Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие эстетической культуры студентов вузов средствами кафедры языковых коммуникаций: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-вторых, необходимостью гуманитаризации системы высшего и профессионального образования России на современном этапе коренного обновления всех сфер жизни общества. Современные представления о целях и задачах вузовского образования исходят из необходимости обеспечить гуманизацию этого процесса, дающую возможность молодежи глубоко овладеть достижениями мировой и отечественной культуры, стать… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • РАЗДЕЛ 1. Эволюция социально-философских взглядов на эстетическую роль языка в процессе общения
  • РАЗДЕЛ 2. Социально-философская модель взаимосвязи современного языка и эстетической культуры
  • РАЗДЕЛ 3. Формирование и развитие эстетической культуры студентов вузов средствами русского языка
  • РАЗДЕЛ 4. Иностранный язык как средство развития эстетической культуры студентов вузов

Развитие эстетической культуры студентов вузов средствами кафедры языковых коммуникаций: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная цивилизация зримо обнаружила вступление в полосу кризисного развития на путях научно-технического прогресса. Вполне очевидной стала потребность в гуманизации всего спектра общественных отношений, в оплодотворении техногенного развития цивилизации общечеловеческим содержанием духовной культуры — нравственной, эстетической, правовой, сакральной и т. п. И в этом смысле обращение к культурно-эстетическим возможностям языка, как необходимого и универсального средства человеческого общения, становится необходимым и актуальным.

Актуальность темы

исследования обусловлена, во-первых, насущной потребностью в гуманизации общественных отношений современной России на путях социокультурного прогресса. Необходимым элементом духовной культуры человечества и закономерным результатом её развития выступает язык. Одновременно он является и мощным средством культурно-эстетического формирования личности. Поэтому теоретический анализ эстетического воздействия языка на личность в процессе человеческого общения, в том числе и на социально-философском уровне, будет способствовать превращению его в фактор гуманизации общественных и межличностных отношений.

Во-вторых, необходимостью гуманитаризации системы высшего и профессионального образования России на современном этапе коренного обновления всех сфер жизни общества. Современные представления о целях и задачах вузовского образования исходят из необходимости обеспечить гуманизацию этого процесса, дающую возможность молодежи глубоко овладеть достижениями мировой и отечественной культуры, стать широко образованными и культурными специалистами-профессионалами. Следствием такого подхода стало введение в образовательный процесс вузов таких предметов, как «Культурология», «Русский язык и культура речи», «Психология и этика деловых отношений», «Культура делового общения» и других. Сама практика преподавания таких дисциплин обязывает ученых и педагогов глубоко исследовать и постичь социально-философские основы воздействия языка и речи на культурно-эстетическое формирование будущих специалистов.

В-третьих, актуальность темы диссертационного исследования диктуется также задачами реформирования системы столичного образования в России, потребностями подготовки квалифицированных профессионалов государственной и муниципальных служб московского мегаполиса. Такой взгляд согласуется с новой философией образования, в которой цели профессионального обучения соединяются с задачами культурно-эстетического развития личности. Пока же ситуация в вузах такова, что специальная составляющая образования является ведущей, а культурно—гуманитарнаявторостепенной.

Итак, в российском обществе в последние годы стала насущной и острой потребность в духовно-нравственном формировании и культурно-эстетическом образовании специалистов. В связи с этим государство и Московское правительство выдвигают такое требование к столичным кадрам, чтобы в личности московского специалиста гуманитарного профиля соединялись качества профессионала и культурно развитой личности, способной стать высококвалифицированным работником и достойным представителем своего народа и города.

На реализацию этого требования необходимо направить также эстетическое богатство русского и иностранного языков, а также потенциал других форм речевого общения студентов на кафедре языковых коммуникаций высших учебных заведений. Однако практическая работа в данном fc направлении соответственно требует глубокой теоретической проработки этого процесса, в том числе и на социально-философском уровне. В общем, новая стратегия образования в России необходимо требует и нового теоретического обеспечения.

Уровень научной разработки проблемы. В теоретическом плане проблема эстетического образования и воспитания пристально рассматривалась авторами и специалистами1, в том числе и на уровне специальных диссертационных исследований2. Это работы Большакова В. П., Варош М. В., Злобиной Т. П., Кагана М. С., Крыловой Н. Б., Липского В. Н., Печко Л. Л., Разумного В. А., Рубцова А. В. и других авторов.

В указанных и других работах достаточно глубоко были исследованы вопросы сущности и содержания духовной, в том числе и эстетической культуры, эстетического потенциала культуры в целом, а также проблемы формирования эстетической культуры у студентов вузов в процессе их обу-+ чения и воспитания, в том числе и на уровне социально-философского анализа.

1 См.: Большаков В. П. О философских основаниях теорий эстетического воспитания. // Актуальные проблемы эстетического и художественного воспитания студентов, — Л., 1985, Варош М. В. Эстетический субъект и эстетический объект как категории эстетического воспитания. — М., 2000; Гуткина И. М. О роли эстетической установки в учебном процессе // Воспитание студенчества в процессе преподавания общественных наук. — Саратов, 1984. -С. 68−69. Киященко Н. И. Пути и средства эстетического воспитания. — М., РАН ИФ"Наука" 1989; Каган М. С. Эстетика как философская наука. — С-П, ТООТК «Петрополис», 1997; Крылова Н. Б. Эстетический потенциал культуры. — М.: Прометей, 1990; Печко Л. Л. Эстетический аспект педагогической деятельности. — М., 1999; Разумный В. А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. — М., «Мысль», 1969; Эстетическая культура и эстетическое воспитание. — Ростов-на-Дону, 2002; Эстетическое воспитание студентов: опыт и проблемы. — Саратов, СГУ, 2001 и др.

2 См.: Злобина Т. П. Роль эстетического воспитания в формировании личности студента технического вуза: Автореферат. канд. филос. наук. — Уфа., 1987; Королева Г. И., Петрова Г. А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. -Казань, 1999; Липский В. Н. Эстетическая культура как философская категория: Автореферат дисс.. доктора философских наук. — М., 1997; Рубцова А. В. Философия эстетического воспитания: Автореферат дисс.. доктора филос. наук. — НовосибирскИзд-во Новосибирского ун-та, 1999 и др.

Для понимания сущности эстетической функции языка особую роль играют специальные работы, посвященные анализу категории «эстетическое», в частности, труды Борева Ю. В., Буткевича О. В., Выготского Л. С., Зися А. С., Кагана М. С., Лосева А. Ф., Мещерякова В. Т., Радугиной А. А., Скатерщикова В. К., Столовича Л. Н. и других авторов1.

В советский период данной проблеме уделялось внимание и со стороны военных исследователей 2. В работах Аниковича В. И., Акуловой Л. А., Грузкова В. Н., Дороговой Л. Н., Костикова Н. А., Кузьмина И. Г., Миловидо-ва А.С., Подгорного Г. М., Ремизова В. А., Рыжкова В. Н., Сапунова Б. М., Сафронова Б. В. и других авторов получили глубокую разработку вопросы эстетической культуры в профессиональной деятельности, культурного и эстетического формирования личности специалиста.

1 См.: Бореев Ю. В. Эстетические категории. — М., I960- Его же. Эстетика. — М., 1981; Буткевич О. В. Красота. — М., 1979; Выготский Л. С. Анализ эстетической реакции. — М., 2001; Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. — М.: ИТДГК «Гно-зис», 2003; Зись А. С. Гармония как эстетическая категория // Искусство. — 1974. — № 5- Каган М. С. Эстетика как философская наука. — М., 1997; Киященко Н. И. Эстетика. Жизнь. Искусство. — М., 1977; Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. — М., 1995; Мещеряков В. Т. Гармония и гармоническое развитие. — Л., 1976; Раду-гина А. А. Эстетика. — М., 2000; Скатерщиков В. К. К разработке проблемы эстетических категорий // Филос. науки. — 1976. — № 7- Столович Л. Н. Философия красоты. — М., 1982 и др. У.

См.: Аникович В. И. Армия — школа культуры. — М., 1980; Акулова Л. А. Социально-философские основания реализации эстетической функции языка в формировании духовной культуры военнослужвщих военных вузов: Автореф. дисскандид. филос. наук — М., 2003; Грузков В. Н. Эстетическое как фактор нравственного воспитания советских воинов: Автореферат дисс.. канд. Филос. наук. — М., 1980; Кузьмин И. Г. Эстетика воинской службы. Эстетическое воспитание советских воинов. -Ростов на Дону., 1973; Ковалевский B.C. Эстетика ратного труда и воинского быта. — Ростов-на-Дону, 1974; Сапунов Б. М. Эстетическое сознание и духовный мир воина: Автореф. диссд-ра филос. наук. — М., 1975; Его же. Эстетика воинской службы. — М., Воениздат, 1968. Подгорный Г. М. Философско-социальный анализ системы эстетического воспитания советских воинов. Автореферат дисс.. кандид. филос. наук. — М., 1986; Ремизов В. А. Эстетическое воспитание и проблемы его формирования и развития у советских воинов: Автореферат дисс.. кандид. филос. наук — М., 1977; Рыжков В. Н. Эстетическая культура советского воина и пути ее формирования: Автореф. дисс.. кандид. филос. наук. — М., 1982; Саф-ронов Б. В. Искусство и духовный мир советского воина. — М.: ВПА, 1974 и др.

• Однако проблема эстетической роли языка и развития эстетической культуры студентов средствами языковых коммуникаций рассматривалась в них лишь аспективно, а в диссертации Л. А. Акуловой она решается лишь применительно к подготовке военных кадров в вузах МО РФ.

В то же время другие авторы посвятили этой проблеме ряд солидных специальных работ В них убедительно доказывается, что на различных этапах развития социально-философской мысли Пифагор и Сократ, Платон и Аристотель, Августин Блаженный и Фома Аквинский, Д. Тидеманн и И. Гердер, В. Гумбольдт и Г. Гегель подчеркивали высокую роль красноречия, гармоничности, стройности, поэтичности и благозвучия языка в культурно-эстетическом формировании человека. Одновременно они рассматривали язык как величайшее достижение культуры, важный критерий уровня ее развития, а также необходимый инструмент культурно-эстетического образования и формирования человека.

1 См.: Антипов и др. Текст как явление культуры. — Новосибирск, 1989; Античные теории языка и стиля. — М., 1936; Атаян Э. Р. Коммуникация и раскрытие потенций языкового сознания. — Ереван, 1981; Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. — М., 1981; Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. — М., 1989; Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. — М., 1983; Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. — М., «Гнозис», 2003; Давыдов В. В. Виды общения в обучении. — М., 1997; Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. — М., 1989; Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках. — М., 1960; Залевская А. А. Слово в лексиконе человека. — Воронеж, 1990; Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М., 1978; Лотман Ю. М. Двойственная природа текста // Текст и культура: общие и частные проблемы. — М., 1985; Маслова В. А.

Введение

в лингвокуль-турологию. — М., 1997; Пиотровский Р. Г. Лингвистический автомат и его речемысли-тельное обеспечение. Минск: МГЛУ, 1999; Цетурова И. А. и др. Некоторые вопросы теории тестирования // Некоторые вопросы методики преподавания иностранных языков в технических вузах. — Таганрог, 2001; Якушин Б. В. Гипотезы о происхождении языка. -М., 1984 и др.

Указанное позволяет специально обратиться к обобщенному, социально-философскому анализу вопросов развития эстетической культуры студентов вузов на кафедрах языковых коммуникаций. При этом учитывались также и специальные труды в области языкознания 1.

Исходя из актуальности и степени научной разработанности проблемы, целью диссертационного исследования является — на базе социально-философского анализа научно-теоретических источников и практического опыта преподавания русского и иностранных языков на кафедре языковых коммуникаций рассмотреть проявление роли языка в процессе формирования эстетической культуры студентов вузов, а также выработать практические рекомендации и предложения по повышению эффективности воздействия русского и иностранного языков на формирование эстетической культуры будущих специалистов московских служб государственного и муниципального управления.

Объектом исследования в диссертации выступает сложный и противоречивый процесс формирования духовной, в том числе и эстетической культуры обучаемых в системе высшего профессионального образования.

Предмет исследования — социально-философское содержание процесса реализации культурно-эстетического потенциала русского и иностранного языков в формировании эстетической культуры студентов вузов на кафедре языковых коммуникаций.

1 См.: Аврорин В. А. Социальная лингвистика. — М., 1981; Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. — М., 1988; Баранникова Л. И. Основные сведения о языке. — Саратов, 1998; Маслов Ю. С.

Введение

в языкознание. — М., 1975; Панфилов В. З. Философские проблемы языкознания. — М., 1977; Сафронов М. В. Функциональная сторона языка. — СПб, 2001; Скворцов А. В. Смысловое восприятие речевого общения. — М., 2000; Соломоник А. Семиотика и лингвистика. — М., 1995; Телия В. Н. Русская фразеология. Семиотический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. -М., 1996 и др.

Для достижения поставленной цели, исходя из объекта и предмета исследования, в работе были реализованы следующие задачи:

Во-первых, осуществить обобщенный теоретический анализ эволюции социально-философских концепций и взглядов на роль языка в культурно-эстетическом формировании человека.

Во-вторых, с социально-философских позиций представить модель взаимосвязи современного языка и эстетической культуры в образовательном процессе вузов, раскрыть содержание и особенности механизма воздействия языка на формирование эстетической культуры студентов.

В-третьих, исследовать в теоретическом и практическом аспектах эстетические свойства русского языка и его воздействие на формирование эстетической культуры студентов вузов.

В-четвертых, обосновать духовно-формирующие эстетические свойства семантики, фонетики и восприятия звуков иностранных (английского и немецкого) языков в процессе изучения их студентами вузов.

На основании результатов теоретического анализа в работе предлагаются рекомендации по повышению эстетического содержания процесса преподавания русского, немецкого и английского языков для студентов, обучающихся в вузах, усовершенствован и внедрен ряд экспериментальных методик, пригодных для широкого применения в эмпирических исследованиях с целью формировании эстетической культуры студентов.

Теоретико-методологическую базу диссертации составляют результаты исследований отечественных и зарубежных учёных по социальной философии, философии языка, герменевтики, феноменологии, филологии, а также работы специалистов в области культурологии, социологии, психологии и педагогики, в которых исследуются проблемы и особенности языкового и речевого общения, эстетического формирования и развития личности средствами языка. В частности, методологическую основу исследования составили: социально-философские основания языка как элемента и фактора формирования духовной культуры личноститеория эстетического образования в высших учебных заведенияхсоциально-философская концепция деятельности, взаимодействия объективных условий и субъективных факторов в процессе практической реализации эстетической функции языка в высших учебных заведениях.

В основу исследования положен принцип объективного изучения явлений и процессов, который используется как основа системной организации предметного исследования. В работе также использован ряд общенаучных методов (индуктивный и дедуктивный, сопоставительный анализ, синтез, абстрагирование, системный метод, контент-анализ, сравнительный и эмпирические методы анализа текста), возможности междисциплинарной и специальной методологии.

Эмпирическую базу исследования составили: практический опыт учебно-воспитательной деятельности в вузахданные конкретных социологических исследований, проведённых на базе студенческих коллективов, а также опубликованных в различных источникаханализ теоретических взглядов, связанных с возникновением и эстетическим воздействием языка в процессе культурно-исторического развития общества. Кроме того, в работе осуществлён контент-анализ документов и публикаций периодической печати, обобщены материалы семинаров и конференций по проблематике эстетического воздействия языка на обучаемых в вузах. Диссертант также опирается на личный опыт преподавания русского и английского языков, а также курса «Русский язык и культура речи» на кафедре языковых коммуникаций Московского городского института управления Правительства Москвы.

Гипотеза исследования. Автор исходит из предположения, что процесс преподавания русского и иностранных языков на кафедре языковых коммуникаций неизбежно сопровождается формированием и развитием эстетической культуры студентов, поскольку указанные языки по своей природе обладают эстетическими свойствами. С другой стороны, эстетическое воздействие языка на студентов в значительной мере зависит от субъективного фактора — сознательной и организованной деятельности преподавателей. Проблема состоит в том, как повысить эффективность процесса формирования эстетической культуры студентов силами и средствами кафедры языковых коммуникаций.

Научная новизна диссертационной работы состоит: в теоретическом обобщении социально-философских концепций языка и его культурно-эстетической роли в жизнедеятельности общества и человекав обосновании социальной обусловленности, закономерного характера и основных параметров модели взаимосвязи эстетической культуры и языкав выявлении содержания и особенностей реализации культурного потенциала русского языка в формировании эстетической культуры студентов вузов, определении оптимальных видов деятельности, эффективных форм и методов эстетического воздействия на личность обучаемых средствами языковых коммуникацийв теоретическом анализе тенденций, перспектив и приоритетных направлений оптимизации образовательного процесса с учётом особенностей эстетического воздействия иностранного языка на сознание и поведение студентов.

На защиту автором выдвигаются следующие положения:

1. Теоретический анализ исторически формировавшихся социально-философских взглядов на происхождение и функционирование языка свидетельствует о закономерном характере и возрастании его культурно-эстетической роли в обществе, наличии внутренне присущих языку эстетических свойств — красоты, совершенства, поэтичности, ритмичности, стройности, благозвучия, гармоничности. В процессе накопления знаний об эстетическом воздействии языка на человека в обществе постепенно формируется обоснованная система научных взглядов, теоретический анализ которых позволяет осуществить специальное исследование обобщённой модели эстетического функционирования языка.

2. Существует внутренняя, органическая и закономерная взаимосвязь между языком и эстетической культурой общества и личности. Социально-философская модель этой взаимосвязи представляет собой процесс взаимодействия объективных, внутренних, существенных свойств содержания языка и субъективных, внешних форм речевого общения, которые проявляются на уровнях: логическом (стройность, тождественность, последовательность, непротиворечивость, убедительность, доказательность) — фонетическом (звучность, темп, высота звучания, тембр, интонация) — семантическом (смысловая значимость, направленность, завершённость, образность) — феноменологическом (ясность, эмоциональность, выразительность) и герменевтическом (доступность, восприимчивость, понимание, проникновенность).

3. Механизм реализации эстетического содержания языка в образовательном процессе вузов представляет собой системно организованное взаимодействие субъектов и объектов, направленное на формирование общей и эстетической культуры студентов. Объективные предпосылки и социальные условия данного механизма выступают культурной средой развития эстетических потребностей и интересов студентов. Использование оптимальных форм, методов и средств с учётом специфических условий и задач учебной деятельности позволяет эффективно влиять на формирование общей и эстетической культуры студентов на кафедре языковых коммуникаций.

4. На базе социально-философского исследования и результатов социологических экспериментов могут быть апробированы и предложены усовершенствованные методики анализа эстетического воздействия языка на духовную культуру студентов вузов, определён уровень их художественно-эстетических потребностей, выработаны теоретические и практические рекомендации с целью оптимизации возможностей образовательного процесса по формированию эстетической культуры студентов. Применительно к иностранным языкам также могут быть предложены методики анализа и реализации эстетического содержания английского и немецкого языков на семантическом, фонетическом и прагматическом уровнях.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы: в практической деятельности профессорско-преподавательского состава по повышению эстетической культуры студентов вузов на кафедре языковых коммуникацийпри подготовке учебно-методических пособий по теоретическим и практическим вопросам эстетического воспитания студентовпри разработке методических пособий по повышению эстетического содержания процесса преподавания иностранных языков в вузедля совершенствования методических приёмов экспериментального изучения эстетических свойств языка вообще и иностранного, в частности.

Предмет и цели исследования обусловили структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, четырёх разделов и заключения, отра.

Выводы по разделу.

1. Использование процесса преподавания иностранного языка в вузе в качестве одного из факторов повышения общего уровня эстетической.

49 Гулыга А. В. Принципы прекрасного. // Философские науки. № 3, — М., 1983. — С. 43. культуры студентов — актуальная задача сегодняшнего дня, имеющая многоплановую социальную значимость как с точки зрения гармоничного развития личности, так и с точки зрения приумножения культурных ценностей в обществе и многочисленных регионах России.

Характер задач, связанных с практикой формирования эстетической культуры студентов в вузах, предполагает точное знание уровня их художественно-эстетических потребностей и запросов. Знание этого уровня даёт четкое представление об «исходных» характеристиках, эстетическом вкусе объекта, на которого нацелен учебно-воспитательный процесс. Эффективным средством выявления уровня сформированности художественно-эстетических потребностей студентов выступают тесты, находящие всё более широкое применение в психологии, социальной психологии, педагогике, социологии, а также в языковой подготовке студентов.

Как показали результаты примененного тестирования, на различия в художественно-эстетических потребностях студентов в меньшей степени оказывает влияние культурная среда вуза, условия воспитания — все это постепенно нивелируется в унифицированной среде. В большей степени влияет довузовское обучение и воспитание, возможности в удовлетворении эстетических запросов в процессе обучения в самом вузе и культурной среде общества.

2. В настоящее время существует несколько экспериментальных методик для определения эстетических эмоций (оценка художественных тестов в системе эстетических координат, шкала дифференциальных эмоций, шкала оценки эмоциональной направленности, семантический дифференциал, словарь эстетических эмоций, тест Люшера, графическое моделирование, пиктограмма, линеограмма) адаптированных к экспериментальной практике. При отборе методик оценки учитывается специфика учебного коллектива, возможность на основе полученных знаний диагностировать основные параметры эмоциональных состояний (интенсивность, активность, сложность, содержание и др.) и эмоциональных свойств личности.

Эстетическая «нагрузка» смысловой мотивированности английского и немецкого языков измеряется с помощью так называемых признаковых шкал, получивших название семантического дифференциала. Эта шкала разработана американским психолингвистом и психологом Чарльзом Осгудом. Семантический дифференциал в известной мере уже адаптирован для применения в исследовательских работах по духовной культуре и искусству (Е. Суси, П. Танненбаум, Г. Мак-Уинни, Г. Экман, Т. Кюннапас)50.

Самим своим возникновением семантический дифференциал обязан эстетическим изысканиям по цветомузыке, он так же использовался в исследовании по факторному анализу структуры эстетических оценок в изобразительном искусстве51. В эксперименте, основанном на применении семантического дифференциала, инструментом для измерения служит шкала, образованная из двух антонимичных прилагательных оценочного типа («хороший — плохой», «большой — маленький») и т. д.

3. Для проверки эстетической функции языка в его экспрессивном аспекте на сегодняшний день наиболее эффективными являются эксперименты при помощи семантического дифференциала. Подобный семантический дифференциал для измерения эстетической «нагрузки» иностранного языка следует строить на шкале, состоящей из антонимов основных категорий эстетики. При изучении эстетической «нагрузки» языка следует учитывать в отдельности семантику, фонетику и прагматику языка,.

50 Osgood С.Е., Suci Е, Tannenbaum P. Measurement of Meaning. — University of Illinois Press, 1975.

51 Давыдов B.B. Виды общения в обучении. — М., 1997 .- С. 45−47. так как их эстетическое воздействие на личность осуществляется при помощи различных «механизмов».

Основную эстетическую нагрузку в процессе преподавания иностранного языка несёт в первую очередь семантика, хотя подсознательно влияет в эстетическом плане и морфология.

В прагматическом плане, существенно уменьшается эстетическая функция композиции текста, уступая первое место «понимаемости» его содержания (но не самому содержанию, которое при этом может быть весьма абстрактным).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты социально-философского анализа концепций и взглядов, теоретических вопросов, а также практического опыта деятельности по развитию эстетической культуры студентов вузов средствами кафедры языковых коммуникаций позволяют сделать ряд теоретических и практических выводов.

На протяжении тысячелетий проблема происхождения и функционирования языка волновала умы учёных. Природа языка сложна и многогранна, поэтому стремление объяснить данный феномен с различных точек зрения, путём «божественного», «договорного» или естественного происхождения языка было вполне понятно. Язык — порождение совместной трудовой деятельности людей, закономерный продукт развития культуры, одно из высших её достижений и одновременно мощное средство дальнейшего совершенствования и прогресса самой культуры, прежде всего — духовной, в том числе и эстетической.

Социально-философский анализ исторически формировавшихся взглядов на происхождение и функционирование языка свидетельствует о закономерном характере и возрастании его культурно-эстетической роли в обществе, наличии внутренне присущих языку эстетических свойств — красоты, совершенства, стройности, поэтичности, ритмичности, благозвучия, гармоничности.

Дальнейшее развитие цивилизации и научно-технического прогресса обусловило возникновение в XX веке символического направления в культурологи, представители которого не только высоко оценивают роль языка в формировании и функционировании культуры, но и одновременно преувеличивают роль языка и других символов в содержании культуры, сводя всю культуру человека и общества к совокупности знаково-символических форм.

В процессе накопления знаний об эстетическом воздействии языка на человека в обществе постепенно формируется социально-обоснованная система научных знаний, теоретический анализ которых позволяет осуществить специальное исследование обобщённой модели эстетического функционирования языка в обществе.

По своему содержанию язык многофункционален. В совокупности и взаимосвязи с другими функциями язык обладает также эстетической функцией. Она представляет собой объективно-закономерное полагание и способность внутренних свойств содержания и внешних форм проявления языка благотворно воздействовать на эстетическое сознание и культурное поведение людей в обществе. Глубина эстетического освоения действительности личностью выражается в культуре общения, письменной и устной речи, ибо язык действительно наделен эстетическими свойствами, которые можно выделить в теоретическом анализе.

Социально-философский анализ модели взаимодействия языка и эстетической культуры личности предполагает характеристику их взаимосвязи на следующих основных уровнях: логическом (стройность, последовательность, тождественность, непротиворечивость, доказательность, обоснованность) — фонетическом (звучность, темп, высота звучания, тембр, интонация) — семантическом (смысловая направленность, завершённость, образность, единство стиля) — феноменологическом (ясность, выразительность, эмоциональность, экспрессивность) и герменевтическом (понимание, доступность, толкование, разъяснение).

Указанные эстетические качества языка и речи проявляются посредством взаимодействия объективных качеств языка и субъективных форм реализации в членораздельной речи. Они, будучи общими для всех естественных человеческих языков, несмотря на различие их национальных форм, обладают особой выразительностью, в отличие от других языковых явлений. Наиболее выразительными из них являются художественные средства литературного языка. Содержание, выражаемое в форме языка, бывает различным и может передавать эстетические чувства и переживания людей. В диалектическом единстве языка и мышления речь человека связана с его эстетической культурой, с восприятием и переживанием прекрасного, возвышенного, трагического и комического в окружающей природе и обществе.

Процесс выражения и передачи эстетической информации человеческим языком очень сложен. Он включает в себя два основных уровня: во-первых, выражение и передача эстетической информации при восприятии и переживании человеком красоты окружающей природы или произведений искусстваво-вторых, закрепление той или иной эстетической информации, обладающей частой повторяемостью, в значениях слов.

Процесс воздействия языка на формирование эстетической культуры личности представляет собой сложный механизм социального взаимодействия объективных условий, предпосылок, обстоятельств и субъективных факторов, статических и динамических элементов взаимодействия, прямых и непосредственных, обратных и опосредованных каналов влияния, материально-технических и духовно-личностных средств, методов и форм воздействия. Объективные условия и предпосылки определяют содержание и направленность этого процесса, а субъективные факторы выражают уровень познания и самопознания, осознания и ценностных ориентаций, целеполагания и регулирования сущностных сил личности.

Особое значение эстетическая функция языка приобретает в образовательном процессе тогда, когда его красота и совершенство служат раскрытию смысла, качества и назначения предмета. Это происходит именно в силу объективности принципов красоты, через которую действуют законы движения структурообразующих сил самой природы, глубинные закономерности построения ее форм. Поэтому эстетическое с помощью языка можно истолковать с точки зрения оптимальности, полезности, экономичности и эффективности.

Эстетическая культура студентов должна формироваться как единство трёх элементов: эстетических знанийэстетических оценок, принципов, идеалов, ориентаций и взглядовхудожественно-творческой деятельности личности. Важнейший аспект реализации эстетической функции языкасубъективные факторы, педагогическая среда её формирования. Их учёт важен с теоретической и практической точек зрения, ибо они определяют основные задачи по развитию духовного потенциала государства и общества в целом.

Процесс формирования эстетической культуры средствами языка в вузесложный и многоуровневый процесс воздействия субъектов обучения и воспитания на сознание и поведение личности студентов. Объективные предпосылки и социальные условия данного процесса выступают катализаторами в процессе формирования культурно-эстетических потребностей и интересов студентов. Сам процесс воздействия имеет обратную связь, высокий показатель результативности и эффективности.

Теоретические исследования процесса формирования эстетической культуры студентов на кафедре языковых коммуникаций показывают, что при всем многообразии методов, используемых в процессе обучения и воспитания студентов с целью формирования культурно-эстетической личности универсального метода воздействия не существует. При вербальном общении данными методами являются объяснение, дискуссия, диспута при невербальном взаимодействии — лабораторный и практический методы, работа с книгой, самостоятельная работа.

Воспитание эстетического отношения к языку в образовательном процессе вуза должно, соответственно, учитывать диалектическое единство общих для языка эстетических норм и их модификаций в разных сферах человеческой деятельности. Механизм реализации эстетической функции языка в процессе обучения и воспитания может быть изучен при помощи нескольких методик: тестового анализа восприятия смысла речевого сообщения или письменного текстаиспользования семантического дифференциала для оценки характера эмоционально-образного восприятия речевого или тестового сообщениястатистического обобщения частоты фонетической информации и поиском связей между их рациональным, визуальным и слуховым восприятием.

Характер задач, связанный с практикой формирования эстетической культуры студентов в вузах, предполагает точное знание уровня их художественно-эстетических потребностей и запросов. Знание этого уровня даёт точное представление об «исходных» характеристиках, эстетическом вкусе объекта, на которого нацелен учебно-воспитательный процесс. Эффективным средством выявления уровня сформированности художественно-эстетических: потребностей студентов выступают тесты, находящие всё более широкое применение в психологии, социальной психологии, педагогике, социологии, а также в языковой подготовке студентов.

Как показали результаты примененного тестирования, на различия в художественно-эстетических потребностях студентов в меньшей степени оказывает влияние культурная среда вуза, условия воспитания — все это постепенно нивелируется в унифицированной среде вуза. В большей степени влияет довузовское обучение и воспитание, возможности в удовлетворении эстетических запросов в процессе обучения в самом вузе и культурной среде общества.

В настоящее время существует несколько экспериментальных методик для определения эстетических эмоций (оценка художественных тестов в системе эстетических координат, шкала дифференциальных эмоций, шкала оценки эмоциональной направленности, семантический дифференциал, словарь эстетических эмоций, тест Люшера, графическое моделирование, пиктограмма, линеограмма) адаптированных к экспериментальной практике. При отборе методик учитывалась специфика учебного коллектива, возможность на основе полученных знаний, диагностировать основные параметры эмоциональных состояний (интенсивность, активность, сложность, содержание и др.) и эмоциональных свойств личности.

Эстетическая «нагрузка» смысловой мотивированности английского и немецкого языков измерялась с помощью так называемых признаковых шкал, получивших название семантического дифференциала. Эта шкала разработана американским психолингвистом и психологом Чарльзом Осгудом. Семантический дифференциал в известной мере уже адаптирован для применения в исследовательских работах по духовной культуре и искусству (Е. Суси, П. Таннебаум, Г. Мак-Уинни, Г. Экман, Т. Кюннапас). В эксперименте, основанном на применении семантического дифференциала, инструментом для измерения служит шкала, образованная из двух антонимичных прилагательных типа «хороший — плохой», «большой — маленький» и т. д.

При изучении эстетической «нагрузки» языка следует учитывать в отдельности семантику, фонетику и прагматику, так как их эстетическое воздействие на личность осуществляется при помощи различных «механизмов». Основную эстетическую нагрузку в процессе преподавания иностранного языка несёт в первую очередь семантика, хотя подсознательно влияет в эстетическом плане и морфология. В прагматическом плане, существенно уменьшается эстетическая функция композиции текста, уступая первое место «понимаемости» его содержания (но не самому содержанию, которое при этом может быть весьма абстрактным).

В теоретическом плане в системе образования необходимо пересмотреть цели и задачи при изучении различных курсов и дисциплин в вузе. Целесообразно сформулировать основные требования, предъявляемые к выпускникам вузов и определить какими профессиональными, этическими, эстетическими и другими качествами они должны обладать. На основе данных задач и требований и должна быть спланирована и организована подготовка будущих специалистов. Она должна реализовываться во всех видах деятельности студентов, в течение всего периода обучения, где каждой дисциплине (курсу) будет отведена индивидуальная задача в системе общих. Причем решение этих задач должно проходить с максимальным привлечением научных, технических и материальных средств, на качественно новом уровне.

Применительно к изучению иностранного языка исследование позволяет сделать вывод о том, что при подборе текстов следует их конструировать прежде всего с использованием таких слов, фонетика которых включает преимущественно те звуки, которые эстетически положительно оцениваются в русском языке. Учебные тексты должны быть прозаическими, ибо эстетика иностранного языка ощущается личностью не столько как ритмика (в стихотворном тексте), сколько как радость (наслаждение) познания при относительно лёгком понимании языковых конструкций и предложений текста.

В целях постоянного контроля и управления эффектом эстетического воздействия языка целесообразно в процессе подготовки студентов в вузе проводить анкетирование по предлагаемым методикам. Полученные результаты позволят выявлять уровень сформированности художественно-эстетических потребностей обучающихся, а также корректировать учебный процесс, влиять на его эффективность и результативность.

Практическая значимость исследования заключается в формулировке и обосновании ряда рекомендаций, совокупность которых представлена двумя группами: положениями и рекомендациями, касающимися дальнейшей теоретической разработки поднятой проблемы и рекомендациями непосредственно практического характера. а) Рекомендации общетеоретического характера.

В целях дальнейшего расширения и углубления теоретических представлений о процессе эстетического воздействия языка на формирование духовной культуры студентов вузов целесообразно:

— на социально-философском уровне продолжить исследование процесса эстетического воздействия языка совместно с социологической наукой, педагогикой, психологией и другими научными дисциплинами для выявления наиболее эффективных сторон процесса формирования культурно-эстетических потребностей студентов нового поколения;

— провести специальное сравнительно-социологическое исследование особенностей формирования культурно-эстетических потребностей в различных вузах страны, по результатам которого можно будет сделать выводы об эффективности системы культурно-эстетического воспитания в системе российского образования и путях дальнейшего её совершенствования;

— по результатам социологического исследования подготовить и провести ряд научных, научно-практических конференций и семинаров материалы которых могут быть использованы с целью обоснования нового комплекса дисциплин, необходимых для формирования культурно-эстетических потребностей студентов;

— организовать конкурсы научных работ в рамках СНО с широким привлечением студентов московских вузов по проблемам формирования культурной среды в системе образования, новых форм и технологий культурно-просветительной работы, духовного обогащения личности;

— теоретические результаты, положения и выводы исследования могут способствовать повышению эффективности работы воспитательных структур высших учебных заведений, принятию ими обоснованных решений по развитию духовных основ образовательной деятельности, повышению эстетической культуры студентов. б). Рекомендации практического характера.

В целях практической реализации теоретических результатов исследования предлагается:

— в высших учебных заведениях совместными усилиями кафедр гуманитарных дисциплин, эстетической культуры и языковых коммуникаций подготовить и издать ряд учебно-методических пособий и материалов по теоретическим и практическим вопросам эстетического воспитания студентов в образовательном процессе;

— регулярно обсуждать проблему эстетизации преподавания русского и иностранных языков на заседаниях кафедр языковых коммуникаций с привлечением специалистов в области культурологии, эстетики, этики и психологии;

— пересмотреть содержание учебных программ и тематических планов преподавания русского и иностранных языков, откорректировать их в аспекте усиления художественно-эстетической направленностина кафедрах языковых коммуникаций вузов оборудовать специализированные аудитории, в которых наглядно показать эстетическое содержание русского и преподаваемых иностранных языков;

— в тематику научных работ кружка СНО на кафедре языковых коммуникаций включить темы, посвященные раскрытию культурноэстетического содержания логических, семантических, фонетических и практических основ речевого общения;

— разработать, апробировать и внедрить на кафедрах языковых коммуникаций частные методики экспериментального изучения эстетических свойств русского и иностранного языков;

— на основе метода семантического дифференциала и других методов разработать и внедрить в учебную практику методику определения уровня эстетической культуры студентов вузов.

Проблема культурно-эстетического измерения и освоения человеческой жизнедеятельности будет актуальна и востребована всегда, потому что она бездонна и неисчерпаема по своей глубине, широте и благотворности. Эстетическое оплодотворение процесса языковых коммуникаций, в том числе преподавания русского и иностранных языков, неизмеримо повышает его эффективность по всем направлениям. Но думать и действовать по законам совершенства и красоты дано не каждому, хотя к этому стремятся многие.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что процесс изучения русского и иностранных языков, студентами вузов неизбежно сопровождается развитием художественно-эстетической культуры обучаемых. Объективные основания этого процесса заключены в природе самого языка, в его эстетическом содержании. Но реализация эстетического потенциала языка в вузе прямо и непосредственно зависит от уровня познания, глубины осознания, характера понимания и практических способов деятельности педагогического коллектива кафедры языковых коммуникаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Тесты в социологам. — М., 2000. — С.50−56.
  2. С.С. Знак//Философский энциклопедический словарь. -М.: Наука, 1984.-С. 176.
  3. В.А. Социальная лингвистика. М., 1981. — С.88−90.
  4. Л.С. Прагматический компонент содержания слова и особенности его актуализации в тексте (на материале имён существительных обозначений лица в современной английской прозе): Автореф. дис. .канд. филол. наук. — Ташкент, 1989. — 24 с.
  5. Т.А. Мировоззрение и личность. -Л., 1982.
  6. П.М. Квантитативные аспекты речевой деятельности // Языковая норма и статистика. М., 1977. — С. 43.
  7. В.В. Речевое самовыражение как компонент взаимопонимания // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Под ред. А. А. Бодалёва. -Краснодар, 1975. С. 11−12.
  8. В.И. Армия — школа культуры. -М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1980. -С. 56.
  9. С.А., Третьякова. З. И. Подготовка учителя к эстетическому воспитанию школьников. Свердловск., 1975.
  10. Антипов и др. Антипов Г. А., Донских О. А., Марковина И. Ю., Сорокин Ю. А. Текст как явление культуры. — Новосибирск, 1989.
  11. И. Античная музыкальная эстетика. (Вст. очерк и собрание текстов проф. А. Ф. Лосева.) Пред. и общ. ред. В. П. Шестакова. Ред. Н.Шахназарова. М.:Госмузиздат, 1960, С.136−137.
  12. Античные теории языка и стиля. Ред. О. М. Фрейденберг М., 1936. — С. 23.
  13. Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М.: Наука, 1974. — 367 с.
  14. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб.: Изд-во «Азбука», 2000. -С.57.
  15. Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т.4. — М.: Изд-во Мысль, 1983. — С. 54, 176−214.
  16. И.Л. Искусство и эстетическое воспитание личности в условиях развитого социализма. Саратов, 1980. — С. 12−14.
  17. Н.Д. Введение // Логический анализ языка.
  18. Культурные концепты. Вып. 4. М., 1991.
  19. Н.Д. Типы языковых значений: Оценка, событие, факт. -М., 1988.-С. 61.
  20. Э.Р. Коммуникация и раскрытие потенций языкового сознания. Ереван, 1981.
  21. .В., Арлычев А. Н. Диалектика взаимодействия субъекта и объекта познания. В кн.: Материалистическая диалектика, т.2: Субъективная диалектика. — М., 1982, — С. 18.
  22. П.И., Задорожная И. И. Студенты Московского городского института управления Правительства Москвы о высшем образовании и о себе. — М., 2003. 61 с.
  23. Л.И. Основные сведения о языке. Саратов, 1998. -СС. 23−54.
  24. Т. А. Диагностика эстетического развития личности. — С-П., 1999. С.21
  25. Е.Я. Искусство и коммуникация. М.: МОНФ, 1999.
  26. И.Л. Функции органов управления. М., 1976.
  27. Г. П. Новый рационализм. М., 1987. — С. 68.
  28. Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы/Пер. с англ. — М.: Международные отношения, 1980. 318 с.
  29. Е.Г. Семантика слова. М.: Высш. шк., 1987. — 128 с.
  30. М.С. Тесты: теория и практика. М., 1928
  31. В.В. Речевое общение: прагматические и семантические аспекты. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 88 с.
  32. В.П. О философских основаниях теорий эстетического воспитания. // Актуальные проблемы эстетического и художественного воспитания студентов, -Л., 1985, С. 22−28.
  33. Ю.С. Романы. Берег. М., 1988. — С. 197.
  34. Ю.Б. Эстетика. М., 1981. — С.275.
  35. Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. М., 1988. — С. 38−39.
  36. Ю.В. Эстетика. В 2-х томах. 5-е изд., Смоленск- «Русич», 1998, т. 1 -С.77.
  37. С.С. Прогнозирование социальных потребностей молодёжи. Тамбов., 2000, — С.44−52.
  38. А .Я. Внеречевое общение в жизни и искусстве. Азбука молчания. М.: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2000. — С. 160.
  39. Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1981.
  40. Р.А. История слов в истории общества. М., 1971.
  41. И.М. Изучение профессий интеллектуального труда. -М., 1925
  42. О.В. Красота. М., 1979.
  43. К.П. Золотое сечение в Солнечной системе // Астрометрия и небесная механика. М.- Л., 1978. — С. 475−500.
  44. К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М., 1993.-С. 34.44. ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. С. 27−49
  45. М.В. Эстетический субъект и эстетический объект как категории эстетического воспитания. М., 2000. — С. 53.
  46. А.И. Смысловые отношения в структуре современного английского языка: Автореф. Дис.. д-ра филол. наук. Л., 1985−34 с.
  47. B.C. Основной комплекс тестов. Н.Н., 1928
  48. А. Русский язык // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
  49. М.П. Педагогические основы формирования эстетической культуры старшеклассников. Л., 1998.
  50. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М., 1983.
  51. В.В. О теории художественной речи. М., 1971. — С. 132.52.. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971. -С.56.
  52. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М., 1963,-С.6.
  53. JI.C. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М., 1956. — С. 172.
  54. JI.C. Анализ эстетической реакции. М., 2001. — С .148 168.
  55. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1967.-С.13.
  56. JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1956.-С.51.
  57. JI.C. Общее языкознание. М., 1981, — С. 50.
  58. JI.C. Психология искусства. М., 1987.
  59. JI.C. Собр.соч. в 6 тт. М.:Педагогика. Т.1: 1982. -С. 162.
  60. Г. П. Эстетика в системе философского знания. JL- ЛГУ, 1984,-С.175.
  61. С.И. Речевое использование английских пословиц: Автореф. дис. .канд. филол. наук. -М., 1977. 16 с.
  62. Р. Вильгельм фон Гумбольдт. М., 1989, — С. 115, 506.
  63. Г. Сочинения. М., 1958, т. XIV.- С. 329.
  64. Г. Энциклопедия философских наук. М., 1975, т.1. — С. 124.
  65. И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977, -С.96.
  66. . И.Г. Избранные сочинения. М., 1959. С. 117−143.
  67. И.В. Собрание соч. в 13-ти томах. t.V. — М., 1947. — С. 9293.
  68. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1980 — 104 с.
  69. Т.А. Смысловая структура эмотивных предикатов // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. М., 1991.
  70. У. Живой мозг. М., 1966. — С. 204.
  71. В.Н. Эстетическое как фактор нравственного воспитания советских воинов: (Философско-Социальный анализ). Автореферат дисс. канд. философских наук (09.00.11.) М., 1983. — С.20.
  72. Д.Б. Прецедентное имя и проблема прецедентности. М., 1999.
  73. А.В. Принципы прекрасного. // Философские науки. № 3.
  74. В. Язык и философия культуры. М., 1985. — С. 180.
  75. И.М. О роли эстетической установки в учебном процессе // Воспитание студенчества в процессе преподавания общественных наук. -Саратов, 1984. С. 68−69.
  76. В.В. Виды общения в обучении. М., 1997 .- С. 45−47, 285.
  77. Ю.Д. Социальная лингвистика. М., Наука, 1977. — С. 221.
  78. С.И. Научно-технический прогресс и эстетическая культура личности. // Эстетическое сознание и художественная культура общества. М., 1981. — С. 8−11.
  79. Т.М. Интерпретационные характеристики и классификации текстов // Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976.
  80. Т.М. Язык и социальная психология. М., 1989. — С. 44−46.
  81. Ф.Р. Профессиональный подбор и его социальный смысл. Харьков, 1923.
  82. Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
  83. А.П. Звук и смысл. М., 1981. — С.24−258.
  84. В.В. Мир художественной культуры. М., 1987, — С.198−199.
  85. А.А. Понимание текста: психолингвистический подход. Калинин, 1988.
  86. А.А. Слово в лексиконе человека. Воронеж, 1990.
  87. Н.Д. Текст. Лингвистические и методические аспекты. М., 1981.
  88. И.В. О великий, могучий, правдивый и свободный . (О лингвокоммуникативном аспекте функционирования прецедентныхвысказываний в политическом дискурсе) // Политический дискурс в России. М., 1997.
  89. В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. М., 1960, ч.1. — С. 73.
  90. В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. М., ч. 1, 1960. — С. 262
  91. JI.B. Эстетика, этнография, быт. М., 1994.
  92. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978. — С. 129.
  93. Г. П. Практическая эстетика. М., 1971.
  94. А.С. Гармония как эстетическая категория. «Искусство», 1974,№ 5,-С. 68−69.
  95. Т.П. Роль эстетического воспитания в формировании личности студента технического вуза //Автореферат канд.филос. наук. -Уфа., 1987, СЛО.
  96. Знак // Краткий философский словарь. М.: Проспект, 1998, — С. 105.
  97. Интерпретация — Интерпретация художественного текста / ред. М. И. Гореликова М., 1983.
  98. История философии. М., 1940, т. 1, — С. 94.
  99. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. -Т.2.-М., 1964.- С. 452.
  100. М.С. Эстетика как философская наука. С-П, ТООТК «Петрополис», 1997, — С. 45.
  101. И. Сочинения в 6 тт. Т.5. — М., 1966. — С. 212, 222,240, 245.
  102. К.М. Красота и польза. М., 1999.
  103. Ю.Н. Русская языковая личность и задачи её изучения // Язык и личность. М., 1989.
  104. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
  105. Ю.Н., Петров В. В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса // ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
  106. А.С. Система эстетического воспитания студентов. -В кн.: Эстетическое воспитание студентов (сборник трудов ученых социалистических стран), М., I960, — С. 33−42.
  107. Э. Философия символических форм // Культурология. XX век. М., 1995.
  108. Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.: Искусство, 1971, — С. 63.
  109. Н.И. Пути и средства эстетического воспитания. М.: РАН ИФ, «Наука» 1989, — С. 16.
  110. Н.И. Эстетика, жизнь, искусство. М., 1977.- С. 59.
  111. Н.И., Лейзеров Н. Л. Сущность эстетического воспитания и его роль во всестороннем и гармоническом развитии личности. -В кн.: Теория эстетического воспитания. М., 1979, — С. 14.
  112. Г. Кибернетика и философия. М., 1964.
  113. Г. Сила слова. М., 1967.- С. 15.
  114. Г. С. Материалы к лекциям по теории культуры и истории Древнего Рима. М., 1990. — С. 395−408
  115. И.Ь. Немец, англичанин и русский: выявление стереотиов национальных характеров через анализ коннотаций этнонимов // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. № 3/1995.
  116. B.C. Эстетика ратного труда и воинского быта. Лекция.- Ростов на Дону, 1974.- С. 59.
  117. Н.А. Проблема эстетического субъекта. В кн.: Научно-техническая революция и формирование нового человека. — Саратов, 1980.
  118. В.К. Факторы, влияющие на восприятие и понимание иноязычного текста // Понимание и интерпретация текста. Тверь, 1994.
  119. А.И. Методологические проблемы теории и практики эстетического воспитания студентов. Автореф. докт. филос. наук. М., 1985.
  120. . Э. Трактат об ощущениях. Полное собрание сочинений. Т. VIII-М., 1935.-С. 60.
  121. Н.М. Содержание и структура профессиональной готовности учителя к эстетическому воспитанию школьников. // Формирование личности учителя в системе педагогического образования. -М., 1979.
  122. Я.В. и другие. Ценностные ориентации и эстетическое сознание личности // Вестник Харьков, унив-та. 1984, № 261. С. 103−105.
  123. Г. И., Петрова Г. А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. Казань, 1999.
  124. Н.М. Ситуация как фактор дифференциации типов устной речи // Лингвистические особенности научного текста. М., 1981.
  125. Н.Г. Эстетический идеал как фактор внутренней детерминации личности. В кн.: Вопросы детерминации социальных явлений. — Омск., 1982, — С. 90−95.
  126. В.В. Человек умелый. Человек разумный. Человек."говорящий"? (некоторые размышления о языковой личности и не только о ней) // Функциональные исследования. // Вып. 4. М., 1997.
  127. . Эстетика как наука об общественном выражении и как общая лингвистика. ч.1. М., 1920, — С. 99.
  128. Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.- Прометей, 1990,-С. 99.
  129. С.П. Художественная культура зрелого социализма. -Л.- Знание, 1981,-С.З6.
  130. Л.Т., Поспелов Д. А. Проблемы семиотического управления / Семиотические методы управления в больших системах. (Материалы семинара)/ Московский дом научного технической пропаганды им. Ф. Э. Дзержинского. — М., 1971, — С. 5.
  131. И.Г. Эстетика воинской службы. Эстетическое воспитание советских воинов. -Ростов на Дону., 1973. С. З 5.
  132. А.И. Повести. Поединок. М., 1978. — С. 114−115.
  133. О.В. Эстетическое воспитание в период развитого социализма. М., 1976. — С.11.
  134. Леви-Строс К. Путь масок. М.:2000.
  135. А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. -М., 1963.-С.57.
  136. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. — С.59−60.
  137. В.Н. Эстетическая культура как философская категория.: автореферат дисс. доктора философских наук. М., 1997. — С. 62.
  138. .Т. Эстетика воспитания. М., 1974, — С. 6−7.
  139. Дж. Избранные философские произведения. М.: Мысль, 1960, Т.1.-С.67.
  140. А.Ф. Философия имени. М., 1927.
  141. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  142. А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1995.-С. 219−220.
  143. Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970. — С. 95.
  144. Ю.М. Двойственная природа текста // Текст и культура: общие и частные проблемы. М., 1985.
  145. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
  146. Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. — С. 95.
  147. Лукреций Кар. О природе вещей, Т. 1. М., 1945
  148. В.И., Нестеренко В. Г. Эстетическое сознание и художественная культура. Киев, 1983. — С. 200−215
  149. В.И., Нестеренко В. Г. Эстетическое сознание и художественная культура. -Киев, 1983. С. 200−215.
  150. А.С. О форме и содержании в живой природе. -JL, 1968. -С. 149.
  151. К.А. Декоративное искусство. М., 1973.
  152. И.Ю. Культурные факторы и понимание художественного текста // Известия АН СССР. Т.43. № 1/1984.
  153. К. и Энгельс. Ф. Сочинения. М., 1982. т. 42. — С. 122.
  154. Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975, — С. 32−33.
  155. В.А. Введение в лингвокультурологик". М., 1997.
  156. Материалистическая диалектика как общая теория развития. Философские основы теории развития. М.: Наука, 1982, — С. 341.
  157. А. Краткая Риторика или правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. — М., 1821. С.4
  158. В.Т. Гармония и гармоничное развитие. -JL, 1976.
  159. А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. 1990,
  160. А.В. Социодинамика культуры. М., 1973. — С. 45.
  161. М.И. Вариантные формы прилагательных // Языковая норма и статистика. М., 1977, — С. 77.
  162. В.А. Другие берега. М., 1990, — С. 37.
  163. С.В. Лингво-риторическая специфика топик причины и следствия в культурно значимых текстах. Автореф. дис. канд. фил. наук Краснодар, 2003. С. 6−7.
  164. Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. -М., 2001.-С. 228.169. -Новосибирск., 1969, С. 188.
  165. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка.-М., 1970,-С. 384.
  166. Общение. Текст. Высказывание / ред. Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. М., 1977.
  167. В.З. Философские проблемы языкознания. М., 1977,
  168. Я. С. Алхимия слова. М., 1972.
  169. Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. Казань, 1976.
  170. Г. А. Вопросы эстетической подготовки. М., 1964, — С. 15.
  171. Г. А. Некоторые психологические предпосылки эстетического воспитания будущих учителей // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1996. — С.57.
  172. Л.Л. Эстетический аспект педагогической деятельности. -М., 1999,-С. 187.
  173. Р.Г. Лингвистический автомат и его речемыслительное обеспечение. Минск: МГЛУ, 1999, — С. 186.
  174. Платон Собр. соч в 4 т., Т 1.: М.: Мысль, 1994.
  175. Г. М. Философско-Социальный анализ системы эстетического воспитания советских воинов. Автореферат дисс. канд. философских наук. М., 1986. — С. 18.
  176. И.П. Педагогика. «Владас», М., 1999. — С. 473−478.
  177. Г. А. Культура речи и эстетическое воспитание школьника. Якутск.2002. — С. 135.
  178. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. Под. ред. А. С. Коссаковского и др. М., 1981, — С. 50.
  179. Психологический словарь./ Под ред. В. П. Зинченко. М., 1996.
  180. А.Н. Избранные философские сочинения. М., 1949, — С. 273.
  181. . А.А. Эстетика. М., 2000. — С. 12
  182. В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.- «Мысль», 1969, — С. 111.
  183. В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философские науки. — 1996. № 3.
  184. В.А. Ценностно- Мировоззренческий анализ культуры личности. М., 2000.
  185. В.А. Эстетическое воспитание и проблемы его формирования и развития у советских воинов. Автореферат дисс. канд. философских наук. — М.- ВПА, 1977, -С. 17.
  186. Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 1990
  187. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957, С. 37.
  188. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. — С. 37
  189. С.Л. Основы общей психологии. М., 1940. — С.205.
  190. С.Л. Проблемы общей психологии. М- Педагогика, 1973, — С. 117.
  191. А.В. Философия эстетического воспитания. Автореферат дисс. доктора филос. наук. Новосибирск- Из-во Новосибирского ун-та, 1999. — С.34.
  192. В.Н. Эстетическая культура советского воина и пути её формирования. Автореферат дисс. канд. философских наук М.- ВПА, 1982,-С.20.
  193. В.Н., Сагатовская Л. Г., Видгоф В. М. Условия и пути морально-нравственного и эстетического формирования личности. В кн.: Нравственное и эстетическое формирование личности в условиях развитого социализма.-Томск., 1984, — С.84−85.
  194. В.А. Эстетическое и художественное воспитание и формирование личности субъекта НТР. // Формирование системы эстетического воспитания: Материалы симпоз., провед. 25−26 января 1983 г. в Москве. М., 1983. — С. 93−96.
  195. В.И. Эстетическое воспитание в контексте общих социальных стратегий. // Современные концепции эстетического воспитания. М.- ИФ РАН, 1998, — С. 247.
  196. .М. Эстетика воинской службы. — М.- Воениздат, 1968. — 136 с.
  197. .М. Эстетическое сознание и духовный мир воина. Автореферат дисс. доктора философских наук М., 1975. -С.48.
  198. М.В. Функциональная сторона языка. СПб., 2001, -С.68−71.
  199. М.И. Основы функциональной теории организации. Философский очерк. Л., 1972, — С. 31.
  200. В.К. К разработке проблемы эстетических категорий.
  201. А.В. Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 2000, — С.152−155.
  202. Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия. 1982, — С. 1449.
  203. А. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия, 1995,
  204. Ю.А. Взаимодействие реципиента и текста: теория и прагматика. М., 1978.
  205. Ф. де. Курс общей лингвистики. Пер. с фр. А. М. Сухотина. М.: Логос, 1998.
  206. Соссюр. де Ф. Труды по языкознанию. М.: Мысль, 1977, — С. 269.
  207. Ю.С. В трехмерном пространстве языка. М., 1985.
  208. JI.H. Философия красоты. М.- Политиздат, 1978, -С.118.
  209. JI.H. Эстетическая ценность в аспекте социальной детерминации эстетического сознания. // Вопросы философии. -№ 8, 1982, -С. 67.
  210. Е.Ф. Теория и практика коммунистического воспитания. -М., 1984, С. 193.
  211. Л.С. Социально-деятельностная концепция эстетического воспитания. Автореферат дисс. доктора филос. наук. -Новосибирск, Изд-во Новосибирского ун-та, 1990, — 14с.
  212. Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.
  213. Е.Ф. Язык и культура // Язык. Культура. Этнос. М., 1994.
  214. . В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996. — С.227.
  215. Ю.А. Управленческое решение. М., 1972.
  216. Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
  217. Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995
  218. В.П. Философия сознания (современные вопросы). -М., 1971, С. 157.
  219. Н.В. Русские глазами русских // Язык система. Язык — текст. Язык — способность. М., 1995.
  220. Л.П. Эстетические потребности как детерминирующий фактор эстетической деятельности. // Вопросы детерминации социальных явлений. Омск, 1982, — С. 108−116.
  221. П.Н. Диалектика современной эпохи. М.: Наука, 1978. -С.421.
  222. Философский словарь. Под ред. Фролова И. Т. Изд. четвёртое. М.- Политиздат, 1980, — С. 401.
  223. Философский энциклопедический словарь. М.- Советская энциклопедия. 1983, — С. 751.
  224. Дж. Энциклопедия знаков и символов. М.- «Вече — ACT», 1997.
  225. Э. Душа человека. М., 1992.
  226. Я.И. и др. Психолого-педагогические вопросы обучения и эстетического воспитания. Казань, 1975. — С. 13.
  227. Г. И. Печать в системе массовых коммуникаций //Проблемы социологии печати. История, методология, методика. Выпуск 1.
  228. И.А. и др. Некоторые вопросы теории тестирования // Некоторые вопросы методики преподавания иностранных языков в технических вузах. Таганрог, 2001.
  229. Цицерон. Оратор // Три трактата об ораторском искусстве. — М., 1994.
  230. B.C. Диалектика объекта и субъекта и проблема художественно-эстетического отношения к действительности. // Эстетические проблемы художественного творчества: Тез. докл. методол. семинара. Совета молодых ученых. М., 1984, — С.4−9.
  231. С.Г. Активность субъекта и объекта эстетического воспитания и специфика ценностного отношения. В кн.: Проблемы социального познания- Вопросы формирования социальной активности. -М., 1981,-С. 101−111.
  232. JI.A. и др. Речь. Артикуляция и восприятие. M-JL, 1965.-С. 184.
  233. Л.П. О предмете эстетического воспитания. -В кн.: Актуальные проблемы эстетического воспитания студентов. -Томск, 1980.
  234. И.И. Формирование эстетических потребностей личности как воспитательный процесс. -Челябинск, 1982, С. 20−22.
  235. В. Трагедии. Сонеты. М., 1980. — С.67.
  236. И.И. Формирование эстетических потребностей личности как воспитательный процесс. Челябинск, 1982. — С. 20−22.
  237. Эстетика и человек. Под. ред. Разумного В. А. М., 1967, — С. 30.
  238. Эстетическая деятельность в социалистическом обществе. Отв. ред. Киященко Н. И., Лейзеров Н. Л. М., 1986. — С. 41.
  239. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Ростов, 2002, — С.52−53.
  240. Эстетическое воспитание студентов: опыт и проблемы. Саратов, Саратовский ун-т, 2001, — С. 10−18.
  241. P.O. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1997.
  242. P.O. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы. М.- Прогресс, 1985, — С.319−330.
  243. .В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984, — С. 53, 135.
  244. Н.А. Тип личности как актуальная проблема эстетического воспитания молодежи. В кн: Искусство и эстетическое воспитание молодежи. — М., 1981.
  245. Benjamin W. On Language as Such and on the Language of Man. Reflections. New York, 1978. — P. 313−332
  246. Berlin I. The Philosophical Ideas of Giambattista Vico. L., 1976. -P.43.
  247. Brunius T. Aesthetics the Wider scope in Philosophy and Education. // In.: Editura Academiei Republii Socialiste Romania. 1977. v.2. P.151−158.
  248. Cassirer E. An Essay on Man. An Introduction to a Philosophy of Human Culture. London, 1945. P. 1—26.
  249. Chomsky N. Reflections on Language. Fontana/ Collins/, 1976. P. 138.
  250. Erasmus of Rotterdam. An Age of Gold. // Renaissance Reader. Ed. Ross В., McLaughlin M. Kingsport Press, 1968. — P. 82.
  251. Ficino Marsilio. The Golden Age in Flortence. // Renaissance Reader. Ed. Ross В., McLaughlin M. Kingsport Press, 1968. — P.79.
  252. Galileo Dialogo della musica antica e moderna. R. 1947. P. 89.
  253. Galileo V. Dial ogo della musica antica e moderna. R. 1947. — P. 89.
  254. Humboldt W. On the Diversity of Human Language Construction andits Influence on the Mental Development of the Human Species. 2nd Edition. Cambridge: CUP, 1999,340 s.
  255. Kuleshov V.V. The Basics of Effective Communication. M., ЦентрКом, 2001, P.14−19.
  256. Osgood C.E., Suci E, Tannenbaum P. Measurement of Meaning. -University of Illinois Press, 1975,340 s.
  257. Rousseau. Z.Z. Oeuvres completes. P., 1905., Т. 1., P.374.
  258. Vedanta explained. Sankara’s commentary on the Brahma-sutras, ed. by V. H. Date, 2 ed., v. 1. -New Delhi, 1973, P.34
Заполнить форму текущей работой