Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Зодчество первой четверти XVIII века вне столиц

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Своеобразием отличается строительство этого времени, осуществлявшееся по заказу богатейшего «торгового человека», солеваренного промышленника Г. Д. Строганова. Демонстрируя свою принадлежность к царскому окружению (в Троице-Сергиевом монастыре им была построена надвратная Иоанно-Предтеченская церковь (1693−1699) по образцу храма Преображения (1682−1689) царского Новодевичьего монастыря… Читать ещё >

Зодчество первой четверти XVIII века вне столиц (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Своеобразием отличается строительство этого времени, осуществлявшееся по заказу богатейшего «торгового человека», солеваренного промышленника Г. Д. Строганова. Демонстрируя свою принадлежность к царскому окружению (в Троице-Сергиевом монастыре им была построена надвратная Иоанно-Предтеченская церковь (1693−1699) по образцу храма Преображения (1682−1689) царского Новодевичьего монастыря; исследователи (М. Н. Микишатьев, В. В. Кириллов) также предполагают, что в 1697 г. именно мастера Строганова осуществили перестройку не сохранившейся церкви Никола Большой Крест в Москве), он первым подхватывает столичную тему оформления храмов и внедряет ее в архитектуру городов своих расположенных далеко от Москвы соляных вотчин — на Севере, Урале, на Волге.

Во внутреннем и внешнем устройстве Введенского собора в Сольвычегодске (1689−1693, освящен в 1712) заложены особенности строгановской архитектурной школы, получившей развитие в конце XVII — начале XVIII в. В основу композиции был положен традиционный тип пятиглавого собора на подклете с галереями. Бесстолпное пространство храма перекрыто необычной для того времени конструкцией свода (четырехлоткового сомкнутого свода со световой главой в шелыге и угловыми вырезами для четырех световых глав, при этом распалубки прорезают лотки свода, освобождая центральные части стен от распора). Сохранился высокий резной иконостас (1693), исполненный под руководством изографа Степана Нарыкова, учившегося за границей по распоряжению Строганова и работавшего почти в барочной европейской стилистке. Из белого камня (как в Москве) были вырезаны только сложные по форме элементы (капители колони, гирьки арок крыльца и орнаментальные барельефы), остальные детали декора выполнены из лекального кирпича и побелены. Затем были возведены близкие по формам Казанская церковь в Устюжне (1694) и Смоленская церковь в вотчинном селе Гордеевка (1693−1697). Самая выразительная Рождественская (Строгановская) церковь в Нижнем Новгороде (1696−1703, пострадала от пожара 1715, освящена в 1719) получила несколько иное расположение боковых глав (по украинскому типу — на ветвях креста). Ее колокольня была завершена позднее и носит черты влияния голландской архитектуры. В целом строгановские постройки отличаются традиционностью объемно-пространственных композиций, своеобразием конструкций сводов и обилием дробного декора (так называемый кружевной «жучковый» орнамент), который использовался и при убранстве гражданские построек (например, палаты Строгановых в Усолье).

Строгановский стиль оказал влияние и на Троицкий собор в Верхотурье (1703−1712), построенный соликамскими мастерами по указу Петра I и получивший расположение глав по сторонам света (украинский тип). В свою очередь, он был воспринят как образец для строительства храмов в Сибири, где по-особенному сплелись формы московского стиля с «украинизмами». Дело в том, что в начале века многие архиереи, назначавшиеся на великорусские кафедры, были выпускниками знаменитой Могилянской академии Киево-Печерской лавры. В частности, митрополит св. Филофей Лещинский (1650−1727) создал по подобию Лавры Троицкий монастырь в Тюмени (собор — 1708−1715) как оплот православия и миссионерской деятельности в Сибири; начал строительство храмов в Тобольске. При митрополите Антонии I Стаховском (1721 — 1740) в Тобольск прибыл украинский каменных дел подмастерье Корнилий Переволоки, артель которого построила здесь целый ряд каменных зданий (например, церковь Рождества Богородицы). Самобытное строительство ведется и по частному заказу — купецкому, посадскому, помещичьему (например, Иоанно-Богословская церковь в Макаровке близ Саранска. 1700−1704).

Троицкий собор. 1703–1712, Верхотурье.

Троицкий собор. 1703−1712, Верхотурье.

Строительные артели, а вместе с ними устойчивая стилистика продолжают перемещаться по стране теми же путями, что и прежде. Так, в XVII в. Великий Устюг, расположенный на пересечении сухопутных дорог, идущих на Урал и в Сибирь, с речными, через Двину и Белое море, ведущими в Европу, был крупным торговым центром с развитым каменным зодчеством. И хотя в следующее столетие его значение несколько уменьшается, тем не менее в том числе через Устюг московская стилистика проникала на Русский Север и в Сибирь.

Многие крупные храмы этого времени в той или иной степени связывают с именем Петра I. Так, в Астрахани собор Успения Пресвятой Богородицы строился попечением митрополита Сампсона крепостным мастером Дорофеем Мякишевым в 1698—1710 гг. Его образцом был пятиглавый Успенский собор московского Кремля (1475), к которому восходит план шестистолпного с пятью апсидами храма. В остальном собор отвечал иконографической программе митрополита Сампсона, которая перекликалась с архитектурными решениями современных ей храмов московского круга — Успенским собором Иосифо-Волоколамского монастыря и соименным собором в Рязани.

Большой пятиглавый четверик астраханского собора внутри сделан двухэтажным. Нижний зимний храм Владимирской иконы Божьей Матери со всех сторон окружен аркадой, служившей основанием для галереи. Его интерьер с низкими сводами и затемненным пространством решен в соответствии со своим назначением — усыпальницы астраханских архиереев. Ему противопоставлено светозарное пространство верхнего двусветного храма Успения Пресвятой Богородицы, для которого создан восьмиярусный резной золоченый иконостас (1703−1704), несомненно, привлекший внимание Петра I. По свидетельству Ключаревской летописи, он воскликнул: «Во всём моём государстве нет такого лепотного храма!» Произошло это в 1722 г., когда после принятия императорского титула Петр посетил Астрахань, форпост предстоящего Персидского похода, в котором должна была принять участие Каспийская флотилия. По благополучном окончании похода в Успенском соборе был отслужен благодарственный молебен и храм стал почитаться как Морской.

В Казани в ознаменование пребывания там царя в 1722 г. возведен Петропавловский собор (1723−1726). Двухярусный, бесстолпный на высоком подклете, он отличается нарядным полихромным декором.

Известно также, что при личном попечительстве Петра возводился Воскресенский собор Войска Донского в Старочеркасске (1706−1719). Это большой крестообразный девятиглавый храм с гранеными боковыми объемами принадлежит не русской, а скорее украинской архитектурной традиции.

В целом довольно активное сооружение храмов в провинции в первое десятилетие XVIII в. начиная с 1714 г. замедляется из-за петровского указа о запрещении строительства, а затем возобновляется с конца 1720-х гг. По всей России постепенно начинают складываются региональные архитектурные школы — яркое и своеобразное явление, открывающее широкие перспективы для своего изучения.

Петропавловский собор. 1723–1726, Казань.

Петропавловский собор. 1723−1726, Казань.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой