Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исправительно-трудовая политика Советского Государства в послевоенный период (1945-1970 гг.): содержание и организационно-правовые основы реализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После окончания Великой Отечественной войны государство от чрезвычайных методов управления перешло к методам мирного времени. Это означало определенное смягчение карательной политики. Однако тенденция усиления внутренних репрессий, начатая с конца 1920;х гг., продолжалась до смерти Сталина в 1953 г. В рамках исправительно-трудовой политики это выражалось, в частности, в издании законов… Читать ещё >

Содержание

  • РЕАЛИЗАЦИИ Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.01 (теория и история права и государства- история учений о праве и государстве)
  • Научный руководитель: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор Рассказов Л. П
  • Краснодар
  • Глава 1. Советская исправительно-трудовая политика в послевоенный период в контексте общегосударственной внутренней политики
    • 1. Основные направления развития института наказания в виде лишения свободы и методы партийно-государственного управления исправительно-трудовой системой
    • 2. ГУЛАГ как политико-правовое явление в советском обществе и его особенности в послевоенный период
  • Глава 2. Правовое обеспечение исправительно-трудовой политики и структура мест лишения свободы
    • 1. Развитие уголовного и исправительно-трудового законодательства
    • 2. Структурирование и организация деятельности исправительно-трудовой системы
  • Глава 3. Нормативно-правовое регулирование ведущих направлений деятельности пенитенциарных учреждений и практика их исполнения
    • 1. Обеспечение режима содержания в исправительно-трудовых учреждениях
    • 2. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы
    • 3. Организация исправительно-воспитательного процесса

Исправительно-трудовая политика Советского Государства в послевоенный период (1945-1970 гг.): содержание и организационно-правовые основы реализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Уголовно-исполнительная политика современного российского государства характеризуется существенными противоречиями, связанными, прежде всего, с тем, что при формировании этой политики в начале 1990;х гг. на основе передовых достижений западных стран не были учтены возможности государства по ее реализации. В результате, например, до сих пор не исполняются такие виды уголовного наказания, как арест, обязательные работы, назначение и исполнение которых регулируется соответственно УК РФ 1996 г. и УИК РФ 1997 г., хотя со времени принятия этих кодексов прошло уже больше семи лет. Имеются большие сложности с исполнением наказания в виде исправительных работ, учитывая имеющуюся в России безработицу. Немало трудностей связано с институтом наказания в виде лишения свободы — в многочисленных исправительных учреждениях нашей страны отбывают наказание огромное количество людей (около 750 тысяч человек), причем по этому показателю Россия занимает первое место в мире. При этом исправительные учреждения испытывают острейший дефицит финансирования — там с большим трудом поддерживается жилищно-бытовая и производственная инфраструктура. Указанные трудности в определенной степени были предопределены тем, что современные российские законодатели и правоприменители слабо учитывают опыт (как негативный, так и положительный) предшествующего развития уголовно-исполнительной политики. Речь идет, прежде всего, о послевоенном периоде советского государства (1945;1970 гг.). Именно в этот период была создана материально-техническая база ныне функционирующих исправительных учреждений, определена структура этих заведений, обозначены основные направления воспитательной работы с осужденными, в том числе с участием общественных организаций. Однако многие положительные составляющие уголовно-исполнительной политики были неоправданно отвергнуты. Равным образом необходимо учитывать и негативный опыт уголовно-исполнительной политики советского периода, чтобы не повторять ранее допущенных ошибок. В этом смысле советское государство также имело немало фактов. Можно назвать, например, эксплуатацию труда осужденных преступников на сооружении различных масштабных объектов при отсутствии зачастую элементарных бытовых условий, значительное снижение уровня законности в процессе исполнения уголовных наказаний ввиду того, что исполнение многих из них фактически регулировалось не законами, а подзаконными нормативно-правовыми актами. Как представляется, эти явления нуждаются в историко-правовом осмыслении. Нынешний период, когда, с одной стороны, удалось преодолеть многолетний культ директивной, классовой идеологии, а с другой, — уже явно проглядывается спад эйфории от западной концепции прав человека, что также нередко приводило к односторонним оценкам различных явлений общественной жизни (в 1990;е гг. советский период в научной литературе по общественным дисциплинам оценивался неизменно негативно), диктует необходимость анализа этих явлений с более объективных и взвешенных позиций. Между тем, в историко-правовой литературе данная проблематика находит недостаточное отражение. В частности, отсутствует сопоставительный анализ уголовно-исполнительной политики советского государства на различных этапах ее развития, на каждом из которых уголовно-исполнительная политика имела свои особенности, в том числе это касается послевоенного периода — уголовно-исполнительная политика СССР в это время наименее исследована в историко-правовой литературе. Не менее важно также проследить реализацию исправительно-трудовой политики на местах — в данной работе этот вопрос изучен на материалах Краснодарского края. Вышеуказанные обстоятельства обусловили выбор темы исследования.

Хронологические рамки исследования. Предлагаемое диссертационное исследование охватывает период 1945 — 1970;е гг. Эти временные рамки разделены, в свою очередь, на два этапа. Первый этап охватывает время до смерти Сталина, то есть, 1945;1953 гг., и характеризуется тем, что исправительно-трудовая политика по существу была продолжением того направления, которое сложилось до Великой Отечественной войны. Характерной чертой такой политики было выделение «политических» преступников, создание специально для этой категории особых лагерей в 1948 г., что отражало курс советской власти на усиление мер в связи с тезисом об обострении классовой борьбы. После смерти Сталина наступает следующий этап развития советской исправительно-трудовой политики (1953;1970 гг.) — происходит восстановление законности в масштабе всей страны, в том числе это коснулось и исправительно-трудовой политики, сфера исполнения наказаний становится объектом повышенного внимания руководства партии и страны, обозначаются новые акценты этой политики, связанные, прежде всего, с усилением воспитательной задачи уголовно-исполнительных органов. Наконец, в 1960;е гг. происходит окончательно закрепление советской исправительно-трудовой политики в новом законодательстве — сначала в УК РСФСР 1961 г. и затем в ИТК РСФСР 1970 г., причем основы этой исправительно-трудовой политики останутся неизменными до распада СССР в 1991 г., а по многим параметрам они действуют и в настоящее время.

Степень разработанности темы.

Проблемы, связанные с развитием исправительно-трудовой политики советского государства, рассматривались в работах различных авторов разных периодов. Речь идет, в первую очередь, о трудах таких из них, как М. Н. Гернет, М. Д. Шаргородский, С. В. Познышев, А. А. Герцензон, А.А. Пионт-ковский, И. И. Карпец, A.JT. Ременсон, Б. С. Утевский, Е. Г. Ширвиндт, Н. А. Стручков и др. Однако характер освещения исследуемой проблематики в советский период в решающей степени предопределялся партийно-идеологическими установками, и, следовательно, он неизбежно был однобоким. В частности, вплоть до конца 1950;х гг. отсутствовала какая-либо критика советской исправительно-трудовой политики, а ГУЛАГ в период своего функционирования всячески восхвалялся советской властью. В последние годы вопросы, связанные с политикой государства в области исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, нашли отражение в научных работах А. И. Зубкова, М. Г. Деткова, С. И. Дементьева, С. И. Кузьмина, В. М. Кириллова, А. С. Смыкалина, Ю. Ф. Соцкого, Н. С. Морозова, А. Г. Лисина, Н. И. Петренко, Е. И. Яковлева, Л. П. Рассказова, И. В. Упорова, В.И. Полубин-ского, П. Г. Пономарева и др. Во многих из них использованы ранее закрытые источники, и в связи с этим по-новому освещается такое сложное и драматическое явление в истории нашей страны, каковым был ГУЛАГ. И это вполне оправданно, учитывая все особенности тех лет. Вместе с тем при освещении исправительно-трудовой политики рассматриваемого периода все же преобладают негативные оценки, то есть, наблюдается та же однобокость, но уже с другой стороны, что не всегда оправданно, поскольку в организации и правовом регулировании деятельности исправительно-трудовых учреждений в послевоенный период (до 1970 г.) имелись и положительные моменты. Одна из причин такого положения заключается в том, что рассматриваемый период развития исправительно-трудовой политики в 1945;1970 гг. еще не стал предметом специального монографического историко-правового исследования. Отдельные аспекты, безусловно, затрагивались в работах указанных выше и других авторов. Однако в поле зрения исследователей не включались такие вопросы, как диалектика законодательного регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы, структурная организация мест лишения свободы, кадровые проблемы, взаимосвязь общей внутренней политики советского государства и условий отбывания в исправительно-трудовых учреждениях и т. д. Особенно «пробельным» является период 1945;1953 г. Так, в одном из ведущих учебников по исправительно-трудовому праву, изданному в 1977 г., указанный промежуток истории исправительно-трудовой политики вообще никак не раскрывается1. Данная работа в определенной степени восполняет этот и другие пробелы. В таком аспекте данная проблематика еще не исследовалась.

1 Советское исправительно-трудовое право / Под ред. Н. А. Стручкова. М.: Юридическая литература, 1977.

Объектом диссертационного исследования является процесс становления и развития исправительно-трудовой политики советского государства в 1945;1970 гг. в ее преломлении применительно к Краснодарскому краю.

Предмет исследования составляют нормы уголовного, исправительно-трудового и иных отраслей законодательства, ведомственные и другие подзаконные правовые акты, регулирующие исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, соответствующие решения государственных органов, а также фактическое положение дел с исполнением уголовных наказаний в местах лишения свободы.

Цель и задачи исследования

.

Основная цель диссертационного исследования заключается в комплексном анализе процесса становления и развития в советском государстве исправительно-трудовой политики в 1945;1970 гг., законодательства, регулирующего деятельность ИТУ, выявлении наиболее важных закономерностей и формулировании на основании полученных выводов предложений и рекомендаций по совершенствованию уголовно-исполнительного дела в современный период.

Для реализации этой цели поставлены следующие исследовательские задачи:

1) охарактеризовать основные направления развития института наказания в виде лишения свободы и методы партийно-государственного управления исправительно-трудовой системой;

2) показать ГУЛАГ как политико-правовое явление в советском обществе и его особенности в послевоенный период;

3) охарактеризовать развитие уголовного и исправительно-трудового законодательства в рассматриваемый период;

4) проанализировать структурирование и организацию деятельности исправительно-трудовой системы;

5) раскрыть вопросы обеспечения режима содержания в исправительно-трудовых учреждениях;

6) исследовать процесс восстановления законности в деятельности правоохранительных органов и корректировки советской исправительно-трудовой политики после 1953 г.;

7) проанализировать развитие советской исправительно-трудовой политики в 1960;е гг. и ее закрепление в новом уголовном и исправительно-трудовом законодательстве;

8) разработать предложения по использованию положительного опыта советской уголовно-исполнительной политики;

9) изучить вопросы привлечения к труду осужденных к лишению свободы, организации исправительно-воспитательного процесса в ИТУ в период 1945;1970 гг.

Методологической основой решения поставленных задач стали методы материалистической диалектики, историзма и системности научного анализа, являющиеся общепринятыми в историко-правовом исследовании.

Характер диссертационного исследования обусловил также применение таких методов, как статистический, сравнительно-правовой, анализа и синтеза и др. Нормативно-правовой базой диссертационного исследования послужили законы и другие правовые акты, которые регламентировали введение и реализацию различных видов уголовного наказания в советский период, в числе которых УК РСФСР 1960 гг., НТК РСФСР 1933 и 1970 гг. и др. Диссертант обращался к архивам и статистическим данным с целью дополнения исследования фактологическим материалом. Значительный объем ис-торико-правового материала был извлечен из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Специального архивного фонда ИЦ ГУВД Краснодарского края (САФ ИЦ ГУВД КК), Архива Главного управления исполнения наказания Минюста по Краснодарскому краю (Архив ГУИН Минюста КК), Центра документации новейшей истории Краснодарского края (ЦЦНИКК). Использовалась также публицистическая литература, в которой содержались сведения об исполнении наказаний, в том числе работы А. И. Солженицына, О. В. Еланцевой, Р. Конквеста и др.

Научная новизна исследования определяется как выбором темы, так и подходом к ее освещению. Впервые осуществлено монографическое комплексное историко-правовое исследование развития советской исправительно-трудовой политики в послевоенный период (1945;1970 гг.). Ранее отдельные вопросы этой проблематики находили отражение в исторической и правовой литературе, однако, до сих пор они не исследовались в цельном виде. В работе раскрыты вопросы структурного развития ИТЛ и ИТК, показано значение созданной материально-технической базы исправительно-трудовой системы в послевоенный период для дальнейшего развития исправительно-трудовой политикивыявлены причины и особенности гуманизации исправительно-трудовой политики в 1950;е гг.- показан процесс формализации принципов и условия исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в ИТУ во второй половине 1950;х — 1960;х гг. Автором проанализирован ряд правовых актов, регулирующих исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, которые еще не были предметом научного исследования с точки зрения выявления закономерностей развития советской исправительно-трудовой политики. В научный оборот был введен ряд архивных материалов, позволяющих с более объективных позиций оценить чрезвычайно противоречивый период развития ИТУ в послевоенный период.

В результате проведенного исследования разработаны следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. Советская исправительно-трудовая политика в период 1945;1970 гг. претерпела качественные изменения, связанные с постепенным отходом от классового признака при определении меры наказания и условий отбывания в местах лишения свободы в отношении осужденных за государственные преступления. С конца 1950;х гг. в соответствующих правовых актах уже не г упоминания об особенностях режима содержания для «политических» осужденных и наблюдается тенденция определенной либерализации карательной политики. Исправительно-трудовая система стала более открытой для общества. Труд заключенных стал в меньшей степени эксплуатироваться для решения государственных экономических задач. Четко поставлена задача о перевоспитании заключенных. Восстановлен институт условно-досрочного освобождения.

2. Законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы, в рассматриваемый период развивалось противоречиво. Определенное время после войны действовали УК РСФСР 1926 г. (до 1960 г.) и ИТК РСФСР 1933 г. (до 1970 г.). Однако если уголовное законодательство в части регулирования института наказания в виде лишения свободы в своей основе сохранялось, то исправительно-трудовые нормы значительно изменились. В немалой степени такое положение сложилось в связи с тем, что исправительно-трудовая система оказалась в ведении НКВД, в котором был взят курс на создание ведомственных нормативно-правовых актов, которые фактически по многим позициям имели большую юридическую силу (например, инструкции о содержании заключенных в местах лишения свободы 1939 и 1951 гг.). После смерти Сталина результатом повышенного внимания к вопросам законности и последовательного развития законодательства стало появление новых фундаментальных законов уголовно-правового цикла — УК РСФСР 1960 г. и ИТК РСФСР 1970 г., в которых осужденные к лишению свободы получали определенные законодательные гарантии.

3. В послевоенный период структура ГУЛАГа, определенная еще в предвоенный период, была подвержена кардинальным изменениям дважды. Сначала в 1948 г. были образованы особые лагеря для содержания в них политических преступников. Создание таких лагерей свидетельствовало о новой волне политических репрессий, которые были некоторым образом приглушены во время военных действий. Вместе с тем эта волна сравнительно быстро затихла — после смерти Сталина в 1953 г. число политических заключенных резко уменьшается, а еще через пять лет особые лагеря ликвидируются. Второй раз структура исправительно-трудовой системы менялась в 1958 г., когда было установлено, что основным учреждением для отбывания наказания в виде лишения свободы являются исправительно-трудовые колонии (ИТК). Кроме того, предусматривалось отбывание наказания в тюрьмах. Эта структура была подкорректирована в 1961 г. с определением исправительно-трудовых колоний общего, усиленного, строгого и особого режима, а также тюрем как основных видов исправительно-трудовых учреждений. В 1963 г. появляется еще один вид ИТУ — колония-поселение, что отражает взятый курс советского государства на исправление и перевоспитание осужденных как главной задачи исправительно-трудовых учреждений.

4. В 1960;е гг. окончательно сложилась исправительно-трудовая политика советского государства, которая не менялась до распада СССР в 1991 г., — она приобрела четкое и ясное содержание, освободилась от той противоречивости, которая имела место во все предшествовавшие периоды истории СССР (РСФСР), была закреплена в таких основополагающих законах, как УК РСФСР 1960 г. и ИТК РСФСР 1970 г.

5. Исправительно-трудовая политика советского государства послевоенного периода накопила значительный опыт в пенитенциарной сфере, многие аспекты которого не потеряли своей актуальности и в настоящее время. В частности, заслуживают внимания опыт организации в местах лишения свободы общеобразовательного и профессионального обучения, организация работы самодеятельных организаций и др. В нормативных правовых актах советского государства послевоенного периода содержались нормы, которые могут быть использованы российским законодателем и в настоящее время. Одновременно необходимо извлекать уроки из негативного опыта. В этом отношении следует назвать, прежде всего, недопустимость отсутствия контроля со стороны общественности за органами, исполняющими наказания, необходимость действенных гарантий конституционных прав человека.

6. Сразу после окончания войны в деятельности советских ИТУ еще проявляется приоритет задачи режима, связанного с изоляцией политических преступников с целью недопущения совершения ими преступлений против советской власти. Однако после смерти Сталина ситуация меняется и режим в местах лишения свободы смягчается. Вместе с тем смягчение режима содержания способствовало увеличению числа правонарушений в исправительно-трудовых учреждениях. Определенная стабилизация режима совершилась после упорядочения структуры исправительно-трудовой системы, которое произошло в начале 1960;х гг. после окончательного утверждения исправительно-трудовых колоний как основного вида исправительно-трудовых учреждений, предназначенных для исполнения наказания в виде лишения свободы.

7. При исследованиях, посвященных ГУЛАГу, в последние годы неоправданно преобладают политические оценки. Упускается из виду то обстоятельство, что в местах лишения свободы содержались в большинстве своем «обычные» преступники (грабители, убийцы, мошенники и т. д.). Те недостатки, нарушения прав человека, которые действительно имели место в ИТУ, относятся, прежде всего, к заключенным, осужденным за государственные преступления и привлекаемым к строительству крупных объектов в необжитых районах, во временных, наспех построенных лагерях, как правило, в местностях с суровым климатом. Остальные же заключенные, которых было большинство, отбывали наказания в стационарных НТК, и там многие изъяны проявлялись в гораздо меньшей степени. Однако такой дифференциации осужденных в период ГУЛАГа и соответствующих условий их содержания в публикациях не проводится.

8. Исправление и перевоспитание осужденных в послевоенный период на самых разных уровнях, включая самый высокий, то есть, на уровне Постановления Совмина СССР — ЦК КПСС — неизменно провозглашалась как основная задача исправительно-трудовых учреждений. Она должна была решаться на основе вовлечения осужденных в общественно-полезный труд, в воспитании заключенных в духе точного и неуклонного исполнения советских законов и уважении к правилам социалистического общежития, в честном и бережном отношении к государственному и общественному имуществу и строгом соблюдении дисциплины труда. Такой подход государства свидетельствует о закреплении тенденции, направленной на приоритет воспитательной функции ИТУ. Однако в практике ИТУ имелось много недостатков в организации исправительного процесса среди осужденных, которые вытекали из двух основных причин — сильного влияния производственного фактора, когда за выпуск валовой продукции руководителей ИТУ спрашивали строже, чем за состояние ПВР, и недостатка квалифицированных кадров.

Теоретическое значение исследования.

Научные выводы, сделанные в диссертации, ориентируют на разработку и принятие российским законодателем и государственными органами правовых актов и решений, которые обеспечивают преемственность положительных аспектов развития исправительно-трудовой политики советского периода. Теоретические положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут представить определенный научный интерес в изучении истории развития уголовно-исполнительных учреждений в нашей стране.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что собранный и обобщенный историко-правовой материал может быть использован в учебном процессе при изучении историко-правовых дисциплин, а также соответствующих разделов ряда других правовых дисциплин (истории государства и права России, уголовно-исполнительного права и др.). Он представит также интерес для законодателя при формировании и реализации уголовно-исполнительной политики России на современном этапе.

Апробация результатов исследования получила выражение в опубликованном автором ряде статей научного характера общим объемом 3,1 печатных листов. Выводы и предложения доводились диссертантом до сведения научной общественности и практических работников на международных и всероссийских конференциях и семинарах по проблемам истории права, уголовного, уголовно-исполнительного права в Москве, Краснодаре, Рязани, Уфе, Ростове-на-Дону, а также на межкафедральных и региональных семинарах вузовских ученых и практических работников (2000;2004 гг.). Результаты диссертационного исследования используются при проведении лекций, семинарских занятий в Краснодарском филиале Владимирского юридического института ФСИН России и других вузах. Положения диссертационного исследования использовались при подготовке рабочих программ по ряду тем в учебных курсах по истории отечественного государства и права, уголовно-исполнительному праву.

Структура диссертации определена характером и объемом научного исследования и включает в себя введение, три главы, объединяющие семь параграфов, заключение и список использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.

После окончания Великой Отечественной войны государство от чрезвычайных методов управления перешло к методам мирного времени. Это означало определенное смягчение карательной политики. Однако тенденция усиления внутренних репрессий, начатая с конца 1920;х гг., продолжалась до смерти Сталина в 1953 г. В рамках исправительно-трудовой политики это выражалось, в частности, в издании законов, усиливающих наказание, создании особых лагерей с наиболее жестким режимом содержания заключенных. Существенные изменения в развитии исправительно-трудовых учреждений стали происходить после 1953 г., когда был взят курс на восстановление законности и осуждение культа личности. Исправительно-трудовая система стала более открытой для общества, усилился контроль за деятельностью исправительно-трудовых учреждений, как со стороны государственных органов (прокуратуры), так и представителей общественности (наблюдательные комиссии). В 1960;е гг. исправительно-трудовая политика советского государства приобрела четкое и ясное содержание, освободилась от той противоречивости, которая имела место во все предшествовавшие периоды, была закреплена в таких основополагающих законах, как УК РСФСР 1960 г. и ИТК РСФСР 1970 г. В частности, новым уголовным законом уже не предусматривалась возможность применения аналогии, отсутствовал классовый признак, максимальный срок лишения свободы был сокращен с 25 до 15 лет. В санкциях нового УК РСФСР больше стало таких видов наказаний, как исправительные работы без лишения свободы, штраф. В исправительно-трудовом законе было определено правовое положение осужденных, усилены гарантии их обеспечения, больше внимания стало уделяться воспитательной работе с осужденными. В трудовом использовании осужденных акцент стал делаться на развитие собственной производственной базы. Политико-идеологической основой исправительно-трудовой политики стало положение Программы КПСС о том, что каждый выбившийся из трудовой колеи человек может вернуться к честной трудовой деятельности.

Вместе с тем исправительно-трудовая система не до конца освободилась от недостатков, в частности, по-прежнему, хотя и в более мягкой форме, акцент в деятельности исправительно-трудовых учреждений делался не на воспитательной работе, как требовали многие соответствующие документы, а на использовании осужденных в качестве дешевой рабочей силы на строительстве и эксплуатации промышленных предприятий. В этой связи при оценке ГУЛАГа как политико-правового явления необходимо учитывать и то обстоятельство, что развитие системы исполнения наказания непосредственно связано с общим социально-экономическим развитием страны рассматриваемого периода. А оно, начиная с 1920;х гг., неизменно характеризовалось возвышением и подчеркиванием роли труда в жизни всего общества и отдельного человека. Достаточно указать на массовый трудовой энтузиазм «строителей коммунизма», трудовой героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны, первостепенное значение трудовых пятилеток, когда деятельность в любой республике, области, городе, трудовом коллективе оценивалась, прежде всего, по «кубам», «тоннам», «метрам» и т. д. Можно сказать, что государство по-своему эксплуатировало труд всего работающего населения, и на этом фоне эксплуатация труда заключенных уже не выглядела как нечто из ряда вон выходящее.

Кроме того, в оценках ГУЛАГа нельзя упускать из виду бытовых условий и социально-психологического настроения большей части населения СССР того времени. Труд по Конституции СССР был тогда обязателен, был «делом долга и чести» для всех трудоспособных граждан, а не только для заключенных, и за ведение паразитического образа жизни была установлена уголовная ответственность, а в предвоенный и военный периоды работникам, как отмечалось выше, запрещалось вообще увольняться с предприятия, на котором они работали, то есть «свободные» граждане находились, по сути дела, в условиях несвободы. Бытовые условия значительной части населения также нельзя назвать комфортными. Таким образом, ГУЛАГ на фоне указанных обстоятельств в сопоставлении с ними уже не кажется неким чудовищем, левиафаном. Не случайно самую жесткую критику ГУЛАГу дают именно представители интеллигенции, люди с обостренным чувством к унижению человеческого достоинства. Обратим внимание и на то обстоятельство, что в зарубежной исторической литературе наблюдаются определенные переоценки сталинизма, что в контексте нашей проблематики представляется весьма симптоматичным411. Нельзя забывать также о том, что ГУЛАГ — это не только и не столько политическое явление, сколько государственно-необходимое. Большинство обитателей лагерей и тюрем были все же обычные преступники — убийцы, воры, грабители, насильники, мошенники и т. д.

В этом смысле ГУЛАГ представлял собой обычную систему мест лишения свободы, которая имеется в любом государстве. Другое дело, что по своим масштабам политизации этой сферы числу невинных жертв, оказавшихся в лагерях, немалая часть которых еще жива, он вышел за рамки «обычности» и стал предметом широкого общественного обсуждения, что вполне справедливо с точки зрения общественных нравственных устоев. Не менее важно еще заметить, что ГУЛАГ ни разу не был упомянут в докладе Хрущева на XX съезде КПСС, и одно это обстоятельство не позволяет давать ГУЛАГу только отрицательную оценку. После ликвидации ИТЛ в 1958 г. сошла исчезла аббревиатура ГУЛАГ. А еще некоторое время спустя, с принятием Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г., ГУЛАГ как политико-правовое явление в советском обществе перестает существовать. Нужно также еще иметь в виду то важное обстоятельство, что негативные оценки ГУЛАГу касались в большинстве случаев исправительно-трудовых лагерей, оборудованных временно для возведения «великих строек» и расположенных в суровых климатических.

411 См., например: Павлова И. В. Современные западные историки о сталинской России 30-х годов (критика «ревизионистского» подхода) // Отечественная история. 1998. № 5. С. 107−121. условиях. Однако больше половины заключенных отбывали наказания не в лагерях, а в исправительно-трудовых колониях постоянного дислоцирования (так, в 1947 г. лагерях находилось 183 500 человек, в колониях 984 979 человек412), а там условия содержания были значительно лучше, и многие недостатки ГУЛАГа, о которых шла речь выше, в колониях не имели места вообще, либо их масштаб был значительно меньшим.

Законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы, в рассматриваемый период развивалось противоречиво. Определенное время после войны действовали УК РСФСР 1926 г. (до 1960 г.) и ИТК РСФСР 1933 г. (до 1970 г.). Однако если уголовное законодательство в части регулирования института наказания в виде лишения свободы в своей основе сохранялось, то исправительно-трудовые нормы претерпевали значительные изменения. В немалой степени такое положение сложилось в связи с тем, что исправительно-трудовая система оказалась в ведении НКВД, в котором был взят курс на создание ведомственных нормативно-правовых актов, которые фактически по многим позициям имели большую юридическую силу (например, инструкции о содержании заключенных в местах лишения свободы 1939 и 1951 гг.). После смерти Сталина результатом повышенного внимания к вопросам законности и последовательного развития законодательства стало появление новых фундаментальных законов уголовно-правового цикла — УК РСФСР 1960 г. и ИТК РСФСР 1970 г., в которых уже не была приоритета классовых интересов, а права осужденных к лишению свободы получали определенные законодательные гарантии.

В послевоенный период структура ГУЛАГа, определенная еще в предвоенный период, претерпевала кардинальные изменения дважды. Сначала в 1948 г. были образованы особые лагеря для содержания в них политических преступников. Создание таких лагерей свидетельствовало о новой волне политических репрессий, которые были некоторым образом приглушены во.

412 ГАРФ. Ф. 9414. On. 1. д. 86. Л. 18−28. время военных действий. Вместе с тем эта волна сравнительно быстро затихла — после смерти Сталина в 1953 г. число политических заключенных резко уменьшается, а еще через пять лет особые лагеря ликвидируются. Второй раз структура исправительно-трудовой системы менялась в 1958 г., когда было определено, что основным учреждением для отбывания наказания в виде лишения свободы является исправительно-трудовая колония (ИТК). Кроме того, предусматривалось отбывание наказания в тюрьмах.

Эта структура была подкорректирована в 1961 г. с определением исправительно-трудовых колоний общего, усиленного, строгого и особого режима, а также тюрем как основных видов исправительно-трудовых учреждений, предназначенных для отбывания наказания в виде лишения свободы. В 1953 г. ГУЛАГ был передан в ведение Минюста СССР, однако, уже через год вновь возвращен в МВД СССР: «гражданское» министерство оказалось тогда неготовым управлять столь сложным архипелагом. В 1963 г. появляется еще один вид ИТУ — колония-поселение, что отражает взятый курс советского государства на исправление и перевоспитание осужденных как главной задачи исправительно-трудовых учреждений. Вместе с тем режиму содержания осужденных в местах лишения свободы государство уделяло не менее пристальное внимание. Соответствующие режимные требования подробно регулировались в различных нормативно-правовых актах.

Сразу после окончания войны еще проявляется приоритет задачи режима, связанного с изоляцией политических преступников с целью недопущения совершения ими преступлений против советской власти, то есть, имеет место классовый признак. Более того, на определенном этапе эта задача стала явно приоритетной, о чем свидетельствует решение о создании в 1948 г. особых ИТЛ для содержания «классовых врагов». Однако после смерти Сталина ситуация меняется, и режим в местах лишения свободы смягчается, а особые лагеря ликвидируются. Вместе с тем смягчение режима содержания способствовало увеличению числа правонарушений в исправительно-трудовых учреждениях. Определенная стабилизация режима произошла поеле упорядочения структуры исправительно-трудовой системы, которое произошло в начале 1960;х гг. после окончательного утверждения исправительно-трудовых колоний как основного вида исправительно-трудовых учреждений, предназначенных для исполнения наказания в виде лишения свободы.

