Реализация принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации не означает наличия в стране многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником, согласно статье 3 Конституции РФ, является многонациональный народ Российской Федерации. Конституция РФ исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами — она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.
Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция РФ возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя он сам не посредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.
Правовое положение Президента характеризуется прежде всего тем, что он является главой государства, из чего следует, что он — первый среди государственных должностных лиц.
Но Президент РФ является также и гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, что установлено частью 2 статьи 80 Конституции РФ. Это связано со значением конституции для стабильности государства и с тем, что в соответствии с Конституцией, что указано в ее статье 2, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства.
Президент также принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Таким образом, действия Президента должны, в первую очередь, основываться на нормах Конституции РФ, что прямо вытекает из провозглашения России правовым государством (статья 1 Конституции РФ).
В целом президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Но, на сегодняшний день исследования, посвященные изучению и анализу данного института являются актуальными и вызывают к себе пристальный интерес ученых и практиков.
Целью данной работы было изучить компетенцию Президента Российской Федерации.
Среди задач можно выделить следующие:
1. Изучение понятий статус Президента, его функции и полномочия.
2. Ознакомление с правила избрания и отрешения от должности Президента Российской Федерации.
3. Анализ литературных источников как отечественных, так и зарубежных авторов.
Методами были: изучение литературных источников по данному вопросу, сравнение точек зрения различных авторов, обобщение литературных источников.
Практическая значимость теоретических работ и практических исследования, посвященных анализу проблемы компетенции Президента Российской Федерации состоит в том, что они могут применяться как студентами, для ознакомления с полномочиями, функциями Президента РФ, изучения законодательства по данной теме, так и уже практикующими юристами в своей деятельности.
1 Конституционно-правовой статус Президента РФ
1.1 Правовой статус Президента Российской Федерации
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Президента РФ включает в себя следующие элементы:
1) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;
2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;
3) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ .
Основными характеристиками правового статуса Президента Российской Федерации являются: функциональное назначение данного органа государственной власти и место, которое отводится в Конституции посвященным ему нормам.
Исходя из этого, отправными правовыми установлениями для анализа статуса Президента Российской Федерации являются статья 80 Конституции РФ и место в главе 4 Конституции РФ, посвященной Президенту РФ.
Согласно статье 80 Конституции РФ, Президент Российской Федерации является главой государства, хотя в ранее действовавшей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.
Придание Президенту РФ статуса главы государства вызвано объективными причинами. Прежде всего, этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом