Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Новые религиозные движения как способ формирования социокультурного опыта в постиндустриальном обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Было отмечено, что НРД возникли и функционируют в новой социальной среде, которую описывают в разных терминах (конец модерна, новое осевое время, постмодерн и т. д.). Являясь индикатором более глобальных процессов, происходящих как в религиозной, так социально-культурной, сфере, они в то же время не только наиболее ярко воплощают новые тенденции общества, но и способствуют их формированию. Было… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Осмысление места и роли НРД в исследовательской литературе и публичном дискурсе
    • 1. 1. НРД: общая характеристика
    • 1. 2. Образ НРД в научном и публичном пространстве
    • 1. 3. Теоретико-методологические и идеологические основания доминирующих преставлений о НРД
  • 2. Новые религиозные движения: их место и функции в социальном пространстве формирующейся постиндустриальной цивилизации
    • 2. 1. Специфика социальной среды постиндустриального общества и новые религиозные тенденции
    • 2. 2. Характеристика социального опыта участников НРД и социальных функций НРД
    • 2. 3. Участие в НРД как способ освоения сакрального и коммуникативного опыта

Новые религиозные движения как способ формирования социокультурного опыта в постиндустриальном обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Социально-культурные процессы второй половины XX в. ярко продемонстрировали ошибочность прогнозов и ожиданий многих мыслителей, предрекавших уход религии на дальний план в обществе и ее закономерное отмирание. Концепция секуляризации как линейного процесса угасания религии оказалась не в состоянии объяснить всплеск интереса к религиозным исканиям, особенно среди молодого поколения, что нашло свое отражение в распространении новых религиозных движений (НРД).

Массовое распространение новых религий в большей части мира обычно относят к 60−70 гг. XX в., и данный период характеризуют как время религиозного ажиотажа. Многие НРД начинают официально регистрироваться, вести активную проповедническую деятельность, проводить общественные программы, создавать фонды, ассоциации, центры обучения. Деятельность религиозных движений не остается без внимания со стороны СМИ и, формирующихся с середины 1990;х гг. в России и несколькими десятилетиями ранее в США и Европе так называемых антикультовых движений.

Информация о самих НРД в СМИ всегда была достаточно противоречивой. Иногда она носила нейтральный характер, иногда проецировала антиобщественные проявления отдельных религиозных объединений на все новые религиозные движения, иногда создавалась по инициативе представителей как антикультовых движений, так и самих НРД. В результате мы зачастую сталкиваемся с набором предвзятых и тенденциозных установок, мифов и стереотипов о религиозных движениях, распространенных не только в массовом общественном сознании, но и проникающих в научную среду. Представители науки с сочувствием цитируют авторов, принадлежащих к тем или иным религиозным организациям, а достаточно известные религиоведы обвиняются активистами антикультовых движений в покровительстве и защите религиозных течений. Новые религиозные движения часто осуждаются за «подавление» или «манипулирование сознанием», а их лидеры обвиняются в тоталитарности. Столь же характерными и распространенными являются апологетические суждения по поводу природы и деятельности НРД.

Следует отметить, что односторонность воззрений на природу и значение НРД, особенно в публичном дискурсе, определяется тем, что в поле интереса общественности попадают либо экзотическая часть их религиозной активности, либо особенности вероучения, но игнорируется социальное и культурное значение НРД, в стороне остаются их место и роль в формировании личности и социальной реальности современного общества, возможная новизна создаваемых ими социальных и культурных практик, способность ответить на самые разнообразные запросы, искания и потребности современного человека.

Особую актуальность данная тема приобретает в нашей стране в связи с новыми социокультурными тенденциями, появившимися в российском обществе: всплеском религиозной активности и духовных исканий в целом, с одной стороны, мировоззренческим плюрализмом, обусловленным множественностью форм социальных отношений, конвергенцией с западными обществами и многоукладностью экономической, социальной и культурной жизни, с другой стороны.

Данные тенденции, наряду с индивидуализацией и приватизацией разных сфер жизни, изменчивостью реальности, автономизацией отдельных сегментов социального пространства приводят также и к негативным последствиям. Самоотчуждение индивидов, фрагментация человеческого бытия, релятивизм, потеря идентичности и ценностных ориентаций, аномичные состояния, разрыв социальных связей, апатия, невостребованность «великих» целей и ценностей, потребительство, нарциссизм и гедонизм, дезадаптация столь же характерны для современной реальности. В связи с этим происходит ослабление эмоций, ответственности, сочувствия, любых привязанностей. Данные проблемы постиндустриального общества, описанные разными философами, активно обсуждаются участниками НРД. Ими также предлагаются варианты их решения. Поэтому распространение НРД и отношение к ним можно рассматривать как индикаторы процессов трансформации российского социума.

В связи со сложившимся положением дел как в общественном сознании в целом, так и в исследовательской литературе, в частности, представляется необходимым всесторонний анализ причин возникновения НРД, их организационных и идейных особенностей, но, прежде всего, их места и роли в духовной и социальной жизни современного социума.

Степень научной разработанности темы исследования. В западной философии и социологии идейно-теоретические предпосылки и направления изучения религиозных движений сложились еще с конца XIX в. Начало теоретическому осмыслению было положено М. Вебером, Р. Нибуром, Э. Трельчем, освещавшими природу религиозных организаций, их специфику и характер существования, тенденции их развития. Их идеи, высказанные по поводу классификации религиозных объединений творческого периода, направленности их динамики, остаются по-прежнему актуальными.

Критическое переосмысление классических концепций было осуществлено в работах Д. Мартина, Г. Беккера П. Бергера, Ч. Глока, Т. Лукмана, Г. Ленски, У. Байнбриджа, а именно проанализирована направленность трансформации религиозных групп, разработаны подходы к изучению причин возникновения новых форм религиозности, в частности теория депривации, религиозного рынка, рассмотрены формы индивидуализации в сфере религии и т. д.

В современной западной литературе накоплен большой опыт исследования новых религиозных движений. В трудах Дж. Бекфорда, П. Хилеса, Т. Роббинса, Р. Уоллиса, Т. Энтони, А. Баркер, М. Интровиньо, Д. Хадцена, Д. Мелтона, Д. Бромли, Д. Ричардсона, П. Хиласа, Р. Элвуда, Б. Кемпбелла произведен анализ взаимодействия НРД и антикультовых движений (АКД), описываются особенности новых движений, способы определения феномена новой религиозности, роль харизмы в образовании новых движений, обращается внимание на актуальность полевых исследований в данной сфере и т. д.

Столь же распространенным является направление общественной мысли, нацеленное на разоблачительную деятельность по отношению к НРД. Достаточно известными представителями «антикультовой» школы являются С. Хассен, М. Сингер, Р. Лифтон и др.

В отечественной науке еще в советский период сложилась исследовательская традиция, затрагивающая вопросы и темы, связанные с новой религиозностью. К числу авторов, занимавшихся данной проблематикой можно отнести И. Я. Яблокова, Д. М. Угриновича, В. П. Москальца, К. Б. Привалова, Л. Н. Митрохина, Д. Е. Фурмана, Н. С. Гордиенко, П. С. Гуревича, Н. А. Трофимчука, М. П. Мчедлова.

Следует отметить, что в современной отечественной науке сохраняется устойчивый интерес к изучению новых религиозных движений. Можно говорить о складывании самостоятельной исследовательской традиции. Изучением специфики НРД как нового социального феномена, их внутренней организации, особенностей вероучительных текстов, их типологизацией, анализом социального состава движений, религиозных практик и их социальных функций и направлений, исследованием своеобразия современной религиозности занимаются В. И. Гараджа, И. Я. Кантеров, Л. И. Григорьева, Е. Г. Балагушкин, Ю. Ю. Синелина, В. Ф. Чеснокова, А. А. Ожиганова, С. Б. Филатов, М. Штерин, Б. 3. Фаликов, А. А. Агаджанян, Р. Н. Лункин, Р. И. Михеев, Т. А. Бажан, Ю. В. Филиппов и др.

Крупные российские исследовательские центры также занимаются изучением религиозной сферы. К их числу следует отнести Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), Аналитический центр Ю. Левады. Ими был реализован ряд крупных исследовательских проектов, таких как исследование «Есть ли Бог» (август 2002 г.), «Характер духовности и религиозности в постсоветском обществе» (декабрь 2006 г.), «Вопрос о религиозной принадлежности» (июль 2007 г.) и др., в которых рассматривались представления россиян о религии, их духовные предпочтения, отношение к сфере сакрального.

Неоднозначность отношения к новым религиозным движениям нашла свое отражение в формировании целого направления, посвященного исследованиям НРД с позиций подхода «подавления сознания». К их числу следует отнести работы В. Б. Шапаря, Е. Н. Волковой, Е. С. Прокошинной, Т. П. Короткой, И. А. Чесноковой, И. А. Галицкой, М. М. Василенко, Н. В. Кривельской, И. А. Копылова, А. Д. Прозорова, В. А. Зубкова.

В рамках традиционных религиозных конфессий также сложилась устойчивая практика анализа и оценки новых религиозных движений. Наибольшую активность проявляет в этом отношении Русская православная церковь (РПЦ). По ее инициативе выходят и широко распространяются в интернете работы по описанию религиозных сект, справочники, например, В. М. Чернышева, лекции и статьи А. Дворкина, А. Кураева, М. Атаманова и др., поднимающие разнообразные темы, связанные с НРД и интерпретирующие их, в основном, как опасные и деструктивные объединения.

Наконец, существуют работы, посвященные отдельным религиозным движениям, например, «Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние», написанная С. И. Иваненкоисследование движения Анастасии, предпринятое Я. В. Грусман, а также исследования Церкви Сайентологии Л. А. ФилипповичаЦеркви Последнего Завета Л. И. Григорьевой, И. Я. КантероваЦеркви Объединения Ж. Ф. Буайе и др. В работах исследуется специфика идей, организации, религиозной и социальной деятельности конкретных НРД.

В центре внимания исследователей, как правило, оказываются такие темы, как история возникновения движений, особенности религиозных практик, причины вступления в НРД, социально-демографический состав, межконфессиональные отношения, эзотерические и антикультовые движения. Однако в недостаточной мере разработаны особенности социальных установок членов определенных НРД, их мотивация и ценностные ориентации. Нуждается в дальнейшей разработке вопрос о том, как видят свое место и роль в обществе представители религиозных движений, какой социальный опыт наряду с собственно религиозным получают члены НРД, какую роль они играют в конструировании современной социальной реальности и личности, участвующей в практиках тех или иных движений, насколько новыми являются те формы социальности, которые конституируют НРД. На наш взгляд, внимание к этим вопросам позволит лучше понять социокультурную сущность и роль тех или иных религиозных практик, а также более адекватно интерпретировать саму сущность новых религиозных движений в широком социальном контексте.

Проблема исследования заключается в преобладающей в исследовательской традиции односторонности подходов к изучению НРД, которые сводятся к анализу их деятельности только в религиозной сфере и недооценивают значение предоставляемого ими социального и культурного опыта, а также тех социальных и культурных функций, которые они выполняют в современном обществе.

Объект исследования — НРД как феномен современного общества.

Предмет — характер социального и культурного опыта, предоставляемого НРД, а также функций, ими выполняемых.

Цель исследования: определить место и роль НРД в формировании социального и культурного опыта в складывающейся постиндустриальной цивилизации.

Поставленная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:

1. выявить особенности опыта, формируемого НРД в условиях современного, меняющегося постиндустриального общества;

2. определить функции НРД и их специфику в современном обществе;

3. выявить основные представления о НРД, доминирующие в научном и публичном пространстве;

4. эксплицировать социально-философские, теоретико-методологические и идеологические основания и предпосылки формирования и распространения доминирующих представлений о НРД.

Теоретико-методологическая база:

Методологической основой для интерпретации причин актуализации интереса различных социальных групп к НРД, а также для адекватной оценки места и роли НРД в современном социуме стала концепция «религиозного рынка» Р. Старка, трактующая процесс секуляризации не как общее ослабление религиозности, а как условие преодоления ограничений на растущем рынке религиозных услуг, связанное с ослаблением влияния традиционных религий.

Для интерпретации характера социального опыта, привносимого НРД, и объяснения причин предвзятого восприятия данного феномена были использованы идеи Ю. Хабермаса о природе и роли постметафизического мышления, коммуникативном дискурсе как способе установления взаимопонимания и взаимоприемлемости различных идейных позиций, а также его оценка секуляризации как двойственного процесса, порождающего, в том числе, интерес к разнообразным религиозным исканиям.

Для понимания особенностей опыта, формируемого НРД в условиях современного, меняющегося постиндустриального общества, и их функций, был использован интерпретативный подход К. Гирца, который заключается в выявлении и разъяснении значений социального мира представителей разных культур, посредством наблюдений. Сочетание объяснений, которые дают своим поступкам участники НРД, интерпретаций собственных и других исследователей, позволяют обеспечить наибольшую надежность получаемой информации.

Для объяснения причин включения индивидов в НРД были использованы идеи П. А. Сорокина о разных типах социальных отношений и ментальностей в русле его трактовки человеческой истории как процесса последовательной динамической смены трех типов социокультурных (цивилизационных) суперсистем: идеациональной, идеалистической и чувственной, обусловленного периодическим истощением духовного потенциала базовых ценностей каждого типа ментальности.

Для описания и анализа формирования коммуникативных навыков, а также для определения тех форм социальных общностей, которые возникают в рамках НРД, важными представляются идеи В. Тэрнера о соотношении таких двух форм социальности, как «структура», представляющая собой жесткую, закрытую статусно-ролевую организацию общества, и «коммунитас», представляющая собой открытую общинную форму единения индивидов.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. показано, что НРД являются источником не только собственно религиозного, но социального и культурного опыта, способствующего адаптации и становлению личности в условиях меняющегося общества и поэтому приобретающего особую значимость в современной постиндустриальной цивилизации;

2. определены социальные и культурные функции НРД, а также их специфика;

3. выявлены основные представления о НРД, существующие в научном и публичном пространстве;

4. эксплицированы социально-философские, теоретико-методологические и идеологические основания представлений о НРД: антиисторизм, чрезмерный редукционизм, прогрессизм, априоризм и другие, которые позволяют объяснять причины формирования и степень предвзятости доминирующих представлений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. НРД можно рассматривать как «полигон социального опыта», играющий существенную роль в формировании современного индивида и путей его интеграции в социальное пространство современной цивилизации, поскольку участники движений в процессе осуществления религиозных и нерелигиозных практик не только удовлетворяют свои религиозные потребности, но и могут накапливать социальный и культурный капитал, осваивать менеджериальный опыт, открывать опыт интеграционного мышления и познания, получать возможность одухотворения повседневных моделей поведения, вырабатывать коммуникативные навыки, связанные с формированием неформальных, доверительных отношений, а также воспроизводить этос служения и долга;

2. НРД в современном обществе могут выполнять не только деструктивную и дезинтегрирующую функции по отношению к существующей социальной системе или традиционные для религий функции мировоззренческую и компенсаторную, но и актуализируют функции социализации и идентификации, а также осуществляют информационно-интеллектуальную, конструктивно-творческую и рекреационную функции. НРД также способствуют формированию нетрадиционной для современности системы отношений, которую возможно охарактеризовать как неоархаичная социальность;

3. в отечественной исследовательской литературе и публичном дискурсе в целом сохраняются и продолжают доминировать такие характеристики НРД как сектантство, наличие жесткой иерархии и подчиненность харизматическим лидерам, присутствие скрытых техник воздействия на сознание, порождающие необходимость реабилитации бывших участников движений, вовлечение индивидов в движения с целью их эксплуатации, доминирование в движениях нереализованных в социальном плане индивидов, негативное отношение к другим движениям и традиционным религиям;

4. многообразие интерпретаций, сложившихся в научном и публичном пространстве по поводу природы и функций НРД, обусловлено не только реальными чертами ряда таких движений и идеологическими установками, но и характером социально-философских и теоретико-методологических установок, принятых исследователями. К их числу относятся антиисторизм, проявляющийся в игнорировании типологически сходных черт в формировании как традиционных, так и нетрадиционных религийцентрированность, выражающаяся в европоцентризмепрогрессизм, проявляющийся в линейной трактовке процесса секуляризациичрезмерный редукционизм, сводящий разнообразные религиозные движения только к сектам с тяготением к закрытости и деструктивными установками.

Теоретическая значимость диссертационного исследования.

Предложена концептуальная разработка подходов к изучению НРД, которая раскрывает природу данного феномена, являющегося специфической формой развития социокультурного опыта индивидов в постиндустриальном обществе. Теоретически осмыслено многообразие социальных практик и проблемные поля современного человеческого существования, которые способствуют формированию в социуме новых и актуализации архаичных форм социальности. Экспликация социально-философских и теоретико-методологических оснований доминирующих представлений о НРД позволяет определить перспективное направление такой концептуальной разработки. Выявление места и роли НРД в формировании социального и культурного опыта способствует более глубокому и всестороннему социально-философскому осмыслению особенностей, процессов и тенденций формирования современного постиндустриального общества.

Практическая значимость заключается в следующем: а) материалы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании и при разработке спецкурсов по социальной философии, культурологии, философии культуры, религиоведению, социологии религииб) выводы диссертации могут быть полезными в исследовательской практике при планировании мониторингов, исследований отдельных видов НРД, религиозных процессовв) диссертационные исследовательские материалы могут найти применение в сфере управления для подготовки и переподготовки кадрового состава органов власти, при принятии управленческих решений в области социальной и культурной политики региона. База эмпирических данных и практических наработок может быть использована для разрешения конфликтов на религиозной почве, которые имеют место в сибирском регионе.

Апробация работы. Основные положения диссертации были апробированы в научных публикациях, а также на следующих научно-практических конференциях:

Религиозная ситуация в российских регионах: Вторая всероссийская научно-практическая конференция. Омск, 22−23 октября 2010 г.;

Конструирование человека: Четвертая всероссийская научная конференция с международным участием. Томск, 27−30 апреля 2011 г.;

Государственно-конфессиональные отношения: теория и практика: международная научно-практическая конференция, г. Оренбург, 30 марта 2010 г.

Автором были организованы два круглых стола с участием представителей различных религиозных конфессий, на которых был проверен ряд гипотез (Томск, 28 апреля- 2 июня 2011 г.).

Структура работы отражает логику исследования и соответствует порядку решения задач для достижения поставленной цели. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых представлена тремя параграфами, заключения, списка литературы, включающего 220 источников. Общий объем диссертации — 147 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью данного диссертационного исследования являлось определение своеобразия и новизны социальных и культурных функций, реализуемых НРД в складывающейся постмодерновой цивилизации, По итогам проведенной работы были сделаны следующие выводы.

Феномен НРД является достаточно сложным и многообразным. В современном обществе присутствует огромное количество религиозных форм, учений и практик, поэтому в научном и публичном пространстве существуют разногласия по поводу их природы и функций в обществе. Мы зачастую сталкиваемся с набором мифов и стереотипов о религиозных движениях, распространенном не только в массовом общественном сознании, но и проникающим в научную среду. К их числу относятся представления, абсолютизирующие наличие жесткой иерархии и сильных харизматических лидеров в НРД, присутствие скрытых техник воздействия на сознание, всесторонний контроль участников НРД, эксплуатация членов движения, необходимость реабилитации бывших членов НРД, доминирование в НРД по преимуществу нереализованных в социальном плане людей, истолкование Запада как единственного источника возникновения и содержания НРД, у НРД негативное отношение к другим движениям, традиционным религиям, а с другой стороны восприятие НРД как хранилища духовного опыта и тайных знаний Востока и др. Очевидно, что их распространение на все разнообразные движения России выражает заинтересованность определенных социальных сил в формировании выгодного для них образа данного феномена и этим способствует усилению в обществе социальной напряженности.

В диссертации было показано, что разногласия, сложившиеся в научном и публичном пространстве по поводу интерпретации природы и функций НРД, обусловлены не только реальными чертами ряда таких движений или идеологическими установками исследователей, но и характером ими принятых социально-философских и теоретико-методологических установок. К их числу относятся антиисторизм, европоцентризм, восприятие НРД в категориях «правильного — неправильного», прогрессизм, проявляющийся в трактовке процесса секуляризации, чрезмерный редукционизм, нормативизм (фундаментализм), наукоцентризм. Стоит отметить, что национальное предубеждение, априоризм, изучение в рамках социальной статики также присутствуют в установках современных исследователей НРД.

Для приближения к осмыслению природы НРД и опыта их функционирования в современном обществе мы обратились к тем идеям и подходам современных социальных теоретиков, которые можно охарактеризовать как неклассические. Их воззрения обеспечили понимание как истоков формирования и доминирования стереотипов по поводу НРД, так социально-культурного контекста возникновения и функционирования самих НРД.

Было отмечено, что НРД возникли и функционируют в новой социальной среде, которую описывают в разных терминах (конец модерна, новое осевое время, постмодерн и т. д.). Являясь индикатором более глобальных процессов, происходящих как в религиозной, так социально-культурной, сфере, они в то же время не только наиболее ярко воплощают новые тенденции общества, но и способствуют их формированию. Было показано, что религиозные практики приватизируются, происходит смещение акцентов с коллективных практик на индивидуальные, возникает «невидимая религиозность», в НРД формируется «духовная» эклектичность, религиозные авторитеты перестают играть важную роль или практически отсутствуют (за исключением движений XIX в. и некоторых видов НРД, в которых присутствуют сильные идеациональные тенденции), начинает доминировать религиозный прагматизм и мироориентированность, связанные с потреблением религиозных благ для мирских целей.

Было отмечено, что религиозная среда стремится к инновациям и становится подвижной, изменчивой (за десять лет НРД может очень существенно измениться), религия проникает в виртуальное пространство, где можно ознакомиться с любым даже очень малочисленным движением, любой духовной литературой, практиками, получить заочное обучение или инициацию, ощутить себя частью общности. Никогда ранее религия не имела столько возможностей для миссионерской деятельности. Происходит синтез религиозных идей и практик (например, в массовом сознании идея реинкарнации принимается христианами). Также возникает синтез НРД другими сферами общественной жизни: наукой, искусством и даже медициной.

Для того чтобы понять социально-культурные функции НРД, их новизну и специфику необходимо было обратиться к социальному опыту участников движений. Мы пришли к выводу, что НРД можно рассматривать как «полигон социального опыта», поскольку их участники в процессе осуществления религиозных и нерелигиозных практик накапливают социальный и культурный капитал и приобретают не только опыт соприкосновения с сакральным, но также эмоциональный и менеджериальный опыт, опыт интеграционного мышления и познания, возможность одухотворения повседневных моделей поведения, коммуникативные навыки, связанные с формированием неформальных, доверительных отношений, осваивают этос служения и долга.

Мы сделали вывод о том, что НРД в современном обществе могут выполнять не только деструктивную и дезинтегрирующую функции или традиционные для религий мировоззренческую и компенсаторную функции, но и актуализируют функции социализации и идентификации, а также осуществляют информационно-интеллектуальную, конструктивно-творческую и рекреационную функции.

Таким образом, НРД, выполняя, безусловно специфичные и новые функции для их участников, также предоставляют новый опыт в сфере производства новых смыслов и способов взаимодействия в обществе. Представляется, что НРД способствует формированию типа социальности, который можно охарактеризовать как неоархаичный. Его можно связать со следующими чертами: рост сакральности и магического восприятия повседневности в обществе, актуализация ценности близких, неформальных отношений (на фоне растущей индивидуализации), непосредственного общения, общинного мышления («мы семья») и жизни в общинах, в целом ценностей идеациональной культуры, в которой внутреннее духовное позиционируется как превалирующее над внешним и материальным,.

