Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Средневековая христианская теология культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Крупнейший христианский мыслитель Ф. Аквинский (1225—1274) убеждает в том, что абсолютная первопричина всего — Бог, что все сущее — идеи Бога. Абсолютное благо, добро — это Бог. Человек есть высшее творение Бога, самое благородное во всей разумной природе. Он способен упорядочивать свою жизнь, но только устремляясь к Всевышнему, отказываясь от всего личностного, неповторимого, оригинального… Читать ещё >

Средневековая христианская теология культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

О культурологических идеях европейского христианского Средневековья (VI—XIV вв.) если и можно вести речь, то с большой оговоркой. Собственно чисто культурологическая проблематика (и даже сам термин «культура») у христианских теологов фактически отсутствует, заменяется словом «культ». Наработанный греко-римскими мыслителями материал по этому вопросу оказался невостребованным, был предан забвению. В Средневековье произошел разрыв между теми, кто творит культуру, и теми, кто осмысливает ее. Во всяком случае, осмысление осуществлялось главным образом представителями религиозно-философской культуры — теологами. Именно поэтому, вне ноля зрения остается такой важный феномен, как светская (народная) культура. Пристальный анализ трудов и воззрений наиболее видных представителей христианской теологии позволяют нам сделать некоторые предположения и выводы по данной проблеме.

Источники культуры и культуротворчества

Мировосприятие христианских теологов базировалось на принципиально иной основе, нежели воззрения античных мыслителей. В нем господствовала идея божественного творения всего сущего, незначительной роли человека и его культуры. Культурный мир рассматривался как рефлексия мира религиозного, божественного.

Иоанн Скот Эриугена (810—877) уверен в том, что мир есть таким, каким его хотел видеть Бог. Этот мир уже не создает другого. Архетипы всех вещей содержит в себе божественный Логос. Чувственный и множественный его аспект (т.е. культура) есть выражение первородного греха.

Крупнейший христианский мыслитель Ф. Аквинский (1225—1274) убеждает в том, что абсолютная первопричина всего — Бог, что все сущее — идеи Бога. Абсолютное благо, добро — это Бог. Человек есть высшее творение Бога, самое благородное во всей разумной природе. Он способен упорядочивать свою жизнь, но только устремляясь к Всевышнему, отказываясь от всего личностного, неповторимого, оригинального. Человеку необходимо выявлять в себе греховное и уничтожать его, приближаясь к Богу. Человеческое счастье состоит не в познании себя (это невозможно) или своих творений, а в познании Творца. В принципе человек свободен. Его воля свободна, хотеть или не хотеть нечто из земных ценностей. Но свобода есть корень зла. Человек грешит именно потому, что он свободен.

Человек, в средневековых теологических представлениях, лишен цельности и гармонии, его природа внутренне раздвоена — он нолуангел и нолузверь; он может подняться до Бога и опуститься до животного, быть хуже животного.

Папа Иннокентий III (1161 — 1216), будучи кардиналом, написал трактат «О презрении к миру или ничтожестве человеческой жизни», где он утверждает, что человек ниже животных, так как вскармливается в материнском лоне грязной кровью, что он вообще ниже всего существующего, будучи создан из самого неблагородного материала — грязи земной, что, уже рождаясь, человек возвещает о своем жалком существовании. Иначе говоря, для Иннокентия III, человек и мир его творений, менее ценны, чем дикая природа.

Главным критерием и основой человеческой культуры рассматривалось Христианство. Оно — начало новой культуры. Вся человеческая деятельность должна исходить из христианского вероучения и опираться исключительного на него.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой