Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

4 Раннее Возрождение: преодоление средневековья и одновременно его преемственность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И мировоззрение эпохи Возрождения в целом все еще остается средневековым: с его представлением об иерархичности миров, о символических аналогиях между миром божественным и миром земным, о божественном происхождении мира. Однако можно говорить и серьезных изменениях, произошедших в представлениях о мироустройстве. Например, доктрина двойной истины, которая явилась идеологическим обоснованием… Читать ещё >

4 Раннее Возрождение: преодоление средневековья и одновременно его преемственность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Возрождении одновременно происходили и преодоление наследия Средневековья и его преемственность, трансформация.

Конечно, и в Средневековье памятники античности были хорошо известны, но в силу христианской идеологии они не были примером для художников. Так, в скульптуре XII—XIII вв. еще прослеживаются антикизирующие стилизации, например, в творчестве скульптора Никколо Пизано-отца (1220—1280), но затем западноевропейские художники вернулись к готическим источникам, например, Джованни Пизано-сын (1247 —1315) выполнял свои скульптуры уже в духе готически-экспрессивной школы. В целом изображения страстей человеческих в Возражении как бы наследуют традицию изображения «страстей» в готической школе (церковные скульптуры изображают напряженную духовную жизнь мадонн, экзальтацию, экстаз). Точно также в Высоком Возрождении, например, в творчестве Микеланджело, мы видим экспрессию человеческих страстей. А для скульптурных образов античного «золотого века», как раз наоборот, характерна спокойная статика.

Обе черты, экспрессия готики и статика античности, гармонично соединяются в произведении Боттичелли. Спокойная невозмутимая Венера окружена динамичными фигурами с одной стороны Зефира и его супруги Хлориды (рим. Флора), с другой — одной из граций. Динамика подчеркнута складками одежды, в традиции готически-экспрессивной школы. Таким контрастом мастер достигает триумфа возрожденных художественных идеалов античности над экзальтирующими «страстями» средневековья. В средневековой культуре познание представало как созерцание или религиозный экстаз, для Возрождения же познание — это путь к раскрытию божественных начал в человеке.

В культуре новой эпохи, еще до конца не отказавшейся от христианской догматики, идеал античного антропоцентризма возрождается весьма своеобразно. Человек, который создан по образу и подобию Божьему, наделяется особыми достоинствами, способностями к поиску истины, к творческому преобразованию мира и, таким образом, становится его центром. «Рождение Венеры» — самая ясная, самая чистая (ничем не замутненная) «иллюстрация» этой идеи.

«Таинственная» печаль Венеры — это «отголосок» печали мадонн. Если поза обнаженной натуры отсылает нас к античным параллелям, то духовная жизнь несет отпечаток открытий христианской культуры. Христианская мысль пересмотрела греческую мерку человека, и оказалось, что «сердце человеческое глубже глубин античной мудрости» (Р. Гроссэ). Каким бы ни было отношение человечества к христианству, пишет Д. Антисери, игнорировать его оно уже не может.

Уже в Средневековье имелись предпосылки «новой» эстетики. Согласно идеям Фома Аквинского (1225—1274), Божественная Премудрость распространяется не только на духовный, но и на весь материальный мир, со всеми его недостатками. Несмотря на споры схоластов и теологов, именно такая точка зрения оказывала все большее воздействие на умы художников.

И мировоззрение эпохи Возрождения в целом все еще остается средневековым: с его представлением об иерархичности миров, о символических аналогиях между миром божественным и миром земным, о божественном происхождении мира. Однако можно говорить и серьезных изменениях, произошедших в представлениях о мироустройстве. Например, доктрина двойной истины, которая явилась идеологическим обоснованием разграничения власти церкви и власти государства.

Главный вывод, который следует сделать из сказанного — великие мастера создают формулировки идей своего времени средствами своего искусства. В современном текстовом мире благодаря герменевтике развилось искусство интерпретации. В эпоху Раннего Возрождения искусство интерпретации мирового культурного наследия происходило в образно-визуальной форме, где чувственно-воспринимаемые образы искусства рождались и существовали наравне с явлениями природы. Боттичелли, создавая свои бессмертные образы, безусловно, был мастером интерпретации. Поэтому не случайно, называя трех титанов Возрождения, Боттичелли, Рафаэля и Микеланджело, говорят о том, что эти три вершины образуют единую горную цепь, олицетворяя главные ценности итальянского Возрождения — Интеллект, Гармонию, Мощь. Если Мощь олицетворяет Микеланджело, а Гармонию Рафаэль, то Боттичелли в искусствоведческом сознании предстает как Интеллект.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой