Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Народы Северного Кавказа и их традиционно-бытовая культура

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несколько образцов культуры адыгов признаны их соседями как особые достижения. Речь идет о разновидностях верховых лошадей, объединенных под названием кабардинской породы, конской упряжи, шашке, как особом виде длинноклинкового оружия, и о мужском костюме, включающем так называемую черкеску. Черкеска — вариант верхней мужской распашной длиннополой одежды (чоха/чуха), типичный для… Читать ещё >

Народы Северного Кавказа и их традиционно-бытовая культура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Адыгские народы и абазины

К адыгским народам в настоящее время относят адыгейцев, черкесов, кабардинцев, являющихся титульными этносами соответствующих республик Северного Кавказа, а также шапсугов, живущих на черноморском побережье Краснодарского края. Их объединяет общее самоназвание «адыгэ», при том, что кабардинцы также именуют себя «кабардей», и языковое сходство. Сохранилось также обозначение всех адыгов черкесами.

Традиционное хозяйство адыгов основывалось на земледелии, равнинном в Кабарде и равнинно-горном в Адыгее, овцеводство было везде отгонно-пастбищным с использованием летом высокогорных пастбищ, на равнине разводили местную выносливую породу крупного рогатого скота.

Основной сельскохозяйственной культурой было нросо, выращивавшееся по укороченному циклу созревания, но, тем не менее, с высокой плодовитостью. Очень большую роль играло пчеловодство. Просяная крупа использовалась для приготовления напитков и круто сваренной каши, подававшейся с молочными продуктами или мясными соусами. Мясные блюда обычно были частью праздничного стола.

Несколько образцов культуры адыгов признаны их соседями как особые достижения. Речь идет о разновидностях верховых лошадей, объединенных под названием кабардинской породы, конской упряжи, шашке, как особом виде длинноклинкового оружия, и о мужском костюме, включающем так называемую черкеску. Черкеска — вариант верхней мужской распашной длиннополой одежды (чоха/чуха), типичный для северокавказского нарядного костюма. Она имеет приталенный силуэт, открытую грудь и нашитые на груди в ряд узкие многочисленные кармашки с газырями (трубочки с орнаментированными навершиями, имитирующие ружейный патрон). Черкеска обязательно застегивается и перепоясывается кожаным ремешком с металлическими, чаще серебряными, накладками. Этот вид одежды стал популярен в разных местностях Кавказа, был заимствован казачеством, полюбился русским офицерам. Крой черкески использовался при шитье женского платья с его силуэтом, близким к образу тонкого устремленного вверх дерева.

Высоко оценивался адыгский этикет, основанный на тонком чувстве групповых различий и нюансов бытовых ситуаций, благожелательности и чувстве собственного достоинства. Одной из традиций общения было гостеприимство, для гостя было принято строить специальный дом «хачеш» на отдельной усадьбе и принимать его по особому этикету. Традиционно жилище строилось легким, с турлучными (плетневая мазанка) или плетеными стенами, оно больше предназначалось для женской части семьи. В прошлом было принято селиться отдельными семейными усадьбами.

Последние несколько столетий верующие адыги являются приверженцами ислама суннитского толка. Наблюдается как длительная приверженность христианским обычаям и сохранение их пережитков, так и наличие в прошлом собственной религиозно-мифологической системы. Отчасти эта система восстанавливается по памятникам нартского эпоса, являющегося основой фольклорной культуры адыгов, богатой и другими жанрами, большую стабильность демонстрируют традиции музыкально-танцевального искусства, адыгские танцы отличает внутренняя экспрессия при значительной сдержанности в жестах.

Абазины по культуре очень близки к адыгам, в том числе вследствие совместного проживания. Их этническая история в качестве значительного события содержит факт переселения от Черноморского побережья, где они жили между р. Туапсе и Бзыбыо, в XIV—XVII вв. через Кавказский хребет на верхнее течение Кубани. Абазинский язык близок к абхазскому. В Российской Федерации абазины имеют статус малочисленного парода. Такой же статус получили относящиеся к адыгской общности причерноморские шапсуги.

Балкарцы и карачаевцы представляют собой единый парод, живущий в центральной части Северного Кавказа, но разделенный Приэльбрусьем на две части. Для карачаевцев этнической территорией являются плоскогорья в верховьях р. Кубань, а для балкарцев — горные котловины в высокогорье, где находятся истоки впадающей в Терек р. Малки и ее притоков. В России XIX в. оба народа назывались горскими татарами.

Этногенез карачаевцев и балкарцев является предметом острой дискуссии. Общепризнано, что в нем участвовали носители аборигенной традиции горцев, жители раннесредневековых Хазарского каганата и Аланского царства, тюркские племена Предкавказья. Основной характеристикой всех этнических процессов является то, что слияние разных компонентов культуры проходило в условиях высокогорья, когда ряд элементов хозяйства степного типа адаптировались к местной среде.

Карачаевцы и балкарцы — земледельцы и скотоводы. Земледелие являлось занятием, сложившимся в высокогорье, его спецификой было большое число участков с искусственным орошением. Орошались также и покосы. Необходимо было постоянно очищать участки от камней, укреплять их по склонам подпорными стенками и удобрять. Только один процент земли был пригоден для выращивания зерна. В Карачае на пахоту должны были прибывать все мужчины, включая и тех, кто находился на пастбищах и на заработках. Со скотом оставались старики и физически немощные люди. Хлеб являлся семейной ценностью, которая не передавалась посторонним, для угощения гостей использовались другие продукты, в частности для самых дорогих предназначался мед молодых пчел.

При большом уважении к труду земледельца у карачаевцев и балкарцев на первом месте стояло скотоводство. Скот давал средства к жизни, для покупки хлеба и уплаты податей, скот был мерилом богатства и эквивалентом стоимости, им выплачивались штрафы и подарки, формировалось приданое. Хозяйственный цикл овцевода был положен в основу народного календаря, в котором такие моменты, как выход на пастбище, стрижка шерсти (проводившаяся дважды в год), подпуск баранов к овцам отмечались праздничными обрядами. Балкарские и карачаевские пастухи отличались особым видом одежды — гебенек в виде войлочной накидки с капюшоном и рукавами. Пастушество и сенокос были почетными занятиями. Все здоровые мужчины из простого народа были пастухами и косарями. Женщины ухаживали за коровами, остававшимися в селении, но выезжали и на пастбища, что было праздником для всей семьи. Продукты животноводства составляли основу питания карачаевцев и балкарцев. Предпочтительной пищей являлась баранина, в повседневном питании употребляли молочные продукты, самым популярным был айран.

Карачаево-балкарский мужской и женский костюм был почти идентичен северокавказскому комплексу одежды. Особая близость прослеживалась с одеждой адыгских народов, однако для крестьян был типичен костюм с длинным бешметом — верхней плечевой одежды, у мужчин с закрытой грудью и часто воротником-стойкой, в мужском парадном костюме северокавказского типа он надевается под черкеску.

Для планировки селений было характерно существование родовых кварталов — тийре. Кварталы состояли из нескольких жилых и хозяйственных построек, обычно примыкавших друг к другу, вокруг них были пахотные участки и поливные сенокосы. Каждый квартал имел свое кладбище, а иногда и мечеть. Обычным жилищем был четырехугольный дом с плоской или несколько наклонной кровлей с каменными, реже деревянными стенами. В Карачае в прошлом был известен тип многоугольного дома, сложенного из толстых бревен, когда строения ставились по кругу вокруг крытого дворика-арбаза. Арбазы рассматриваются как вариант горского дома — крепости или как воплотившийся в срубной технике стан кочевника. Типичным признаком планировки традиционного дома было предоставление места за очагом главе дома, выделение кладовой, где властвовала главная женщина в доме, а также строительство отдельных помещений для женатых сыновей, в которых не было отопления. По возможности на усадьбе строили отдельное помещение для приема гостей.

Карачаевцы и балкарцы являются мусульманами. Ислам распространился в горах Центрального Кавказа в XVIII в. и впитал в себя многое из многовекового наследия местных верований, особенно культ верховного божества древних тюрок — бога неба Тенгри. Сохранялись и следы христианского прошлого в виде отголосков почитания святых Николая, Ильи, Марии и пр.

Осетины населяют центральную часть Большого Кавказа по обе стороны Главного Кавказского хребта. В начале XXI в. северная часть расселения осетин иод названием Республика Северная Осетия-Алания является частью Российской Федерации, а южная образует республику Южная Осетия. Экзоэтноним осетин является русской формой, воспроизводимой от грузинского словосочетания «Страна особ». Осетинский этнос возник, как полагают современные исследователи, на базе двух компонентов: местного высокогорного населения и постоянно продвигавшегося в горы населения Предкавказья. Таким образом, произошло распространение языка и культуры, в которой сохранились компоненты ранне-индоевропейского наследия. Часть предков осетин ушли на южные склоны Кавказа. Считается, что переселение шло с севера волнами, начиная с древности, однако предков современных осетин Грузии следует связывать с переселенцами XV—XVI вв. Вхождение Осетии в состав Российской империи открыло возможность осетинам снова вернуться на равнинные земли. Процесс переселения усилился во второй половине XIX в., когда осетинские поселения на равнине стали возникать рядом со станицами терских казаков. Часть осетинского населения была причислена к казакам. Сохраняя этнические традиции, осетины были открыты для усвоения русской и европейской культур, став к концу XX в. наиболее урбанизированным этносом Северного Кавказа.

Занятиями осетин были земледелие, скотоводство, охота, а для значительной части мужчин, дворян и крестьянской молодежи также и образ жизни воина. Обеспеченность землей в горах была крайне низкой, что обостряло земельные споры и заставляло людей отправляться на заработки за пределы родной земли. Под посевы в высокогорье по склонам осваивались все доступные места, сам участок не имел выраженной формы и измеряемой площади. Навоз для удобрения поднимали в горы на своих плечах. Наиболее распространенными злаками в горах были пшеница и ячмень, на равнине с XVII в. распространилась кукуруза. В скотоводстве преобладало разведение крупного рогатого скота с выпасом его в округе селений. Выпас овец проводился с содержанием их на удаленных летних и зимних пастбищах. Овцы давали мясо, шерсть, молоко, самым распространенным продуктом обработки молока был сыр.

Распространенным повседневным блюдом была пшеничная лепешка, испеченная на угольях и досушенная над огнем очага. Она была часто единственным блюдом в дневном рационе работника. При этом набор продуктов питания был весьма разнообразен. Он включал в себя много видов пирогов, блюд из мяса, по вкусовым качествам особенно славилось осетинское пиво.

В ремесленном производстве мужчины работали с твердыми материалами: железом, деревом, камнем, рогом; изготовление деревянной посуды имело рыночную стоимость, чаши с зооморфными фигурками готовились для семейных пиршеств. Ювелирный промысел поддерживался потребностями в орнаментации оружия, а также украшений мужского (газыри, пояс) и женского (нагрудные застежки, пояс) костюмов. Женщины в сфере домашнего производства обрабатывали шерсть, ткали сукно, валяли войлоки, плели шнуры и галуны, вышивали. Осетинские женщины занимали лидирующее положение в изготовлении головных шалей, плетеных из шелковых нитей. Они сами полностью изготавливали национальный костюм, который имел много общего с одеждой народов Северного Кавказа. Основу полного нарядного мужского костюма составляла черкеска. В женский костюм входило распашное платье с нашитыми на него застежками или их вышитой имитацией и надеваемыми под него нагрудником с застежками и поясным и подвесками, вышитыми золотой нитью и галуном. На голове женщины носили низкие вышитые шапочки с плоским верхом и шали.

В горах преобладали небольшие поселки, на равнине селения были крупнее. Дома обычно делали из камня, преобладали двухэтажные строения, нижний этаж отводился для скота и хозяйственных целей, второй был жилым. В связи с долгим сохранением норм большой семьи было много домов (хадзар), состоявших из одного большого помещения с очагом посередине.

Осетины были православными. Принятие христианства предками осетин проходило с VI по X в. при влиянии Византии, Абхазии, Грузии. В осетинской истории принятию православия предшествовало создание собственного религиозного пантеона. Его основой был культ семи богов, несколько различавшийся по составу почитавшихся в разных районах божеств, общим было обращение к священному числу семь. Основой духовной культуры и фактором развития национальной самобытности осетин во все времена был фольклор. Его ядром является героический «нартский» эпос — цикл сказаний о древних богатырях — нартах. Стиль, композиции и сюжеты нартского эпоса, в основном датируются аланской эпохой, но возможно, какая-то часть относится и к ранней индоевропейской истории. Помимо эпоса осетинский фольклор чрезвычайно богат сказками, героическими песнями, историческими сказаниями. Особую группу фольклорных произведений составляют трудовые песни, многие из которых связаны с летне-осенними работами или женским трудом, а также молитвы, обрядовые причитания, поминальные тексты.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой