Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оптимальное концертное состояние

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время выступления. 1] Цит по: Цыпин Г. М. Психология музыкальной… Читать ещё >

Оптимальное концертное состояние (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Публичное исполнение требует от музыканта максимального сосредоточения сил, внимания и соответствующего психологического настроя, что вызывает повышенное чувство ответственности, а вместе с ним и определенный страх не справиться с поставленной задачей. Это чувство знакомо как начинающим свою карьеру музыкантам, так и признанным мастерам. «Приближаешься к такому месту программы, играя на публике, и думаешь про себя: „Пронеси, Господи“», — говорит в одном из своих интервью пианист Николай Петров. — На моей памяти не так уж мало концертов, распадавшихся для меня на две части: мучительное ожидание неотвратимо надвигающейся трудности и не менее мучительное ощущение от непоправимости содеянного мною…"[1]

Для того чтобы удачно выступить в концерте или сыграть на экзамене или зачете, музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Оптимальное концертное состояние по своим психологическим параметрам соответствует тому, что у спортсменов называют «оптимальное боевое состояние». И поэтому будет логично рассматривать подобное состояние, как и в спорте, по трем важнейшим параметрам — физическому, эмоциональному и умственному.

При хорошем физическом самочувствии, когда возникает ощущение здоровья во всем организме, тело кажется сильным, гибким и послушным. Физическая подготовка музыканта может включать в себя такие виды спорта, как бег, плавание, футбол. Не особенно рекомендуются упражнения, связанные с силовыми напряжениями в области рук и плеч, так как чрезмерные напряжения сгибательных мышц в таких видах спорта, как гимнастика или тяжелая атлетика, могут формировать мышечные зажимы в кистях, плечах и грудных мышцах.

Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время выступления.

Не секрет, что многие известные исполнители могли выходить на сцену и при плохом физическом самочувствии и, тем не менее, выступать очень хорошо. Современники отмечали такие силы и возможности у Рахманинова, Э. Г. Гилельса, Г. Караяна. Более того, выходя на эстраду, эти исполнители в физическом плане начинали себя чувствовать лучше. Концертный стресс активизировал защитные силы организма, и музыканта отпускали его недуги. Но для молодых исполнителей, продирающихся через частоколы экзаменов и отборочных прослушиваний на разного рода конкурсах, поддержание хорошей физической формы является немаловажным фактором роста профессионального мастерства.

При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата у музыкантов возникают особые физические ощущения в руках, кистях и пальцах, которые характеризуются особым ощущением клавиатуры, смычка, грифа, мундштука. Пианисты говорят о «легких» пальцах, скрипачи — о «полетных» руках, духовики — о «послушности» амбушюра. Рекомендуется эти ощущения запоминать, записывать, проговаривать, чтобы иметь возможность лучше вспоминать их перед выступлением и воссоздавать при разыгрывании перед выступлением.

  • [1] Цит по: Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994. С. 300.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой