Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Религиозная правовая традиция: теоретический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из зарубежных авторов следует особо выделить Г. Дж. Бермана. Сборник его статей и выступлений разных лет под общим названием «Вера и закон: примирение права и религии» предметно посвящен рассмотрению взаимосвязи правопорядка в обществе с «фундаментальными воззрениями человека относительно смысла своей жизни и конечной цели истории, то есть с верой"1. В этой работе Г. Дж. Бермана представлен… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ
    • 1. Правовая традиция как проблема теории права
    • 2. Идеологические основы, факторы и условия формирования религиозной правовой традиции
  • ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ
    • 1. Религиозное право как модель права
    • 2. Влияние религии на светскую правовую традицию
    • 3. Особенности сравнения религиозной и светской правовых традиций

Религиозная правовая традиция: теоретический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность выбранной темы исследования определяется, с одной стороны, необходимостью поиска новых возможностей права как основного регулятора общественных отношений на современном этапе, в том числе, путем сочетания с другими социальными регуляторами, с другой стороны, возрастающим значением религии в массовом сознании людей как мотивирующего начала социального поведения, назревающей потребностью увязки правосознания и религиозного мировоззрения. «В последнее время, — отмечает Морозова JI.A., — влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как важнейшей интегрирующей силе."1.

В основу сделанного выбора темы положено понимание того факта, что эффективность социального регулирования во многом базируется на степени восприятия обществом методов регулирования, действия тех или иных регуляторов, на соответствии используемых регулятивных институтов внутренним убеждениям, психологии, мировоззрению членов общества.

Необходимость поиска эффективных методов регулирования общественных отношений, сочетания различных социальных регуляторов продиктована возрастающей криминализацией общества, прогрессированием в международном масштабе террористической деятельности, неразрешенностью и даже неразрешаемостью межэтнических, межконфессиональных конфликтов.

1 Морозова Л, А Государство и церковь, особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. № 3. С. 86.

По справедливому утверждению академика B.C. Нерсесянца, поиски оптимальных вариантов сочетания правовых форм воздействия с регулятивными возможностями других социальных норм являются одной из центральных задач всей социальной политики1.

Перечисленные проблемы касаются в равной степени и развитых стран, и стран развивающихся, и свидетельствуют, в том числе, о недостаточной эффективности социального, прежде всего правового регулирования общественных отношений в современном мире, о несоответствии уровня правосознания населения моделям правового поведения, заложенным в законодательстве.

Так, Г. Дж. Берман считает бесспорным, что «западная правовая традиция. не способна удовлетворительно решить большинство индивидуальных и социальных конфликтов, порожденных XX веком, и не способна поддерживать порядок и справедливость ни внутри государств, ни в межгосударственных отношениях, ни в мире как едином целом"2.

Проблема, разрешению которой посвящена настоящая диссертационная работа, заключается в исследовании специфики религии как социально-нормативного регулятора, особенностей религиозной правовой традиции, ее взаимосвязи со светской моделью права, поиске новых возможностей взаимодействия права и религии в процессе социального регулирования. Выводным значением этого поиска являются перспективы «обновления» права за счет использования регулятивного потенциала религии.

Степень научной разработанности темы. Постановка и рассмотрение вопроса о соотношении права и религии осуществлялась еще в трудах русских правоведов и философов: Ильина И. А., Неволина К. А., Новгородцева П. И., Соловьева B.C., Трубецкого Е. Н и др.

1 Проблемы общей теории права и государства: Учебник. Под ред. Нерсесянца B.C. М., 1999. С. 179.

2 Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999, С. 60.

Возвращение к религиозным традициям обусловило интерес к данной теме со стороны правоведов, и, как следствие, появление работ, посвященных изучению религиозного феномена в свете юридического анализа. Большое внимание в отечественной правовой науке уделено изучению проблем свободы совести и вероисповедания, а также вопросам государственно-правовой регламентации деятельности религиозных объединений.

В то же время малоизученной остается область теоретического исследования взаимосвязи и взаимодействия права и религии как ценностно-нормативных регулятивных явлений.

Признавая регулятивную функцию религии, многие ученые опускают нормативный аспект религиозного воздействия, вследствие чего религиозные предписания зачастую вообще не рассматриваются как самостоятельный вид социальных норм. В то же время, когда соотношение права и религии все же исследуется, то предметом изучения выступает лишь нормативная часть этих регуляторов, то есть религиозные и правовые нормы. В то время как не менее важной представляется увязка «преднормативной» ценностно-мотивационной, идеологической, философской составляющей права с религиозным мировосприятием, а также правосознания с мировоззрением человека в целом.

Серьезный анализ данной проблематики проводится в работе Клочкова В. В. «Религия, государство, право». Различные аспекты соотношения права и религии также рассматривались Алексеевым С. С., Баскиным Ю. Я., Венгеровым А. Б., Мановым Г. Н., Нерсесянцем B.C., Никоновым В.А.

Немаловажная роль в изучении регулятивного воздействия религии принадлежит исследованиям представителей социологии и религиоведения, как отечественным: Лавриненко В. Н., Радугин А. А., Яблоков И. Н., так и зарубежным: М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс.

Сложность и значительность исторической и социальной роли религии отражены в работах А. Меня «История религий: в поисках Пути, Истины и Жизни», П. Баренбойма «Первая Конституция мира. Библейские корни независимости суда», Ю. В. Тихонравова «Судебное религиоведение». Исследованию и изучению религиозных начал в праве и правовых — в религии в контексте конкретных правовых и религиозных систем посвящены работы отечественных правоведов Крашенинниковой Н. А., Варьяса М. Ю., Муромцева Г. И., Марченко М. Н., Саидова А. Х., Сюкияйнена J1.P.

Из зарубежных авторов следует особо выделить Г. Дж. Бермана. Сборник его статей и выступлений разных лет под общим названием «Вера и закон: примирение права и религии» предметно посвящен рассмотрению взаимосвязи правопорядка в обществе с «фундаментальными воззрениями человека относительно смысла своей жизни и конечной цели истории, то есть с верой"1. В этой работе Г. Дж. Бермана представлен интересный и достаточно своевременный анализ накопленного в истории опыта христианского видения роли и назначения права в обществе и в жизни отдельного человека. Своевременный потому, что, по мнению самого же ученого, действующая на Западе правовая система претерпевает «кризис целостности», разрешение которого возможно, в том числе, через обращение к религиозным, культовым ценностям2.

Целью настоящей диссертационной работы является выработка общетеоретической модели религиозной правовой традиции на основе всестороннего изучения регулятивных особенностей и правовых аспектов религии, исследование места и роли религии в формировании правовых систем современности, установление возможности использования религиозно-регулятивного опыта в правовой системе.

1 Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999, С. 9. Там же, С. 12.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать основные задачи, разрешаемые в работе, а именно:

— рассмотрение категории правовая традиция в теории государства и права и классификация правовых традицийопределение «религиозной правовой традиции», выявление ее характерных особенностей;

— установление места и роли религиозной правовой традиции в формировании светских и религиозных правовых семей;

— исследование индусского, иудейского, мусульманского моделей права, изучение влияния религии на светскую правовую традицию;

— сравнение социально-регулятивных особенностей религии и права;

— предложение возможных форм восприятия позитивного опыта религии в совершенствовании правового регулирования общественных отношений.

Объектом данного научного исследования выступает совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе функционирования религиозной и светской правовых традиций, их взаимосвязь и взаимодействие в современных условиях. Предметом настоящего исследования являются юридические закономерности формирования и развития религиозной правовой традиции, религиозные предпосылки возникновения светской модели права, а также конкретные виды религиозных правовых систем.

Методологическая основа исследования. Для решения задач исследования были использованы философский, общенаучные и частнонаучные методы познания.

Что касается философского подхода, то в работе учитывалось, что научное знание в целом основано не только на рационально выстроенном знании, но и на интуитивном чувстве.

Бубер М. отмечал, например, что историческое знание основано еще и на вере или, можно даже сказать, своеобразном «доверии» к освещенным традицией событиям прошлого1. У исследователей зачастую возникает сложность рационального восприятия материала, изложенного в священных писаниях. Хазанов О. В., исследующий особенности религиозной традиции в индуизме и иудаизме, по этому поводу отмечает: «Иррациональность религиозно-исторического сознания находит свое отражение как в осмыслении общего характера исторического процесса, так и в признании (или не признании) реальности конкретных фактов прошлого, о которых могут говорить либо священные книги, либо устная традиция, и которые помимо них не имеют другого источника, подтверждающего то, что данные факты имели место в действительности»". И можно согласиться с мнением Лившица Р. З, считающего, что в «пределах каждой теории, если она является действительно научной теорией, то есть содержит прирост знаний об обществе, есть элементы и материализма и идеализма» .

Примечательно, что греческое слово methodos означает «путь», исходя из применения этого понятия в науке — прежде всего путь к истине. И видимо не случайно аналогичное смысловое значение имеют слова «дхарма» (санскр.), «дао» (древнекит.), «шариат» (основа шари-а — араб.) — важнейшие категории в религии соответственно индуизма, даосизма, ислама.

Из числа общенаучных методов познания в работе использованы анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстрагирование, а также методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному) и системно-структурный. Среди специальных.

1 Бубер М. Избранные произведения. Иерусалим, 1989. С. 336.

2 Хазанов О. В. Феномен религиозного историзма: некоторые подходы к пониманию еврейской и индийской традиций: Дис. .канд. истор. наук, Томск, 2002. С. 5.

3 Лившиц Р. З. Теория права: Учебник. М., 1994. С. 19. частнонаучных) способов познания в диссертационной работе широко применяется сравнительно-правовой метод, а также историко-правовой.

Эмпирическую базу исследования составляют статистические данные, результаты опросов и социальных исследований и др.

Источниковой базой диссертации явились международно-правовые документы, конституции зарубежных стран, нормативные правовые акты и судебные прецеденты, регулирующие, в том числе, вопросы свободы совести и вероисповедания, деятельности религиозных объединений, законодательство Российской Федерации — Конституция, федеральные законы.

В силу специфики предмета исследования рассматриваемый вопрос находится на стыке различных областей гуманитарного знания. В этой связи теоретическую основу диссертации составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, как в области права, так и в области философии, социологии, религиоведения — Алексеева С. С., Аляутдинова LLL, Бабаева В. К., Варьяса М. Ю., Величко A.M., Венгерова А. Б., Гараджи В. И., Керимова Д. А., Ковлера А. И., Крашенинниковой Н. А., Кудрявцева В. Н., Лейста О. Э., Мальцева Г. В., Марченко М. Н., Мицкевича А. В., Муромцева Г. И., Нерсесянца B.C., Лукашовой Е. А., Полякова А. В., Попкова В. Д., Радугина А. А., Рукавишниковой И. В., Русинова Р. К., Саидова А. Х., Смоленского М. Б., Сорокина В. В., Сюкияйнена Л. Р., Федорченко А. А., Хропапюка В. Н., Цыпина В. В., Яблокова И. Н., Явича Л. С. и др.

Из зарубежных авторов следует упомянуть Э. Аннерса, Ж.-Л. Бержеля, Г. Дж. Бермана, Р. Давида, Ш. Монтескье, С. Пракаш Синха, Р. Шарля, М. Элона.

Особое внимание уделено непосредственному изучению и анализу письменных религиозных источников — таких как Ригведа, Бхагават-Гита, Библия, Коран и некоторых других.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней на основе современных теоретико-правовых исследований сформулировано понятие и выявлены характерные особенности религиозной правовой традициипоказано влияние религии на становление как собственно религиозных моделей права, так и на светскую правовую традицию.

Учитывая недостаточную разработку в современной юридической литературе проблематики соотношения, взаимосвязей и взаимодействия права и религии как целостных, в определенном смысле однопорядковых явлений регулятивного характера, включающих в себя как ценностный (ненормативный), так и нормативный аспекты, в работе рассмотрен феномен ценностно-нормативного религиозного регулирования жизни общества, исследовано наличие правовых начал в религии и религиозных — в правовых системах современности. В целом проведенное исследование должно способствовать более полному теоретическому представлению о неординарности религиозиого воздействия на поведение человека, о многообразии социальной действительности.

На основе последних научных исследований в области законов мироздания, анализа текстов священных писаний расширяется и углубляется видение места и роли религии в формировании правовой традиции современности, в жизни общества в целом.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1. Историко-легитимную основу любой правовой системы создает традиция, которая посредством языка, обычаев, юридической практики свидетельствует о преемственности права и правовой системы. Правовая система через правовую идеологию и правовую доктрину создает правовую традицию, поскольку юридическая и моральная сила права, так или иначе, покоится на неразрывной связи с прошлым.

2. Религиозная правовая традиция есть исторически сложившиеся на основе религиозно-нравственной доктрины, передаваемые из поколения в поколение формы правовой деятельности человека (социальных групп, общества), закрепленные в священных писаниях и/или устных преданиях и воспроизводимые в обрядах, ритуалах, символах, стереотипах мышления и поведения.

3. Главная особенность религиозной правовой системы — прочная религиозно-нравственная основа, ее глубокая укорененность в сознании и образе жизни, а также синкретизм (слитность) нравственной и правовой составляющих религиозной нормы, нераздельность, нерасчлененность основных ее элементов — сакральных и социальных, индивидуальных общественных (общинных), частных и публичных. Все юридическое воспринимается в общем контексте религии, в рамках соответствующей конфессиональной культуры, в свете отдельных религиозных установлений (институтов).

4. Религиозная община (церковь, умма), как социальный феномен, является правообразующим институтом, наряду с государством. При этом религиозная модель права представляет собой единую систему социально-нормативного регулирования, которая включает как «светские» нормы, касающиеся внешнего социального поведения, так и собственно религиозные догмы и заповеди, регулирующие религиозно-культовую жизнь верующих.

5. В сравнительно-правовых целях предложено выделить две большие группы правовых традиций: светские и религиозные, различающиеся по характеру взаимосвязи правовой системы с религией: в первом случае эта взаимосвязь опосредована философией и юридической наукойво втором случае эта взаимосвязь непосредственная и право здесь не рассматривается как нечто самостоятельное, несущим каркасом системы социального регулирования является религия.

6. Религиозная правовая традиция серьезным образом повлияла на становление западной (светской) традиции права, а также играла и продолжает играть значительную правообразующую роль в становлении и функционировании индусского, иудейского и мусульманского права как разновидностей религиозно-правовой системы.

7. Учет в праве, прежде всего в правовой доктрине религиозных, духовно-нравственных начал может значительно улучшить качество правового регулирования общественных отношений. «Одушевление» права позволит повысить позитивное отношения к закону со стороны граждан, институтов власти и общества. Исходя из факта признания существования Бога и реальности Его законов доктрина может включать то общее, что есть во всех основных мировых религиях. Формирование такой правовой доктрины возможно с учетом основных не противоречащих друг другу религиозных заповедей, содержащихся в священных писаниях мировых религий.

8. Реализация предлагаемого подхода к совершенствованию правовой системы возможна при наличии «общественной воли», которая может быть обнаружена через участие религиозных объединений граждан в политической жизни общества, куда доступ религиозному мировоззрению сегодня закрыт. Кроме того, необходимо достаточное количество специалистов в области религиозной правовой традиции, что требует изучения в рамках высшего юридического образования нового предмета — «Религиозное право».

9. Предложено дополнить структуру нормы права, состоящей из диспозиции, гипотезы и санкции, новым элементом с рабочим названием -«квинтэссенция» (от лат. quinta essentia — «пятая сущность»), который должен содержать обоснование справедливости и необходимости соблюдения нормы. Включение в правовую норму квинтэссенции, основанной на правовой доктрине, имеет целью повышение уровня правосознания общества.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли свое отражения в таких публикациях автора, как «Законопроектная деятельность как элемент правового регулирования общественных отношений» (Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Роль органов юстиции в правовом государстве», РПА, 2001), «Правовые и социально-регулятивные аспекты участия религии в жизни общества» (Политика и общество, 2004, № 3), «Христианские корни континентального права» (Вестник Российской правовой академии {перечень ВАК), 2004, № 4), «Религиозная правовая традиция. Иудейское право» (Юридические науки, 2008, № 2), «Религиозная правовая традиция. Мусульманское право» (Право и государство (перечень ВАК), 2008, № 5) и др.

Автор принимал участие в работе паучпо-практических конференций, организованных Российской правовой академией Министерства юстиции Российской Федерации в 2001, 2003, 2004 и 2005 годах и посвященных соответственно 200-летию образования Минюста России, актуальным проблемам развития законодательства Российской Федерации, государству и праву в условиях глобализации, 35-летию Российской правовой академии Минюста России.

На основе проведенного анализа действующего законодательства России с учетом выводов диссертации автором подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части регулирования политической деятельности религиозных объединений», направленный на реализацию конституционных принципов многопартийности, идеологического и политического многообразия в отношении религиозных объединений.

В частности, законопроектом предполагается наделение религиозных объединений правом участвовать в создании политических партий, а также устраняется запрет на создание политических партий, программы которых основаны на религиозном мировоззрении (идеологии). В федеральные законы «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О политических партиях» предлагается внести изменения, которые позволят гражданам, объединенным определенным вероисповеданием, для достижения политических, социально-экономических (не религиозных) целей создавать политические партии, использующие в качестве своего идеологического основания определенную религиозную традицию, доктрину.

Результаты диссертационного исследования использованы в законопроектной деятельности Департамента конституционного законодательства и законодательства о безопасности Министерства юстиции Российской Федерации при подготовке проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, касающихся вопросов регулирования деятельности религиозных объединений и политических партий Они также внедрены в учебный процесс Российской правовой академии Минюста России при проведении лекционных, семинарских и практических занятий по теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран в контексте изучения религиозных правовых систем, особенностей религии как правообразующего института.

Структура диссертации. Выполненная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Многие исследователи разделяют аксиологический подход к определению правовой культуры через систему норм и ценностей общества1. Именно здесь прослеживается связь правовой культуры и нравственности членов общества, без чего правовая культура невозможна. Одна из причин низкой правовой культуры современного общества — низкий уровень нравственной культуры.

Основы нравственности и приоритеты духовных ценностей заложены в мировоззрение и правосознание современного общества во многом благодаря мировым религиям. Скажем, в формировании правового гражданского общества западных стран важное место занимает принцип субсидиарности {subsidium (лат.) — помощь, поддержка, защита). Истоки идеи субсидиарности уходят своими корнями в основы христианского социального учения. Ее составляющими являются элементы естественного права: свобода личности и право на частную собственность .

Высокие нравственные качества, развитая правовая культура и гражданская активность личности определяют зрелость общественных отношений. Правовая система аккумулирует и закрепляет для всего общества нравственные начала правды, справедливости. В ней отражаются религиозные, традиционные, этические позитивные устои и обычаи, сформировавшиеся за многовековую историю развития человечества. Благодаря своим институтам и государственно-властным качествам правовая система обеспечивает организованность и стабильность внутрисистемных общественных связей, охраняет целостность социального организма, нейтрализует, вытесняет негативные явления из общественной жизни.

1 Смоленский М. Б. Правовая культура, личность и гражданское общество. Правоведение, 2003, № 1. С. 197.

2 Там же.

На современном этапе практически не существует государств, использующих какую-либо одну классическую правовую систему в чистом виде. В поисках оптимальных способов социального регулирования национальные правовые системы, как правило, сочетают в себе элементы различных правовых систем: континентальной и англосаксонской (США), англосаксонской и религиозной (Индия), континентальной и религиозной (Иран), англосаксонской, континентальной и религиозной (Израиль) и т. д. Религия играла и продолжает играть активную роль в системе социальной регуляции, в формировании должного уровня правосознания общества.

Становление новой российской правовой системы произошло стремительными темпами. С момента вступления в силу Конституции Российской Федерации в России принято свыше двух с половиной тысяч федеральных законов. При этом формирование законодательства происходит не всегда последовательно и гармонично. Значительная часть принятых федеральных законов не содержат самостоятельный, новый для общества предмет правового регулирования, а являются поправками к действующим законодательным актам, как правило, недавно вступившим в силу. Так, за истекший период принято уже три редакции Таможенного кодекса, внесено более 250 изменений и дополнений в Налоговый кодекс.

Сложившуюся ситуацию можно объяснить временным переходным периодом развития правовой системы России, однако все актуальней становится проблема неадекватного, «неоперативного» реагирования законодательства на быстро меняющиеся политические, экономические, социальные и иные условия жизни российского общества.

Во многом эта проблема связана с необходимостью повышения роли доктрины, которая не в должной мере и не обязательно учитывается в ходе правотворчества и правоприменения. Как следствие на сегодняшний день отсутствует единая, утвержденная государством концепция развития законодательства Российской Федерации.

В этой ситуации четко выстроенная доктрина российского права, которая являлась бы не только достоянием носителей научного правосознания, но и государственных чиновников и общества в целом, могла послужить стабилизирующим и направляющим фактором в развитии правовой системы. Принимая во внимание исследования, проводимые в части единства и взаимообусловленности законов мироздания, а также растущую религиозность граждан, конфессиональный состав населения в ряде субъектов Российской Федерации и в целом по России, и в доктрине, и в законодательстве могли бы найти свое отражение некоторые религиозные принципы и положения.

В то же время, действующее российское законодательство, реализуя принцип отделения религиозных объединений от государства, неявно ограничивает участие в управлении делами государства людей, обладающих религиозным мировосприятием. Так, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях"1 устанавливает, что религиозное объединение не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Федеральный закон «О 2 политических партиях», с одной стороны, гарантирует равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач (преамбула). С другой стороны, не допускается создание политических партий по признакам религиозной принадлежности (статья 9).

1 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Российская газета от 1 октября 1997 г., 26 марта 2002 г., 30 июля 2002 г., 16 декабря 2003 г. 7 1 июля 2004 г., 14 июля 2006 г., 5 марта 2008 г.

2 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Российская газета от 14 июля 2001 г., 26 марта 2002 г., 30 июля 2002 г., 25 июня 2003 г., 16 декабря 2003 г., 24 декабря 2004 г, 30 декабря 2004 [, 26 июля 2005 г, 31 декабря 2005 г, 15 июля 2006 г., 10 января 2007 г., 11 мая 2007 г.

Таким образом, участие религии в качестве идеологического основания в процессе российского правообразования представляется затруднительным при том, что именно религиозное мировосприятия (наряду с коммунистическим (социалистическим) мировоззрением) имеет глубокие корни в традициях российского общества. Для этого достаточно взглянуть на историческую роль православия, и ислама, а также других мировых религий в формировании российского государства.

В этой связи, как уже отмечалось, диссертантом подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части регулирования политической деятельности религиозных объединений» (см. приложение), в котором предлагается наделение религиозных объединений правом участвовать в создании политических партий, а также устраняется запрет на создание политических партий, программы которых основаны на религиозном мировоззрении (идеологии).

Так, в статье 4 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» исключаются абзацы четвертый и пятый пункта 5, а пункт 6 дополняется новым абзацем, закрепляющим, что «религиозные объединения вправе участвовать в создании и деятельности политических партий и политических движений .». Вводится новая статья 22, которая устанавливает, что «религиозные организации вправе осуществлять политическую деятельность через создание политических партий в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации». В статье 9 Федерального закона «О политических партиях» пункт 2 дополнятся новым абзацем, констатирующим, в числе прочего, что «.деятельность политических партий, направленная на защиту религиозных ценностей, не может рассматриваться как разжигание межрелигиозной (межконфессиональной) розни" — в абзацах первом и втором пункта 3 слова «или религиозной» исключаются.

При этом сами религиозные объединения по-прежнему не смогут напрямую участвовать в политической деятельности, учитывая имеющийся конституционный запрет и другие, нежели у политических партий, уставные цели этих объединений.

В целом проведенное исследование показало наличие общих черт и генетической взаимосвязи между религиозной правовой традицией и светской. Такая органическая связь лишний раз подтверждает возможность примирения двух различных институтов общества — религии и права. Этим обусловливается важность анализа и научного обоснования и коррекции правового сознания в сторону признания надсоциалъных закономерностей функционирующих в мире.

Завершая исследование, в качестве еще одного аргумента в пользу необходимости учета религиозного опыта человечества в построении правовых основ современного общества хотелось бы привести цитату Е. Н. Трубецкого: «Свойство всех вообще вечных законов, вечных истин таково, что они существуют совершенно независимо от того, сознаются или не сознаются они человекомзаконы геометрии имеют вечное, незыблемое значение, хотя они и не сознаются дикаремсумма углов треугольника равна двум прямым совершенно независимо от того, знают или не знают об этом люди. Признание развития нравственного сознания человека нисколько не исключает возможности существования таких вечных истин в нравственной области, которые лишь постепенно им усваиваются"1.

1 Трубецкой Е. Н. Нормальные отношения между правом и нравственностью. Лекции по энциклопедии права. Цит. по: История русской правовой мысли. М., 1998. С. 396.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные акты и другие официальные документы
  2. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. — 62 с.
  3. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Религия и закон / Сборник правовых актов с комментариями: М. -1996.
  4. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // СССР имеждународное сотрудничество в области прав человека / Документы и материалы: М. 1989.
  5. Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека / Документы и материалы: М. — 1989.
  6. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека / Документы и материалы: М. 1989.
  7. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминациина основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г. // Религия и закон / Сборник правовых актов с комментариями: М. 1996.
  8. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным илиэтническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г. // Религия и закон / Сборник правовых актов с комментариями: М. 1996.
  9. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Рос. газ. 1995.-5 апр.
  10. Декларация глав государств-участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г. // Бюллетень международных договоров: М. 1994. — № 9.
  11. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завет / М.: Рос. библ. общ-во, 2001. 1376 с.
  12. Бхагавад-Гита как она есть / ком-рии А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. М.: Бхактиведанта Бук Траст, 1990. — 832 с.
  13. Бхагаватгита / пер., примеч. B.C. Семенцова М.: «Вост. лит-ра» РАН, 1999.-256 с.
  14. Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов / под общ. ред. проф. П. С. Гуревича: пер. с англ. М.: Республика, 1995.-591 с.
  15. Кетувим: Параллельный текст на иврите и на русском языке / рус. пер. Д. Йосифона. Иерусалим: Мосад арав Кук, 1978. — 788 с.
  16. Коран / пер. И. Ю. Крачковского. М.: МПО «Волокнор», 1990. -727 с.
  17. Коран / пер. смыслов и ком-рии. И. В. Пороховой. М.: «Аванте+», 2002. — 792 с.
  18. Небиим: Параллельный текст на иврите и на русском языке / рус. пер. Д. Йосифона. Иерусалим: Мосад арав Кук, 1978. — 494 с.
  19. Пять книг Торы: Параллельный текст на иврите и на русском языке / рус. пер. Д. Йосифона. Иерусалим: Мосад арав Кук, 1975. — 423 с.
  20. Ригведа: Мандалы I-IV / пер. и ком-рии Т. Я. Елизаренковой. 2-е изд., испр. — М.: Наука, 1999. — 758 с.
  21. Ригведа: Мандалы V-VIII / пер. и ком-рии Т. Я. Елизаренковой. — 2-е изд., испр. -М.: Наука, 1999. 743 с.
  22. Ригведа: Мандалы IX-X / пер. и ком-рии Т. Я. Елизаренковой. 2-е изд., испр. — М.: Наука, 1999. — 559 с.
  23. Трактат Абот/ под общ. ред. Г. Брановера. Иерусалим: Мамир, 1999. — 175 с.
  24. Упанишады / пер. и ком-рии А. Я. Сыркина. М.: «Вост. лит-ра» РАН, 2003.-782 с.
  25. Шримад Бхагаватам: Первая песнь «Творение»: в 2-х ч. / ком-рии А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. — М.: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.-в 2-х т.1. Словари и энциклопедии
  26. Антология мировой политической мысли: в 5 т. / Рук. науч. проекта -Г.Ю. Семигин, JI.H. Алисова, В. В. Баев. Т.1: Зарубежная политическая мысль: история и эволюция. — М.: Мысль, 1997. — 830с.
  27. Антология мировой правовой мысли: в 5 т. / Рук. науч. проекта -Г.Ю. Семгин. Отв. ред. О. А. Жидков. Т. З: Европа и Америка, XVIII—XX вв. — М.: Нац. общ.-науч. фонд, 1999. — 830 с.
  28. Ислам: Энциклопедический словарь^/ под ред. Г. В. Милославского, Ю. А. Петросяна и др. -М.: Наука, 1991.-315 с.
  29. История русской правовой мысли: Биографии — Документы — Публикации / сост. Д. В. Жуков и др. — ред. кол.: С. А. Пяткина (отв. ред.) и др. М.: Изд-во «Остожье», 1998. — 603 с.
  30. , С.М. Иудаизм : словарь / С. М. Пилкингтон. М.: Гранд, 1999.-397 с.
  31. , А.Я. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / А. Я. Сухарев. М.: Норма-Инфра-М, 2000. — 840 с.
  32. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для вузов / сост. П. В. Алексеев. 3-е изд., перераб., доп. — М.: Проспект, 2000. -576 с.
  33. , С.С. Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т. / под ред. С. С. Аверипцева и др. Т. 3: Т-Я. — М.: Бол. Рос. Эн-дия, 1993.-783 с.
  34. История политических учений: Эпохи свободной конкуренции и буржуазных революций. Вып. 2 / Н. М. Азаркин, Ю. С. Завьялов, В. Н. Левченко, О. В. Мартышин, и др.- под общ. ред.: Мартышин О. В. -М.: Юристъ, 1996. 368 с.
  35. , Ф. Сумма теологии : Антология мировой философии: в 4 т. М.: Мысль, 1969. — Т. 1. — С. 823−862.
  36. , С.С. Общая теория права : в 2 т. / С. С. Алексеев. М.: Юрид. лит., 1982. — Т. 2. — 360 с.
  37. , С.С. Философия права / С. С. Алексеев. М.: Норма, 1998.-336 с.
  38. , С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. — М.: Статут, 1999. — 712 с.
  39. , С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле: Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху / С. С. Алексеев. М.: Норма, 1998.-409 с.
  40. , Ш. Путь к вере и совершенству / Ш. Аляутдинов. М.: Muslim Media press, Фонд «Мир образования», 2001. — 480 с.
  41. , Э. История европейского права / Э. Аннерс. М.: Наука, 1996.-395 с.
  42. , В.К. Общая теория права: Курс лекций / под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород: Нижегор. Высшая школа МВД РФ, 1993. — 544 с.
  43. , В.К. Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. М.: Юрист, 1999.-592 с.
  44. , П. Первая Конституция мира: Библейские корни независимости суда / П. Баренбойм. М.:~Белые альвы, 1997. — 142 с.
  45. Бержель, Ж.-Д. Общая теория права / Жан-Луи Бержель — под общ. ред. В. И. Даниленко — пер. с фр. Г. В. Чуршукова. М.: Nota Bene, 2000. — 575 с.
  46. , Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Г. Дж. Берман. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 535 с.
  47. , Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии / Г. Дж. Берман. М., Изд-во «Ad Marginem», 1999. — 431 с.
  48. , Ю. Фома Аквинский / Ю. Боргош. М.: Мысль, 1975. -183 с.
  49. , М. Избранные произведения / Мартин Бубер- пер. с нем. -Иерусалим: Изд-во «Библиотека-Алия», 1989. 345 с.
  50. , М.Ю. Краткий курс церковного права / М. Ю. Варьяс. М.: МЗ-Пресс, 2001.- 128 с.
  51. , Л.С. История религий Востока / Л. С. Васильев. М.: Унив-т, 1998.-432 с.
  52. , М. Социология религии: Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избранные произведения / Макс Вебер- пер. М. И. Левиной. М.: Юрист, 1994. — 704 с.
  53. , А.Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров. — М.: Новый юрист, 1998. 528 с.
  54. Владимирский-Буданов, М. Ф. Обзор истории русского права / М.Ф.Владимирский-Буданов. Рос.-на Дону: Феникс, 1995. — 640 с.
  55. , Б.П. Этика преображенного эроса / Б. П. Вышеславцев. -М.: Грааль, 2002.-68 с.
  56. , В.И. Социология религии / В. И. Гараджа. М.: Наука, 1995. -223 с.
  57. , В.И. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 775 с.
  58. Glendon, M. and others. Comparative Legal Tradition / M. Glendon, M. Gordon and C.Osakwe. N.Y.: West Group, 1985.-405 p.
  59. , H.H. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии / Н. Н. Глубоковский. М.: Свято-Владимирское Братство, 2002. — 192 с.
  60. , Т.М. Христианство и современный мир / Т. М. Горичева. -СПб.: Алетейя, 1996. 290 с.
  61. , Р. Основные правовые системы современности / Рене Давид, К. Жоффре-Спинози. М.: Межд. отн-ния, 1998. — 400 с.
  62. . Верховные боги индоевропейцев / Жорж Дюмезиль. -М.: Наука, 1988.-234 с.
  63. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Эмиль Дюркгейм. М.: Канон, 1995.-352 с.
  64. , И. А. Собрание сочинений: в Ют. / И. А. Ильин. М.: Рус. книга, 1993.
  65. , И.А. О сущности правосознания / И. А. Ильин. М.: Рарог, 1993.-235 с.
  66. , В.А. Концепция стабильности закона / В. А. Казимирчук. М.: Проспект, 2000. — 176 с.
  67. , И. Сочинения на немецком и русском языках: в 7 т. / Иммануил Канг.-М.: Наука, 1997.
  68. , А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. / А. В. Карташев. М.: Наука, 1991.
  69. , Т.В. Происхождение государства и права: учебное пособие / Т. В. Кашанина. М., Юристъ, 1999. — 395 с.
  70. , ДА. Основы философии права / Д. А. Керимов. М.: Манускрипт, 1992. — 190 с.
  71. , В.И. Философия: в 2 ч. / В. И. Кириллов. М.: Юристъ, 1999.
  72. , А.И. Русское православие: вехи истории / А. И. Клибанов. -М.: Политиздат, 1989.-719 с.
  73. , В.В. Религия, государство, право / В. В. Клочков. М.: Мысль, 1978.-287 с.
  74. , А.И. Антропология права / А. И. Ковлер. М.: НОРМА, 2002. -480 с.
  75. В.М. Теория государства и права: учебник / В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. М.: НОРМА, 2000. — 616 с.
  76. А. (диакон) Православие и право. Церковь в светском государстве / А. Кураев. Изд. Сретенского монастыря, 1997. — 64 с.
  77. , В.Н. Философия: учебник / В. Н. Лавриненко. — М.: Юнити, 2004. 622 с.
  78. , В.Н. Социология: учебник / В. Н. Лавриненко. — М.: Юнити, 2002. 407 с.
  79. , Р.З. Теория права: Учебник / Р. З. Лившиц. М.: Бек, 1994. -224 с.
  80. , Е.А. Право, мораль, личность / Е. А. Лукашева. М.: Наука, 1986.-263 с.
  81. , А. Католичество: социальные аспекты догмата. Анри де Любак. — Париж, Лез Едисион дё Серф, изд. на рус. яз. Милан.: Христианская Россия, 1952. — 397 с.
  82. , М. Религии человечества / Мишель Малерб. М., СПб.: Рудомино — Университетская книга, 1997. — 601 с.
  83. , Б.Н. Общество, человек, право: учебное пособие / Б. Н. Мальков, В. Г. Чернякин, Р. В. Шагиева. М.: РПА, 2001.
  84. , Г. В. Нравственные основания права / Г. В. Мальцев. М.: Изд-во СГУ, 2008. — 552 с.
  85. Г. Н. Теория государства и права: учебник / Г. Н. Манов. М.: Бек, 1996.-336 с.
  86. , М.Н. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало, 1997. — 475 с.
  87. , М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть: Учебник для юрид. вузов / под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало, 2001. — 560 с.
  88. , М.Н. Курс сравнительного правоведения: учебник / под ред. М. Н. Марченко. М.: Городец-издат, 2002. — 1068 с.
  89. , А.В. История религий: в поисках Пути, Истины и Жизни: в 2 кн. / А. В. Мень. М.: Форум-Инфра-М, 1997.
  90. , JI.H. Баптизм: история и современность / JI.H. Митрохин. -СПб. :РХГИ, 1997.-480 с.
  91. , Ш. Л. О духе законов / Шарль Луи Монтескье. М.: Мысль, 1999.-672 с.
  92. , Г. И. Конституции арабских государств / Г. И. Муромцев. -М.: УДН, 1982.-78 с.
  93. , Г. И. Ислам и мусульманское право в странах социалистической ориентации // Мусульманское право (структура и основные институты) / Г. И. Муромцев. М.: ИГП РАН, 1984. -145 с.
  94. , К.А. О пространстве церковного суда в России до Петра Великого: полн. собр. соч. в 6 т. / К. А. Неволин. СПб.: Тип. Э. Праца, 1859.-T.VI-c. 251−389
  95. , B.C. Право и закон: из истории правовых учений / B.C. Нерсесянц. М.: Наука, 1983. — 366 с.
  96. , B.C. Право в системе социальной регуляции. Москва, Наука, 1986, 195 с.
  97. , B.C. История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред. B.C. Нерсесянца. -М.: Норма, 2003. 944 с.
  98. , B.C. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства / B.C. Нерсесянц. М.: Инфра-М-Норма, 1998 -288 с.
  99. , B.C. Философия права: учеб. для вузов / B.C. Нерсесянц. М.: Инфра-М-Норма, 1999. — 652 с.
  100. , B.C. Проблемы общей теории права и государства / под ред. B.C. Нерсесянца. М.: Инфра-М-Норма, 1999. — 832 с.
  101. , В.А. Библия и уголовный закон / В. А. Никонов. Тюмень: Тюм. Высш. школа МВД РФ, 1995. — 43 с.
  102. , П.И. Об общественном идеале / П. И. Новгородцев. — М.: Пресса, 1991.- 133 с.
  103. , П.И. Сочинения / П. И. Новгородцев. М.: Раритет, 1995.-448 с.
  104. , П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания / П. И. Новгородцев СПб.: Лань, 2000. — 349 с.
  105. , Г. В. История социологии в Западной Европе и США / Г. В. Осипов. -М.: Норма, 2001. 576 с.
  106. , В.В. Теория государства и права : Учеб. для вузов / В. В. Оскамытный. М.: ИМПЭ-ПАБЛИШН, 2004. — 563 с.
  107. , Т. Система современных обществ / Толкотт Парсонс, пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева., под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект-Пресс, 1998. — 270 с.
  108. , А.С. Общая теория права / А. С. Пиголкин. М.: Манускрипт, 1994. — 384 с.
  109. , И.А. Основные проблемы гражданского права / И. А. Покровский. -М.: Статут, 1998. 353 с.
  110. , А.В. Общая теория права: Курс лекций / А. В. Поляков. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. 642 с.
  111. , Е.М. Восток после краха колониальной системы / Е. М. Примаков. М.: Наука, 1982. — 208 с.
  112. , А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии / А. А. Радугин. М.: Центр, 2000. — 240 с.
  113. , А.А. Социология: Курс лекций / А. А. Радугин. М. :. Центр, 2001.- 160 с.
  114. , А.А. Философия: Учеб. пособие / А. А. Радугин. М.: Центр, 1998.-272 с.
  115. Л.П. Естественные права человека: Учеб. пособие / Л. П. Рассказов, И. В. Упоров. СПб.: Лексикон, 2001. — 95 с.
  116. , А.Х. Введение в основные правовые системы современности / А. Х. Саидов. Ташкент.: Фан, 1988. — 217 с.
  117. , А.Х. Сравнительное правоведение / А. Х. Саидов. — М.: ИГП РАН, 2000.-448 с.
  118. , Е.Н. Теократическое государство / Е. Н. Салыгин. М.: Общ. науч. фонд, 1999. — 128 с.
  119. Русская философия права: философия веры и нравственности / под ред. В. П. Сальникова. СПб.: Алетейя, 1997. — 258 с.
  120. , Т.В. Каноническое право: Методические рекомендации к спецкурсу / Т. В. Сергеева. СПб.: СПУ, 1997. — 48 с.
  121. , B.C. Сочинения: в 2 т. / B.C. Соловьев. -М.: Мысль, 1990.
  122. С. Пракаш Синха. Юриспруденция. Философия права: Краткий курс / Сурия Пракаш Синха. М.: Academia, 1996. — 301 с.
  123. , Н.С. Учебник церковного права / Н. С. Суворов. М.: Зерцало, 2004. — 477 с.
  124. , Л.Р. Мусульманское право в правовых системах стран арабского Востока // Государство и право в развивающихся странах / Л. Р. Сюкияйнен. М.: Наука, 1976. — С. 42−65.
  125. , Jl.Р. Доктрина как источник мусульманского права // Государство и право в развивающихся странах: Источники права / Л. Р. Сюкияйнен. М.: ИГП РАМ, 1985. — С. 65−83.
  126. , Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики / Л. Р. Сюкияйнен. М.: Наука, 1986. — 256 с.
  127. , Л.Р. Влияние ислама на конституционное развитие стран Востока // Политическая власть и конституция в развивающихся странах / Л. Р. Сюкияйнен. М.: ИГП РАН, 1987. — С. 40−47.
  128. , Л.Р. Ислам и конституционный статус личности в странах зарубежного Востока // Правовое положение личности / Л. Р. Сюкияйнен. М.: ИГП РАН, 1987. — С.28−52
  129. , Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура / Л. Р. Сюкияйнен. М.: ИГП РАН, 1987. — 48 с.
  130. , Л.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория / Л. Б. Тиунова. СПб.: СПУ, 1991. — 136 с.
  131. , Ю.В. Основы философии права: учеб. для вузов / Ю. В. Тихонравов. М.: Вестник, 1997. — 608 с.
  132. , Ю.В. Судебное религиоведение: учеб. пособие / Ю. В. Тихонравов. М.: Интел-Синтез, 1998. — 272 с.
  133. , Е.Н. Энциклопедия права / Е. Н. Трубецкой. СПб.: Лань, 1998.-244 с.
  134. , П.А. О Духовной истине. Столп и утверждение истины: в 2 т. / П. А. Флоренский. М.: Правда, 1990.
  135. , С.Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. М.: Республика, 1992. — 511 с.
  136. , С.Л. Сочинения / С. Л. Франк. -М.: Правда, 1990. 608 с.
  137. , В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов / В.Н. Хропанюк- под ред." проф. В. Г. Стрекозова. М.: Интерстиль, 2002.-377 с.
  138. , К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: Основы: в 2-х т. / Хайн Кетц, Конрад Цвайгерт- пер. с нем. М.: Междунар. отношения, 1998. — Т. 1. -480 с.
  139. , В.В. Церковное право / В. В. Цыпин. М.: МФТИ, 1996. -442 с.
  140. , В.А. Лекции по теории права. Вып 1-й: Феноменология права, системы права, аксиомы права / В. А. Четвернин. М.: РИА, 2000.-64 с.
  141. , В.А. Понятие права и государства: Введение в курс теории государства и права / В. А. Четвернин. М.: Дело, 1997. — 120 с.
  142. , В.Е. Мусульманская концепция права // Мусульманское право (структура и основные институты) / В. Е. Чиркин. М.: ИГП РАН, 1984.-С. 4−20.
  143. , Р. Мусульманское право / Раймонд Шарль. М. Ин. лит-ра, 1959. — 142 с.
  144. , Г. А. Религии стран Западной Азии / Г. А. Шпажников. — М.: Наука, 1976.-326 с.
  145. , М. Словарь религий, обрядов и верований / под ред. Мирча Элиаде. М., СПб.: Рудомино, Университетская книга. — 1997, 414 с.
  146. , М. Еврейское право / Менахем Элон- пер. под общ. ред. И. Ю. Козлихинаю. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. — 611 с.
  147. , И.Н. Религиоведение: учеб. для вузов / Н. И. Яблоков. М.: Гардарика, 1998. — 536 с.
  148. , И.Н. Основы религиоведения: учеб. для вузов / И. Н. Яблоков. М.: Высш. школа, 2001.- 480 с.
  149. , Л.С. Сущность права: социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений / Л. С. Явич. Ленинград.: ЛГУ, 1985 — 207 с.
  150. Научные публикации, статьи
  151. , В.Ю. Мусульманское право // Российская юстиция. 1997. — № 10.-С. 21−23.
  152. , П., Мень, А.: От религии к правовым идеям // Российская юстиция, 1996.-№ 9.-С. 9−11.
  153. , П. Древнеегипетские корни Библейской Конституции // Российская юстиция. 1999 — № 1. — С. 19−20.
  154. , Ю.Я. Библия и международное право // Правоведение. — 1991. № 5. — С.40−48.
  155. , М.Ю. Религиозная мораль политико-правовая действительность: теологический аспект // Общественные науки и современность. 1993. — № 5. — С.53−67.
  156. , О.П. Религиоведение и правоведение: вместе или порознь? // Право и государство: теория и практика. 2008. — № 1. — С.137−141.
  157. , П. Религиозная свобода в Великобритании // Интернет-сайт www. state-religion.ru.
  158. , Д.А. Методологические функции философии права // Государство и право. 1995. — № 9. — С. 15−19.
  159. , Н.А. Право и религиозно-общинные отношения в Индии // Вестник МГУ. Серия «Право». 1986. — № 2. — С. 43−52.
  160. , А.А. Библейские корни правосознания россиян / Библия и Конституция // Российская юстиция. 1998. — № 1. — С.59−62.
  161. , Е.А. Традиции и обновление в праве: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1996. — № 5. — С. 105−107.
  162. , Т.Б. Право как всеобщая форма бытия идеального в обществе // Правоведение. 1997. — № 3." — С. 34−41.
  163. , М.Н. Основные принципы иудейского права // Вести Московского университета. 2001. — № 1. — С. 65−77.
  164. , М.Н. Иудейское право как подсистема общей системы израильского права // Вестник МГУ. Серия «Право». 2001. — № 3. — С.76−88.
  165. , JI.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. — № 3. — С. 86−95.
  166. , Г. И. Типологическая характеристика правовых систем и проблема традиционного права в развивающихся странах Азии и Африки // Вестник РУДН. Серия юрид. наук. 1998. — № 1. — С. 57−59.
  167. , А.Ю. Церковь, власть и общество в России (1880−1890 г. г.) //Вопросы истории, 1997.-№ 11.-С. 125−136.
  168. , М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество // Правоведение. 2003. — № 1. — С. 197−204.
  169. , JI.Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996. — № 8. — С. 120−128.
  170. , JI.P. Мусульманское право как объект общей теории права//Советское государство и право. 1979.-№ 1.-С.29−31.
  171. , В.В. К понятию правовой системы // Правоведение. 2003. — № 2. — С. 4−14.
  172. , В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993 — № 8. — С. 52−58.
  173. , С. Религиозные общины в Германии. Отношения между церковью и государством // пер. с нем. А. Семенов. Интер Национес. -2000.
  174. , А.А. О некоторых методологических подходах к российской правовой системе: краткий очерк // Вестник Российской правовой академии. 2004.-№" 2. — С. 14−17.
  175. Эрвьё-Леже, Д. Состояние религий во Франции // Интернет-сайтwww.ambafrance.ru, 2001.
  176. Право и мораль в истории: проблемы ценностного похода /материалы симпозиума // Государство и право. 1998. — № 8. — С. 114.1. Диссертации
  177. , Т.А. Религиозные нормы и система социально-правового регулирования общественных отношений : Дис. .канд. юрид. наук 12.00.01 / Т. А. Антоненко. — Р.-на Дону., 1999.
  178. , Ю.В. Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества : Дис.. канд. юрид. наук 12.00.01 / Ю. В. Бондаренко. — СПб., 2001.
  179. , М.Ю. Церковное право в романо-германской правовой системе : Дис.. канд. юрид. наук/М.Ю. Варьяс. -М., 1997.
  180. , Р.Х. Природа мусульманского права: Автореф. дис.. канд. юрид. наук 12.00.01 / Р. Х. Гилязутдинова. — Уфа, 2001
  181. , Е.В. Древнеиудейское учение о государстве и праве: источники и принципы: Дис.. канд. юрид. наук — 12.00.01 / Е. В. Калинина. Н. Новгород, 2003.
  182. , Е.В. Каноническое право средневековой Европы : Дис.. канд. юрид. наук 12.00.01 / Е. В. Плешков. — Ставрополь, 2002.
  183. , О.В. Феномен религиозного историзма: некоторые подходы к пониманию еврейской и индийской традиции: Дис.. канд. истор. наук 07.00.09 / О. В. Хазанов. — Томск, 2002.
  184. Хишам Абдель Маджид Раххал. Эволюция правовых систем арабских стран: Дис.. канд. юрид. наук 12.00.01 / М., 2002.
Заполнить форму текущей работой