Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политико-правовые взгляды Герцена и Огарева и их влияние на общественное сознание России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В приложениях к газете «Колокол», издаваемых Вольной русской типографией («Под суд!» и «Общее вече») в концентрированном виде нашли отражение политико-правовые взгляды Герцена и Огарева по отдельным аспектам социально-экономического и общественно-политического развития российского общества, и прежде всего это касается правовой и духовной сфер. Публикуя материалы по конкретным делам… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Предпосылки формирования и содержание политико-правовых взглядов Герцена и Огарева как представителей инакомыслия
    • 1. 1. Состояние политико-правовой мысли России в первой половине XIX в. и основные факторы, определившие мировоззрение Герцена и Огарева, оппозиционное официальной идеологии
    • 1. 2. Политико-правовые взгляды Герцена
    • 1. 3. Политико-правовые взгляды Огарева
  • Глава 2. Распространение взглядов Герцена и Огарева и их значение в развитии политико-правового сознания российского общества в 1850—1860-е гг
    • 2. 1. Деятельность Герцена и Огарева по созданию Вольной русской типографии и выпуску противостоящих царскому режиму русскоязычных изданий в Лондоне

    2.2. Публикации Герцена и Огарева по наиболее значимым событиям общественно-политической жизни России в «Полярной звезде» и «Колоколе» и их влияние на содержание идейной основы либеральных реформ начала второй половины XIX в.

Политико-правовые взгляды Герцена и Огарева и их влияние на общественное сознание России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена активным развитием в России гуманитарных наук, в том числе учений о государстве и праве, в рамках которых делаются попытки теоретического осмысления происходящей в стране общественно-политической модернизации. Значительная сложность научных изысканий в этой области заключается в противоречивом характере осуществляемых в России реформ, в частности, в последние годы существенным изменениям подверглось избирательное законодательство, институт местного самоуправления, партийное строительство, однако в целом система властеотношений по-прежнему не достигает уровня, соответствующим ожиданиям общества. В этом контексте важнейшей представляется проблема воздействия результатов научных исследований на реальное государственно-правовое развитие. Пока разрыв между наукой и практикой достаточно велик. Одной из причин такого положения является недостаточная изученность данной проблемы в истории нашей страны, и прежде всего это касается дореформенного периода 40−60-х гг. XIX в., когда в России стали активно структурироваться в организационно-идейном плане и затем развиваться различные течения политико-правовой мысли (идеи славянофилов, западников, Бакунина, Чернышевского и т. д.). Уникальное место в этом процессе занимала идейно-политическая деятельность А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Мировоззрение этих друзей юности, сохранивших тесное сотрудничество и дружбу на всю жизнь, было сформировано в политически активной студенческой среде под влиянием декабристского движения. Эти выдающиеся российские мыслители выдвинули и обосновали ряд интересных теоретических положений, объясняющих общественно-политическое и социально-экономическое состояние России и перспективы ее развития на основе концепции «русского» («крестьянского», «общинного») социализма. Не менее значима издательская деятельность Герцена и Огарева — именно они создали в Лондоне Вольную русскую типографию и впервые сумели наладить выпуск внецензурных и русскоязычных альманаха.

Полярная звезда", газеты «Колокол», публикации в которых заметно активизировали политическую жизнь российского обществавыпускался также ряд других изданий. Указанные аспекты нашли достаточно широкое освещение в научных трудах, и прежде всего советского периода. Однако за последние годы историко-теоретическая мысль шагнула вперед, и соответственно взгляды Герцена и Огарева с точки зрения их влияния на общественное сознание России требуют дополнительного осмысления, учитывая трансформацию современных представлений о государстве и праве. Если иметь в виду издательскую деятельность Герцена и Огарева, то явно недостаточно изученным является вопрос о взаимодействии независимых изданий, общества и власти в условиях дои послереформенной России XIX в. Необходимость дополнительных исследований обусловлена также тем, что в ис-торико-правовой литературе о творчестве и издательской деятельности Герцена и Огарева по-прежнему преобладает односторонний подход, когда внимание сосредотачивается на их революционизме, и прежде всего это касается Герцена, который с точки зрения развития политико-правовой мысли оставил более объемное и содержательное наследиеа между тем Герцен отнюдь не был сторонником революционного насилия. В этом смысле недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с влиянием идейно-публицистической деятельности Герцена и Огарева на содержание реформ 1860-х гг., учитывая, что в выпускаемых ими изданиях обсуждалась конкретная российская действительность и предлагались также конкретные пути решения освобождения крестьян, устройства судов, формирования органов представительной власти и т. д. Без историко-правового и теоретического анализа до сих пор остается содержание публикаций в приложениях к газете «Колокол», а именно «Под суд!» и «Общее вече». В совокупности эти и другие пробелы наряду с остротой переживаемого в настоящее время периода общественно-политического развития России диктует необходимость обращения к идейно-теоретическому творчеству Герцена и Огарева, что поможет определить ориентиры развития современной политико-правовой мысли.

Указанные обстоятельства предопределили выбор диссертантом темы научного исследования.

Степень разработанности темы. Заявленная проблематика в той или иной мере находила отражение в трудах ученых российской империи (конец XIX — начало XX вв.), советского государства и постсоветской России. К творчеству Герцена и Огарева обращались, в частности, Алексашина И. В., Алексеева Г. Д., Амусин М. Ф., Антонов В. Ф., Базилева З. П., Белозерский H.A., Берлин И. Н., Бучич M. JL, Володин А. И., Гершензон М. О., Гинзбург JI. Я., Громова Л. П., Дементьев А. Г., Демченко A.A., Дружинин Н. М., Дрыжа-кова E.H., Дудко И. Г., Евтеева Т. В., Есин Б. И., Жирков Г. В., Зельдович М. С., Зорин A. JL, Итенберг Б. С., Казнин J1.H., Каримов В. А., Козьмин Б. П., Куд-ряшев В.Н., Лемке М. К., Линков Я. И., Мещерякова А. Н., Мордвишин И. И., Нечкина М. В., Нович И. С., Павлов A.B., Павлов И. С., Пантин Н. К., Пирумо-ва Н.М., Порох И. В., В. И. Прокофьев, Е. Л. Рудницкая, Славин Л. И., Смирнов А. Г., Тихомиров В. В., Троицкий H.A., Эйдельман Н. Я., Эльсберг Я. Е. и др. Кроме того, взгляды Герцена и Огарева были предметом изучения деятелями самого разнообразного политического и идеологического спектра, и прежде всего Ленина В. И., Плеханова Г. В., Троцкого Л. Д., Достоевского Ф. М., Розанова В. В., Булгакова С. Н., Струве П. Б. и многие другие. Отдельные аспекты заявленной проблематики были исследованы в диссертациях как советского, так современного периодов: Безгласная O.A. Проявления инакомыслия в первой трети XIX в. и меры государственного принуждения по его подавлению, 2011; Дудко И. Г. Политические и правовые воззрения Н. П. Огарева, 1996; Исакова И. П. Французский революционаризм 1820−1860-х гг. в системе социально-политических воззрений А. И. Герцена, 2007; Кузьмин А. Г. Леворадикальная политическая мысль в России конца 60-х — начала 80-х гг. XIX века, 2003; Машукова Е. Ю. Социально-нравственный аспект мировоззрения А. И. Герцена, 2000; Мокшин Г. Н. Идейная эволюция легального народничества во второй половине XIX — начале XX вв., 2010; Муравцева Э. В. Отражение социально-политической ситуации на Урале и в Западной Сибири в вольной русской типографии А. И. Герцена и Н. П. Огарева, 2003; Павлов.

A.B. Учение о государстве и праве А. И. Герцена, 2007; Павлов И. С. Концепция «пересоздания общества» в социальной философии А. И. Герцена, 1996; Порох И. В. Герцен в русском освободительном движении, 1977; Пус-товалов А. Р. Развитие идей конституционализма в русской политико-правовой мысли XIX — начала XX веков, 2006; Сараева E.JI. Классическое западничество: концепция цивилизационного развития России в Новое время, 2010; Терехова Г. Л. Культурличностная концепция в воззрениях А. И. Герцена, 2006; Удалов C.B. Государственная идеология в России второй четверти XIX века: пропаганда и ее реализация, 2006; Эрлих С. Е. «Декабристская легенда» Герцена, 2001 и др. Однако еще значительный ряд аспектов идейно-политической деятельности Герцена и Огарева остается малоизученным и не стал предметом самостоятельного монографического исследования.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом исследования является развитие политико-правовой мысли в России в 1840−60-е гг. Предметом исследования составляют политико-правовые взгляды Герцена и Огарева.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1840— 1870гг. Нижняя граница обусловлена началом процесса организационно-идейного структурирования различных течений политико-правовой мысли России. Верхняя граница связана с окончанием идейно-политической деятельности Герцена и Огарева.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является комплексное изучение содержания политико-правовых взглядов Герцена и Огарева с историко-теоретических позиций, процесса их формирования и распространения, а также идейно-политической деятельности Герцена и Огарева и степени их влияния на реформы и общественное сознание в России.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих исследовательских задач:

— изучить предпосылки формирования и содержание политико-правовых взглядов Герцена и Огарева;

— проанализировать состояние политико-правовой мысли России в первой половине XIX в. и основные факторы, определившие мировоззрение Герцена и Огарева;

— исследовать общественно-политические и правовые взгляды Герцена и Огарева;

— раскрыть взгляды Герцена и Огарева как выражение инакомыслия и как одну из составляющих идейной основы либеральных реформ 1860-х гг.;

— изучить деятельность Герцена и Огарева по изданию за границей оппозиционных царскому режиму альманаха «Полярной звезды», газеты «Колокол», приложений к газете — «Под суд!», «Общее вече»;

— охарактеризовать политико-правовые публикации Герцена и Огарева по наиболее значимым событиям общественно-политической жизни России, оппонировавшие официальной идеологии;

— выявить отражение взглядов Герцена и Огарева в концепции и реализации либеральных реформ 1860-х гг. и их воздействие на развитие общественного сознания России в целом.

Методология исследования. При работе над диссертацией автор руководствовался принципом научной объективности, понимаемым как право ученого на самостоятельное творчество при отказе от конъюнктурных соображений, идеологических штампов. При проведении исследования соблюдался принцип историзма, предусматривающий сбор объективной информации по исследуемому вопросу, логически последовательный, всесторонний анализ историко-теоретических явлений. Кроме того, использованы как общенаучные методы: логический, компаративистский, так и специальные юридические, в частности, сравнительно-правовой. Поэтому анализ идейного наследия Герцена и Огарева сочетается в работе с конкретно-историческим анализом общественных отношений в рассматриваемую эпоху. Применяя системный метод исследования, диссертант рассматривает политико-правовые взгляды Герцена и Огарева как элементы целостной программы социальной модернизации России. Источниковую базу составили прежде всего сочинения Герцена и Огарева, при этом использовались фундаментальные издания, предпринятые АН СССР в конце 1950;х — начале 1960 гг., после чего работы Герцена и Огарева издавались лишь фрагментарно. Важнейшим источником стали также материалы издаваемых Герценом и Огаревым альманаха «Полярной звезды», газеты «Колокол», приложений к газете — «Под суд!», «Общее вече», полное факсимильное (и также последнее) переиздание которых было осуществлено АН СССР в 1968 г. Ценными источниками исследования явились научные труды, статьи по данной проблематике, сочинения инакомыслящих периода 1840−60-х гг. В диссертации использованы также сборники документов по исследуемой проблематике, в том числе правовые акты, действовавшие в рассматриваемый период.

Научная новизна исследования обусловлена постановкой исследовательских задач, которые в совокупности еще не были предметом специального историко-теоретического исследования. В результате решения этих задач были сделаны обобщения и выводы, которые представляют собой приращение историко-правовых знаний по заявленной проблематике. Автором выявлены и охарактеризованы основные факторы, определившие мировоззрение Герцена и Огарева в политико-правовом аспекте. Дана авторская оценка развития политико-правовой мысли в России в 1840−60-х гг. и показано значение в этом процессе взглядов Герцена и Огарева. Выявлены и раскрыты сущностные характеристики политико-правовых взглядов Герцена и Огарева с позиций современных представлений о государстве и праве. Раскрыты основные этапы организационно-идейной деятельности Герцена и Огарева по созданию Вольной русской типографии Лондоне и показана ее роль в распространении в российском обществе идеологии, противостоящей официальной позиции российского правительства. Определены направления и характер публикаций Герцена и Огарева в альманахе «Полярная звезда» и газете «Колокол» с точки зрения пропаганды в них политико-правовых взглядов указанных авторов. На основе впервые проведенного историко-правового анализа правовых публикаций в издании «Под суд!» — приложении к газете «Колокол», редакционных комментариев к ним, выявлена позиция Герцена и Огарева по вопросам развития в России правовых институтов и состояния законности. Определено значение издания «Общее вече» — приложения к газете «Колокол», выпускаемого Герценом и Огаревым, в развитии общественного сознания России. Показано влияние взглядов Герцена и Огарева на подготовку и проведение в России известных реформ 1860-х гг., а также на состояние общественного сознания России в целом.

В результате проведенного исследования разработаны следующие основные положения, выносимые автором на защиту:

1. Герцен и Огарев сформировали свое мировоззрение на идейной платформе декабристов, закрепив его глубоким философским осмыслением, что определило фундаментальность и содержательность их политико-правовых взглядов. Они стали представлять ту часть дворянства, которая не только остро осознавала необходимость в России перемен демократического характера, но и активно участвовала в пропаганде оппозиционных правительству революционных политико-правовых воззрений в открытых русскоязычных изданиях, выпуск которых они же наладили за рубежом и которые нелегально распространялись в России. В совокупности идейно-издательская деятельность Герцена и Огарева способствовала активизации общественно-политической жизни в России и в значительной степени подтолкнула общественное сознание России к реформам 1860-х гг. При этом нет оснований возлагать на Герцена и Огарева ответственность за то, что следствием распространения их политико-правового учения стало появление в России радикальных политических течений и организаций, ставивших целью насильственное свержение царизма, в том числе с использованием методов террора.

2. В тандеме Герцен и Огарев в части теоретических разработок государственно-правовых проблем ведущее место занимал Герцен. Общий вектор политико-правовых взглядов Герцена следует относить к социалистическому направлению, теоретической разработке которого были подчинены его философские, исторические и литературные труды. Герцен полагал, что представительная республика является переходным этапом от монархии к социальной республике. В целом же Герцен отдавал предпочтение демократическому режиму, но при этом делал оговорку, что не только монархия или политическая республика, но и республика социальная может быть нравственно уничтожена, и для предупреждения этого в России необходимо политическое устройство страны основывать на нравственных традициях сельской общины, в которой он усмотрел средство общественного преобразования, реальный элемент русского социализма. Вместе с тем Герцен переоценил значимость этих традиций для общественно-политического развития России.

3. Важным этапом развития политико-правовых взглядов Герцена стало обоснование им во второй половине 1850-х гг. своего видения идеи избрания и созыва всенародного бессословного «Великого Собора» — Учредительного собрания для отмены крепостничества, узаконения пропаганды социалистических идей, законной борьбы против самодержавия. Герцен в этой связи отмечал, что «каково бы ни было первое Учредительное собрание, первый парламент, мы получим свободу слова, обсуждения и законную почву под ногами». Начиная с Герцена идея Учредительного собрания стала органической частью социально-революционной и демократической идеологии России, в дальнейшем, как известно, идея учредительного собрания будет вновь востребована в России.

4. После вполне конкретных идей декабристов о политическом преобразовании России именно идеи Герцена стали следующим фундаментальным этапом развития общественно-политической мысли России, и в этом смысле особое место занимает разработанная им теория русского социализма, основными компонентами которой были признание особого по сравнению с западноевропейскими странами пути России к социализмуубеждение, что Россия более способна к социальной революции, чем эти страныоценка сельской общины как основы социалистической организации и указанияутверждение, что освобождение крестьян с землёй должно стать началом социального преобразования России. При этом общественное переустройство, по Герцену, не должно было происходить насильственным путем, и в этом смысле он выступал против призывов «к топору», отмечая, что «нельзя звать массы к такому бунту, потому что насилием и террором можно лишь расчистить место, но создать ничего нельзя». В этом контексте особенностью политико-правового наследия Герцена является и то, что он, будучи западником, попытался познать Россию «от обратного», то есть отталкиваясь от западного опыта, но, приложив его к России, он столкнулся с другими идейными течениями — революционным радикализмом, с одной стороны, и либерализмом, с другой стороны, и оказался чужд и тем, и другим, хотя и те, и другие во многом выросли на его идейном наследии. Как показал история, теория русского социализма Герцена оказалась утопией, что, однако, ничуть не преуменьшает его заслуг в развитии политико-правовой мысли России.

5. Наиболее характерными чертами политико-правовых воззрений Огарева являются, во-первых, убежденность Огарева в том, что именно исторические потребности народных масс, и прежде всего в экономической сфере, ведут к изменению форм социальной действительностиобразованные слои общества в лице научной элиты лишь изучают, осмысливают ихна формирование такой позиции повлияла та хозяйственная практика, который он имел в процессе «микрореформирования» сельскохозяйственного труда крестьян в своем имении. Во-вторых, вера в то, что никакое движение вперед, никакой социальный прогресс невозможен без свободы личности, поэтому основная роль науки должна заключаться в разработке таких форм социальной жизни, при которых коллектив не мог бы подавлять личность, лишать ее свободы творчества. В-третьих, он полагал, что наиболее эффективным управлением является общинное самоуправление при коллективной собственности на землю, но с предоставлением общиннику-пользователю права передачи пользования землей по наследству.

6. Герцен и Огарев совершили прорыв в издательской деятельности демократического направления, организовав бесцензурные издания в Лондоне, где для российского общества впервые появилась возможность открыто высказываться по актуальным темам, равно как впервые правящая элита, включая императора, стала подвергаться критике, в том числе в фельетонном жанре высмеивались члены императорской семьи, что было для России невиданным делом. Наибольшее значение имел при этом имел «Колокол». Это и другие издания Вольной русской типографии оказали огромное влияние на развитие политического сознания демократической интеллигенции 1850−1860-х гг. и сыграли большую роль в развитии российской общественно-политической мысли. Основными авторами были сами Герцен и Огарев, при этом у них образовалось некое условное разделение труда — так, если Герцен публиковал работы в основном общетеоретического и общеполитического характера, то перу Огарева принадлежала большая часть выступлений по экономическим и юридическим вопросам. Издания вольной типографии имели не только пропагандистское и просветительское значение, но и, уже в 1860-е гг., стали инструментом непосредственной политической жизни.

7. Публикации Герцена и Огарева в «Полярной звезде» и «Колоколе» основывались на мировоззрении, сформированном в 1840-е гг., являлись его развитием, но уже прикладного характера, при этом наибольшее внимание, бесспорно, было уделено крестьянскому вопросу. Герцен и Огарев публиковали правительственные проекты крестьянской реформы и подвергали их достаточно жесткой, но обоснованной критике. Участвуя в дискуссии по проектам крестьянской реформы, причем в конструктивной форме, Герцен и Огарев тем самым допускали возможность, что правительство решит земельный вопрос так, как они это видели (выкуп земли, крестьянин должен быть собственником). Однако этого не случилось, и после 1861 г. в их публикациях критика царского режима стала особенно резкой. Но и в такой ситуации Герцен и Огарев не считали возможным вставать на сторону радикалов. Публикации в «Полярной звезде» и «Колоколе» официально не комментировались царскими чиновниками, но влияние этих изданий на окончательные решения по содержанию либеральных реформ было несомненным.

8. В приложениях к газете «Колокол», издаваемых Вольной русской типографией («Под суд!» и «Общее вече») в концентрированном виде нашли отражение политико-правовые взгляды Герцена и Огарева по отдельным аспектам социально-экономического и общественно-политического развития российского общества, и прежде всего это касается правовой и духовной сфер. Публикуя материалы по конкретным делам из правоприменительной практики в приложении «Под суд!», редакция приложения, от имени которой выступали Герцен и Огарев, дает комментарии к ним, в которых представлены оценки как правовой системы России в целом, так и отдельных ее институтов (гражданское, административное и уголовное судопроизводство, государственная служба и др.), при этом преобладает критическая направленность, связанная с многочисленными фактами нарушений законности, произвола чиновников, бесправностью людей низших сословий, подчеркивается неприемлемость применения телесных наказаний в условиях, когда в цивилизованном мире они уже давно были отменены. Комментарии Герцена и Огарева отличаются также высоким уровнем правовых знаний, содержательностью и весомостью приводимых доводов с указанием конкретных норм комментируемых законов. В приложении «Общее вече» Герцен и Огарев подбирали и публиковали материалы со своими комментариями, которые раскрывали состояние и значимость духовной сферы в общественных отношениях. При этом выбор старообрядчества как основного предмета обсуждения вряд ли можно назвать удачным, однако наряду с этим на страницах приложения поднимались и обсуждались важнейшие политико-правовые проблемы, наиболее значимыми среди которых были вопрос о Земском Соборе как представительном органе власти всей России и вопрос о необходимости отмены смертной казни.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается прежде всего в том, что результаты проведенного анализа политико-правовых взглядов Герцена и Огарева могут представить научный интерес в изучении истории политических и правовых учений, деятельности оппозиционных власти общественно-политических структур, вне-цензурных средств массовой информации в дои послереформенный период Российской империи XIX в. Текст исследования может применяться при подготовке методических и научных разработок по истории отечественного государства и права, в учебно-воспитательном процессе, при чтении академических курсов, лекций, спецкурсов по истории политических и правовых учений, истории отечественного государства и права.

Апробация результатов исследования. Наиболее важные результаты диссертационного исследования нашли отражение в авторских публикациях, они использованы при проведении занятий по курсу «История политических и правовых учений» в Краснодарском университете МВД России, других высших учебных заведениях. Научные, педагогические работники, работники правоохранительных органов, общественных организаций могли ознакомиться с основными положениями диссертации на научно-практических конференциях в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ставрополе, в работе которых участвовал диссертант.

Структура диссертации определена характером и объемом научного исследования и включает в себя введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение и библиографический список использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.

Герцен и Огарев, как и декабристы, принадлежали к дворянским революционерам. Но эпоха 1830−40-х гг. была тем временем, когда поколение, разбуженное декабристами, преодолевая классовую ограниченность их идеологии, переосмысливая их исторический опыт, закладывало основы для наступления следующего, буржуазно-демократического этапа русского революционного движения. Сформированное в те годы мировоззрение Герцена и Огарева позволило им достаточно эффективно развивать свои политико-правовые идеи уже в практическо-пропагандистском ключе — в период создания и деятельности Вольной русской типографии в Лондоне, где они издавали знаменитый «Колокол», в значительной степени подтолкнувший общественное сознание России к реформам 1860-х гг.

После вполне конкретных идей декабристов о политическом преобразовании России именно идеи Герцена стали следующим фундаментальным этапом развития общественно-политической мысли России, и в этом смысле особое место занимает разработанная им теория русского социализма, основными компонентами которой были признание особого по сравнению с западноевропейскими странами пути России к социализмуубеждение, что Россия более способна к социальной революции, чем эти страныоценка сельской общины как зародыша социалистической организации и указания на те её качества, которые позволяют видеть в ней такое свойствоутверждение, что освобождение крестьян с землёй должно стать началом, первым шагом социального преобразования России.

При этом общественное переустройство, по Герцену, не должно было происходить насильственным путем, и в этом смысле его завещанием стала последняя работа — письма «К старому товарищу» (1869 г.), адресованные М. А. Бакунину и направленные против его призывов к уничтожению государства, немедленному социальному перевороту, полной свободе — нельзя, писал Герцен, звать массы к такому бунту, потому что насилием и террором можно лишь расчистить место, но создать ничего нельзя.

Особенностью политико-правового наследия Герцена является и то, что он, будучи западником, попытался познать Россию «от обратного», то есть отталкиваясь от западного опыта, но, повернув на русский путь, он столкнулся с другими идейными течениями — революционным радикализмом, с одной стороны, и либерализмом, с другой стороны, и оказался чужд и тем, и другим, хотя и те, и другие во многом выросли на его идейном наследии. Как показал история, теория Герцена оказалась утопией, что, однако, ничуть не преуменьшает заслуг Герцена в развитии политико-правовой мысли России.

Характерные черты политико-правовых воззрений Огарева заключаются в следующих основных положениях. Во-первых, убежденность Огарева в том, что именно исторические потребности народных масс ведут к изменению форм социальной действительности. Образованные слои общества в лице научной элиты лишь изучают, осмысливают их. Во-вторых, вера в то, что никакое движение вперед, никакой исторический прогресс невозможен без свободы личности. Основная роль науки должна заключаться в разработке таких форм социальной жизни, при которых коллектив не мог бы подавлять личность, лишать ее свободы творчества.

В отличие от Герцена, который порой преувеличивал роль науки в определении путей исторического развития, Огарев больше полагался на стихийное народное творчество и начала будущего общественного устройства искал в тех формах, которые слагаются под влиянием традиций, быта, привычек народных масс, занимая при этом идейное пространство между Герценом и Бакуниным, это касалось также его практической организационно-идейной деятельности.

Герцен и Огарев совершили прорыв в издательской деятельности демократического направления, организовав для российского читателя бесцензурные издания в Лондоне, и прежде всего альманах «Полярная звезда» и газету «Колокол». Наибольшее значение имел при этом «Колокол», издававшийся Герценом и Огаревым в Лондоне с 1857 по 1867 гг. Возникнув как «прибавочные листы» к «Полярной звезде», «Колокол» быстро превратился в самостоятельное издание, воплотив насущные потребности русского революционного движения. «Колокол» стал голосом и совестью эпохи, сплотив вокруг себя передовые общественные силы в России и в эмиграции на почве широкой программы социально-политических преобразований с целью облегчения жизни простого русского народа. Именно ради этого создавалась Вольная типография, именно ради этого выпускался «Колокол», который первым решил бросить вызов официальной власти и создал за рубежом бесцензурную прессу, которая позволила ему открыто высказываться на наиболее актуальные темы для российского общества.

Вместе с тем Герцен и Огарев, несмотря на активный публицистический, а нередко обличительный стиль, фактически вступали в конструктивную дискуссию с авторами правительственных проектов предстоящих реформ, и прежде всего связанных с отменой крепостного права, и допускали возможность общественно-политических и социально-экономических преобразований демократического характера в рамках действующего монархического государства.

Однако во второй половине 1860-х гг. сторонников Герцена и Огарева, приверженцев «серединного» пути развития России (между либералами и радикалами), становилось меньше — либералы все более склонялись к поддержке царского правительства, которое начало реальные преобразования, а радикалы выступали за революционное свержение царизма, считая начавшие преобразования половинчатыми мерами, уводящими Россию в сторону от прогрессивного развития. Соответственно и потребность в изданиях, придерживающихся этой позиции, уменьшалась, и в конце 1860-х гг. Герцен вынужден был констатировать, что российское общество больше не нуждается в той Вольной русской типографии, какой он ее создавал и которая активно работала на совершенствование российских общественных отношений в течение более десяти лет. Вольная русская типография выполнила свою миссию — создала для России возможность свободного изложения политической позициино дальше требовались практические действия по переустройству политической системы, с радикальными методами которого Герцен и Огарев не соглашались.

Публикации Герцена и Огарева в «Полярной звезде» и «Колоколе» основывались на мировоззрении, сформированном в 1840-е гг., являлись его развитием, но уже прикладного характера, поскольку и в них находили отражения оценки наиболее актуальных общественно-политических и социально-экономических проблем России 1850−1860-х гг. При этом наибольшее внимание, бесспорно, было уделено крестьянскому вопросу. Герцен и Огарев публиковали правительственные проекты крестьянской реформы и подвергали их достаточно жесткой, но обоснованной критике. Участвуя в дискуссии по проектам крестьянской реформы, причем в конструктивной форме, Герцен и Огарев тем самым допускали возможность, что правительство решит земельный вопрос так, как они это видели (выкуп земли, крестьянин должен быть собственником). Однако этого не случилось, и после 1861 г. в их публикациях критика царского режима стала особенно резкой. Но и в такой ситуации Герцен и Огарев не считали возможным вставать на сторону радикалов, призывавших «к топору», о чем также основательно писали в «Колоколе». Публикации в «Полярной звезде» и «Колоколе» официально не комментировались царскими чиновниками, но их влияние на окончательные решения по содержанию либеральных реформ было несомненным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Правовые акты, официальные документы
  2. Конституционная Хартия 1815 г. и некоторые другие акты бывшего Царства Польского (1814−1881 гг.). СПб., 1907.
  3. Цензурный устав от 10 июня 1826 г. // Русская журналистика в документах. История надзора. М., 2003. С. 110−114.
  4. Цензурный устав от 22 апреля 1828 г. // ПСЗ-1. Т. У1. № 3718.
  5. Манифест об отмене крепостного права от 19 февраля 1861 г. // Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов. М., 1954. С. 12−15.
  6. Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости // Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов. М., 1954. С. 16−34.
  7. Положение об устройстве дворовых людей // Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов. М., 1954. С. 36−41.
  8. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. СПб., 1864.
  9. Определение Правительствующего Сената по делу купца Малкова // Под суд! 1859. 1 октября. С. 3.
  10. Рапорт № 2 санкт-петербургского военного генерал-губернатора Игнатьева по делу купца Малкова // Под суд! 1859. 1 октября. С. 3.
  11. Рапорт № 1 санкт-петербургского военного генерал-губернатора Игнатьева по делу купца Малкова // Под суд! 1859. 1 октября. С. 2−3.Пестель П. И. Русская Правда // Хрестоматия по истории СССР. М., 1977. С. 75−92.
  12. Н.М. Конституция // Хрестоматия по истории СССР. М., 1977. С. 93−111.
  13. Восстание декабристов. Документы. Т. У11. М., 1958.1. Периодические издания
  14. Биржевые новости. 1868. 6 февраля.
  15. Санкт-Петербургские ведомости. 1862. 6,14 июля.
  16. Санкт-Петербургские ведомости. 1862. 27 мая.1. Книги, статьи, тезисы
  17. А.Я. Масоны и революция. М., 1990.
  18. А.Г., Юдин А. И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. М.: Высшая школа, 1991.
  19. К.С. Воспоминание студентства 1832−1835 годов. СПб., 1911.
  20. П. В. Граф С. С. Уваров и его роль в русском обществе // Педагогика. 1993. № 4. С. 45−53.
  21. В.А. Сельская община в России (XVII начало Х1Хв.) М., 1976.
  22. И. В. Племика И.И. Тургенева с А.И. Герценом об исторических путях развития России // Известия Российского государственного педагогического университета. 2007. № 16. С. 13−21.
  23. Г. Д. Народничество в России в XIX в.: идейная эволюция. М.: Наука, 1990.
  24. М.Ф. Памяти Герцена (не по Ленину, не по Коржавину) // Нева. 2012. № 3. С. 74−79.
  25. В.Ф. А.И. Герцен. Общественный идеал анархиста. М., 2000.
  26. Т.В., Асипова Н. В. Проблема «земской свободы» в публицистике А.И. Герцена и Н. П. Огарева // Вестник Рязанского государственного университета. 2009. № 25. С. 52−59.
  27. К.В., Павлов А. В. Русский национализм в XIX столетии // 8СНОЬА-2005. М., 2005.
  28. Т.М. Система правительственного контроля за общественными организациями в России (1825−1861) // Историко-юридические исследования правовых институтов и государственных учреждений СССР. Свердловск, 1986. С. 39−52.
  29. З.П. «Колокол» Герцена. М.: Госполитиздат, 1949.
  30. М.А. Русским, польским и всем славянским друзьям // Колокол. 1862. 15 февраля.
  31. В.Г. Собр. соч. в 2 т. М., 1966. Т. 1.
  32. В.Г. Избранные сочинения. Т. 2. М., 1969.
  33. Н. А.И. Герцен, славянофилы и западники. СПб., 1905.
  34. Ф.Ф. К истории печати России. СПб., 1992.
  35. И. Герцен и Бакунин о свободе личности. История свободы. М., 2001.
  36. Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде XIX XX в. // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 108−116.
  37. С.Н. Душевная драма Герцена // Вопросы философии и психологии. Вып. 1У-У. Киев, 1905.
  38. Ф. Заговор во имя равенства, именуемый заговором Ба-бефа. В 2-х тт. М. Изд-во АН СССР, 1963.
  39. M.JI. А.И. Герцен: система, личность, социальная модернизация // Вестник Нижегородского государственного университета. 2001. № 1. С. 43−47.
  40. С. С. Карл Маркс и русские общественные деятели. JL, 1969.
  41. А. И. Герцен и русская социалистическая мысль XIX века. М: Мысль, 1973.
  42. А.И. В поисках революционной теории (А.И. Герцен). М.: Госполитиздат, 1962.
  43. А.И. Начало социалистической мысли в России. М.: Высшая школа, 1966.
  44. JI.M. Университетский устав Российской империи 1804 г.: режим академической свободы // История государства и права. 2006. № 4. С. 33−37.
  45. Вольная русская поэзия XVIII—XIX вв.еков / Вступит, статья, сост., вступ. заметки, подг. текста и примеч. С. А. Рейсера. Л.: Сов. писатель, 1988.
  46. И. Д. А. И. Полежаев. Жизнь и творчество. Саранск, 1979.
  47. А. Исследование внутреннего состояния народной жизни и в особенности сельских учреждений России (1847−1852 гг.). М., 1869.
  48. A.A. К нашим // Полярная звезда. 1855. Книжка первая.1. C.225−235.
  49. A.A. Комментарий к «Административно-судебному проекту» Ростовцева по крестьянскому делу // Колокол. 1859. 1 и 15 мая.
  50. А.И. Собрание сочинений в 30 томах. М.: Акад. наук СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького, 1954−1965.
  51. А.И. 1 июля 1858 г. // Колокол. 1858. 1 июля.
  52. Герцен А.И. Very dangerous!!! // Колокол. 1859. 1 июня.
  53. А.И. Августейшие путешественники // Колокол. 1857. 1 июля.
  54. А.И. Вперед! Вперед! // Полярная звезда. 1856. Книжка вторая. 1856. С. 115.
  55. А.И. Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ //Колокол. 1961. 15 августа.
  56. А.И. Молодая старая Россия // Колокол. 1862. 15 июля.
  57. А.И. Н.Г. Чернышевский // Колокол. 1864. 15 июля.
  58. А.И. Нет больше освобождения крестьян //Колокол. 1858. 15 августа.
  59. А.И. Письма из России // Колокол. 1860. 15 апреля.
  60. А.И. Письмо к императору Александру второму // Полярная звезда. 1855. Книжка первая. С. 10−14.
  61. А.И. Порядок торжествует! // Утопический социализм: хрестоматия / Ред. А. И. Володин. М.: Политиздат, 1982. С. 414−415.
  62. А.И. Предисловие // Колокол. 1857. 1 июля.
  63. А.И. Предисловие // Полярная звезда. 1855. Книжка первая.1. С. 4.
  64. А.И. Предисловие к статье: Письмо из провинции // Колокол. 1860. 1 марта.
  65. А.И. Разбор нового крепостного права // Колокол. 1861. 15 июля.
  66. А.И. Революция в России // Колокол. 1857. 1 августа.
  67. А.И. Россия // Утопический социализм: хрестоматия / Ред. А. И. Володин. М.: Политиздат, 1982. С. 151−152.
  68. А.И. С того берега (письма из Франции). М., 2002.
  69. А.И., Огарев Н. П. Обращение к императору Александру 11 //Колокол. 1858. 15 августа.
  70. М.О. Социально-политические взгляды А.И. Герцена. М., 1906.
  71. Л. Я. «С того берега» Герцена. (Проблематика и построение). М., 1962.
  72. Л.П. А.И. Герцен и русская журналистика его времени. СПб., 1994.
  73. Л.П. История русской журналистики ХУ111 XIX веков. СПб, 2003.
  74. В.М. Гракх Бабеф накануне и во время Великой французской революции (1789−1794). М, 1963.
  75. Декабристы и их время. М.-Л, 1959. С. 232.
  76. Дело о преступном сообщничестве полицейского майора Попова, генерал-губернатора Игнатьева и министра Панина против свободы и чести купца Малкова//Под суд! 1859. 1 октября. С. 1.
  77. А.Г. «Колокол» и вольная печать А.И.Герцена М.-Л., 1981.
  78. A.A. Из истории размежевания революционных демократов с либералами (Чернышевский и Кавелин) // Освободительное движение в России. Саратов, 1979. Вып. 9. С. 22−38.
  79. Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева. Т. 1. М.-Л, 1946.
  80. E.H. Герцен на Западе. СПб, 1998.
  81. И.Г. Политические и правовые воззрения Н.П. Огарева. Саранск, 1995.
  82. Дьяков В А. Освободительное движение в России 1825−61 гг. М.: Наука, 1979.
  83. Т.В. Развитие России в цивилизационной концепции А.И. Герцена // Вестник Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. 2011. № 4. С. 239−244.
  84. .И. История русской журналистики (1703−1917). М.: Наука, 2000.
  85. .И. История русской журналистики (1703−1917). М.: Наука, 2000.
  86. Г. В. История цензуры в России XIX XX вв. М.: Аспект Пресс, 2001.
  87. П.Г. Молодая Россия // Утопический социализм в России: Хрестоматия. М., 1985. С. 163−166.
  88. В.Ю. Всемилостивейшая жалованная грамота российскому народу 1801 г. в контексте развития конституционных идей в России во второй половине XVIII первой четверти XIX в.в. М.: «Прометей», 2002.
  89. А. Л. Идеология «православия самодержавия — народности» и ее немецкие источники // В раздумьях о России (XIX век). М., 1996.
  90. И.И. Крестьянское движение в России в первой четверти XIX в. М., 1963.
  91. Из записок князя А. Чарторыйского. Русский двор в конце XVIII и начале XIX столетия. 1795−1805 (переиздание). М., 2007.
  92. История России с древнейших времён до начала XXI века / Под ред. А. Н. Сахарова. М.: Астрель, Транзиткнига, 2006.
  93. История русской журналистики XVIII XIX веков / Под ред. А. В. Западова. М.: «Высшая школа», 1973.
  94. .С., Твардовская В. А. Карл Маркс и Александр Герцен: история одной вражды // Новая и новейшая история. 1994. № 6. С. 43−52.
  95. К. Д. Взгляд на юридический быт древней России // Кавелин К. Д. Наш умственный строй: статьи по философии и истории русской культуры. М., 1989. С. 9−143.
  96. JI.H. А.И. Герцен о развитии личности женщины // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 1. С. 338−343.
  97. O.A. К вопросу о начальных этапах развития российского конституционализма // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N7. С. 43 -47.
  98. В.А. Слово о замечательном человеке, мыслителе, гуманисте (к 125-летию со дня смерти Н.П. Огарева) // Вестник Томского государственного университета. 2002. № 2. С. 5−11.
  99. В.И. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Лондон, 1861.
  100. H.A. Правда старой веры. М., 1916.
  101. А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1973.
  102. .П. Выступление Герцена против «Современника» в 1859 году // Известия АН СССР. 1982. № 2. С. 44−45.
  103. .П. Журнально-публицистическая деятельность А.И.Герцена. «Полярная звезда» и «Колокол», М., 1996.
  104. Р. П. Карл Маркс и революционная Россия. М., 1975.
  105. А. А. Теория официальной народности и внутренняя политика Николая I // Книга для чтения по истории нового времени. М, 1914. Т.4. Ч. 2.
  106. .Г. Герцен и общественность Сибири (1855−1862). Новосибирск, 1958.
  107. В.Н. А.И. Герцен и М.А. Бакунин о «польском вопросе» (40−60-е гг. XIX в.) // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 326. С. 80−84.
  108. В.Н. А.И. Герцен о национальных процессах в Европе и России в 40−60-е годы XIX века // Вестник Восточного экономико-юридической гуманитарной академии. 2009. № 6. С. 15−23.
  109. O.E. Российский конституционализм. М.: НОРМА, 2008.
  110. A.B. Правовой нигилизм и правовой цинизм: понятия, сходство и различия // Общество и право. 2008. N 3. С. 97−100.127.
  111. М.К. Тайное общество братьев Критских // Былое. 1906. № 6. С. 41−57.
  112. В.И. Памяти Герцена // Социал-Демократ. 1912. 25 апреля.
  113. В.И. Полн. собр. соч. Т. 21.
  114. Я.И. Революционная борьба А.И. Герцена и Н. П. Огарева и «Земля и воля» 1860-х годов. М., 1964.
  115. Н.О. История русской Философии. М., 1990.
  116. Н.Ф. Российское понимание свободы // Юридический мир. 2009. N 12. С. 48 51.
  117. А. Кому звонил русский «Колокол» // Конкуренция и рынок. 2004. № 24. С. 73−76.
  118. И.И. А.И.Герцен и Н. П. Огарев о декабристах // Ученые записки Ивановского государственного пединститута. Т. 7. Исторические науки. 1955. С. 74−87.
  119. В.И. Русское просветительство второй половины XVIIIb.: из истории общественно-политической мысли в России. М., 1994.
  120. Н. В. Гоголь. Материалы и исследования / Под ред.
  121. B. В. Гиппиуса. Т. I. М.- Л., 1936.
  122. Г.А. А.И. Герцен и М.А. Корф (борьба вокруг декабристов в русской историографии конца 50-х начале 60-х годов XIX в.) // Проблемы общественной мысли и экономическая политика России XIX—XX вв. Л, 1972. С. 116−138.
  123. М.В. Встреча двух поколении. Из истории русского революционного движения конца 50-х начала 60-х гг. XIX в. М., 1980.
  124. Николай Первый и его время. В 2-х т. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.1. Т.1.
  125. П.И. Идея права в философии Вл. Соловьева // Новгородцев П. И. Соч. М., 1995.
  126. И.С. Молодой Герцен. М.: Советский писатель, 1986.
  127. Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. М., 2000.
  128. Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения. В 2-х т. К 75-летию со дня смерти. / Под общ. ред. М. Т. Иов-чука и Н. Г. Тараканова. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1952- Т. 2. М.: Госполитиздат, 1956.
  129. Н.П. Комиссии для оставления Положений // Колокол. 1859. 1 сентября.
  130. Н.П. Комментарии к официальным предложениям Московского комитета по крестьянскому делу//Колокол. 1859. 1 февраля.
  131. Н.П. Куда и откуда // Колокол. 1862. 22 мая.
  132. Н.П. Сон // Полярная звезда. 1856. Книжка вторая. 1861.1. C. 325.
  133. Н.П. Стихотворения. M., 1956.
  134. Р. Последний год жизни Герцена // Вестник Европы. 2004. № 11. С. 59−64.
  135. А. В. Методологические подходы к изучению политико-правового наследия А. И. Герцена // Пути повышения качества подготовки специалистов для Минюста России: материалы науч.-практ. конф. Т. 1. Владимир, 2004. С. 112−114.
  136. А. В. Герцен это «свобода»//Труды IV Всероссийского философского конгресса. В 5 т. Т. 4. М., 2005. С. 119−124.
  137. А. В. Развитой социализм против коммунизма // Политический журнал. 2006. № 478. С. 39−45.
  138. А.Т. От дворянской революционности к революционному демократизму (идейная эволюция А.И. Герцена). М.: МГУ, 1977.
  139. Н. К. А.И. Герцен: начало либерального социализма // Вопросы философии. 2006. № 3. С. 118−131.
  140. .Г. Русь Россия — Российская империя. Хроника правлений и событий. 862−1917 гг. М.: ЦентрКом, 1997. С. 205.
  141. Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. Т. 1: Российские университеты и Устав 1804 года. М.: МГУ, 2002.
  142. Н.М. А.Герцен революционер, мыслитель, человек. М., 1999.
  143. Н.М. Александр Герцен: Жизнь и деятельность. М., 1989.
  144. Письмо из провинции//Колокол. 1860. 1 марта.
  145. Г. В. Соч., М. -Л., 1922−1927. T. XXIII.
  146. М.П. Письма политические и польский вопрос. М., 1876.
  147. Покровительство саратовского начальства // Под суд! 1860. 1 сентября.
  148. Политические процессы 60-х гг. М. Пг, 1923. Т. 1.
  149. Ю.В. Публицисты Великой французской революции. М.: Изд-воМГУ, 1989.
  150. И.В. А.И. Герцен о Северной Америке и России // История России: диалог российских и американских историков. Саратов, 1994.
  151. И.В. Герцен о революционных традициях декабристов // Из истории общественного движения и общественной мысли в России. Выпуск второй. Саратов, 1968. С. 28−88.
  152. И.В. Из истории борьбы царизма против Герцена (попытка создания анти-«Колокола» в 1857—1858 гг.) // Из истории общественной мысли и общественного движения в России. Саратов, 1964. С. 65−76.
  153. Правительствующий откуп и при нем состоящая императорская власть // Под суд! 1859. 15 ноября.
  154. Н.П. Огарева к кн.: К. Ф. Рылеев. Думы, Лондон. Изд. Искандера, 1860.
  155. Предложение министра юстиции Панина по делу купца Малкова // Под суд! 1859. 1 октября. С. 7.
  156. В.И. Герцен. М, 1987.
  157. С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь: Кавказский край, 1993.
  158. A.C. Сборник стихотворений. М, 1974.
  159. A.C. Собр. соч. Т. 6. М, 1964.
  160. Революционный радикализм в России: век девятнадцатый / Под ред. Е. Л. Рудницкой. М, 1997.
  161. Е.Л. Поиск пути. Русская мысль после 14 декабря 1825 года. М, 1999.
  162. Е.Л. Политическая ссылка в Сибири на страницах изданий вольной русской типографии // Политическая ссылка в Сибири. М, 1958. С. 76−88.
  163. E.JI., Тартаковский, А .Г. Вольная русская печать и книга барона Корфа //14 декабря 1825 года и его истолкователи (Герцен и Огарев против барона Корфа). М., 1994. С. 7−16.
  164. Е.Л. Огарев в русском революционном движении. М., 1969.
  165. К.Ф. Ода на день тезоименитства его императорского высочества великого князя Александра Николаевича // Сочинения К. Ф. Рылеева / Под ред. М. Н. Мазаева. СПб., 1893. С. 45−46.
  166. М. В. 200 лет первому университетскому Уставу в России // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 3(31). С. 104−108.
  167. Серно-Соловьевич H.A. Окончательное решение крестьянского вопроса. Берлин, 1861.
  168. Е.А. Государственная уставная грамота Российской империи 1820 г. (из истории «правительственного конституционализма» // Советское государство и право. 1980. № 7. С. 32−41.
  169. А. Революционные идеи преобразования России в первой половине 60-х гг. XIX столетия // Власть. 2011. № 10. С. 120−125.
  170. А.Г. А.И. Герцен о русском нигилизме как общественно-политической борьбе за право и демократию в 60-х годах XIX века // История государства и права. 2008. N 14. С. 60−64.
  171. З.Ф. Социальная философия Герцена. М., 1973.
  172. Ю. В. Щепкин / Серия «Жизнь замечательных людей». М., 1993.
  173. Советская историческая энциклопедия. Т. 10. М., 1980.
  174. П.Б. Герцен // Политика, культура, религия, социализм. М., 1997.
  175. Н. Раскол как орудие враждебных России партий. М., 1867.
  176. А. Д. Столетняя дискуссия: Западничество и самобытность в русской философии. М., 1998.
  177. В. В. Диалоги в книге А. И. Герцена «С того берега» // XIX Герценовские чтения. Л., 1966. С.70−76.
  178. Л.А. Дело жизни Герцена // Русские ведомости. 1912. 29 марта.
  179. Н. Россия во главе Священного Союза: Аракчеевщина // Скепсис / scepsis.ru/library. 2010. 30 мая.
  180. В.А. Солдатское движение в годы декабристов. М., 1963.
  181. И.А. Революционное движение в России во второй четверти XIX в. М., 1958.
  182. Г. С. Гракх Бабеф во время термидорианской реакции. М., 1980.
  183. . Обзор исторического развития сельской общины в России // Русский вестник. 1856. Т. 1. Кн.2. С. 600 621.
  184. Н.К. Император Николай Первый. Его жизнь и царствование. В 2-х т. М.: Алгоритм, 1997.
  185. Г. Г. Гракх Бабеф. М., 1933.
  186. Г. Г. Заговор Бабефа. Л., 1927.
  187. В. Русское западничество: Генезис сущность — историческая роль. Лодзь, 2001.
  188. Н.Я. Герцен против самодержавия: секретная политическая история России XVIII XIX вв. и Вольная печать. М.: Наука, 1984.
  189. Н.Я. Начало издания «Колокола» и его первые корреспонденты // Революционная ситуация в России в 1859—1861 гг. М., 1863. Т.З.
  190. Н.Я. Тайные корреспонденты «Полярной звезды». М., 1966.
  191. Р.Г. В новом обличии (1825−1855 гг.) // Русский консерватизм XIX столетия. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 105−113.
  192. Я.Е. Герцен. М., 1996.1. Диссертации, авторефераты
  193. И.Е. Идеи конституционализма в политико-правовой мысли дореформенной России (первая половина XIX века). Дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  194. O.A. Проявления инакомыслия в первой трети XIX в. и меры государственного принуждения по его подавлению. Дис.. канд. юрид. наук. Краснодар, 2011.
  195. О.В. Межцивилизационный синтез в России (славянофилы, западники, B.C. Соловьев). Дис.. канд. культурологии. Краснодар, 2005.
  196. И.Г. Политические и правовые воззрения Н.П. Огарева. Дис.. канд. юрид. наук. М., 1996.
  197. A.B. Исторический опыт развития политического мировоззрения российского общества (1721−1917 гг.). Автореф. Дис.. д-ра ист. наук. М., 2010.
  198. И.П. Французский революционаризм 1820−1860-х гг. в системе социально-политических воззрений А. И. Герцена. Дис.. канд. ист. наук. М., 2007.
  199. И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). Дис.. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002.
  200. Я.Н. Уголовное судопроизводство по преступлениям против государства в Российской империи первой половины XIX в. Дис.. канд. юрид. наук. Краснодар. 2005.
  201. А.Г. Леворадикальная политическая мысль в России конца 60-х начала 80-х гг. XIX века. Дис.. канд. полит, наук. СПб, 2003.
  202. Е.Ю. Социально-нравственный аспект мировоззрения А.И. Герцена. Дисс.канд. филос. наук. СПб, 2000.
  203. Н.М. Либерализм в России на рубеже XVIII XIX вв. Дис. .канд.ист.наук. М, 1998.
  204. Г. Н. Идейная эволюция легального народничества во второй половине XIX начале XX вв. Автореф. дис.. д-ра ист. наук. Саратов, 2010.
  205. Э.В. Отражение социально-политической ситуации на Урале и в Западной Сибири в вольной русской типографии А.И. Герцена и Н. П. Огарева. Дис.. ист. наук. Саратов, 2003.
  206. A.B. Учение о государстве и праве А.И. Герцена. Дис.. канд. юрид. наук. Владимир, 2007.
  207. И.С. Концепция «пересоздания общества» в социальной философии А.И. Герцена. Автореф. дисс.. канд. филос. наук. СПб, 1996.
  208. Ф.А. Формирование системы университетского образования в России в первой половине XIX в. Дис.. д-ра ист.наук. М, 1999.
  209. Е.В. Программа реформ в политико-правовой идеологии раннего народничества. Дис.. д-ра ист. наук. М, 2010.
  210. Полу смак Т. Л. Цензурное законодательство дореволюционной России. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2003.
  211. И.В. Герцен в русском освободительном движении. Дис.. канд. ист. наук. Саратов, 1977.
  212. A.A. Идея правовой свободы личности в воззрениях русских мыслителей XIX века. Дис.. канд. юрид. наук. М, 2005.
  213. А.Р. Развитие идей конституционализма в русской политико-правовой мысли XIX начала XX веков. Дис.. канд. юрид. наук. М., 2006.
  214. E.JI. Классическое западничество: концепция цивилиза-ционного развития России в Новое время. Дис.. д-ра ист. наук. Иваново, 2010.
  215. М.И. Политическая культура декабристов в контексте российской истории XIX в. Дис.. д-ра ист. наук. Краснодар, 2002.
  216. Г. Л. Культурличностная концепция в воззрениях А.И. Герцена. Дис.. канд. филос. наук. Тамбов, 2006.
  217. C.B. Государственная идеология в России второй четверти XIX века: пропаганда и ее реализация. Дис.. канд. ист. наук. Саратов, 2006.
  218. К.С. «Государственная уставная грамота Российской империи» (к вопросу о российском конституционализме). Дис.. канд. ист. наук. М., 2007.
  219. С.Е. «Декабристская легенда» Герцена. Дис.. канд. ист. наук. СПб., 2001.
Заполнить форму текущей работой