Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория интенциональности в средневековой схоластике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие интенциональности получило свое дальнейшее развитие в умеренном реализме великого средневекового философа Св. Фомы Аквинского (1224−1273). Поскольку, по словам св. Фомы «Бог не имеет такой сущности, которая нс совпадала бы с его бытием», постольку Бог есть чистый акт. У Бога есть воля, а главным ее предметом является Божья сущность; «Бог хочет и любит свою сущность ради нее самой». Всякое… Читать ещё >

Теория интенциональности в средневековой схоластике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По словам Шпигельберга [Spiegelberg, р. 108−128], появление в средневековой европейской схоластике понятия «интенционалыюсть» связано с переводом арабских перипатетиков, в первую очередь Ибн Сины (Авиценны) и Ибн Рушда (Аверроса) на латынь. Использовавшийся арабскими философами термин «та‘па» переводчики из Толедо передали латинским словом «intentio», придав этому последнему новый смысл.

В арабской философии понятие «интенциональность» появляется на рубеже XI—XII вв., когда философия ислама вновь открыла для себя Аристотеля, и в первую очередь его учения о творческом уме и о боге. Исследуя способность человеческого сознания порождать то, чего ранее не существовало, и мыслить несуществующее, Аристотель разделил человеческую душу на деятельный ум и пассивный ум. «И действительно, существует, с одной стороны, такой ум, который становится всем, с другой — ум, все производящий, как некое свойство, подобное свету. Ведь некоторым образом свет делает действительными цвета, существующие в возможности. И тот ум существует отдельно и не подвержен ничему, он ни с чем не смешан, будучи по своей сущности деятельностью. Ведь действующее всегда выше претерпевающего и начало выше материи. В самом деле, знание в действии есть то же, что его предмет» [Аристотель, с. 435- 4361. Только свет позволяет видеть цвета, но, если бы не возможность цветов, свету нечего было бы и освещать. Подобно пассивному уму, деятельный ум существует отдельно, ничему не подвержен, ни с чем не смешан. Но, в отличие от пассивного ума, лишь претерпевающего, деятельный ум действует. Поскольку деятельное начало выше претерпевающего, постольку деятельный ум оказывается действительной причиной наших мыслей, тогда как представления {phantasma) пассивного ума служат им лишь материалом. По причиной он оказывается лишь в действии, а в отнюдь не в его результате, поскольку знание, получаемое вследствие контакта деятельного ума и представлений, не способно действовать и не может выступать причиной познания. Обладание предметом мысли — божественное в уме. Связав деятельный ум с богом, Аристотель описал творческое начало, способное не просто к восприятию действительности, но к ее творению: «Ум через сопричастность предмету мысли мыслит сам себя: он становится предметом мысли, соприкасаясь с ним и мысля его, так что ум и предмет его — одно и то же» [Там же, с. 310J. Способность разума сливаться со своим предметом в действии — основание арабской, а затем и латинской, концепции интен ц и о на л ьн ост и.

Понятие интенциональности получило свое дальнейшее развитие в умеренном реализме великого средневекового философа Св. Фомы Аквинского (1224−1273). Поскольку, по словам св. Фомы «Бог не имеет такой сущности, которая нс совпадала бы с его бытием» [Св. Фома Аквинский, с. 1271, а «слово „быть“ обозначает некий акт» [Там же, с. 129], постольку Бог есть чистый акт. У Бога есть воля, а главным ее предметом является Божья сущность; «Бог хочет и любит свою сущность ради нее самой» [Св. Фома Аквинский, с. 343]. Всякое другое бытие причастно Богу, и все вещи предсуществуют в Боге в своих понятиях, а потому «Бог единым актом воли хочет и себя, и все прочие вещи» [Там же, с. 345]. Действующее мышление Бога творит прочие вещи, одаряя их существованием, сообщая им их понятие и приобщая их к миру Божественной активности. Для описания этих интенциональных отношений между Богом и тотальностью всего существующего св. Фома использовал термины «esse intentionale» и «ens intentionale». Они встречаются, когда св. Фома ставит и разрешает некоторые вопросы, связанные между собой и восходящие к теории деятельного ума Аристотеля. Это: 1) природа света и бытие цветов; 2) способность ангельских умов постигать друг друга; 3) умственное и чувственное познание человеческого ума. Во всех случаях термин описывает форму причастности низшего существования, светоносного, ангельского или человеческого, к Богу, демонстрируя различие между совершенным Божественным творением и несовершенным, в том числе, и человеческим, творением [См.: Murray].

Разработкой понятия интенциоиалыюсти становится теория первой (или первичной) и второй (или вторичной) интенции. Восходит эта теория к философии Авиценны, а в западноевропейской схоластике широко распространяется, начиная со времен младших современников св. Фомы. Бл. Иоанн Дунс Скот (1266−1308) пишет, что «первая интенция относится к природе» [Бл. Иоанн Дунс Скот, с. 427], тогда как вторая интенция направлена на первую интенцию, первая порождает понятие предмета, а вторая — понятие понятия. Уильям Оккам (12 802−1347) использовал понятия первичной и вторичной интенции, в частности для классификации имен. В таком случае «именами первичной интенции называются все [имена] … которые обозначают некие вещи, которые не являются знаками или тем, что сопутствует таковым знакам» [Оккам, с. 23]. Именами же вторичной интенции «называются те имена, которые налагаются исключительно для обозначения интенций души, являющихся естественными знаками, а также других, произвольно установленных, знаков и того, что таковым знакам сопутствует» [Там же, с. 211.

Вслед за Аристотелем, схоластическая теория интенциональности рассматривает мышление как творческий акт, причем язык этой теории предоставляет адекватные средства для описания творческого характера мышления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой