Генезис идеи и принципов гуманизма в современном европейском образовании
Возникновение массовой поточной школы окончательно отделяет обучение от воспитания и порождает проблему их гармоничного соединения (общую модель которого построил Я.А. Ко-менский в своей пампедии). Экспансия науки в обучение (принцип наукосообразности) только обострила эту проблему, суть которой — в соотношении принципа природосообразности (Песта-лоцци) и принципа культуросообразности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Историко-культурные корни и развитие идеи гуманизма в педагогике
- 1. 1. Идея гуманизма в педагогике: от частных проявлений к самостоятельной концепции
- 1. 2. Развитие принципов гуманизма в педагогических системах XVI—XIX вв.еков
1.3. Спор П. Ф. Каптерева и П. Ф. Лесгафта о гуманности образования в рамках педагогической антропологии в России второй половины XIX века. а) 77. Ф. Каптгрев: «охранительная» антропология Просвещения. б) П. Ф. Лесгафт: антропология саморазвития.
Глава 2. Возникновение и современное состояние гуманной педагогики.
2.1. Кризис культур-антропологических оснований педагогики в XX веке.
2.2. Опыт переоценки понятия гуманизма в образовании. а) Гуманистические тенденции в советском образовании. б) Современные философские споры о гуманизме. в) Социальный, морально-этический и психологический аспекты гуманистической переоценки традиционного образования.
2.3. Педагогические концепции саморазвития — реализация идей «нового» гуманизма в педагогике.
Список литературы
- Абульханова-Славская. К. А. Стратегии жизни. М., 1991.
- Адо П. Что такое античная философия? / Пер. с франц. В. П. Гайдамака. М., 1999.
- Акимов И., Клименко В. Мальчик, который умел летать, или путь к свободе Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.koob.ru.
- Альтшуллер Г., Верткин И. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети. М., 1985.
- Амонашвили Ш. А. Как живёте, дети? М., 1986.
- Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М., 2001.
- Амонашвили Ш. Рука водящая. М., 2006.
- Амосов Н.М., Никитина JI.A., Воронцов Д. Д. Страна детства. М., 1990.
- Андреев В. Что такое гуманизм. К выходу первых номеров журнала Здравый смысл // Здравый смысл. 1997. № 4.
- Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. М., 2000.
- Антье Э. Агрессивность. М., 2006.
- Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: в 4-х т. М., 1983. Т. 4.
- Балашов JI.E. Образование и образованщина. Недостатки системы образования в России. Электронный ресурс. — Режим доступа: http: //balashov44.narod.ru /fil-2/obhazova-nie.doc.
- Баныкина С.В., Степанов Е. И. Конфликты в современной школе: изучение и управление. М., 2006.
- Батенева Т. Школа среда обитания будущего Электронный ресурс. -Режим доступа: http: //n-t.ru/tp /ob/sh.htm.
- Берне Р. Развитие «Я"-концепции и воспитание. М., 1986.
- Бим-Бад Б. М. Педагогика жизни: Законы и парадоксы. М., 1992.
- Бим-Бад Б. М. Образование как преступление Электронный ресурс. -Режим доступа: http: //bim-bad.ru/working/rabochaya-papka-biblioteki /stati/stati/obrazovanie-kak-prestuplenie/.
- Бим-Бад Б.М. О норме и нормализации как категориях педагогики Электронный ресурс. Режим доступа: http: //bim-bad.ru/working/rabochaya-papka-biblioteki/stati/stati/
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Курс лекций Электронный ресурс. Режим доступа: www.urao. edu /pakll .htm?#ll.
- Бим-Бад Б. М. Ян Амос Коменский: аксиомы панпедии Электронный ресурс. Режим доступа: http: //bim-bad.ru/working/rabochaya-papka-biblioteki/stati/stati/aksiomy-panpedii-ko-menskogo/
- Бим-Бад Б. М. Образование к свободе Электронный ресурс. Режим доступа: http: //bim-bad.ru /wor-king/rabochaya-papka-biblioteki/stati/stati/chto-takoe-obra-zovaniedlya-svobody/.
- Бим-Бад Б.М. К концепции современного педагогического образования Электронный ресурс. Режим доступа: http: // bim-bad.ru /wor-king/rabochay a-papka-biblioteki/ stati/ stati / obrazovanie-pedagogov/.
- Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации Электронный ресурс. Режим доступа: http: bim-bad.ru/working/rabochaya-papka-biblioteki/stati/stati/obrazovanie
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.: В 2-х т. М., 1979.
- Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала 20 века // Педагогика. 2000. № 4.
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб, 1999.
- Бокань Ю.И. Новый гуманизм или введение в витасофию. М., 1991.
- Босенко В. Воспитать воспитателя. Заметки по философским вопросам педагогики и педагогическим проблемам философии. Киев, 2004.
- Быков Р. До и после «Чучела» // Юность. 1985. № 9.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
- Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.
- Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. Теория и история. М., 2006.
- Вентцель / Антология гуманной педагогики. М., 1999.
- Вологодина Н.В. Тренинг самостоятельности у детей Ростов н/Д, 2006.
- Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М., 2006.
- Всеобщая декларация прав человека // Известия. 1989. № 11- 12.
- Всеобщая декларация обязанностей человека // Здравый смысл. 2006. № 40- Электронный ресурс. Режим доступа: http://humanism.al.ru/ru/magazine.phtml? issue=2006.40−03.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. 1991.
- Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 2005.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1996. Вып. 2.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребёнка. М., 1985.
- Гальперин С.В. У истоков преподавания введения в цельное знание Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.epischool.edu. ru/key.htm.
- Гальперин С.В. Давайте откроем мир заново! Электронный ресурс. — Режим доступа: http: //www.epischool.edu.ru/key03.htm.
- Гарбузов В.И. Нервные дети. Л., 1988.
- Гейгер Л. Предвестники гуманизма // Здравый смысл. 1997. № 4.
- Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М, 1995.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2007.
- Глассер У. Школы без неудачников. М., 1991.
- Горелова Г. Г. Кризисы личности и педагогическая профессия. М., 2004.
- Горохова Т. Маленький принц в вальдорфской школе // Педагогика. 1994. № 3.
- Громова И.Б., Леонтьева В. Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социологические исследования (Со-цис). 1991. № 10.
- Гуманизация науки и гуманизация образования. М., 1995.
- Гуманизм и культура. Век XX. Тверь, 1993.
- Гуманистический манифест I // Здравый смысл. 1996. № 1.
- Гуманистический манифест II // Здравый смысл. 1997. № 3.
- Гуманная педагогика / По конспектам выступлений Шалвы Александровича Амонашвили на семинаре 7−11 ноября 2000 года в г. Алма-Ате Электронный ресурс. Режим доступа: http// www.roerich.kz/shurnal/texts/guman-najapedagog.
- Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М., 1972.
- Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А. Никитина. М., 1996.
- Деркач А.А., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб, 2003.
- Дети и насилие. Екатеринбург, 1996.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. М., 1999.
- Диденко Б. Цивилизация каннибалов // Дружба народов. 1996. № 1.
- Диденко Б. Цивилизация каннибалов: Человечество как оно есть. М., 1999.
- Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Народное образование. 1998. № 7.
- Добсон Дж. Непослушный ребенок. СПб, 2001.
- Дударева Е. Вальдорфская педагогика Электронный ресурс. Режим доступа: http://deti.el.ru.
- Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург, 1998.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1999.
- Дьюи Дж. Демократия и образование. М., 2000.
- Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. М., 1995.
- Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
- Загвоздкин В.К. История Вальдорфских школ Электронный ресурс. -Режим доступа: http:// www. redline-isp.ru/education/
- Зеньковский В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
- Зеньковский В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
- Зинченко А.П. Игровая педагогика. Тольятти, 2000.
- Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. В. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
- Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир: (фрагменты из работ разных лет). М., 2006.
- Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить! Электронный ресурс. -Режим доступа: http:// caute.net.ru/ilyenkov/texts/
- Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982.
- Ильин Е.Н. Вместо ответа ученым, обобщающим опыт новаторов // Вопросы психологии. 1988. № 1- Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues /1988 /881/881 071.htm.
- Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988.
- Ионова Е.Н., Топтыгин A.JI. Вальдорфская педагогика в контексте мировом и отечественном // Педагогика. 1998. № 4.
- История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия. М., 1974.
- История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учебное пособие. М., 2001.
- История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. З. И. Васильевой. М., 2002.
- История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2003.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2006.
- История педагогики / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М., 1981.
- История социальной педагогики. Хрестоматия-учебник. Учебное пособие. М., 2001.
- История социальной педагогики. М., 2007.
- Йегер В. Пайдея. М., 1997.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.
- Казьмин А. Гуманизм и идея нравственного совершенствования человека // Российская философская газета. 2007. № 9(11), сентябрь.
- Как построить своё «я» / Под ред. В. П. Зинченко. М., 1991.
- Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории: Религия в пределах только разума- О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. Ч 1.
- Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: логико-гносеологические проблемы. М., 1980.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
- Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.- Воронеж, 1999.
- Каптерев / Антология гуманной педагогики. М., 2002.
- Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным. М., 1979.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! М., 2000.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 1994.
- Кинелев В.Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М., 1998.
- Кислов А.Г. Социокультурные смыслы детства. Екатеринбург, 1998.
- Кларин М.В. Философия и ребёнок: анализ детского философствования //Вопросы философии. 1986. № 11.
- Коляда М.Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3000 вопросов что делать, если. Ростов н/Д, 2007.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1982.
- Коменский. Антология гуманной педагогики. М., 1996.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М., 1984.
- Кон И. С. Ребёнок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М., 1988.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
- Конвенция о правах ребенка. Ростов-на-Дону, 1994.
- Константинов Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. Воспитание в первобытном обществе Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.biografia.ru/
- Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979.
- Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании. М., 1990.
- Кравцова A.M. Непослушные детки или Как научиться понимать своего ребенка. М., 2007.
- Кравцова М., Шевнина О. Маленький разбойник. Как быть, если ребенок плохо себя ведет. М., 2006.
- Кривов Ю.И. «Экология человеческого развития» Ури Бронфен-бреннера // Педагогика. 1998. № 8.
- Кропоткин. П.А. Этика. М., 1991.
- Круглов А. Гуманизм // Здравый смысл. 1996. № 1.
- Круглов А. Что такое гуманизм // Здравый смысл. 1999. № 1.
- Крупенин А.Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов-на-Дону, 1995.
- Кувакин В. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). М., 1998.
- Кувакин В.А. Гуманизм и политика // Здравый смысл. 2000 /2001. № 18.
- Кувакин В. Современный гуманизм // Высшее образование в России. 2002. № 4.
- Кудишина А.А. Гуманизм феномен современной культуры. М., 2005.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М., 1996.
- Кумарин В. Аксиомы Коменского, или Строгий наказ гения научной педагогики всем реформаторам и модернизаторам школьного образования // Народное образование. 2001. № 8.
- Куртышева. М. Дети Индиго наше будущее? СПб, 2007.
- Кэрролл Ли, Таубер Джен. Дети Индиго-2. Праздник цвета Индиго. М., 2006.
- Ле Шан Э. Когда дети сводят друг друга с ума. М., 2005.
- Лебедев П.А. П.Ф. Каптерев видный педагог России второй половины XIX — начала XX столетия // П.Ф. Каптерев. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
- Лебедев П.А. Мое открытие Каптерева // Каптерев П. Ф. Детская и педагогическая психология. М.- Воронеж, 1999.
- Леви В. Нестандартный ребёнок. М., 1983.
- Леви В. Как воспитывать родителей или Новый нестандартный ребенок. М., 2007.
- Лейтес Н.С. П.Ф. Каптерев как психолог детства (К 150-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. 1998. № 4- Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.voppsy.ru/journalsall/issues/
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
- Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. В 5 т. Значение физического образования в семье и школе (ответ П.Ф. Каптереву). М., 1954. Т. 5.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
- Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. М., 1998.
- Лесгафт П.Ф. Школьные типы (антропологический этюд) // Лесгафт / Антология гуманной педагогики. М., 2002.
- Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии. 1995. № 2.
- Лоренц К. Агрессия. М., 1994.
- Макарова Н.И., Наливайко Н. В. Насилие-ненасилие в современном образовании (или педагогика ненасилия как философская проблема). М., 2004.
- Максакова В.И. Педагогическая антропология. М., 2001.
- Малькова З.А. Современная школа США. М., 1971.
- Мамедова А. Размышления о непреходящей сути гуманизма // Здравый смысл. 1997. № 4.
- Манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму // Здравый смысл. 1999. № 13- Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www. humanities.edu.ru/db /msg/24 329.
- Mappy А.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998.
- Методология формирования и практика реализации безопасной образовательной среды. Ростов-на-Дону, 2007.
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
- Миллер А. Вначале было воспитание. М., 2003.
- Миронов, А.И. Критические периоды детства. М., 1979.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.
- Мишаткина Т.В. Педагогическая этика. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2004.
- Михайлова Н.И., Юсфин С. М. Педагогика поддержки. М., 2002.
- Михалков С. Праздник непослушания. Повесть-сказка. М., 1996.
- Могилевский Р.В. Экзистенциальная психотерапия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://lifexist.narod.ru/existterapija.htm.
- Могилевский Р.В. Отцы и дети. XXI век? Экзистенциальный манифест. Электронный ресурс. Режим доступа: http://lifexist.narod. ru /otcyideti.htm.
- Могилевский Р.В. Перед выбором. Экзистенциалистское эссе о вреде классического воспитания Электронный ресурс. Режим доступа: http:// hpsy.ru/public/x2153 .htm.
- Монтессори / Антология гуманной педагогики. М., 1999.
- Монтессори М. Мой метод. Начальное обучение. М., 2006.
- Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М., 2006.
- Мурашова Е. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром. Екатеринбург, 2007.
- Мухина B.C. Детская психология. М., 1985.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997.
- Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. М., 1984.
- Некрасова 3., Некрасова Н. Перестаньте детей воспитывать — помогите им расти: В 2-х т. М., 2007.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. № з.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. № 4.
- Никитаев В. Новый гуманизм: субъект против индивида (размышления над «Эрой индивида» Алена Рено) // Логос. 2003. № 3.
- Новик И. Гуманизм — демократия глобализм/ И. Новик // Общественные науки и современность. 1992. № 5.
- Овчарова Р.В. Психологический портрет социокультурного и педагогически запущенного ребенка. Архангельск, 1994.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. М., 2002.
- Орлов А.Б. Предисловие научного редактора // Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
- Орлов Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика. 1993. № 4.
- Основоположник гуманистического направления воспитания в советской школе Электронный ресурс. — Режим- доступа: http:// www.zachetka.ru/referat/ preview. aspx?docid= 26 496&page=8.
- Осорина М.В. Тайны детской души. СПб, 1997.
- Педагогическая психология. Хрестоматия. СПб, 2006.
- Педагогический поиск. М., 1987.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектив-ности. Ростов-на-Дону, 1996.
- Перуанский С.С. Манифест Гуманистической партии. М., 2001.
- Перуанский С. Так в чем же состоит феномен гуманизма? (К обсуждению книги Г. Гивишвили «Феномен гуманизма»). Электронный ресурс. Режим доступа: http://humanism.al.ru/ru/articles.
- Перуанский С. Главное — размежеваться! Электронный ресурс. Режим доступа: http:// humanism.al.ru /ru/articles.phtml?num=8
- Перуанский С. Гуманизм гуманизму рознь. Открытое письмо А. А. Кудишиной автору монографии «Гуманизм — феномен современной культуры» Электронный ресурс. — Режим доступа: http:// humanism.al.ru /ru/articles.phtml?num=351.
- Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.
- Полборн Р. Ты и Я. М., 2005.
- Поляков С.Д. О новом воспитании. М., 1990.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 2002.
- Поляков С.Д. Технология воспитания. М., 2003.
- Практическая психология для преподавателей. М., 1997.
- Проблемы гуманизации образования. Петропавловск-Камчатский, 2000.
- Проховник О.А. Культурно-антропологический кризис и новые задачи образования в эпоху постсовременности. Ростов-на-Дону, 2006.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1995.
