Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Категории общественный порядок и правопорядок в истории отечественной политико-правовой мысли и их обеспечение в Российском государстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Исследование общественного порядка и производных категорий, описывающих практику социального устройства, проводится под различными углами зрения. Связано это с тем, что сама деятельность по созданию тех или иных параметров общественных взаимодействий сложна и многогранна. В целом, любой субъект общественных отношений имеет представления о желаемом устройстве и стремится к нему… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КАТЕГОРИИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ПРАВОПОРЯДОК В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
    • 1. 1. Понятие общественный порядок и правопорядок в дореволюционной
  • России"
    • 1. 2. Отражение понятий общественный порядок и правопорядок в советской научной литературе
    • 1. 3. Основные подходы к категории правопорядок и общественный порядок в постсоветской Ро ссии
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ПРАВОПОРЯДКА В ИСТОРИИ РОССИИ
    • 2. 1. Деятельность государственных органов по совершенствованию правопорядка и общественного порядка
    • 2. 2. Значение общества и его институтов в совершенствовании общественного порядка и правопорядка

Категории общественный порядок и правопорядок в истории отечественной политико-правовой мысли и их обеспечение в Российском государстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исследование общественного порядка и производных категорий, описывающих практику социального устройства, проводится под различными углами зрения. Связано это с тем, что сама деятельность по созданию тех или иных параметров общественных взаимодействий сложна и многогранна. В целом, любой субъект общественных отношений имеет представления о желаемом устройстве и стремится к нему в меру своих сил. Однако практика показывает, что гармоничное общество возможно лишь там, где субъекты социального строительства имеют общие представления об условиях и правилах взаимодействия. Для России эта проблема настолько остра и актуальна, насколько важным для нас является общность и солидарность в решении жизненных задач, встающих перед страной. Практическим подтверждением важности категории «общественный порядок» и «правопорядок» в современных условиях является ряд решений высших судебных инстанций, раскрывающих их содержание применительно к отдельным сферам общественной жизни1.

Очевидно, полное исследование общественного порядка не может и не должно происходить только в рамках правовой науки. Включению в предмет исследования подлежат психологические и культурные представления населения страны о порядке в обществе. В этой связи данная работа, посвященная, в первую очередь, праву, являет собой лишь один из «срезов» социальной действительности по этому вопросу, однако срезом,.

1 См., например Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2004 г. N 226−0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем третьим пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» — Постановление Пленума ВАС РФ от 10.04.2008 № 22 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации». отражающим в себе и иные уровни представлений, имеющих место в личном и общественном сознании и, что не менее важно, непосредственно влияющим на эти представления.

Преимуществами историко-правового подхода к исследованию категорий «общественный порядок» и «правопорядок» является возможность проследить изменение значений и содержаний данных категорий в теории общественных наук и практики государственного строительства. Этот подход раскрывает перед нами первоначальные и последующие причины возникновения указанных понятий, цели их использования, применяемые силы и средства их воплощения.

Хронологические рамки диссертации охватывают период от жизни славянских племен до появления институтов государственной (княжеской) власти, создание на основе «племенного» союза древнерусского государства. В работе рассматривается история зарождения и становления первых форм управления объединяемыми племенами, «имперский», «советский» и постсоветский периоды отечественной истории.

Степень разработанности темы. Категории «общественный порядок» и «правопорядок» появились в русском языке в XIX веке, однако путь к их созданию начинается задолго до этого.

Уже в первых летописях мы встречаем описания существующих «нравов» и «законов» древнерусских племен («Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет» и др.). В работе затрагивается также учение о государстве Платона.

Документы официальной власти и сочинения мыслителей указывают нам на внимание со стороны общества к установлению тех или иных правил взаимодействия. Наибольший интерес в этом отношении представляют собой, такие документы как Договора князей Олега и Игоря X века, Русская Правда (Правда Ярослава и Правда Ярославичей), именные грамоты.

К работам древних мыслителей, используемых в исследовании, можно отнести «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, датируемое XI веком «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о князьях» -литературный памятник второй половины XII века.

Среди дореволюционных мыслителей и государственных деятеляй, чьи взгляды отразились на общих представлениях об общественном порядке, следует назвать такие имена как Ф. И. Карпов, И. Посошков, М.Ф. Владимирский-Буданов, Ковалевский, К. Д. Кавелин, А. Грановский, М. М. Сперанский, С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, Н. М. Коркунов, М. А. Бакунина, В. М. Гессен и др.

Советский период исследований понятий «общественный порядок» и «правопорядок» достаточно богат на монографические работы по данной проблематике. Вместе с тем, в виду высокого влияния государственной идеологии на общество вообще и правовую науку в частности, подобные исследования не отличаются разнообразием взглядов и подходов в этом направлении. Среди ученых, занимавшихся в этот период обозначенной проблемой, следует назвать С. Ф. Кечекьяна, Н. Г. Александрова, J1.C. Явича, В. М. Горшенева и др.

Постсоветский период исследований данной проблемы характеризуется, с одной стороны, устранением «идеологических» рамок в разработке юридической проблематики, а с другой — сохранением «позитивизма» в работах, посвященных общественному порядку и правопорядку. К числу таких можно отнести работы В. И. Семенова «Деятельность органов исполнительный власти субъектов РФ в сфере охраны общественного порядка» (2002 г.), И. И. Сыдорука «Государственно-правовое обеспечение правопорядка в РФ: теоретически-прикладные проблемы» (2003 г.), А. В. Виссарова «Правопорядок в Российской Федерации и его обеспечение (теория и практика)» (2004 г.).

Однако есть и работы выходящие за пределы сугубо юридического подхода к анализу указанных категорий, что значительно повышает значимость и глубину обоснованных выводов. К таким следует отнести работы: А. Аузана «Переучреждение государства: общественный договор».

2006 г.), И. А. Исаева «Топос и номос. Пространства правопорядков» (2007 г.).

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с возникновением и развитием понятий «общественный порядок» и «правопорядок».

Предметом исследования избраны теории, объясняющие содержание и пределы понятий «общественный порядок», «правопорядок», мнения различных мыслителей и государственных деятелей на эти явления общественной жизни, а также практика государственного и общественного участия в деле по обеспечению определенных «состояний» общественных связей, определяемых исследуемыми понятиями.

Методологическая основа. Рассмотрение анбниа оаШёё ё 1даёоёёё.

Л / о •" О в /Ч •• A/N ОмЧАО, А >>Л V •• •• А Ч Ч >|V V, А А#"А Ч «» ." Л V A <�•— О N в N, А •• А, А maniasaiey iauanoaaniai ноуаеа e юаашоуаеа miiaaii la ешеаепа laoiaia.

4 / /Aw A ««A /Ч /V •• A 4 AN. N w «• О A /"•••• N <�» V /А V Ч АЧ 4. О.

Yiieoe-^aneie innate enneaaiaaiey noaee ioa-^anoaaiiua lioiaoeaii.

• •XNAAAAO NANA AN V’V ••••OA Aw A N A AN ••••OA—. /Aw, А ~ЧЧАЧОЧЧ T*tv /4. N ~ N / N N V s У A N A ldaaiaua aeou looaneaaiai e eineaemiai oaoaeoaoa. Ioe laienaiee daaiou ч /"""AM •• A A N •• N ~ •• •• A A /NO / N A N N A V N. О w A N ~ Ч V w 4 A AA N A/Aw 9″ N A N. OwANO X N / A N A emieuQiaaeenu aieoiaiou enoioe-^aneeo aooeaia, пиаоаоен-апееа oaaiou,.

А NN N NA/A О N -«-• N A /NAN N N N О >C N N •• A w / •• О / /А / ••'VN AN Ч Л 4 noiaoeaiua enoi —leee, moaoeaeu поааане юаеоеее.

Цель исследования заключается в выяснении государственно-правового содержания понятий общественный порядок и правопорядок в истории отечественной политико-правовой мысли, в анализе практики государственных и общественных органов по обеспечению общественного порядка.

