Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метод контроля влияния продуктов деструкции смазочных масел и электрического потенциала на противоизносные свойства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, подтверждается теоретически и экспериментально. Научные положения аргументированы, теоретические результаты работы получены с использованием положений трибологии, оптики, теплотехники, выводы подтверждены проведенными экспериментальными исследованиями, их воспроизводимостью и результатами математической обработки с использованием… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОТИВОИЗНОСНЫЕ СВОЙСТВА СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ
    • 1. 1. Особенности механизма старения смазочных материалов
    • 1. 2. Анализ методов контроля качества смазочных материалов
    • 1. 3. Температурная стойкость смазочных материалов
    • 1. 4. Механохимические процессы при изнашивании материалов твердых
    • 1. 5. Влияние поверхностной энергии твердых тел на механохимические процессы при граничном трении
    • 1. 6. Выводы по первой главе
  • 2. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ СВОЙСТВ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
    • 2. 1. Обоснование выбора смазочных материалов для исследования
    • 2. 2. Конструктивные особенности средств контроля
      • 2. 2. 1. Прибор для определения температурной стойкости
      • 2. 2. 2. Фотометрическое устройство
      • 2. 2. 3. Малообъемный вискозиметр
      • 2. 2. 4. Трехшариковая машина трения
    • 2. 3. Метод контроля температурной стойкости
    • 2. 4. Метод контроля влияния электрического потенциала на противоиз-носные свойства смазочных материалов
    • 2. 5. Выводы по второй главе

    3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЛИЯНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПРОДУКТОВ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ДЕСТРУКЦИИ НА ПРОТИВОИЗНОСНЫЕ СВОЙСТВА СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ И МЕХАНОХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ НА ФРИКЦИОННОМ КОНТАКТЕ.

    3.1 Результаты испытания минерального моторного масла U-tech navigator 15W-40 SG/CD.

    3.2 Результаты испытания минерального моторного масла М-8Г2.

    3.3 Результаты испытания минерального моторного масла Лукойл Стандарт 10W-40 SF/CC.

    3.4 Выводы по третьей главе.

    4 РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА КОНТРОЛЯ ВЛИЯНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НА ИЗНАШИВАЕНИЕ.

    4.1 Технология контроля температурной стойкости смазочных масел.

    4.2 Технология контроля влияния продуктов деструкции на противоиз-носные свойства.

    4.3 Предложения по созданию системы повышения износостойкости твердых тел.

    4.4 Предложения по усовершенствованию существующей классификации смазочных масел.

    4.5 Выводы по четвертой главе.

    ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И

    ВЫВОДЫ.

Метод контроля влияния продуктов деструкции смазочных масел и электрического потенциала на противоизносные свойства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Надежность механизмов, агрегатов и машин закладывается при проектировании, учитывается при изготовлении и подтверждается при эксплуатации. На показатели надежности существенно влияет смазочный материал. Основное требование, которое предъявляется к смазочным материалам — это снижение износа материалов пар трения в большом диапазоне температур, скоростей и нагрузок. Решение данной проблемы направлено на установление связей между механизмом старения смазочного материала и процессом изнашивания конструкционных материалов. Большая роль в исследованиях этих процессов принадлежит Б. И. Кос-тецкому, Р. М. Матвеевскому, Н. А. Буше, И. А. Буяновскому, В. Е. Панину, И. В. Крагельскому, С. В. Венцелю, Ю. А. Розенбергу, Д. Н. Гаркунову, К. И. Климову, М. Финку, П. А. Ребиндеру и др.

Смазочные материалы при эксплуатации подвергаются резким перепадам механических и тепловых нагрузок. Основной фактор, который влияет на изменение свойств смазочного материала — это температура, влияющая на процессы деструкции цепочек молекул, как базовой основы смазочного материала, так и добавляемых присадок, поэтому температурная стойкость является важнейшим показателем смазочного материала для узлов, работающих при высоких температурах.

Около 80% узлов агрегатов и машин работают в условиях граничного трения, но процессы, которые протекают в граничном слое, разделяющем поверхности трения, остаются недостаточно изученными. На поверхностях трения, в условиях граничной смазки, могут формироваться: слои физически адсорбированных молекул смазочного материала, за счет сил Ван-дер-Ваальса и относительно слабо связанные с поверхностью твердого тела, хемосорбционные слои, в случае химических реакций между молекулами твердого тела и адсорбента, так же возможно образование и химически модифицированных слоев, однако это уже за счет более глубоких химических реакций.

Таким образом, температурная стойкость является одним из основных эксплуатационных показателей, определяющим температурные области работоспособности масел, предельные температуры схватывания, сопротивление температурным воздействиям и применяется при классификации смазочных масел. В настоящее время существуют различные методики определения температурной стойкости, позволяющие определить температуры начала деструкции, критические температуры, оценить изменение фрикционных свойств смазочного материала при изменении температуры, однако механизм деструкции, механизм защиты от схватывания не изучены, и данные методики не учитывают влияние продуктов деструкции на процессы, протекающие на фрикционном контакте и изменяющие противоизносные свойства масел.

При работе в каком-либо механизме, масло подвергается воздействию электрических полей, вызванных межфазными электрическими потенциалами, возникающими на границах раздела «металл — масло». В работах Г. И. Шора, А. С. Ахматова приведены методики, приборы и результаты оценки влияния электрического потенциала на различные функциональные свойства масел, однако методов и приборов контроля влияния электрического потенциала на противоизносные свойства масел и процессы, протекающие на фрикционном контакте, не существует.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что необходима разработка новых методов и средств контроля влияния продуктов температурной деструкции, величины и полярности тока на противоизносные свойства смазочных материалов, направленной на создание условий снижения износа материалов пар трения.

Актуальность диссертационной работы определяется тем, что предложен метод и средства контроля влияния продуктов температурной деструкции и электрического потенциала на противоизносные свойства смазочных материалов, позволяющие решать проблемы управления износостойкостью материалов пар трения.

Объект исследования — смазочные материалы, как элементы систем приводов машин и агрегатов.

Предмет исследования — контроль влияния продуктов температурной деструкции смазочных материалов, полярности и величины тока, пропускаемого через фрикционный контакт от внешнего стабилизированного источника питания на процессы формирования защитных граничных слоев.

Степень разработанности темы.

Степень разработанности и рекомендации, выявленные в процессе исследований, выполненных авторами P.M. Матвеевским, Б. И. Костецким, H.A. Буше, И. А. Буяновским, И. В. Крагельским, Ю. А. Розенбергом и др., по определению температурной стойкости смазочных масел не могут быть использованы для определения качества масел, поскольку этот показатель эксплуатационных свойств в основном исследовался применительно к граничному трению (ГОСТ 23.221−84). В области исследований граничного трения и процессов, протекающих на фрикционном контакте, следует отметить работы A.C. Ахматова, Г. И. Шора, В. Е. Панина и др., однако процессы, протекающие в объеме смазочного материала при высоких температурах и влияние продуктов температурной деструкции, величины и полярности тока на процессы, протекающие на фрикционном контакте и изменяющие противоизносные свойства, изучены недостаточно. Поэтому, разработка новых методов и средств контроля влияния продуктов температурной деструкции, величины и полярности тока на противоизносные свойства смазочных материалов, является актуальной задачей, позволяющей создать условия снижения износа материалов пар трения, совершенствовать систему классификации и идентификации смазочных материалов группам эксплуатационных свойств, а также обоснованно осуществлять выбор смазочного материала для эффективной работы в конкретных условиях.

Цель диссертационной работы. Разработка методов и приборов исследования смазочных масел и оценки влияния продуктов температурной деструкции и электрического потенциала в зоне фрикционного контакта на противоизносные свойства смазочных масел.

Задачи исследования.

1. Разработать прибор и комплексный метод исследования смазочных масел, включающего испытания на температурную стойкость и противоизносные свойства.

2. Обосновать критерии контроля температурной стойкости и противоиз-носных свойств смазочных масел.

3. Исследовать влияние концентрации продуктов температурной деструкции на противоизносные свойства смазочных масел под воздействием электрического потенциала на фрикционном контакте.

4. Разработать практические рекомендации по контролю температурной стойкости моторных масел, противоизносных свойств, рациональному выбору смазочных материалов и управлению износом пар трения.

Методы исследования. Решение поставленных задач осуществлялось с применением теории надежности, применительно к системам приводов и агрегатов, теории трения, износа и смазки, оптики и положений триботехники, электрометрических методов и теплотехники.

При выполнении работы применялись поверенные стандартные и специально разработанные сертифицированные приборы, теория планирования и обработки результатов экспериментальных исследований, методы математической статистики и регрессионного анализа.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, подтверждается теоретически и экспериментально. Научные положения аргументированы, теоретические результаты работы получены с использованием положений трибологии, оптики, теплотехники, выводы подтверждены проведенными экспериментальными исследованиями, их воспроизводимостью и результатами математической обработки с использованием сертифицированных программ для обработки экспериментальных данных в соответствии с постановкой и планированием экспериментальных исследований.

На защиту выносятся:

1. Трехшариковая машина и комплексный метод контроля температурной стойкости и противоизносных свойств термостатированных моторных масел.

2. Результаты исследования минеральных моторных масел на температурную стойкость и регрессионный анализ процесса температурной деструкции в диапазоне температур испытания от 140 до 300 °C и критерии оценки.

3. Метод и результаты испытания товарных и термостатированных моторных масел на противоизносные свойства и критерии оценки.

4. Метод и результаты исследования влияния электрического потенциала на фрикционном контакте на противоизносные свойства термостатированных масел и критерии оценки.

5. Практические рекомендации по определению влияния продуктов температурной деструкции и электрического потенциала на противоизносные свойства моторных масел.

Научная новизна работы:

1. Разработан комплексный метод исследования смазочных масел, включающий испытания на температурную стойкость и противоизносные свойства термостатированных масел, и позволяющий оценить влияние продуктов деструкции, полярности и величины тока, пропускаемого через фрикционный контакт на свойства граничных слоев и обосновать критерии оценки.

2. Разработана испытательная трехшариковая машина трения со схемой трения «шар-цилиндр», позволяющая определить противоизносные свойства как товарных, так и работавших масел различного назначения и базовых основ, получить дополнительную информацию о процессах, протекающих на фрикционном контакте.

3. Получены функциональные зависимости и регрессионные уравнения процесса деструкции минеральных моторных масел, позволяющие определить механизм деструкции, получить дополнительную информацию по изменению оптических свойств, вязкости и летучести, обосновать критерий температурной стойкости, установить температурную область работоспособности и сравнивать масла различных групп эксплуатационных свойств.

4. Предложен критерий противоизносных свойств термостатированных масел, характеризующий условную концентрацию продуктов температурной деструкции на номинальной площади фрикционного контакта, что позволяет сравнивать смазочные масла различных групп эксплуатационных свойств и оценить влияние величины и полярности тока, пропускаемого через фрикционный контакт на формирование и разрушение граничных слоев.

Практическая значимость работы. На базе теоретических и экспериментальных исследований разработаны практические рекомендации по технологиям определения температурной стойкости смазочных масел и оценки влияния продуктов деструкции на противоизносные свойства, рекомендации по выбору смазочных материалов их классификации и созданию системы повышения износостойкости трибосистем.

Автор выражает признательность за помощь и поддержку научному руководителю — д.т.н., профессору, Безбородову Ю.Н.- научному консультантуд.т.н., профессору Б. И. Ковальскомуи сотрудникам кафедры «Топливообеспече-ние и горюче-смазочные материалы» Института нефти и газа Сибирского федерального университета.

Реализация результатов работы. Результаты исследований внедрены на автотранспортном предприятии ООО АТП «Терминалнефтегаз», автотранспортном предприятии ИП АТП Сидоров В. М., и в учебный процесс кафедры «Топли-вообеспечение и ГСМ» Института нефти и газа Сибирского федерального университета, что подтверждено соответствующими актами.

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались на: XIII научно-технической конференции молодежи ОАО «Транссибнефть» (Омск 2012 г.) — II Международной научно-практической конференции «Перспективы развития и безопасность автотранспортного комплекса» (Новокузнецк 2012 г) — 10-ой международной конференции «Трибология и Надёжность» (Санкт-Петербург, 2010 г.), научно-технической конференции «Трибология-Машиностроение», посвященная.

120-летию М. М. Хрущева. (Москва, 2010), IV международном симпозиуме по транспортной триботехнике. (Санкт-Петербург, 2010) и научно-технических семинарах Сибирского федерального университета (Красноярск, 2010).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 17 научных работ, включая 7 работ в издании, рекомендованном перечнем ВАК, получено 4 патента РФ, написана монография.

Объем и структура диссертации. Диссертация содержит 134 страницы машинописного текста, включая 55 рисунков и 14 таблиц. Работа состоит из введения, 4 разделов, основных выводов, библиографического списка из 97 наименований и приложения.

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. Разработана комплексная методика исследования смазочных материалов, включающая испытания на температурную стойкость, противоизносные свойства и механохимические процессы, при изменении электрического потенциала в зоне фрикционного контакта. Патенты РФ № 2 409 814, № 2 415 422, № 2 419 791.

2 Разработана трехшариковая машина трения со схемой трения «шар-цилиндр», позволяющая определить противоизносные свойства как товарных, так и работавших масел различного назначения и базовых основ, получить дополнительную информацию о процессах, протекающих на фрикционном контакте (патент РФ № 2 428 677).

3. Получены функциональные зависимости изменения оптических свойств, вязкости, летучести, коэффициента температурной стойкости и противоизносных свойств от температуры испытания минеральных моторных масел, что позволило установить механизм температурной деструкции и обосновать критерии противоизносных свойств и влияние тока и его полярности на эти свойства и механизм формирования на поверхностях трения защитных граничных слоев.

4. Установлен механизм температурной деструкции моторных масел, заключающийся в образовании двух видов продуктов деструкции, различающихся оптическими свойствами, что позволило определить температуры начала их образования, температуру предельно-допустимого значения вязкости и температурную область работоспособности моторных масел.

5. Коэффициент температурной стойкости предложен в качестве интегрального показателя температурной стойкости, учитывающего изменение оптических свойств и летучести масел при термостатировании, что позволяет сравнивать различные масла и идентифицировать на соответствие группам эксплуатационных свойств.

6. Предложен критерий противоизносных свойств Я, который позволяет прогнозировать противоизносные свойства масел и оценить влияние величины и полярности тока на противоизносные свойства масел.

7. Коэффициент влияния тока и его полярности предложен в качестве критерия влияния тока на противоизносные свойства термостатированных моторных масел, определяемый отношением критериев противоизносных свойств масел испытанных без пропускания тока через фрикционный контакт и с током, позволяющий определить значения коэффициента и его зависимость от величины и полярности тока, пропускаемого через фрикционный контакт от внешнего источника питания. Установлена линейная зависимость коэффициента влияния тока от его величины и полярности.

8. Разработаны практические рекомендации, включающие технологии определения температурной стойкости моторных маселвлияния продуктов деструкции на противоизносные свойства и предложения по управлению износостойкостью материалов пар трения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. А. Рабочие жидкости и уплотнения гидравлических систем / Л. А. Кондаков. М.: Машиностроение, 1982. — 216 с.
  2. , А. Ф. Применение авиационных технических жидкостей / А. Ф. Аксенов, А. А. Литвинов. -М.: Транспорт, 1974. 156 с.
  3. Нефтепродукты. Свойства, качество, применение: Справочник / под ред. Б. В. Лосикова. М.: Химия, 1966. — 776 с.
  4. , И. Н. Авиационные горючесмазочные материалы и специальные жидкости /И. Н. Шишков, В. Б. Белов. -М.: Транспорт, 1979. -247 с.
  5. , С. В. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания / С. В. Венцель. М.:Химия, 1979.-238 с.
  6. , В. А. Восстановление эксплуатационных свойств моторных масел. Теоретические предпосылки / В. А. Гущин, В. В. Остриков, А. И. Гущина, В. В. Паутов // ХТТМ. 1999. — № 1. — С. 24 — 25.
  7. , Б. И. Методы и средства повышения эффективности использования смазочных материалов / Б. И. Ковальский. Новосибирск: Наука, 2005.-341 с.
  8. , Б. И. Трение, смазка и износ в машинах. / Б. И. Костецкий. -Киев: Техника, 1970. 396 с.
  9. , Б. И. О роли вторичных структур в формировании механизмов трения, смазочного действия и изнашивания / Б. И. Костецкий // Трение и износ. 1980. Т.1. № 4. С. 622 — 634.
  10. , Ю. А. Эксплуатационные свойства смазочных материалов и их оценка / Ю. А. Розенберг // Вестник машиностроения. 1975. № 8. С. 42 — 49.
  11. , П. А. Об определении цвета нефтепродуктов / П. А. Меньшов, В. С. Иванов, В. Н. Логинов // Химия и технология топлив и масел. 1981. № 4. С. 45 -48.
  12. , Д. О. Контроль производства масел и парафинов / Д. О. Гольберг. М.: Химия, 1964. — 245 с.
  13. , М. И. О реализации электрооптических эффектов для дисперсных систем с частицами износа / М. И. Шелобанов, Л. Н. Обищенко, Н. М. Михин // Трение и износ. 1982. Т.З. № 2. С. 331 — 334.
  14. , А. А. Повышение долговечности двигателей газонефтепромыслового оборудования / А. А. Петросянц, В. Я. Белоусова, В. С. Саркисов. М.: Недра, 1976.-211 с.
  15. , В. П. Загрязнения очистка нефтяных масел / В. П. Коваленко. М.: Химия, 1987. — 304 с.
  16. , Г. Г. Эксплуатационные свойства смазочных масел / Г. Г. Зуидема. М.: Гостоптехиздат., 1957. — 170 с.
  17. , А. И. Диссипативные, упругие и смазочные свойства рабочих жидкостей систем гидравлики / А. И. Бердников, Д. Г. Громаковский и др. // Трение и износ. 1983. Т.4. № 3. С. 476 — 482.
  18. , Ю. С. Измерение поглощения ультразвуковых волн в жидкостях на частотах 50МГц-4Мгц / Ю. С. Манучаров, И. Г. Михайлов // Акустический журнал. Вып.2. 1974. Т. 90. С. 286 — 296.
  19. , В. А. Стабильность масел в динамических условиях и эффект последствия / В. А. Михеев, Е. М. Никоноров //В кн.: Улучшение качества смазочных масел и присадок. Труды ВНИИ НП. Вып. XIV. М.: Химия. 1976. С. 186 — 192.
  20. , Г. П. Физикохимия трения (применительно к избирательному переносу и водородному износу) / Г. П. Шпеньков. Минск: Изд-во БГУ, 1978.-208 с.
  21. , И. В. Экспериментальные исследования эффекта пленочного голодания / И. В. Крагельский, Н. М. Алексеев, и др. // Трение и износ. -1982. №З.Т.З.С.485−489.
  22. , И. А. Оценка процесса изнашивания деталей по электрической проводимости пары трения / И. А. Кравец, Н. Н. Кривенко // В кн.: Проблемы трения и изнашивания. Научно-технический сборник. Вып. № 17. Киев: Техника. 1980. С. 28−31.
  23. А. с. 796 732 СССР. Способ автоматического контроля технического состояния двигателя / В. И. Ямпольский, С. В. Блохин. 1981, Бюл. № 2.
  24. А. с. 172 528 СССР. Способ непрерывного контроля работы пар трения, разделенных слоем проводящей электрический ток смазки / Б. И. Костецкий, Б. М. Барбалот. 1965, Бюл. № 16.
  25. А. с. 578 594 СССР. Способ контроля интенсивности износа пар трения / Н. Н. Теркель, И. И. Карасик и др. 1977, Бюл. № 40.
  26. А. с. 556 370 СССР. Способ исследования трения / А. С. Шампур, В. А. Федоруев. 1977, Бюл. № 16.
  27. , В. С. Трение и износ стали ШХ-15 в вводно-органическом растворе / В. С. Кропачев, М. А. Толстая, И. А. Буяновский и др., // Трение и износ. 1982. Т. 3. № 5. С. 897 — 902.
  28. , Н. К. К определению температурной стойкости граничных слоев / Н. К. Мышкин, В. В. Кончиц // Трение и износ. 1981. Т. 11. № 4. С. 725 -728.
  29. , М. И. Экономное и рациональное использование смазочных материалов / М. И. Трейгер. ЛДНТИ, 1982. — 280 с.
  30. , Б. И. Разработка комплексного метода оценки работоспособности дизельных масел: Автореф. дис. канд. техн. наук / Б. И. Ковальский. -Москва, 1985.-24 с.
  31. , Е. Г. Техническая диагностика поршневых газоперекачивающих агрегатов по анализу отработанного масла / Е. Г. Гарзанов, В. А. Ильин и др. // Тение и износ. 1982. Т. 3. № 2. С. 284 — 289.
  32. , А. И. Измерения качества масел и долговечность автомобильных двигателей / А. И. Соколов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1976. -120 с.
  33. , Б. И. Трение, смазка и износ в машинах / Б. И. Костецкий. -Киев: Техника, 1970. 396 с.
  34. , Р. М. Температурная стойкость граничных смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов / Р. М. Матвеевский. М.: Наука, 1971. — 227 с.
  35. , Р. М. Противозадирная стойкость смазочных средств при трении в режиме граничной смазки / Р. М. Матвеевский, И. А. Буяновский, О. В. Лазовская. -М.: Наука, 1978. 192 с.
  36. , Р. М. Исследование износостойкости пар трения, применяемых в приводах автомобильных стартеров / Р. М. Матвеевский, Г. А. Иоффе, И. А. Буяновский // Вестник машиностроения. 1975. № 4. С. 22 — 25.
  37. , Ф. Трение и смазка твердых тел / Ф. Бауден, Д. Тейбор. М.: Машиностроение. — 1968.
  38. , И. В. Трение и износ / И. В. Крагельский. М.: Машиностроение. — 1968. С. 480.
  39. , А. В. Теоретико-экспериментальная оценка деформационной составляющей коэффициента трения / А. В. Морозов, Ю. Ю. Маховская // Трение и износ 2007 (28), № 4. С. 335 — 343.
  40. , П. А. Механика пластической деформации и разрушения поверхностно-упрочненных твердых тел в условиях трения / П. А. Витязь, В. Е. Панин, А. В. Белый, А. В. Колубаев // Физическая мезомеханика. 2002 (5), № 1. С. 15−28.
  41. , А. В. Эволюция структуры поверхностного слоя металлов в условиях трения скольжения / А. В. Колубаев, С. Ю. Тарасов, О. В. Сизова, Е. А. Колубаев, Ю. Ф. Иванов // Трение и износ. 2007 (28), № 6. С. 582 — 590.
  42. , В. Е. Износ в парах трения как задача физической мезомехани-ки / В. Е. Панин, А. В. Колубаев, А. И. Слосман, С. Ю. Тарасов и др. // Физическая мезомеханика. 2000 (3), № 1. С. 67 — 74.
  43. , В. Е. Основы физической мезомеханики / В. Е. Панин // Физическая мезомеханика. 1998 (1), № 1. С. 5 — 22.
  44. , В. Е. Физическая мезомеханика поверхностных слоев твердых тел / В. Е. Панин // Физическая мезомеханика. 1999 (2), № 6. С. 5 — 23.
  45. , В. Е. Физические принципы мезомеханики поверхностных слоев и внутренних границ раздела в деформируемом твердом теле / В. Е. Панин, В. М. Фомин, В. М. Титов // Физическая мезомеханика. 2003 (6), № 2. С. 5 — 14.
  46. , А. В. Формирование субструктуры поверхностного слоя при трении / А. В. Колубаев, В. JI. Попов, С. Ю. Тарасов // Изв. вузов. Физика. 1997 (40), № 2. С. 89−95.
  47. , В. JI. Анализ механизмов формирования поверхностных слоев при трении // Трение и износ. 1997 (18), № 6. С. 818 — 826.
  48. , А. С. Молекулярная физика граничного трения. Гос. изд. физ.-матем. лит., 1963.
  49. Физическая энциклопедия под. ред. А. М. Прохорова. Т. 3. Москва, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 1992.
  50. , А. И., Фазовые равновесия и поверхностные явления. JL, 1967.
  51. А. Физическая химия поверхностей, пер. с англ., М., 1979.
  52. , Б. В., Чураев, Н. В., Муллер, В. М., Поверхностные силы. М., 1985.
  53. , Дж., Уидом Б., Молекулярная теория капиллярности, пер. с англ., М., 1986.
  54. Новое в исследовании поверхности твёрдого тела, под ред. Т. Джайяде-вайя, Р. Ванселова, пер. с англ., в. 1 2, М., 1977.
  55. , JT. А. и др., Субмонослойные пленки на поверхности металлов, «УФН», 1977. Т. 122, с. 125.
  56. Методы анализа поверхностей, под ред. А. Зандерны, пер. с англ., М., 1979.
  57. Электронная и ионная спектроскопия твердых тел, под ред. JI. Фирмэн-са, пер. с англ., М., 1981.
  58. , Б. А., Снитко О. В., Физические свойства атомарно-чистой поверхности полупроводников. К., 1983.
  59. , Э., Физика поверхности, пер. с англ., М., 1990.
  60. Основы трибологии (трение, износ, смазка): учебник для технических вузов. 2-е изд. перераб. и доп. / А. В. Чичинадзе, Э. Д. Браун, Н. А. Буше и др.- под общ. ред. А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 2001. — 664 е., ил.
  61. , В. Н., Сорокин, Г. М. Износостойкость сталей и сплавов: учебное пособие для вузов. М.: Нефть и газ, 1994. — 417 е.: ил. 246.
  62. , В. Я. Долговечность деталей машин с композиционными материалами. Львов: Виша шк., 1984. 179 с.
  63. А. с. 851 111 СССР. Фотометрический анализатор жидкостей. / Б. И. Ковальский, Г. М. Сорокин, Н. А. Яворский. 1981, Бюл. № 28.
  64. , А. П. Высокотемпературные твердые смазочные вещества / А. П. Семенов // Трение и износ. Т. 28, № 5, 2007. С. 525 538.
  65. , Г. В. Опыт исследования противозадирных свойств углеродистых смазочных сред / В кн. «Методы оценки противозадирных и противоизносных свойств смазочных материалов» //Г. В. Виноградов. М.: Наука. — 1969. С.3−11.
  66. В. Г. Исследование термостойкости минеральных моторных масел. Часть 1 / В. Г. Шрам, Б. И. Ковальский, О. Н. Петров, Ю. Н. Безбородов, А. Н. Сокольников // Вестник Казанского технологического университета. -2012.-Т. 15.-№ 13.-с. 143−147.
  67. , Г. И. Адсорбция и смазочная способность масел / Г. И. Фукс // Трение и износ. 1983 (4), № 3. С. 398 — 414.
  68. , А. С. Молекулярная физика граничного трения / А. С. Ахма-тов. М.: Физматлит. — 1963.
  69. , Б. Д. Физико-химические основы смачивания и растекания / Б. Д. Сумм, Ю. В. Горюнов. М.: Химия. — 1976.
  70. , А. Д. Адгезия жидкости и смачивание / А. Д. Зимон. М.: Химия. — 1974.
  71. , Б. В. Двух- и трехмерные аспекты поверхностных явлений / Б. В. Дерябин // В кн. «Исследования в области поверхностных сил». М.: Наука. — 1964. С. 3 — 10.
  72. , В. В. Смазочные свойства органических отложений на поверхности трения при повышенной температуре / В. В. Кончиц, С. В. Коротневич, С. Д. Саутин // Трение и износ. 2002, № 2. С. 170 — 175.
  73. Studt P. Boundary Lubrication: adsorption of oil additives on steel and ceramic surfaces and its influence on friction and wear // Tribology Int. 1989 (22), № 2. P. Ill — 119.
  74. , И. С. Самоорганизация вторичных структур при трении / И. С. Гершман, Н. А. Буше, А. Е. Миронов, В. А, Никифоров // Трение и износ. -2003 (24), № 3. С. 329−334.
  75. , И. С. Реализация диссипативной самоорганизации поверхностей трения в трибосистемах / И. С. Гершман, Н. А. Буше // Трение и износ. -1995 (16), № 1. С. 61−70.
  76. , А. С. Молекулярные механизмы самоорганизации при трении / А. С. Кужаров, С. Б. Булгаревич, А. А. Кужаров, А. Кравчик // Трение и износ. -2002 (23), № 6. С. 645−651.
  77. В. Г. Исследование влияния продуктов температурной деструкции на противоизносные свойства синтетических моторных масел / В. Г. Шрам, Б. И. Ковальский, О. Н. Петров // Вестник КрасГАУ. Краасноярск. № 1 (76). 2013. С102−107.
  78. В. Г. Исследование влияния продуктов температурной деструкции на проивоизносные свойства гидравлического масла ШЛМ0 / В. Г. Шрам,
  79. Б. И. Ковальский, О. Н. Петров, Ю. Н. Безбородов, А. А. Игнатьев // Вестник Казанского технологического университета. 2012. — Т. 15. — № 13. — с. 137−140.
  80. , И. А. Граничная смазка: Этапы развития трибологии / И. А. Буяновский, И. Г. Фукс, Т. Н. Шабалина. М.: Нефть и газ, 2002.
  81. , И. А. К применению кинетического подхода для описания процесса граничной смазки / И. А. Буяновский // Трение и износ. 2003. Т.24, № 3. С. 313−321.
  82. Труды Второй всесоюзной конференции по трению и износу в машинах, т. III. Доклады, Изд. АН СССР, 1949.
  83. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справочник / И. Г. Анисимов, К. М. Бадышева, С. А. Бнатов и др.- Под ред. В. М. Школьникова. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Издательский центр «Техинформ», 1999. — 596 е.: ил.
  84. В. Г. Исследования пятен износа моторных масел различных базовых основ / В. Г. Шрам, Б. И. Ковальский, О. Н. Петров, Е. Г. Кравцова // Вестник Иркутского государственного технического университета. Иркутск. № 3 (74). 2013. С. 92−95.
  85. , Н. К. Трибология в работах В. А Белого / Н. К. Мышкин, М. И. Петрокобец, Ю. М. Плескачевский и др. // Трение и износ. 2002. Т.23. № 3. С. 230−235.
Заполнить форму текущей работой