Человек как субъект культуры в философии Э. Кассирера
Диссертация
Кассирер в своих работах постоянно проводит мысль о плюрализме и «равноправности» всех символических форм, об их несводимости одной к другой и одной из другой, о том, что наука не может быть «выше» языка или искусства, поскольку каждая символическая форма выполняет свою специфическую функцию, которую не может выполнять любая другая форма и лишь стройное единство всех символических форм создает… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ОТ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ К ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ: «ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ» КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Э. КАССИРЕРА
- 1. Субстанция и функция: функционализм в системе философии
- Кассирера
- 2. Роль и значение понятия символа в философских работах
- Э. Кассирера
- 3. Феноменология языка как основание «Философии символических форм»
- ГЛАВА II. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ФИЛОСОФИИ КАССИРЕРА
- 1. Многообразие символических форм и единство духовного
- 2. Культурная деятельность как объяснительный принцип понимания природы человека
- 3. Культура и мораль: этическое измерение философии Кассирера
Список литературы
- Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997.
- Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.
- Кассирер Э. Лекции по философии и культуре // Культурология. XX век. Антология. М., 1995.
- Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1912.
- Кассирер Э. Теория относительности Эйнштейна. СПб., 1928.
- Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Феномен человека. Антология. М., 1993.
- Cassirer Е. Axel Haegerstroem. Eine Studie zur schwedischen Philosophie der Gegenwart // Goeteborgs Hoegskolas Arsskrift XLV 1939. Goeteborg, 1939.
- Cassirer E. Zum Begriff der Nation. Eine Erwiderimg auf den Aufsatz von Bruno Bauch. Geschrieben 1916 // Bulletin des Leo Baeck Instituts, 1991.
- Cassirer E. Der Begriff der symbolischen Form im Aufbau der Geisteswissenschaften. Vortraege der Bibliothek Warburg, 1921/22.
- Cassirer E. Die Begriffsform im mythischen Denken. Studien der Bibliothek Warburg. Bd. 1. Leipzig, 1922.
- Cassirer E. Descartes. Lehre Persoenlichkeit — Wirkung. Hamburg, 1995.
- Cassirer E. Deskartes und Koenigin Christina von Schweden. Eine Studie zur Geistesgeschichte des 17. Jahrhunderts // Cassirer E. Descartes. Lehre -Persoenlichkeit Wirkung. Hamburg, 1995.
- Cassirer E. Zur Einsteinischen Relatitivitaetstheorie. Erkenntnistheretische Betrachtungen// Cassirer E. Zur modernen Physik. Darmstadt, 1980.
- Cassirer E. Erkenntnis, Begriff, Kultur. Hamburg, 1993.
- Cassirer E. Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit. 4 Bde. Darmstadt, 1971−73.
- Cassirer E. Nachgelassene Manuskripte und Texte. Bd. 1: Zur Metaphysik der symbolischen Formen. Hamburg, 1995.
- Cassirer E.. Nachgelassene Manuskripte und Texte. Bd. 2: Ziele und Wege der Wirkhchkeitserkenntnis. Hamburg, 1997.
- Cassirer E. Freiheit und Form. Studien zur deutschen Geistesgeschichte. Berlin, 1922.
- Cassirer E. Formen und Formwandlungen des philosophischen Wahrheitsbegriffs // Cassirer E. Geist und Leben. Leipzig, 1993.
- Cassirer E. Form und Technick // Cassirer E. Symbol, Technik, Sprache. Hamburg, 1985.
- Cassirer E. Geist und Leben. Schriften zu den Lebensordnungen von Natur und Kunst, Geschichte und Sprache. Leipzig, 1993.
- Cassirer E. Die Idee der republikanischen Verfassung // Symbolische Formen, moegliche Welten Emst Cassirer. Hamburg, 1995.
- Cassirer E. Idee und Gestalt. Goethe, Schiller, IToelderhn, Kleist. 5 Aufsaetze. Darmstadt, 1989.
- Cassirer E. Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance. Darmstadt, 1987.
- Cassirer E. Goethe und die geschichtliche Welt. Berlin, 1932.
- Cassirer E. Heidegger-Vorlesungen. Davos Maerz, 1929.
- Cassirer E. Kants Leben und Leine. Darmstadt, 1975.
- Cassirer E. Kant und das Problem der Metaphysik // Kant-Studien, Bd. 36, 1931.
- Cassirer E. Kant und die moderne Mathematik // Kant-Studien, Bd. 12, 1907.
- Cassirer E. Leibniz System in seinen wissenschaftlichen Grundlagen. Darmstadt, 1962.
- Cassirer E. Logos, Dike, Kosmos in der Entwicklung der griechischen Philosophie // Goeteborgs Hoegskolas Arsskrift XLVII (1941) 6. Goeteborg, 1941.
- Cassirer E. Zur Logik der Kulturwissensaften. Fuenf Studien. Darmstadt, 1961.
- Cassirer E. Zur Logik des Symbolbegriffs // Theoria 1938, 2. Goeteborg, 1938.
- Cassirer E. Zur modernen Physik. Darmstadt, 1980.
- Cassirer E. The Myth of the State. New Haven and London, 1946.
- Cassirer E. Der Mythus des Staates. Zuerich Muenchen, 1949.
- Cassirer E. Naturalistische und humanistische Begruendung der Kulturphilosophie // Cassirer E. Erkenntnis, Begriff, Kultur. Hamburg, 1993.
- Cassirer E. Die Philosophie der Aufklaerung. Tuebingen, 1932.
- Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Erter Teil: Die Sprache. Darmstadt, 1997.
- Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Zweiter Teil: Das mythische Denken. Dannstadt, 1997.
- Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Dritter Teil: Phaenomenologie der Erkenntnis. Darmstadt, 1997.
- Cassirer E. Die Platonische Renaissance in England und die Schule von Cambridge. Leipzig, 1932.
- Cassirer E. Sprace und Mythos. Ein Beitrag zum Problem der Goetternamen // Studien der Bibliothek Warburg 6, Leipzig, 1925.
- Cassirer E. Strukturalismus in der Modernen Linguistik // Cassirer E. Geist und Leben. Leipzig, 1993.
- Cassirer E. Substanzbegriff und Funktionsbegriff. Untersuchungen lieber die Grundfragender Erkeimtniskritik. Berlin, 1910.
- Cassirer E. Symbol, Myth and Ciilture. Essays and Lectures of Ernst Cassirer 1935−1945. New Hawen and London, 1979.
- Cassirer E. Das Symbolproblem und seine Siellung im System der Philosophie // Cassirer E. Symbol, Technick, Sprache. Hamburg, 1985.
- Cassirer E. Symbol, Technick, Sprache. Aufsaetze aus den Jahren 19 271 933. Hamburg, 1985.
- Cassirer E. Versuch ueber den Menschen. Einfuerung in eine Philosophie der Kultur. Hainburg, 1996.
- Cassirer E. Vom Wesen und Werden des Naturrechts // Zeitschrift fuer Rechtsphilosophie in Lehre und Praxis. Leipzig, 1932, Bd. 6.
- Cassirer E. Was ist Subjektivismus? // Theoria, Bd. V, Goeteborg, 1939.
- Cassirer E. Wesen und Wirkung des Symbolbegriffs. Darmstadt, 1983.
- Абрамян Л.А. Кант и проблема знания. Ереван, 1979.
- Антонович И.И. Современная философская антропология. Минск, 1970.
- Арчер М. Реализм и морфогенез // Теория общества. Фундаментальные проблемы М., 1999.
- Асмус В.Ф. Неокантианство // Буржуазная философия кануна и начала имперализма. М., 1977.
- Бакрадзе К.С. Избранные философские труды. Т. 3. Тбилиси, 1973.
- Бакрадзе К.С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960.
- Беляков Б., Лисина Е. Социально-экономические предпосылки представлений о функции, Челябинск, 1987. Деп. в ИНИОН № 31 288 от 25. 09.1987.
- Билал А. Структурно-функциональная школа в современной социологии. Диссертация. М., 1991.
- Бимель В. Мартин Хайдеггер сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Челябинск, 1998.
- Блауберг И.В., Юдин Б. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. М., 1972.
- Бобок А. Кризис неокантианства и теория познания Э. Кассирера. Диссертация. М., 1964.
- Бубер М. Проблема человека. М., 1992.
- Буржуазная философия XX века. М., 1974.
- Вельш В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. М., 1992. № 1.
- Вилейтнер Г. История математики от Декарта до середины XIX столетия. М., 1960.
- Гадамер A.A. Актуальность прекрасного. М., 1991.
- Гадамер A.A. Истина и метод. М., 1988.
- Гайденко В.П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1987.
- Гайденко П.П. Анализ математических предпосылок научного знания в неокантианстве Марбургской школы // Концепции науки в буржуазной философии и социологии. М., 1973.
- Гайденко П.П. Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура // Три подхода к изучению культуры М., 1997.
- Гайденко П.П. Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве Марбургской школы // Кант и кантианцы. М., 1978.
- Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII XVIII вв.). М., 1987.75.'Гайденко П. П. Прорыв в трансцендентное. М., 1997.
- Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М., 1963.
- Галилей Г. Беседы. М.-Л., 1934.
- Григорьян А.Т., Зубов В. П. Очерки развития основных понятий механики. М., 1962.
- Григорьян Б.Т. Идейные истоки и традиции современной философии человека. Диссертация. М., 1971.
- Григорьян Б.Т. Философская антропология. М., 1982.
- Григорьян Б.Т. Философия немецкого неокантанства. Диссертация. М&bdquo- 1955.
- Грищенко A.M. Критический анализ теории символической культуры Э. Кассирера. Диссертация. Минск, 1977.
- Грищенко A.M. Философия культуры Марбургской школы. Минск, 1978.
- Грязнов Б.С. Логика. Рациональность. Творчество. М., 1982.
- Гуревич П.С., Султанова М. А. Первооткрыватель философии символизма// Философские науки. М., 1993. № 4−6.
- Гуревич П.С. Эрнст Кассирер: феноменология мифа // Философские науки. М., 1991. № 7.
- Гюйгенс X. Три мемуара по механике. М.-Л., 1951.
- Дедекинд Р. Непрерывность и иррациональные числа. Одесса, 1923.
- Декарт Р. Геометрия. М.-Л., 1938.
- Зотов А.Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века. М., 1998.
- Зотов А.Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины XIX -начала XX века. М., 1988.
- Зубов В.П. Пространство и время у парижских номиналистов XIV века // Из истории французской науки. М., 1960.
- Зубов В.П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. М., 1965.
- Зубов В.П. Трактат Брадвардина «О континууме» // Историко-математические исследования. Вып. 13. М., 1960.
- Иванов A.B. Философская судьба Эрнста Кассирера // Вестник МГУ. Серия «философия». М., 1990. № 2.
- Кавальери Б. Геометрия, изложенная новым способом при помощи неделимых непрерывного. M-JT, 1940.
- Кант и кантианцы. Критические очерки одной философской традиции. М., 1978.
- Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Тт. 1−8. М., 1994.
- Киссель М.А. Судьба старой дилеммы. М., 1974.
- Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.
- Кравченко A.A. Гносеологические основы философии культуры Э. Кассирера// Актуальные проблемы исторического материализма. М., 1971.
- Кравченко A.A. Эволюция неокантианства Марбургской школы. Диссертация. М., 1971.
- Кузнецов Б.Г. Дж. Бруно и генезис классической науки. М., 1970.
- Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. Наука XIV XVI вв. в свете современной науки. М., 1979.
- Кузнецов Б.Г. Современная наука и философия. М., 1981.
- Кузнецов Б.Г. Ценность познания. Очерки современной теории науки. М., 1975.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.
- Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырех томах. М., 1982−89.
- Лопиталь Г. Анализ бесконечно малых. М.-Л., 1935.
- Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.111: Луман Н. Теория общества // Теория общества. Фундаментальные проблемы М., 1999.
- Магический кристалл. М., 1994.
- Маркушевич А.И. Теория аналитических функций. М.-Л., 1950.
- Мартьянов Н.В. Категории цели и функции в социологическом познании. Диссертация. Новосибирск, 1990.
- Матвиевская Г. П. Развитие учения о числе в Европе до XVII века. Ташкент, 1981.
- Медведев В.И. Философия языка Э. Кассирера// Философские науки. М., 1988. № 3.
- Медведев Ф.А. Очерки истории теории функций действительного переменного. М., 1975.
- Мекель X. «Символическая выразительность» феноменологическое понятие? // Логос. М., 1995. №> 6.
- Милославский П. Типы современной философской мысли в Германии. Казань, 1878.
- Михайлов Б.В. Проблема познания в философии Э. Кассирера. Диссертация. М., 1974.
- Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1991.
- Натансон И.П. Функция // Большая советская энциклопедия. Т. 45. М., 1956.
- Наторп П. Кант и Марбургская школа // Новые идеи в философии. М., 1913. № 5.
- Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М., 1978.
- Ойзерман Т.Н. Критика «критического рационализма». М., 1988.
- О человеческом в человеке. М., 1991.
- Парк Р. Экология человека // Теория общества. Фундаментальные проблемы М., 1999.
- Перевалов Э.Н. Предпосылки философской антропологии в буржуазной философии Германии второй половины XIX века. Диссертация. Л., 1974.
- Попов П.С., Стяжкин Н. И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М, 1974.
- Попов С.И. Кант и кантианство. М., 1961.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
- Проблема человека в западной философии. М., 1992.
- Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.
- Савостьянова Э.Р. Проблема человека в философии неокантианства. Диссертация. Екатеринбург, 1994.
- Свасьян К.А. Проблема символа в западной философии XX века. Диссертация. Ереван, 1980.
- Свасьян К.А. Становление европейской науки. Ереван, 1990.
- Свасьян К.А. Философия культуры Э. Кассирера // Вопросы философии. М., 1984. № 9.
- Свасьян К.А. Философия символических форм Э. Кассирера. Ереван, 1989.
- Свасьян К.А. Проблема человека в философии Э. Кассирера // Буржуазная философская антропология XX века. М., 1988.
- Семенов В.Е. Становление проблемы понимания в западной философии науки (Кант и неокантианство). Диссертация. М., 1995.
- Символ в системе культуры. Тарту, 1987.
- Симонов Н.И. О начальном формировании некоторых идей функционального анализа. М., 1971.
- Ситковский А. Неокантианство // Из истории философии XIX века. М., 1933.
- Современная идеалистическая гносеология. Критические очерки. М., 1968.
- Современная философия и социология в ФРГ. М., 1971.
- Современные зарубежные исследования по философии и генезису науки. М., 1980.
- Соколов П.П. Философия в современной Германии. М., 1890.
- Средневековье в его памятниках. М., 1913.
- Средневековье в свидетельствах современников. М., 1984.
- Старосельская-Никитина О. Очерки по истории науки и техники периода французской буржуазной революции 1789−1793 гг. М.-Л., 1946.
- Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
- Тевзадзе Г. В. Кантианство и неокантианство // Вопросы теоретического наследия И. Канта. Калиниград. Вып. 3. 1978.
- Тевзадзе Г. В. Теория познания немецкого неокантианства. Диссертация. Тбилиси, 1963.
- Теория общества. Фундаментальные проблемы М., 1999.
- Тернборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческое действие: объяснение в социологии и социальной науке // Теория общества. Фундаментальные проблемы М., 1999.
- Титчмарш Е. Теория функций. М.-Л., 1951.
- Тодоров Ц. Теории символа. М., 1999.
- Туманова Л.Б. Естественнонаучное понятие и история культуры (Опыт современного анализа идей Кассирера) // Вопросы истории естествознания и техники. № 4. 1988.
- Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1998.
- Философия Канта и современность. М., 1974.
- Философская антропология: истоки, современное состояние и перспективы. М., 1995.
- Философско-религиозные истоки науки. М., 1997.
- Фомин A.C. Критический анализ историко-философской концепции Э. Кассирера:// Методологические проблемы истории общественной мысли. JL, 1971.
- Френкель А., Бар-Хиллел И. Основание теории множеств. М., 1966.
- Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
- Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб., 1998.
- Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
- Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.
- Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.
- Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1992.
- Хайдеггер М. Тождество и различие. М., 1997.
- Цейтен Г. Г. История математики в древности и в средние века. M.-JT, 1938.
- Цинцадзе Г. И. Метод понимания в философии и проблема человека. Тбилиси, 1975.
- Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
- Швырев B.C. Знак и деятельность. М., 1970.
- Широков B.C. Идеи и методы анализа бесконечно малых в западноевропейской математике. Диссертация. М., 1978.
- Шуваев И. Символические смыслообразования в человеческой жизни. Рига, 1990.179'. Шульце-Гевернитц. Маркс или Кант? СПб., 1909.
- Этика Канта и современность. Рига, 1978.
- Это человек. Антология. М., 1995.
- Юдин Б.Г. Функция// Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
- Юшкевич А.П. Идеи обоснования анализа в XVIII веке // Карно J1. Размышления о метафизике исчисления бесконечно-малых. М.-Л., 1933.
- Юшкевич А.П. История математики в средние века. М., 1961.
- Юшкевич А.П. О развитии понятия функции // Историко-математические исследования. Вып. 17. М., 1966.
- Юшкевич А.П. О революции в математике нового времени // Вопросы истории естествознания и техники. 1969. № 2.
- Яковенко Б.В. Теоретическая философия Г. Когена// Логос. Кн. 1. 1910.
- Braun H.-J./Holzhey H./Orth E.-W. Ueber Ernst Cassirer Philosophie der symbolischen Formen. F/M, 1988.
- Bauch B. Das Substanzproblem in der griechischen Philosophie. Heidelberg, 1910.
- Beckmann J. Die Relationen der Identitaet und der Gleichheit nach J. Duns Scotus. Bonn, 1967.
- Cassirer Toni. Mein Leben mit Ernst Cassirer. Hildesheim, 1981.
- Cohen G. Das Prinzip der Infinitesimal-Methde und seine Geschichte. Zuerich, New York, 1984.
- Cohen G. Kants Theorie der Erfarung. Zuerich, New York, 1987.
- Cohen G. Logik der reinen Erkenntnis. Zuerich, New York, 1984.
- Eincheit des Geistes. Probleme ihrer Grunlegung in der Philosophie E. Cassirers. F/M, 1996.
- Eisenstadt S. Funktional Analysis in Antropology and Sciology: An Interpretative Essay. New York, 1990.
- Ettelt W. Der Sybstazbegriff. Eine Ontologische Untersuchung im Anschluss an Emst Cassirer //Philosophische Perspektiven. Bd. 3. F/M, 197 L
- Ferrari M. Cassirer, Schlik und die Relativitaetstheorie //Nuekantianismus. Perspektiven und Problemen. Wuerzburg, 1994.
- Ferretti S. Cassirer, Panofsky, and Warburg. Symbol, Art, and Histiry. New Haven London, 1989.
- Figal G./Rudolp E. SchweipunJktthema E. Cassirer. Stuttgart, 1992.
- Frede D/Schmueker R. Emst Cassire Werk und Wirkung. Kultur und Philisophie. Darmstadt, 1997.
- Frege G. Funktion. Begriff. Bedeutung. Goettingen, 1975.
- Gadamer H.-G. Die Philosophische Bedeutung Paul Natops // Natorp P. Philosophische Systematik. Hamburg, 1958.
- Gadamer H.-G. Zur Systemidee in der Philisiphie //Festschrift frier Paul Natorp. Berlin und Leipzig, 1924.
- Gawronsky D. Ernst Cassirer. Leben und Werk // Emst Cassirer. Stuttgart, 1966.
- Graeser A. Emst Cassirer. Muenchen, 1994.
- Gruender K. Cassirer und Heidegger in Davos 1929 // Ueber Ernst Cassirer Philosophie der symbolischen Formen. F/M, 1988.
- Habennas J. Metaphysik nach Kant // Theorie der Subjektivitaet. F/M, 1990.
- Habermas J. Der philosophische Diskurs der Moderne. F/M, 1985.
- Habennas J. Zur Logik der Sozialwissenschaften. Tuebingen, 1967.
- Handbuch philosophisches Grundbegriffe. Muenchen, 1973.
- Heidegger M. Grandprobleme der Phaemenologie. F/M, 1973.
- Historisches Woerterbuch der Philosophie. Basel/Stuttgart, 1972.
- Hoeffding H. Der Relationsbegriff. Eine erkenntnistheoretische Untersuchung. Leipzig, 1922.
- Holzhey H. Cohen und Natorp. 1: Ursprung und Einheit. II: Der Marburger Neukantianismus in Quellen. Basel, Stuttgart, 1986.
- Holzhey H. Die Marburger Schule des Neukantianismus // Flach W., Holzhey H. (Hrsg.). Erkenntnistheorie und Logik im Neukantianismus. Hildesheim, 1979.
- Holzhey H. Die Leibniz-Rezepzion im «Neukantianismus» der Marburger Schule. F/M, 1988.
- Holzhey H. Cassirers Kritik des mytischen Bewusstseins// Ueber Ernst Cassirer Philosophie der symbolischen Formen. F/M, 1988.
- Husserl E. Die Krisis der europeaeischen Wissenschaften und die transzendentale Phaemenologie. Den Haag, 1954 (= Husserliana VI).
- Jesinghausen-Lauster M/ Die Suche nach der symbolischen Form. BadeBaden, 1985.
- Kajon I. Das Problem der Einheit des Bewusstseins im Denken E. Cassirers // Ueber Ernst Cassirer Philosophei der symbolischen Formen. F/M, 1988.
- Knoppe T. Die theoretische Philosophie Ernst Cassirers. Zu den Grundlagen transzendentaler Wissenschafts- und Kulturtheorie. Hamburg, 1992.
- Krois J.-M. Cassirer. Symbolic Forms and History. New Hawen und London, 1987.
- Krois J.-M. Problematik, Eigenart und Aktualitaet der Cassirschen Philosophie der symbolischen Formen // Ueber Emst Cassirer Philosophie der symbolischen Formen. F/M, 1988.
- Krois J.-M. Emst Cassirer 1874−1945. Hamburg, 1994.
- Kulturkritik nach Emst Cassirer. Hamburg, 1995.
- Lipton D. Emst Cassirer. The Dilemma of a Liberal Intellektual in Germany 1914−33. Toronto, 1978.
- Luhmann N. Soziale Systeme. Grundriss einer allgemeinen Theorie. F/M, 1987.
- Luhmann N. Die Wissenschaft der Gesellschaft. F/M, 1990.
- Luhmann N. Zweckbegriff und Systemrationalitaet. Ueber die Funktion von Zwecken in sozialen Systemen. F/M, 1973.
- Luhmann N Die Zukunft kann beginnen: Temporal struktur der modernen Gesellschaft. F/M, 1990.
- Marx W. (Hrsg.) Zur Selbstbegruendung der Philosophie seit Kant. Frankfurt, 1987.
- Marx W. Aspekte einer transzendentaler Topik. Zum Problem der Verhaeltnisbestimmung von Verstand und Vernuft im Rahmen der theoretischen Philosophie Kants // Philosophisches Jarhrbuch LXXX1, 1974.
- Marx W. Cassirers Philosophie ein Abschied von kantianisierender Letzbegruendundung? // Ueber Emst Cassirer Philosophie der symbolischen Formen. F/M, 1988.
- Natorp P. Die logische Grandlagen der exakten Wissenschaften. Leipzig, Berlin, 1921.
- Natorp P. Philosophie. Ihr Problem und ihre Probleme. Einfuerung in den kritischen Idealismus. Goettingen, 1918.
- Natoip P Philosophische Systematik. Hamburg, 1958.
- Natorp P. Zu Cohens Logik // Holzhey H. Cohen und Natorp II. Basel, Stuttgart, 1970.240'. Neumann K. Emst Cassirer: das Symbol // Grundprobleme der grossen Philosophen. Philosophie der Gegenwart II. Goettingen, 1973.
- Ollig H.-L. Neukantianismus. Stuttgart, 1982.
- Orth E.-W. Einheit und Vielheit der Kulturen in der Sicht Edmund Husserls und Ems Cassirers. F/M, 1989.
- Orth E.-W. Von der Erkenntnistheorie zur Kulturphilosophie. Studien zu Ernst Cassirers Philosophie der symbolischen Formen. Wuerzburg, 1996.
- Orth E.-W. Zum Zeitbegriff E. Cassirers // Phaemenologische Forschungen 13. 1982.
- Orth E.-W. Zur Medialitaet der menschlechen Orientierung //Symbol, Geschlecht, Design. Bern, 1989.
- Paetzold H. Emst Cassirer und die Idee einer transformierten Transzendentalphilosophie // Materialien zur Neukantanismus-Dislcussion. Wege der Forschung Bd. 637. Darmstadt, 1987.
- Paetzold H. Emst Cassirer. Von Marburg nach New York. Eine philosophische Biographie. Darmstadt, 1995.
- Paetzold H. Emst Cassirer. Zur Einfuerung. Hamburg, 1993.
- Paetzold H. Die Raelitaet der symbolischen Formen. Die Kulturphilosophie Emst Cassirers im Kontext. Darmstadt, 1994.
- Panofsky E. Perspektive als symbolische Form. Berlin, 1974.
- Plessner H. Die Stufen des Organischen und der Mensch. Eine Einleitung in die philosophische Anthropologie. Berlin, 1975.
- Plessner H. Die verspaetete Nation. F/M, 1959.
- Poma A. Von der Kulturphilosophie zur Phaemenologie der Erkenntnis // Ueber Emst Cassirer Philosophie der symbolischen Formen. F/M, 1988.
- Reese-Schaefer W. Luhmann. Zur Einfuerung. Hamburg, 1992.
- Reichenhall B., Steinbacher K. Funktion (Sozialwissenschaflich). Funktionalismus //Europaeische Enzyklopaedie zu Philosophie und Wissenschaften. Bd. 2. Hamburg, 1990.
- Rill I. Symbolische Identitaet. Dynamik und Stabilitaet bei Emst Cassirer und Nilclas Luhmann. Wuerzburg, 1995.
- Rudolph E. Round-table-Gespraech «Pholosophie und Politik» lieber die «Davoser Disputation» // Internationale Zeitschrift fuer Philosophie, Heft 2, 1992.
- Rudoph E. Von der Sybstanz zur Funktion. Leibnizrezeption als Kantkritik bei Cassirer. // Dialektik 1995 / 1.
- Saxl F. Enst Cassirer // The Philosophy of Ernst Cassirer. Evanston, 1949.
- Schaub F. Die Umbandlung des Substanzbegriffs zuu Funktionsbegriff in der Marburger Schule. Gaffel, 1914.
- Schuthess P. Relation und Funktion. Eine systematische und entwicklungsgeschichtliche Untersuchung zur theoretischen Philosophie Kants. Berlm/New York, 1981.
- Schwemmer O. Der Werkbegriff in der Metaphysik der symbolischen Formen. Zu Cassirers Konzepzion eines vierten Bandes der «Pholosophie der symbolischen Formen» // Internationale Zeitschrift Hier Philosophie, Heft 2, 1992.
- Schwemmer O. Emst Cassirer. Ein Philosoph der europaeischen Moderne. Berlin, 1997.
- Symbolische Formen, moegliche Welten Ernst Cassirer. Hamburg, 1995.
- Verene D. Introduktion// Symbol, Myth, and Culture. New Hawen und London, 1979.
- Werle J.-M. Emst Cassirers nachgelassene Aufzeichungen ueber «Leben» und «Geist» // Ueber Emst Cassirer Philosophie der symbolischen Formen. F/M, 1988.
- Woland G. Cassirers Symbolbegriff und die Grundlegungsproblematik der Geisteswissenschaften // Leitschrift fuer philosophische Forschung XVIII, 1964.