Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые основы формирования и деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В действующей Конституции РФ в ст. 71 п. «м» закреплено, что оборона и безопасность государства является прерогативой федерального центра. Однако в Конституции РФ упоминания о контроле за оборотом наркотиков как отдельной самостоятельной сферы деятельности нет, в том числе в ст. 71—73, которые закрепляют предметы ведения между РФ и ее субъектами. Отдаленное отношение к вопросам оборота наркотиков… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Историко-теоретический анализ становления и развития органов наркоконтроля в России
    • 1. Генезис и эволюция органов по контролю за оборотом наркотиков в России
    • 2. Противодействие незаконному обороту наркотиков как функция
  • Российского государства в эпоху глобализации
    • 3. Общетеоретическая модель правового статуса органов наркоконтроля
  • Глава II. Теоретико-правовые основы деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков и пути их совершенствования на современном этапе
    • 1. Контроль за оборотом наркотиков как юридическая деятельность
    • 2. Сущность и особенности юридической деятельности органов наркоконтроля
    • 3. Типологизация деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков в современных условиях

Правовые основы формирования и деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена тем, что в теории права и государства все более важным становятся концептуальные разработки в сфере обеспечения безопасности общества от проявлений наркопреступности. В этих условиях требуется формирование новых теоретических выводов и практических рекомендаций по противодействию распространению наркотиков и их незаконному обороту.

Первоочередность решения данного вопроса напрямую связана с национальными приоритетами социально-экономического развития страны. В связи с этим проблема правовых основ формирования и деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков становится актуальной и востребованной как в юридической науке, так и на практике, а накопленный в этой области опыт, несомненно, требует теоретического осмысления. Научные исследования в указанной сфере позволят охарактеризовать перспективу осуществления концепции национальной безопасности общества и государства в целом и его отдельных сфер жизнедеятельности, в частности сосредоточить общественные усилия на проблемах защищенности индивида от проявлений незаконного оборота наркотиков.

Теоретические представления ученых-юристов о противостоянии государства незаконному обороту наркотиков, позволившие уже решить многие вопросы, и сегодня не утратили своей практической и теоретической значимости. Вместе с тем, исходить из того, что потенциал проблематики, связанный с формированием органов по контролю за оборотом наркотиков, «наркотизацией» общества и борьбой с наркопреступностью, исчерпан, преждевременно. Необходимость в дальнейшей разработке теоретических вопросов борьбы с нелегальным оборотом наркотиков сохраняется в силу определенной глобализации данного явления в XXI в. Для Российской Федерации своевременной является задача оптимизации и повышении эффективности юридической деятельности, направленной на преодоление столь негативного явления как незаконный оборот наркотиков.

Потребность комплексного анализа сферы контроля за оборотом наркотиков как юридической деятельности обусловлена не только тем, что юридическая наука может найти в ней свой предмет исследования, но и тем, что сама эта деятельность — довольно сложная форма реализации государственной власти в современном обществе. Будучи автономным, относительно самостоятельным образованием, контроль за оборотом наркотиков представляет собой специфичное направление функционирования государства как самостоятельную целостность, отличную от других политико-правовых явлений. Это качество самостоятельности не есть нечто искусственное, конструируемое с целью познания сущности исследуемых отношений, а реально и необходимо присущее самой природе этой разновидности юридической деятельности государства.

В современных условиях целесообразно раскрыть правовые основы деятельности органов контроля за оборотом наркотиков, осуществить комплексное исследование противодействия незаконному обороту наркотиков как функции государства, что будет способствовать укреплению безопасности общества и государства, совершенствованию правового механизма управления оборотом наркотиков, повышению эффективности процесса противостояния наркотизации общества со стороны государства, сотрудничества с другими государствами в борьбе с международной наркопреступностью.

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы сформировать актуальную модель противодействия незаконному обороту наркотиков, в рамках которой рассмотрение юридической деятельности органов наркоконтроля становится методологически пригодным для научного обоснования практических способов и мер противостояния государства (и его специальных органов) наркотизации общества.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

— осуществить историко-теоретический анализ генезиса и эволюции органов наркоконтроля в России;

— определить сущность и содержание процесса противодействия незаконному обороту наркотиков как формирующейся функции Российского государства в эпоху глобализации;

— раскрыть общетеоретическую модель правового статуса органов наркоконтролятеоретически обосновать понимание контроля за оборотом наркотиков как юридической деятельности;

— охарактеризовать сущность и особенности этой деятельности как правоохранительной;

— исследовать основные типы юридической деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков в России и сформулировать конкретные рекомендации по их оптимизации.

Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, складывающихся в области оборота наркотиков и реализации юридической деятельности, направленной на контроль за этим процессом.

Предметом исследования являются тенденции и правовые закономерности деятельности органов наркоконтроля в Российском государстве, а также нормативные правовые акты и соответствующая правоприменительная практика, касающиеся исследуемой области.

