Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические основы воспитания подростков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общение со сверстниками в этом возрасте постепенно становится ведущим фактором развития личности, вытесняя с этой роли учение, игру и другие виды деятельности. В общении формируются важнейшие психические новообразования, характерные для данного возраста. Стремление подростка к самоутверждению в среде сверстников нередко приводит к повышенной конформности в отношении к нормам и ценностям группы… Читать ещё >

Психологические основы воспитания подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возрастные особенности психического развития предподростков.

Началом подросткового возраста или отрочества в возрастной психологии обычно считается возраст 10—11 лет. Нередко его именуют пред подростковым. Само наименование подчеркивает, что ребенок еще сохраняет черты, характерные для младшего школьника, но вместе с тем уже вступил в качественно новый для себя период развития — отрочество.

Продолжительность подросткового периода существенно варьируется в зависимости от особенностей культуры. В разных странах и разных культурах по-разному определяется время, когда человека начинают считать взрослым. Поэтому представления о продолжительности подросткового возраста очень разнятся даже у живущих рядом представителей разных этносов или даже разных социальных групп, в пределах одного этноса.

Одна из главных особенностей предподросткового периода — начало полового созревания — пубертата. Как подметил один философ, подростковый период начинается с биологии, а оканчивается в культуре. В отечественной культурно-образовательной традиции нс принято на этом концентрировать внимание, но особо подчеркивается, что предподростковый период — начало отрочества, и он характеризуется появлением ряда специфических черт. Важнейшими из них являются: нарастающее стремление к общению со сверстниками; появление в поведении признаков, свидетельствующих о ярко выраженном стремлении повсеместно утверждать свою самостоятельность, независимость, личностную автономность. Наиболее рельефно это будет представлено позже — в возрасте 13—14 лет, но уже в психике предподростка мы можем наблюдать весьма ощутимые приметы подобного поведения.

Одна из важных особенностей развития подростка в целом и предподростка в частности — диссинхрония, или асинхронность развития. Причем касается это и биологического, и умственного, и социального созревания. Неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств проявляется на двух уровнях: внешнем — социальном и внутреннем — психологическом.

Симптоматика внешней, «социальной диссинхронии», хорошо описана во многих научных работах и художественных произведениях о подростках. Выражен этот вид диссинхронии в часто наблюдаемом разрыве между подростком и его окружением. «Социальная диссинхрония», вероятно, явление неизбежное, а потому, можно сказать, естественное и даже «нормальное». Средство для ее преодоления давно обнаружено и выражено в современной педагогической психологии термином «личностно-ориентированный подход».

Сложнее обстоят дела с диагностикой и коррекцией внутренней диссинхронии — несоответствия уровней развития отдельных функций, или несбалансированного развития отдельных способностей. Часто встречаются случаи, когда интеллектуальное развитие подростка существенно опережает уровень его психосоциального развития. Но уровню интеллекта он уже подросток, а по уровню психосоциального развития еще младший школьник. Бывает, что уровень когнитивного развития отстает или обгоняет уровень эмоционального развития. Все это происходит на фоне мощных движений в сфере физического развития.

Одна из традиционных точек зрения предлагает рассматривать подростковый возраст как период отчуждения от взрослых. Однако процесс этот не столь однозначен, как принято считать на обыденном уровне. Стремление отстаивать собственную независимость, противопоставлять себя взрослым сочетается у предподростка с ожиданием поддержки, одобрения и защиты со стороны взрослых. Предподросток не так некритичен к взрослым как младший школьник. Он еще продолжает в значительной мере доверять взрослым, высоко ценит их мнение. Ему важна не столько возможность распоряжаться собой, сколько признание окружающими его независимости и равенства со взрослым.

Общение со сверстниками в этом возрасте постепенно становится ведущим фактором развития личности, вытесняя с этой роли учение, игру и другие виды деятельности. В общении формируются важнейшие психические новообразования, характерные для данного возраста. Стремление подростка к самоутверждению в среде сверстников нередко приводит к повышенной конформности в отношении к нормам и ценностям группы. Это делает данный возрастной этап особенно уязвимым в плане развития негативных личностных свойств и вредных привычек под воздействием сверстников.

Данный возраст характеризуется бурным развитием познавательных процессов. Активно развивается абстрактное, теоретическое мышление, формируется и активно совершенствуется способность к гипотетикодедуктивным суждениям, появляется способность к сложным умозаключениям, не связанным с конкретными представлениями. Интенсивное формирование мышления приводит к развитию рефлексии, что в свою очередь содействует развитию самосознания. Вместе с тем в этот период усиливаются индивидуальные различия в этих процессах.

Преднодростковый возраст — начало нового периода в развитии личности, неслучайно именуемого «переходным». Его главная особенность в том, что без полноценного проживания этого периода многие качества личности и индивидуальные характеристики оказываются либо не развиты, либо развиты не в полной мере. Коррекция этого в дальнейшем может быть сопряжена с большими трудностями.

Важным обстоятельством школьной жизни ребенка этого возраста является то, что, как правило, это возраст начала обучения в неполной средней школе. Условия обучения меняются коренным образом, одного, «основного» учителя начальной школы меняет множество учителей предметников. Большинство ребят переживают эго обстоятельство как одну из зримых примет собственного взросления. Снижение успеваемости, нередко отмечающееся к концу обучения в начальной школе, на этом этапе часто сменяется новыми ожиданиями и надеждами на позитивные перемены.

Предподростки еще многое в своей школьной жизни воспринимают как младшие школьники, и одной из распространенных ошибок учителей и родителей является нежелание считаться с тем, что пятиклассники отличаются от других учащихся неполной средней школы. Это затрудняет процесс их адаптации к новым условиям обучения, негативно влияет на учебную успешность, когнитивное и личностное развитие.

У предпоростков, как свидетельствуют специальные исследования, ярко выражено эмоциональное отношение к учебному предмету. Почти все они считают себя очень способными к освоению любого учебного предмета, причем основным критерием служит не реальная успешность в нем, а субъективное к нему отношение. Поэтому особенно важно в плане обучения, чтобы занятия пятиклассников сопровождались положительными эмоциональными переживаниями.

Создавая положительный эмоциональный фон на занятиях с предподростками, учителю следует постоянно помнить о том, что положительное представление о себе и о своих возможностях всегда должно сочетаться с адекватной оценкой реальной успешности. Поэтому важно ориентировать работу с детьми на выработку у них объективных критериев оценки успешности и неуспешное™ своей деятельности, развитие стремления ироверять и оценивать свои возможности, находить пути их развития и совершенствования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой