Понятие «корпоративная культура» в зарубежных компаниях достаточно широко используется как один из инструментов управления. Во многом это связано с тем, что возросло понимание того влияния, которое феномен культуры оказывает на успехи и эффективность деятельности компании. Многочисленные исследования в области менеджмента показывают, что процветающие компании, постоянно достигающие высоких результатов, отличаются высоким уровнем корпоративной культуры. Культура на таких предприятиях формируется в результате продуманных, целенаправленных действий, направленных на развитие корпоративного духа во благо всех заинтересованных сторон. Корпоративная культура это инструмент, можно сказать «тонкого управления», когда остальные инструменты: отлаженная организационная структура, четкие бизнес-процессы, мотивация персонала и др., эффективно работают.
Причины появления интереса к корпоративной культуре за рубежом в начале 1980;х гг.
1. Произошли изменения во нешней среде организаций:
Экологическая среда: загрязнение окружающей среды.
Научно-техническое окружение: ограничение технических возможностей в решении проблем, связанных с питанием, ростом безработицы и т. д.
Социальная среда: мотивационный кризис и потеря смысла жизни.
2. Данные изменения во внешней среде привели к соответствующим изменениям внутриорганизационной среды:
Недостаток идентификации работника с организацией.
Синдром недоверия между руководителем и подчиненным.
Исходя из этого, были сформулированы следующие задачи для управления:
1) ответственность перед обществом, в том числе и этическая;
2) формирование «Мы чувства»;
3) учет в управлении качественных психологических составляющих.
Решение данных задач повлекло формирование концепции корпоративных культур и рост интереса к данному феномену.
Дальнейшие исследования в этой области показали, что политика всех процветающих компаний обязательно включает в себя представления о корпоративной культуре как залоге успеха организации. Кроме того, появились количественные эмпирические свидетельства связи между культурой организации и ее производственными показателями, такими, как уровень доходов, стоимость акций, размер чистой прибыли .
В России интерес к корпоративной культуре появился значительно позднее.
Российские предприятия, которые еще совершенствуют свои организационные структуры, адаптируют их к условиям конкуренции, тоже стали уделять внимание корпоративной культуре. Сформировалось понимание того, что отсутствие культуры или ее слабые проявления не способствует заключению долгосрочных контрактов с зарубежными партнерами, привлечению инвестиций и в целом развитию производства и предпринимательства.
Таким образом, актуальность исследования корпоративной культуры несомненна для развития успешного бизнеса необходимо не только знать, но и уметь управлять корпоративной культурой организации.
Исходя из вышесказанного, цель данной работы рассмотрение особенностей управления корпоративной культурой организации.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть основные понятие и определения по данной проблеме;
— опредеить типологию корпоративной культуры;
— определить особенности управления, характерные для различных типов корпоративной культуры.
Объект изучения организационная деятельность, предмет изучения корпоративная культура, как часть организационной деятельности.