Достижение поставленной цели обуславливает постановку и решение следующих научно-исследовательских задач:

— исследование истории возникновения явлений в общественной и государственной жизни Древней Руси, получивших впоследствии названия «общественный порядок» и «правопорядок»;

— исследование изменения и уточнения понятия общественный порядок и правопорядок в истории дореволюционной и советской России;

— рассмотрение деятельности государства по созданию и развитию государственных органов, целями которых определяется обеспечение общественного порядка (на примере полиции-милиции);

— изучение практики деятельности и возможностей использования общественных институтов в деле поддержания общественного порядка.

Научная новизна диссертации заключается в рассмотрении различных уровней «понимания» общественного порядка и правопорядка: как явления, данности любой общественной жизни, как цели деятельности особых государственных и общественных институтов, как юридических категорий, используемых в законодательстве и правоприменительной практике, как научных категорий, отражающих представления мыслителей относительно возможного и должного в общественных взаимодействиях. Научные положения, выносимые на защиту:

1. Современный уровень исследований категорий «общественный порядок» и «правопорядок» позволяет говорить о сходстве и различии их значений. Общими для этих понятий являются цель и механизм использования. Основным различием выступает ширина охвата явления, которое эти понятия описывают. Понятие «правопорядок» нацелено на описание представлений об обществе, отразившихся в юридических документах и с этой точки зрения является специальным или «профессиональным». Понятие «общественный порядок», включая в себя и юридическую составляющую, учитывает наряду с ней иные уровни представлений: культурные, психические, нравственные, профессиональные и другие, отразившиеся в обычаях, традициях, нравственных устоях того или иного сообщества.

2. Образование княжеской власти в IX веке и ее развитие становятся началом объединения относительно разрозненных племен в единое общество. Княжеская власть, являясь чуждым элементом для существующих родовых общин, в целях осуществления принятых князем обязательств включается в существующие отношения. В этот исторический период происходит зарождения деятельности, имеющей своей целью общественный порядок и правопорядок. Общественный порядок в этот период является общей целью деятельности как княжеской, так и иных центров власти (общинных, родовых, сословных).

Княжеская власть, описывая в законодательстве предлагаемые правила поведения, формирует в общественном сознание собственный (официальный) образ построения общественного взаимодействия. Этот образ активно пропагандируется и поддерживается. Данное направление деятельности получает впоследствии название «правопорядок», как порядок, предполагаемый официальным, «писанным» правом.

3. Одной из целей Русской Правды является закрепление верховенства закона над волей частного лица, приоритет судопроизводства над самосудом. Общество постепенно приучается исполнять установленные законом правила, а власть развивает практику описания правил взаимодействия и контроля за их исполнением. Однако нельзя говорить о том, что княжеская власть является в тот период единственной силой управления обществом, еще сильны и активно действуют общественные центры власти (вече, купчины).

4. Термин «общественный порядок» появляется сначала в литературе, но научную разработку получает с начала XIX века, а к середине этого столетия входит в законодательную практику. До этого времени о понятии общественный порядок можно судить лишь косвенно: по его синониму («благочиние» — XVII век), либо по описанию целей определенной деятельности (впоследствии, в период царствования Петра 1, получившей название «полицейской»). Наиболее развернутой теория общественного порядка получает в работах М. М. Сперанского (первая половина XIX века). В работах К. Д. Кавелина и Н. М. Коркунова «общественный порядок» получает свое рассмотрение с точки зрения теории права.

5. Анализ существующих мнений позволяет сделать вывод о складывающемся понимании «правопорядка» как конституционного строя РФ. На наш взгляд, подобное определение правопорядка обоснованно, так как в условиях разделения правотворческой власти и по региональному, и по «предметному» уровням создаются условия для множества «правопорядков». Учитывая верховенство в отечественной правовой системе Конституции РФ, следует признать данное в ней описание государственного и общественного устройства как основное и имеющее руководящее значение для всех иных нормативно-правовых актов.

6. Возможно выделить два подхода к исследованию понятия «общественный порядок»: семантический, где основная задача исследователя охватить сущностные черты явления, понимаемого им как общественный порядок на конкретном историческом этапе, и функциональный, где общественный порядок определяется как цель деятельности государственных и негосударственных институтов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные выводы и положения в определенной мере развивают и дополняют соответствующие разделы историко-правовой науки.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в работе выводы могут быть использованы для исследований иных понятий, находящихся на стыке законодательства, теории и социальной практики. Ряд выводов могут быть использованы для совершенствования государственной и общественной деятельности в области охраны общественного порядка.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены в научных публикациях автора, докладах и сообщениях при проведении научных и научно-практических конференций и семинаров, в процессе проведения учебных занятий по юридическим специальностям.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из двух глав, объединяющих пять параграфов, введения, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов. Анализ истории становления российского государства показывает на постепенное вплетение государственных начал в общинное устройство отдельных племен. Вплетение это происходило через привнесение определенных правил поведения, новых целей в жизнь отдельного человека или сообщества, новых центров власти и другое. В начальный период государственного устройства (IX-XII вв.) управление населением Земли Русской происходило через два центра власти: княжеская власть и власть общинная, соответственно воплощались две различные идеи общественного порядка как образа устройства общества. С издания Русской Правды появляются условия, при которых возможно говорить о воплощении идеи правопорядка, как порядка описанного официальным правом. Однако, сам термин правопорядок упоминается в дореволюционных работах, скорее литературно, не неся за собой строгого научного смысла. В научных статьях данное понятие идентично понятию «законность».

Сам термин «общественный порядок» появляется сначала литературно в работах ученых начала XIX века и к середине столетия входит в законодательную практику. До этого времени о понятии правопорядка можно судить лишь косвенно: по его синониму («благочиние» XVII век), либо по описанию целей определенной деятельности (впоследствии, в период царствования Петра 1, получившей название «полицейской»).

Появляются исследования «понятия» общественный порядок. Наиболее развернутой теория общественного порядка получает в работах М. М. Сперанского (первая половина 19 века), который, на наш взгляд, развивает в этом предмете учение Платона. В работах К. Д. Кавелина и Н. М. Коркунова «общественный порядок» вводится в предмет исследования теории права.

На основании теоретических работ, посвященных раскрытию содержания терминов «правопорядок» и «общественный порядок», можно сделать вывод, что как для законодателя, так и для советского общества идея общественного порядка была одной из наиболее обиходных и значимых. Провозгласив себя социалистическим, безклассовым государством, стремящимся к достижению коммунистических идеалов, СССР должен был доказывать обоснованность своих лозунгов. Охрана общественного порядка возлагалась не только на специальные государственные службы, но и на рядовых членов общества, на коллективы предприятий и организаций.

Взгляды на сущность общественного порядка и правопорядка в значительной степени определялись идеологией. Социалистический правопорядок мыслился как временная, переходная ступень на пути к коммунистическому обществу, в котором право как таковое отсутствует. В значительной степени на понимание сущности общественного порядка влияли политические соображения: в 30−50-е годы XX века основной акцент ставился на борьбу со шпионами и «вредителями». В 60−80-е годы понятие правопорядка разрабатывалось советскими учеными достаточно разносторонне. В работах этих лет подчеркивается противопоставление советского правопорядка буржуазному «капиталистическому». Делаются попытки сформулировать четкие определения общественного порядка и правопорядка и выяснить соотношение этих понятий.

Практика законодательного использования понятие «правопорядок» указывает, что к этой сфере относятся не только нарушения конституционного строя РФ, но и экономические отношения, регламентируемые гражданским законодательством. Отнесение понятия общественного порядка вообще и правопорядка в частности исключительно к категориям административного права является отголосками советского периода исследования этих проблем и не отвечает требованиям действительности. Однако, несмотря на теоретическую неопределенность, практика общественного строительства признает за правопорядком основополагающее значение.

В силу сложившейся традиции понятие «общественный порядок», носившее в дореволюционной России широкий характер и включавшее в себя меры по защите от совершенно различных угроз, в настоящее время приобрело специальный смысл, справедливо называемы исследователями как «узкий» или «милицейский». Подобное понимание общественного порядка отразилось и на обыденном понимании этого термина.

Категории «правопорядок» и «общественный порядок» входят в постсоветскую Россию и в составе правовых текстов и в научном дискурсе. В законодательстве данные понятия используются в схожих смыслах, легального разъяснения данные понятия не нашли. Однако, правоприменительная практика начинает наполнять данные понятия реальным содержанием, вводить в сферу конкретной регуляции.

В научном отношении данные категории исследуются, как правило, совместно. Практически единодушно правопорядок представляется категорией, входящей в состав общественного порядка, представляет собой результат правового регулирования.

Возможно выделить два подхода к исследованию понятия «общественный порядок»: семантический, где основная задача исследователя охватить сущностные черты явления, понимаемого им как общественный порядок на конкретном историческом этапе и функциональный, где общественный порядок определяется как цель деятельности государственных и негосударственных институтов, понимание «общественного порядка» происходит в части, обеспечиваемой возможностями этих субъектов.

Возникновение категорий общественный порядок и правопорядок не происходит одновременно, а разделяется возникновением в каждом конкретном обществе государственного начала. С началом издания правовых* актов официальной властью зарождается установление правопорядка. Общественный порядок представляет собой общее, суммированное представление членов общества о собственном взаимодействии. Соотношение показателей правопорядка и общественного порядка свидетельствует об эффективности правового регулирования в конкретном секторе общественных отношений.

Исследование практики осуществления общественного порядка силами государственных органов приводит в следующим выводам. Общественный порядок выражает представление официальной власти об состоянии общественных отношений на подвластной территории. Становление общественного порядка начинается с описания конкретных правил взаимодействия и назначении государственных представителей, следящих за воплощением предписаний официальной власти. Данная деятельность, возникнув как «спорадийная», осуществляемая от «случая к случаю», приобретает регулярный характер к этапу централизации российского государства. С принятием институтов западной цивилизации при Петре 1, общественный порядок становится целью деятельности специально уполномоченных органов, получивших название «полиция». В рамках этой деятельности общественный порядок приближается по смыслу к борьбе с преступлениями и другими правонарушениями. Этот смысл сохранился и в советский период. Вместе с тем общественный порядок приобретает многосторонний характер, отдельные его стороны (дорожное движение, экономический порядок, личная безопасность и др.) становятся предметом обеспечения отдельных подразделений МВД.

В современной России существуют различные формы участия граждан в охране правопорядка: это дружины по охране правопорядка, казачьи объединения, внештатные помощники следователя и др. Все эти формы являются добровольными и действуют по инициативе общества. В этом состоит первое их отличие от аналогичных организаций советского времени, которые, не смотря на заявленную добровольность, находились под контролем государственного и партийного аппарата. Второе отличие состоит в отсутствии необходимой правовой базы для деятельности вышеуказанных общественных объединений. Это отмечают как ученые-исследователи, так и участники этих организаций.

Необходимость взаимодействия гражданского общества и государства в обеспечении общественного порядка и диалога о его сущности и содержании очевидна. Некоторые исследователи считают, что нынешние проблемы в этой сфере происходят из нежелания государства уступить хотя бы малую часть полномочий активно настроенному населению. Объединение усилий по созданию достойных условий жизни через обеспечение правопорядка в данный момент идет медленно, и это — очевидный пробел в формировании подлинно демократического государства. На данный момент успешной в этой сфере можно назвать деятельность Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2008.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32.
  4. Федеральный закон Российской Федерации «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 25.12.2008) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 15.
  5. Закон Российской Федерации № 1026−1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., N 16.
  6. Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. № 2487−1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. № 355 «О концепции государственной политики по отношению к казачеству» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 3.
  8. Указ Президента РФ от 17 сентября 1998 г. N 1115 «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления» //
  9. Собрание законодательства Российской Федерации от 21 сентября 1998 г., N38.
  10. Ю.Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. N 802 «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка» // Собрание законодательства Российской Федерации, 3 июня 1996 г., N23.
  11. Приказ МВД России от 20 ноября 1992 г. № 420 «Об утверждении временной Инструкции по организации работы внештатных сотрудников милиции» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1993. № 3.
  12. Постановление Пленума ВАС РФ от 10.04.2008 № 22 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ, N 5, май, 2008,
  13. Приказ МВД РФ от 14 августа 1998 г. N 501 «Об утверждении Положения о Главном управлении обеспечения общественного порядка Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Электронная правовая система «Консультант Плюс».
  14. Приказ МВД РФ от 13 апреля 1993 г. N 166 «О совершенствовании организации охраны общественного порядка и обеспеченияобщественной безопасности» // Электронная правовая система «Консультант Плюс».
  15. Конституция общенародного государства. М., 1978. Постановление ЦИК и СНК СССР «О революционной законности» // СЗ СССР. 1932. № 50. Ст. 298.
  16. Закон СССР от 6 марта 1991 года «О советской милиции» // Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 12.
  17. Положение о наблюдательных комиссиях // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1965. № 40. Ст. 990- 1970. № 41. Ст. 832- 1971. № 22. Ст. 433- 1972. № 51. Ст. 1209- 1974. № 10. Ст. 257.
  18. Указ Президиума Верховного Совета СССР 1966 г. «Об образовании союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка» // Ведомости Верховного Совета СССР, 1966, № 30.
  19. Постановление ЦИК СССР «О дополнении положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) статьями об измене Родине» // СЗ СССР. 1934. №. 33.
  20. Постановление ЦИК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик"// СЗ СССР. 1934. № 64.
  21. Постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» от 7 августа 1932 г. // СЗ СССР. 1932. № 62.
  22. Положение о РКМ СНК СССР от 25 мая 1931 года // СЗ СССР. 1931. № 33.
  23. Постановление НКВД «О рабочей милиции» от 28 октября 1917 г. // СУ РСФСР. 1917. № 1.
  24. Учреждение Министерства Внутренних Дел 1892 г. // ПСЗ. Т. 1.4. 2. Кн. 5.
  25. Положение о земской полиции 1837 года // ПСЗ. Собр. 1. Т. XXXII. № 207
  26. Манифест «О разделении Государственных дел на особые Управления, с означением предметов, каждому Управлению подлежащих // ПСЗ. Собр. 1. Т. XXXI. № 24 307
  27. Устав Главного Магистрата от 16 января 1721 г. // ПСЗ. Собр. 1. Т. V I. № 3708
  28. Указ Императора Российского от 25 мая 1718 г.// ПСЗ. Собр. l.T. V. № 3203
  29. Грамота Великого князя Ивана Васильевича о назначении Ф. Петрищева приставом для охраны подмосковных сел Троице-Сергиева монастыря от постоя, подвод и кормов служилых людей от 6 июня 1481 г. // Памятники русского права. Вып. 3.
  30. Уставная грамота Великого князя Василия Дмитриевича Двинской земле (1397 1398 гг.) // Памятники русского права. Вып. 3.1. Ш. Архивные документы
  31. Указ об учреждении в С.-Петербурге Верховной Распорядительной Комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 12 февраля 1880 г. // ЦГИА РФ. Ф. Ю 2.1 делопроизв., 1883. Д. 408. Л. 6−9.
  32. Приказ Великого князя Ивана Васильевича об учреждении губных старост // РГАДА. Ф. 4. Д. 221. 4.2. Л.1.
  33. Уставная книга разбойного приказа // РГАДА. Ф. 4. Д. 522. Ч.З. JI.2.
  34. Наказ о градском благочинии» 1649 года // РГАДА. Ф.4. Отд.1. Кн.27. Т.П. Л.385−386.1. Книги и монографии
  35. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. М.: Мысль, 1999.
  36. А. Переучреждение государства: общественный договор. М.: Европа, 2006.
  37. М.А. Полное собрание сочинений. СПб, 1906.
  38. А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2000.
  39. О. И. Правовые основы участия граждан в охране правопорядка: учебное пособие / О. И. Бекетов, Т. В. Матузко, А. Ю. Пономарев. Омск: Омская академия МВД России, 2007.
  40. Н. Н. Полицейское право. Пг., 1915.
  41. И.Д. История российского законодательства. М., 1996.
  42. А.В., Дугин А. Н. Мотылин А. Я. Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995.
  43. А. Г. История Екатерины II. СПб., 1885
  44. Ю.Бухарин Н., Преображенский Е. Азбука коммунизма. Популярное объяснение программы Российской Коммунистической партии. — Харьков, 1925.
  45. П.Бухарин И. И. Проблемы теории и практики социализма. М., 1989.
  46. A.M., Шеремет К.Ф. XXVI сьезд КПСС и вопросы государства и права. М.: Знание, 1981.
  47. К. С. Полицейское право: лекционный курс/ под ред. канд. юрид. наук А. В. Куракина. М. 2004.
  48. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Изд. 7-е. Киев, 1915.
  49. С. Ю. По поводу непреложности законов государственной жизни. СПб., 1914.
  50. А.В. Правопорядок в Российской Федерации и его обеспечение (теория и практика): Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
  51. Н. Н. Законность и правовой порядок: Монография / Н.Н. Вопленко- ВолГУ. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2006.
  52. Вопросы социальной психологии в укреплении правопорядка. Учебное пособие. Под ред. Проф. A.M. Столяренко. М.: Академия МВД СССР, 1981
  53. Всероссийский слет руководителей студенческих отрядов охраны правопорядка. Сборник докладов и выступлений. Материалы слета. Екатеринбург: Издательство АМБ, 2002
  54. ГернетМ. Н. Революция, рост преступности и смертная казнь. М., 1917.
  55. В.М. Лекции по полицейскому праву. Спб., 1907,
  56. Р.Б. Деятельность российской милиции в годы Великой отечественной войны и послевоенный период. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.
  57. Г. В., Кигас В., Мелик-Дадаева И. А., Тюрина.П. II. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных служб за рубежом. М. 1994.
  58. Н.В. Участие трудящихся в охране общественного порядка. М., 1960
  59. С.П., Кононов А. Б., Макарчук С. В. Полиция и милиция в России в XVIII начале XX веков. Кемерово, 2001.
  60. И. А. Топос и номос. Пространства правопорядков. М. Норма, 2007.
  61. История политических и правовых учений. М.: НОРМА, 2001.
  62. История советской милиции. М. 1980.
  63. История полиции дореволюционной России. М., 1981.
  64. К.Д. Собрание сочинений. СПб, 1904.
  65. К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М. Правда, 1989.
  66. Каменский 3. А. Грановский. М.: Мысль, 1988.
  67. Н. М. История государства Российского. JI., 1989.
  68. С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958.
  69. М.М. «Общее учение о государстве». СПб., 1912.
  70. Ф.Е. Организационные основы охраны общественного порядка в современных условиях. Автореф. дисс. д.ю.н. М.: 1996.
  71. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898−1986). М., 1983.
  72. Н.М. Лекции по общей теории права. М., 1914.
  73. А.В. Полицейское государство: идеи и практика. Учебное пособие. -М., 1998
  74. Г. С., Назаров Б. Л. Проблемы общей теории права. Вып. 1.М., 1973.
  75. Н.С., Макеев Л. А. Деятельность региональных государственных органов по обеспечению общественного порядка (1917−1941гг.). Ист. и правовые аспекты. СПб.: Изд-во Юридического института. 2007.
  76. Н.В., Яхонтов В. К. Статьи о революционной законности. М. 1926.
  77. Н. В. Советское правосудие. Суд и прокуратура в СССР. 2-е, испр. изд. М., 1937.
  78. В.Г. Конституционные обязанности советских граждан и укрепление общественного порядка. Учебное пособие. Рязань, 1979.
  79. А.А. Местная полиция (милиция) и местное самоуправление в России. Челябинск. 2000.
  80. Р.С. Организационно-правовые основы становления советской милиции (1917−1920 г. г.). М. 1975.
  81. А.С. Об индивидуализме древнего русского гражданского права. Одесса. 1911.
  82. А. «Сказания о Русской Земле». М., 1991.
  83. Повесть временных лет. М.: Наука, 2007.
  84. Повести Древней Руси. XI—XII вв. Л., 1983.
  85. Популярный юридический энциклопедический словарь. М., 2002. С 563.
  86. И. Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1893
  87. Правопорядок и статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1978 года. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1980.
  88. О.П. Правопорядок в коллективистских и индивидуалистических обществах: сущность, основные характеристики, поиск новой модели // Государство и право. 2006. № 4.
  89. И.И. Государственно-правовое обеспечение правопорядка в РФ: теоретически-прикладные проблемы: Монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003
  90. В.И. Деятельность органов исполнительный власти субъектов РФ в сфере охраны общественного порядка. Барнаул: 2002.
  91. Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона / Подг. текста и коммент. проф. Л. Г. Панина // «Филологъ», 2000, № 1.
  92. Ю.А. Участие трудящихся в охране общественного порядка. М., 1962
  93. М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 2002.
  94. И. В. Вопросы ленинизма. 3-е изд., доп. М.- Л., 1931.
  95. П. А. Нам нужна Великая Россия. Поли. собр. речей в Государственной Думе и Государственном совете. 1906—1911 гг. М., 1991.
  96. Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. Том П.
  97. Энциклопедия государства и права. М., 1927.
  98. Энциклопедический словарь / изд. Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. Тип. И. А. Ефрона. СПб., 1891.
  99. Юридический энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Я. Сухарев. М., 1984.1. V. Отдельные статьиJ
  100. Н.Г. Законность и правопорядок в социалистическом обществе // Советское государство и право. 1955. № 5.
  101. М. Обязательные постановления уездных и волостных исполкомов // Власть Советов. 1925. № 30.
  102. В. В. Соотношение общественного и правового порядка // Вопросы теории государства и права. Межвузовский научный сборник. № 4. Саратов, 1976.
  103. Ю.А. Деятельность органов внутренних дел по укреплению революционной законности в первые годы Советской власти // Вопросы политической работы в органах внутренних дел в современных условиях. Сборник научных трудов. ВПУ МВД СССР: JI. 1985.
  104. Г. Совместными усилиями с общественностью// Законность. 2004. № 2.
  105. Е.Б. Общая теория права и марксизм // Избранные произведения по обшей теории права и государства. М., 1980.
  106. А.А. Общественный порядок как социально-психологическое явление // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД РФ № 37. 2008.
  107. А.А. Общественный порядок: частноправовой аспект // Частноправовые средства в правоохранительной деятельности. Материалы круглого стола. СПб., 2008. С. 9. г?
  108. VI. Диссертации и авторефераты диссертаций
  109. К.В. Организационно-правовые основы осуществления функций советской милиции по охране общественного порядка (19 621 985) на материалах центрально-черноземного региона. Автореферат дисс. к.ю.н. М., 2005.
  110. А. Б. Участие общественности в борьбе с правонарушениями. Ав-тореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1998.
  111. С.А. Категория «Правопорядок» в структуре теории социалистического права. Автореф. дисс. к.ю.н. М., 1982.
  112. В.Н. Общественный порядок и правовая активность личности. Дисс. канд.юрид.наук СПб. 1999.
  113. .В. Правопорядок в отношении с действующим правом с точки зрения постижения смысла права. Автореферат дисс. Д. ю. н. Тбилиси. 1992.
  114. В. Ф. Становление и развитие форм взаимодействия молодежных организаций и органов внутренних дел в охране общественного порядка (1917−1941 г. г.). Автореф. Дисс. К.ю.н. М. 1991.
Заполнить форму текущей работой