Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Народные музыкальные инструменты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Русские народные музыкальные инструменты являются важной составной частью и достоянием национальной культуры. История их возникновения и развития неразрывно связана с этапами формирования духовного общественного сознания. Анализ исторического пути государства Российского дает ключ к пониманию сложных процессов формирования народной музыкальной культуры и всего инструментария в частности. Конец… Читать ещё >

Народные музыкальные инструменты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Русские народные музыкальные инструменты являются важной составной частью и достоянием национальной культуры. История их возникновения и развития неразрывно связана с этапами формирования духовного общественного сознания. Анализ исторического пути государства Российского дает ключ к пониманию сложных процессов формирования народной музыкальной культуры и всего инструментария в частности.

Арсенал музыкальных инструментов весьма велик и разнообразен. Почти каждый регион России представлен самобытными инструментами, которые во многом олицетворяют специфику и формы существования фольклора. Ярким подтверждением этому служит видовой спектр гармоник, название которых соответствуют месту их бытования («бологоевская», «елецкая», «касимовская», «ливенская» и др.). Вместе с тем, в исполнительской практике утвердился большой унифицированный ряд народных инструментов, которые использую повсеместно как в любительской, так и в профессиональной сферах. К нему можно отнести жалейку, баян, домру, балалайку, гитару, бубен и др. Поэтому инструментарий народной музыкальной культуры имеет многоуровневую и разветвленную структуру. Его углубленному изучению посвящены различные исследования.

Существуют различные подходы к классификации народных инструментов. В современном инструмент-сведении получила признание, в качестве основы, классификационная система, в которой определяющими являются два признака:

источник звука и способ или механизм его извлечения. Исходя из данной системы, музыкальные народные инструменты систематизируются по следующей схеме:

I. ДУХОВЫЕ.

  • 1. Флейтовые — свирель, сопель, кувиклы или кувички;
  • 2. Язычковые — жалейка, брелка, волынка;
  • 3. Мундштучные — рог, рожок;

II. СТРУННЫЕ.

  • 1. Щипковые — гусли, домра, балалайка, бандурка, 7-струнная гитара;
  • 2. Смычковые — гудок;
  • 3. Фрикционные — лира колесная.

III. КЛАВИШНО-ДУХОВЫЕ, ЯЗЫЧКОВЫЕ.

  • 1. Гармонь.
  • 2. Баян.
  • 4. Аккордеон.

IV. УДАРНЫЕ.

  • 1. Мембранные — бубен, барабан, набат, накры, тулумбас.
  • 2. Самозвучащие — ложки, трещотки, рубель, косточки, ухваты, коса, рогач, колокол, барабанка (пастуший барабан).

Одни из первых упоминаний о народных инструментах относятся к эпохе Киевской Руси. Дошедшие до нас материалы свидетельствуют о том, что инструменты использовались в княжеских дружинах на пирах, народных праздниках.

Ратная служба предполагала применение большого количества всевозможных духовых инструментов: различные виды труб, рог, сурна, свирель и др. Сигнальные функции в войсковых соединениях выполняло множество ударных инструментов. Среди них: било (деревянная или металлическая доска, по которой ударяли молотком), колокол, варган (инструмент, близкий по конструкции к металлофону), всевозможные ратные бубны, накры, набат и др.

Широкое распространение народный инструментарий получил в среде скоморохов — первых русских музыкантовпрофессионалов. С их творчеством связаны как первые шаги, так и последующий путь развития народного музыкального искусства На ярмарках, всевозможных гуляниях, в пастушеской среде, в быту, в повседневной жизни наряду с духовыми и ударными инструментами (рожком, жалейкой, сопелью, свирелью, волынкой, бубном,' колокольчиками, трещотками, ложками и др.) использовались и разнообразные струнные инструменты. К ним можно отнести прежде всего гусли (первое упоминание о которых датировано 591 г.), домру, гудок.

Значительно позже получили распространение балалайка, лира, а также бандурка и 7-струнная гитара. Появление этих инструментов ориентировочно можно отнести соответственно к 17−19 вв.

Конец XIX в. ознаменован рождением целого ряда гармоник. Эти инструменты получили особую популярность в среде рабочего люда и оказали значительное влияние на развитие инструментального и вокального народного творчества.

Некоторые выше перечисленные инструменты не получили широкого распространения и не дошли до нашего времени.

Остановимся на популярных инструментах, вошедших в основной спектр народного инструментария соответственно вышеприведенной классификации.

Свирель, брелка, жалейка, рожок — духовые инструменты, дошедшие до нас сквозь глубь времен.

В конце XIX столетия возросший интерес русского общества к своей национальной истории и культуре способствовал появлению первых исследовательских работ по народному инструментарию А. Фоминцына, Н. Привалова, Е.Линевой. По времени это совпало с деятельностью В. Андреева — музыкального просветителя, реформатора русских народных инструментов, общественного деятеля и педагога, композитора и дирижера, испонителя-виртуоза на балалайке и гармонике, создателя и руководителя национального оркестра русского народа. Наряду с работами по реконструкции балалаек и домр, В. Андреевым предпринимались попытки усовершенствовать духовые (брелка, свирель) и ударные народные инструменты В начале XX в. русский музыкант — самородок псковский крестьянин О. Смоленский сконструировал жалейки разных размеров и создал квартет жалейщиков, выступавший на протяжении ряда лет в Петербурге. Тогда же М. Пятницкий ввел жалейку в свой хор.

Народные музыкальные инструменты.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой