Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социокультурные функции театра

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На разных исторических этапах театр называли — «школой жизни», «кафедрой добра», «школой для взрослых». И это не случайно, так как действительно театр помогает рассмотреть различные ситуации через призму сценических героев, позволяет увидеть жизненные проблемы и как они разрешаются исходя из выбора героев. Это дает зрителю возможность проанализировать свои проблемы и не допустить ошибок в своей… Читать ещё >

Социокультурные функции театра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Театральное искусство является одной из форм общественного сознания. Театр имеет первостепенное значение в жизни общества в качестве способа художественного отражения действительности и эстетического воспитания масс. Историческое развитие театра неотделимо от развития общества и от состояния культуры в целом.

Сила театрального искусства состоит в том, что судьбы героев не иллюстрируют жизнь, но выражают саму его суть, заставляют зрителя задумываться над ней, глубже вглядываться в самого себя. Показывая действительность в концентрированных художественных образах, театр учит мыслить и чувствовать, помогает вырабатывать гражданскую и нравственную позицию. Придя в театр, зритель всецело включается в происходящие сценические действия. Благодаря мастерству актеров зритель сопереживает героям, радуется за них, или с трепетом ждет развертывания дальнейших событий. Поэтому особая роль в театральном искусстве принадлежит актерскому мастерству, которое связано с развитием наблюдательности, внимания, фантазии, памяти, темперамента, способности к отбору и обобщению жизненных впечатлений, а так же зависит от его голоса, пластики, мимики. Но высот актерское творчество достигает тогда, когда оно вдохновляется задачей изображения человека во всей полноте и сложности его духовной жизни, стремлении к раскрытию его психологии.

Театр исцеляет человека изнутри, расставляя перед ним все возможные ситуации в жизни, направляя его к решению проблемы. Катарсис — это потрясение чувств. Как и при любом освобождении, речь идет о перевоплощении его в оригинальность. В данном случае посредством катарсиса возможно новое начало раскрытия креативности. Исцеляющее воздействие такого сотворчества в ходе спектакля связано прежде всего с тем, что психологическое состояние участников действа начинается для них в ситуации защищенности от всех разочарований и эмоционального напряжения, сопровождаемой переживанием радости в игре [2, с. 208]. Все эти качества, как мне кажется, стимулируют человека на исправления своей жизни. И в достижении этих целей в искусстве театра участвуют все — и актер, и режиссер, и весь творческий и управляющий коллектив театра, и в некоторой степени даже сам зритель.

Театр по своей природе искусство коллективное, которое не может существовать без зрителей, которые создают вокруг спектакля определенную общественную среду. Театр достигает своей эстетической цели только в ряде случаев: если то, что он показывает зрителям для них внутренне важно; если жизнь, в изображаемом спектакле, волнует их; если вопросы, поднятые на сцене, имеют прямое или косвенное значение для духовного развития современного общества. В таких случаях театр выступает как большая познавательная и воспитательная сила и обладает средствами многостороннего воздействия на зрителя [20, с. 331−333].

Театральное искусство, как и всякое настоящее искусство, должно способствовать нравственному воспитанию личности каждого зрителя. Каждый зритель, который приходит на спектакль, с каждый секундой должен обогащаться духовно. Театр должен аудитории помочь рассмотреть все жизненные проблемы со всех сторон, тем самым показывая все возможные выходы из ситуации. Театр — это то искусство, которое в первую очередь учит быть человеком, чувствовать и сопереживать. Ничто так как театр не оказывает на людей сильное эмоциональное влияние. И только театр может дать заинтересованному человеку живое восприятия действительности. Он одаривает своих зрителей истинными ощущениями и эмоциями. Театр — это один из самых сильных инструментов, затрагивающих восприятия чувств, ведь приходя в театр, зритель сопереживает актерам, ситуациям, вместе с тем театр способен сделать человека гуманным, способствует формированию таких качеств, как человечность и доброта. Театральное искусство воспитывает в диалоге. Все это можно достичь, соблюдая следующие требования при посещении театра:

  • · включенность в реальность в настоящий момент;
  • · внезапность — возможность свободного выражения чувств;
  • · близость, порождающая освобождение — свободу от сковывающих раздумий;

Для этого нужно воскресить в себе веру в чудеса и некую наивность и быть детьми [12, с. 55].

На разных исторических этапах театр называли — «школой жизни», «кафедрой добра», «школой для взрослых». И это не случайно, так как действительно театр помогает рассмотреть различные ситуации через призму сценических героев, позволяет увидеть жизненные проблемы и как они разрешаются исходя из выбора героев. Это дает зрителю возможность проанализировать свои проблемы и не допустить ошибок в своей личной жизни, задуматься над своим поведением, увидеть себя со стороны. Так же театр способен переключить внимание зрителя от своих, насущных проблем или увидеть их незначительность по сравнению с проблемами главного героя, что уже само по себе носит терапевтический эффект. Вовлекая в восприятие спектакля зрительские эмоции, интеллект, гражданское самосознание, он (спектакль) мобилизует их память, активизирует способность самоанализа, умение обобщать и связывать увиденное на сцене со всем, что дает зрителям их собственное знание действительности. Чтобы не исполняли актеры — драму, комедию или трагедию, всегда искусство театра должно возвышать человека, а не принижать его, духово окрылять, придавать ему силы жизненной энергии, мужества, самообладания и т. п. [8, с. 20, 24].

Театр — это искусство прямого непосредственного общения от сердца к сердцу. Это искусство горячего сопереживания актера и зрителя, где они едины в процессе спектакля и неразделимы друг от друга. Народный комиссар просвещения А. В. Луначарский в одном из своих выступлений сказал о том, что «театр должен стать воспитателем человечества и особенно нового поколения» [5, с. 88].

Таким образом, театральное искусство является могучим средством воспитания человека, которое оказывает влияние на его чувства, мысли, поступки. Поэтому сложно переоценить роль и значение театра как вида искусства для современного общества. Театр структурирует аудиторию и публику, которая уже приобщена к культуре. Сегодня моделируется уже новая структура ценностей, что введет к утрате востребования просветительских ценностей, согласно которым культура должна доставлять эстетическое удовольствие, а не только развлечение. В результате режиссура начинает функционировать уже как замкнутая система. Из этой сложившейся ситуации возникает необходимость в формировании тесного взаимодействия и информационных связей между театральной публикой и коллективами театров.

Можно проследить, что театральное творчество оказывает влияние на формирование социокультурной ситуации. Но все реже посещают театры и все чаще заполняются ряды кинозалов и не слезающих с дивана людей. Большинство предпочитают театру простые просмотры фильмов, сериалов. И забывают о посещениях театров, а театральные афишы уже мало кого интересуют. Для того, чтобы такой ситуации избежать, необходимо все время расширять, дополнять репертуары и постановки, которые будут интересны сегодняшнему зрителю. Особенно важно обратить внимание на нового зрителя и сделать все, что бы привлечь его к театру.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой