Лабораторный практикум по методике обучения физике в системе подготовки студентов к работе в профильной школе
![Диссертация: Лабораторный практикум по методике обучения физике в системе подготовки студентов к работе в профильной школе](https://westud.ru/work/3137011/cover.png)
Диссертация
В первой главе «Состояние проблемы методической подготовки учителя физики в области школьного физического эксперимента» на основе анализа психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы и нормативных документов обоснованы значимость и необходимость подготовки будущих учителей физики к использованию ШФЭ в учебном процессе в условиях профильного обучения в школе. В результате… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Состояние проблемы методической подготовки учителя 19 физики в области школьного физического эксперимента
- 1. 1. Обучение физике учащихся классов различных профилей
- 1. 1. 1. Профильное обучение физике на старшей ступени средней 21 школы
- 1. 1. 2. Анализ требований к уровню подготовки по физике ^ выпускников классов различных профилей
- 1. 1. 3. Обзор учебно-методических комплектов по физике для 32 классов разных профилей обучения
- 1. 1. 4. Роль и место школьного физического эксперимента в современной школе
- 1. 2. Проблема подготовки студентов к использованию школьного физического эксперимента в условиях профильного обучения в средней школе
- 1. 2. 1. Анализ требований к уровню методической подготовки 46 выпускников физических факультетов педагогических вузов
- 1. 2. 2. Исследования по подготовке студентов-будущих учителей ^ физики в области школьного физического эксперимента
- 1. 2. 3. Обзор научно-методической и учебной литературы по 53 исследуемой проблеме
- 1. 2. 4. Существующая методика подготовки студентов к использованию школьного физического эксперимента в 61 процессе обучения физике
- 1. 2. 5. Констатирующий эксперимент
- 1. 1. Обучение физике учащихся классов различных профилей
- 2. 1. Цели, содержание методической подготовки студентов в области 83 школьного физического эксперимента на современном этапе (в условиях дифференцированного обучения в школе)
- 2. 2. Метод анализа ситуаций как основа технологии методической 93 подготовки студентов к использованию школьного физического эксперимента в обучении физике
- 2. 3. Формы обучения в системе методической подготовки студентов к 115 использованию школьного физического эксперимента в условиях профильного обучения в школе
- 2. 4. Средства обучения в лабораторном практикуме по методике и П9 теории школьного физического эксперимента
- 2. 5. Модель методической подготовки студентов к использованию 123 школьного физического эксперимента в условиях профильного обучения в лабораторном практикуме по теории и методике обучения физике
- 3. 1. Общие вопросы использования метода анализа ситуаций при 136 разработке занятий методического лабораторного практикума по разделу «Механика» школьного курса физики
- 3. 2. Методика формирования описания педагогических ситуаций с 147 использованием демонстрационного эксперимента по механике для классов различных профилей обучения
- 3. 3. Организация лабораторных занятий на этапе методической 158 подготовки студентов к использованию демонстрационного эксперимента (на примере раздела «Механика»)
- 4. 1. Организация педагогического эксперимента
- 4. 2. Поисковый этап педагогического эксперимента
- 4. 3. Обучающий этап педагогического эксперимента
Список литературы
- Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266−1
- Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
- Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»
- Приказ Минобразования РФ от 1 апреля 2003 г. № 1313 «О программе модернизации педагогического образования»
- Адамов М.Ю. Совершенствование домашней экспериментальной подготовки по физике учащихся основной общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киров, 2000. — 16с.
- Актуальные проблемы методики обучения физике в школе и вузе / межвуз. сб. науч. ст. СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2002. — 158с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980. — 375с.
- Андрианова Т.М., Чугунова Г. П. Проведение лабораторных работ на 1 курсе средних профтехучилищ машиностроительного профиля: Методические рекомендации. -М.: АПН СССР, 1989.-48с.
- Анофрикова С.В. Совершенствование подготовки студентов физиков педагогических институтов по школьному физическому эксперименту: Дисс.. канд. пед. наук. -М, 1981.-220с.
- Анофрикова С.В. Школьный физический эксперимент: Методическое руководство к лабораторным занятиям. Часть 1. -М.: МГПИ, 1985. 88с.
- Анофрикова С.В., Прояненкова JI.A. Дидактический материал для занятий по методике преподавания физики (разработка фрагментов урока с использованием учебного физического эксперимента): Материалы к эксперименту. М.: Прометей, 1989. -61с.
- Анофрикова С.В., Прояненкова JI.A. Методические рекомендации к занятиям по обучению студентов разработке фрагментов урока с использованием учебного физического эксперимента: Материалы к эксперименту. М.: Прометей, 1989. — 23с.
- Анофрикова С.В., Стефанова Г. П. Практическая методика преподавания физики.
- Часть 1. Астрахань, 1995 .-231с.
- Анциферов Л.И. Оптимизация школьного физического эксперимента: Дисс.. док. пед. наук. Курск, 1985.
- Анциферов Л.И. Статус школьного физического эксперимента / Школьный физический эксперимент. Курск: КГПИ, 1986. — С. 3 -18.
- Анциферов Л.И., Пищиков И. М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ. мат. спец. — М.: Просвещение, 1984. — 255с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. — 367с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. -М.: Педагогика, 1977. 256с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. 192с.
- Балабанова Т.Е. Совершенствование школьной методики преподавания физики на основе физического эксперимента: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Рязань, 2000. -20с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1997. -304с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -192с.
- Билолов И.У. Методика проведения лабораторных занятий в процессе обучения физике с применением персональных ЭВМ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1992.- 18с.
- Блауберг И.В. Системный подход как современное общенаучное направление. -М., 1986.-49с.
- Большая книга экспериментов для школьников / под ред. Антонеллы Мейяни- Пер. с ит. Э. И. Мотылевой. М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН — ПРЕСС», 2004. — 260с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. 216с.
- Бугаев А.И. Содержание общего образования в условиях дифференцированной школы // Советская педагогика № 9. М., 1991. — С. 149.
- Бударный А.А. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения // Советская педагогика № 7. М., 1965. С. 38 -47.
- Бунеева Т.К. Проблемы коллективных форм обучения в педагогической теории и практике советской школы: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1975. 212с.
- Бутузов И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке: Учебное пособие. Новгород, 1972 — 72с.
- Бутырский Г. А. Проблема использования экспериментальных задач при обучении физике в старших классах средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киров, 1995.-26с.
- Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике: 10−11 кл. общеобразоват. учреждений: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2000. -102с.
- Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб: Лань, 1999. — 480с.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982.-336с.
- Выгодский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.-Т.1.-504с.
- Галанин ДД. и др. Физический эксперимент в школе. В 5-и т. / Галанин Д. Д., Го-рячкин Е.Н., Жарков С. Н., Сахаров Д. И., Павша А. В. М.: Учпедгиз, 1954. — 303с.
- Гальперштейн Л.Я. Забавная физика. М.Дет. лит., 1994. — 255с.
- Гиренок Ф.И. Синергетика и соборность // Онтология и эпистемология синергетики.-М., 1997.-С.155 -158.
- Говорков А.В. Использование автоматизированных компьютерных комплексов для повышения эффективности учебного физического эксперимента по механике: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. — 20с.
- Голант Е.Я. Дидактические основы дифференцированного обучения в советской школе / Материалы научного симпозиума в Тарту 13−14 октября 1969 г. Тарту, 1970. — С.4−6.
- Горбушин Ш. А. Инновационная технология обучения физике в профессиональном лицее: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1997. — 43с.
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977, — 152с.
- Гороновская В.Т., Самсонова А. В. Физический эксперимент в школе. М.: Педагогика, 1989.- 122с.
- Горячкин Е.Н., Иванов С. И., Покровский А. А. Руководство к практикуму по методике и технике физического эксперимента: Пособие для педвузов. М.: Учпедгиз, 1940.-320с.
- Горячкин Е.Н., Орехов В. П. Методика и техника физического эксперимента: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1964. — 482с.
- Государственные гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов, экспериментальные и специализированные учебные заведения: Справочник. -М.: Изд-во «Фирмы Глянц», 2003. 96с.
- Гримбаум М.И. Самодельные приборы по физике. М.: Просвещение, 1969. -148с.
- Грабарь И.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. -136с.
- Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. М.: Знание, 1988. — 69с.
- Даминова P.M., Даминов Р. В. Физический эксперимент это просто! Занимательные опыты с пластиковыми бутылками: Учебное пособие. — Казань: Новое знание, 2000. — 64с.
- Данюшенков В.А., Коршунова О. В. Домашний эксперимент по физике в условиях развивающего обучения: Учебное пособие. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. — 112с.
- Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. В 2-х ч. / Под ред. А. А. Покровского. Изд. 3-е, перераб. -М.: Просвещение, 1978. 351с.
- Дмонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т.1. Механика, теплота: Пособие для учителей / Под ред. А. А. Покровского. Изд. 2-е, испр. -М.: Просвещение, 1971.-366с.
- Джамалова З.С. Подготовка студентов физических факультетов педагогических институтов к работе в сельских средних ПТУ. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1989. -189с.
- Дидактика: Учебно-методические материалы по курсу / Под ред. О. А. Абдуллиной. М.: Прометей, 1992. — 249с.
- Дик Ю. И. Проблемы и основные направления развития школьного физического образования в Российской Федерации: Автореф. дис. .докт. пед. наук в форме науч. докл. М., 1996.-56с.
- Дифференциация обучения физике в средней школе и в педагогическом университете / Под ред. Л. С. Хижняковой. М., 1992 — 61с.
- Дрига И.И. Pax Г. И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1985.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. — 189с.
- Дьякова Е.А. Методика преподавания физики в классах гуманитарного профиля. -Дисс. канд. пед. наук. -М., 1992. 170с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: педагогика, 1989. — 160с.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы / Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991 — 192с.
- Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике: задачи, тесты, практические работы. Книга для чтения и раздумий. М.: Школа-Пресс, 2000. — 80с.
- Елькин В.И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения. М.: Школа-Пресс, 2000.-75с.
- Ельцов А.В. Изучение электронных процессов в вакууме и твердом теле в курсе физики средней школы с применением ЭВМ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995.- 16с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр. Академия, 2001. -192с.
- Захаров Г. А. Учет индивидуальных особенностей учащихся в различных видах учебной деятельности при обучении физике : Методические рекомендации. Курган, 1989.-31с.
- Земцова В.И. Система методической подготовки учителя: структура и содержание // Наука и школа, № 3. М., 2002. — С. 2 — 7.
- Игнатова В.А. Идеи синергетики и педагогика // Наука и школа, № 3. М., 2001. -С.9 -15.
- Извозчиков В.А. Дидактические основы компьютерного обучения физике. Л., 1987. -218с.
- Извозчиков В.А., Лаптев В.В, Потемкин М. Н. Концепция педагогики информационного общества // Наука и школа, № 1. М., 1999. — С.41 -45.
- Иллюстрированный каталог учебного оборудования для школ. Часть 1. Физика. Биология. Химия. География. / Под ред. М. Я. Марголиса. М.: Изд-во «Варсон», 2003. -331с.
- Иродова И.А. Реализация принципа профессиональной направленности при формировании экспериментальных умений у учащихся средних ПТУ строительного профиля. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1990. — 205с.
- Иродова И.А. Теоретико-методические основы обучения физике в учреждениях начального профессионального образования: Дисс.. докт. пед. наук. Ярославль, 2000.-452с.
- Иродова И.А., Пурышева Н. С. Физический практикум в профтехучилищах строительного профиля: Учебное пособие для учащихся и методические рекомендации для преподавателя. М.: ВНМЦ профессионально-технического образования молодежи, 1992.-95с.
- Искакова Г. М. Методическое обоснование содержания физического образования в гуманитарной школе: Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1994. — 242с.
- Искандеров Н.Ф. Экспериментальные задачи как средство формирования знаний о физическом явлении и развития логического мышления в курсе физики основной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1993. — 18с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981.-86с.
- Кабардин О.Ф. Методические основы физического эксперимента в средней школе: Дисс. докт. пед. наук. -М., 1985. -418с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. -М.: Просвещение, 1974. 75с.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1991.-96с.
- Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Тематическое и поурочное планирование. 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2002. — 128с.
- Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Тематическое и поурочное планирование. М.: Дрофа, 2002.-96с.
- Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2000.-416с.
- Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. 2-еизд., стереотип. М.:Дрофа, 2002. — 416с.
- Каменецкий С.Е. К вопросу о понимании термина «новые технологии обучения» / Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. М.: Прометей, 1995. — С.284.
- Каменецкий С.Е. О наступающих существенных изменениях в методической подготовке учителей средней школы России // Наука и школа, № 3. М., 2000. — С. 2 — 4.
- Каменецкий С.Е., Михайлова В. В. Формы обучения физике: традиции, инновации. -Уфа: БашГУ, 2001.- 166с.
- Каменецкий С.Е., Пурышева Н. С. Структура и содержание современного школьного курса физики // Совершенствование содержания и методики преподавания физики в пединституте и в школе: Межвуз. сб. научн. трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. — С. 3 -21.
- Кикоин И.К., Кикоин А. К. Физика: учебник 8 класса средней школы. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1979. — 224с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. -75с.
- Коломинский ЯЛ. Психология взаимоотношений в малых группах: (общение и возрастные особенности). Минск, 1976. — 350с.
- Кон И. С. Социологическая психология: Избр. психол. тр. / Акад. пед. и соц. наук. Моск. психол. соц. ин-т. — М.: Воронеж, 1999. — 554с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование, № 4. М., 2002. — С. 255 — 269.
- Королева Н.Ю. Компьютерные технологии обучения как средство организации самоуправления деятельностью учащихся в процессе школьного физического эксперимента: Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1998. — 18с.
- Кочергина Н.В. Лабораторные работы для классов гуманитарного профиля: Методические рекомендации. М.: МПГУ, 1994. — 20с.
- Кочергина Н.В. Формирование экспериментальных умений у учащихся в условиях дифференцированного обучения физике (на примере гуманитарного и технического профилей): Дисс. канд. пед. наук. -М., 1995. -204с.
- Краевский В.В. проблемы научного обоснования обучения: Методологическийанализ. М.: Педагогика, 1977. — 264с.
- Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты. М.: МГУ, 1991. — 205с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. -М.: Просвещение, 1972. -203с.
- Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии. М.: Знание, 1971. — 61с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1965. -128с.
- Лабораторный практикум по методике преподавания физики / Сост. А. В. Ельцов, Н. В. Коненков. Рязань: Изд-во РПГУ им. С. А. Есенина, 1998. — 75с.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272с.
- Леднев B.C. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989.-360с.
- Лекционные демонстрации по физике / Под ред. В. И. Ивероновой. М.: Наука, 1965.-572с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избр. психол. произведения. В 2 т. -М.:Педагогика, 1983. -т.2. 320с.
- Леонтьев А.Н. Совместная деятельность, общение, взаимодействие // Вестник высшей школы, № 11. -М., 1989. С. 39 — 45.
- Ларнер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981. -186с.
- Линник Ю. Социальная синергетика // Грани, № 176 М., 1995. — С.304
- Липсон Г. Великие эксперименты в физике / Под ред. канд. ф.-м. наук В. И. Рыдника. -М.: Мир, 1972, 215с.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. -М.: Наука, 1981. С. 3 — 23.
- Луцевич А.А. Интегративный спецкурс «Методические особенности изучения курса физики в профильной школе». Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Минск, 1991.-16с.
- Мазин И.В. Развитие познавательного интереса учащихся на занятиях по физике в условиях вариативности обучения: Автореф. дис.. канд. пед наук. СПб, 1995. -17с.
- Майер Р.В. Проблема формирования системы эмпирических знаний по физике: Автореф. дис. докт. пед наук. СПб, 1999. — 39с.
- Мансуров А. Н. Мансуров Н.А. Физика: Учеб. для 10−11 кл. шк. с гуманит. профилем обучения. М.: Просвещение, 1999. — 222с.
- Мансуров А.Н., Мансуров Н. А. Физика, 10−11: Для шк. с гуманит. профилем обучения: Кн. для учителя. -М.: Посвещение, 2000. 160с.
- Мансуров А.Н. Физика, 10−11: Тестовые и контрольные задания: Для шк. с гуманит. профилем обучения: Кн. для учащихся / А. Н. Мансуров, Н. А. Мансуров. М.: Просвещение, 2001.- 78с.
- Мансуров Н.А. Структурно-целевой метод представления научной информации и его применение в преподавании школьного курса физики: Дисс. канд. пед. наук. -М, 1996.- 171с.
- Марголис А. А. Парфентьева Н.Е. Иванова Л А. Практикум по школьному физическому эксперименту: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977. — 304с.
- Машиньян А.А. Теоретические основы создания и применения технологий обучения физике: Монография / Под ред. Н. С. Пурышевой. М.: Прометей, 1999. — 136с.
- Менчинская Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении. -М.: АПН СССР, 1971.-54с.
- Методика преподавания физики в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С. Е. Каменецкого, Л. А. Ивановой. М.: Просвещение, 1987.-336с.
- Методика преподавания школьного курса физики. Часть 1. Общие вопросы / Под ред. А. В. Перышкина, ЛА. Ивановой, С. Е. Каменецкого. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1979.-248с.
- Мешалкина К.Н. Профильная дифференциация образования // Советская педагогика, № 1. М., 1990. — С. 60 -64.
- Минина Е.Е. Дидактические условия использования компьютерных технологий преподавания физики в средней школе: Дисс. канд. пед наук. Екатеринбург, 1994.-218с.
- Михайлова В.В. Лабораторный практикум по методике преподавания физики и самостоятельная работа студентоа. Уфа: Баш. ГПИ, 1997. — 58с.
- Монахов В.М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Дифференциация обучения в средней школе // Сов. педагогика, № 8. М.: 1990. — С. 42 — 47.
- Москвина Н.Б. Формирование опыта сотрудничества в процессе познавательной деятельности студентов педагогических вузов. М., 1993. — 107с.
- Мякишев Г. Я. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. 10-е изд. -М.: Просвещение, 2002. -336с.
- Николаева Т.М. Сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных работ учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного процесса: Дисс. канд. пед. наук. М., 1972. — 217с.
- Оконь В.Ф. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. — 208с.
- Основы методики преподавания физики в средней школе / В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. ИДик и др.- Под ред. А. В. Перышкина. М.: Просвещение, 1984. -398с.
- Парфентьева Н.Е. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента в педагогических институтах: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1970. -234с.
- Педагогическое образование и подготовка учителя по многоуровневой системе в Европе и США / Материалы конференции. М., 1993. — 198с.
- Перечни учебной техники и наглядных средств обучения для общеобразовательной школы: Сб. перечней / Под. ред. Ю. И. Дика, Ю. С. Песоцкого. М.: Педагогика, 2005.-78с.
- Петрова Е.Б. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике (на современном оборудовании). М.: Прометей, 2004. — 144с.
- Покровский С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. М.: Просвещение, 1963. — 130с.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой.-М.: Эдиториал УРСС, 2000. 310с.
- Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7−11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 256с.
- Программы общеобразовательных учреждений: Физика. 10−11 классы / В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова, С. В. Громов, Н. В. Шаронова, П. Г. Саенко. М.: Просвещение, 2005. — 135с.
- Прояненкова J1.A. Совершенствование подготовки студентов к использованию учебного физического эксперимента: Дисс. канд. пед. наук. М., 1991. — 188с.
- Пру декой В. И. Средства телевидения и вычислительной техники в системе демонстрационного эксперимента по физике в средней школе: Дисс.. канд. пед. наук. -Киев, 1992.-213с.
- Пурышева Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе. М.: Прометей, 1994. — 161с.
- Пурышева Н.С. Методические основы дифференцированного обучения физике в средней школе: Дисс. докт. пед. наук. М., 1995. — 490с.
- Пурышева Н.С. Содержание и структура курса физики для классов физико-математического профиля // Физика: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», № 25−26. М., 1993.
- Пурышева Н.С., Иродова И. А. Профессиональная направленность на лабораторных занятиях по физике // Методические советы начинающему учителю физики. М.: Прометей, 1993. — С. 95 — 103.
- Пурышева Н. С. Урутина М.А. Курс физики для классов биолого-химического профиля // Физика: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», №№ 9−10, 12.-М, 1994.
- Разумовский В.Г. Проблемы обучения физике в условиях дифференциации образования // Физика в школе, № 1. М, 1991. — С. 3 — 5.
- Роджерс Э. Физика для любознательных. В 3-х томах. М.: Мир, 1970 — 1971.
- Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989. — 483 с.
- Румбешта Е.А. Моделирование системы физического эксперимента как средство подготовки учащихся по физике в основной школе: Дисс.. докт. пед. наук. М, 2005.-43с.
- Самодельное школьное оборудование по физике: Метод, рекомендации / Под ред. Л. М. Иванцова. М.: АПН СССР, 1985. -281с.
- Сафонов Ю.А. Разноуровневое преподавание физики в средней школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 1996. — 15с.
- Сборник нормативных документов. Физика / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. -М.: Дрофа, 2004.- 111с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272с.
- Сидоренко А.И., Чуба В. И. Ситуационная методика обучения: Теория и практика. Киев: Центр инноваций и развития, 2001. — 256с.
- Сидоренко А.И., Чуба В. И. Ситуационная методика обучения: Украинский опыт. -Киев: Центр инноваций и развития, 2001. 192с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. — 205с.
- Сластенин В.А. О моделировании образовательных технологий // Наука и школа, № 4.-М, 2000.-С. 50−57.
- Сластенин В.А. О пректировании содержания высшего педагогического образования // Преподаватель, № 5. М, 1999. — С. 3 — 9.
- Сластенин В.А. Перестройка педагогического образования в СССР // Вопросы образования: Перспективы, № 2. М, 1990. — С. 137 — 149.
- Сластенин В. А. Руденко Н.Г. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог, № 1.-М, 1996.-С. 17−29.
- Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1988. — 608с.
- Смирнов А.В. Кабинет физики. -М.: Прометей, 1998. 187с.
- Смирнов А.В. Методика подготовки студентов педвузов к эксплуатации и развитию современного школьного кабинета физики: Дисс.. канд. пед. наук. -М, 1992. -205с.
- Смирнов А.В. Современные информационные технологии в обучении физике / Новые технологии в обучении школьной физике. Саранск: МГПИ, 1994. — С. 46 -50.
- Смирнов А.В. Средства новых информационных технологий в обучении физике: Монография. М.: Прометей, 1996. — 184с.
- Смирнов А. В, Степанов С. В. Оборудование школьного физического кабинета: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. А. В. Смирнова. М.:изд-во «Школа Будущего», 2001. 168с.
- Смирнов А.В., Степанов С. В. Организация современных кабинетов физики / Научные труды МПГУ. -М.: Прометей, 1994. 393с.
- Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304с.
- Степанова Т.И. Теория и практика профессионального развития и саморазвития учителя физики: Дисс. докт. пед. наук. М., 2002. — 391с.
- Сур мин Ю.П. и др. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / Под ред. Ю. П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286с.
- Тагариев Р.З. Технологии личностно-ориентированного обучения в современной общеобразовательной школе. Пермь, 2000. — 148с.
- Теория и методика обучения физике в школе Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др.- Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М.: Издательский центр «Академия», 2000.-368с.
- Углубленное изучение физики в 10−11 классах: Кн. для учителя / О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов и др.- Под ред. О. Ф. Кабардина, В. А. Орлова. М.: Просвещение, 2002. — 127с.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. М., 1980. — 118с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.- 192с.
- Урутина М.А. Методические основы преподавания физики в классах биолого-химического профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996. 16с.
- Усольцев А.П. Синергетика педагогических систем: Монография. Екатеринбург, 2005.-263с.
- Учебное оборудование для кабинетов физики общеобразовательных учреждений /Ю.И.Дик, Ю. С. Песоцкий, Г. Г. Никифоров и др.: Под ред. Г. Г. Никифорова. М.: Дрофа, 2005.-396с.
- Учебно-методический комплект по специальности 32 200 Физика. -М.: Флинта: Наука, 2002.-200с.
- Физика в системе современного образования ФССО-95 / Тезисы докладов Международной конференции 26−30 июня 1995 года. Петрозаводск, 1995. — 300с.
- Физика в системе современного образования. ФССО-91 / Тезисы докладов Международной конференции 18−24 июня 1991 года. Л., 1991. — 169с.
- Физика: Механика. 10 кл. Учеб. для углубленного изучения физики /М.М.Балашов, А. И. Гомонова, А. Б. Долицкий и др.- Под ред. Г. Я. Мякишева. 4-е изд., испр. -М.: Дрофа, 2001. -496с.
- Физика: Учеб. пособие для 10 кл. шк. и классов с углубл. изуч. физики / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, Э. Е. Эвенчик и др.- Под ред. А. А. Пинского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1995.-415с.
- Физика: Учеб. для 11 кл. шк. и кл. с углубл. изучением физики / А. Т. Глазунов, О. Ф. Кабардин, А. Н. Малинин и др.- Под ред. А. А. Пинского. 7-е изд. — М.: Просвещение, 2002. — 432с.
- Философский словарь. -М.: Политиздат, 1981. -445с.
- Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7−11 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя / Под ред. В. А. Бурова, Г. Г. Никифорова. М.: Просвещение, 1996. — 377с.
- Хижнякова Л.С. Методические основы построения процесса обучения физике в средней школе в условиях всеобщего среднего образования: Дисс.. докт. пед. наук. -М, 1988.-378с.
- Хижнякова Л.С., Коварский Ю. А. Содержание образования по физике в основной школе и старшей средней школе двух профилей: гуманитарного и естественно научного // Дифференциация обучения физике в средней школе и пед. университете. -М, 1992.-С. 6−12.
- Хорошавин С.А. Демонстрационный эксперимент по физике в школах и классах с углубленным изучением предмета: Механика. Молекулярная физика: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1994. — 368с.
- Хорошавин С.А. Техника и технология демонстрационного эксперимента: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. — 174с.
- Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе: 6−7 кл. М.: Просвещение, 1988.- 175с.
- Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб: Питер Пресс, 1997. — 608с.
- Чередов И.М. О принципе оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках. Омск, 1973. — 136с.
- Чередов И.М. Пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроках: Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1969.-242с.
- Чижевский Е.А. Лабораторные занятия по методике обучения физике. Часть 1. -Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. 99с.
- Шамало Т.Н. Использование эксперимента при изучении основных вопросов механики в средней школе. Свердловск: СГПИ, 1981. — 43с.
- Шамало Т.Н. Учебный эксперимент в процессе формирования физических понятий. М.: Просвещение, 1986. — 96с.
- Шаповалов А.А. Методика конструирования и содержание лабораторного эксперимента по элементарному курсу механики. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996. — 223с.
- Шаповалов А.А. Система демонстрационных опытов по элементарному курсу физики (Электромагнитная индукция. Колебания и волны.): Книга для учителя. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996. — 128с.
- Шаповалов А.А., Андреева Л. Е. Система демонстрационных опытов по элементарному курсу молекулярной физики и электродинамики: Книга для учителя. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996. — 106с.
- Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. М.: АПН СССР, 1989.-65с.
- Шахмаев Н.М., Каменецкий С. Е. Демонстрационные опыты по электричеству: Пособие для учителя. -М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин. проев. РСФСР, 1963. 327с.
- Шилов В.Ф. Физический эксперимент по курсу «Физика и астрономия» в 7−9 классах: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2000. — 142с.
- Шунин И.А. Совершенствование содержания и методики решения экспериментальных задач по физике в условиях современной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Самара, 1995. — 18с
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). М., 1992. — 88с.
- Якиманская И.С. и др. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения / Якиманская И. С., Абрамов С. Э., Шиянова Е. Б., Юдашина Н. И. // Советская педагогика № 4. М., 1991. — С. 44 — 52.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144с.
- Information and communication technology in rural schools: innovative didactics in physics teaching/Joke Voogt, Yuri Gorokhovatsky and Marinus Almekinders (Eds.). En-schede: Universiteit Twente, Faculteit der Gedragswetenschappen, 2003. 114 pagina’s.