Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концепция нового человека в учении живой этики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменение в 80-х годах двадцатого столетия политической обстановки в нашей стране и ослабление идеологического давления на науку обусловили возможность проведения научных исследований по проблемам учения Живой Этики, а также творчества Н. К. Рериха и Е. И. Рерих в непосредственной связи с их философскими взглядами. При этом к учению Живой Этики сложилось неоднозначное отношение. Есть точки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Мировоззренческие основы концепции нового человека в учении Живой Этики
    • 1. 1. Человек как часть Космоса
    • 1. 2. Пути взаимодействия человека и Космоса
  • Глава 2. Особенности формирования нового человека в учении Живой Этики
    • 2. 1. Роль объективных условий жизни в развитии духовности человека
    • 2. 2. Самосовершенствование человека как главное направление его духовного развития

Концепция нового человека в учении живой этики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современная историческая ситуация характеризуется системным кризисом общества. В кризисе, охватившим общество, оказался и человек. Многие люди утратили духовные ориентиры. В системе их ценностей на первое место выдвинулись ценности материального характера. В то время как духовные, нравственные идеалы оказались на периферии жизненного мира.

Многие мыслители обращали внимание на такое состояние внутреннего мира 1 1 человека. Так, М. Хайдеггер, М. К. Мамардашвили и другие философы говорили не о духовном кризисе, а об уже происходящей антропологической катастрофе. Современная эпоха в этом плане является исключительной, ибо сегодня особенно актуален вопрос о будущем человека и человечества. Что ожидает человека завтра? Какова вероятность того, что он вообще сможет выжить в создавшихся условиях? В каком направлении ему необходимо двигаться, чтобы разрешить возникшие проблемы? Эти и сопряжённые с ними вопросы указывают на то, что человечеством пока не найдены пути выхода из системного кризиса, эффективные способы духовно-нравственного совершенствования человека. Данные проблемы затрагивались разными мыслителями. Они разрабатывались, в частности, в философском наследии.

Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, основу которого составляет учение Живой Этики (Агни Йога) .

В центре данного учения представлена проблема человека, его взаимоотношения с самим собой, с окружающей реальностью, Космосом, проблема закономерностей эволюционного развития человека и человечества.

1 Беседа сотрудников журнала «Шпигель» Р. Аугштайна и Г. Вольфа с М. Хайдеггером 23 сентября 1966 г. // Философия Мартина Хайдеггера и современность: Сборник. / Отв. ред. Н. В. Мотрошилова. — М.: Наука, 1991. -С. 242−243.

2 Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация. // Как я понимаю философию: Сборник. / Сост. и общ. ред. Ю. П. Сенокосова. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательская группа «Прогресс" — «Культура», 1992. — С. 107.

3 Агни Йога — огненная связь.

Особый акцент Рерихи делают на необходимости формирования нового человека. С появлением человека такого типа они во многом связывают возможность выхода человечества из кризисной ситуации. В этом плане анализ концепции нового человека в учении Живой Этики представляется весьма актуальным.

Помимо этого, в учении Живой Этики содержатся идеи, раскрывающие сущность человека и смысл его жизни. Данные вопросы являются одними из наиболее значимых вопросов философской антропологии. Поэтому исследование концепции нового человека в философском наследии Рерихов, заключающем в себе важнейшие антропологические представления, может способствовать развитию научных знаний о природе человека и его предназначении.

Выбор для исследования данной темы именно на базе учения Живой Этики обусловлен также тем, что учение Живой Этики есть синтез философии, науки, религиозного опыта людей и искусства. Такой, синтетический, характер учения Живой Этики требует и особой методологии исследования темы диссертации — методологии, опирающейся на синтез научных и метанаучных методов познания. Этот новый момент требует дальнейшей разработки, что также обусловливает актуальность темы диссертации.

Степень разработанности проблемы.

Концепция нового человека в учении Живой Этики представляет собой проблему малоизученную.

Первоначально анализом учения Живой Этики занимались последователи Н.К. и Е. И. Рерихов — А.И. Клизовский4, Р.Я. Рудзитис5, Б.Н. Абрамов6, Н.А.

4 Клизовский А. Основы миропонимания Новой Эпохи. В 3-х т. — Рига: Виеда, 1992. Т. 1 — 310 с. Т. 2 — 269 с. Т. 3−288 с.

5 Рудзитис Р. Я. Братство Грааля. — Рига: Угунс, 1994. — 319 с.

6 Работы Б. Н. Абрамова 1959;1972 гг. опубликованы под общим названием «Грани Агни Йоги»: Грани Агни Йоги. 1959 г. — Новосибирск: Свет, 2004. — 239 е.- Грани Агни Йоги. 1960 г. — Новосибирск: ППК «Полиграфист», 1993. — 279 е.- Грани Агни Йоги. 1961 г. — Новосибирск: ППК «Полиграфист», 1994. — 399 е.- и др.

Уранов7 и другие, в трудах которых рассмотрение концепции нового человека вплетено в общую проблематику их работ.

Изменение в 80-х годах двадцатого столетия политической обстановки в нашей стране и ослабление идеологического давления на науку обусловили возможность проведения научных исследований по проблемам учения Живой Этики, а также творчества Н. К. Рериха и Е. И. Рерих в непосредственной связи с их философскими взглядами. При этом к учению Живой Этики сложилось неоднозначное отношение. Есть точки зрения, авторы которых выступают с критикой отдельных идей Рерихов (А. Кураев, И. Минутко, О. Шишкин и др.).

В последние годы были защищены кандидатские диссертации по философским наукам, посвященные анализу основных категорий и положений философской антропологии Агни Йоги (Н.Е. Самохина) — системной реконструкции текстов учения Живой Этики, выявлению его парадигматических оснований, а также попытке определения их вектора по отношению к современному мышлению (Д.А. Шаров) — раскрытию определённых аспектов культурологической концепции Н. К. Рериха (В.В. Волков, А.О. Букин) — философской реконструкции и анализу концептуально-типологических особенностей постановки и решения проблемы преображения человека в русском космизме (в трудах В. И. Вернадского, Н. К. Рериха, Е. И. Рерих, К.Э. Циолковского) (Н.В. Башкова) и некоторые другие.

Помимо этого, педагогические взгляды Рерихов исследовались в диссертациях А. Г. Андреевой, JI.H. Осиповой, С. М. Кудрявцевой, Н. Д. Лащенко и некоторых других учёных.

Вместе с тем специальное диссертационное исследование, непосредственно посвящённое раскрытию концепции нового человека в учении Живой Этики, пока ещё не осуществлено. Хотя определённые вопросы, связанные с указанной концепцией, в той или иной мере затрагиваются в перечисленных выше работах.

7 Уранов Н. «Жемчуг исканий». — Рига: «Мир Огненный», 1996. — 296 е.- Уранов Н. Огненный подвиг. — Части 1 и 2. — Приложение к литературно-художественному альманаху «Новая Эпоха» («Мир Огненный»). — Рига-Москва, 2003. — 576 е.- Уранов Н. Размышляя над Беспредельностью. — M.: Сфера, 1997. — Выпуск 1. — 333 е.- и др.

В диссертации Н. Е. Самохиной рассматриваются вопросы в некоторой степени созвучные по своей тематике с проблемами данного диссертационного исследования, в частности, значительное внимание уделяется рассмотрению природы человека в учении Живой Этики и сопоставлению идей этого учения с соответствующими аспектами классической древнеиндийской философии. При этом понятие нового человека, процесс формирования нового человека и факторы, влияющие на этот процесс, в этой работе не раскрываются.

Различные стороны концепции нового человека отражены в ряде книг и статей JI.B. Шапошниковой8, которая является ведущим исследователем философского наследия Рерихов. Вместе с тем идеи, изложенные в этих работах, предполагают возможность их дальнейшего развития.

Определённые аспекты решаемой в диссертации проблемы в разных формах раскрываются в трудах Ш. А. Амонашвили, И. А. Герасимовой, JI.M. Гиндилиса, Е. В. Зориной, А. В. Иванова, С. Ю. Ключникова, JI.B. Короткиной, Л. И. Крашкиной, В. Н. Назарова, Т. М. Новиковой, Т. П. Сергеевой, О. А. Уроженко, В. В. Фролова, Е. Н. Чернозёмовой, М. Н. Чирятьева, Е. П. Яковлевой и других.

Особую роль в исследовании учения Живой Этики, творческого наследия Рерихов играет Международный Центр Рерихов (Москва), где хранятся многие ещё не опубликованные труды Рерихов, часть которых уже издана. В Международном Центре Рерихов проводятся ежегодные Международные общественно-научные конференции, на которых обсуждаются вопросы, связанные с жизнью и творчеством семьи Рерихов, возможности использования идей учения Живой Этики в научных исследованиях9, образовании.

В 2000;м году в Международном Центре Рерихов состоялась Международная научно-практическая конференция по теме: «Новая ЭпохаНовый человек», по результатам работы которой в 2001;м году был издан.

8 Шапошникова Л. В. Веления Космоса. — М.: МЦР, 1995. — 143 е.- Шапошникова Л. В. Град Светлый. — М.: МЦР, 1998. — 188 е.- Шапошникова Л. В. Тернистый путь Красоты. — М.: МЦР, 2001. — 335 е.- Шапошникова Л. В. Философия космической реальности. // Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. — М.: МЦР, 2003. — С. 5−165- и др.

С 14 декабря 2004 года на базе Международного Центра Рерихов работает Объединённый научный центр проблем космического мышления. ' сборник материалов10, где затронуты вопросы, касающиеся концепции нового человека в учении Живой Этики.

Помимо этого, некоторые моменты концепции нового человека также освещались и на других научных конференциях и семинарах, прошедших при # поддержке Международного Центра Рерихов.

Материалы всех этих научных форумов, так же как и упомянутой выше Международной конференции, имеют большое мировоззренческое и методологическое значение для раскрытия концепции нового человека в учении Живой Этики, ибо они отражают те или иные стороны темы настоящей диссертации.

Таким образом, хотя концепция нового человека в учении Живой Этики в той или иной степени затрагивается разными исследователями творческого ® наследия Рерихов, она требует более глубокого и основательного её осмысления.

Цель и задачи исследования

.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении характеристик, * определяющих ценностные, духовно-нравственные особенности нового человека на материалах учения Живой Этики.

Цель данного исследования предполагает решение следующих задач: ф — выявление философских представлений о человеке и Космосе в учении.

Живой Этики и попытка их интерпретации с позиций современного научного знания;

— определение категории человеческого сознания в учении Живой Этики на фоне обобщения и анализа научных исследований, в которых % разрабатывается нетрадиционная научная антропологическая парадигма работы В. М. Бехтерева, А. В. Иванова, JI.B. Лескова, A.JI. Чижевского и.

10 Новая Эпоха — Новый человек: Материалы Международной научно-практической конференции — 2000. — М.: МЦР, 2001.-335 с. других учёных) в связи с важнейшим мировоззренческим положением учения Живой Этики о значительной степени автономности существования и функционирования сознания человека от его физического тела;

— выяснение содержания понятия «новый человек» в учении Живой Этики;

— вычленение в учении Живой Этики основных путей взаимодействия человека и Космоса и раскрытие их роли в формировании нового человека;

— определение понятия духовности человека в учении Живой Этики;

— выявление роли объективных условий жизни человека в развитии его духовности;

— вычленение основных способов самосовершенствования человека в учении Живой Этики;

— выяснение этической парадигмы духовного совершенствования человека;

— выявление значения категории сердца в учении Живой Этики.

Объектом данного исследования является космическое мировоззрение Н.К. и Е. И. Рерихов.

Предметом данного исследования выступают идеи философско-антропологического характера, раскрывающие концепцию нового человека в учении Живой Этики.

Источники исследования.

В качестве основного источника диссертационного исследования выступает корпус книг учения Живой Этики (Агни Йоги) и связанная с ним литература.

Учение Живой Этики состоит из тринадцати книг: 1) Листы Сада Мории: Зов- 2) Листы Сада Мории: Озарение- 3) Община- 4) Знаки Агни Йоги- 5) Беспредельность (в двух частях) — 6) Иерархия- 7) Сердце- 8) Мир Огненный (часть первая) — 9) Мир Огненный (часть вторая) — 10) Мир Огненный (часть третья) — 11) Аум- 12) Братство- 13) Надземное. В создании этих книг принимали участие Н. К. Рерих и Е. И. Рерих.

Помимо этого, отдельные вопросы, разрабатываемые в учении Живой Этики, отражены в других работах Е. И. Рерих, её письмах, в философско-литературных произведениях Н. К. Рериха, в трудах Ю. Н. Рериха и С. Н. Рериха.

Кроме того, предтечей учения Живой Этики являются идеи Е. П. Блаватской. Поэтому в диссертации используется литература по теософии. Прежде всего — это труды Е. П. Блаватской «Тайная Доктрина» и «Разоблачённая Изида».

Многие идеи учения Живой Этики получили своё дальнейшее развитие в работах ученика и последователя Н. К. Рериха и Е. И. Рерих — Б. Н. Абрамова, цикл которых опубликован под названием «Грани Агни Йоги». В них достаточно подробно освещаются и комментируются многие аспекты учения Живой Этики. Указанные книги Б. Н. Абрамова также входят в круг источников исследования по данной теме.

Методологические основания исследования.

При работе над текстом книг учения Живой Этики использовался метод синтеза и метод системной реконструкции. При помощи данных методов была выявлена сущность концепции нового человека в учении Живой Этики, а также определены фундаментальные понятия философии Рерихов (категория человеческого сознания, которое представлено как трёхуровневая энергетическая структурапонятие духовности человека и другие).

Анализ ряда мировоззренческих положений учения Живой Этики (например, тезиса о многомерной природе человека, о структуре и особенностях человеческого сознания) был сопряжён с применением диалектического метода, который позволил всесторонне рассмотреть эти положения.

В диссертации также использован сравнительный метод, с помощью которого выявлены научные основания идей мировоззренческого характера учения Живой Этики.

Принцип историзма применён в диссертационном исследовании преимущественно при рассмотрении проблемы человека в истории философии.

Научная новизна диссертационного исследования.

Научная новизна работы состоит в теоретической реконструкции и анализе концепции нового человека в учении Живой Этики, которая представляет собой стратегию духовно-нравственного преображения человечества, являющегося результатом развития и гармонического совершенствования нравственно-ценностных качеств человека.

На защиту выносятся следующие положения:

— человеческое сознание в учении Живой Этики рассматривается как трёхуровневая энергетическая система: низшее сознание (подсознание), среднее сознание (бодрствующее сознание) — интеллект и высшее сознание (сверхсознание), что создаёт возможность духовного преображения человека;

— новый человек в учении Живой Этики представляет собой новый антропологический вид, который по уровню развития сознания качественно превосходит современных представителей вида Homo sapiens, характерной чертой которого является доминирование высшего, духовного сознания;

— формирование нового человека раскрывается в данном учении как процесс развития духовных качеств представителя вида Homo sapiens;

— главным фактором формирования нового человека в учении Живой Этики является духовно-энергетическое взаимодействие человека и Космоса при активной роли самого человека в этом взаимодействиив диссертации, на материалах учения Живой Этики, определены основные пути и средства духовного совершенствования человека, характеристики его духовного преображения.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Выводы и результаты данного исследования могут быть использованы:

— при теоретическом осмыслении особенностей развития, духовнонравственного совершенствования человека;

— при изучении отдельных вопросов философской антропологии, социальной философии, социологии, психологии, физиологии и ряда других наук о человеке и обществе;

— при выработке, принятии и практической реализации политических решений, направленных на развитие общества;

— при разработке учебных программ и пособий по курсам философии, социологии, культурологии, политологии и психологии.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведения диссертационного исследования можно сделать следующие выводы.

В основу духовного совершенствования человека в Живой Этике положено новое миропонимание, в котором человек представляется как микрокосм, подобный в своей сущности Макрокосму. Он является частью Космоса, пребывающей в состоянии непрерывного энергетического обмена с окружающей действительностью, Космосом. Этот энергообмен лежит в основе развития человека и человечества.

В учении Живой Этики человек представлен семеричным по природе существом, объединяющим собой Миры Плотный, Тонкий и Огненный. Его природа образована следующими принципами (началами): 1) физическое тело- 2) тонко-материальный прототип физического тела- 3) кама-рупа- 4) животный разум- 5) интеллект- 6) духовный разум (духовность) — 7) Дух (Монада).

Совокупность четвёртого, пятого и шестого антропологических принципов рассматривается в Живой Этике как сознание. При этом четвёртый принцип характеризуется как подсознание, пятый — как бодрствующее сознание, а шестой — как сверхсознание, или высшее сознание человека.

Проведённый нами анализ показал на наличие определённых соответствий между идеями о сознании человека, содержащимися в философии Рерихов, и научными представлениями о нём. Так, к примеру, в Живой Этике говорится о значительной степени автономности сознания человека от его физического тела и о возможности выхода сознания за пределы тела. Это положение Живой Этики находит подтверждающую интерпретацию в научных трудах В. М. Бехтерева, А. В. Иванова, Л. В. Лескова, А. Л. Чижевского и ряда других учёных. Кроме того, некоторые современные учёные, как отечественные, так и зарубежные, констатируют факт существования в человеке сверхсознания. А это, в свою очередь, свидетельствует в сторону научного подтверждения определённых положений, образующих мировоззренческую систему Живой Этики.

Космическая эволюция человека в концепции исследуемого учения представлена как постепенный процесс последовательного развития каждого из его семи принципов, начиная с физического тела. При этом в течение длительного времени достигаются такие качественные изменения, которые приводят к завершению доминирующего развития одного начала и становятся предпосылкой формирования следующего.

Современный этап эволюции человечества — это время особое, исключительное. Время, характеризуемое глубоким всесторонним кризисом человека. Настоящее время — это период, в котором решается судьба человечества, его будущее, особо актуально стоит вопрос его выживания в сложившейся кризисной социально-исторической действительности. В Живой Этике данный период связывается с завершением развития пятого принципа человеческой природы — интеллекта и началом целенаправленного развития духовности. Только духовное преображение человека и человечества может стать, согласно Рерихам, путём выхода из создавшихся условий. Такое преображение предполагает развитие в человеке его высшего сознания.

Наше исследование показало, что в учении Живой Этики новый человек рассматривается как человек, характеризуемый духовным уровнем сознания. Критерием отличия нового человека от представителя вида Homo sapiens является наличие в нём духовности. Поэтому проблема формирования нового человека заключается в необходимости развития человеческой духовности.

В Живой Этике под духовностью человека понимается такое состояние его сознания, которое обусловливается синтезом всего опыта человеческого духа. Духовность — это синтетический сплав всех качеств человека, являющихся элементами его Индивидуальности. Таким образом, развитие духовности человека — это процесс формирования и совершенствования тех или иных качеств его высшего сознания.

Решение проблемы формирования нового человека в Живой Этике представляется в двух взаимосвязанных аспектах.

Первый из них связан с доминирующим влиянием объективных условий жизни человека на его духовное развитие. Второй аспект — с самосовершенствованием человека.

Основой преображения человеческого существа является труд. При этом смысл труда представляется в развитии качеств человеческого сознания. Трудэто высшая ценность человека, ибо он обусловливает его эволюцию. Каждый определённый вид труда способствует совершенствованию тех или иных качеств человека. Поэтому человек может сам, по собственному желанию, заниматься такими видами деятельности, в которых будут формироваться возможности для всестороннего духовного развития.

Труд также является фактором развития психической энергии человека. Во время добровольного, радостного и напряжённого труда происходит повышение его энергетического потенциала, то есть повышение человеческой энергетики. В ином случае, когда человек занят подневольной деятельностью, его психическая энергия расточается.

Постоянный труд является необходимым условием духовного совершенствования человека. При этом отдых в обычном его понимании может быть рассматриваем как смена различных видов человеческой деятельности.

Важнейшим фактором преображения человека является культура, которая, как мы установили, связывается в Живой Этике с духом человека, с его творчеством.

Формирование нового человека с помощью культуры может реализовываться двумя путями. Первый из них предполагает сознательное восприятие культуры, претворённой в творчестве других людей. Второй путь представляет собой собственную творческую деятельность.

Духовное совершенствование человека первым путём основывается на преображении его сознания, обусловленном его приобщением к культуре, осуществлённой другими людьми.

В этой связи, в процессе нашего исследования было установлено глубинное воздействие культуры на человеческое сознание. Вследствие этого мы можем утверждать, что приобщение к культуре является важнейшим фактором формирования нового человека.

Во время исследования мы выявили, что преображение человека вторым путём реализовывается в результате его творчества, направленного на созидание культуры.

Мы рассмотрели также методы духовного самосовершенствования, позволяющие формировать конкретные качества человеческого сознания. Почти все они основываются на утверждении примата духа человека над его низшей природой.

В процессе анализа определено, что развитие человека, согласно Рерихам, возможно только при условии его энергообмена со структурами, имеющими более высокий по отношению к нему энергетический потенциал.

В учении Живой Этики важнейшим фактором формирования нового человека считается взаимодействие с высокоразвитыми духовными существами, значительно превосходящими человечество по уровню сознания.

Это положение Живой Этики неоднозначно воспринимается различными учёными. В его отношении нет в настоящее время единого общепринятого мнения. Поэтому мы полагаем наиболее правильным предоставление вынесения решения по данному вопросу науке будущего, которая, обладая более значительными, по сравнению с современными, возможностями, сможет объективно разрешить его.

Помимо этого, проведённое нами исследование показало, что одним из ключевых признаков нового человека является его способность синтетически познавать действительность. Эта способность заключается в его умении целостно воспринимать явления Космоса.

В основе развития отмеченной выше способности лежит вмещение пар противоположностей. Только при вмещении обоих полюсов единого явления постепенно формируется и совершенствуется способность целостного восприятия действительности.

Во время решения поставленных задач мы также установили, что важнейшей характерной чертой нового человека в концепции Живой Этики является его осознание своей глубинной связи с Высшим. Следствием же такого состояния выступает осознание им своего единства со всем сущим.

Таким образом, в учении Живой Этики под новым человеком подразумевается человек, характеризуемый сознанием, качественно отличающемся от сознания, свойственного виду Homo sapiens. Формирование такого человека основывается на развитии духовных качеств представителя вида Homo sapiens. Поэтому основной упор в достижении данной цели должен быть сделан на целенаправленную работу человека над собой, над своим сознанием.

В целом, как нам представляется, в диссертации решены поставленные задачи и достигнута цель нашего исследования.

Полученные нами выводы и результаты могут быть использованы:

— при теоретическом осмыслении особенностей развития, духовнонравственного совершенствования человека;

— при изучении отдельных вопросов философской антропологии, социальной философии, социологии, психологии, физиологии и ряда других наук о человеке и обществе;

— при выработке, принятии и практической реализации политических решений, направленных на развитие общества;

— при разработке учебных программ и пособий по курсам философии, социологии, культурологии, политологии и психологии.

Дальнейшее направление исследования концепции нового человека может быть посвящено углублению и расширению научных представлений о синтетической особенности восприятия человеком действительности, а также комплексному анализу человеческого сознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 301 с.
  2. А.Е. Что нас ждёт в торсионном поле? // Человек, 1994. № 5.- С. 39−46.
  3. .Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. — 351 с.
  4. В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1998. — 400 с.
  5. B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя. / Монография. СПб.: Алетейя, 2000. — 431 с.
  6. Н.В. Проблема преображения человека в философии русского космизма (В.И. Вернадский, Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, К.Э. Циолковский). / Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Тула, 2004. — 22 с.
  7. А. Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2-х т. М.: Искусство, 1994. Т. 1 — 478 с. Т. 2 — 571 с.
  8. Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 175 с.
  9. Н. Судьба России: Сочинения. М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс- Харьков: Издательство Фолио, 1998. — 735 с.
  10. И.А. Эволюция и сознание (когнитивно-символический анализ).- Москва, 2001. 268 с.
  11. И.Бехтерев В. М. Гипноз, внушение, телепатия. М.: Мысль, 1994. — 366 с. Н. Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. — М.: Наука, 1994.-399 с.
  12. В.М. Избранные труды по психологии личности. В 2-х т.- СПб.: Алетейя, 1999. Т. 1 256 с. Т. 2 — 283 с.
  13. В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. — 476 с. П. Бехтерева Н. О мозге человека: XX век и его последняя декада в науке омозге человека. СПб.: Нотабене, 1997. — 67 с.
  14. Библия. — М.: Новая жизнь Советский союз, 1991. — 1220 с.
  15. Е.П. Ключ к Теософии. -М.: «Сфера» РТО, 1993. 319 с.
  16. Е.П. Комментарии к «Тайной Доктрине». М.: Новый Центр, 1998.- 167 с.
  17. Е.П. Новый Панарион. М.: МЦФ, 1994. — 511 с.
  18. Е.П. Разоблачённая Изида. В 2-х т. Т. 1. — М.: Золотой Век, 1993. — 770 е.- - Т. 2. — М.: Золотой Век, 1994. — 756 с.
  19. Е.П. Скрижали Кармы. М.: МЦФ, 1995. — 511 с.
  20. Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х т.-М.:Т-Око, 1991. Т. 1−845 с. Т. 2- 1008 с.
  21. Е.П. Тайная Доктрина. Том 3. Новосибирск: ИЧП «Лазарев В .В. и О», 1993.-511 с.
  22. Е.П. Теософский словарь. М.: Сфера, 1994. — 638 с.
  23. Болыпой толковый словарь русского языка. Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. — 1535 с.
  24. М. Духовность и личностно-центрированный подход. // Вопросы психологии, 1992. № 3−4. — С. 24−33.
  25. А. О. Творчество Н.К. Рериха в культурном взаимодействии России и Индии. / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Саранск, 1999. — 139 с.
  26. Ф. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. — М.: Мысль, 1977. — 567 е.- - Т. 2.- М.: Мысль, 1978. 575 с.
  27. В.В. Философия культуры Н.К. Рериха. / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Тверь, 1998. -178 с.
  28. Грани Агни Йоги. 1959 г. Новосибирск: Свет, 2004. — 239 с.
  29. Грани Агни Йоги. 1960 г. Новосибирск: ППК «Полиграфист», 1993. -279 с.
  30. Грани Агни Йоги. 1961 г. Новосибирск: ППК «Полиграфист», 1994. — 399 с.
  31. Грани Агни Йоги. 1962 г. Новосибирск: ППК «Полиграфист», 1994. -314 с.
  32. Грани Агни Йоги. 1963 г. Новосибирск: ППК «Полиграфист», 1994. -318с.
  33. Грани Агни Йоги. 1964 г. Новосибирск: ППК «Полиграфист», 1994. -316с.
  34. Грани Агни Йоги. 1965 г. Новосибирск: ППК «Полиграфист», 1995. -287 с.
  35. Грани Агни Йоги. 1966−1967 гг. Алма-Ата: Вуташ, 1996. — 448 с.
  36. Грани Агни Йоги. 1968−1969 гг. Алма-Ата: Вуташ, 1997. — 430 с.
  37. Грани Агни Йоги. 1970 г. Новосибирск: Цэрис, 1997. — 287 с.
  38. Грани Агни Йоги. 1971 г. Новосибирск: Цэрис, 1997. — 286 с.
  39. Грани Агни Йоги. 1972 г. Новосибирск: Цэрис, 1998. — 284 с.
  40. К. Закончилось ли противостояние науки и религии? // Общественные науки и современность, 1996. № 1. — С. 74−84.
  41. А.В. К проблеме онтологического статуса явлений сознания. // Вестник Московского университета: серия 7 — философия, 2002. № 2. -С. 15−29.
  42. А.В. Мир сознания. Барнаул: АГИИК, 2000. — 240 с.
  43. А.В. Природа сознания: онтологические основания, гносеологическая структура, культурно-синтетический потенциал. / Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук. -Москва, 1998.-249 с.
  44. История философии в кратком изложении. / Пер. с чеш. И. И. Богута.- М.: Мысль, 1991.-592 с.
  45. В.П. Феномен человека: космические и земные истоки.- Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991. 128 с.
  46. В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991. — 304 с.
  47. С.Б. Проблема «нового» человека в трудах политических деятелей 20-х г.г. /А.А. Богданов, Н. И. Бухарин, А. В. Луначарский, Л.Д. Троцкий/. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Ставрополь, 1994. — 206 с.
  48. И. Сочинения. В 6-ти т. М.: Мысль, 1966. — Т. 6. — 743 с.
  49. Ф. Дао физики. СПб.: Орис, 1994. — 302 с.
  50. А. Основы миропонимания Новой Эпохи. В 3-х т. Рига: Виеда, 1992. Т. 1−310 с. Т.2−269 с. Т.3−288 с.
  51. Е.А. Экология культуры: предметное поле исследования. // Социально-гуманитарные знания, 2002. № 5. — С. 136−145.
  52. Л.В. «Восток-Запад» в живописи Николая Рериха. / Диссертация на соискание учёной степени доктора искусствоведения.- Санкт-Петербург, 2001. 436 с.
  53. С.Э. Социальная философия: Учебник для гуманитарно-социальных специальностей вузов. Волгоград: Комитет по печати, 1996. -351с.
  54. Криптограммы Востока. Рига: Угунс, 1992. — 143 с.
  55. Ю.И. Синтез науки и религии. // Вопросы философии, 1999.- № 2. С. 142−153.
  56. Н.Д. Философско-педагогические взгляды Е.И. Рерих. / Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Белгород, 2001. — 169 с.
  57. Г. В. Сочинения в 4-х т. М.: Мысль, 1982. Т. 1 — 636 с.
  58. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. М.: Политиздат, 1989. — 508 с.
  59. Л.В. Кризис футурологии и МБК-концепция. // Вестник Московского университета: серия 7 философия, 1996. — № 2. — С. 34−48.
  60. Л.В. Семантическая Вселенная. // Вестник Московского университета: серия 7 философия, 1994. -№ 2. — С. 3−18.
  61. Л.В. Философия нестабильности. // Вестник Московского университета: серия 7 философия, 2001. — № 3. — С. 40−61.
  62. Н. Что такое «личность»? // Вопросы философии, 1998. № 2.- С. 54−64.
  63. И.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.- 559 с.
  64. М.К. Как я понимаю философию: Сборник. / Сост. и общ. ред. Ю. П. Сенокосова. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательская группа «Прогресс" — «Культура», 1992. — 415 с.
  65. Г. П. Духовная реальность человека. Духовность и религиозность. // Философские науки, 2000. № 3. — С. 116−127.
  66. Е.Н. Традиционные знания и современная наука о человеке.- М.: ТОО «Янус», 1996. 271 с.
  67. В.Н. Введение в теологию русской культуры. Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. JI.H. Толстого, 2003. — 269 с.
  68. В.Н. Феноменология мудрости: образы мудреца в истории культуры: Нравственно-философское исследование. Тула: Издательство Тульского государственного педагогического института им. JI.H. Толстого, 1993.-331 с.
  69. В.В. В поисках иных смыслов. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.-261 с.
  70. В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку. М.: Лабиринт, 1994. — 73 с.
  71. В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 344 с.
  72. Напутствие Вождю. Новосибирск: Свет, 1997. — 158 с.
  73. Новая Эпоха Новый человек: Материалы Международной научно-практической конференции — 2000. — М.: МЦР, 2001. — 335 с.
  74. Новейший философский словарь. Гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов.- Минск: Изд. В. М. Скакун, 1999. 877 с.
  75. Новый человек: факторы становления. Под ред. И. П. Стогния. Киев: Вища школа, 1981. — 263 с.
  76. Письма Елены Рерих (1929−1938). В 2-х т. Минск: Белорусский фонд Рерихов- ПРАМЕБ, 1992. Т. 1 — 444 с. Т. 2 — 431 с.
  77. Письма Елены Рерих (1932−1955). Новосибирск: Вико, 1993. — 511 с.
  78. Письма Махатм. Самара: Рериховский Центр духовной культуры г. Самары- РТО- Дизайн-сервис, 1993. — 719 с.
  79. Письма с Гор: Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. В 2-х т. Минск: Лотаць, 2000. Т. 1 — 586 с. Т. 2 — 606 с.
  80. Платон. Собр. соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1994. — Т. 3. — 656 с.
  81. Психологические аспекты буддизма. Отв. ред. Н. В. Абаев.- Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991. 182 с.
  82. . История западной философии. В трёх книгах. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. — 814 с.
  83. Е. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000. — 463 с.
  84. РерихЕ.И. Письма (1919−1933).-М.:МЦР, 1999.-431 с.
  85. Е.И. Письма (1934). М.: МЦР, 2000. — 575 с.
  86. Е.И. Письма (1935). М.: МЦР, 2001. — 767 с.
  87. Е.И. Письма (1936). М.: МЦР, 2002. — 511 с.
  88. Е.И. Письма (1937). М.: МЦР, 2003. — 383 с.
  89. Е.И. Письма в Америку. В 3-х т. М.: Сфера, 1996. Т. 1 — 495 с. Т.2−447 с. Т.3−572с.
  90. Е.И. Письма в Америку (1923−1952). М.: Сфера, 1999. — 479 с.
  91. Е.И., Рерих Н. К., Асеев A.M. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. Сборник. В 2-х т. М.: Сфера, 1996. Т. 1 — 510 с. Т. 2 -347 с.
  92. Н. Алтай-Гималаи: Путевой дневник. Рига: Виеда, 1992. — 336 с.
  93. Н. Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991. — 227 с.
  94. Н. Держава света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992. — 285 с.
  95. Н. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991. — 236 с.
  96. Н. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.-261 с.
  97. Н.К. Листы дневника (1934−1935). М.: МЦР, 1995. — 671 с.
  98. Н.К. Листы дневника (1936−1941). М.: МЦР, 2000. — 511 с.
  99. Н.К. Листы дневника (1942−1947). М.: МЦР, 2002. — 669 с.
  100. Н.К. Письма в Америку (1923−1947). М.: Сфера, 1998. — 733 с.
  101. Н.К. Твердыня Пламенная. М.: Сфера, 1999. — 457 с.
  102. Н.К. Шамбала. М.: МЦР, 1994. — 207 с.
  103. С.Н. Свет искусства. М.: МЦР, 1994. — 91 с.
  104. С.Н. Стремиться к прекрасному. М.: МЦР, 1993. — 119 с.
  105. Ю.Н. К изучению Калачакры. Паралокасиддхи. Харьков: Основа, 1990.- 118 с.
  106. Н. Основы буддизма. Новосибирск: Согласие, 2001. — 141 с.
  107. Российский энциклопедический словарь. В 2-х кн. Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 2015 с.
  108. С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. М.: Мир, 1995. -380 с.
  109. Р.Я. Братство Грааля. Рига: Угунс, 1994. — 319 с.
  110. Русский космизм: Антология философской мысли. / Сост. С. Г. Семёнова, А. Г. Гачева. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 367 с.
  111. Свет на Пути. Голос Безмолвия. Семь Врат. Два Пути. Пер. с англ. Е. Ф. Писаревой. — Киев: СП X. Г. С. «Укрполиграфсервис», 1991. — 63 с.
  112. И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека. // Философские науки, 1990. № 12. — С. 100−104.
  113. JI.H. Феномен духовности: социально-философский аспект анализа. / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Москва, 1997. — 151 с.
  114. B.C. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1988. Т. 1 — 894 с. Т.2−824 с.
  115. B.C. Чтения о богочеловечестве. // Сочинения. / Сост. А. В. Гулыга. -М.: Раритет, 1994. С. 13−168.
  116. Р.У. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного мировоззрения. // Мозг и разум. Отв. ред. Д. И. Дубровский. М.: Наука, 1994. — С. 20−44.
  117. В.В. Новое мировоззрение. // Вестник РАН, 1993. Т.63. — № 2. — С. 108−112.
  118. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Вселенская месса. М.: Айрис-пресс, 2002.-351 с.
  119. JI.H. Путь жизни. М.: Республика, 1993. — 431 с.
  120. Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1998. — 382 с.
  121. С.Н. О природе человеческого сознания. // Феномен человека: Антология. М.: Высшая школа, 1993. — С. 72−77.
  122. К. Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. — 314 с.
  123. Н. «Жемчуг исканий». Рига: «Мир Огненный», 1996. — 296 с.
  124. Н. Размышляя над Беспредельностью. М.: Сфера, 1997. -Выпуск 1.-333 с.
  125. Н. Размышляя над Беспредельностью. М.: МЦР- «Струна», 2000. Выпуск 2. — 335 с.
  126. Н. Размышляя над Беспредельностью. М.: МЦР- «Струна», 2001. Выпуск 3.-447 с.
  127. Н. Размышляя над Беспредельностью. М.: МЦР- «Струна», 2002. Выпуск 4. — 446 с.
  128. Н. Размышляя над Беспредельностью. М.: МЦР- «Струна», 2003.-Выпуск 5.-494 с.
  129. Учение Живой Этики: Листы Сада Мории: Зов. М.: МЦР, 1994. -170 с.
  130. Учение Живой Этики: Листы Сада Мории: Озарение. М.: МЦР, 1994. — 232 с.
  131. Учение Живой Этики: Община. М.: МЦР, 1994. — 237 с.
  132. Учение Живой Этики: Знаки Агни Йоги. М.: МЦР, 1994. — 413 с.
  133. Учение Живой Этики: Беспредельность. В 2-х частях. М.: МЦР, 1995. Часть 1 — 256 с. Часть 2 — 281 с.
  134. Учение Живой Этики: Иерархия. М.: МЦР, 1995. — 253 с.
  135. Учение Живой Этики: Сердце. М.: МЦР, 1995. — 353 с.
  136. Учение Живой Этики: Мир Огненный. Часть 1. — М.: МЦР, 1995. -365 с.
  137. Учение Живой Этики: Мир Огненный. Часть 2. — М.: МЦР, 1995. -296 с.
  138. Учение Живой Этики: Мир Огненный. Часть 3. — М.: МЦР, 1996. -373 с.
  139. Учение Живой Этики: Аум. М.: МЦР, 1996. — 299 с.
  140. Учение Живой Этики: Братство. М.: МЦР, 1996. — 278 с.
  141. Учение Живой Этики: Надземное. В 3-х книгах. Кн. 1. — М.: МЦР, 1996. 413 е.- - Кн. 2. — М.: МЦР, 1996. — 430 е.- - Кн. 3. — М.: МЦР, 1997.-428 с.
  142. Философия Мартина Хайдеггера и современность: Сборник. / Отв. ред. Н. В. Мотрошилова. М.: Наука, 1991. — 253 с.
  143. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 367 с.
  144. К.Э. Гений среди людей. / Сост. Л. В. Голованов, Е. А. Тимошенкова. М.: Мысль, 2002. — 542 с.
  145. Человек в системе наук. Отв. ред. И. Т. Фролов. М.: Наука, 1989.- 504 с.
  146. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. — М.: Политиздат, 1991.-463 с.
  147. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М.: Республика, 1995. — 527 с.
  148. А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М.: Мысль, 1995. — 767 с.
  149. А. Л. Физические факторы исторического процесса.- Калуга: 1-ая Гостиполитография, 1924. 72 с.
  150. .Н. Наука и религия. М.: Республика, 1999. — 495 с.
  151. Н.М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка.- М.: Прозерпина, 1994. 399 с.
  152. Л.В. Веления Космоса. М.: МЦР, 1995. — 143 с.
  153. JI.B. Великое путешествие: Мастер (книга первая). М.: МЦР, 1998.-621 с.
  154. Л.В. Великое путешествие: По маршруту Мастера (книга вторая). Часть 1. — М.: МЦР, 1999. — 399 е.- - Часть 2. — М.: МЦР, 2000.-543 с.
  155. Л.В. Град Светлый. М.: МЦР, 1998. — 188 с.
  156. Л.В. Тернистый путь Красоты. М.: МЦР, 2001. — 335 с.
  157. Л.В. Философия космической реальности. // Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. М.: МЦР, 2003. — С. 5−165.
  158. Л.В. Этическая философия космической эволюции. // Антология гуманной педагогики: Живая Этика. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. — С. 5−23.
  159. Д.А. Живая Этика Н.К. и Е. И. Рерихов. / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Москва, 1994.-177 с.
  160. М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — 421 с.
  161. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994.-255 с.
  162. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», «Канон +», 1998. — 399 с.
  163. Barborka G.A. The Divine Plan. Adyar, Madras: The Theosophical Publishing House, 1992. — 586 p.
  164. Barborka G.A. The Story of Human Evolution. Adyar, Madras: The Theosophical Publishing House, 1979. — 153 p.
  165. H.P. Blavatsky and The Secret Doctrine. Edited by V. Hanson. Wheaton, 111.: The Theosophical Publishing House, 1988. — 254 p.
  166. Judge W.Q. The Ocean of Theosophy. Pasadena, California: Theosophical University Press, 1973. — 205 p.
  167. Purucker G. de. Fountain-Source of Occultism. Pasadena, California: Theosophical University Press, 1974. — 756 p.
  168. Purucker G. de. Man in evolution. Pasadena, California: Theosophical University Press, 1977. — 371 p.
  169. Spiritual Aspects of the Healing Arts. Compiled by D. Kunz. Wheaton, 111.: The Theosophical Publishing House, 1986. — 317 p.
  170. Wilber K. The Spectrum of Consciousness. Wheaton, 111.: The Theosophical Publishing House, 1989. — 374 p.
Заполнить форму текущей работой