der Cassirschen Philosophie der symbolischen Formen // Ueber Emst Cassirer Philosophie der symbolischen Formen. F/M, 1988.
  221. Krois J.-M. Emst Cassirer 1874−1945. Hamburg, 1994.
  222. Kulturkritik nach Emst Cassirer. Hamburg, 1995.
  223. Lipton D. Emst Cassirer. The Dilemma of a Liberal Intellektual in Germany 1914−33. Toronto, 1978.
  224. Luhmann N. Soziale Systeme. Grundriss einer allgemeinen Theorie. F/M, 1987.
  225. Luhmann N. Die Wissenschaft der Gesellschaft. F/M, 1990.
  226. Luhmann N. Zweckbegriff und Systemrationalitaet. Ueber die Funktion von Zwecken in sozialen Systemen. F/M, 1973.
  227. Luhmann N Die Zukunft kann beginnen: Temporal struktur der modernen Gesellschaft. F/M, 1990.
  228. W. (Hrsg.) Zur Selbstbegruendung der Philosophie seit Kant. Frankfurt, 1987.
  229. Marx W. Aspekte einer transzendentaler Topik. Zum Problem der Verhaeltnisbestimmung von Verstand und Vernuft im Rahmen der theoretischen Philosophie Kants // Philosophisches Jarhrbuch LXXX1, 1974.
  230. Marx W. Cassirers Philosophie ein Abschied von kantianisierender Letzbegruendundung? // Ueber Emst Cassirer Philosophie der symbolischen Formen. F/M, 1988.
  231. Natorp P. Die logische Grandlagen der exakten Wissenschaften. Leipzig, Berlin, 1921.
  232. Natorp P. Philosophie. Ihr Problem und ihre Probleme. Einfuerung in den kritischen Idealismus. Goettingen, 1918.
  233. Natoip P Philosophische Systematik. Hamburg, 1958.
  234. Natorp P. Zu Cohens Logik // Holzhey H. Cohen und Natorp II. Basel, Stuttgart, 1970.240'. Neumann K. Emst Cassirer: das Symbol // Grundprobleme der grossen Philosophen. Philosophie der Gegenwart II. Goettingen, 1973.
  235. Ollig H.-L. Neukantianismus. Stuttgart, 1982.
  236. Orth E.-W. Einheit und Vielheit der Kulturen in der Sicht Edmund Husserls und Ems Cassirers. F/M, 1989.
  237. Orth E.-W. Von der Erkenntnistheorie zur Kulturphilosophie. Studien zu Ernst Cassirers Philosophie der symbolischen Formen. Wuerzburg, 1996.
  238. Orth E.-W. Zum Zeitbegriff E. Cassirers // Phaemenologische Forschungen 13. 1982.
  239. Orth E.-W. Zur Medialitaet der menschlechen Orientierung //Symbol, Geschlecht, Design. Bern, 1989.
  240. Paetzold H. Emst Cassirer und die Idee einer transformierten Transzendentalphilosophie // Materialien zur Neukantanismus-Dislcussion. Wege der Forschung Bd. 637. Darmstadt, 1987.
  241. Paetzold H. Emst Cassirer. Von Marburg nach New York. Eine philosophische Biographie. Darmstadt, 1995.
  242. Paetzold H. Emst Cassirer. Zur Einfuerung. Hamburg, 1993.
  243. Paetzold H. Die Raelitaet der symbolischen Formen. Die Kulturphilosophie Emst Cassirers im Kontext. Darmstadt, 1994.
  244. Panofsky E. Perspektive als symbolische Form. Berlin, 1974.
  245. Plessner H. Die Stufen des Organischen und der Mensch. Eine Einleitung in die philosophische Anthropologie. Berlin, 1975.
  246. Plessner H. Die verspaetete Nation. F/M, 1959.
  247. Poma A. Von der Kulturphilosophie zur Phaemenologie der Erkenntnis // Ueber Emst Cassirer Philosophie der symbolischen Formen. F/M, 1988.
  248. Reese-Schaefer W. Luhmann. Zur Einfuerung. Hamburg, 1992.
  249. Reichenhall B., Steinbacher K. Funktion (Sozialwissenschaflich). Funktionalismus //Europaeische Enzyklopaedie zu Philosophie und Wissenschaften. Bd. 2. Hamburg, 1990.
  250. Rill I. Symbolische Identitaet. Dynamik und Stabilitaet bei Emst Cassirer und Nilclas Luhmann. Wuerzburg, 1995.
  251. Rudolph E. Round-table-Gespraech «Pholosophie und Politik» lieber die «Davoser Disputation» // Internationale Zeitschrift fuer Philosophie, Heft 2, 1992.
  252. Rudoph E. Von der Sybstanz zur Funktion. Leibnizrezeption als Kantkritik bei Cassirer. // Dialektik 1995 / 1.
  253. Saxl F. Enst Cassirer // The Philosophy of Ernst Cassirer. Evanston, 1949.
  254. Schaub F. Die Umbandlung des Substanzbegriffs zuu Funktionsbegriff in der Marburger Schule. Gaffel, 1914.
  255. Schuthess P. Relation und Funktion. Eine systematische und entwicklungsgeschichtliche Untersuchung zur theoretischen Philosophie Kants. Berlm/New York, 1981.
  256. Schwemmer O. Der Werkbegriff in der Metaphysik der symbolischen Formen. Zu Cassirers Konzepzion eines vierten Bandes der «Pholosophie der symbolischen Formen» // Internationale Zeitschrift Hier Philosophie, Heft 2, 1992.
  257. Schwemmer O. Emst Cassirer. Ein Philosoph der europaeischen Moderne. Berlin, 1997.
  258. Symbolische Formen, moegliche Welten Ernst Cassirer. Hamburg, 1995.
  259. Verene D. Introduktion// Symbol, Myth, and Culture. New Hawen und London, 1979.
  260. Werle J.-M. Emst Cassirers nachgelassene Aufzeichungen ueber «Leben» und «Geist» // Ueber Emst Cassirer Philosophie der symbolischen Formen. F/M, 1988.
  261. Woland G. Cassirers Symbolbegriff und die Grundlegungsproblematik der Geisteswissenschaften // Leitschrift fuer philosophische Forschung XVIII, 1964.
Заполнить форму текущей работой