Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изобразительное искусство. 
Особенности культурной жизни России XVIII века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многогранность личности и тончайшие переживания человека отражали портреты, выполненные Ф. Рокотовым (1735−1808): парадные портреты Екатерины II, Павла I, графа Г. Орлова, камерные портреты юной А. Струйской, П. Ланской и др. Портреты Д. Левицкого (1735−1823) отличала глубина содержания образов представителей эпохи Просвещения (Д. Дидро, Н. Новиков и др.). Жизненностью, обаянием наполнены… Читать ещё >

Изобразительное искусство. Особенности культурной жизни России XVIII века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преобразования и нововведения в художественной культуре, приобщаясь к мировому культурному опыту, сохраняли черты прежней эпохи и носили переходный характер. Получая значительную государственную поддержку, художественная культура стала светской и более разнообразной в жанровом отношении и технике исполнения. Светские сюжеты наполнили монументальную роспись (панно, плафоны), станковые произведения и миниатюры.

Отличительной стороной изобразительного искусства первой четверти XVIII в. стал портрет. Поражает его разнообразие: парадный и камерный, в полный рост и погрудный, семейный, детский, парный и автопортрет. Прослеживается социальная роль парадных портретов семьи Петра I и его сподвижников, утверждающих идеологию абсолютизма. В камерном портрете художник стремился проникнуть во внутренний мир челоиска, понять сущность человеческой личности.

Наиболее известные художники Петровской эпохи И. Никитин и А. Матвеев. Лучшие работы И. Никитина (1690−1742) — портреты канцлера Г. И. Головкина, «Напольный гетман», портрет Анны Петровны, дочери Петра I — психологически точны, наполнены лиризмом, убедительны в отражении индивидуального характера. Портреты А. Матвеева (1701−1739) отмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик. Ему принадлежит первый в русском искусстве автопортрет — «Автопортрет с женой».

Портретную живопись второй половины века отличали углубление реализма, рост художественного мастерства, передача неповторимой индивидуальности и богатства внутреннего мира человека.

Один из зачинателей жанра камерного портрета (портрет статс-дамы А. Измайловой и др.) — А. Антропов (1716−1795). В выполненных мастером парадных портретах (императора Петра III, архиепископа Кулябки, Д. Бутурлина и др.) подчеркнуты волевые качества уверенных в себе лиц.

Галерею парадных портретов графов Шереметевых, а также простых современников создал крепостной художник И. Аргунов (1729−1802). Самые проникновенные полотна Аргунова связаны с нарождающимся жанром интимного портрета, где художник мог проявить свой дар тонкой психологической характеристики модели («Девочка-калмычка Анна Николаевна», «Неизвестная в русском костюме»). Его сын Н. Аргунов (1771−1829) снискал славу портретами крепостных актрис графов Шереметевых (Т. Гранатовой-Шлыковой и др.).

Многогранность личности и тончайшие переживания человека отражали портреты, выполненные Ф. Рокотовым (1735−1808): парадные портреты Екатерины II, Павла I, графа Г. Орлова, камерные портреты юной А. Струйской, П. Ланской и др. Портреты Д. Левицкого (1735−1823) отличала глубина содержания образов представителей эпохи Просвещения (Д. Дидро, Н. Новиков и др.). Жизненностью, обаянием наполнены созданные им прелестные портреты воспитанниц Смольного института (смолянок).

Портретную живопись обогатил и разнообразил В. Боровиковский (1757−1827), впервые давший в портрете пейзажный фон. Природа наполняла портрет лиризмом, тихой мечтательностью и одухотворенностью (портреты М. Лопухиной, А. Куракина, Е. Н. Арсеньевой и др.).

Во второй половине XVIII в. развивалась также историческая, жанровая и пейзажная живопись. Одним из первых русских живописцев, создавших историческое полотно в стиле классицизма, был А. П. Лосенко (1737−1773). Это картина на тему из русской истории «Владимир и Рогнеда». Согласно древней легенде новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвальда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены. В картине представлен кульминационный момент «прежалостной судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею «неволею сочетался». Однако Лосенко изобразил Владимира не вероломным завоевателем, а раскаявшимся в своих поступках, — в этом выразились высокие идеалы нравственности и гуманизма века Просвещения. Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины.

Бытовой жанр представлен в творчестве И. Фирсова (1733−1785), автора первой жанровой картины «Юный живописец», и М. Шибанова, зачинателя крестьянского бытового жанра в русском искусстве («Крестьянский обед»).

Городской пейзаж — тема полотен Ф. Алексеева (1754−1824): «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной», «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости». Пейзажные окрестности Петербурга (Павловск, Петергоф, Царское Село) представлены в творчестве С. Щедрина (1745−1804).

Растущий интерес к личности человека вдохновлял художников на создание скульптурных портретов. Отец знаменитого архитектора Б. Растрелли создал бюсты Петра I и Александра Меншикова. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью формирующихся новых замечательных садово-парковых комплексов как в самом Петербурге, так и в его пригородах. Ими украшались также возводимые в честь побед русского оружия триумфальные арки и въездные ворота.

Разнообразием жанров (монументальная статуя и портрет, барельеф и медальон и др.), используемых материалов и технических приемов (бронзовое и восковое литье, лепнина из алебастра, резьба по дереву и пр.) отличалась отечественная скульптура второй четверти века. Б. Растрелли-старший достиг подлинной высоты своего творчества в монументальной скульптуре. В скульптурной группе «Императрица Анна Иоанновна с арапчонком» воплощены основные принципы барокко, а в конном монументе Петра I — классические традиции образа великого полководца, преобразователя и триумфатора.

Во второй половине XVIII в. были заложены основы русской скульптуры. Ее основоположником и крупнейшим представителем стал Ф. Шубин (1740−1805). Замечательные бюсты А. Голицына, М. Ломоносова, Павла I, А. Безбородко, П. Румянцева и др., величественная статуя «Екатерина II — законодательница» не имели равных по виртуозному проникновению во внутренний мир натуры. О многом говорит эпитафия на его надгробии: «И под его рукою мрамор дышит».

Великолепны творения М. Козловского (1753−1802): скульптура Екатерины II в образе Минервы, памятник А. Суворову в образе бога войны Марса, скульптурная группа Петергофского каскада «Самсон, разрывающий пасть льва», символизирующая победу России в Северной войне со шведами, и др.

Замечательная классическая трактовка в виде античных героев с национальными чертами нашла свое выражение в первом московском скульптурном памятнике К. Минину и Д. Пожарскому, исполненном И. Мартосом (1754−1835).

Французский мастер Э. Фальконе (1716−1791) создал настоящий шедевр мировой скульптуры как по художественному выражению, так и по скульптурной технике. Созданный им памятник Петру I («Медный всадник») стал настоящим символом новой столицы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой