Искусство форма художественно-образного освоения мира, выражения духовной сущности человека. Художник в произведениях искусства воплощает свои чувства, мысли, стремления, идеалы, вымысел и т. д. иногда искусством называют только изобразительное искусство.
В процессе труда человек познает мир, появляются знания, искусство и религия, причем на древнейших этапах человеческой истории человеческое сознание было не расчленено, в нем переплетались и религиозные, и нравственные, и эстетические, и научные знания.
Искусство старше науки, старше земледелия, старше государства оно моложе разве только труда прародителя всего человеческого. Причем с появлением классов, государств, различных наук, искусство не исчезает, а наоборот еще более развивается и продолжает свой путь в веках. Вслед за социальными переменами видоизменяется его характер, стиль, предметы и способы изображения, а место занимаемое искусством в жизни, остается неизменно огромным. И никогда, какие бы трудные ни были времена, люди не переставали творить бесполезные в бытовом смысле сочетания слов, звуков, красок. Временами искусство переживает кризис, но никогда не умирает, и будет существовать, пока будет жить человек, познавать окружающий мир и результаты своего познания превращать не только в математические, физические и химические формулы, но и в произведения искусства.
Тема труда в искусстве Чехии представляется недостаточно исследованной. Изучением чешского искусства занимались многие ученые как в нашей стране, так и в Чехии. Так, в работе А. С. Мыльникова «Культура чешского возрождения» прослеживается становление национальной культуры, раскрываются черты ее своеобразия, отражения нового видения мира. Большое внимание уделено народному творчеству, которое имело особое историческое значение в духовной жизни Чешских земель эпохи национального Возрождения второй половины XVIII — первой половины XIX в.
Чешскому искусству посвящена книга И. И. Попа «Искусство Чехии и Моравии IX начала XVI века» (1978). Среди чешских ученых исследованием истории и искусства страны занимались Я. Бём, Б. Гавранек, Л. Гавлик, В. Грубы, Я. Декан, П. Раткош, Б. Хроповский и др. Зденек Фиала (19 221 975) в монографиях «Чехия периода Пржемысловичей. Чешское государство и общество в 9 951 310 гг.» (1965, 2-е изд. 1975), «Предгуситская Чехия. 13 101 419 гг. Чешское государство под властью Люксембургов» (1968, 2-е изд. 1978) отметил высокий уровень ремесла, дал подробное описание его техники. Непосредственно теме труда в чешском искусстве посвящена работа историка В. Гусы «Homo Faber. Pracovni motivy ve starinnyh vyobrazenich», изданная в Праге в 1967.
Цель исследования: проследить, как отражалось развитие техники и технологии в чешском изобразительном и прикладном искусстве XI — XVIII вв.
Объект исследования: изобразительное и прикладное искусство Чехии в XI — XVIII вв.
Предмет исследования: тема труда в чешском изобразительном и прикладном искусстве XI — XVIII вв.
Задачи исследования:
1. проследить, как отражалось в искусстве развитие земледелия;
2. проследить, как отражалось в искусстве развитие ремесла и торговли;
3. проследить, как отражалось в искусстве развитие горнодобывающего, металлообрабатывающего и стеклодувного ремесла;
4. проследить, как отражалось в искусстве развитие науки и творческой деятельности.
Гипотеза исследования такова: тема труда является актуальной для всех времен и народов, поэтому искусство средневековой Чехии наглядно подтверждает актуальность темы труда в изобразительном и прикладном искусстве.
В первой главе работы дается описание техники земледелия на территории Чехии и примеры того, как труд земледельца запечатлевался в произведениях искусства. Вторая глава посвящена развитию ремесла в Чехии и изображению ремесленников в произведениях изобразительного и прикладного искусства XI—XVIII вв. Третья глава касается техники обработки природных ресурсов и ее значимости для искусства, в четвертой главе описывается изображение в искусстве научного труда и творческой деятельности.
Методами исследования являются теоретический анализ литературных и искусствоведческих источников, исторический метод.
Результаты исследования могут использоваться при подготовке лекций по следующим курсам: «История мировой художественной культуры», «История искусств», «История искусства Чехии», «Культура повседневности».