Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Лабораторный практикум по методике обучения физике в системе подготовки студентов к работе в профильной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой главе «Состояние проблемы методической подготовки учителя физики в области школьного физического эксперимента» на основе анализа психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы и нормативных документов обоснованы значимость и необходимость подготовки будущих учителей физики к использованию ШФЭ в учебном процессе в условиях профильного обучения в школе. В результате… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Состояние проблемы методической подготовки учителя 19 физики в области школьного физического эксперимента
    • 1. 1. Обучение физике учащихся классов различных профилей
      • 1. 1. 1. Профильное обучение физике на старшей ступени средней 21 школы
      • 1. 1. 2. Анализ требований к уровню подготовки по физике ^ выпускников классов различных профилей
      • 1. 1. 3. Обзор учебно-методических комплектов по физике для 32 классов разных профилей обучения
      • 1. 1. 4. Роль и место школьного физического эксперимента в современной школе
    • 1. 2. Проблема подготовки студентов к использованию школьного физического эксперимента в условиях профильного обучения в средней школе
      • 1. 2. 1. Анализ требований к уровню методической подготовки 46 выпускников физических факультетов педагогических вузов
      • 1. 2. 2. Исследования по подготовке студентов-будущих учителей ^ физики в области школьного физического эксперимента
      • 1. 2. 3. Обзор научно-методической и учебной литературы по 53 исследуемой проблеме
      • 1. 2. 4. Существующая методика подготовки студентов к использованию школьного физического эксперимента в 61 процессе обучения физике
      • 1. 2. 5. Констатирующий эксперимент
  • Выводы по главе I
  • Глава II. Теоретические основы подготовки студентов к реализации 80 профильного обучения физике в школе в области школьного физического эксперимента
    • 2. 1. Цели, содержание методической подготовки студентов в области 83 школьного физического эксперимента на современном этапе (в условиях дифференцированного обучения в школе)
    • 2. 2. Метод анализа ситуаций как основа технологии методической 93 подготовки студентов к использованию школьного физического эксперимента в обучении физике
    • 2. 3. Формы обучения в системе методической подготовки студентов к 115 использованию школьного физического эксперимента в условиях профильного обучения в школе
    • 2. 4. Средства обучения в лабораторном практикуме по методике и П9 теории школьного физического эксперимента
    • 2. 5. Модель методической подготовки студентов к использованию 123 школьного физического эксперимента в условиях профильного обучения в лабораторном практикуме по теории и методике обучения физике
  • Выводы по главе II
  • Глава III. Методика подготовки студентов к использованию 136 демонстрационного эксперимента по механике в процессе обучения физике учащихся классов различных профилей
    • 3. 1. Общие вопросы использования метода анализа ситуаций при 136 разработке занятий методического лабораторного практикума по разделу «Механика» школьного курса физики
    • 3. 2. Методика формирования описания педагогических ситуаций с 147 использованием демонстрационного эксперимента по механике для классов различных профилей обучения
    • 3. 3. Организация лабораторных занятий на этапе методической 158 подготовки студентов к использованию демонстрационного эксперимента (на примере раздела «Механика»)
  • Выводы по главе III
  • Глава IV. Педагогический эксперимент
    • 4. 1. Организация педагогического эксперимента
    • 4. 2. Поисковый этап педагогического эксперимента
    • 4. 3. Обучающий этап педагогического эксперимента
  • Выводы по главе IV

Лабораторный практикум по методике обучения физике в системе подготовки студентов к работе в профильной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С переходом России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, при учете мировых тенденций экономического и социального развития, в обществе возрастает влияние человеческого капитала и в ценностной системе «государство — общество — личность», принятой в нашей стране на протяжении десятилетий, личность выдвигается на первый план, равно как и весь комплекс задач и проблем, связанных с нею.

Система образования, будучи одним из важнейших социальных институтов, всегда отражает состояние и тенденции развития общества и испытывает постоянное воздействие со стороны изменяющихся общественных отношений.

Учитывая современные тенденции общественного развития, государство в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном национальном проекте «Образование» провозглашает область образования приоритетной, что обусловливает необходимость развития и модернизации всей системы образования, в целом, и старшей ступени общего образования, как одного из её звеньев. Понятно, что реформа затрагивает все предметные области общего образования, в том числе и сферу обучения физике. Такие процессы, как введение профильного обучения на старшей ступени среднего образованияразработка и реализация информационных образовательных технологийразвитие производства учебного оборудования, приборов и средств обучения различного назначения, повышение внимания к методам познания в образовательном процессе ставят перед учителями физики новые профессиональные задачи, успешное решение которых невозможно без реформирования всей системы методической подготовки студентов — будущих учителей физики. Следовательно, необходимо совершенствование и такого элемента комплексной профессиональной подготовки, как подготовка будущих учителей физики к использованию школьного физического эксперимента (ШФЭ).

Проблемы содержания и методики подготовки студентов к использованию в профессиональной деятельности школьного физического эксперимента исследованы в научных работах С. В. Анофриковой [10], А. И. Анциферова [15,17], О. Ф. Кабардина [82], С. Е. Каменецкого [181,211], Н. Е. Парфентьевой [140], Л. А. Прояненковой [148] и других [21,32,40,99]. Однако-ни одна из работ не затрагивает вопросов совершенствования методической подготовки будущего учителя к использованию ШФЭ в условиях профильного обучения. Между тем, использование ШФЭ в учебном процессе в классах разных профилей имеет свою специфику, определяемую спецификой целей обучения физике и различием формируемых у учащихся классов разных профилей экспериментальных умений. Проблема специфики целей обучения физике учащихся классов разных профилей подробно рассмотрена в исследовании Н. С. Пурышевой [151], а также в работах Т. М. Андриановой [9], И. А. Иродовой [77], Н. В. Кочергиной [101], М. А. Урутиной [185], которые затрагивают вопросы формирования экспериментальных умений у учащихся в условиях профильного обучения.

На сегодняшний день актуальной методической задачей является задача применения в учебном процессе различных средств учебного физического эксперимента. Глобальная информатизация общества, переход на новые информационные технологии, разработка и внедрение технического, учебного и программно-методического обеспечения информатизации образования привели к появлению и широкому использованию в педагогической и методической науке понятия «новые информационные технологии обучения» (НИТО). Проблемам информатизации образования и использованию в учебном процессе средств НИТО посвящены работы В. А. Извозчикова [73], Е. Е. Мининой [131], А. В. Смирнова [173,174], и других авторов [42,68,99,149].

Немаловажным аспектом проблемы использования ШФЭ в учебном процессе становится на сегодняшний день и обновление материально-технической базы школьного кабинета физики. В развитии современного учебного приборостроения можно проследить две важнейшие тенденции. Первая из них — блочно-тематический подход в конструировании и разработке учебной техники, в соответствии с которым оборудование разрабатывается в виде тематических комплектов, отдельные элементы и блоки которых позволяют реализовать эксперименты на всех уровнях обучения старшей школы. Вторая тенденция — это использование цифровых средств измерения и компьютерных измерительных систем в сочетании с классическими средствами эксперимента. Подробное рассмотрение вопросов разработки и использования в учебном процессе современных систем оборудования для ШФЭ представлено в работах С. Е. Каменецкого [92], С. В. Степанова [176], Г. Г. Никифорова [187], Ю. И. Дика [142] и др.

Важной тенденцией модернизации системы образования является моделирование и внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий. И поскольку содержательные параметры всей образовательной системы, возможности её функционирования и развития^ моделируются строением педагогического образования, постольку использование в процессе профессиональной подготовки будущих учителей передовых педагогических технологий сказывается на качестве учебного процесса, реализуемого в рамках всей образовательной системы. Такой подход к проблеме проектирования и использования образовательных технологий отражен в работах В. А. Сластенина [166], В. В. Серикова [162] и др.

Таким образом, можно утверждать, что основные тенденции развития системы образования ставят перед методической подготовкой студентов в области ШФЭ ряд новых задач. Между тем, анализ существующей практики показывает, что методическая подготовка студентов в области ШФЭ за последнее время существенных изменений не претерпела. Действующая система подготовки не учитывает процессы модернизации содержания, структуры и технологий среднего образования, значительная часть студентов не знакома в достаточной степени со спецификой систем ШФЭ для классов разных профилей, спектр учебно-технических средств, используемых на занятиях, крайне ограничен, содержание и способ организации лабораторных работ не предусматривают использование современных информационных технологий обучения.

Научные исследования в рассматриваемой области были проведены в дореформенный период и внедрение их результатов в современных условиях подготовки студентов не позволяет достигнуть удовлетворительного уровня этой подготовки. Проблема, связанная со спецификой подготовки будущих учителей к использованию ШФЭ в условиях профильного обучения, исследователями не разрабатывалась.

Изложенные факты позволяют констатировать, что существует противоречие между новыми профессиональными задачами учителя физики в области ШФЭ, возникающими в связи с введением профильного обучения, и связанной с этим необходимостью осуществлять специальную подготовку студентов — будущих учителей физики к решению этих задач, с одной стороны^и существующими содержанием и технологией этой подготовки, которые не позволяют формировать у студентов соответствующие умения, с другой стороны.

Проблемой исследования является поиск ответов на вопросы:

•Каковы теоретические основы подготовки студентов — будущих учителей физики к использованию ШФЭ в современных условиях?

•Какова методика целенаправленной подготовки студентов — будущих учителей физики к использованию ШФЭ в учебном процессе в условиях профильного обучения?

Объектом исследования является процесс методической подготовки студентов педвузов к использованию ШФЭ в профессиональной деятельности.

Предметом исследования является методика подготовки студентов — будущих учителей физики в области ШФЭ к работе в условиях профильного обучения физике в школе.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке методики подготовки студентов — будущих учителей физики к использованию ШФЭ в учебном процессе в условиях профильного обучения в школе.

Анализ научной и учебной литературы, нормативных документов, результаты констатирующего эксперимента и обобщение педагогического опыта позволили сформулировать гипотезу исследования: повышение качества подготовки будущего учителя физики к использованию ШФЭ в учебном процессе будет возможно, если содержание занятий лабораторного практикума по методике физики будет формироваться с учётом процессов дифференциации и индивидуализации обучения в школе, внедрения в обучение новых информационных технологий, а также развития и совершенствования приборной базы учебных лабораторийа основой технологии формирования у студентов соответствующих умений будет являться метод анализа ситуаций.

В основу исследования положено общее представление о дидактической системе, включающей цели, средства, методы и формы обучения, а также представление о методе анализа ситуаций (MAC), как инновационной педагогической технологии, использование которой позволит усовершенствовать организацию учебного процесса в рамках обучения методике и технике ШФЭ на современном этапе.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы предполагалось решить следующие задачи:

— изучить состояние проблемы методической подготовки студентов педвузов в области ШФЭ;

— установить, в какой степени выпускники физического факультета педвуза владеют знаниями и умениями в области применения ШФЭ в процессе обучения физике на современном этапе;

— сформулировать профессиональные задачи и определить содержание подготовки студентов к использованию учебного эксперимента в будущей профессиональной деятельности в условиях профильного обучения;

— разработать модель методической подготовки студентов к использованию ШФЭ в условиях профильного обучения;

— разработать технологию обучения студентов, обеспечивающую формирование профессиональных знаний и умений в области использования ШФЭ в учебном процессе в условиях профильного обучения;

— в ходе педагогического эксперимента проверить эффективность разработанной методики.

Методологической основой исследования служили:

— философские представления о синергетике как науке, о социальных саморазвивающихся системах и о синергетическом подходе в обучении как средстве оптимизации процесса профессионального становления будущего учителя физики (В.В.Василькова, Ф. И. Гиренок, Ю. М. Линник, А. Ю. Лоскутов, И. Пригожин, И. Стенгерс, Т. И. Степанова, А. П. Усольцев, Г. Хакен и др.);

— вопросы педагогического образования (С.И.Архангельский, С. В. Белова, В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, И. В. Колесникова, А. К. Колеченко, С. В. Кульневич, В. И. Лобода, Г. К. Селевко, В. В. Сериков,.

A.И.Сидоренко, В. А. Сластенин, Ю. П. Сурмин, В. И. Чуба и др.);

— основные положения парадигмы личностно-ориентированного обучения (А.А.Бударный, ИДБутузов, В. В. Краевский, Р. Л. Кричевский, В. А. Крутецкий,.

B.С.Леднев, А. Н. Леонтьев, В. М. Монахов, В. М. Полонский, В. Г. Разумовский, И. Унт, Н. М. Шахмаев, И. С. Якиманская и др.);

— вопросы теории, методологии и практике обучения физике (С.В.Анофрикова, А. И. Анциферов, Ю. И. Дик, Е. А. Дьякова, И. А. Иродова, О. Ф. Кабардин, С. Е. Каменецкий, Н. В. Кочергина, А. А. Немцев, Н. Е. Парфеньтьева, А. А. Покровский, Л. А. Прояненкова, Н. С. Пурышева, А. В. Смирнов, С. В. Степанов, А. В. Усова, Л. С. Хижнякова, Т. Н. Шамало, Н. В. Шаронова и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования и виды деятельности:

— изучение философской, психолого-педагогической и научно методической литературы по исследуемой проблеме;

— изучение нормативных документов по исследуемой проблеме;

— изучение содержания учебных планов, программ, учебников, дидактических пособий по физике;

— разработка модели подготовки студентов к использованию ШФЭ в условиях профильного обучения;

— разработка технологии подготовки студентов к использованию ШФЭ в условиях профильного обучения;

— разработка системы педагогических ситуаций, применяемых в процессе методической подготовки студентов к использованию ШФЭ в условиях профильного обучения;

— беседы, анкетирование, опрос;

— экспериментальное преподавание с использованием разработанной методики подготовки студентовпедагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, обучающий) с целью проверки гипотезы исследования и обоснования выводов.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (1998;2002г.г) осуществлялось накопление эмпирического материала. Проводились изучение и анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблемесравнительный анализ учебной и учебно-методической литературы, нормативных документов с целью определения специфики и возможностей подготовки, будущих учителей физики к использованию ШФЭ в учебном процессе в условиях профильного обучения.

На втором этапе (1999;2003гг.) производились систематизация и обобщение теоретического и эмпирического материала по проблеме исследования. Определялись теоретические основы подготовки будущих учителей физики к использованию ШФЭ в учебном процессе в условиях профильного обучения, выявлялись и обосновывались условия, определяющие успешность данной подготовкисоздавалась модель подготовки и на её основе разрабатывалась методика подготовки студентов к использованию ШФЭ в учебном процессе в условиях профильного обучения.

На третьем этапе (2003;2006гг.) выбирались методы диагностики предложенного варианта методики подготовки будущих учителей физикипроводились корректировка разработанных теоретических положений, их экспериментальная проверка в практике работы вузов (гг. Москва, Армавир, Грозный) и через работу с учителями школ г. Москвы.

Научная новизна исследования состоит в следующем: -выделены профессиональные умения учителя физики в области ШФЭ в условиях профильного обучения в школе и определены условия их формирования в лабораторном практикуме по теории и методике обучения физике;

— определены знания, необходимые для формирования этих профессиональных умений;

— определены вопросы содержания методической подготовки студентов в области ШФЭ, внесение которых в программу основного курса теории и методики обучения физике будет способствовать совершенствованию процесса методической подготовки студентов к использованию ШФЭ в условиях профильного обучения;

— выделены этапы подготовки студентов к использованию ШФЭ в условиях профильного обучения;

— разработана технология подготовки студентов к использованию демонстрационного эксперимента в условиях профильного обучения, основанная на методе анализа ситуаций;

— сформулированы принципы формирования системы педагогических ситуаций, применяемых в процессе методической подготовки студентов к использованию ШФЭ в условиях профильного обучения;

— разработана система педагогических ситуаций с использованием демонстрационного эксперимента по механике для классов различных профилей;

— разработана методика подготовки студентов к использованию демонстрационного эксперимента по механике в учебном процессе в классах разных профилей.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии теории и методики подготовки будущих учителей физики к работе по реализации содержательного и процессуального блоков школьного физического образования в классах разных профилей. В частности, построена модель методической подготовки студентов к использованию ШФЭ в классах разных профилей, включающая цели подготовки, сформулированные через комплекс профессиональных задач, содержание и технологию этой подготовки, а также организацию работы студентов в практикуме по школьному физическому эксперименту.

Доказаны целесообразность, возможность и эффективность переноса метода анализа ситуаций на область педагогической деятельности, в частности на подготовку студентов педагогических вузов к использованию школьного физического эксперимента в условиях профильного обучения.

Разработаны принципы классификации педагогических ситуаций с использованием ШФЭ для проведения занятий в рамках ситуационной методике обучения.

Практическая значимость исследования заключается в: -разработке методики подготовки будущих учителей физики к использованию ШФЭ в условиях профильного обучения;

— создании методики формирования описания педагогических ситуаций с использованием демонстрационного эксперимента для классов разных профилей обучения;

— разработке учебно-методических материалов для студентов по использованию демонстрационного эксперимента по механике в условиях профильного обучения и для преподавателей по обучению студентов соответствующей деятельности.

Внедрение результатов исследования в практику вузовского педагогического образования позволяет подготовить студентов — будущих учителей физики к использованию ШФЭ в учебном процессе в условиях профильного обучения на старшей ступени средней школы и способствует более успешному усвоению студентами знаний по физике.

Опытная проверка результатов исследования осуществлялась на физическом факультете Московского педагогического государственного университета (МИГУ, г. Москва), на физико-математических факультетах Армавирского государственного педагогического университета (АГПУ, г. Армавир) и Чеченского государственного педагогического института (ЧГПИ, г. Грозный). В эксперименте приняло участие 580 студентов.

Апробация исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на:

— конференции по итогам научно-исследовательской работы МПГУ, 20 032 005 гг.;

— научно-методических, аспирантских семинарах и заседаниях кафедры теории и методики обучения физике МПГУ, 2002;2005 гг.;

— международной научно-методической конференции «Высокие технологии в педагогическом процессе», Нижний Новгород, 2002 г.;

— международной научно-методической конференции «Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз», МПГУ, 2002 г.;

— научно-методической конференции «Современное физическое и методическое образование в школе и вузе: проблемы организации профильного обучения», Уфа, 2004 г.;

— конференции «Новые технологии в обучении физике и математике», Благовещенск, 2003 г. Работа выполнялась на кафедре теории и методики обучения физике МПГУ в 1998;2005 гг.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В условиях реформирования системы образования необходимо осуществление специальной подготовки будущих учителей физики к использованию ШФЭ при обучении физике учащихся классов различных профилей.

2. Система методической подготовки студентов в области ШФЭ:

— должна быть направлена на решение новых профессиональных задач, и на формирование у них соответствующих знаний и умений, касающихся профильного обучения физике;

— состоять из следующих этапов: изучение техники учебного физического экспериментаиспользование демонстрационного эксперимента в условиях профильного обученияиспользование самостоятельного учебного эксперимента в условиях профильного обучения;

— включать постановку демонстраций, отражающих специфику профиля обучения, и обсуждение особенностей методики их использования в учебном процессе в классах разных профилей для решения различного рода дидактических задач.

3. Технологию подготовки студентов к использованию демонстрационного эксперимента в условиях профильного обучения целесообразно строить на основе метода анализа ситуаций: сюжетной деловой игры, базирующейся на исследовании учебных педагогических ситуаций, создаваемых в сконструированной матрице формирования ситуаций.

4. Матрицу формирования ситуаций целесообразно строить с использованием трехмерной классификации, приняв в качестве элементов профиль обучения, содержание изучаемого материала и средства обучения.

Основное содержание диссертации.

Во введении обосновывается актуальность, формируется основная идея исследования, его объект, предмет, цель, гипотеза и задачи. Раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов работы, об имеющихся публикациях.

В первой главе «Состояние проблемы методической подготовки учителя физики в области школьного физического эксперимента» на основе анализа психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы и нормативных документов обоснованы значимость и необходимость подготовки будущих учителей физики к использованию ШФЭ в учебном процессе в условиях профильного обучения в школе. В результате анализа УМК по физике уточнена и конкретизирована специфика систем ШФЭ в программах по физике для классов разных профилей. Проведен анализ состояния проблемы методической подготовки студентов к использованию ШФЭ в условиях профильного обучения, результаты которого свидетельствуют о необходимости организации специальной подготовки будущих учителей физики к этому виду профессиональной деятельности.

Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) показал, что профессиональные задачи учителя физики в области использования ШФЭ в условиях профильного обучения не выделены.

Показано, что в современных педагогических исследованиях рассматриваются различные аспекты специфики использования ШФЭ в условиях профильного обучения, однако проблема, связанная со спецификой подготовки студентов в этой области не разрабатывалась.

Во второй главе «Теоретические основы подготовки студентов к реализации профильного обучения физике в школе в области школьного физического эксперимента» представлено теоретическое обоснование проблемы подготовки студентов — будущих учителей физики к использованию ШФЭ в учебном процессе в условиях профильного обучения.

На основе анализа философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы определены источники подготовки студентов в области ШФЭ в условиях профильного обученияфакторы, влияющие на конструирование процесса подготовкиподходы и принципы, определяющие содержание и организацию образовательного процессаусловия, обеспечивающие успешность данной подготовки.

Здесь же представлено описание модели системы методической подготовки студентов к использованию ШФЭ в учебном процессе в условиях профильного обучения в школе.

В третьей главе «Методика подготовки студентов к использованию демонстрационного эксперимента в процессе обучения физике учащихся классов различных профилей» описана методика подготовки студентовбудущих учителей физики к использованию ШФЭ в условиях профильного обучения в рамках занятий по изучению демонстрационного эксперимента по механике.

Сформулированы общие принципы использования MAC, как основы педагогической технологии, применяемой при проведении лабораторных занятий этого этапа обучения студентов.

В главе разработана методика формирования описаний педагогических ситуаций с использованием демонстрационного эксперимента по механике для классов разных профилей обучения, которая может быть использована для создания аналогичных ситуаций по любому разделу школьного курса физики.

Здесь же представлены содержание и структура цикла лабораторных занятий по изучению демонстрационного эксперимента по механике в условиях профильного обучения, предложен вариант тематического планирования цикла, рассчитанный на 36 аудиторных часов. Приведены варианты вопросов и заданий для организации познавательной деятельности студентов.

В четвёртой главе «Педагогический эксперимент» приведено описание организации, содержания и результатов констатирующего, поискового и обучающего этапов экспериментальной работы, на основании которых доказывается эффективность применения в учебном процессе разработанной методики подготовки студентов к использованию ШФЭ в условиях профильного обучения.

В заключении сформулированы выводы и результаты, полученные в ходе проведённого исследования.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

1 .Седельникова И. В., Петрова Е. Б. О совершенствовании практикума по методике преподавания физики // Наука и Школа № 5.-М.:МПГУ, 2000 — С. 55−56.

2. Седельникова И. В. Реформирование практикума по теории и методике обучения физике как элемент модернизации педагогического образования в условиях перехода к профильному обучению // Наука и Школа № 4. — М.:МПГУ, 2003.-С. 15−17.

3.Седельникова И. В., Каменецкий С. Е., Степанов С. В., Петрова Е. Б. и др. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С. Е. Каменецкого и С. В. Степанова.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 115 — 154.

4. Седельникова И. В. Методические рекомендации к лабораторным работам по методике преподавания раздела «Механика» в условиях профильного обучения физике в средней общеобразовательной школе — М.: Издательство «Школа Будущего», 2005г39 с.

5.Седельникова И. В. Практикум по методике преподавания физики в системе подготовки студентов к работе в профильной школе // Тезисы докладов III международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. -Нижний Новгород: Издательство ВГИПА, 2002. — С. 178 -179.

6.Седельникова И. В. Содержание и организация занятий в современном практикуме по методике преподавания физики // Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз (НТПФ-Ш)-М.:МПГУ, 2002. — С. 80.

7. Седельникова И. В. Разработка нового системного подхода к изучению комплекса школьного физического эксперимента в рамках методического практикума в педагогическом вузе // Материалы конференции, посвященной памяти чл.-корр. РАЕН, профессора, доктора педагогических наук А. А. Пинского.-Благовещенск: БГПУ, 2003. — С. 26 -28.

8. Седельникова И. В. Формирование у студентов профессиональных умений в области школьного физического эксперимента при подготовке их к профильному обучению физике // Современное физическое образование в школе и вузе: проблемы организации профильного обучения. — Уфа. Издательство РИО Баш-ГУ, 2004. — С. 49 — 50.

9. Седельникова И. В. Подготовка студентов к преподаванию физики в профильной школе в лабораторном практикуме по теории и методике обучения физике // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. Сборник статей. -М.: «Прометей» МПГУ, 2005. — С.230 -233.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы (217 наименований) и 6 приложений.

Выводы по главе IV.

1. Экспериментально проверена и подтверждена справедливость основной идеи исследования, заключающейся в том, что повышение качества подготовки будущего учителя физики к использованию ШФЭ в учебном процессе будет возможно, если содержание занятий лабораторного практикума по методике обучения физике будет формироваться с учётом процессов дифференциации и индивидуализации обучения в школе, внедрения в обучение новых информационных технологий, а также развития и совершенствования приборной базы учебных лабораторийа основой технологии формирования у студентов соответствующих умений будет являться метод анализа ситуаций.

2. Экспериментально подтверждено, что эффективность лабораторных работ по освоению методики использования демонстрационного эксперимента в условиях профильного обучения физике повышается, если эти занятия основываются на применении метода анализа ситуаций.

3. В ходе поискового эксперимента определено, что наиболее эффективным является вариант методики, при котором студентам для анализа предлагаются ситуации, сформированные в матрице с двумя фиксированными элементами.

4. Отношение студентов к новому циклу лабораторных занятий позитивно.

5. Молодые специалисты — учителя физики, прошедшие подготовку по новой программе лабораторных занятий, в беседах с нами отмечали практическую значимость этого цикла.

Таким образом, все идеи, положенные в основу настоящего исследования, прошли экспериментальную проверку, в ходе которой подтвердилась их справедливость.

Заключение

.

1. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы свидетельствует об особой роли эксперимента как одного из основополагающих научных методов познания. Это обусловливает значимость и необходимость использования ШФЭ в учебном процессе по физике и подготовки будущих учителей физики к этой деятельности.

2. Анализ состояния проблемы использования ШФЭ в учебном процессе показывает, что список демонстраций не учитывает специфику профилей обучения, а учителя физики не владеют умениями использовать ШФЭ в условиях профильного обучения. Педагогическая наука не давала решения этой задачи. Это свидетельствует о необходимости специальной подготовки учителя физики к использованию ШФЭ в условиях профильного обучения.

3. Анализ содержания дисциплины «Теория и методика обучения физике» федерального компонента ГОС ВПО показал, что оно не позволяет студентам получить представление о специфике использования ШФЭ в учебном процессе в современных условиях. Профессиональные задачи учителя физики в этой области не выделены. В ходе исследования сформулированы профессиональные задачи в области ШФЭ в условиях профильного обучения и определено содержание подготовки студентов (знания и умения) к использованию ШФЭ в условиях профильного обучения.

4. Сконструирована модель подготовки будущих учителей физики к использованию ШФЭ в учебном процессе в условиях профильного обучения, отражающая её содержательный и процессуально-технологический аспекты: выделены этапы методической подготовки студентов в области ШФЭ.

5. Разработана технология подготовки будущих учителей физики к использованию демонстрационного эксперимента при обучении физике учащихся классов разных профилей, базирующаяся на применении метода анализа ситуаций.

6. Проведённый педагогический эксперимент показал эффективность предложенной методики подготовки будущих учителей физики к использованию ШФЭ в учебном процессе в условиях профильного обучения.

Всё сказанное позволяет утверждать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.

Дальнейшее направление исследования связано с рассмотрением специфики использования компьютерных технологий в области школьного физического эксперимента при обучении физике учащихся классов различных профилей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266−1
  2. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
  3. Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»
  4. Приказ Минобразования РФ от 1 апреля 2003 г. № 1313 «О программе модернизации педагогического образования»
  5. М.Ю. Совершенствование домашней экспериментальной подготовки по физике учащихся основной общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киров, 2000. — 16с.
  6. Актуальные проблемы методики обучения физике в школе и вузе / межвуз. сб. науч. ст. СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2002. — 158с.
  7. Г. М. Социальная психология. М., 1980. — 375с.
  8. Т.М., Чугунова Г. П. Проведение лабораторных работ на 1 курсе средних профтехучилищ машиностроительного профиля: Методические рекомендации. -М.: АПН СССР, 1989.-48с.
  9. С.В. Совершенствование подготовки студентов физиков педагогических институтов по школьному физическому эксперименту: Дисс.. канд. пед. наук. -М, 1981.-220с.
  10. С.В. Школьный физический эксперимент: Методическое руководство к лабораторным занятиям. Часть 1. -М.: МГПИ, 1985. 88с.
  11. С.В., Прояненкова JI.A. Дидактический материал для занятий по методике преподавания физики (разработка фрагментов урока с использованием учебного физического эксперимента): Материалы к эксперименту. М.: Прометей, 1989. -61с.
  12. С.В., Прояненкова JI.A. Методические рекомендации к занятиям по обучению студентов разработке фрагментов урока с использованием учебного физического эксперимента: Материалы к эксперименту. М.: Прометей, 1989. — 23с.
  13. С.В., Стефанова Г. П. Практическая методика преподавания физики.
  14. Часть 1. Астрахань, 1995 .-231с.
  15. Л.И. Оптимизация школьного физического эксперимента: Дисс.. док. пед. наук. Курск, 1985.
  16. Л.И. Статус школьного физического эксперимента / Школьный физический эксперимент. Курск: КГПИ, 1986. — С. 3 -18.
  17. Л.И., Пищиков И. М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ. мат. спец. — М.: Просвещение, 1984. — 255с.
  18. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. — 367с.
  19. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. -М.: Педагогика, 1977. 256с.
  20. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. 192с.
  21. Т.Е. Совершенствование школьной методики преподавания физики на основе физического эксперимента: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Рязань, 2000. -20с.
  22. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1997. -304с.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -192с.
  24. И.У. Методика проведения лабораторных занятий в процессе обучения физике с применением персональных ЭВМ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1992.- 18с.
  25. И.В. Системный подход как современное общенаучное направление. -М., 1986.-49с.
  26. Большая книга экспериментов для школьников / под ред. Антонеллы Мейяни- Пер. с ит. Э. И. Мотылевой. М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН — ПРЕСС», 2004. — 260с.
  27. Л.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. 216с.
  28. А.И. Содержание общего образования в условиях дифференцированной школы // Советская педагогика № 9. М., 1991. — С. 149.
  29. А.А. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения // Советская педагогика № 7. М., 1965. С. 38 -47.
  30. Т.К. Проблемы коллективных форм обучения в педагогической теории и практике советской школы: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1975. 212с.
  31. И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке: Учебное пособие. Новгород, 1972 — 72с.
  32. Г. А. Проблема использования экспериментальных задач при обучении физике в старших классах средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киров, 1995.-26с.
  33. Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике: 10−11 кл. общеобразоват. учреждений: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2000. -102с.
  34. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб: Лань, 1999. — 480с.
  35. .М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982.-336с.
  36. Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.-Т.1.-504с.
  37. ДД. и др. Физический эксперимент в школе. В 5-и т. / Галанин Д. Д., Го-рячкин Е.Н., Жарков С. Н., Сахаров Д. И., Павша А. В. М.: Учпедгиз, 1954. — 303с.
  38. Л.Я. Забавная физика. М.Дет. лит., 1994. — 255с.
  39. Ф.И. Синергетика и соборность // Онтология и эпистемология синергетики.-М., 1997.-С.155 -158.
  40. А.В. Использование автоматизированных компьютерных комплексов для повышения эффективности учебного физического эксперимента по механике: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. — 20с.
  41. Е.Я. Дидактические основы дифференцированного обучения в советской школе / Материалы научного симпозиума в Тарту 13−14 октября 1969 г. Тарту, 1970. — С.4−6.
  42. Ш. А. Инновационная технология обучения физике в профессиональном лицее: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1997. — 43с.
  43. Л.А. Занимательные опыты по физике: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977, — 152с.
  44. В.Т., Самсонова А. В. Физический эксперимент в школе. М.: Педагогика, 1989.- 122с.
  45. Е.Н., Иванов С. И., Покровский А. А. Руководство к практикуму по методике и технике физического эксперимента: Пособие для педвузов. М.: Учпедгиз, 1940.-320с.
  46. Е.Н., Орехов В. П. Методика и техника физического эксперимента: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1964. — 482с.
  47. Государственные гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов, экспериментальные и специализированные учебные заведения: Справочник. -М.: Изд-во «Фирмы Глянц», 2003. 96с.
  48. М.И. Самодельные приборы по физике. М.: Просвещение, 1969. -148с.
  49. И.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. -136с.
  50. В.В. Развитие образовательной технологии. М.: Знание, 1988. — 69с.
  51. P.M., Даминов Р. В. Физический эксперимент это просто! Занимательные опыты с пластиковыми бутылками: Учебное пособие. — Казань: Новое знание, 2000. — 64с.
  52. В.А., Коршунова О. В. Домашний эксперимент по физике в условиях развивающего обучения: Учебное пособие. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. — 112с.
  53. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. В 2-х ч. / Под ред. А. А. Покровского. Изд. 3-е, перераб. -М.: Просвещение, 1978. 351с.
  54. Дмонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т.1. Механика, теплота: Пособие для учителей / Под ред. А. А. Покровского. Изд. 2-е, испр. -М.: Просвещение, 1971.-366с.
  55. З.С. Подготовка студентов физических факультетов педагогических институтов к работе в сельских средних ПТУ. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1989. -189с.
  56. Дидактика: Учебно-методические материалы по курсу / Под ред. О. А. Абдуллиной. М.: Прометей, 1992. — 249с.
  57. Дик Ю. И. Проблемы и основные направления развития школьного физического образования в Российской Федерации: Автореф. дис. .докт. пед. наук в форме науч. докл. М., 1996.-56с.
  58. Дифференциация обучения физике в средней школе и в педагогическом университете / Под ред. Л. С. Хижняковой. М., 1992 — 61с.
  59. Дрига И.И. Pax Г. И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1985.
  60. Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. — 189с.
  61. Е.А. Методика преподавания физики в классах гуманитарного профиля. -Дисс. канд. пед. наук. -М., 1992. 170с.
  62. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: педагогика, 1989. — 160с.
  63. В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы / Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991 — 192с.
  64. В.И. Необычные учебные материалы по физике: задачи, тесты, практические работы. Книга для чтения и раздумий. М.: Школа-Пресс, 2000. — 80с.
  65. В.И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения. М.: Школа-Пресс, 2000.-75с.
  66. А.В. Изучение электронных процессов в вакууме и твердом теле в курсе физики средней школы с применением ЭВМ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995.- 16с.
  67. В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр. Академия, 2001. -192с.
  68. Г. А. Учет индивидуальных особенностей учащихся в различных видах учебной деятельности при обучении физике : Методические рекомендации. Курган, 1989.-31с.
  69. В.И. Система методической подготовки учителя: структура и содержание // Наука и школа, № 3. М., 2002. — С. 2 — 7.
  70. В.А. Идеи синергетики и педагогика // Наука и школа, № 3. М., 2001. -С.9 -15.
  71. В.А. Дидактические основы компьютерного обучения физике. Л., 1987. -218с.
  72. В.А., Лаптев В.В, Потемкин М. Н. Концепция педагогики информационного общества // Наука и школа, № 1. М., 1999. — С.41 -45.
  73. Иллюстрированный каталог учебного оборудования для школ. Часть 1. Физика. Биология. Химия. География. / Под ред. М. Я. Марголиса. М.: Изд-во «Варсон», 2003. -331с.
  74. И.А. Реализация принципа профессиональной направленности при формировании экспериментальных умений у учащихся средних ПТУ строительного профиля. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1990. — 205с.
  75. И.А. Теоретико-методические основы обучения физике в учреждениях начального профессионального образования: Дисс.. докт. пед. наук. Ярославль, 2000.-452с.
  76. И.А., Пурышева Н. С. Физический практикум в профтехучилищах строительного профиля: Учебное пособие для учащихся и методические рекомендации для преподавателя. М.: ВНМЦ профессионально-технического образования молодежи, 1992.-95с.
  77. Г. М. Методическое обоснование содержания физического образования в гуманитарной школе: Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1994. — 242с.
  78. Н.Ф. Экспериментальные задачи как средство формирования знаний о физическом явлении и развития логического мышления в курсе физики основной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1993. — 18с.
  79. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981.-86с.
  80. О.Ф. Методические основы физического эксперимента в средней школе: Дисс. докт. пед. наук. -М., 1985. -418с.
  81. М.С. Человеческая деятельность. -М.: Просвещение, 1974. 75с.
  82. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1991.-96с.
  83. В.А. Физика. 10 кл.: Тематическое и поурочное планирование. 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2002. — 128с.
  84. В.А. Физика. 11 кл.: Тематическое и поурочное планирование. М.: Дрофа, 2002.-96с.
  85. В.А. Физика. 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2000.-416с.
  86. В.А. Физика. 11 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. 2-еизд., стереотип. М.:Дрофа, 2002. — 416с.
  87. С.Е. К вопросу о понимании термина «новые технологии обучения» / Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. М.: Прометей, 1995. — С.284.
  88. С.Е. О наступающих существенных изменениях в методической подготовке учителей средней школы России // Наука и школа, № 3. М., 2000. — С. 2 — 4.
  89. С.Е., Михайлова В. В. Формы обучения физике: традиции, инновации. -Уфа: БашГУ, 2001.- 166с.
  90. С.Е., Пурышева Н. С. Структура и содержание современного школьного курса физики // Совершенствование содержания и методики преподавания физики в пединституте и в школе: Межвуз. сб. научн. трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. — С. 3 -21.
  91. И.К., Кикоин А. К. Физика: учебник 8 класса средней школы. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1979. — 224с.
  92. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. -75с.
  93. ЯЛ. Психология взаимоотношений в малых группах: (общение и возрастные особенности). Минск, 1976. — 350с.
  94. Кон И. С. Социологическая психология: Избр. психол. тр. / Акад. пед. и соц. наук. Моск. психол. соц. ин-т. — М.: Воронеж, 1999. — 554с.
  95. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование, № 4. М., 2002. — С. 255 — 269.
  96. Н.Ю. Компьютерные технологии обучения как средство организации самоуправления деятельностью учащихся в процессе школьного физического эксперимента: Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1998. — 18с.
  97. Н.В. Лабораторные работы для классов гуманитарного профиля: Методические рекомендации. М.: МПГУ, 1994. — 20с.
  98. Н.В. Формирование экспериментальных умений у учащихся в условиях дифференцированного обучения физике (на примере гуманитарного и технического профилей): Дисс. канд. пед. наук. -М., 1995. -204с.
  99. В.В. проблемы научного обоснования обучения: Методологическийанализ. М.: Педагогика, 1977. — 264с.
  100. Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты. М.: МГУ, 1991. — 205с.
  101. В.А. Основы педагогической психологии. -М.: Просвещение, 1972. -203с.
  102. В.А. Проблема способностей в психологии. М.: Знание, 1971. — 61с.
  103. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1965. -128с.
  104. Лабораторный практикум по методике преподавания физики / Сост. А. В. Ельцов, Н. В. Коненков. Рязань: Изд-во РПГУ им. С. А. Есенина, 1998. — 75с.
  105. М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272с.
  106. B.C. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989.-360с.
  107. Лекционные демонстрации по физике / Под ред. В. И. Ивероновой. М.: Наука, 1965.-572с.
  108. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избр. психол. произведения. В 2 т. -М.:Педагогика, 1983. -т.2. 320с.
  109. А.Н. Совместная деятельность, общение, взаимодействие // Вестник высшей школы, № 11. -М., 1989. С. 39 — 45.
  110. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981. -186с.
  111. Ю. Социальная синергетика // Грани, № 176 М., 1995. — С.304
  112. Г. Великие эксперименты в физике / Под ред. канд. ф.-м. наук В. И. Рыдника. -М.: Мир, 1972, 215с.
  113. .Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. -М.: Наука, 1981. С. 3 — 23.
  114. А.А. Интегративный спецкурс «Методические особенности изучения курса физики в профильной школе». Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Минск, 1991.-16с.
  115. И.В. Развитие познавательного интереса учащихся на занятиях по физике в условиях вариативности обучения: Автореф. дис.. канд. пед наук. СПб, 1995. -17с.
  116. Р.В. Проблема формирования системы эмпирических знаний по физике: Автореф. дис. докт. пед наук. СПб, 1999. — 39с.
  117. А. Н. Мансуров Н.А. Физика: Учеб. для 10−11 кл. шк. с гуманит. профилем обучения. М.: Просвещение, 1999. — 222с.
  118. А.Н., Мансуров Н. А. Физика, 10−11: Для шк. с гуманит. профилем обучения: Кн. для учителя. -М.: Посвещение, 2000. 160с.
  119. А.Н. Физика, 10−11: Тестовые и контрольные задания: Для шк. с гуманит. профилем обучения: Кн. для учащихся / А. Н. Мансуров, Н. А. Мансуров. М.: Просвещение, 2001.- 78с.
  120. Н.А. Структурно-целевой метод представления научной информации и его применение в преподавании школьного курса физики: Дисс. канд. пед. наук. -М, 1996.- 171с.
  121. А. А. Парфентьева Н.Е. Иванова Л А. Практикум по школьному физическому эксперименту: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977. — 304с.
  122. А.А. Теоретические основы создания и применения технологий обучения физике: Монография / Под ред. Н. С. Пурышевой. М.: Прометей, 1999. — 136с.
  123. Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении. -М.: АПН СССР, 1971.-54с.
  124. Методика преподавания физики в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С. Е. Каменецкого, Л. А. Ивановой. М.: Просвещение, 1987.-336с.
  125. Методика преподавания школьного курса физики. Часть 1. Общие вопросы / Под ред. А. В. Перышкина, ЛА. Ивановой, С. Е. Каменецкого. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1979.-248с.
  126. К.Н. Профильная дифференциация образования // Советская педагогика, № 1. М., 1990. — С. 60 -64.
  127. Е.Е. Дидактические условия использования компьютерных технологий преподавания физики в средней школе: Дисс. канд. пед наук. Екатеринбург, 1994.-218с.
  128. В.В. Лабораторный практикум по методике преподавания физики и самостоятельная работа студентоа. Уфа: Баш. ГПИ, 1997. — 58с.
  129. В.М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Дифференциация обучения в средней школе // Сов. педагогика, № 8. М.: 1990. — С. 42 — 47.
  130. Н.Б. Формирование опыта сотрудничества в процессе познавательной деятельности студентов педагогических вузов. М., 1993. — 107с.
  131. Г. Я. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. 10-е изд. -М.: Просвещение, 2002. -336с.
  132. Т.М. Сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных работ учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного процесса: Дисс. канд. пед. наук. М., 1972. — 217с.
  133. В.Ф. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. — 208с.
  134. Основы методики преподавания физики в средней школе / В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. ИДик и др.- Под ред. А. В. Перышкина. М.: Просвещение, 1984. -398с.
  135. Н.Е. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента в педагогических институтах: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1970. -234с.
  136. Педагогическое образование и подготовка учителя по многоуровневой системе в Европе и США / Материалы конференции. М., 1993. — 198с.
  137. Перечни учебной техники и наглядных средств обучения для общеобразовательной школы: Сб. перечней / Под. ред. Ю. И. Дика, Ю. С. Песоцкого. М.: Педагогика, 2005.-78с.
  138. Е.Б. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике (на современном оборудовании). М.: Прометей, 2004. — 144с.
  139. С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. М.: Просвещение, 1963. — 130с.
  140. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой.-М.: Эдиториал УРСС, 2000. 310с.
  141. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7−11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 256с.
  142. Программы общеобразовательных учреждений: Физика. 10−11 классы / В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова, С. В. Громов, Н. В. Шаронова, П. Г. Саенко. М.: Просвещение, 2005. — 135с.
  143. Прояненкова J1.A. Совершенствование подготовки студентов к использованию учебного физического эксперимента: Дисс. канд. пед. наук. М., 1991. — 188с.
  144. Пру декой В. И. Средства телевидения и вычислительной техники в системе демонстрационного эксперимента по физике в средней школе: Дисс.. канд. пед. наук. -Киев, 1992.-213с.
  145. Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе. М.: Прометей, 1994. — 161с.
  146. Н.С. Методические основы дифференцированного обучения физике в средней школе: Дисс. докт. пед. наук. М., 1995. — 490с.
  147. Н.С. Содержание и структура курса физики для классов физико-математического профиля // Физика: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», № 25−26. М., 1993.
  148. Н.С., Иродова И. А. Профессиональная направленность на лабораторных занятиях по физике // Методические советы начинающему учителю физики. М.: Прометей, 1993. — С. 95 — 103.
  149. Н. С. Урутина М.А. Курс физики для классов биолого-химического профиля // Физика: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», №№ 9−10, 12.-М, 1994.
  150. В.Г. Проблемы обучения физике в условиях дифференциации образования // Физика в школе, № 1. М, 1991. — С. 3 — 5.
  151. Э. Физика для любознательных. В 3-х томах. М.: Мир, 1970 — 1971.
  152. С.А. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989. — 483 с.
  153. Е.А. Моделирование системы физического эксперимента как средство подготовки учащихся по физике в основной школе: Дисс.. докт. пед. наук. М, 2005.-43с.
  154. Самодельное школьное оборудование по физике: Метод, рекомендации / Под ред. Л. М. Иванцова. М.: АПН СССР, 1985. -281с.
  155. Ю.А. Разноуровневое преподавание физики в средней школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 1996. — 15с.
  156. Сборник нормативных документов. Физика / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. -М.: Дрофа, 2004.- 111с.
  157. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272с.
  158. А.И., Чуба В. И. Ситуационная методика обучения: Теория и практика. Киев: Центр инноваций и развития, 2001. — 256с.
  159. А.И., Чуба В. И. Ситуационная методика обучения: Украинский опыт. -Киев: Центр инноваций и развития, 2001. 192с.
  160. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. — 205с.
  161. В.А. О моделировании образовательных технологий // Наука и школа, № 4.-М, 2000.-С. 50−57.
  162. В.А. О пректировании содержания высшего педагогического образования // Преподаватель, № 5. М, 1999. — С. 3 — 9.
  163. В.А. Перестройка педагогического образования в СССР // Вопросы образования: Перспективы, № 2. М, 1990. — С. 137 — 149.
  164. В. А. Руденко Н.Г. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог, № 1.-М, 1996.-С. 17−29.
  165. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1988. — 608с.
  166. А.В. Кабинет физики. -М.: Прометей, 1998. 187с.
  167. А.В. Методика подготовки студентов педвузов к эксплуатации и развитию современного школьного кабинета физики: Дисс.. канд. пед. наук. -М, 1992. -205с.
  168. А.В. Современные информационные технологии в обучении физике / Новые технологии в обучении школьной физике. Саранск: МГПИ, 1994. — С. 46 -50.
  169. А.В. Средства новых информационных технологий в обучении физике: Монография. М.: Прометей, 1996. — 184с.
  170. Смирнов А. В, Степанов С. В. Оборудование школьного физического кабинета: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. А. В. Смирнова. М.:изд-во «Школа Будущего», 2001. 168с.
  171. А.В., Степанов С. В. Организация современных кабинетов физики / Научные труды МПГУ. -М.: Прометей, 1994. 393с.
  172. С.Д. Психология и педагогика высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304с.
  173. Т.И. Теория и практика профессионального развития и саморазвития учителя физики: Дисс. докт. пед. наук. М., 2002. — 391с.
  174. Сур мин Ю.П. и др. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / Под ред. Ю. П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286с.
  175. Р.З. Технологии личностно-ориентированного обучения в современной общеобразовательной школе. Пермь, 2000. — 148с.
  176. Теория и методика обучения физике в школе Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др.- Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М.: Издательский центр «Академия», 2000.-368с.
  177. Углубленное изучение физики в 10−11 классах: Кн. для учителя / О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов и др.- Под ред. О. Ф. Кабардина, В. А. Орлова. М.: Просвещение, 2002. — 127с.
  178. Л.И. Психология организаторской деятельности. М., 1980. — 118с.
  179. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.- 192с.
  180. М.А. Методические основы преподавания физики в классах биолого-химического профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996. 16с.
  181. А.П. Синергетика педагогических систем: Монография. Екатеринбург, 2005.-263с.
  182. Учебное оборудование для кабинетов физики общеобразовательных учреждений /Ю.И.Дик, Ю. С. Песоцкий, Г. Г. Никифоров и др.: Под ред. Г. Г. Никифорова. М.: Дрофа, 2005.-396с.
  183. Учебно-методический комплект по специальности 32 200 Физика. -М.: Флинта: Наука, 2002.-200с.
  184. Физика в системе современного образования ФССО-95 / Тезисы докладов Международной конференции 26−30 июня 1995 года. Петрозаводск, 1995. — 300с.
  185. Физика в системе современного образования. ФССО-91 / Тезисы докладов Международной конференции 18−24 июня 1991 года. Л., 1991. — 169с.
  186. Физика: Механика. 10 кл. Учеб. для углубленного изучения физики /М.М.Балашов, А. И. Гомонова, А. Б. Долицкий и др.- Под ред. Г. Я. Мякишева. 4-е изд., испр. -М.: Дрофа, 2001. -496с.
  187. Физика: Учеб. пособие для 10 кл. шк. и классов с углубл. изуч. физики / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, Э. Е. Эвенчик и др.- Под ред. А. А. Пинского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1995.-415с.
  188. Физика: Учеб. для 11 кл. шк. и кл. с углубл. изучением физики / А. Т. Глазунов, О. Ф. Кабардин, А. Н. Малинин и др.- Под ред. А. А. Пинского. 7-е изд. — М.: Просвещение, 2002. — 432с.
  189. Философский словарь. -М.: Политиздат, 1981. -445с.
  190. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7−11 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя / Под ред. В. А. Бурова, Г. Г. Никифорова. М.: Просвещение, 1996. — 377с.
  191. Л.С. Методические основы построения процесса обучения физике в средней школе в условиях всеобщего среднего образования: Дисс.. докт. пед. наук. -М, 1988.-378с.
  192. Л.С., Коварский Ю. А. Содержание образования по физике в основной школе и старшей средней школе двух профилей: гуманитарного и естественно научного // Дифференциация обучения физике в средней школе и пед. университете. -М, 1992.-С. 6−12.
  193. С.А. Демонстрационный эксперимент по физике в школах и классах с углубленным изучением предмета: Механика. Молекулярная физика: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1994. — 368с.
  194. С.А. Техника и технология демонстрационного эксперимента: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. — 174с.
  195. С.А. Физический эксперимент в средней школе: 6−7 кл. М.: Просвещение, 1988.- 175с.
  196. Л. Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб: Питер Пресс, 1997. — 608с.
  197. И.М. О принципе оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках. Омск, 1973. — 136с.
  198. И.М. Пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроках: Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1969.-242с.
  199. Е.А. Лабораторные занятия по методике обучения физике. Часть 1. -Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. 99с.
  200. Т.Н. Использование эксперимента при изучении основных вопросов механики в средней школе. Свердловск: СГПИ, 1981. — 43с.
  201. Т.Н. Учебный эксперимент в процессе формирования физических понятий. М.: Просвещение, 1986. — 96с.
  202. А.А. Методика конструирования и содержание лабораторного эксперимента по элементарному курсу механики. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996. — 223с.
  203. А.А. Система демонстрационных опытов по элементарному курсу физики (Электромагнитная индукция. Колебания и волны.): Книга для учителя. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996. — 128с.
  204. А.А., Андреева Л. Е. Система демонстрационных опытов по элементарному курсу молекулярной физики и электродинамики: Книга для учителя. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996. — 106с.
  205. Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. М.: АПН СССР, 1989.-65с.
  206. Н.М., Каменецкий С. Е. Демонстрационные опыты по электричеству: Пособие для учителя. -М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин. проев. РСФСР, 1963. 327с.
  207. В.Ф. Физический эксперимент по курсу «Физика и астрономия» в 7−9 классах: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2000. — 142с.
  208. И.А. Совершенствование содержания и методики решения экспериментальных задач по физике в условиях современной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Самара, 1995. — 18с
  209. Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). М., 1992. — 88с.
  210. И.С. и др. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения / Якиманская И. С., Абрамов С. Э., Шиянова Е. Б., Юдашина Н. И. // Советская педагогика № 4. М., 1991. — С. 44 — 52.
  211. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144с.
  212. Information and communication technology in rural schools: innovative didactics in physics teaching/Joke Voogt, Yuri Gorokhovatsky and Marinus Almekinders (Eds.). En-schede: Universiteit Twente, Faculteit der Gedragswetenschappen, 2003. 114 pagina’s.
Заполнить форму текущей работой