В рассматриваемый период развития исправительно-трудовой системы осужденные к лишению свободы активно привлекались к выполнению народнохозяйственных задач, особенно в первые годы после окончания Великой Отечественной войны, в частности, для сооружения крупнейших объектов по планам очередных пятилеток. Начиная с начала 1950;х гг. ставится задача использовать общественно полезный труд как средство исправления и перевоспитания осужденных, в соответствии с которой в ИТУ интенсивно развивается собственное производство, которое постепенно замещает использование заключенных на строительстве. Тем не менее, производственный фактор в реальности по-прежнему, несмотря на многочисленные директивы, довлел над собственно воспитательной задачей. При этом использование труда осужденных подробно регулировалось в нормативно-правовых актах, в которых условия и оплату трудового процесса можно расценивать в целом как прогрессивные нормы. Вместе с тем в действительности имели место многочисленные отклонения от этих норм. Но исправление и перевоспитание осужденных в послевоенный период на самых разных уровнях, включая самый высокий, то есть, на уровне постановления Совмина СССР-ЦК КПСС, неизменно провозглашались как основная задача исправительно-трудовых учреждений. Она должна была решаться на основе вовлечения осужденных в общественно полезный труд, воспитание заключенных в духе точного и неуклонного исполнения советских законов и уважения к правилам социалистического общежития, честного и бережного отношения к государственному и общественному имуществу и строгого соблюдения дисциплины труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция СССР 1936 г. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права. М., 1990.
  2. Об отмене смертной казни (Указ ПВС СССР 1947 года) // Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1917−1952 гг.). М.: Госюриздат, 1953. С.429−430.
  3. Об усилении охраны личной собственности граждан (Указ ПВС СССР 1947 года) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1947. N 20.
  4. Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества (Указ ПВС СССР 1947 года) // Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1917−1952 гг.). М.: Госюриздат, 1953. С.430−431.
  5. Об усилении уголовной ответственности за изнасилование (Указ ПВС СССР 1949 года) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1949. N1.
  6. О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам (Указ ПВС СССР 1950 года) // Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (19 171 952 гг.). М.: Госюриздат, 1953. С.435
  7. Положение о прокурорском надзоре в СССР (Указ ПВС СССР 1955 года) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. N 2.
  8. Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах (Указ ПВС РСФСР 1961 года) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1961. N37.
  9. Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. М.: Юрид. лит., 1970.
  10. Уголовный кодекс РСФСР с приложением постатейно-систематизированных материалов. М.: Госизюрлит, 1950.
  11. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года // Ведомости Верховного Совета СССР. 1960. N40.
  12. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1970. N 51.
  13. Приказ НКВД СССР № 889 от 2 авг. 1939 г. об объявлении «Временной инструкции о режиме содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях».
  14. Ведомости Верховного Совета СССР. 1947. № 17.
  15. Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. № 9.
  16. Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. № 9.
  17. Ведомости верховного Совета СССР. 1950. № 3.
  18. Ведомости Верховного Совета СССР. 1957. № 24.
  19. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1965. № 40.
  20. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40.
  21. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1961. № 37.
  22. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1963. № 26.
  23. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 13.
  24. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1970. № 51.
  25. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1967. № 15.27.СУ РСФСР. 1918. № 51.28.СУ РСФСР. 1918. № 51.
  26. Ведомости Верховного Совета СССР. 1938. № 11.
  27. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1959. № 27.
  28. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40.
  29. Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. М., 1970.
  30. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1970. № 51.
  31. Правила внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений. М., 1972, 1977, 1986.
  32. ГУЛАГ. 1918−1960. Документы. М., 2002.
  33. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1917−1952 гг.) / Под ред. И. Т. Голякова. М., 1953. С.90−91.
  34. Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву. М., 1959.
  35. Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961.
  36. Программа Российской коммунистической партии (большевиков) // Партия в период иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918−1920 гг.).М., 1962.
  37. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению работы МВД СССР» // Партийная жизнь. 1957. № 4. С. 6465.
  38. Молотов, Маленков, Каганович. 1957. Стенограмма июньского пленума ЦК КПСС и другие документы. М., 1998.1. АРХИВЫ
  39. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
  40. Ф. 9401 НКВД (МВД) СССР. 1938−1959.
  41. Ф. 9414 ГУЛАГ НКВД СССР. 1930−1960.
  42. Российский государственный архив социально-политической истории1. Р ГА С ПИ)44.Ф. 17. ЦК КПСС.
  43. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК)
  44. Ф. Р-687 Краснодарский крайисполком.
  45. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК)
  46. Ф.1 Кубано-Черноморский обком РКП (б).
  47. Ф.8 Кубанский окружной исполнительный комитет.
  48. Ф.9 Черноморский окружной исполнительный комитет.
  49. Ф. 1774-А Краснодарский крайком ВКП (б).
  50. Специальный архивный фонд Информационного центра Главного управления внутренних дел Краснодарского края (САФ ИЦ ГУВД КК)
  51. Директивы Управления НКВД СССР по Краснодарскому краю за 1945 г.
  52. Сборник приказов и директив НКВД СССР по трудовому использованию военнопленных в лагерях НКВД.
  53. Приказы и распоряжения МВД СССР за 1951−1955 гг.
  54. Приказы и распоряжения МВД СССР за 1956−1960 гг.
  55. Приказы и распоряжения МВД РСФСР за 1956−1960 гг.
  56. Приказы УВД Краснодарского края за 1961 г.
  57. Решения коллегии МООП РСФСР за 1964 г. 5 7. Протоколы и решения коллегии УВД Краснодарского крайисполкома за 1969 г.
  58. Директивы МВД СССР за 1971 г.
  59. Протоколы коллегии МВД СССР за 1972 г.
  60. Архив Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции России по Краснодарскому краю.бО.Общее делопроизводство. Акты обследования колоний. 1945.
  61. Протоколы совещаний руководящего состава. 1947.
  62. Протоколы совещаний по финансово-хозяйственной деятельности. 1948 г.
  63. Протоколы совещаний УИТЛК УМВД КК. 1951.
  64. Штатное расписание УИТЛК. 1950.
  65. Протоколы совещаний УИТЛК УМВД по Краснодарскому краю за 1950 г.
  66. Протоколы производственных совещаний ОИТК. 1957 г.
  67. Акты обследования колоний прокурором. 1946.
  68. Протоколы совещаний ОМЗ УООП. 1968 г.
  69. Протоколы совещаний ОИТК. 1963 г.
  70. Протоколы производственных совещаний ОИТК. 1956 г.
  71. МОНОГРАФИИ, СПРАВОЧНИКИ, СБОРНИКИ
  72. XXI съезд КПСС о роли общественности в борьбе с преступными проявлениями и в укреплении социалистического правопорядка (материалы конференции). Свердловск, 1960.
  73. В.М. Традиции и обычаи преступного мира среди осужденных в местах лишения свободы. Уфа, 1993.
  74. З.А. История советского исправительно-трудового права. Рязань, 1975.
  75. А.В. Генезис советского тоталитаризма. Екатеринбург, 1996.
  76. Беломоро-Балтийский канал имени Сталина. История строительства / Под. ред. М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина. М.: Огиз, 1934.
  77. С.В., Самошин П. И. Теоретические проблемы исполнения уголовного наказания. М., 1978.
  78. Вопросы кодификации советского исправительно-трудового права. Материалы теоретической конференции. Саратов, 1961.
  79. С.И. Исправительно-трудовые учреждения. Краснодар, 1980.
  80. М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917—1930 годов. М.: Академия МВД России, 1992.
  81. М.Г. Содержание карательной политики советского государства и ее реализация при исполнении наказания в виде лишения свободыв тридцатые-пятидесятые годы. Домодедово, 1992.
  82. Доклады теоретической конференции, посвященной вопросам советского исправительно-трудового права. Томск, 1959.
  83. Досье на цензуру. Страна и ее заключенные // 1999. № 7−8.
  84. А.Н. Неизвестный ГУЛАГ. Документы и факты. М.: Наука, 1999.
  85. Еженедельник советской юстиции. 1923. № 4.
  86. А.И. Теоретические вопросы правового регулирования труда осужденных в советских исправительно-трудовых учреждениях. Томск, 1974.
  87. Г. М. ГУЛАГ: его строители, обитатели и герои. СПб., 1998.
  88. Исторический архив. 1996. № 4.
  89. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу (1955−1991 гг.) / Отв. ред. Р. Х. Якупов. М., 1997.
  90. М.И. Избранные произведения. T. l М., 1960.
  91. М.И. Избранные произведения. Т.З. М., 1961.
  92. В.М. История репрессий в нижнетагильском регионе Урала. 1920−1950-е годы. 4.1. Нижний Тагил: Изд-во пед. ин-та, 1996.
  93. В.М. История репрессий в нижнетагильском регионе Урала. 1920−1950-е годы. 4.2. Нижний Тагил: Изд-во пед. ин-та, 1996.
  94. Комментарий к Основам исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. М., 1972.
  95. Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР. М., 1971.95.Ленин В. И. ПСС. Т. 38.
  96. В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. М., 1999.
  97. В.В. Категория «Общественно опасное поведение» в уголовном праве. Волгоград, 1995.
  98. Материалы Всероссийского съезда пенитенциарного дела 18−24 октября 1923 г. Стенографический отчет. М., 1923.
  99. Материалы научной конференции, посвященной проблемам исправительно-трудового права. Томск, 1961.
  100. Материалы теоретической конференции по вопросам советского исправительно-трудового права (май 1957 г.). М.: ВШ МВД СССР, 1957.
  101. И.А. Шефская работа в исправительно-трудовых колониях Челябинской области. М.: ВШ МВД РСФСР, 1960.
  102. Наказания в виде лишения свободы в тридцатые-пятидесятые годы. Домодедово, 1992.
  103. В.Ф. Тринадцать «железных» наркомов. М., 1995.
  104. Ной И. С. Теоретические вопросы лишения свободы. Саратов, 1965.
  105. Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. М., 1970.
  106. Поиски выхода. Преступность, уголовная политика и места заключения в постсоветском пространстве / Под ред. В. Ф. Абрамкина. М., 1996.
  107. Проблемы развития советского исправительно-трудового законодательства. Саратов, 1961.
  108. Л.П., Упоров И. В. Лишение свободы: истоки, развитие, перспективы. Краснодар, 1999.
  109. Л.П., Упоров И. В. Правовое регулирование и использование труда осужденных в российской истории. Краснодар, 1998.
  110. . Справочник по ГУЛАГу. М., 1991.
  111. А.С. Колонии и тюрьмы в Советской России. Екатеринбург, 1997.
  112. Советское исправительно-трудовое право / Под ред. Н.А. Стручко-ва. М., 1977.
  113. И. Россия в концлагере. София, 1936. Репринт, изд. М., 1999.
  114. Сопротивление в ГУЛАГе / Материалы международной конференции. М.: Возвращение, 1992.
  115. Труды научной сессии, посвященной сорокалетию Великой Октябрьской социалистической революции. ВИЮН, 1957. Вып. 1.
  116. Уголовное право. Общая часть. М., 1939.
  117. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. А. И. Зубкова. М., 1997.
  118. И.В. ГУЛАГ: пятьдесят лет спустя. Краснодар, 2002.
  119. В.А. Социально-правовые основы цивилизации исправительных учреждений Российской Федерации. Рязань, 1992.
  120. В.Т. Левый берег. М., 1991.
  121. М.Д. Наказание по советскому уголовному праву. М., 1958.
  122. Е.Г., Утевский Б. С. Советское исправительно-трудовое право. М., 1957.
  123. И.В., Кузнецов Ф. Т., Подымов П. Е. Эффективность деятельности исправительно-трудовых учреждений. М., 1969.
  124. И.В., Мелентьев М. П. Дифференциация исполнения наказания в исправительно-трудовых учреждениях. Пермь, 1971.1. СТАТЬИ, ТЕЗИСЫ
  125. В., Чеснокова В. Тюремный закон // Социокультурные проблемы судебной и тюремной реформы. М., 1998. С.17−25.
  126. Ю.М. Что же такое лишение свободы? // Личность преступника и исполнение уголовных наказаний. М., 1991. С. 4−11.
  127. Ю.М., Михлин А. С. Гуманизация и дифференциация условий содержания осужденных // Государство и право. 1995. № 8. С. 63−68.
  128. А. Трудные вопросы Кенгира // Октябрь. 1990. № 12. С. 180−186.
  129. С.С. Конституционно-правовой кризис и уголовная политика // Правоведение. 1999. № 6. С.49−54.
  130. А.И. О некоторых путях реконструкции процесса исполнения наказания в виде лишения свободы // Наказание: законность, справедливость, гуманизм. Рязань, 1994. С. 71−74.
  131. А., Завойский К. «Мертвая дорога» музей коммунизма под открытым небом // Карта. 1993. № 2. С. 15−19.
  132. Габайдулин 3. Я вам должен сказать. // Воля. 1993. № 1. С.7−16.
  133. Л.В. Принципы неотвратимости ответственности и публичности в современном российском уголовном праве и процессе // Государство и право. 1999. № 3. С.62−69.
  134. И.С. Воркута минувшее // Исторический альманах. Вып. 7.М., 1992. С. 356−359.
  135. Драй-Хмара М. Записки с Колымы // Звезда. 1998. № 9. С. 158 172.
  136. Л.Б. Два юбилея российской Конституции // Правоведение. 1999. № 1. С.7−11.
  137. Западный БАМ: факты без комментариев // Карта. 1995. № 7−8. С. 23−29.
  138. В. Архипелаг ГУЛАГ: глазами писателя и статистика // Аргументы и факты. 1989. № 45.
  139. В.Н. Архипелаг ГУЛАГ: глазами писателя и статистика // Страницы истории. Л., 1990. С. 169−173.
  140. В.Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования. 1991. № 6. С. 10−27.
  141. В.Н. ГУЛАГ, где ковалась победа // Родина. 1991. № 6−7. С.69−70.
  142. В.Н. Документы трагического времени: архивы открывают тайны // Аргументы и факты. 1990. N 35.
  143. А.И. Необходима более высокая практичность научных исследований в сфере исправительного дела // Совершенствование законодательства и практики учреждений, исполняющих наказания, на основе Конституции Российской Федерации. М., 1995. С. 14−19.
  144. История репрессий на Урале: идеология, политика, практика (1917−1980-е гг.) / Заметки с научной конференции // Отечественная история. 1998. № 4. С. 190−211.
  145. А. Бойня под Воркутой // Московский комсомолец. 2004. ЗОоктября.
  146. В.Б. Преемники Сталина и проблема немецких военнопленных //Отечественная история. 1998. № 5. С.168−174.
  147. Н.В. Доклад на шестом Съезде прокуроров, судебных и следственных работников // Реформа Уголовного кодекса. М., 1929. С.18−28.
  148. С.И. ИТУ: история и современность // Человек: преступление и наказание. 1995. № 4. С. 54−65.
  149. С.И. ИТУ: история и современность // Человек: преступление и наказание. 1996. № 1. С. 50−58.
  150. Е.В., Волков В. А., Родный А. Н., Ясный В. К. Ученые -узники печорских лагерей ГУЛАга // Новая и новейшая история. 1998. № i.e. 33−39.
  151. Мемуары Никиты Сергеевича Хрущева // Вопросы истории. 1992. № 2−3. С. 100−134.
  152. А. Военные суды: история создания и современные задачи // Законность. 1999. № 1. С.47−51.
  153. Н.А. Историческая Россия и СССР в мировой политике XX в. //Новая и новейшая история. 1998. № 1. С. 131−138.
  154. П. Почтовый ящик № 223 // Печальная пристань. Сыктывкар, 1991. С. 249−254.
  155. И.В. Современные западные историки о сталинской России 30-х годов (критика «ревизионистского» подхода) // Отечественная история. 1998. № 5. С. 107−121.
  156. А., Дударец Г. Секретная стройка № 506 // Карта. 1995. № 7−8. С. 24−25.
  157. Е. Методический совет при Главном управлении мест заключения // К новой жизни, 1960. № 11. С. 10−17.
  158. Письмо к А. И. Солженицыну // Знамя. 1990. С.85−89.
  159. Н. Мертвая дорога // Новый мир. 1964. № 8.
  160. По дорога В. ГУЛАГ в уме // Досье на цензуру. Страна и ее заключенные. 1999. № 7−8. С. 109−115.
  161. В.А. О кодификации советского исправительно-трудового законодательства // Проблемы развития советского исправительно-трудового законодательства. Саратов, 1961. С. 3−10.
  162. . Из истории советских лагерей // Карта / Российский независимый исторический и правозащитный журнал. 1996. N 10−11. С.58−62.
  163. JI.M. К вопросу о наказании // Пролетарская революция и право. 1919. № 2−4. С. 70−77.
  164. Н.А. Нужна новая концепция исполнения наказаний // Правовые и организационные основы исполнения уголовных наказаний. М, 1991. С. 19−26.
  165. В. Воспитание осужденных в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы //-Человек: преступление и наказание. 1995. № 2. С. 30−33.
  166. Е. «Он рассказал о пламене, в котором сгорела наша страна» // Досье на цензуру. Страна и ее заключенные. 1999. № 7−8.
  167. В.Т. Письмо к А.И. Солженицыну // Знамя. 1990. С. 8589.
  168. М.Д., Алексеев Н. С. Рецензия на учебник: Советское уголовное право. Общая часть. М., 1952 // Советское государство и право. 1953. № 8. С. 109−110.
  169. И.В. Советская исправительно-трудовая политика и участие общественности в исправлении и перевоспитании осужденных // Единым фронтом с общественностью. М., 1982. С. 78−90.
  170. И.В. Уголовно-правовая политика и ее влияние на формирование уголовного законодательства // Журнал российского права. 1998. № 6. С.13−21.1. ДИССЕРТАЦИИ, АВТОРЕФЕРАТЫ
  171. Р.С. Спецконтингент в уголовной промышленности Кузбасса в 1930-е середине 1950-х гг. Дис.. канд. ист. наук. Кемерово, 2000.
  172. Л.И. Сталинские лагеря на территории Кузбасса. Дис.. докт. ист. наук. Екатеринбург, 1997.
  173. М.Г. Развитие системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в России. Дис.. докт. юрид. наук. М., 1994.
  174. В.М. Правовое регулирование режима отбывания наказания в ИТЛ в период Великой отечественной войны и в послевоенные годы (1941−1956 гг.). Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1997.
  175. С.И. Политико-правовые основы становления и развития исправительно-трудовых учреждений Советского государства (1917−1985 гг.). Дис. докт. юрид. наук. М., 1992.
  176. О.С. Становление и развитие воспитательной системы исправительных учреждений советского государства: 20-е, 50-е, 70-е гг. Дис. канд. пед. наук. М., 1994.
  177. А.Ф. Общественное мнение и его влияние на правовое регулирование исполнения наказания в виде лишения свободы и деятельность исправительных учреждений. Дис.. канд. юрид. наук. М., 1996.
  178. Г. Я. Заключенные, трудмобилизованные НКВД и спецпереселенцы на Урале в 1940-х начале 50-х гг. Дис.. канд. ист. наук. — Екатеринбург, 1998.
  179. А.А. Численность и состав заключенных Сибирского исправительно-трудового лагеря, 1942−1960 гг. Автореф. дис.. канд. ист. наук. Кемерово, 1998.
  180. А.Е. Наблюдательные комиссии и их роль в осуществлении советской исправительно-трудовой политики. Дис.. канд. юрид. наук. М., 1961.
  181. Л.П. ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД в механизме формирования и функционирования политической системы Советского общества (1917−1941 гг.). Дис. докт. юрид. наук.-СПб, 1994.
  182. В.Б. Репрессивные органы и общественное правосознание в России XX века (опыт философско-правового исследования). Дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 1997.
  183. К.С. Цели наказания в советском праве. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1951.
  184. А.С. Пенитенциарная система Советской России 1917 начало 60-х гг. (историко-юридическое исследование). Дис.. д-ра юрид. наук. М., 1998.
  185. И.В. Исторический опыт формирования и реализации пенитенциарной политики в России в ХУ111-ХХ вв. Дис.. д-ра ист. наук. М., 2001.
  186. А.И. История формирования и деятельности Дальстроя в 1931—1941 гг.. Дис. канд. ист. наук. Магадан., 1997.
Заполнить форму текущей работой