- Пузыревский В.Ю. Воображаемая образовательная среда (философско-методологические аспекты) Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www. epischool.edu.ru/article01.htm.
- Пузыревский В.Ю. Образовательные перспективы эмпатии и техники Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.epischool. edu.ru/article09. htm.
- Пузыревский В.Ю. Школьная система и здоровьесберегающие технологии. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www. epischool.edu.ru /article 11 .htm.
- Пузыревский В.Ю., Воробьев В. В. Образование как театр Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.hpsy. ru/public/ x2660.htm.
- Пузыревский В.Ю. Педагогика без науки (тенденции сегодняшней педагогической прессы и постнеклассического образования) Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.epischool.edu.ru/articlelO.htm.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995.
- Ризз Г. И. Я. Корчак: ребенка нужно уважать // Педагогика. 1996. № 4.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М., 1994.
- Наши дети — наши проблемы. Ростов-на-Дону, 2002.
- Рубинштейн М.М. Проблема учителя. М., 2004.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб, 2005.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
- Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск, 1998.
- Сарычев С.В., Логвинов И. Н. Педагогическая психология. СПб, 2006.
- Синягин Ю.В., Синягина Н. Ю. Детский суицид: психологический взгляд. СПб, 2006.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М., 2000.
- Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.experiment-dom.ru/index.php?action=article&id=2.
- Смирнов А. Индиго это краска, а не дети // Российская философская газета. 2007. № 10 (12), октябрь.
- Соловейчик С. Учение без исключения // Юность. 1985. № 9.
- Соловейчик С. Педагогика для всех. М., 1987.
- Сорокова М. Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. Учебное пособие. М., 2005.
- Субботский Е.В. Детство в условиях разных культур // Вопросы психологии. 1979. № 6.
- Субботский Е В. Золотой век детства. М., 1981.
- Сутырина Т.А. Генезис гуманистических идей в отечественной педагогической публицистике / Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 2006.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. (Методика воспитания коллектива). М., 1975.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.
- Толстой /Антология гуманной педагогики. М., 2002.
- Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. М., 2006.
- Узнадзе /Антология гуманной педагогики. М., 2000.
- Ушинский /Антология гуманной педагогики. М., 2002.
- Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.r-komitet.ru/ law/razdel/childrights.
- Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития//Вопросы психологии. 1988. № 1.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М., 2004.
- Фридман JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.
- Фролов И.Т. На пути к единой науке о человеке // Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи. М., 2001.
- Фролов И.Т. Новый гуманизм //Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи. М., 2001.
- Фролов И.Т. Человек философия — гуманизм // Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи. М., 2001.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
- Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.
- Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.
- Харрис Б. Когда дети управляют нами. М., 2007.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. М., 1981.
- Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М., 2005.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.
- Хрестоматия по истории педагогики. Античность. Средневековье / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2006.
- Хрестоматия по педагогической аксиологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2005.
- Хрестоматия по педагогической психологии. М. 1995.
- Ципоркина И.В., Кабанова Е. А. Взрослые дети, или Инструкция для родителей. М., 2006.
- Шевченко В. Антропология и гуманизм // Здравый смысл. 1996−1997. № 2.
- Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М., 1994.
- Штайнер Р. Духовное обновление педагогики. М., 1995.
- Щедровицкий Г. П., Надеждина Р. Г. Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания // Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995.
- Щуркова Н.Е., Павлова Е. П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого). М., 2004.
- Щуркова Н.Е. Нежная педагогика. М., 2005.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- Эльконин Б.Д. Психология развития. М., 2005.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1996.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
- Юдина Е.Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство // Вопросы психологии. 2005. № 4.
- Юлина Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М. Лип-мана // Вопросы философии. 1995. № 2.
- Юлина Н.С. Обучение разумности и демократии: педагогическая стратегия «Философия для детей» // Вопросы философии. 1996. № 10.
- Юлина Н.С. Философия для детей. М., 2005.
- Юлина Н.С. Философия для детей // Вопросы философии. 1993. № 9.
- Юнг К. Конфликты детской души. СПб, 1997.
- Левин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.