Актуализация темы социально-культурного опыта и функций НРД обусловливает потенциал исследования проблематики, связанной с возникновением, трансформациями и возможными направлениями ее развития. Рассмотрение НРД как полигона практик и опыта, как одного из акторов в конструировании современного индивида и общества позволяет прояснить их место в религиозной сфере, а также понять степень внерелигиозной составляющей новых движений, внести определенность в вопрос о стереотипах и предубеждениях, складывающихся по поводу места и роли НРД, и очертить направления преодоления предвзятости в данном вопросе. Данный анализ предоставляет возможности для дальнейшего более детального изучения феномена НРД в целом, исследований отдельных видов движений, определения причин и мотивов миссионерской, благотворительной и прочей деятельности, путей интеграции НРД в складывающуюся социальную среду постиндустриальной цивилизации, а также их роли в ее формировании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Л. Социальная практика: теоретико-методологические основания исследовательского анализа // Известия Уральского гос. ун-та. 2009. — № 4(70). — С. 92−97.
  2. А. Новые религиозные движения / А. Баркер. СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманитар, ин-та, 2005. — 282 с.
  3. Бауман 3. Индивидуализированное общество Электронный ресурс. // Русский гуманитарный интернет-университет. Электрон, дан. — URL: www. i-u.ru/biblio/archive/ baumanin/?search=%el%eO%f3%ec%eO%ed#st (дата обращения: 07.09.2010).
  4. Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994. — № 4. -С. 69−80.
  5. Бауман 3. Признаки постмодерна / 3. Бауман. М.: Логос, 2002. — 185 с.
  6. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. / Д. Белл. М.: Academia, 1999. — 956 с.
  7. Д. Эпоха разобщенности: Размышления о мире XXI века / Д. Белл, В. JI. Иноземцев. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007. — 304 с.
  8. Р. Н. Социология религии // Американская социология: перспективы, проблемы, методы: пер. с англ.- под ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1972. — С. 265−281.
  9. П. Религиозный опыт и традиция // Хрестоматия по социологии религии: для вузов: в 2 ч. / сост. В. И. Гараджа, С. Д. Руткевич. М.: Наука, 1994. — Ч. 1: Религия и общество. — С. 212−229.
  10. П. Религия и проблема убедительности / пер. выполнен по изданию: Secularization and the Problem of Plausibility // Berger P. The Social Reality of Religion. -London: Faber, 1967. P. 127−154 // Неприкосновенный запас. — 2003. — № 6 (32).
  11. Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / Г. Бехманн- пер. с нем.: А. Ю. Антоновского и др. М.: Логос, 2010.-248 с.
  12. . К критике политической экономии знака: пер. с фр. / Ж. Бодрийяр- пер. Д. Кралечкин. М.: Академический Проект, 2007. — 335 с.
  13. . Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. -М.: Культурная революция, Республика, 2006. 269 с.
  14. . Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. М.: Добросвет, 2000. — 387 с.
  15. Бремонд’Арс Н. Религиозные практики во Франции и их изучение // Религиозные практики в современной России. М., 2006. — С. 33−50.
  16. Брихадараньяка Упанишада Электронный ресурс. / пер. А. Сыркин // Антропология и смежные науки. Электрон. текст. дан. — URL: http://www.etnograf.ru/node/21 (дата обращения: 08.07.2009).
  17. П. Структура, габитус, практика Электронный ресурс. // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. — Т. 1. — № 2. — Электрон, текст, дан. — URL: www.jourssa.ni/1998/2/4bourd.html (дата обращения: 15.11.2010).
  18. Г. Формирование социального опыта подростков в педагогической системе ВДЦ «Орленок» Электронный ресурс. // Развитие личности. Электрон, дан. -URL: rl-online.ru/info/authors/12 (дата обращения: 07.12.2010).
  19. В. Г. Религиозность российской молодежи / В. Г. Васильев, В. О. Мазеин, Н. И. Мартыненко // СОЦИС. 2000. — № 1. — С. 118−120.
  20. С. В. Бенгальский вайшнавизм / С. В. Ватман. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001. — 403 с.
  21. А. С. Религиозный модернизм и постмодернизм // СОЦИС. 2001. -№ 11.-С. 84−92.
  22. М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира: пер. с нем. // Избранные произведения / М. Вебер- сост. общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. — С. 307−344.
  23. М. В. На пути к диалогу: религиозный выбор России // Религия и право. 2003. -№ 2. — С. 7−8.
  24. Г. Л. Диагностика духовной детерминанты социального взаимодействия Электронный ресурс. // Сайт РГИУ. 2002. — URL: http://www.i-u.ru/biblio/arcliive/voronindiagduhovdeterm (дата обращения: 28.04.2010).
  25. Л. М. Религия в современном массовом сознании Электронный ресурс. / Л. М. Воронцова, С. Б. Филатов, Д. Е. Фурман // Сайт РГИУ. 2002. — URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/voroncovareligvsovrmassozn (дата обращения: 10.05.2010).
  26. Ю. А. Конфессиональные особенности религиозной веры и представления о ее социальных функциях / Ю. А. Гаврилов, Е. Н. Кофанова, А. А. Шевченко // СОЦИС. -2001. -№ 11. С. 45−56.
  27. В. И. Социология религии: учеб. пособие для студ. и асп. гуманитарных вузов / В. И. Гараджа. М.: Наука, 1995. — 223 с.
  28. В. Л. О непонимании в вопросах о лженауке и взаимосвязи науки и религии Электронный ресурс. // Успехи физических наук. Электрон, дан. — URL: http://ufn.ru/tribune/Tribl21103.pdf (дата обращения: 25.11.2010).
  29. К. Интерпретация культур Электронный ресурс. // Русский Гуманитарный Интернет-университет. Электрон. дан. — http://www.i-u.ru/biblio/archive/gircinterpritacija/default.aspx (дата обращения: 22.04.2011).
  30. П. Европейский кризис идентичности Электронный ресурс. // The New York Times. 2010, 9 фев. — Электрон, дан. — URL: www.regionmedia.net/obshestvo/1425-europe-islam (дата обращения: 28.10.2010).
  31. М. М. Антикультовое движение: исторический обзор Электронный ресурс. // Гуманитарные и социальные науки. Электрон, дан. — 2008. — № 2. — URL: http://hses-online.ru/2008/02/90 013/03.pdf (дата обращения: 15.10.2010).
  32. Григорьева J1. И. Новые религиозные движения и государство в современной России. Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия / JI. И. Григорьева. М.: Прогресс, 2001. — С. 90−96.
  33. JI. И. Религии нового века и современное государство. Социально-философский очерк / J1. И. Григорьева. Красноярск: Наука, 2002. — 400 с.
  34. Л. И. Ушедшие в «Город Солнца» // Наука и религия. 1999. — № 2. -С. 14−16.
  35. А. Введение в сектоведение / Дворкин А. Нижний Новгород: Изд-во «Братства во имя святого великого князя Александра Невского», 1998. — 457 с.
  36. О. Культурная идентичность и ответственность в поликультурном мире // Дефиниции культуры: сб. тр. участников Всероссийского семинара молодых ученых / отв. ред. М. Н. Баландин. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. — Вып. 4. — 167 с. — С. 64−67.
  37. Р. Русская Православная Секта или воздействие РПЦ на сознание человека Электронный ресурс. // Атеистический сайт. Электрон, дан. — URL: http://www.ateism.ru/article.htm?no=1380 (дата обращения: 10.12.2010).
  38. А. Социум как пространственное явление Электронный ресурс. // Евразия ТВ. Электрон, дан. — URL: http://www.evrazia.tv/content/sotsium-kak-prostranstviennoie-iavlieniie-liektsiia-4 (дата обращения: 10.11.2010).
  39. Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика, религия, наука, классики мирового религиоведения: антология / сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. -М.: Наука, 1998.-231 с.
  40. В. «Новые религиозные движения зоны обеспокоенности Электронный ресурс. // Религия и СМИ: справочно-информационный портал. — М., 20 022 004. — URL: http://www.religare.ru/articlel738 (дата обращения: 05.10.2009).
  41. В. А. Постиндустриальное общество и культура постмодерна Электронный ресурс. // Постмодернизм. Электрон, дан. — М., 1998. — URL: http://emeline.narod.ru/ postindustrial (дата обращения: 09.10.2010).
  42. С. А. Теория модернизации: история и современность Электронный ресурс. // Экономический сервер Сибири. Электрон, дан. — URL: http://www.econom.nsc.ru/ieie/smu/conference/articles/EpMaxaHOBa.doc (дата обращения: 28.10.2010).
  43. Железнова J1. Б. Диагностика социального опыта подростков Электронный ресурс. // Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования. Электрон, дан. — URL: bank.orenipk.ru/Text/t43584.htm (дата обращения: 15.11.2010).
  44. М. Феномен новых религиозных движений Электронный ресурс. / М. Жеребятьев, В. Феррони // Русский архипелаг. URL: www.archipelag.ru/geoculture/religions/secular/novel (дата обращения: 10.07.2010).
  45. Жители области против появления религиозного села Электронный ресурс. // Новости в Томске. Электрон, дан. — URL: http://news.vtomske.ru/news/7817 (дата обращения: 20.04.2010).
  46. А. П. Религия / А. П. Забияко, А. Н. Красников, Е. С. Элбакян // Религиоведение: Энциклопедический словарь. М., 2006. — 874 с.
  47. Г. К социологии религии: пер. с нем. // Г. Зиммель. Избранное: в 2 т. -М.: Юрист, 1996. Т. 1: Философия культуры. — 635 с.
  48. С. В. Опыт межконфессионального взаимодействия международного общества Сознания Кришны // Свобода совести и обеспечение межрелигиозного взаимопонимания: материалы научно-практической конференции. М., 2001. — 120 с.
  49. Ю. П. Проблемы конфессионального диалога в современной России Электронный ресурс. // Славянский правовой центр. URL: http://www.rlinfo.ru/ projects/suzdal/zujev (дата обращения: 25.08.2010).
  50. С. И. Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность / С. И. Иваненко. М.: Философская книга, 2008. — 320 с.
  51. С. И. Кришнаиты в России: правда и вымысел / С. И. Иваненко. М.: Философская книга, 1998. — 296 с.
  52. С. И. Основные религиозные центры современной России / С. И. Иваненко. М.: Философская книга, 2004. — 64 с.
  53. В. И. Общество потребления в России: Миф или реальность? Электронный ресурс. // Фонд научных исследований (ФНИ) «Прагматика культуры» -Электрон, дан. URL: http://artpragmatica.ru/hse/?uid=459 (дата обращения: 30.09.2010).
  54. И. П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм Электронный ресурс. // Философский портал. Электрон, дан. — URL: http://www.pliilosophy.ru/ library/il/ohtml (дата обращения: 07.04.2010).
  55. И. Постмодернизм как переосмысление бытия Электронный ресурс. // Интеллектуальная Россия. Электрон, дан. — URL: www.intelros.ru/subject/mirprog/3684-postmodern-kak-pereosrnyslenie-bytija.html (дата обращения: 25.11.2010).
  56. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества Электронный ресурс. / Р. Инглхарт. Электрон. дан. — URL: http://www.sociology.mephi.rii/docs/polit/html/ingl.htm (дата обращения: 28.11.2010).
  57. Индуистские духовные и религиозно-просветительские организации в России: справочник / сост. С. И. Иваненко. М.: Философская книга, 2003. — 200 с.
  58. Ионин J1. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие / JI. Г. Ионин. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. -432 с.
  59. История религий в России / под ред. Н. Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 592 с.
  60. М. С. Философия культуры // М. С. Каган. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416 с.
  61. И. Я. «Деструктивные, тоталитарные» и далее везде // Религия и право. 2002. — № 1. — С. 27−29.
  62. И. Я. Как классифицировать религиозные организации Электронный ресурс. // Христианское новостное агентство. URL: http://news.invictory.org/ print. php?id=6847 (дата обращения: 07.04.2010).
  63. И. Я. Новые религиозные движения в России: религиоведческий анализ / И. Я. Кантеров. М.: МГУ, 2006. — 467 с.
  64. И. Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. 2001. -№ 1. — С. 61−72.
  65. И. Г. Новые формы сакрализации светского и секуляризация сакрального в христианских обществах // СОЦИС. 2010. — № 6. — С. 52−62.
  66. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. / М. Кастельс- под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  67. . Для кого зарезервированы «молодежные места»? О религиозном меню «подрастающего поколения» Электронный ресурс. // Портал Credo.Ru. URL: http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=comment&id=274 (дата обращения: 15.05.2010).
  68. . НРД и молодежь Электронный ресурс. / Портал Credo.Ru. URL: http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=comment&id=274 (дата обращения: 15.05.2010).
  69. Конкретные исследования современных религиозных верований / под ред. А. И. Клибанова. М.: Мысль, 1967. — 244 с.
  70. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви Электронный ресурс. // Русская Православная Церковь. Электрон, дан. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/220 922 (дата обращения: 15.08.2010).
  71. С. А. Постмодернистские теории Электронный ресурс. // Социология: Парадигмы через призму социологического воображения. Электрон, дан. -URL: http://www.vllOO.net/stat/postmodern (дата обращения: 05.09.2010).
  72. В. В. Государство и новые религиозные движения: европейский опыт Электронный ресурс. // Славянский правовой центр. URL: http://www.rlinfo.ru/projects/seminarl200/09 (дата обращения: 07.10.2010).
  73. В. В. Новые религиозные движения в современной России // Религия, политика и права человека: материалы междунар. науч.-практ. конф. М.: 2002. — С. 203−214.
  74. В. И. Экстрим. Междисциплинарное исследование причин, паттернов и форм экстремистского сознания / В. И. Красиков. М.: Водолей Паблишере, 2006. — 496 с.
  75. В. И. Озарение трансценденцией. В поисках Бога и себя / В. И. Красиков. М.: Водолей Паблишере, 2009. — 400 с.
  76. Э. П. Чем угрожает обществу лженаука? // Вестн. РАН. 2004. -№ 1.-С. 8−27- 2005.-№ 1.-С. 18−32.
  77. В. X. Религия в нашем обществе сегодня / В. X. Кусаев, Т. А. Елоева // Философские исследования. 2000. -№ 4. — С. 154−157.
  78. С. Ф. Боевые искусства в религиозной жизни и духовной культуре цивилизаций Востока и Запада // Религиоведение. 2002. — № 3. — С. 91−102.
  79. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна: пер. с фр. / Ж.-Ф. Лиотар- пер. Н. А. Шматко. М.: Ин-т экспериментальной социологии- СПб.: Алетейя, 1998. — 160 с.
  80. . Эра пустоты. Очерки современного индивидуализма: пер. с англ. / Ж. Липовецки- пер. В. В. Кузнецова. СПб.: Владимир Даль, 2001. — 336 с.
  81. П. Социология религиозного феномена: Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Шмидт / П. Лобье. М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2000. — 47 с.
  82. Р. А. Конфессиональное пространство России: глазами социолога // Религия и право. 2001. — № 4. — С. 10−12.
  83. Р. А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации / Р. А. Лопаткин. М.: Б.и., 2001. — 28 с.
  84. Р. А. Современная религиозная ситуация: социологический анализ // От политики государственного атеизма к свободе совести: материалы семинара-совещания. Москва, 23−26 мая 2000 г. М., 2000. — С. 41−56.
  85. Р. Н. Конец 90-х: возрождение религиозной нетерпимости / Р. Н. Лункин, С. Б. Филатов // Нетерпимость в России: старые и новые фобии. М.: Московский Центр Карнеги, 1999. — С. 136−150.
  86. . Культурология: XX век: энциклопедия Электронный ресурс. // Философский портал. Электрон, дан. — СПб.: Университетская книга, 1998. — Т. 2. — URL: http://www.philosophy.ru/eduyref/enc/m.html#BM 10 003 (дата обращения: 05.07.2010).
  87. Г. Эрос и цивилизация / Г. Маркузе. Киев: ИСА, 1995. — 352 с.
  88. Е. Н. Проблема формирования религиозной идентичности в киберпространстве // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Право. Белгород: Белгородский гос. ун-т, 2009. — Т. 63. — № 8. — С. 72−78.
  89. Л. Н. Религиозная ситуация в современной России // СОЦИС. -1995.-№ 11.-С. 79−81.
  90. Л. Н. Религиозные «культы» в США / Л. Н. Митрохин. М.: Знание, 1984.-82 с.
  91. В. Парадигмы сознания и структуры опыта Электронный ресурс. // Логос. 1992. — № 3. — Электрон, версия печат. публ. — URL: www.ruthenia.ru/logos/personalia/ molchanov/0lparadigm.htm (дата обращения: 23.01.2011).
  92. М. П. В поисках компромисса Электронный ресурс. // Независимая газета. Электрон, версия печат. публ. — 2003. — 20 авг. — URL: http://religion.ng.ru/problems/2003−08−20/6kompromiss (дата обращения: 30.11.2010).
  93. М. П. О социальном портрете современного верующего // СОЦИС. -2002. № 7. — С. 70−77.
  94. М. П. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России. Некоторые результаты социологического мониторинга // Десять лет по пути свободы совести: материалы научно-практического семинара. М., 2002. — С. 21−29.
  95. М. П. Религия в зеркале общественного мнения // СОЦИС. 1994. -№ 5. — С. 26−34.
  96. Мэйер-Дравэ К. Телесность и социальность Электронный ресурс. // Философско-культурологический журнал «Топос». Электрон, дан. — URL: http://topos.ehu.1t/zine/2000/2/meyer-drawe.html (дата обращения: 02.07.2011).
  97. Е. Э. Образ новых религий в средствах массовой информации Электронный ресурс. // Славянский правовой центр. Электрон, дан. — URL: http://www.rlinfo.ru/projects/confD302/nikitchenko (дата обращения: 25.08.2010).
  98. В. И. Тоталитарные секты миф или реальность? Электронный ресурс. // Человек без границ. — Электрон, дан. — URL: http://manwb.ru/articles/worldtoday/ tolerance/TotalSectVINichik/ (дата обращения: 15.10.2010).
  99. JI. Г. Основные характеристики динамики религиозности населения // СОЦИС. 1998. -№ 9. — С. 93−98.
  100. О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме Электронный ресурс. // Официальный сайт Московского Патриархата. Электрон, дан. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/530 422 (дата обращения: 10.10.2010).
  101. Общество сознания Кришны Электронный ресурс. // Современные религиозные процессы в Омской области. Электрон. дан. — URL: http://www.ic.omslaeg.ru/~religion/kult/neoorient/krishn (дата обращения: 30.11.2010).
  102. А. А. Новая религиозность в современной России: учения, формы и практики / А. А. Ожиганова, Ю. В. Филиппов. М.: ИЭА РАН, 2006. — 300 с.
  103. Определение основных сектоведческих терминов Электронный ресурс. // Информационно-консультационный центр Св. Иренея Лионского. URL: http://iriney.ru/sects/theory/003.htm (дата обращения: 19.07.2011).
  104. X. Д. Миссионерская работа Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней / X. Д. Оукс, Л. Б. Викмен // Intellectual Reserve. Солт-Лейк-Сити: 2001. — 257 с.
  105. Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2000. — 880 с.
  106. Постмодернизм: энциклопедия. М.: Интерпрессервис- Книжный Дом. 2001.1040 с.
  107. Рейтинг эзотерических ресурсов РУНЕТА Электронный ресурс. // Liveinternet.ru URL: http://www.liveinternet.ru/users/3 690 850/postl22759023 (дата обращения: 25.11.2010).
  108. Религии и секты в современной России: справочник Электронный ресурс. // Александро-Невское братство. Электрон. дан. — URL: http://www.nevskiy.orthodoxy.ru/center/sprav/index (дата обращения: 05.08.2010).
  109. Религиозная ситуация в Томской области Электронный ресурс. // Томская область: Официальный интернет-портал. Электрон. дан. — URL: http://www.tomsk.gov.ru/pls/guber/web.page?pid=2110 (дата обращения: 07.10.2010).
  110. Религия в зеркале общественного мнения Электронный ресурс. / М. П. Мчедлов [и др.]. Электрон. дан. — URL: http://www.gumer.info/ bogoslovBuks/Lifechurch/ relig society. php (дата обращения: 07.09.2010).
  111. Религия и общество: очерки религиозной жизни современной России / отв. ред. и сост. С. Филатов. М., СПб.: Летний Сад, 2002. — 486 с.
  112. Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. 5-е изд. -СПб.: Питер, 2002. — 688 с.
  113. Г. Кризис либерализма: пер. с нем. Электронный ресурс. // Библиотека Гумер Политология. — Электрон, дан. — М., 1996. — URL: http://www.gumer.info/ bibliotekBuks/Polit/rorm (дата обращения: 07.10.2010).
  114. С. И. Религиоведение: социология и психология религии / С. И. Самыгин, В. И. Нечипуренко, И. Н. Полонская. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 672 с.
  115. Свобода убеждений, совести и религии в современной России: специализированный информационно-аналитический доклад / сост. и общ. ред. С. А. Бурьянов, Н. В. Костенко. М.: Московская Хельсинская группа, 2007. — 272 с.
  116. Сектовед: сайт о сектах, лжеучениях, и деструктивных культах Электронный ресурс. Электрон, дан. — URL: http://www.sektoved.ru (дата обращения: 01.12.2010).
  117. Р. Краткий обзор методик подсчета численности основных религиозных групп России Электронный ресурс. // Религия и СМИ / гл. ред. А. Щипков. -Электрон, дан. 2004. — URL: http://www.religare.ru/articlel2991.htm (дата обращения: 10.11.2010).
  118. Н. Социология: учеб. пособие для вузов: пер. с англ. / Н. Смелзер- пер. 3. П. Вольской- науч. ред. В. А. Ядов. М.: 1994. — 688 с.
  119. М. Ю. Религиоведение в России : проблема самоидентификации // Вестн. МГУ. 2009. — № 1. — С. 90−107.
  120. Современная религиозная жизнь России / под ред. С. Б. Филатова, М. Бурдо. -М.: Логос, 2006. Т. 4 — 366 с.
  121. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: учебн. пособие / под ред. А. В. Леденевой. Новосибирск: изд-во Новосиб. ун-та, 1995. — 120 с.
  122. А. Секты: запрещать или контролировать? Электронный ресурс. // Информационно-консультационный центр Св. Иринея Лионского- под ред. Е. Воинова. -URL: http://iriney.ru/sects/theory/038 (дата обращения: 07.11.2010).
  123. П. А. Социальная и культурная динамика исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношениях: пер. с англ. / П. А. Сорокин- пер. коммент. и ст. В. В. Сапова. СПб.: РХГИ, 2000. — 1056 с.
  124. Социальные практики: словарь с английскими и испанскими эквивалентами / под ред. С. А. Кравченко. 4-е изд., доп. и переработ. — М.: Экзамен, 2001. — 512 с.
  125. Социальный опыт Электронный ресурс. / А. Я. Флиер // Философский словарь. Электрон, дан. — URL: http://mirslovarei.com/ contentfil/SOCIALNYJ-OPYT-1139.html (дата обращения: 30.11.2010).
  126. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / под ред. К. Каариайнена, Д. Фурмана. СПб. — М.: Летний сад, 2000. — 248 с.
  127. В. С. Философия науки Электронный ресурс. // Электронная библиотека Киевского гос. ун-та им. Шевченко. Электрон, дан. — URL: http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/step-gl-3−06.htm? (дата обращения: 27.03.2011).
  128. Д. А. Синкретические религии и секты: словарь-справочник / Д. А. Таевский. М.: Интрада, 2001. — 160 с.
  129. В. Ритуальный процесс: Структура и антиструктура Электронный ресурс. // ФОМ. КЛУБ. Электрон, дан. — URL: http://club.fom.ru/182/271/411/library.html (дата обращения 07.02.2010).
  130. А. С. Новые религиозные движения Электронный ресурс. / А. С. Тимощук. Лекция 6. — Электрон, дан. — URL: http://www.philosophy.m/edu/vgu/06.htm#ftn7 (дата обращения: 05.07.2010).
  131. А. А. «Новые религии» Востока / А. А. Ткачева. М.: Наука, 1991.216с.
  132. Т. В. Методологические принципы религиоведческой экспертизы Электронный ресурс. // Сайт Лотоса. Электрон. дан. — URL: http://ariom.ru/forum/tl8436.html&sid=638f9137a0bbc6e8006037a48847dddl (дата обращения: 11.11.2010).
  133. Томская епархия призвала православных отказаться от участия в фестивале буддийской культуры в Томске Электронный ресурс. // Томский обзор. URL: http://obzor.westsib.ru/news/268 347 (дата обращения: 10.11.2010).
  134. Томские кришнаиты: ложь, лукавство, нарушение российских законов и агрессия к оппонентам Электронный ресурс. // Сектовед. Электрон, дан. — URL: http://www.sektoved.ru/news.php7articH589 (дата обращения: 01.12.2010).
  135. Э. Раса, власть и культура / Э. Тоффлер. М.: Транзиткнига, 2005.412 с.
  136. Трайбализм // Большая актуальная политическая энциклопедия Электронный ресурс. / под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева. Электрон, дан. — URL: www.politike.ru/dictionary/839/word/ %D2%D0%C0%C9%C 1%С0%СВ%С8%С7%СС (дата обращения: 15.10.2010).
  137. Э. Социальные учения христианских церквей и групп // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М.: Церковь и секта, 1996. — С. 226−238.
  138. Тренинговый центр Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии Электронный ресурс. URL: http://atpp.ru/trainingcenter/ (дата обращения: 15.10.2010).
  139. М. Новые религиозные движения как элемент контркультуры Электронный ресурс. // Историко-культурный заповедник областного значения «Аркаим».
  140. Электрон, дан. URL: http://www.arkaim-center.ru/index.php?page=78 (дата обращения: 25.10.2010).
  141. . В. НРД: проблемы религиозного статуса (на примере саентологии) // Религия и право. 2001. — № 2. — С. 8−10.
  142. В. Почему человек выбирает секты? Электронный ресурс. // Любите друг друга: культурно-религиозный журнал для молодежи «Milujciesi?». Электрон, дан. -URL: http://media.catholic.by/lubite/n3/articlel4 (дата обращения: 10.11.2010).
  143. С. Б. Россия конца 1990-х годов: возрождение религиозной нетерпимости? // Нетерпимость в России: старые и новые фобии- под ред. Г. Витковской и А. Малашенко. М.: Московский Центр Карнеги, 1999. — 196 с. — С. 136−150.
  144. С. Б. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность / С. Б. Филатов, Р. Н. Лункин // СОЦИС. 2005. — № 6. — С. 35−45.
  145. Э. Бегство от свободы. Человек для себя: пер. с англ. / Э. Фромм. М.: ACT, 2006.-571 с.
  146. Э. Иметь или быть Электронный ресурс. // Электронная библиотека. -Элетрон. дан. URL: lib.ru/PSIHO/FROMM/ haveorbe. txt#toc00006 (дата обращения: 15.11.2010).
  147. Функции религии в обществе Электронный ресурс. // Сайт МАТИ. -Электрон, дан. URL: www.nuru.ru/socio/060.htm (дата обращения: 10.11.2010).
  148. Д. Е. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России // Свободная мысль XXI. Теоретический и политический журнал. — 2003. — № 7. -С. 19−31.
  149. Д. Е. Религия и социальные конфликты в США / Д. Е. Фурман. М.: Наука, 1981.-256 с.
  150. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы: пер с нем / Ю. Хабермас. М.: Весь Мир, 2002. — 144 с.
  151. Ю. Диалектика секуляризации. О разуме и религии: пер с нем. / Ю. Хабермас, И. Ратцингер (Бенедикт XVI). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. — 112 с.
  152. Ю. Философский дискурс о модерне: пер. с нем. / Ю. Хабермас- пер. М. М. Беляева и др. М.: Весь мир, 2003. — 192 с.
  153. К. Постмодернизм: пер. с англ. / К. Харт- пер. К. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. — 272 с.
  154. Хвыля-Олинтер А. И. Опасные тоталитарные формы религиозных сект / А. И. Хвыля-Олинтер, С. А. Лукьянов. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996. -83 с.
  155. С. С. Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика и отверзание чувств»: два концепта в сравнительной перспективе // Вопросы философии. -1999.-№ 3,-С 55−85.
  156. С. С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихастской традиции // Вопросы философии. 1998. — № 3. — С. 35−119.
  157. В. Так называемые секты: новые религиозные движения Электронный ресурс. // Авторский проект психолога Вита Ценева «Psyberia.ru». Электрон, дан. — URL: http://psyberia.ru/mindterritory/sects (дата обращения: 15.10.2010).
  158. В. Ф. Воцерковленность: феномен и способы его изучения // Десять лет социологических наблюдений. М.: Фонд «Общественное мнение», 2000. — С. 112−145.
  159. Г. С. Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев // СОЦИС. 2001. — № 7. — С. 82−87.
  160. М. Критический обзор методологии А. Дворкина: пер. с англ. Электронный ресурс. // Наука и религия: здравомыслие против фундаментализма. -Электрон, дан. URL: http://nauka-i-religia.narod.ru/sektoved/shterin.html (дата обращения: 10.11.2010).
  161. М. Новые религиозные движения в России 1990-х гг. // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / М. Штерин- под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д. Е. Фурмана. СПб., М.: Летний сад, 2000. — С. 150−173.
  162. М. Религиозный плюрализм и новые религии в Англии Электронный ресурс. // Индекс. Досье на цензуру. Электрон, дан. — М.: Фонд защиты гласности, 1997. -URL: http://index.org.ru/journal/ll/shterin (дата обращения: 25.10.2010).
  163. А. Во что верит Россия Электронный ресурс. // Религия и СМИ / гл. ред. А. Щипков. Электрон, дан. — 2003. — URL: http://www.religare.ru/article7172 (дата обращения: 10.11.2010).
  164. Е. Э. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения: учебное пособие / Е. Э. Эгильский, А. В. Матецкая, С. И. Самыгин. М.: КНОРУС, 2011. — 224 с.
  165. . Г. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной // Знание. Понимание. Умение. 2005. — № 2. — С. 126−135.
  166. А. В. Наука и паранаука: столкновение на «территории» психологии // Психологический журнал. 2005. — Т. 26. — № 1. — С. 79−94.
  167. И. Н. Введение в общее религиоведение / И. Н. Яблоков. М.: Книжный Дом «Университет», 2001. — 572 с.
  168. В. Главное, чтобы верующие вели себя прилично Электронный ресурс. // Портал Credo.Ru. Электрон, дан. — 2007. — 19 сент. — URL: http://www.portal-credo.ru/site/ ?act=news&id=56 954&type=view (дата обращения: 25.11.2010).
  169. Anthony D. Conversion and «brainwashing» in new religious movements / D. Anthony, T. Robbins // The Oxford handbook of new religious movements- ed. by James R. Lewis. New York: Oxford University Press, 2004. — 560 p.
  170. Barker E. Of goads and men / E. Barker. London, 1983. — 320 p.
  171. Barker E. Religious movements: Cult and anticult since Jonestown // Annual Review of sociology. 1986. — Vol. 12. — P. 329−346.
  172. Barker E. The scientific study of religion? You must be joking! // Journal for the scientific study of religion. 1995. — Vol. 34. — № 3. — P. 287−310.
  173. J. «Start together and finish together»: Shifts in the premises and paradigms underlying the scientific study of religion // Journal for the scientific study of religion. -2000. -Vol. 39. № 4. — P. 481−495.
  174. Beckford J. A. The mass media and new religious movements Электронный ресурс. // ICJ (ISKCON Communications Journal). 1994, December. — Vol. 2. — № 2. -Электрон, дан. — URL: http://content.iskcon.org/icj/22/beckford.html (дата обращения: 15.11.2010).
  175. Beckford J. New religious movements and rapid social change / J. Beckford. -London, 1986.-325 p.
  176. Buehler Ch. A study of articles on religion in major sociology journals: some preliminary findings / Ch. Buehler, H. Hesser, A. Weigert // Journal for the scientific study of religion. 1972.-Vol. 11,-№ 2.-P. 165−170.
  177. Gill S. The academic study of religion // Journal of the American academy of religion. 1994. — Vol. 62. — № 4. — P. 965−975.
  178. Hassan I. Pluralism in Postmodern Perspective // Exploring Postmodernism / ed. by M. Calinescu and D. Fokkena. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1987.-P. 17−39.
  179. Iannaccone L. Deregulating religion: the economics of church and state / L. Iannaccone, R. Finke, R. Stark // Economic Inquiry. 1997. — Vol. XXXV. — P. 350−364.
  180. Lambert Y. Religion in Modernity as a New Axial Age: Secularization or New Religious Forms? // Sociology of religion. Quarterly journal. Vol. 60. — № 3. — Fall, 1999. -P. 303−333.
  181. Neitz M. J. The mainline sidelined: the sociology of religion unbound // Journal for the scientific study of religion. 2000. — Vol. 39. — № 4. — P. 509−514.
  182. Richardson J. T. Review at Misunderstanding cults: Benjamin Zablocki, Thomas Robbins. Searching for objectivity in controversial field (2001) // Sociology of religion. 2003. -Vol. 64.-№ 4.-535 p.
  183. T. «Quo Vadis»: the scientific study of new religious movements? // Journal for the scientific study of religion. 2000. — Vol. 39. — № 4. — P. 515−523.
  184. Robbins T. Cults, converts and charisma: the sociology of new religious movements / T. Robbins. International Sociological Association (ISA), 1988. — 252 p.
  185. Robbins T. Reply to Bellah / T. Robbins, D. Anthony, Т. E. Curtis // Journal for the scientific study of religion. 1974. — Vol. 13. -№ 4. — P. 491−495.
  186. Robbins T. The sociology of contemporary religious movements? / T. Robbins, D. Anthony // Annual Review of sociology. 1979. — Vol. 5. — P. 75−89.
  187. Robbins T. The transformative impact of the study of new religions on the sociology of religion//Journal for the scientific study of religion. 1988.-Vol. 27.-№ l.-P. 12−31.
  188. Roof W. C. The study of social change in religion // The Sacred in a Secular age / edI by P. E. Hammond. 1985. — P. 90.
  189. Shterin M. New religions, cults and sects in Russia: a critique and brief account of the problems // Center for studies on new religions. Электрон, дан. — URL: www.cesnur.org/testi/Shterin.htm (дата обращения: 05.07.2010).
  190. Stark R. Church and Sect // The sacred in a Secular Age. Toward Revision in the Scientific Study of Religion / ed. by Ph/ E. Hammond. California7"4 University of California press, 1985.-P. 139−149.
  191. Stark R. Europe' receptivity to new religion movements: round two // Journal for the scientific study of religion. 1993. — Vol. 32. — № 4. — P. 389−397.
  192. Stark R. Religion // St. Rodney. Sociology. Seventh ed. — Wadsworth. Pablishing Company, 1998. — P. 383−407.
Заполнить форму текущей работой