Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Европейская цивилизация Нового времени и теории, объясняющие характер взаимоотношения человека и природы. 
Гуманисты и их критики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Говорит и делает Бог". Духовенство призывало ревностно молиться о духовном спасении человека. В основе тогдашних этических теорий не без влияния христианской духовной традиции стала утверждаться идея умеренности и самоограничения. В философии критическое отношение к варварскому обращению с природой нашло отражение в теории Ж. Руссо (1712−1778). Он возродил идеи древнегреческих философов киников… Читать ещё >

Европейская цивилизация Нового времени и теории, объясняющие характер взаимоотношения человека и природы. Гуманисты и их критики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Однако, уже в Новое время, в эпоху Возрождения и Гуманизма известное ветхозаветное утверждение о господстве человека в природе философы и гуманисты стали толковать весьма буквально3'. Так, выдающийся итальянский философ и гуманист Пико делла Мирандола (1463−1494) приравнял человека к самому Богу, утверждая, что «человек — творец самого себя, художник и преобразователь всей подчиненной ему природы». Итак, с эпохи Возрождения в европейской культуре начало утверждаться новое понимание природы и человека: человек стал творцом, изобретателем и преобразователем, а природа превратилась в восприятии гуманистов в стихию, подлежащую культурному переустройству.

Гуманисты, прославляя человека, пренебрегали природой. Великий Петрарка утверждал: «Какая польза в том, чтобы знать природу зверей, птиц, рыб и змей и не знать природы людей».

В XVI—XVII вв. географические открытия, развитие техники, пропаганда прогресса, основанного на опыте переустройства земли, развитии промышленного производства и естественно-научных открытий стали основными чертами новоевропейской философии. В эго время в Англии и Франции бывшие кружки учснмх-гуманисгов стали превращаться в кружки естествоиспытателей. В концепции культуры в это время утверждалась мысль о возможности господства человека над природой, причем это «господство» приобретало отчетливо выраженный потребительский характер.

, 70 толковании роли человека в природе и обществе итальянскими гуманистами. См. Строгецкий В. М. Ук. соч. С. 30−47.

Развернутое содержание эти идеи получили в сочинениях Ф. Бэкона (1561−1626)В «Новой Атлантиде» он провозгласил: «Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, пока все не станет для него возможным». Правда, Бэкон требовал, чтобы «чистый разум, освобожденный от ложных образов и суетности, вместе с тем был послушным и вполне преданным Божественному Откровению, воздавая вере то, что ей принадлежит».. «чтобы мы не мудрствовали лукаво и не шли далее трезвой меры, но в кротости чтили истину».

Конечно, высказывая эти мысли Ф. Бэкон даже не мог предположить, что развившийся в XVII в. рационализм и материализм, а также возникший в XVIII в. на его основе воинственный атеизм с конца XIX и в XX вв. станут международными факторами, которые принесут неисчислимые бедствия человечеству. Материалисты-естествоиспытатели и воинствующие атеисты XVII—XVIII вв. упростили мир, демифологизировав природу. В это время стали боготворить механику, утверждая, что весь мир — это машина, и как машину, так и природу можно понять и объяснить, руководствуясь принципами и законами механики. Материализм, доведенный до абсурда, становился враждебным как природе, так и человеку.

Первой против этих идей выступила церковь, особенно болезненно воспринимавшая распространение рационалистических материалистических идей и отказ от метафизики. Так Мартин Лютер[1][2] объявил разум «блудницей дьявола, которая только позорит и оскверняет все, что.

говорит и делает Бог". Духовенство призывало ревностно молиться о духовном спасении человека. В основе тогдашних этических теорий не без влияния христианской духовной традиции стала утверждаться идея умеренности и самоограничения. В философии критическое отношение к варварскому обращению с природой нашло отражение в теории Ж. Руссо (1712−1778)[3]. Он возродил идеи древнегреческих философов киников и стоиков, призывавших человека жить в согласии с природой. Руссо критиковал цивилизацию, видел в ней зло, ибо она развращала человека и разрушала нравственные ценности и устои. В городской жизни и структуре Руссо видел источник всех человеческих бед и боготворил деревню, ибо жизнь в деревне сближала его с природой.

  • [1] О гуманистических идеях Ф. Бэкона см. Строгецкий В. М. Ук. соч. С. 155−167.
  • [2] 0 взглядах М. Лютера и его дискуссии с Э. Роттердамским см. Строгецкий В. М. Историякультурологической мысли. Н. Новгород, 2002. С. 57−65. См. также Лютер М. Избранныепроизведения. СПб., 1999.
  • [3] Идеи бережного отношения к природе, взрастившей и вскормившей человека, Руссоизложил в главном своем сочинении «Рассуждения о причинах неравенства». Спб., 1907.См. также Ж.-Ж. Руссо. Способствовало ли возрождение наук улучшению нравов. // Ж.-Ж.Руссо. Соч. в 3 т. М., 1961. Т.1; См. Его же. Опыт о происхождении языков, а также омелодии и музыкальном подражании. Там же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой