Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная философия. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Философия истории. Философию истории следует отличать от исторической науки. Они взаимосвязаны, но не тождественны. Стремление воспроизвести события прошлого и понять их — задача историков. Философский же интерес сосредоточен на истории как целостном и едином процессе. Философская мысль выясняет сущность исторического бытия, его отличие от бытия природного либо от бытия вечного; исследует… Читать ещё >

Социальная философия. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для философского подхода к познанию общества характерно стремление осмыслить его сущность, понять особенности, отличающие социальную реальность от природной. Социальная философия в каждую историческую эпоху осмысливает насущные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества. С одной стороны, философская критика вскрывает имеющиеся в действительности недостатки, с другой — в философии рассматриваются и обсуждаются логически возможные варианты развития человечества, вырабатываются идеалы, стремление к которым должно определять общественный прогресс. Здесь социальная философия становится философией истории. Ее задачей, кроме того, является разработка общей методологии исследования, на базе которой определяются объекты и методы исследования различных социальных наук.

Сущность общества. Понятие «общество» многозначно. С философской точки зрения общество есть не просто совокупность людей, но и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Жизнь общества не сводится лишь к вещественно-энергетическим процессам, которые в нем происходят. В нем есть еще один тип процессов, которым нет аналога в природе: это процессы духовной жизни, которые протекают в сознании индивидов, но при этом координируются и соединяются вместе, образуя общественное сознание.

Философские концепции общества опираются на то или иное решение основного онтологического вопроса применительно к социальной действительности: материалистической или идеалистической.

В философском понимании общества используются категории общественного бытия и общественного сознания, введенные в научный обиход марксизмом. Общественное бытие определяется как материальная жизнь общества, ее производство и воспроизводство. В нее входят способ производства материальных благ; экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения и обмена. Общественное сознание характеризуется как духовная жизнь общества. В нее входят разнообразные взгляды, идеи, настроения, теории социальных групп.

Во взглядах на общественную жизнь длительное время господствовала идеалистическая концепция. Эта концепция исходит из утверждения, что определяющую роль в обществе играет духовное начало (бог, мировой разум, сознание людей). Она имеет определенные основания. Во-первых, в отличие от природной жизни, подчиненной объективным законам, в обществе действуют люди, обладающие свободной волей, способностью к целеполаганию. Во-вторых, выделение умственного труда в самостоятельную область деятельности дает возможность полагать, будто сознание и продукты его усилий — идеи, мечты, образы — не зависят от материальной жизни и развиваются совершенно самостоятельно.

Первым вариантом материалистического понимания общества можно считать географический детерминизм — направление в социологии, утверждающее, что на специфику народов и государств определяющее воздействие оказывает географическая среда.

Второй вариант материалистического подхода к истории предложен в марксизме. Основополагающая социально-философская идея марксизма состоит в том, что общественное бытие не зависит от общественного сознания, а общественное сознание отражает общественное бытие и определяется им. На основе материалистического понимания истории марксизм определяет структуру общества как иерархию четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Экономика является базисом, а прочие сферы определяются характером базиса, образуя надстройку.

Общество представляет собой особую реальность, обособившуюся от природы (естественных условий существования человека), но и неразрывно связанную с ней. Это достаточно широкая трактовка понятия «общества», в более узком смысле под ним понимают конкретный вид общества со своими особенностями (например, российское, американское).

Общество включает в себя помимо людей, его составляющих, формы их объединения и способы их взаимодействия. Таким образом, общество проявляется как сложная, динамичная, саморазвивающаяся система, система связей и отношений, посредством которых люди осуществляют свою жизнедеятельность. Эти связи и отношения являются объективными, так как возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования и развиваются вместе с развитием условий жизни и деятельности людей. Важнейшими признаками общества являются:

  • • общность территории проживании людей, что обычно совпадает с государственными границами;
  • • целостность и устойчивость;
  • • самовоспроизводство и самообеспечение;
  • • существование системы общепринятых норм и ценностей, то есть культуры.

Общество — это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

Общество включает в себя ряд общностей (сословия, классы, страты и т. п.) со своими интересами, и эти интересы могут быть взаимоисключающими. Объединенные в общество, они, так или иначе, приводят их в соответствие с интересами социума в целом во имя «общего блага» (Платон). Если этого не происходит, общество распадается, остается только ряд социальных групп, проживающих на единой территории. Исходя из этого, можно сделать вывод, что общество предполагает единство дифференцированной массы людей.

Известный английский философ и социолог Г. Спенсер отмечал, что в обществе присутствует постоянная тенденция к росту внутренней дифференциации, которая сопровождается постоянным же усовершенствованием процесса интеграции. Единство общества обеспечивается различными факторами — экономическими, политическими, социальными, духовными, которые и составляют общественные отношения.

Итак, общество есть система взаимодействия людей. Но основы этого взаимодействия в социальной философии осмысливались неоднозначно.

Например, английский философ Т. Гоббс полагал, что основу взаимодействия людей составляет заключенный между ними договор. По его мнению, изначальные отношения между людьми были основаны на вражде. Договор, заключенный между ними, регулирует нормы и правила человеческой жизни и деятельности и, тем самым, приводит к возникновению общества и государства.

Немецкий философ В. Винделъбанд считал, что в основе развития общества лежат ценностные ориентиры человека. Ценности, по его мнению, имеют абсолютное значение, образуют идеальный, вечный и независимый от людей мир.

Трудность проблемы состоит в том, что материальное и духовное в социальной реальности неотделимы друг от друга. Рассматривая историю общества, можно сделать вывод, что нельзя однозначно решать вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания, утверждая раз навсегда примат одного над другим. Речь должна идти не об их первичности или вторичности, а скорее об их взаимодействии. Оно проявляется, во-первых, в том, что общественное бытие включает в себя духовный фактор, а общественное сознание содержит в себе отражение материальной стороны жизни общества. Во-вторых, взаимодействие общественного бытия и общественного сознания проявляется в том, что в ходе истории общественное сознание определяется предшествующим состоянием бытия и, в свою очередь, влияет на его последующее состояние, а общественное бытие складывается под воздействием предшествующего состояния сознания, и, в свою очередь, обуславливает его последующее состояние.

Таким образом, в процессе развития общества материальное и духовное «обмениваются ролями», и на разных этапах истории, и в разных сферах социальной реальности определяющей становится то материальная, то духовная сторона.

Исторические типы общества. Можно выделить три исторических типа общества: доиндустриальное; индустриальное; постиндустриальное (информационное).

  • 1. Доиндустриальное общество — это общество, в котором экономика и культура основываются на ручном труде и ручной технике. Главным объектом производственной деятельности служит природа. Ведущими являются добывающие отрасли хозяйства (земледелие, скотоводство, охота, рыболовство). В истории доиндустриальная культура долгое время была бесписьменной, но и после создания письменности большинство населения в доиндустриальных обществах остается неграмотным. Главное место в культуре занимают мифология и религия. Экономика и культура развиваются медленно. В Европе общества такого типа существовали вплоть до Нового времени.
  • 2. В XVIII в. в результате внедрения в производство машинной техники происходит становление индустриального общества. Главным объектом производственной деятельности людей становится не столько сама природа, сколько продукты добывающего производства — сырье, материалы, которые подвергаются дальнейшей обработке. Индустриальный тип общества впервые возникает в Западной Европе, распространяясь впоследствии на другие регионы.

Индустриальное общество характеризуется ускоряющимся ростом промышленного производства, увеличением городского населения, формированием и развитием национальных культур. Общества этого типа динамичны, образ жизни людей в них быстро изменяется. В них велика миграция населения. Возрастает роль и престиж умственного труда, большое значение получает образование. Индустриальная культура — культура инновационная.

3. Во второй половине XX в. наступает время научно-технической революции, продуктом которой является постиндустриальное (информационное) общество. В этом обществе возникают новые виды производства. Высокопроизводительная и автоматизированная техника материального производства почти полностью вытесняет ручной труд.

Главным объектом деятельности людей становится информация (ее получение, переработка, передача, распространение, управление информационными потоками).

В различных социальных концепциях могут встречаться иные способы исторической типологии обществ.

Философия истории. Философию истории следует отличать от исторической науки. Они взаимосвязаны, но не тождественны. Стремление воспроизвести события прошлого и понять их — задача историков. Философский же интерес сосредоточен на истории как целостном и едином процессе. Философская мысль выясняет сущность исторического бытия, его отличие от бытия природного либо от бытия вечного; исследует закономерности и движущие силы истории; определяет «формы» исторического процесса, который может представляться линейным, циклическим, волнообразным и т. п.; желает распознать конечную цель, к которой устремлена история, ее высший смысл. К числу названных философских проблем нужно добавить проблему методологии исторического познания.

Примечательно, что в античной культуре интерес к истории отсутствует. Причина — в характерном для античности понимании задач философского познания, призванного постигать вечное и неизменное сущее. Исторические события, однократные и преходящие, не интересны для античного философа.

Принципиально новое отношение к истории формируется в христианстве. Люди и человеческие сообщества — народы и государства, выступают в средневековой христианской концепции истории как исполнители Божественного Провидения, Промысла. История перестала быть хаотическим нагромождением случайных и необязательных событий, она обрела планомерность и цель. Библейская история человечества имеет начало — изгнание из Рая, центр — Боговоплощение, конец — воцарение в мире антихриста, за которым следует Второе Пришествие Христа, Страшный Суд и торжество Царства Божьего. Христианский взгляд на историю нашел свое классическое выражение в книге Августина Блаженного «О Граде Божьем» — первой в европейской культуре работе по философии истории.

В эпоху Возрождения и Нового времени утверждается новая парадигма исторического сознания, в которой подлинным творцом истории выступает человек, человеческий род. Однако светская новоевропейская философия унаследовала от христианского средневековья ряд важных принципов: идею планомерности истории; представление о направленности исторического процесса к определенной цели, лежащей в будущем; принцип стадиального членения истории; представление о единстве человечества.

Философско-историческая мысль постоянно возвращается к проблеме свободы и необходимости в истории. В природе царит необходимость — объективные законы, от которых она не может уклониться: одни и те же причины в одних и тех же условиях порождают одни и те же следствия. Историю же творят люди, обладающие свободой воли, руководствующиеся в своих действиях замыслами, идеалами. Можно предположить, что историческая реальность кардинально отличается от природной отсутствием какой-либо закономерности. Именно такова позиция волюнтаризма: свободная воля, не определяемая никакими внешними причинами, — вот движущая сила истории. Последовательный волюнтаризм исключает представление о закономерности исторического процесса, о его направленности к какой-либо конечной цели. Он говорит о незавершенности истории: будущее целиком зависит от выбора человека.

Волюнтаризму в понимании истории противостоит исторический детерминизм. Это принцип, утверждающий наличие объективных причин, направляющих поступки людей независимо от их воли и желания. Давно замечено: результаты человеческой деятельности, как в личной, так и в общественной жизни, довольно редко совпадают с первоначальными намерениями действующих лиц. За спинами людей как будто стоят воля и разум, выступающие подлинными субъектами исторической жизни и использующие человека для выполнения своих целей. Наиболее последовательная, крайняя форма детерминизма — фатализм.

Мысль о наличии в истории необходимости, объективной логики развития, устремленной к конечной цели, приобретала в различных философских учениях конкретное содержание.

В христианской философии мы встречаем учение о Божественном Провидении, вершащем судьбу человеческого рода.

Детерминизм в теории Гегеля выступает как логика саморазвития мирового разума, ведущего человечество к свободе. Гегель определил свободу как осознанную необходимость: познание законов природы и общества и деятельность в соответствии с этими законами (а никак не вопреки им) сделает людей свободными. Однако даже если люди ничего не знают об исторической необходимости, поступая глупо и неразумно, мировой разум перехитрит их, достигая своих целей самыми разнообразными средствами.

Детерминизм в марксизме был понят как обусловленность общественного прогресса развитием экономики. Маркс называл свое понимание истории материалистическим, возражая как волюнтаризму, так и гегелевскому идеализму.

Волюнтаризм и детерминизм, впрочем, редко встречаются в чистом виде — философам с трудом удается проводить эти принципы последовательно.

Теории Гегеля и Маркса, каждая по-своему, выразили господствующую в европейском обществе XVIII—XIX вв. идеологию прогресса. Согласно этой оптимистической идеологии, человеческое общество в ходе истории неуклонно развивается, приближаясь к совершенному состоянию.

Разочарование в идеологии прогресса стимулировало поиск новых подходов к пониманию истории. В русской религиозной философии XIX — начала XX вв. она подверглась критике в свете христианской нравственности и эсхатологии. Кроме того, разрабатываются теории, в которых субъектом истории выступает не человечество, а автономные социальные организмы (цивилизации, культурно-исторические типы, народы), каждый из которых возникает, развивается, достигает вершины возможностей, а затем дряхлеет и погибает, завершив полный цикл своего существования. История человечества, таким образом, складывается из множества историй.

Культура и цивилизация. Слово «культура» стало употребляться в качестве научного термина со второй половины XVIII в. В латинском языке слово cultura, первоначально означавшее возделывание, обработку, улучшение, противостояло слову natura — природа. Мыслители XVIII в. стали пользоваться этим словом, чтобы обозначить специфику человеческого образа жизни в отличие от природного, стихийного, животного бытия.

Всемирная история знает различные типы культур. В зависимости от того, какой из них господствует в обществе, различают и сами общества, используя при этом термин «цивилизация». Это слово произведено от латинского civilis — гражданский, общественный, государственный. В XVII—XVIII вв. цивилизованность понималась как противоположность дикости. Однако в XIX в. под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества. В историко-философской литературе получила признание мысль о существовании разных цивилизаций. Наиболее развитой цивилизацией представлялся тип общества, сложившийся к тому времени в европейских странах.

К концу XIX в. вера в прогресс европейской цивилизации поколебалась. Маркс, Ницше и другие философы заговорили о ее неискоренимых пороках. Постепенно цивилизацию стали отличать от культуры. В обиход вошло представление о цивилизации как о совокупности материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Возникла тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (О. Шпенглер, Г. Зиммель, Г. Маркузе и др.).

С этой точки зрения культура есть внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры. Культура создает средства и способы развития духовного начала в человеке, она нацелена на формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же снабжает людей средствами существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд. Культура — это духовные ценности: образование, достижения науки, философии, искусство. Цивилизация — это степень технологического, хозяйственного, социально-политического развития общества.

Развивая эти взгляды на цивилизацию, немецкий философ О. Шпенглер говорит о европейской цивилизации как о завершающей фазе эволюции современного западного мира. Цивилизация у Шпенглера выступает как последняя стадия развития всякого социокультурного мира, эпоха упадка творческой силы и погружения в бездуховное существование.

Однако в английском языке такое толкование слова «цивилизация» не закрепилось. У одного из крупнейших историков XX в. А. Тойнби цивилизациями называются различные типы общества, которые выступают как относительно самостоятельные социокультурные миры. Современный американский исследователь С. Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга. На уровне цивилизаций, по его мнению, выделяются самые широкие культурные единства людей и самые общие социально-культурные различия между ними.

В русском языке слово «цивилизация» не имеет однозначно определенного значения. Однако по сложившейся к настоящему времени традиции в русской литературе цивилизацией обычно называют не просто культуру как таковую, а общество, характеризующееся специфичной и достаточно развитой культурой. Цивилизации в этом смысле разнообразны.

При этом следует иметь в виду, что цивилизация есть понятие внеэтническое: особенности цивилизации определяются не этнонациональным составом населения, а характером социокультурного устройства общества. Одна и та же цивилизация может развиваться разными народами в разное время и в разных местах земного шара.

Глобальные проблемы современной цивилизации. Исследование будущего представляет собой важную и необходимую область научного знания. Происходящая в настоящее время глобализация — образование глобальной, охватывающей весь мир системы социальных, культурных, экономических и политических процессов — породила ряд серьезных проблем. Начиная с 70-х гг. XX в. определились планетарные масштабы кризиса, проявившегося в возникновении глобальных проблем. Перед всем мировым сообществом встала необходимость решения проблем экологии как проблем выживания, сохранения человеческой личности как биосоциальной структуры в условиях растущих процессов отчуждения.

Возникновение глобальных проблем, решение которых весьма затруднительно, а нерешение грозит человечеству гибелью, является результатом научно-технического прогресса, который привел к чрезвычайно возросшим за последнее столетие масштабам человеческого воздействия на природу. Для того, чтобы последствия человеческой активности не привели к еще большему разрушению гармонии между человеком и природой, возникла необходимость научного предвидения будущего. Так, в XX в. получила официальное признание новая область знания, связанная с будущим, — футурология. Этим словом обозначают совокупность представлений о будущем человечества.

Представления о будущем человечества основываются на предвидении. Предвидение — это знание о будущем, т. е. о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. В настоящее время человечество обладает более или менее совершенными и адекватными научными методами и средствами познания исторических перспектив человечества. Точность, достоверность и определенность научного предвидения зависят от того, о каком будущем идет речь: непосредственном, обозримом или отдаленном.

Такая периодизация будущего не является произвольной, а продиктована степенью точности и конкретности наших знаний о будущем. По мере удаления от настоящего знания о будущем становятся все более предположительными и неопределенными. Это связано с неоднозначностью и многовариантностью реального исторического процесса, с непредсказуемостью хронологической последовательности и исхода отдельных событий в общественной жизни.

Для того, чтобы исследовать будущее, существует множество научных методов, социальных методик, логических и технических средств познания. Однако можно выделить основные методы социального прогнозирования:

  • • экстраполяция;
  • • историческая аналогия;
  • • компьютерное моделирование;
  • • сценарии будущего;
  • • экспертные оценки.

Предвосхищение будущего неизбежно оказывает влияние на сознание и поведение людей в настоящем. В зависимости от предсказаний, люди либо стремятся к будущему, либо противодействуют его наступлению, либо пассивно его ожидают. Поэтому любой социальный прогноз содержит не только научно-познавательный аспект, но и идеологический.

Предвидение будущего — это междисциплинарное комплексное исследование перспектив человечества, которое может быть плодотворным лишь в процессе интеграции гуманитарного, естественнонаучного и технического знания. Необходимость разрешения глобальных проблем диктует отказ от групповых, национальных и региональных интересов, переход к общечеловеческим интересам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой