Формирование экологической культуры будущего инженера на основе информационных технологий
Диссертация
В результате экспериментальной работы подтверждена эффективность психолого-педагогических условий повышения эффективности экологического образования на основе новых информационных технологий. В частности, использование технологии мультимедиа обеспечивает возможность реализации интенсивных форм и методов обучения, повышение мотивации обучения за счет современных средств обработки аудиовизуальной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
- 1. 1. Анализ сущности экологической культуры будущего инженера
- 2. 1. Структура экологической культуры личности
- ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
- 2. 1. Информационные технологии в педагогике высшей школы
- 2. 2. Сущность и характеристика информационных технологий в обучении студентов
- 2. 3. Использование информационных технологий в ВУЗе (праксиологический аспект)
- ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ И СТАНОВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
- 3. 1. Цель, задачи и методика педагогического эксперимента
- 3. 2. Критерии оценки эффективности использования информационных технологий в экологическом образовании
- 3. 3. Анализ динамики и результатов педагогического эксперимента
Список литературы
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
- Агаджанян Н.А. Человек и биосфера (медико-биологические аспекты). -М.: Знание, 1987. 95 с.
- Акимова Т.А., Хаскин В. В. Экология. М.: ЮНИТИ, 1998.-455 с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-познавательной деятельности: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1981.-240 с.
- Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. М., 1997. -187с.
- Анисимов О.С., Данько Т. П. Игровой тренинг мыслительной деятельности: Учебное пособие /Моск. ин-т нар. хоз-ва им. Г. В. Плеханова.-М.:МИНХ, 1990.- 86с.
- Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991.-416с.
- Анисимов О.С. Методология обучения: Функции, сущность, становление. М., 1996. — 380 с.
- Анисимов О.С., Охрименко В. А. и др. Системно-деятельностные принципы разработки методического обеспечения практической подготовки студентов. Николаев, 1982. — 154 с.
- Анисимов О.С. Мыслительные технологии в учебной коммуникации. -М., 1996.-54 с.
- Н.Антонюк Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск: Наука и техника, 1986. — 203 с.
- Архангельская Л.С. и др. Разработка и применение обучающих программ в учебном процессе на базе автоматизированных обучающих систем: Учебное пособие/Л.С.Архангельская, В. В. Морогослепов, В.В. Савостьянов- М.: Изд. МАИ, 1990. 57с.
- И.Афанасьев В. Г. НТР, управление, образование.- М.: Политиздат, 1972. -67с.
- М.Афанасьев М. Ю. Компьютеризация обучения экономистов.- М.: Изд-во МГУ, 1993−182с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1988. — 476 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. 520с.
- Батоцыренова К.Г. Теоретические основы социально-технологической подготовки студентов.- Чита, 2000.- 250с.
- Березовин Н.А. Адаптация студентов и НОТ: Учебно- методическое пособие /Минский обл. совет, пед. об-во БССР.- Минск: Университетское, 1990. 150с.
- Берулава Г. А. Развитие естественнонаучного мышления учащихся: Дисс.. д-ра психол. наук. М., 1992. — 312 с.
- Блауберг И.В., Саловский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке //Проблемы методологии системного исследования.- М.:"Мысль", 1970 С. 7−48.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1976.- 270с.
- Болгов В.В. Интегрирование возможностей обучающих систем: (О компьютерных технологиях обучения в вузе.)// Университетское образование и компьютерные технологии обучения. -Томск, 1993.- с. 120−121.
- Бондаренко Г. В. Об опыте преподавания философии по рейтинговой системе// Специфика философии и проблемы ее преподавания в техническом вузе. Уфа, 1994.-С.77−79.
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии //Педагогика, 1993-№ 5.-С. 12−157.
- Борзенков В. JI. Информационные технологические средства в самостоятельной работе студентов// Высшая школа и социально-экономическое. развитие страны. Волгоград, 1990.-С.25−33.
- Бородин Д.Д., Мачерин Н. В. Формы и методы использования ЭВМ в учебном процессе М., Военно-медицинская академия, 1992, Т.2.- С59−62.
- Брановский Ю.С., Шаповалов В. А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарного факультета //Лед. информатика -1993, № 1,-С 49−53
- Брушлинский А.В. Мышление //Общая психология. М., 1986. — С. 323.
- Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977. — 327 с.
- Бумагина В.А. Методические аспекты разработки компьютерных обучающих программ// Предпринимательство и новые формы управления производством. СПб., 1993. -С.74−94.
- Буравихин В., Жданов В. Общество и информатика новые подходы и новые технологии: (К разработке информационной технологии образования)//Народное образование.-1991.-№ 9.- С.98−100.
- Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. 96 с.
- Бушуев С.Д., Морозов В. В. Новые информационные технологии компьютерного обучения //Программированное обучение.-1991.-Вып.28.-С.6−12.
- Вазина К.Я. и др. Педагогический менеджмент: (Концепция, опыт работы)/К.Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский.- М.: Педагогика, 1997.-265с.
- Васильев В.Н., Воронов В. В. Развитие информационной культуры и система непрерывного образования // Компьютерная революция и информатизация общества. М., 1997. -С. 124−237.
- Величков^ский Б.М. и др. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ 1973.-246 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 205 с.
- Войцехович Н.А. Роль научного мировоззрения в формировании морального сознания личности: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. -Ташкент, 1990. 22 с.
- Воронина М.В. Мировоззрение как развивающаяся система: Дис.. канд. филос. наук: Алматы, 1996. — 138 с.
- Вестник образования: Сборник приказов и инструкций. М., 2000. — № 2,4,8.
- Виленский В.М. Разработка обучающей программы (для вуза) с использованием элементов словесного ответа // Применение инженерных имитационных игр для моделирования деятельности коллективов. М., 1990.-С.37−38.
- Вишневский Ю.А., Булгаков Н. В. О возможностях семиотической модели представления знания в автоматизированной системе образования // Вычислительные методы и программно- аппаратное обеспечение в научном исследовании М., 1992.- С 138−145.
- Взаимодействие школы и вуза в столичном регионе (опыт, проблемы, пути их решения): Информационно-методический сборник. Вып. 1 /отв. ред. Кузнецов Г. Д. М., 1996. — 77 с.
- Волокобинская Н.И., Логвинова Н. К. Использование персонального компьютера для обучения // ЭВМ в учебном процессе Новосибирск, 2000.-С. 15−21.
- Вольман В.И., Пинский А. И. Использование автоматизированной обучающей системы АОС-ВУЗ . для создания АУК: (Уч. пособ.)/Московск. ин-т связи.- М.: МИС, 1989. 26с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988, — с.64
- Гаврюк М. Знания проверяет компьютер: (Обучающие системы в вузах) // М, Морск. Флот. 1991.-№ 8.-С.26.
- Гаранин J1.A., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М., 1997.
- Гельфер Я.М. Законы сохранения. М.: Наука, 1967. — 264 с.
- Герасимов И.П. Методологические проблемы экологизации современных исследований (1970−1980 гг.) /Под общ. ред. И. Т. Фролова и JI.И. Грекова. М.: Мысль, 1981.-С. 151−167.
- Гершунский Б. С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы//Магистр I. 1991-№ 6.-С.10−18.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация образования: проблемы и перспективы. М., 1987
- Гершунский Б. С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М., 1993. — 278 с.
- Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России/Российская академия образования. Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании. М., 1993.-160с.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1998. — 432 с.
- Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М.: Наука, 1987. — с. 23−42
- Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию //Взаимодействие общества и природы. М.: Наука, 1986.- С. 76−81.
- Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов /Под ред. проф. Э. В. Гирусова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.-455 с.
- Гладченкова Н.Н. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности: Автореферат дисс. к.пед.наук. -М., 2001 -23с.
- Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1998. — 68 с.
- Глазачев С.Н. Экология: учебная книга /Экология и жизнь. 1997. — № 2- 3.- с. 22−28.
- Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: «Современный писатель», 1998. — 432 с.
- Глазачев С.Н., Козлова О. Н. Экологическая культура //Зеленый мир. -1998.-№ 15-с.23
- Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования.// Вопросы философии, № 2 1967.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т Т. 1. пер. с франц. .: Мир, 1993.-496с.
- Голубев В.В., Износов А. А. Обучающие комплексы на базе вычислительной техники (в вузе) //Обучение в вузе без отрыва от производства: формы, методы и средства совершенствования.-М., 1990.-С.131−135.
- Гомза В.В. Информатика проблемной организации многоуровневого обучения // Вопросы совершенствования технологии обучения. -1993. Вып. 1. С.56−58.
- Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. Часть 1: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУП, 2000. — 274 с.
- Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. М.: Центр, 1998. — 240 с.
- Горохов ВТ., Розов М. А., Степин B.C. Философия науки и техники: Учеб. пособие для вузов. М.: Контакт-Альтурс, 1995. — 380 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.-136 с.
- Грант Дж. П. Философия, культура, технология: перспективы на будущее// Новая технократическая волна на Западе. -М, 11 986. -С.15маков Д.А.
- Григорьев А.В., Слабнов O.JL, Шипицын И. В. Некоторые возможности интеллектуализации обучающих систем // Методы и системы технической диагностики.-1991 .-Вып. 15,4. 1 .-С.42−44.
- Громов Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М.: Наука, 1984. С. 35.
- Громов Г. Р. Очерки информационной технологии. -М., 1993.- 335с.
- Громыко Ю.В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика.-М., 1994.-№ 6.-С.31−37.
- Гудковский В.А. Интеллектуальная обучающая система ИНТЕЛТЬЮТОР // Новые методы и средства обучения. -1993. № 1. -С 84−100.
- Гузеев В.В. Системные основания общеобразовательной технологии. -М.: Знание. 1995. -136с.
- Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996. -288 с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности: пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994.-136с.
- Гуткин М. Информатизация образования и компьютеры Macintosh. // Информатика и образование. 1993, № 4. С 39−43.
- Давидович В. Е, Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 1979. — 263 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
- Давыдов В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление // Перспективы: вопросы образования / ЮНЕСКО -1992.- №½.-С7−16.
- Даниелян В.А., Скибневский В. К. Экспертная обучающая система на базе сетей Петри // Методы и системы технической диагностики.-1991 .-Вьш.15,4.1.-С.13−17.
- Данильчук В.И., Сериков В. В. Личностный подход в системе принципов экологизации естественнонаучного образования //Экологическое образование: концепции и технологии: сб.науч. тр. /Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — С-. 8491.
- Девис П. Суперсила: Пер. с англ. М.: Мир, 1989. — 272 с,
- Дерябо С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1996. 480 с.
- Димитриева Л.В. Административная информационная система в АСУ-ВУЗ,-Тверь. 1993,-С. 14−17.
- Доброштан В.М. Аксиологические основы мировоззрения личности: Автореф. дисс.. д-ра культурологических наук. СПб., 1999. — 35 с.
- Добрусина М.Е., Черняховский Л. Е. Проведение зачета с помощью автоматизированной системы // Вопросы обучения и воспитания в вузе.-Томск, 1992.-С.56−59.
- Долматов В.П. Коллективно-распределительная компьютерная среда -основа новой технологии обучения // Новые исследования в пед. науках. 1991, — Вьш.1.-С. 23−26.
- Дробышева И.В. О дидактических требованиях к процессу обучения с использованием компьютеров (в вузе и школе) // Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки учителя в педагогическом институте.-Вологда, 1990.-С.92−100.
- Дуганова Л.П. Групповая работа как условие формирования профессиональной самооценки учителя в системе повышения квалификации. /НИИ непрерывное образование взрослых. Спб., 1992. — 21 с.
- Дышлевый П.С., Яценко Л. В. Что такое общая картина мира? -М.: Знание, 1984.-64 с.
- Залесский Г. Е. Психологические условия формирования убеждений: Дисс.. д-ра психол. наук. М., 1991. — 427 с.
- Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование и пути реализации: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1986. — 32 с.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранительного образования /Под ред. И. Д. Зверева. М.: Педагогика, 1981.-184 с.
- Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы //Экологическое образование: концепции и технологии: сб.науч. тр. /Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. с.72−84.
- Закирова А.Ф. Творческое проектирование учебного процесса// Компьютерная революция и информатизация общества. М., 1999.С.42−48.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов — на — Дону, 1997. -477с.
- Зинченко В.П. Живое знание: Материалы к курсу лекций-Самара: Самарский гос. пед. ун-т, 1997. 213 с.
- Зорина Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования: Монография. М.: Изд-во РАО, 1993. — 163 с.
- Ермаков Ю.Н. Экзаменационная система на базе персонального компьютера с использованием метода динамических таблиц (для контроля знаний студентов) // Новые методы и средства обучения. М., 1993,-С. 100−103.
- Ерошина В.И. Педагогические условия совершенствования методической работы по реализации общего и профессионального образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 2000.-23с.
- Иванов А.В. Сознание и мышление. М: Изд-во МГУ, 1994. — 130 с.
- Иванов Е.И., Орехов Б. И., Ольховский А. Ф. Технология «РИТМ» в многоуровневой системе высшего образования // Высшее образование в России. № 4.- 1993. С 115−119.
- Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дисс. .канд. пед. наук.-М., 1998.- 176с.
- Ильченко В.Р. Формирование у учащихся средней школы естественнонаучного миропонимания в процессе обучения: Дисс.. д-ра пед. наук. -Полтава, 1989. 374 с.
- Ильясов И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. М., 1994. — 206 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986.-200 с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб: Петрополис, 1996. — 415 с.
- Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. -Москва-Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Костромской государственный педагогический университет 1996. 248 с.
- Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. -М.: Наука, 1983.-260 с.
- Казначеев В.П. Проблемы человековедения. Науч. ред. и послесловие А. И. Субетто. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. — 352 с.
- Кант И. О педагогике.- М.,' 1907. -с. 21
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. — 703 с.
- Карпинская Р.С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. 351 с.
- Калмыков А. А. Программно-методическое обеспечение переподготовки преподавателей вуза (на примере преподавания в Интернет): Автореферат дисс. к.пед. наук. -М., 2002. С.22
- Кацура А.В., Новик И. Б. Взаимодействие наук при изучении биосферы и проблемы экологии человека //Взаимодействие методов естественных наук в познании жизни. М.: Наука, 1976. — С. 46−58.
- Кедров Б.М. Диалектический путь теоретического синтеза современного естественнонаучного знания (о типологии синтетических процессов в науке //Синтез современного научного знания. М.: Наука, 1973. — С. 9−59
- Кинелев В.Г. Образование и цивилизация // Образование в России, 1996, № 3. С.4−6.
- Кириков В.М. Компьютерам дидактическое обеспечение: (Применение ЭВМ в вузе) // Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки студентов. — Ярославль, 1990.-С. 102−104.
- Кириллова Г. Д. Особенности усвоения системы знаний учащимися в процессе обучения /Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: Межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ им А. И. Герцена, 1983. — С. 14−26.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд. КГУ, 1982. — 244 с.
- Киселев Н.Н. Влияние экологических исследований на стиль мышления в современной науке //Интегрирующая функция экологии в современной науке: Сб. науч. тр. Киев: Наукова думка, 1987. — С. 4−17.
- Киселев Н.Н. Объект экологии и его эволюция: Философско-методологические аспекты. Киев: Наукова думка, 1979. — 135 с.
- Кларин Н.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989 -С. 104−109.
- Клименко И. С. Методика компьютерного определения трудностей вхождения студентов в общественную работу.// Информатизация педагогической науки и практики. М., 1991. -С. 7072.
- Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. — 236 с.
- Козленкова Н.В. Автоматизированные обучающие системы-М.: Изд. МСХА, 1990.-24с.
- Козырева JI.A. Использование электронно-вычислительной техники: состояние и задачи в связи с регионализацией образования: (Мичуринский пед. ин-т) // Вуз и регион. Тамбов, 1994 — С. 49−50.
- Коллис Бетти. Информационные технологии источник новых учебных ситуаций. — М., 2000.-34с.
- Компьютеризованный учебник/ Б. И. Глазов, Д. А. Ловцов, С. Н. Михайлов, А. В. Сухов // Информатика и образование. 1994. № 6. С. 86−94.
- Компьютер как средство управления в педагогических системах: Проблемы моделирования информационных связей/ В. Н. Аниськин., В. И. Пугач, Л. И. Шабанов. Самара: Изд-во Самарск, ГПИ, 1993- 115с.
- Конев В.А. К методологии построения культуры //Методологические проблемы науки и культуры. Межвуз. сб. вып. 4 -Культура и пути ее познания. Куйбышев: Изд-во КГУ, 1979 — С. 27−32.
- Корнеев -В.Д. Функции и условия эффективности стандартизованного предъявления учебного материала: Автореферат дис. канд. пед. наук.- М., 1986.- С. 13−14
- Костюк В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. М.: ИЧП"Издательство Магистр", 1997. -Ч8с.
- Кристя И.В. Формирование экологической культуры в процессе образования и воспитания: Теорет.-методол. аспект: Дисс.. канд. социол. наук. -М., 1997.-144 с.
- Кузнецов А.А. Новая информационная технология и обучение информатике/ Проектирование новых информационных технологий обучения -М., 1991. с. 31 -43
- Кузнецов Г. А. Экология и будущее: анализ философских оснований. М.: Наука, 1988.-158 с.
- Кузнецова Л.Ф. Картина мира и ее функции в научном познании. Минск: Университетское, 1984. -142 с.
- Кузькин А.А. Инструментальные средства разработки компьютерного учебника // Проблемы компьютеризации экономического образования. М.: 1994.- С.41−60.
- Кузьмина Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: ГГУ, 1976.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Издательство ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. Рыбинск, 1993.
- Культура в свете философии. Тбилиси: Хеловноба, 1979. — 322 с.
- Культурология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. — 576 с.
- Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. -289с.
- Кураев В.И., Лазарев Ф. В. Точность, истина и рост знания. М., 1988.-с. 228−229
- Курбатова Л.А. Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1999. — 32 с.
- Курбачев Ю.Ф., Поварова Н. Н. Анализ критериев качества тестов при проведении тестирования на ПЭВМ. // Средства повышения эффективности использования ЭВМ в учебном процессе. М.: 1993.- С. 19−28.
- Кутовая Ю.Е., Цехановский В. В. Автоматизированная информационная система «КАФЕДРА» /Изд. Ленингр. электротехн. инта.-1991.Вып.438.-С.6−38.
- Кшибеков Т.Д. Единство методологического и мировоззренческого в научном познании: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Алма-Ата, 1986. — 24 с.
- Лазаревич Н.А. Отражение кризисных экологических ситуаций в личностном мировоззрении: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Минск, 1994. — 19 с.
- Ласло Э. Современные мифы //Экология и жизнь. 2000. — № 2. -С.6−9.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е перераб. изд. -М, 1991.-223с.
- Лекторский В.А. и др. Диалектика. Познание. Наука. /Отв. ред. В. А. Лекторский, В. С. Тюхтин. М.: Наука, 1988. — 286 с.
- Лось В.А. Экологический срез современного научного знания //Горизонты экологического знания: Социально-философские проблемы/Отв. ред. И. Т. Фролова. М: Наука, 1986. — С. 66−81.
- П. Мазур И. И., Молдаванов О. И. Введение в инженерную экологию. М.: Наука, 1989. — 374 с.
- Макарова Н.В. Подход к методологии обучения студентов педагогических вузов экономического профиля с позиций новой информационной технологии. // Вуз в системе непрерывного образования.- СПб., 1992.- С. 85−88.
- Максименко С.Д. Теория и практика психолого-педагогического исследования/НИИ психологии. Киев: НИИП, 1990.-239с.
- Максимов Н.Б. Статический метод контроля усвоения знаний в автоматизированной обучающей системе на базе ЭВМ //Новые методы и средства обучения. М. 1993. — С. 109−114.
- Малиночка Э.Г. Автоматизированная обратная связь как средство совершенствования процесса обучения /Под ред.: А. А. Кирсанова -Саратов: Изд. Саратовск. ун-та, 1989.-183с.
- Мамедов Н.М. Экология: новые направления в традиционной науке //Взаимодействие общества и природы: Философско-методологические аспекты экологических проблем. М.: Наука, 1986. -С. 251−270.
- Мамедов Н.М., Суравегина И. Т. Технология определения уровня подготовки учащихся по экологии (поиски оснований) //Экологическое образование: концепции и технологии: сб.науч. тр. /Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — с.127−138.
- Маригодов В.К., Слободянюк А. А. Системный подход к комплексной подготовке инженеров // Специалист, 1992, № 7−9. с. 34.
- Марков М. Технология и эффективность социального управления. -М., Прогресс, 1982- 267с.
- Марфенин Н.Н. Гуманизм и экология //Экология и жизнь. 2000. — № 5. -С. 6−10.
- Матаев Г. Г. Оптимизация учебного процесса на базе новых информационных технологий.//Инновационные методы обучения в вузе. Мурманск. 1999. С. 55−58.
- Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. — 128 с.
- Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986
- Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. -Тбилиси: «Мецниереба», 1973.-438 с.
- Методы педагогических исследований /Под ред. А. И. Писку нова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
- Микешина JT.A. Детерминация естественнонаучного познания. Методологические аспекты: Автореф. дисс. д-ра филос. наук. Л, 1978.-42с.
- Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. 210 с.
- Микешина Л.А., Опеньков М. Ю. Новые образы познания и реальности. -М.: РОССПЭН, 1997. 240 с.
- Михеев В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях. М.: Изд-во УДН, 1986. — 84 с.
- Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. -М: Высш. школа, 1987. 200 с.
- Мищенко В.М. Педагогические аспекты компьютеризации учебного процесса в вузе.// Проблемы подготовки специалистов вобласти автоматизации и механизации библ. процессов. М., 1991.-С.41−55.
- Михайлов А.И., Черный А. И., Гиляровский Р. С. Научные коммуникации и информатика.- М.: Наука, 1976.-c.45
- Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. М.: МНЭПУ, 1995. — 56 с.
- Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика: (Человек, природа и будущее цивилизации). М.: Мол. гвардия, 1988. -254 с.
- Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: «Юнисам», 1996. -192 с.
- Моисеев Н.Н., Александров В. В., Тарко A.M. Человек и биосфера. М.: Наука, 1985.-320 с.
- Моисеева JI.B. Диагностические методики в системе экологического образования. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. университета, 1996. — 166 с.
- Моисеева JI.B. Экологическое образование: Исторический аспект. -Екатеринбург: «Уникум», 1996. 110 с.
- Невиль Ив. Международное сотрудничество в области информационных технологий. М., 1990 4
- Никитина Б.А. Экологическая культура и ее формирование у современных школьников: Автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 1995.-22 с.
- Николис Г., Пригожий И. Познание сложного: Введение /Пер. с англ. В. Ф. Пастушенко М.: Мир, 1990. — 342 с.
- Никонорова Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования: философско-социологические аспекты проблемы: Автореф. дисс. д-ра филос. наук. М., 1994. — 50 с.
- Новик И.З. Возможности реализации дидактических элементов учебного процесса при компьютерном обучении // ЭВМ в учебном процессе -Новосибирск, 1990.-С.7−13.
- Новиков A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития / Российская академия образования. М., 1997.-с. 154
- Новожилов Э.Д. Технология и предпринимательство. Содержание и методика обучения: Учебное пособие. М., МПУ, 1996. -240 с.
- Одум Ю. Экология: Пер. с англ. М.: Мир, 1986. — T.I. — 328 е.- Т.2. — 576 с.
- Панюкова С.В. Теоретические основы разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в личностно ориентированном обучении: Автореферат дисс. на соискание. д.п.н. -М., 1998 — 42с.
- Педагогические принципы и условия экологического образования: Сб. науч. трудов /Отв. ред. А. Н. Захлебный. М.: Изд-во АПН СССР, 1983.-98 с.
- Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи- Пер. с англ./Под ред А. В. Беляевой, В. В. Леонаса. М.: Педагогика, 1989.- 224с.
- Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие для вузов.- 2-е изд., стер. СПб: Химия, 1998.-352 с.
- Петров Ю.Н. Региональная система непрерывного профессионального образования (Аспект управления): Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань. 1996. —с.46
- Петрушенко JI.A. Самодвижение материи в свете кибернетики. -М.: Наука, 1971.-292 с.
- Печчеи А. Человеческие качества: Пер с англ. М.: Прогресс, 1980.-302 с.
- Пискунов М.У., Белецкая JI.B. Формирование компьютерной грамотности будущих педагогов как одно из условий подготовки творческих специалистов // Педагогика высшей и средней спец. школы-1991 .-Вьш.5.-С. 140−149.
- Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др. Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990.- 142с.
- Поппер к. Открытое общество и его враги. М., Межд. Фонд «Культурная инициатива», 1992. — С.442с.
- Рамад Ф. Основы прикладной экологии: Воздействие человека на биосферу /Пер. с французского. JL- Гидрометоиздат, 1982. — 543 с.
- Рангинский Ю.М. Психология обучения в вузе: Социально-психологический портрет студента: Текст лекций (Под ред. Н.Г. Артемьевой).- Л.: ЛИП, 1990.-29с.
- Резванов С.В. Структура мировоззрения: Генет. аспект: Дисс.. д-ра фи-лос. наук. Ростов н/Д, 1995. — 266 с.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. — 637 с.
- Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). -М.: Журнал «Россия Молодая», 1994. 367 с.
- Рейтман У.Р. Познание и мышление. Моделирование на уровне информационных процессов. Пер. с англ. М., «Мир», 1968. — 400 с.
- Ретинская И.В., Сухов В. П., Шугрина М. В. О классификаии компьютерных учебных программ // Проблемы информатизации в распределенных системах управления и проектирования. -Воронеж, 1994.-С.150−155.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. -М.: «Школа-Пресс», 1994. С. 11.
- Рожанский Э.Л., Мотов В. В. Принцип построения специализированных баз знаний в автоматизированных обучающих системах (АОС) Самара. 1992.- С. 9−12.
- Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе среднего профессионального образования //Высшее образование в России, 1994. № 2. С. 31−36
- Садовничий В. А. Компьютерная система проверки знаний студентов//Высшее образование в России,-1994 № 3 С.89−92.
- Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М.: Институт философии РАН, 1994. — 349 с.
- Самсонов A.JI. Разумно ли человечество?//Экология и жизнь. -2000.-№ 2.-С.10−13.
- Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке (Вероятность, случайность, независимость, иерархия). М.: Научный мир, 1999. — 144 с.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 240 с.
- Сериков Г. Н. Элементы теории системного управления образовательных систем.-Челябинск, 1994- 42с.
- Сидельковский А.П. Человек и природа: формирование отношений. -Ставропль, 1975. 209 с.
- Симоненко И.Л. Компьютерные социальные технологии в практике управления персоналом.- М.: Союз, 1998 120 с.
- Симоненко С.М. Проблема становления мировоззренческого самосознания (Историко-логический аспект): Автореф дисс. ,. канд. филос. наук. — Львов, 1990.- 16с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
- Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1984. — 104 с.
- Спиркин А.Г., Тюхтин B.C. О взаимосвязи наук в современном естествознании //Синтез современного научного знания. М.: Наука, 1973.-С. 60−73.
- Степин B.C. Новые ориентиры цивилизации/экология и жизнь. -2000. № 4. — С. 4−7.
- Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. -М., Прогресс, 1977. 250с.
- Стефанюк В. Л. Теоретические аспекты разработки компьютерных систем обучения. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1995.- 35с.
- Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1986. — 36 с.
- Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии. -М.: Просвещение, 1995. 96 с.
- Тарасов Л.В., Пушкарева Т. А. Экологическое образование школьников в модели «Экология и диалектика»// Новая модель школы «Экология и диалектика „. М.: Авангард, 1992. — с. 35−37.
- Татару Н.Д. Пути совершенствования профессионального образования на основе информационных технологий. Автореф. дисс.. к.п.н.-M., 2001,-22с.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека. -М., 1987. -с. 136.
- Технология моделирования учебных структур на персональных ЭВМ / Врагев В. Н., Ляпунов И. Б., Кортова И. Г., Клочко В. А. -Новосибирск: ВЦ СО РАН, 1995.-31с.
- Управление в образовании: проблемы и подходы. Практич. рук-во: (Сб. ст. под ред. П. Корстанье., К. Ушакова. -М.: Изд. Фирма „Сентябрь“, 1995,-330с.
- Урсул А. Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990. 269 с.
- Усова А.В. Новая концепция естественнонаучного образования и педагогические условия ее реализации. Челябинск: Изд-во ЧГПУ „Факел“, 1996,-38 с.
- Ушакова Е.В. Философские основы научной картины мира: Автореф. дисс.. д-ра филос. наук. Новосибирск, 1994. — 42 с.
- Федоров Б.И., Джалиашвили З. О. Логика компьютерного диалога. -М.: Омега, 1994.-240с.
- Философия культуры. Становление и развитие. СПб: Изд-во „Лань“, 1998.-448 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования / А. С. Арсеньев., Э. В. Безчеревных, В. В. Давыдов и др.) Под ред. В.В. Давыдова- Российская академия образования. М.: ТОО. Центр инновации в науке, технике, образовании. 1994.- 127с.
- Хесле В. Философия и экология /Пер с англ. М.: Наука, 1993. -205 с.
- Чекалева Н.В. Современные теории и технологии образования. -Омск: ОмПГУ, 1993.-68с.
- Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в средней профессиональной школе. Учебное издание / Под ред. Д. В. Чернилевского. М.: „Экспедитор“, 1996−186с.
- Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание. /Под ред. Д. В. Чернилевского. М.: „Экспедитор“, 1996. С. 240.
- Чершунский Б.С. Философские методологические основания стратегии развития образования в России / Росс. акад. образования. Ин-т теорет. пед. и международн. исследований в образовании М. ИТГШМИО, 1993- 160с.
- Чиглавый А.В., Кравчук Т. П. Лицей информационных технологий. -М.: Финансы и статистика. 1995.-239с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. -М., 1993. 181 с.
- Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. -М.: Педагогика, 1981.-208с.
- Шацкий С.Т. Основные вопросы педагогического образования. // Педагогические сочинения. Т.2. М.: Просвещение, 1964. — 150, 168, 171 с.
- Швейцер А. Культура и этика. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973. -343 с.
- Шипунов Ф.Я. Организованность биосферы. М.: Наука, 1980. -291 с.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. -300с.
- Щедровицкий Г. П. и др. Педагогика и логика. М., 1993. — 412 с.
- Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системных исследований. М., 1964. — 240 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. — 208 с.
- Экологические очерки о природе и человеке: Сокр. пер. с нем./Под ред.Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988. — 640 с.
- Экологическое образование: концепции и технологии: сб.науч. тр./ Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — 282 с.
- Энциклопедия кибернетики. Т.1. Киев: УСЭ, 1974
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего профессионального образования.- М.: Высш. шк., 1986- 162с.
- Ястребова Е.Б. Теоретическое обоснование построения пособия с программированными частями для АОС на базе ЭВМ // Применение обучающих программ в самостоятельной работе студентов. -Куйбышев. 1990.-С.46−57.
- Яшин J1.3. Интеллектуализация автоматизированных систем обучения.//Новые методы и средства обучения.- М., 1993.-С. 103−106.
- Beck U. From industrial society to the risk society: Questions of survival, social structure and ecological enlightenment // Theory, Culture and Society New York City, 1992. Vol. 9, Nl.-P. 3−12.
- Bertalanfly L. An Aut line of „GeneralSystem Theory“ „British J/ For Phil. OfSci"/-1950,vol. 1. 2, p. 134−165.
- Bronfenbrenner, U. Recent Advances in Theory and Design. Paper presented at the American Psychological Association. New York City, 1987, August. -P. 12−45.
- Dent H. University in Transition. London, 1961. — P. 6 — 28.
- Eisenstein E.L. The printing press as an agent of chane. Cambridge, 1993.-P.6−28.
- Erikson, E.H. The LifeCycle Completed. — New York: W. W. Norton and Co, 1982.-p. 64−87.
- Gardner H. The Arts and Human Development. — New York“ Jorn Wiley and Sons, 1973.-P. 5−34.
- Hall J. A. Parent Adolescent Conflict. An Empirical Review/ Adolescence. — New York, 1987. — P. 767 — 789.
- Hunter A William/ Multicultural Education Through Competency-based teacher Education. American Association of colleges fop Teacher Education/ Washington D.C., 1974. — 276 p.
- Havighurst R.J. Developmental Tasks and Education, 3rd ed. New York: David Me Kay Co, 1972. — P. 8 — 56.
- Howe MJ. Intelligence as an explanation // Brit. J. of Psychol. -1988 V. 79. P. 349−360.
- Hugdahl K. Hemisheric asymmetry and classical conditioning: Psychophysiological approach. // Psychophysiology 88: Proc. 4-th Conf. Int. Organ. Psychophysiol., Prague- Sept. 12 17. — 1988. — Praha. Sa/111. — P.26 -48.
- Hyde J.K. Universities and Cities in Medieval Italy // The University and the City: from Medieval Origins to the Present/Bender T. (ed.). New York, 1986.-P. 17−32.
- Jensen A.D. Psychometric g as a focus of concerted research effort // Intelligence. 1987. V. 11. H. 193- 198.
- KlamerA., Leonnard Th. So what’s an Economic metaphor? //Mirowski Ph. Natural Images in Economic Thought. Cambridge CUP, 1994.-P. 18−34.
- Ladd E“ Upset S.M. The Divided Academy. New York, 1975. — P. 2 -16.
- Lewin K. Field Theory and Experiment in Social Psychology: Concepts and Methods. American Journal of Sociology, 44/1983—P. 868 -897.
- Maturana H., Varela F. The tree of knowledge: The biological Roots of Human Understanding. Shambala, 1988. — P. 199.
- Michaelis A. R. Science in society // Interdisciplinary Sci. Rev. -1989. Vol. 14, N l.-P. 97.
- Montgomery W., Jones G. Laterality, emotionality and hearbeen percepnion // Psychophysiology. 1984. V.21. — P. 34.
- Popper K. The open Universe. An Argument for Indeter minism. -Totova, NY» 1995.-P.130.
- Rawlings D., BorgeA. Personality and hemysphere function: two experiments using the dichotic shedowing technique // Pers/ and Individ Differ -1987. V. 8, N 4. P. 483 — 488
- Sakamoto T. The role of educational tecnology in carriculum development-Paris. 1974.-P. 8
- G.Tyler Miller, Jr. Living in the environment Wadsworth Publishhg Company Belmont, California, 1990. к s ясч QQ О м сеа