Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование экологической культуры будущего инженера на основе информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате экспериментальной работы подтверждена эффективность психолого-педагогических условий повышения эффективности экологического образования на основе новых информационных технологий. В частности, использование технологии мультимедиа обеспечивает возможность реализации интенсивных форм и методов обучения, повышение мотивации обучения за счет современных средств обработки аудиовизуальной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Анализ сущности экологической культуры будущего инженера
    • 2. 1. Структура экологической культуры личности
  • ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
    • 2. 1. Информационные технологии в педагогике высшей школы
    • 2. 2. Сущность и характеристика информационных технологий в обучении студентов
    • 2. 3. Использование информационных технологий в ВУЗе (праксиологический аспект)
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ И СТАНОВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
    • 3. 1. Цель, задачи и методика педагогического эксперимента
    • 3. 2. Критерии оценки эффективности использования информационных технологий в экологическом образовании
    • 3. 3. Анализ динамики и результатов педагогического эксперимента

Формирование экологической культуры будущего инженера на основе информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития социума характеризуется широким внедрением средств новых информационных технологий во все области жизнедеятельности человека и усилением их значимости в обеспечении информационных процессов социума. Поэтому переход к информационному обществу выдвигает социальный заказ на подготовку инженера, обладающего диалектическим, рефлексивным, методологическим, творческим, экологическим мышлением, адекватной ориентацией в информационном пространстве, способностью принимать решения в нестандартных ситуациях в условиях избыточной или недостаточной информации, высоким уровнем экологической культуры.

Приоритет экологических аспектов в современном образовательном пространстве обусловлен признанием на международном уровне ведущей роли образования в «разрешении экологических проблем. Общепризнанно, что становление экологически сообразных отношений человека, общества и природы зависит от развития экологического компонента профессиональной подготовки специалиста.

Человек, изменяя условия существования живых организмов, выводит экологические системы из состояния равновесия. Интенсификация этих изменений ведет к нарушению компенсаторных механизмов в биосфере, как на локальном, так и на глобальном уровнях. В результате среда обитания живых существ деградирует, что проявляется в резком увеличении катастрофических проявлений в природе и в техносфере. Прогнозируется, что движение общества по привычным алгоритмам развития дестабилизирует состояние среды обитания человека, включая и социальную.

При постановке вопроса о решении экологических проблем огромное значение уделяется личностным качествам инженера, установкам его сознания, мировоззрению. Невежество в экологических вопросах, порождаемое стереотипным мышлением, в большей мере способствует усугублению кризисных явлений, чем техногенные катастрофы. В этой связи реализация экологического образования является важнейшей проблемой международного значения, поэтому в российской государственной политике в образовательной сфере экологическое образование рассматривается как предмет, общественная цель и системообразующий фактор всей системы образования. Обоснование и развитие этого тезиса содержится в работах С. Н. Глазачева, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, В. А Игнатовой, Н. М. Мамедова, JI.B. Моисеевой, Н. Н. Моисеева, Н. Ф. Реймерса, Е. С. Сластениной, И. Т. Суравегиной и др.

Практическая ориентированность экологической культуры также находит действенное выражение в информационной дидактической среде. Несомненно, что воздействие человечества на биосферу непосредственно связано с научно-техническим развитием цивилизации. Изменение экологической ситуации на уровне информационных технологий требует, в первую очередь, знания и учета особенностей технологии и психолого-педагогических условий использования информационных технологий в образовательном процессе.

Результативность разработки обучающих программ экологического направления зависит от эффективности интеграции педагогики, психологии, математики, кибернетики, информатики и содержания определенной предметной области вместе с присущей ей спецификой обучения.

По проблемам информации и информационных технологий до сих пор исследования проводились в контексте теории информации, кибернетики, информатики, инженерии и др. Они носили самостоятельный, разрозненный характер изучения отдельных сторон информационных процессов в образовании (применение вычислительной техники и средств коммуникации для предоставления учебной информации, определение форм и методов ее предоставления и т. д.), но не охватывали процесс формирования экологической культуры в его сущностном измерении.

Поскольку формирование экологической культуры продиктовано необходимостью гуманизации процессов взаимодействия природы и общества, то возникает необходимость реализации потенциальных педагогических возможностей новых информационных технологий в аспекте формирования экологической культуры будущего инженера. Следует также заметить, что развитие и внедрение информационных технологий в деятельности инженера идет все более быстрыми темпами.

Так как информационные технологии служат инструментом профессиональной деятельности, источником знаний, объектом изучения, средством решения предметных, исследовательских и творческих задач и являются своеобразным источником информационных потоков, обеспечивающий единую цепь информационной коммуникации, то возникает мысль, что современный инженер должен сочетать в себе методологичность и технологичность, высокий уровень информационной и экологической культуры. Его деятельность становится звеном в цепи непрерывного профессионального образования, самосовершенствования на протяжении всей жизни, в том числе, и в сфере переработки информации и в решении экологических проблем.

Анализ теоретических источников дает основания для вывода о том, что в педагогической науке создана теоретико-концептуальная база, сформулирован круг идей, основных положений и подходов к исследуемой проблеме.

Сущность и специфику глобальных проблем, связанных с трансформацией современной культуры и развитием личности в условиях широкого распространения и применения информационных технологий нам помогли выяснить исследования В. П. Зинченко, O.K. Тихомирова, Ю. Д. Бабаевой, А. Е. Войскунского, Е. Б. Моргунова, М.Коул.

Осознанию необходимости ориентации на формирование экологической культуры личности, осмыслению экологической культуры личности как комплексного и междисциплинарного феномена способствовали труды С. Н. Глазачева, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, JT.B. Моисеевой, Е. В. Никоноровой, В. Н. Огонькова, А. П. Сидельковского, И. Т. Суравегиной и др.

Принципиально важными для нашего исследования являются работы, определяющие и конкретизирующие влияние компьютерных информационных технологий на содержание профессиональной подготовки (Е.П. Велихов, А. П. Ершов, А. А. Кузнецов, B.C. Леднев, Е. И Машбиц, И. В. Роберт, В. В. Рубцов, А .Я. Савельев и др.).

Углубленному пониманию проблемы формирования готовности будущего инженера к использованию информационных технологий способствуют работы, направленные на изучение значения становления компьютеризации образования (С.А.Абрамов, Н. И. Антипов, К. Г. Батоцыренова, А. Я. Вагаменко, Е. П. Велихов, А. А. Вербицкий, В. М. Глушков, Ю. И. Дегтярев, А. М. Довгяло, В. П. Дьяконов, И. И. Дрига, А. П. Ершов, М. И. Жалдак, В. Г. Житомерский, В. А. Извозчиков, А. А. Кузнецов, А. Т. Кушниренко, С. С. Лавров, Ю. А. Лапчик, М. П. Первин, В. Г. Разумовский, И. А. Румянцев и другие).

Изменения операционально-технического состава деятельности, опосредованной информационными технологиями, теоретически и экспериментально обоснованы в исследованиях А. В. Брушлинского, А. А. Крылова, O.K. Тихомирова, В. В. Рубцова, В. М. Мунипова, Б. Ф. Ломова, В. Я. Ляудис, Т. В. Корниловой, B.C. Собкина, А. Чапаниса.

В контексте нашего исследования представляют особый интерес работы, посвященные различным аспектам готовности инженера к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности: формирование информационной культуры (Б.С.Гершунский,.

A.Л.Денисова, В. А. Каймин, Е. А. Ластовка, Н. В. Макарова, В. Ю. Милитарев, С. В. Михайлиди, И. В. Роберт, И. В. Ряхилева, Е. П. Смирнов, И.И.Яглам) построение информационной модели обучения (С.И. Архангельский. А. И. Берг, В. М. Глушков, Н. Ф. Талызина, В. М. Казакевич и др.) — восходящие к информационным технологиям понятия и теоретические конструкты используются в современных социальных концепциях (Ж. Ж. Бодрийяр, М. Кастельс, А. И. Ракитов, Г. Л. Смолян, Э. Тоффлер).

Наше исследование было бы не полным без рассмотрения экологических проблем на философском уровне. Выявлению сущности взаимоотношений человека, общества и природы посвящены исследования философов, естествоиспытателей, экологов, специалистов смежных областей науки и практики. Среди них можно назвать Н. А. Агаджаняна, М. И. Будыко,.

B.И. Вернадского, Э. В. Гирусова, В. Г. Горшкова, Б. Гржимека, Э. Ласло, Н. Н. Моисеева, Ю. Одума, Н. Ф. Реймерса, А. Л. Самсонова, B.C. Степина, А. Д. Урсула, В. Хесле, Ф. Я. Шипунова, А. Л. Яншина и др.

Бесспорна позиция, согласно которой основным источником противоречий в системе «человек-общество-природа» являются неадекватные представления человека о себе и окружающем мире, о своей роли в системе природных связей.

Системная концепция биосферы, сформулированная в теоретических положениях М. И. Будыко, В. И. Вернадского, Л. Н. Гумилева, В. Г. Горшкова, М. М. Камшилова, Н. Н. Моисеева, Н. Ф. Реймерса и др., содержит доказательства планетарного характера взаимодействия человека и природы.

Итак, налицо потребность устранить недостаточную педагогическую разработанность проблемы формирования экологической культуры инженера на основе информационных технологий, выработать педагогически обоснованные направления, формы и методы их применения в практике высших учебных заведений, что и обусловило актуальность темы диссертационного исследования.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования заключается в необходимости информационного обеспечения экологического образованияв недостаточной разработанности теоретических и практических положений, касающихся необходимости и возможности эффективного использования развивающего потенциала информационных технологий как средства становления и развития экологической культуры будущего инженерав научно обоснованной технологии реализации модели формирования экологической культуры будущего инженера с использованием интерактивной системы дидактических модулей.

Цель исследования — выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования экологической культуры личности инженера на основе применения информационных технологий в высших учебных заведениях.

Объект исследования — образовательный процесс в высших учебных заведениях профессионального образования.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия формирования экологической культуры студентов на основе информационных технологий.

Задачи исследования:

1 .Проанализировать теоретико-методологические подходы к формированию экологической культуры будущего инженера. Уточнить содержание экологической культуры личности как систему личностных качеств и взаимосвязанных элементов сознания личности, обеспечивающих гармоничное взаимодействие человека, общества и природы.

2. Определить современное состояние проблемы, сущностные признаки и психолого-педагогические условия становления и развития экологической культуры будущего инженера на основе информационных технологий.

3. Спроектировать технологию реализации модели формирования экологической культуры будущего инженера на основе информационных технологий.

4. Экспериментально проверить эффективность формирования экологической культуры будущего инженера в условиях сочетания традиционных и новых информационных технологий обучения.

В качестве рабочей гипотезы исследования было выдвинуто предположения о том, что: а) формирование экологической культуры будущего инженера является равнозначной предметной составляющей образования на уровне целеполагания, а также в содержательном и процессуальном отношенияхб) одним из направлений формирования экологической культуры будущего инженера является комплексное использование новых информационных технологий в сочетании с традиционнымив) научно обоснованная технология реализации модели формирования экологической культуры на основе информационных технологий.

Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, предполагающий всесторонний объективный анализ информатизации образовательного процесса в ее развитии, через противоречивые связи сторон, элементов, видов и форм, единство качественных и количественных характеристик.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов с использованием комплексной методики.

На первом этапе (1998;1999 гг.) осуществлен предварительный анализ исследуемой проблемы, сбор литературных источников и изучение истории возникновения и развития проблемы, состояние ее решения на современном этапе развития педагогики. Определены объект и предмет, цели и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза.

Второй этап (2000;2001гг.) представлял собой экспериментальную часть исследования, обоснование и апробацию основных путей и условий формирования экологической культуры будущего инженера на основе новых информационных технологий. Одновременно вносились коррективы в методику исследования, формулировались предварительные выводы и рекомендации, некоторые из них внедрялись в образовательный процесс.

Третий этап (2001 г.) связан с теоретическим обобщением материалов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, внедрением выводов и рекомендаций в практику учебных заведений профессионального образования, литературным оформлением диссертации.

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено и проанализировано более 300 литературных источников по проблеме исследования. Диссертант являлся соисполнителем комплексных научных исследований, проводимых учебно-методическим кабинетом ИППК при ЧитГТУ: «Исследование проблемы совершенствования системы подготовки инженеров в условиях реформирования российского образования" — «Совершенствование подготовки будущего инженера на основе системы дистанционного образования России». Лично разработан проект автоматизированной системы управления учебным заведением Институт переподготовки и повышения квалификации.

Научная новизна исследования состоит в том, что уточнено понятие экологической культуры личности как системы личностных качеств и взаимосвязанных элементов сознания личности, обусловливающих целенаправленное восприятие, понимание и осмысление экологических отношенийопределены психолого-педагогические условия формирования экологической культуры у будущего инженера (развитие когнитивных элементов экологической культурыиспользование рефлексивной педагогики, научно обоснованная технология реализации модели формирования экологической культуры на основе информационных технологий) — выявлена сущность новых информационных технологий в экологическом образовании инженеровсистематизированы их педагогические приложенияразработаны и экспериментально проверены рекомендации по внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс.

На защиту выносятся:

1. Уточненное понятие экологической культуры личности как системы личностных качеств и взаимосвязанных элементов сознания личности (мировосприятие, миропонимание, мировоззрение), обеспечивающих гармоничное взаимодействие человека, общества и природы.

2. Сущность новых информационных технологий в экологическом образовании инженеров как совокупности приемов и способов сбора, хранения, обработки, анализа, синтеза и предъявления учебной информации, основанной на широком использовании прогрессивной вычислительной и информационной техники, современных информационных фондов с целью повышения эффективности становления и развития экологической культуры будущего инженера.

3. Психолого-педагогические условия формирования экологической культуры у будущего инженера — развитие когнитивных элементов экологической культурыиспользование рефлексивной педагогики, организация модульного обучения с использованием различных типов новых информационных технологий (АОС, цифровые Т СО, мультимедиа-презентации, компьютерный практикум, дистанционное обучение).

4. Технология реализации модели формирования экологической культуры на основе информационных технологий.

5. Комплекс практических рекомендаций по внедрению новых информационных технологий в становлении и развитии экологической культуры инженера.

Практическая значимость исследования заключается в разработке модели формирования экологической культуры будущего инженера в условиях информатизации образования в высшей школе. Материалы диссертации могут быть использованы при определении содержания информационно-экологической подготовки преподавателей, студентов, а также на занятиях по дисциплинам профессиональной специализации и информатике.

Достоверность и обоснованность выводов и научных результатов обеспечена реализацией концепции системного анализаметодологической обоснованностью исходных параметров диссертации, связанных с личностно-ориентированным, культурологическим, контекстным подходамииспользованием аппарата математической статистики, всесторонним анализом результатов экспериментальной работы и подтверждена практикой работы учебных заведений.

Апробация результатов исследования осуществлялась на протяжении всего периода исследования и в ходе педагогического эксперимента, проводимого в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования. Предварительные итоги, результаты исследования, выводы и рекомендации обсуждались на заседаниях советов Читинского государственного технического университета, кафедры педагогики высшей школы ЧитГТУ, кафедры методики трудового обучения МГОУ, предметно-методических комиссиях. Теоретические положения исследования рассмотрены на международных, всероссийских и городских научно-практических и научно-методических конференциях.

Ряд теоретических положений и практических рекомендаций по проблеме излагался диссертантом на методических семинарах преподавательского состава ИППК, семинарах по обмену педагогическим опытом, проводимых в Читинском государственном техническом университете.

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

В результате экспериментальной работы выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия использования новых информационных технологий в становлении и развитии экологической культуры будущего инженера.

Для оценки эффективности образовательного процесса на основе НИТ выделена система критериев и показателей. Сравнение традиционных и новых информационных технологий в образовательном процессе возможно по таким критериям, как релевантность, глубина и полнота, актуальность и оперативность, системность экологической информации и ее соответствие психофизиологическим особенностям будущего инженера, а также экономия времени и коэффициент обученности.

Качественный и количественный анализ экспериментальных данных с соответствующей статистической обработкой позволил установить преимущества новых информационных технологий. Подтверждена эффективность использования новых информационных технологий в экологическом образовании студентов технического вуза.

В результате экспериментальной работы подтверждена эффективность психолого-педагогических условий повышения эффективности экологического образования на основе новых информационных технологий. В частности, использование технологии мультимедиа обеспечивает возможность реализации интенсивных форм и методов обучения, повышение мотивации обучения за счет современных средств обработки аудиовизуальной информации, усиление эмоциональности восприятия, формирования умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации. В ходе исследования были выявлены основные дидактические и методические требования и условия эффективного внедрения и функционирования новых информационных технологий: системностьмотивированность в использовании различных дидактических материаловопределение роли, места, назначения и времени использования новых информационных технологийобеспечение высокой степени индивидуализации обученияобеспечение диалогового режима, устойчивой обратной связи в обучении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выявлена приоритетная роль экологического образования в мировом образовательном пространстве обусловлена обострением глобального экологического кризиса и становлением новой научной картины мира, в освоении которой ведущую роль играет экологическая культура личности. Показано, что в современных условиях всеобщее непрерывное экологическое образование является важным фактором перехода общества к модели устойчивого развития. Экологическое образование в силу усиления своего интегративного характера, поскольку оно представляет собой объединение естественнонаучного, технического и гуманитарного компонентов мировой культуры, является системообразующим фактором образования в целом. Экологическая культура личности выражает созидательно деятельное отношение человека к социоприродной среде. Формирование экологической культуры в целом или отдельных ее элементов предполагает организацию определенного рода деятельности, которая связана с отражением в обучении аспектов научной исследовательской деятельности, поскольку именно наука и научное познание являются важнейшими механизмами трансляции экологической культуры, основой экологизации культуры.

Развитие экологического мировосприятия определяется разнообразными умениями и навыками, среди которых выделены: работа с информацией, создание целостного образа объекта восприятия, использование эстетических категорий в познании.

В качестве когнитивных элементов культуры личности определены следующие механизмы психики: мировосприятие, миропонимание и мировоззрение, определяющие интенсивность, направленность, организованность взаимодействия личности с окружающей средой.

Выявлено, что формирование экологической культуры связано с преодолением технократического мировоззрения, в частности, сциентизма (абсолютизация роли науки в системе культуры), с обеспечением рационального и эмоционального восприятия информации, с установлением ценностно-этических отношений познающего субъекта с окружающим миром. Для повышения уровня экологической культуры необходимо непосредственное включение будущих инженеров в практическую деятельность по изучению и сохранению окружающей средыучет особенностей формирование мировосприятия, миропонимания и мировоззрения и их соотношений в определенном системном видеконтекстный подход к преподаванию предметов экологического образования.

Анализ исследуемой проблемы показал, что использование педагогических возможностей информационных технологий в области экологического образования имеет свои преимущества и недостатки.

От первоначального понимания информационной технологии лишь как средства интенсификации познавательной деятельности обучаемых и педагогического труда преподавателей педагогическая наука шагнула к изучению данных технологий как внутренне присущей характеристике образовательного процесса в высшей школе. Исследование показало противоречивость взглядов ученых на проблему информационных технологий. Это позволило рассматривать формирование экологической культуры будущего инженера на основе новых информационных технологий как актуальнейшую теоретическую и практическую проблему высшей школы и констатировать, что она является не до конца разрешенной.

Для научно-практического понимания роли новых информационных технологий в экологическом образовании были уточнены ее содержательные характеристики. Установлены отличительные признаки так называемых новых информационных технологий, к которым отнесены: наличие интегрированных в единое целое информационных массивов, их более высокий уровень организациииспользование баз педагогических данных и знаний, объединенных с помощью современных информационно-вычислительных сетейосуществление автоматической регистрации данных и сведенийвозможность получения информации без переноса материального носителяналичие интеллектуальных информационно-педагогических (компьютерных и экспертных) системмногократное возрастание темпов времени обработки информацииприменение прогрессивных технических средств.

На основании этого уточнено понимание новых информационных технологий в образовательном процессе, которые представляют собой совокупность приемов и способов сбора, хранения, обработки, анализа, синтеза и предъявления учебной информации, основанные на широком использовании прогрессивной вычислительной и информационной техники, современных информационных фондов с целью повышения эффективности обучения, познавательной деятельности студентов, а также управления образовательным процессом.

На основе изучения теоретико-методологических аспектов, изучения опыта по внедрению новых информационных технологий в развитие и становление экологической культуры студентов технического вуза создана модель формирования экологической культуры будущего инженера, включающая блоки:

1) системный, культурологический, гуманистический, деятельностный, личностно-ориентированный, контекстный, технологический подходы будущего инженера;

2) закон (приоритетность и системообразующая роль экологического образования в мировом образовательном пространстве) и принципы природосообразности, непрерывности и системности, интегративности, единства образования и воспитания, гибкости и вариативности, культуросообразности, экогуманизма;

3) критерии сформированности экологической культуры на основе НИТ: высокий уровень развития когнитивных элементов экологической культуры, принятие экологических норм на личностном уровне, развитие рефлексивных аспектов экологического мышления, гибкость и адаптивность приобретенных способов информационной деятельности в разрешении экологических ситуаций, мотивация профессиональных достижений и эффективного сотрудничества в информационной среде, устойчивая ответственная позиция, сознательная и нравственная саморегуляция поведения в сфере информационно-экологических отношений.

4) система организации и управления на основе НИТ.

Проведенное исследование дало возможность определить практические рекомендации, учет и реализация которых будут способствовать формирование экологической культуры будущего инженера на основе информационных технологий.

В целях формирования экологической культуры рекомендуется:

— корректировка цели и содержания экологического образования в соответствии с требованиями открытого информационного общества;

— включить в учебные планы подготовки студентов «Экологическая культура и новые информационные технологии» в объеме не менее 70 часов на изучениепродолжение исследовательских работ по созданию банков экологических данных;

— включение в систему обучения экологии на основе информационных технологий учреждений академической науки, то есть осуществление разработки научно-методических проблем становления и развития экологической культуры будущего инженера на основе информационных технологий, апробации методических разработок в условиях реального учебного процесса в единой системе.

Дальнейшее исследование проблемы целесообразно продолжить по следующим направлениям: реализация компьютерных диалоговых обучающих программ как фактор повышения профессиональной подготовки инженеров-экологовинформационная подготовка инженеров-экологов на основе моделирования ситуаций профессиональной деятельностина базе информационных технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  2. Н.А. Человек и биосфера (медико-биологические аспекты). -М.: Знание, 1987. 95 с.
  3. Т.А., Хаскин В. В. Экология. М.: ЮНИТИ, 1998.-455 с.
  4. В.И. Эвристическое программирование учебно-познавательной деятельности: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1981.-240 с.
  5. А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. М., 1997. -187с.
  6. О.С., Данько Т. П. Игровой тренинг мыслительной деятельности: Учебное пособие /Моск. ин-т нар. хоз-ва им. Г. В. Плеханова.-М.:МИНХ, 1990.- 86с.
  7. О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991.-416с.
  8. О.С. Методология обучения: Функции, сущность, становление. М., 1996. — 380 с.
  9. О.С., Охрименко В. А. и др. Системно-деятельностные принципы разработки методического обеспечения практической подготовки студентов. Николаев, 1982. — 154 с.
  10. О.С. Мыслительные технологии в учебной коммуникации. -М., 1996.-54 с.
  11. Н.Антонюк Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск: Наука и техника, 1986. — 203 с.
  12. Л.С. и др. Разработка и применение обучающих программ в учебном процессе на базе автоматизированных обучающих систем: Учебное пособие/Л.С.Архангельская, В. В. Морогослепов, В.В. Савостьянов- М.: Изд. МАИ, 1990. 57с.
  13. И.Афанасьев В. Г. НТР, управление, образование.- М.: Политиздат, 1972. -67с.
  14. М.Афанасьев М. Ю. Компьютеризация обучения экономистов.- М.: Изд-во МГУ, 1993−182с.
  15. Ю.К. Педагогика. М., 1988. — 476 с.
  16. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. 520с.
  17. К.Г. Теоретические основы социально-технологической подготовки студентов.- Чита, 2000.- 250с.
  18. Н.А. Адаптация студентов и НОТ: Учебно- методическое пособие /Минский обл. совет, пед. об-во БССР.- Минск: Университетское, 1990. 150с.
  19. Г. А. Развитие естественнонаучного мышления учащихся: Дисс.. д-ра психол. наук. М., 1992. — 312 с.
  20. И.В., Саловский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке //Проблемы методологии системного исследования.- М.:"Мысль", 1970 С. 7−48.
  21. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1976.- 270с.
  22. В.В. Интегрирование возможностей обучающих систем: (О компьютерных технологиях обучения в вузе.)// Университетское образование и компьютерные технологии обучения. -Томск, 1993.- с. 120−121.
  23. Г. В. Об опыте преподавания философии по рейтинговой системе// Специфика философии и проблемы ее преподавания в техническом вузе. Уфа, 1994.-С.77−79.
  24. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии //Педагогика, 1993-№ 5.-С. 12−157.
  25. В. JI. Информационные технологические средства в самостоятельной работе студентов// Высшая школа и социально-экономическое. развитие страны. Волгоград, 1990.-С.25−33.
  26. Д.Д., Мачерин Н. В. Формы и методы использования ЭВМ в учебном процессе М., Военно-медицинская академия, 1992, Т.2.- С59−62.
  27. Ю.С., Шаповалов В. А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарного факультета //Лед. информатика -1993, № 1,-С 49−53
  28. А.В. Мышление //Общая психология. М., 1986. — С. 323.
  29. М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977. — 327 с.
  30. В.А. Методические аспекты разработки компьютерных обучающих программ// Предпринимательство и новые формы управления производством. СПб., 1993. -С.74−94.
  31. В., Жданов В. Общество и информатика новые подходы и новые технологии: (К разработке информационной технологии образования)//Народное образование.-1991.-№ 9.- С.98−100.
  32. В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. 96 с.
  33. С.Д., Морозов В. В. Новые информационные технологии компьютерного обучения //Программированное обучение.-1991.-Вып.28.-С.6−12.
  34. К.Я. и др. Педагогический менеджмент: (Концепция, опыт работы)/К.Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский.- М.: Педагогика, 1997.-265с.
  35. В.Н., Воронов В. В. Развитие информационной культуры и система непрерывного образования // Компьютерная революция и информатизация общества. М., 1997. -С. 124−237.
  36. Величков^ский Б.М. и др. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ 1973.-246 с.
  37. А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 205 с.
  38. Н.А. Роль научного мировоззрения в формировании морального сознания личности: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. -Ташкент, 1990. 22 с.
  39. М.В. Мировоззрение как развивающаяся система: Дис.. канд. филос. наук: Алматы, 1996. — 138 с.
  40. Вестник образования: Сборник приказов и инструкций. М., 2000. — № 2,4,8.
  41. В.М. Разработка обучающей программы (для вуза) с использованием элементов словесного ответа // Применение инженерных имитационных игр для моделирования деятельности коллективов. М., 1990.-С.37−38.
  42. Ю.А., Булгаков Н. В. О возможностях семиотической модели представления знания в автоматизированной системе образования // Вычислительные методы и программно- аппаратное обеспечение в научном исследовании М., 1992.- С 138−145.
  43. Взаимодействие школы и вуза в столичном регионе (опыт, проблемы, пути их решения): Информационно-методический сборник. Вып. 1 /отв. ред. Кузнецов Г. Д. М., 1996. — 77 с.
  44. Н.И., Логвинова Н. К. Использование персонального компьютера для обучения // ЭВМ в учебном процессе Новосибирск, 2000.-С. 15−21.
  45. В.И., Пинский А. И. Использование автоматизированной обучающей системы АОС-ВУЗ . для создания АУК: (Уч. пособ.)/Московск. ин-т связи.- М.: МИС, 1989. 26с.
  46. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988, — с.64
  47. М. Знания проверяет компьютер: (Обучающие системы в вузах) // М, Морск. Флот. 1991.-№ 8.-С.26.
  48. Гаранин J1.A., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М., 1997.
  49. Я.М. Законы сохранения. М.: Наука, 1967. — 264 с.
  50. И.П. Методологические проблемы экологизации современных исследований (1970−1980 гг.) /Под общ. ред. И. Т. Фролова и JI.И. Грекова. М.: Мысль, 1981.-С. 151−167.
  51. . С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы//Магистр I. 1991-№ 6.-С.10−18.
  52. .С. Компьютеризация образования: проблемы и перспективы. М., 1987
  53. . С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М., 1993. — 278 с.
  54. .С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России/Российская академия образования. Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании. М., 1993.-160с.
  55. .С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1998. — 432 с.
  56. Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М.: Наука, 1987. — с. 23−42
  57. Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию //Взаимодействие общества и природы. М.: Наука, 1986.- С. 76−81.
  58. Э.В. и др. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов /Под ред. проф. Э. В. Гирусова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.-455 с.
  59. Н.Н. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности: Автореферат дисс. к.пед.наук. -М., 2001 -23с.
  60. С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1998. — 68 с.
  61. С.Н. Экология: учебная книга /Экология и жизнь. 1997. — № 2- 3.- с. 22−28.
  62. С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: «Современный писатель», 1998. — 432 с.
  63. С.Н., Козлова О. Н. Экологическая культура //Зеленый мир. -1998.-№ 15-с.23
  64. .А. Моделирование как метод научного исследования.// Вопросы философии, № 2 1967.
  65. . Что такое психология: В 2-х т Т. 1. пер. с франц. .: Мир, 1993.-496с.
  66. В.В., Износов А. А. Обучающие комплексы на базе вычислительной техники (в вузе) //Обучение в вузе без отрыва от производства: формы, методы и средства совершенствования.-М., 1990.-С.131−135.
  67. В.В. Информатика проблемной организации многоуровневого обучения // Вопросы совершенствования технологии обучения. -1993. Вып. 1. С.56−58.
  68. В.В. Концепции современного естествознания. Часть 1: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУП, 2000. — 274 с.
  69. А.А. Экология: Учебное пособие. М.: Центр, 1998. — 240 с.
  70. ВТ., Розов М. А., Степин B.C. Философия науки и техники: Учеб. пособие для вузов. М.: Контакт-Альтурс, 1995. — 380 с.
  71. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.-136 с.
  72. Дж. П. Философия, культура, технология: перспективы на будущее// Новая технократическая волна на Западе. -М, 11 986. -С.15маков Д.А.
  73. А.В., Слабнов O.JL, Шипицын И. В. Некоторые возможности интеллектуализации обучающих систем // Методы и системы технической диагностики.-1991 .-Вып. 15,4. 1 .-С.42−44.
  74. Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М.: Наука, 1984. С. 35.
  75. Г. Р. Очерки информационной технологии. -М., 1993.- 335с.
  76. Ю.В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика.-М., 1994.-№ 6.-С.31−37.
  77. В.А. Интеллектуальная обучающая система ИНТЕЛТЬЮТОР // Новые методы и средства обучения. -1993. № 1. -С 84−100.
  78. В.В. Системные основания общеобразовательной технологии. -М.: Знание. 1995. -136с.
  79. П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996. -288 с.
  80. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности: пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994.-136с.
  81. М. Информатизация образования и компьютеры Macintosh. // Информатика и образование. 1993, № 4. С 39−43.
  82. Давидович В. Е, Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 1979. — 263 с.
  83. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
  84. В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление // Перспективы: вопросы образования / ЮНЕСКО -1992.- №½.-С7−16.
  85. В.А., Скибневский В. К. Экспертная обучающая система на базе сетей Петри // Методы и системы технической диагностики.-1991 .-Вьш.15,4.1.-С.13−17.
  86. В.И., Сериков В. В. Личностный подход в системе принципов экологизации естественнонаучного образования //Экологическое образование: концепции и технологии: сб.науч. тр. /Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — С-. 8491.
  87. П. Суперсила: Пер. с англ. М.: Мир, 1989. — 272 с,
  88. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1996. 480 с.
  89. Л.В. Административная информационная система в АСУ-ВУЗ,-Тверь. 1993,-С. 14−17.
  90. В.М. Аксиологические основы мировоззрения личности: Автореф. дисс.. д-ра культурологических наук. СПб., 1999. — 35 с.
  91. М.Е., Черняховский Л. Е. Проведение зачета с помощью автоматизированной системы // Вопросы обучения и воспитания в вузе.-Томск, 1992.-С.56−59.
  92. В.П. Коллективно-распределительная компьютерная среда -основа новой технологии обучения // Новые исследования в пед. науках. 1991, — Вьш.1.-С. 23−26.
  93. И.В. О дидактических требованиях к процессу обучения с использованием компьютеров (в вузе и школе) // Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки учителя в педагогическом институте.-Вологда, 1990.-С.92−100.
  94. Л.П. Групповая работа как условие формирования профессиональной самооценки учителя в системе повышения квалификации. /НИИ непрерывное образование взрослых. Спб., 1992. — 21 с.
  95. П.С., Яценко Л. В. Что такое общая картина мира? -М.: Знание, 1984.-64 с.
  96. Г. Е. Психологические условия формирования убеждений: Дисс.. д-ра психол. наук. М., 1991. — 427 с.
  97. А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование и пути реализации: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1986. — 32 с.
  98. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранительного образования /Под ред. И. Д. Зверева. М.: Педагогика, 1981.-184 с.
  99. И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы //Экологическое образование: концепции и технологии: сб.науч. тр. /Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. с.72−84.
  100. А.Ф. Творческое проектирование учебного процесса// Компьютерная революция и информатизация общества. М., 1999.С.42−48.
  101. И.А. Педагогическая психология. Ростов — на — Дону, 1997. -477с.
  102. В.П. Живое знание: Материалы к курсу лекций-Самара: Самарский гос. пед. ун-т, 1997. 213 с.
  103. Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования: Монография. М.: Изд-во РАО, 1993. — 163 с.
  104. Ю.Н. Экзаменационная система на базе персонального компьютера с использованием метода динамических таблиц (для контроля знаний студентов) // Новые методы и средства обучения. М., 1993,-С. 100−103.
  105. В.И. Педагогические условия совершенствования методической работы по реализации общего и профессионального образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 2000.-23с.
  106. А.В. Сознание и мышление. М: Изд-во МГУ, 1994. — 130 с.
  107. Е.И., Орехов Б. И., Ольховский А. Ф. Технология «РИТМ» в многоуровневой системе высшего образования // Высшее образование в России. № 4.- 1993. С 115−119.
  108. А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дисс. .канд. пед. наук.-М., 1998.- 176с.
  109. В.Р. Формирование у учащихся средней школы естественнонаучного миропонимания в процессе обучения: Дисс.. д-ра пед. наук. -Полтава, 1989. 374 с.
  110. И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. М., 1994. — 206 с.
  111. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986.-200 с.
  112. М.С. Философия культуры. СПб: Петрополис, 1996. — 415 с.
  113. В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. -Москва-Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Костромской государственный педагогический университет 1996. 248 с.
  114. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. -М.: Наука, 1983.-260 с.
  115. В.П. Проблемы человековедения. Науч. ред. и послесловие А. И. Субетто. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. — 352 с.
  116. И. О педагогике.- М.,' 1907. -с. 21
  117. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. — 703 с.
  118. Р.С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. 351 с.
  119. А. А. Программно-методическое обеспечение переподготовки преподавателей вуза (на примере преподавания в Интернет): Автореферат дисс. к.пед. наук. -М., 2002. С.22
  120. А.В., Новик И. Б. Взаимодействие наук при изучении биосферы и проблемы экологии человека //Взаимодействие методов естественных наук в познании жизни. М.: Наука, 1976. — С. 46−58.
  121. .М. Диалектический путь теоретического синтеза современного естественнонаучного знания (о типологии синтетических процессов в науке //Синтез современного научного знания. М.: Наука, 1973. — С. 9−59
  122. В.Г. Образование и цивилизация // Образование в России, 1996, № 3. С.4−6.
  123. В.М. Компьютерам дидактическое обеспечение: (Применение ЭВМ в вузе) // Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки студентов. — Ярославль, 1990.-С. 102−104.
  124. Г. Д. Особенности усвоения системы знаний учащимися в процессе обучения /Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: Межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ им А. И. Герцена, 1983. — С. 14−26.
  125. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд. КГУ, 1982. — 244 с.
  126. Н.Н. Влияние экологических исследований на стиль мышления в современной науке //Интегрирующая функция экологии в современной науке: Сб. науч. тр. Киев: Наукова думка, 1987. — С. 4−17.
  127. Н.Н. Объект экологии и его эволюция: Философско-методологические аспекты. Киев: Наукова думка, 1979. — 135 с.
  128. Н.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989 -С. 104−109.
  129. И. С. Методика компьютерного определения трудностей вхождения студентов в общественную работу.// Информатизация педагогической науки и практики. М., 1991. -С. 7072.
  130. Е.Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. — 236 с.
  131. Н.В. Автоматизированные обучающие системы-М.: Изд. МСХА, 1990.-24с.
  132. JI.A. Использование электронно-вычислительной техники: состояние и задачи в связи с регионализацией образования: (Мичуринский пед. ин-т) // Вуз и регион. Тамбов, 1994 — С. 49−50.
  133. Коллис Бетти. Информационные технологии источник новых учебных ситуаций. — М., 2000.-34с.
  134. Компьютеризованный учебник/ Б. И. Глазов, Д. А. Ловцов, С. Н. Михайлов, А. В. Сухов // Информатика и образование. 1994. № 6. С. 86−94.
  135. Компьютер как средство управления в педагогических системах: Проблемы моделирования информационных связей/ В. Н. Аниськин., В. И. Пугач, Л. И. Шабанов. Самара: Изд-во Самарск, ГПИ, 1993- 115с.
  136. В.А. К методологии построения культуры //Методологические проблемы науки и культуры. Межвуз. сб. вып. 4 -Культура и пути ее познания. Куйбышев: Изд-во КГУ, 1979 — С. 27−32.
  137. Корнеев -В.Д. Функции и условия эффективности стандартизованного предъявления учебного материала: Автореферат дис. канд. пед. наук.- М., 1986.- С. 13−14
  138. В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. М.: ИЧП"Издательство Магистр", 1997. -Ч8с.
  139. И.В. Формирование экологической культуры в процессе образования и воспитания: Теорет.-методол. аспект: Дисс.. канд. социол. наук. -М., 1997.-144 с.
  140. А.А. Новая информационная технология и обучение информатике/ Проектирование новых информационных технологий обучения -М., 1991. с. 31 -43
  141. Г. А. Экология и будущее: анализ философских оснований. М.: Наука, 1988.-158 с.
  142. Л.Ф. Картина мира и ее функции в научном познании. Минск: Университетское, 1984. -142 с.
  143. А.А. Инструментальные средства разработки компьютерного учебника // Проблемы компьютеризации экономического образования. М.: 1994.- С.41−60.
  144. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: ГГУ, 1976.
  145. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Издательство ЛГУ, 1980. — 172 с.
  146. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. Рыбинск, 1993.
  147. Культура в свете философии. Тбилиси: Хеловноба, 1979. — 322 с.
  148. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. — 576 с.
  149. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. -289с.
  150. В.И., Лазарев Ф. В. Точность, истина и рост знания. М., 1988.-с. 228−229
  151. Л.А. Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1999. — 32 с.
  152. Ю.Ф., Поварова Н. Н. Анализ критериев качества тестов при проведении тестирования на ПЭВМ. // Средства повышения эффективности использования ЭВМ в учебном процессе. М.: 1993.- С. 19−28.
  153. Ю.Е., Цехановский В. В. Автоматизированная информационная система «КАФЕДРА» /Изд. Ленингр. электротехн. инта.-1991.Вып.438.-С.6−38.
  154. Т.Д. Единство методологического и мировоззренческого в научном познании: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Алма-Ата, 1986. — 24 с.
  155. Н.А. Отражение кризисных экологических ситуаций в личностном мировоззрении: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Минск, 1994. — 19 с.
  156. Э. Современные мифы //Экология и жизнь. 2000. — № 2. -С.6−9.
  157. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е перераб. изд. -М, 1991.-223с.
  158. В.А. и др. Диалектика. Познание. Наука. /Отв. ред. В. А. Лекторский, В. С. Тюхтин. М.: Наука, 1988. — 286 с.
  159. В.А. Экологический срез современного научного знания //Горизонты экологического знания: Социально-философские проблемы/Отв. ред. И. Т. Фролова. М: Наука, 1986. — С. 66−81.
  160. П. Мазур И. И., Молдаванов О. И. Введение в инженерную экологию. М.: Наука, 1989. — 374 с.
  161. Н.В. Подход к методологии обучения студентов педагогических вузов экономического профиля с позиций новой информационной технологии. // Вуз в системе непрерывного образования.- СПб., 1992.- С. 85−88.
  162. С.Д. Теория и практика психолого-педагогического исследования/НИИ психологии. Киев: НИИП, 1990.-239с.
  163. Н.Б. Статический метод контроля усвоения знаний в автоматизированной обучающей системе на базе ЭВМ //Новые методы и средства обучения. М. 1993. — С. 109−114.
  164. Э.Г. Автоматизированная обратная связь как средство совершенствования процесса обучения /Под ред.: А. А. Кирсанова -Саратов: Изд. Саратовск. ун-та, 1989.-183с.
  165. Н.М. Экология: новые направления в традиционной науке //Взаимодействие общества и природы: Философско-методологические аспекты экологических проблем. М.: Наука, 1986. -С. 251−270.
  166. Н.М., Суравегина И. Т. Технология определения уровня подготовки учащихся по экологии (поиски оснований) //Экологическое образование: концепции и технологии: сб.науч. тр. /Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — с.127−138.
  167. В.К., Слободянюк А. А. Системный подход к комплексной подготовке инженеров // Специалист, 1992, № 7−9. с. 34.
  168. М. Технология и эффективность социального управления. -М., Прогресс, 1982- 267с.
  169. Н.Н. Гуманизм и экология //Экология и жизнь. 2000. — № 5. -С. 6−10.
  170. Г. Г. Оптимизация учебного процесса на базе новых информационных технологий.//Инновационные методы обучения в вузе. Мурманск. 1999. С. 55−58.
  171. A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. — 128 с.
  172. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986
  173. К.Р. Основные проблемы социологии мышления. -Тбилиси: «Мецниереба», 1973.-438 с.
  174. Методы педагогических исследований /Под ред. А. И. Писку нова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  175. JT.A. Детерминация естественнонаучного познания. Методологические аспекты: Автореф. дисс. д-ра филос. наук. Л, 1978.-42с.
  176. Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. 210 с.
  177. Л.А., Опеньков М. Ю. Новые образы познания и реальности. -М.: РОССПЭН, 1997. 240 с.
  178. В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях. М.: Изд-во УДН, 1986. — 84 с.
  179. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. -М: Высш. школа, 1987. 200 с.
  180. В.М. Педагогические аспекты компьютеризации учебного процесса в вузе.// Проблемы подготовки специалистов вобласти автоматизации и механизации библ. процессов. М., 1991.-С.41−55.
  181. А.И., Черный А. И., Гиляровский Р. С. Научные коммуникации и информатика.- М.: Наука, 1976.-c.45
  182. Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. М.: МНЭПУ, 1995. — 56 с.
  183. Н.Н. Экология человечества глазами математика: (Человек, природа и будущее цивилизации). М.: Мол. гвардия, 1988. -254 с.
  184. Н.Н. Экология и образование. М.: «Юнисам», 1996. -192 с.
  185. Н.Н., Александров В. В., Тарко A.M. Человек и биосфера. М.: Наука, 1985.-320 с.
  186. JI.B. Диагностические методики в системе экологического образования. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. университета, 1996. — 166 с.
  187. JI.B. Экологическое образование: Исторический аспект. -Екатеринбург: «Уникум», 1996. 110 с.
  188. Ив. Международное сотрудничество в области информационных технологий. М., 1990 4
  189. .А. Экологическая культура и ее формирование у современных школьников: Автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 1995.-22 с.
  190. Г., Пригожий И. Познание сложного: Введение /Пер. с англ. В. Ф. Пастушенко М.: Мир, 1990. — 342 с.
  191. Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования: философско-социологические аспекты проблемы: Автореф. дисс. д-ра филос. наук. М., 1994. — 50 с.
  192. И.З. Возможности реализации дидактических элементов учебного процесса при компьютерном обучении // ЭВМ в учебном процессе -Новосибирск, 1990.-С.7−13.
  193. A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития / Российская академия образования. М., 1997.-с. 154
  194. Э.Д. Технология и предпринимательство. Содержание и методика обучения: Учебное пособие. М., МПУ, 1996. -240 с.
  195. Ю. Экология: Пер. с англ. М.: Мир, 1986. — T.I. — 328 е.- Т.2. — 576 с.
  196. С.В. Теоретические основы разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в личностно ориентированном обучении: Автореферат дисс. на соискание. д.п.н. -М., 1998 — 42с.
  197. Педагогические принципы и условия экологического образования: Сб. науч. трудов /Отв. ред. А. Н. Захлебный. М.: Изд-во АПН СССР, 1983.-98 с.
  198. С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи- Пер. с англ./Под ред А. В. Беляевой, В. В. Леонаса. М.: Педагогика, 1989.- 224с.
  199. К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие для вузов.- 2-е изд., стер. СПб: Химия, 1998.-352 с.
  200. Ю.Н. Региональная система непрерывного профессионального образования (Аспект управления): Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань. 1996. —с.46
  201. JI.A. Самодвижение материи в свете кибернетики. -М.: Наука, 1971.-292 с.
  202. А. Человеческие качества: Пер с англ. М.: Прогресс, 1980.-302 с.
  203. М.У., Белецкая JI.B. Формирование компьютерной грамотности будущих педагогов как одно из условий подготовки творческих специалистов // Педагогика высшей и средней спец. школы-1991 .-Вьш.5.-С. 140−149.
  204. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др. Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990.- 142с.
  205. к. Открытое общество и его враги. М., Межд. Фонд «Культурная инициатива», 1992. — С.442с.
  206. Ф. Основы прикладной экологии: Воздействие человека на биосферу /Пер. с французского. JL- Гидрометоиздат, 1982. — 543 с.
  207. Ю.М. Психология обучения в вузе: Социально-психологический портрет студента: Текст лекций (Под ред. Н.Г. Артемьевой).- Л.: ЛИП, 1990.-29с.
  208. С.В. Структура мировоззрения: Генет. аспект: Дисс.. д-ра фи-лос. наук. Ростов н/Д, 1995. — 266 с.
  209. Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. — 637 с.
  210. Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). -М.: Журнал «Россия Молодая», 1994. 367 с.
  211. У.Р. Познание и мышление. Моделирование на уровне информационных процессов. Пер. с англ. М., «Мир», 1968. — 400 с.
  212. И.В., Сухов В. П., Шугрина М. В. О классификаии компьютерных учебных программ // Проблемы информатизации в распределенных системах управления и проектирования. -Воронеж, 1994.-С.150−155.
  213. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. -М.: «Школа-Пресс», 1994. С. 11.
  214. Э.Л., Мотов В. В. Принцип построения специализированных баз знаний в автоматизированных обучающих системах (АОС) Самара. 1992.- С. 9−12.
  215. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе среднего профессионального образования //Высшее образование в России, 1994. № 2. С. 31−36
  216. В. А. Компьютерная система проверки знаний студентов//Высшее образование в России,-1994 № 3 С.89−92.
  217. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М.: Институт философии РАН, 1994. — 349 с.
  218. A.JI. Разумно ли человечество?//Экология и жизнь. -2000.-№ 2.-С.10−13.
  219. Ю.В. Вероятностная революция в науке (Вероятность, случайность, независимость, иерархия). М.: Научный мир, 1999. — 144 с.
  220. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 240 с.
  221. Г. Н. Элементы теории системного управления образовательных систем.-Челябинск, 1994- 42с.
  222. А.П. Человек и природа: формирование отношений. -Ставропль, 1975. 209 с.
  223. И.Л. Компьютерные социальные технологии в практике управления персоналом.- М.: Союз, 1998 120 с.
  224. С.М. Проблема становления мировоззренческого самосознания (Историко-логический аспект): Автореф дисс. ,. канд. филос. наук. — Львов, 1990.- 16с.
  225. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
  226. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1984. — 104 с.
  227. А.Г., Тюхтин B.C. О взаимосвязи наук в современном естествознании //Синтез современного научного знания. М.: Наука, 1973.-С. 60−73.
  228. B.C. Новые ориентиры цивилизации/экология и жизнь. -2000. № 4. — С. 4−7.
  229. Н. Общественные науки и социальная технология. -М., Прогресс, 1977. 250с.
  230. В. Л. Теоретические аспекты разработки компьютерных систем обучения. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1995.- 35с.
  231. И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1986. — 36 с.
  232. И. Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии. -М.: Просвещение, 1995. 96 с.
  233. Л.В., Пушкарева Т. А. Экологическое образование школьников в модели «Экология и диалектика»// Новая модель школы «Экология и диалектика „. М.: Авангард, 1992. — с. 35−37.
  234. Н.Д. Пути совершенствования профессионального образования на основе информационных технологий. Автореф. дисс.. к.п.н.-M., 2001,-22с.
  235. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. -М., 1987. -с. 136.
  236. Технология моделирования учебных структур на персональных ЭВМ / Врагев В. Н., Ляпунов И. Б., Кортова И. Г., Клочко В. А. -Новосибирск: ВЦ СО РАН, 1995.-31с.
  237. Управление в образовании: проблемы и подходы. Практич. рук-во: (Сб. ст. под ред. П. Корстанье., К. Ушакова. -М.: Изд. Фирма „Сентябрь“, 1995,-330с.
  238. А. Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990. 269 с.
  239. А.В. Новая концепция естественнонаучного образования и педагогические условия ее реализации. Челябинск: Изд-во ЧГПУ „Факел“, 1996,-38 с.
  240. Е.В. Философские основы научной картины мира: Автореф. дисс.. д-ра филос. наук. Новосибирск, 1994. — 42 с.
  241. .И., Джалиашвили З. О. Логика компьютерного диалога. -М.: Омега, 1994.-240с.
  242. Философия культуры. Становление и развитие. СПб: Изд-во „Лань“, 1998.-448 с.
  243. Философско-психологические проблемы развития образования / А. С. Арсеньев., Э. В. Безчеревных, В. В. Давыдов и др.) Под ред. В.В. Давыдова- Российская академия образования. М.: ТОО. Центр инновации в науке, технике, образовании. 1994.- 127с.
  244. В. Философия и экология /Пер с англ. М.: Наука, 1993. -205 с.
  245. Н.В. Современные теории и технологии образования. -Омск: ОмПГУ, 1993.-68с.
  246. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в средней профессиональной школе. Учебное издание / Под ред. Д. В. Чернилевского. М.: „Экспедитор“, 1996−186с.
  247. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание. /Под ред. Д. В. Чернилевского. М.: „Экспедитор“, 1996. С. 240.
  248. .С. Философские методологические основания стратегии развития образования в России / Росс. акад. образования. Ин-т теорет. пед. и международн. исследований в образовании М. ИТГШМИО, 1993- 160с.
  249. А.В., Кравчук Т. П. Лицей информационных технологий. -М.: Финансы и статистика. 1995.-239с.
  250. В.Д. Философия образования и образовательная политика. -М., 1993. 181 с.
  251. С. А. Обучение и научное познание. -М.: Педагогика, 1981.-208с.
  252. С.Т. Основные вопросы педагогического образования. // Педагогические сочинения. Т.2. М.: Просвещение, 1964. — 150, 168, 171 с.
  253. А. Культура и этика. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973. -343 с.
  254. Ф.Я. Организованность биосферы. М.: Наука, 1980. -291 с.
  255. В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. -300с.
  256. Г. П. и др. Педагогика и логика. М., 1993. — 412 с.
  257. Г. П. Проблемы методологии системных исследований. М., 1964. — 240 с.
  258. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. — 208 с.
  259. Экологические очерки о природе и человеке: Сокр. пер. с нем./Под ред.Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988. — 640 с.
  260. Экологическое образование: концепции и технологии: сб.науч. тр./ Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — 282 с.
  261. Энциклопедия кибернетики. Т.1. Киев: УСЭ, 1974
  262. Ф. Технология обучения в системе высшего профессионального образования.- М.: Высш. шк., 1986- 162с.
  263. Е.Б. Теоретическое обоснование построения пособия с программированными частями для АОС на базе ЭВМ // Применение обучающих программ в самостоятельной работе студентов. -Куйбышев. 1990.-С.46−57.
  264. Яшин J1.3. Интеллектуализация автоматизированных систем обучения.//Новые методы и средства обучения.- М., 1993.-С. 103−106.
  265. Beck U. From industrial society to the risk society: Questions of survival, social structure and ecological enlightenment // Theory, Culture and Society New York City, 1992. Vol. 9, Nl.-P. 3−12.
  266. Bertalanfly L. An Aut line of „GeneralSystem Theory“ „British J/ For Phil. OfSci"/-1950,vol. 1. 2, p. 134−165.
  267. Bronfenbrenner, U. Recent Advances in Theory and Design. Paper presented at the American Psychological Association. New York City, 1987, August. -P. 12−45.
  268. Dent H. University in Transition. London, 1961. — P. 6 — 28.
  269. Eisenstein E.L. The printing press as an agent of chane. Cambridge, 1993.-P.6−28.
  270. Erikson, E.H. The LifeCycle Completed. — New York: W. W. Norton and Co, 1982.-p. 64−87.
  271. Gardner H. The Arts and Human Development. — New York“ Jorn Wiley and Sons, 1973.-P. 5−34.
  272. Hall J. A. Parent Adolescent Conflict. An Empirical Review/ Adolescence. — New York, 1987. — P. 767 — 789.
  273. Hunter A William/ Multicultural Education Through Competency-based teacher Education. American Association of colleges fop Teacher Education/ Washington D.C., 1974. — 276 p.
  274. Havighurst R.J. Developmental Tasks and Education, 3rd ed. New York: David Me Kay Co, 1972. — P. 8 — 56.
  275. Howe MJ. Intelligence as an explanation // Brit. J. of Psychol. -1988 V. 79. P. 349−360.
  276. Hugdahl K. Hemisheric asymmetry and classical conditioning: Psychophysiological approach. // Psychophysiology 88: Proc. 4-th Conf. Int. Organ. Psychophysiol., Prague- Sept. 12 17. — 1988. — Praha. Sa/111. — P.26 -48.
  277. Hyde J.K. Universities and Cities in Medieval Italy // The University and the City: from Medieval Origins to the Present/Bender T. (ed.). New York, 1986.-P. 17−32.
  278. Jensen A.D. Psychometric g as a focus of concerted research effort // Intelligence. 1987. V. 11. H. 193- 198.
  279. KlamerA., Leonnard Th. So what’s an Economic metaphor? //Mirowski Ph. Natural Images in Economic Thought. Cambridge CUP, 1994.-P. 18−34.
  280. Ladd E“ Upset S.M. The Divided Academy. New York, 1975. — P. 2 -16.
  281. Lewin K. Field Theory and Experiment in Social Psychology: Concepts and Methods. American Journal of Sociology, 44/1983—P. 868 -897.
  282. Maturana H., Varela F. The tree of knowledge: The biological Roots of Human Understanding. Shambala, 1988. — P. 199.
  283. Michaelis A. R. Science in society // Interdisciplinary Sci. Rev. -1989. Vol. 14, N l.-P. 97.
  284. Montgomery W., Jones G. Laterality, emotionality and hearbeen percepnion // Psychophysiology. 1984. V.21. — P. 34.
  285. Popper K. The open Universe. An Argument for Indeter minism. -Totova, NY» 1995.-P.130.
  286. Rawlings D., BorgeA. Personality and hemysphere function: two experiments using the dichotic shedowing technique // Pers/ and Individ Differ -1987. V. 8, N 4. P. 483 — 488
  287. Sakamoto T. The role of educational tecnology in carriculum development-Paris. 1974.-P. 8
  288. G.Tyler Miller, Jr. Living in the environment Wadsworth Publishhg Company Belmont, California, 1990. к s ясч QQ О м сеа
Заполнить форму текущей работой