Степень разработанности темы исследования. Проблемы организационно — правового механизма противодействия «наркотизации» российского общества нашли отражение и решение в работах В. М. Алиева, X. Д. Аликперова, ГО. М. Антоняна, Р. О. Авакьяна, Л. Н. Анисимова, С. В. Бородина, А. А. Габиани, Э. Г. Гасанова, А. Я. Гришко, К. К. Горяинова, В. Т. Лисовского, Г. М. Миньковского, Г. М. Меретукова, А. А. Музыки,.

A. В. Наумова, В. И. Омирова, С. В. Полубинской, Э. Ф. Побегайло,.

B. П. Ревина, Л. И. Романовой, Е. Е. Тонкова, А. А. Тер-Акопова, Н. А. Фроловой и других ученых.

Использовались также труды, в которых исследовалось содержание, структура и виды юридической деятельности государства. Это работы С. С. Алексеева, В. К. Бабаева, Н. И. Байтина, В. П. Беляева, А. М. Васильева,.

A. Б. Венгерова, Д. А. Керимова, К. Ф. Гуценко, В. Н. Карташова,.

B. Н. Кудрявцева, Р. 3. Лившица, Н. И. Матузова, А. В. Малько, М. Н. Марченко, Л. В. Морозовой, В. С. Нерсесянца, Е. В. Пановой, Т. Н. Радько, М. И. Пискотина, Б. В. Российского, Ю. А. Тихомирова, И. С. Самощенко, А. Н. Сергеева, Ю. М. Старилова, В. М. Сырых, Р. В. Шагиевой, Р. О. Халфиной, Н. Д. Черноголовкина, В. Е. Чиркина, Ф. Н. Фаткуллина и других авторов.

Методологическую базу исследования. Диссертация выполнена с применением положений современной научной методологии. Углубленное исследование деятельности по контролю за оборотом наркотиков проводилось с помощью философских, общенаучных и специальных методов исследования: цивилизационного, исторического, комплексного, системного, деятельностного, ситуативного, структурно-функционального, сравнительно-правового, информационного, герменевтического и др.

Нормативная основа диссертационного исследования. При подготовке диссертации использовались положения Декларации о правах и свободах человека, Конвенции по наркотикам ООН, Конституции РФ, федеральных конституционных законов «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», федеральных законов «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О безопасности» и др., Указа Президента РФ от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», Указа Президента РФ от 28.07.2004 № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков», постановлений Конституционного и Верховного Суда Российской Федерации ит. д.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составляют статистические и аналитические данные о незаконном обороте наркотиков, опубликованные в отчетах ФСКН России и периодической печати, материалы судебной практики, практики деятельности территориальных органов ФСКН России.

Научная новизна исследования определяется как совокупностью исследуемых теоретических проблем, связанных с расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков в России, так и собственно содержанием ряда сформулированных положений, научных определений и рекомендаций относительно юридической деятельности органов наркоконтроля в современном российском государстве.

Научная новизна обусловлена комплексным характером диссертационного исследования, в котором разработана актуальная теоретическая модель противодействия незаконному обороту наркотиков как функции Российского государства в эпоху глобализации.

На основе современной общетеоретической модели правового статуса органов по контролю за оборотом наркотиков осуществлен научный анализ системы функций ФСКН России, позволивший раскрыть правовую природу деятельности последней. С теоретических позиций дано определение контролю за оборотом наркотиков как юридической деятельности, исследованы ее сущность и особенности.

С новых теоретико-методологических позиций (в свете системного анализа и других методов) охарактеризованы современные подходы к типологизации видов юридической деятельности, осуществляемой органами наркоконтроля, а также предложена их собственная классификация. Доказано, что основные закономерности осуществления наркоконтроля в этой сфере проявляются именно в деятельности компетентных органов по предупреждению, выявлению и пресечению незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, эффективность работы которых зависит, в первую очередь, от модернизации их приоритетных идей, целей и задач.

Сформулированы конкретные предложения по развитию концепции противодействия нелегальному обороту наркотиков, совершенствованию антинаркотического законодательства и деятельности государственных органов, его реализующих.

На защиту выносятся следующие положения, обладающие элементами научной новизны:

1. Предложено собственное определение правовой конструкции «противодействие незаконному обороту наркотиков», под которым диссертант понимает государственно значимое, нормативно регламентированное и организационно обеспеченное направление деятельности по защите общества от нелегального распространения наркотиков и психотропных веществ, главной, объективно необходимой целью которой является укрепление здоровья граждан, жизнеспособности и безопасности общества.

2. С учетом исторического опыта организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков в России обосновано утверждение о том, что противодействие распространению наркотиков всегда носило государственный характер, а с появлением специальных органов контроля за оборотом наркотиков обособилось как функция государства.

3.На основе разработанного в диссертации собственного теоретического представления относительно понятия «противодействие незаконному обороту наркотиков» сформулировано положение о том, что оно призвано отражать одновременно и систему органов государства, и осуществление ими деятельности, направленной на определенные цели борьбы с нелегальным оборотом наркотиков. Состав элементов такой системы может быть различен в зависимости от целей и задач государственной политики в этой сфере отношений в конкретный исторический период.

4. В результате проведенного исследования периода становления органов наркоконтроля в Российской Федерации показана уникальность наркоконтрольной сферы как направления юридической деятельности, способствующей эффективной реализации политики государства в сфере контроля за оборотом наркотиков. Так, ФСКН России создавалась как организационно-правовой механизм осуществления деятельности государства по противодействию злоупотреблением наркотиками и их незаконному обороту, конечной целью которого выступает защита граждан России от наркоманов, наркобизнеса и порожденной ими наркоугрозы.

5. В связи с этим обосновано, что надлежащая координация деятельности органов наркоконтроля с негосударственными организациями и общественными объединениями становится непременным условием решения проблемы противодействия распространению наркомании, исходя из чего предложено включить в состав созданного в 2007 г. Государственного антинаркотического комитета различных представителей гражданского общества, в том числе и Председателя Общественной палаты.

6. В структуре общетеоретической модели правового статуса органов наркоконтроля выделены и охарактеризованы следующие элементы: целевой (цели, задачи, функции, закрепленные юридическипринципы организации и деятельности) — структурно-организационный (нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение другимустановление и изменение их организационных структурправо на организационное самоуправление и т. д.) — компетенционный (совокупность властных полномочий относительно определенных предметов ведения).

7. Дано авторское определение деятельности органов наркоконтроля как юридической деятельности, представляющей собой профессиональную деятельность соответствующих компетентных органов и должностных лиц по вынесению юридических решений в сфере контроля за оборотом наркотиков в целях упорядочения легального пользования наркотическими средствами. Предметом деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков должны выступать действия участников этого оборота в легальном и нелегальном секторах производства, хранения, сбыта, перевозки наркотиков и т. д., а конечным результатом — соответствие фактического положения в сфере оборота наркотиков требованиям законодательства. Деятельность органов наркоконтроля предстает в виде совершающихся юридически значимых действий.

8. Предложена авторская типология юридической деятельности, осуществляемой в сфере контроля за оборотом наркотиков. При этом выделено несколько типов юридической деятельности разной функциональной направленности, которые дифференцированы по степени важности, методу правового регулирования, сферам действия, а также исходя из общего, территориального и локального регулирования и т. д. На основе проведенной типологизации проанализированы нормотворческая, правоприменительная, учредительная, координационная, представительская, оперативно-разыскная, правообеспечительная и другие направления деятельности.

Теоретическая значимость работы состоит в расширении научных представлений относительно правовых основ формирования и деятельности органов наркоконтроля в механизме Российского государства. Трактовка и осмысление контроля за оборотом наркотиков как юридической деятельности отражают ее фундаментальный характер и способствуют развитию научного знания.

Теоретическая значимость работы заключается и в том, что она содержит аспекты дальнейшего исследования функционирования органов по контролю за оборотом наркотиков как перспективного системно-деятельностного процесса и на этой основе обогащает подходы к практике антинаркотической деятельности, способствуя накоплению отечественного опыта в исследуемой области.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения и выводы могут быть использованы при определении оптимальных целей и задач функционирования и деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков в России и, в целом, для развития и совершенствования Стратегии государственной антинаркотической политики РФ, одной из стратегических целей которой выступает создание и реализация общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории РФ. Полученные в ходе диссертационного исследования результаты применимы в преподавании теории государства и права и других учебных дисциплин, в которых рассматривается правовой механизм управления оборотом наркотиков и противодействия наркотизации общества. Кроме этого, сформулированные диссертантом предложения по совершенствованию правового регулирования исследуемой области могут быть использованы при осуществлении законотворческой деятельности в Российской Федерации.

Апробация результатов диссертации. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой теории и истории государства и права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации. Основные положения и выводы настоящего исследования докладывались на Третьих Всероссийских Державинских чтениях (Москва, 2007), на Второй международной научно-практической конференции «Студенты государств — членов ОДЕСБ против наркотиков» (Домодедово, 2009), межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы модернизации России» (Люберцы, 2010), а также использовались автором в учебной и учебно-методической работе на юридических факультетах.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс юридического факультета Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства, использовались при подготовке сборника методических материалов, а также в деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков по месту работы соискателя.

Структура диссертации обусловлена тематикой и логикой настоящего научного исследования, а также задачами и целями, поставленными для их достижения. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка нормативных правовых актов и научной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Совершенное нами исследование деятельности государства в сфере контроля за оборотом наркотиков в системе направлений функционирования государства в современном российском обществе показало весьма важную тенденцию, а именно, что государство и общество перед напором негативных социальных проблем способны защищать свою жизнедеятельность в противостоянии и противодействии наркотизации общества всеми доступными средствами и методами, что в свою очередь говорит о достаточном резерве сил, находящихся у них: идеологических, политических, духовно-нравственных, экономических, социальных и человеческих. Главное заключается в том, чтобы сделать эту деятельность эффективной, результативной и системной.

Проведенный исторический обзор формирования органов, осуществляющих контроль за оборотом наркотиков, общетеоретический анализ их правового статуса, а также контроля за оборотом наркотиков в качестве юридической деятельности позволяет констатировать, что нам, как и большинству авторов, противодействие незаконному обороту наркотиков видится как необходимое нормативно регламентированное и организационно обеспеченное юридическое направление деятельности государства по такой организации и функционированию сферы оборота наркотиков и психотропных веществ, которое осуществляется с целью обеспечения легальных потребностей, жизнеспособности и безопасности общества в условиях глобализации. Проблема лишь в одном — в выявлении содержания того, что включать в данную сферу и данную деятельность,.

Постулируя приверженность логическому и системному методу, а также современным научным тенденциям развития юридической науки, достаточно квалифицированно излагая ее общепризнанные основы, большинство исследователей при рассмотрении данного направления деятельности государства расширяют значение этого элемента в обеспечении безопасности общества, включая в него все меры противодействия государства наркотизации общества, которая понимается как, во-первых, в узком смысле как вид социальной деятельности, который связан с девиантным поведением, т. е. с нелегальным использованием, употреблением и распространением наркотиков. Во-вторых, наркотизм можно рассматривать как наркоситуацию в самом широком смысле слова, как любое противоправное действие, совершающееся любым субъектом, связанное с оборотом наркотиков независимо от продолжительности, регулярности, легальности и целевой направленности. Представляется, что это не совсем точно. В работе обосновывается позиция, что на современном этапе развития Российского государства с появлением специализированных органов наркоконтроля актуализируется функция противодействия незаконному обороту наркотиков. Что же касается противодействия наркотизации общества, то это более широкий общественный процесс, в который вовлечены более широкие общественные и государственные структуры.

Данный момент позволил по-новому подойти к характеристике сущности, содержания и природы данного вида правоохранительной деятельности государства, к анализу места, роли и значения органов наркоконтроля, рассмотреть пути совершенствования правовых основ государственной деятельности, направленных на организацию легального наркотического оборота в обществе, выработке социально-экономической и правовой политики государства в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Это одновременно ставит перед исследователем задачу выяснения той опоры, вокруг которой концентрируется вся эта деятельность государства. В качестве таковой следует признать принципы, на основе которых осуществляется функционирование государства и выделение его основополагающих функций. Они, в тоже время, образуют концептуальную основу данной сферы жизнедеятельности. К ним специалисты относят: гарантии законного использования наркотических средств, бескомпромиссность в борьбе с наркобизнесом, взаимного учета интересов наркозависимых лиц и государства, участие в социальной адаптации наркомана, добровольность лечения от наркотической зависимости, вынужденное лечение, социальная* нетерпимость к наркотизации общества, комплиментарность и целесообразность, гуманизм и уважение к правам лиц, лечащихся^ с наркоманией и т. д. Рассмотрению этих и перечисленных в исследовании принципов уделено достаточно большое место в. работе. Однако многие из них остаются до сих пор в статусе правовых принципов, а не принципов действующего права, т. е. не закреплены пока юридически. Определенный прогресс в этом (и многих других направлениях) наметился в связи с принятием в 2010 г. Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, в которой нашли свое официальное закрепление многие из правовых принципов. В частности, в диссертационной работе отмечается весьма положительное значение для осуществления функции противодействия незаконному обороту наркотиков закрепления в ней принципа недопустимости заместительных методов лечения больных наркоманией с применением наркотических средств и психотропных веществ, а равно легализации потребления отдельных наркотиков в немедицинских целях.

В ходе проведенного общетеоретического исследования обращено внимание и на принципы противодействия наркотизации общества, при анализе которых следует также исходить из общей концепции государственной антинаркотической политики, учитывающей отраслевые концепции и программы, общее и особенное в региональных программах, как то: прингщп системности, который создает предпосылки для создания в обществе условий, и факторов, дающих возможность оперативно выявлять проблемные ситуации и предпринимать целенаправленные действия по их локализации, а также использовать механизм координации и интеграции интересов и потребностей. Без общего единства всех элементов системы управления противодействием наркотизации, интегрирующий и регулирующей роли государства невозможно целостное, логически стройное, целенаправленное формирование модели управления рассматриваемого процессапринцип субъектно-объектной сбалансированности между сторонами управленческих отношений, управляющей и управляемой системами, в организационных параметрах которых осуществляется взаимодействие в процессе реализации цели управленияпринцип межфакторной обусловленности отражает специфику реализации государственно-правовой антинаркотической политики. Эта политика требует от руководителей государственных органов нетрадиционного понимания сущности наркотизации, а значит, и адекватных практических мер, определенной переоценки базовых стереотипов и установокпринцип поуровневой дифференциации профилактических действий требует учета личностных особенностей граждан и одновременно учета особенностей групп обществ, в которые они объединеныпринцип социально-правовой компетентности, основу которого составляет юридическая грамотность, выражающаяся не только в обладании специальными навыками и знаниями, но и в интеграции социальных стратегий управления, создающих необходимый позитивный эффект. Правовая образованность является результатом концентрации управления на развитии социальной и культурной компетентностипринцип формирующей направленности отражает воспитывающий характер государственно-правовой политики противодействия наркотизации. Хотя политика государства основана во многом на директивной мотивации поведения граждан, она должна обеспечить их нравственно-правовое воспитание. Логика эффективной антинаркотической деятельности объясняется конкретизацией цели не «сверху вниз», а «снизу вверх», от самого общества, его потребности в преодолении наркотической зависимости гражданпринцип аксиологической функциональности: государственно-правовая антинаркотическая политика отдает приоритет целям и интересам общества, а уже опосредованно речь идет о целях, ориентациях, потребностях индивидов, составляющих социум. По отношению к личности интересы общества выступают в качестве определенной системы требований, направляющих, ограничивающих и регулирующих ее социальное поведение.

В антинаркотической деятельности государства движущими силами являются главным образом не личные интересы, а жизнеспособность общества, его потребность в той или ' иной мере усвоенные индивидомпринцип пропорциональности взаимообмена требует поиска взаимоприемлемых решений и инициативного взаимодействия на основе готовности общества к противодействию наркотизации.

Таким образом, приведенные выше группы принципов, конечно, не исчерпывают весь инструментарий средств и методов выработки мер противодействия наркотизму и вполне могут быть дополнены иными классификационными группами.

Вместе с тем все усилия обуздать нелегальный оборот наркотиков и наркоманию, бич любого государства, на основе принятого (особенно в последние годы) объема законодательства, не позволяет оптимизировать и адаптировать соответствующие процессы и имеющиеся структуры и усилия в направлении государственных интересов. В целом сохраняется спонтанный, во многом неуправляемый характер наркоситуации, оказывающий негативное воздействие на социальные, демографические, духовно-нравственные и политические процессы в российском обществе.

В большинстве своем такая ситуация связана с тем, что действующая нормативно-правовая база регулирования контроля за оборотом наркотиков пока еще явно недостаточна как в количественном, так и в качественном отношении, и не в состоянии «угнаться» за динамично изменяющейся наркоситуацией. Кроме того, законодательная основа регулирования этих отношений не отвечает назревшим потребностям безопасности и правоприменительной практики. Она характеризуется значительным отставанием от имеющегося законодательного опыта зарубежных стран и не в полной мере соответствует международным стандартам, что было отражено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

Однако главное место, по нашему мнению, занимает не право, а именно программно-целевая (директивная) и психологическая составляющие, наполняющие право конкретным социальным содержанием. Конечно, правовые механизмы тоже могут способствовать решению этих проблем, при условии правильного их «наполнения» и применения224. Правовое регулирование несомненно оказывает огромное мотивационное воздействие на негативные процессы и потенциальных наркоманов, которые вынуждены учитывать ужесточение мер юридической ответственности, которые применяются в результате правонарушения.

Разные составляющие социального, экономического, психологического, геополитического порядка, связанные с процессами наркотизации общества, так или иначе, получают достаточное или частичное отражение в правовых актах. Если нам удастся учесть максимальное количество стратегических и тактических факторов, а также правильные критерии (принципы), соединить их в одном ориентирующем направлении, оптимизировать общественные процессы, влияющих на наркоманию и наркобизнес, то мы сможем выработать реалистическую политико-правовую модель противодействия. Если же это не удастся, у нас получится просто конгломерат слабо согласованных норм законодательства, который будет способствовать только латанию правовых дыр, и который, строго говоря, вряд ли можно назвать моделью противодействия наркотизации общества.

Поэтому концептуально в указанной Стратегии речь идет именно о жесткой (а не либеральной, как в Голландии) модели политики в борьбе с наркотизацией общества в России.

Как показывает история, контроль государства за оборотом наркотиков формировался во взаимодействии с другими функциями государства, как реакция на культурно-бытовое явление, впоследствии оказывая защитное и обеспечительное воздействие в жизнедеятельность общества, так или иначе, отличающаяся от других направлений функционирования государства,.

224 См.: Тихомиров Ю. А. О модернизации государства. С. 6−7. сформировавшихся в процессе его деятельности. В то же время, очевидно, что незаконный оборот наркотиков — это антиправовая деятельность различных субъектов, негативным образом влияющая на состояние общественных отношений в социальной, экономической и духовно-нравственной сфере жизни общества. Безопасность общества, личности и государства начинается с состояния общественного сознания, основанного на правильном (объективном) миропонимании. Поэтому в противостоянии незаконному обороту наркотиков государство должно формировать позитивную информационную среду, способствующую профилактике появления патологий, нигилизма и насилия. К числу важнейших направлений формирования новой системы противодействия наркотизации, отвечающей потребностям перехода к социально-правовому или коммуникативному обществу, адекватной угрозам и вызовам современного времени и безопасности, можно отнести следующие:

1) создание в обществе благоприятной психологической атмосферы, посредством формирования позитивной (объективно-научной) информационной среды;

2) изменение и развитие законодательства в области контроля за оборотом наркотиков на основе совершенствования национальной правовой базы, введения особого режима контроля за оборотом наркотиков со странами СНГ и заключения двухсторонних межправительственных соглашений для обеспечения безопасности государства, нравственности, здоровья и прав гражданоблегчение процедур получения разрешения (рецептуры) на применение при лечении наркотических средств для некоторых категорий граждан;

3) формирование эффективных механизмов защиты российского рынка легального производства наркотиковправ граждан на легальное применение наркотических средств при леченииповышение взаимодействия федеральных и региональных органов власти, усиление наркоконтроля на границах государства и всей территории страны, применения жестких санкций к организациям, нарушающим наркозаконодательство, повышение ответственности организаций и лиц за нелегальное распространение наркотических веществ и их компонентов;

4) формирование действенного контроля за оборотом наркотиков и соблюдение субъектами установленных законодательством правил й условий. И как фактор — отсутствие должной правовой защиты граждан, зависящих и пользующихся наркотиками, социальных гарантий, медицинского обслуживания и профессионального лечения толкает их в криминальную среду, под патронаж наркобизнеса;

5) формирование единого информационного пространства, позволяющего эффективно взаимодействовать различным федеральным, региональным и местным органам муниципальной власти, осуществляя современный обмен информацией;

6) развитие международного сотрудничества в целях улучшения регулирования процесса легального оборота наркотиков, так как проблемы противодействия нелегального оборота наркотиков имеют значительные региональные особенности;

7) изменение правового статуса наркоконтрольных органов на основе принятия федерального закона «Об органах наркоконтроля в РФ», совершенствование координации деятельности федеральных органов с региональными, их взаимодействия с наркоконтрольными органами других страносуществление кадровой политикисоздание сбалансированной системы органов по контролю за оборотом наркотиков и совершенствование их функционирования в современных условиях.

В действующей Конституции РФ в ст. 71 п. «м» закреплено, что оборона и безопасность государства является прерогативой федерального центра. Однако в Конституции РФ упоминания о контроле за оборотом наркотиков как отдельной самостоятельной сферы деятельности нет, в том числе в ст. 71—73, которые закрепляют предметы ведения между РФ и ее субъектами. Отдаленное отношение к вопросам оборота наркотиков имеют положения Конституции РФ о социальном государстве, безопасности и свободе социальной деятельности, правах человека и гражданина, отчасти о местном самоуправлении. Согласно ст. 71, п. «м» Конституции РФ, установление основ, обороны и безопасности, а также производства ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования находится в исключительномведении федерации, что наталкивает нас на мысль о том, что и контрольная политика за их оборотом является составной частью общего национального развития и безопасности. Отсутствие прямого указания о наркоконтрольной деятельности в рамках общего развития и безопасности говорит лишь о комплексности этой сферы общественной жизни, что, в свою очередь, на современном этапе подразумевает выделение данного вида деятельности в самостоятельный блок компетенции государства. Нормативные правовые акты всех остальных уровней, так или иначе, конкретизируют вопросы контроля за оборотом наркотиков, в числе которых УК РФ, КоАП РФ, закон о наркотических веществах, указы Президента РФ по вопросам ФСКН России и др.

В результате диссертантом предлагается выделить данную сферу общественных отношений в отдельную предметную область правового регулирования с соответствующим законодательным закреплением. Для более четкого воздействия на общественное сознание и в целях оптимизации деятельности государства целесообразно в ст. 71. Конституции РФ закрепить дополнительное положение о сфере контроля за оборотом наркотиков как самостоятельном предмете ведения федерального центра в области безопасности.

В результате автор приходит к выводу о том, что эффективная деятельность государства в данной сфере связана и опосредована реализацией института прав и свобод человека и гражданина, общества и государства в тех или иных сферах жизни. Данное обстоятельство зависит от того, насколько успешно осуществляется контроль за оборотом наркотиков как внутри страны, так и вовне. Очевидно, что ставка только на деятельность федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков не оправдывает себя в масштабах всего российского государства и общества. Необходимо наращивание усилий всего общества, всех его жизнеспособных структур и институтов, в том числе международного сообщества, с этим злом, так как от решения данной проблемы зависит, ни много, ни мало, судьба человечества.

Так как противостояние наркотизации общества — это задача не только государства, но и всего общества, всех его институтов и структур, то крайне необходимо, чтобы эти меры вырабатывались сообща. В частности, несмотря на то, что данная федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков является государственным органом, где в его состав входят лица по должностям соответствующих государственных органов, все же в нем представляется целесообразным присутствие лица от гражданского общества. Поэтому представляется важным внести дополнение в ч. «Состав государственного антинаркотического комитета по должностям» Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» в части включения в этот государственный орган Председателя Общественной палаты РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина. — М.: ТОО «ИВАН», 1993. — 32 с.
  2. Устав ООН // Вестник международного права. № 2. Изд-во: МГИМО, 2001. —С.3−45.
  3. Протокол о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г (Женева, 25 марта 1972 г.) // СЗ РФ. — 2000. — № 22. — Ст. 2269.
  4. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года (с изменениями от 25 марта 1972 г.) // Бюллетень международных договоров, 2000. № 8.
  5. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) // Сборник международных договоров СССР и РФ. — Вып. XLVII. — М., 1994. — С. 133.
  6. Конвенция ООН о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. — Вып. XXXV. — М., 1981. — С. 416.
  7. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. — 1993. — № 1. — Ст. 1.
  8. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля: Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-Ф3 // СЗ РФ. 2001. № 33. Ч. 1. Ст. 3436 (утратил силу).
  9. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ // РГ. — 2008. — 30 дек.
  10. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ // СЗ РФ. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.
  11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 // СЗ РФ. — 2003. — № 40. — Ст. 3822.
  12. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.
  13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ//СЗРФ. —2002. —№ 1 (Ч. 1). —Ст. 1.
  15. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // СЗ РФ. — 2001. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 4921.
  16. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  17. Об обращении Государственной Думы РФ «К Организации Объединенных Наций, парламентам государств мира и международной общественности „В XXI веке без наркотиков“»: постановление Государственной Думы РФ от 19.10.1999 № 4411-П ГД // РГ. — 1999. — 30 окт.
  18. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 // СЗ РФ. — 2004. — № 13. — Ст. 145.
  19. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 г. // ВВС РСФСР. — 1974. — № 47. — Ст. 238.
  20. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 // СЗ РФ. — 2002. — № 33. — Ст. 3196.
  21. Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11.03.2003 № 306 // РГ. —2003. —25 марта.
  22. О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Указ Президента РФ от 05.06.2003 № 613// РГ. — 2003. — 11 июня.
  23. Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: Указ Президента РФ от 28.07.2004 № 976 // СЗ РФ. —2004, —№ 162. —Ст. 213.
  24. О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Указ Президента РФ от 18.10.2007 № 1374 //СЗ РФ. — 2007. — № 43. — Ст. 5167.
  25. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 // СЗ РФ. — 2010. — № 24. — Ст. 3015.
  26. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 // СЗ РФ. — 1998. — № 27. — Ст. 3198.
  27. Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 // РГ. — 1997. —21 авг.
  28. Об утверждении правил хранения наркотических средств и психотропных веществ: постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1178 // РГ. — 2010. — 26 янв.
  29. Положение о лицензировании фармацевтической деятельности: постановление Правительства РФ от 01.07.2002 № 489 // СЗ РФ. — 1998. — № 13, —Ст. 5463.
  30. О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и «использования наркотических средств и психотропных веществ: приказ Минздрава России от .12.11.1997 № 330 //Здравоохранение. — 1998. — № 3.
  31. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.05.2004 // РГ. — 2004. — 27 мая.
  32. О борьбе со спекуляцией, хищениями в государственных складах, подлогами и другими злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах: декрет СНК от 21 октября 1919 г. // СУ РСФСР. — 1919. — № 53. — Ст. 504.
  33. Полное собрание законов Российской империи. —Т. IV: 1700−1712. — СПб., 1830. —780 с.
  34. Полное собрание законов Российской империи. — Т. VIII: 17 281 732. —СПб., 1830. —856 с.
  35. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. — Вып. XXXV. — М.: Юрид. лит., 1981. —416 с.
  36. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1917−1952 гг.). — М., 1953. — 467 с.
  37. Сборник международно-правовых актов, направленных на борьбу с распространением наркотиков. — М., 1959. — 365 с.
  38. Монографии, учебники, учебные пособия, статьи
  39. , А. Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров. — М:: МГЮА, 1998. —415 с.
  40. Административное право / под ред. А. Е. Лунева. — М, 1970. — 370 с.
  41. Административное право зарубежных стран / под ред. А. Н. Козырина и М. А. Штатиной. — М., 2003. — 462 с.
  42. Административное право Российской Федерации: учебник. — М., 2000. —241 с.
  43. Актуальные проблемы теории и практики государственной деятельности: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. проф. И. А. Галаган. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. — 122 с.
  44. , Р. А. Взаимосвязь наркобизнеса и национальной безопасности России // Рос. следователь. — 2006. — № 2. — С. 56−60.
  45. , С. С. Общая теория права. — Вып. 1 / С. С. Алексеев. — М.: Юрид. лит., 1973. — 345 с.
  46. , А. 77. Административное право Российской Федерации: учебник / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. — М.: Зеркало, 1997. —415 с.
  47. , А. Очерки русской этнопсихологии / А. Андреев. — СПб.: Тропа Троянова, 2000. — 250 с.
  48. , М. Г. Политическая система: переходные процессы / М. Г. Анохин. — М.: Наука, 2000. — 245 с.
  49. , А. С. Юридическая деятельность: понятие, структура и содержание // Юридическое образование и наука. — 2002. — № 1. — С. 36−44.
  50. , В. Г Общество: системность, познание и управление обществом / В. Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1981. — 432 с. 61 .Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  51. , В. К. Функции современного российского государства /
  52. B. К. Бабаев, С. В. Бабаев. — Н. Новгород, 2001. — 315 с.
  53. Байниязова, 3. С. Некоторые вопросы понимания функций правовых принципов // Актуальные проблемы правоведения. — 2004. — № 1. —1. C. 92−97.
  54. , В. И. Курс прокурорского надзора : учебник / В. И. Басков, Б. В. Коробейников. — М.: ИКД „Зерцало-М“, 2001. — 512 с.
  55. , Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах. — М.: Норма, 1993.—425 с.
  56. , Д. Н. Административное право России / Д. Н. Бахрах. — М., 2000. —456 с.
  57. , Д. Н. Административное право России / Д. Н. Бахрах. — М., 2001. —560 с.
  58. , В. П. Юридическая деятельность: признаки, субъекты, функции // Право и образование. — 2004. — № 6. — С. 5−26.
  59. , С. Г. Прокурорский надзор за законностью правовых актов органов управления в СССР / С. Г. Березовская. — М.: Наука, 1959. — 401 с.
  60. , Ж. Л. Общая теория права / Ж. JI. Бержель — под общ. ред. В. И. Даниленко — пер. с фр. — М.: Изд. дом NOTA BENE, 2000. — 576 с.
  61. , Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии / Г. Дж. Берман. — М.: Изд-во „Ad Marginem“, 1999. — 432 с.
  62. , П. Н. Международное право : учеб. пособие. ¦— 2-е изд., перераб. и доп. —М.: Юристъ, 2001. — 416 с.
  63. , А. Теория и практика конституционного контроля в ФРГ // Сов. гос-во и право. — 1989. — № 1. — С. 102−107.
  64. , А. И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления / А. И. Бобылев, Н. Г. Горшкова, В. И. Ивакин. — М.: Изд. дом „Право и государство“, 2003. — 304 с.
  65. , Н. А. Категория статуса в конституционном праве // Вестник МГУ. — Сер. 11, Право. — 1998. — № 4. — С. 3−9.
  66. Бюджетное право / под ред. проф. А. М. Никитина. — М.: Юристъ, 2001. —401 с.
  67. , А. Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров. — М., 1998. — 125 с.
  68. , А. 77. Соотношение категорий „правовое поведение“ и „правовая деятельность“. Юридическая деятельность: сущность, структура, виды / А. П. Вершинин. —Ярославль, 1989. — 385 с.
  69. Вестник Академии экономической безопасности. — 2005. — Вып. 14. —519 с.
  70. , Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе / Н. В. Витрук. — М.: Юрид. лит., 1979. — 325 с.
  71. , Н. Н. Официальное толкование норм права / Н. Н. Вопленко. — М.: Юрид. лит., 1976. — 120 с.
  72. , Б. Н. Конституционный статус органов советского государства / Б. Н. Габричидзе. — М.: Юрид. лит., 1982. — 514 с.
  73. , Б. Н. Российское административное право / Б. Н. Габричидзе, Б. П. Елисеев. — М.: НОРМА, 1998. — 485 с.
  74. , И. Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура / И. Н. Гомеров. — М.: Изд-во ЮКЭА, 2002. — 832 с.
  75. Государственный и общественный контроль в СССР. — М.: Юрид. лит., 1970. — 180 с.
  76. , JI. В. Противодействие наркотизму как функция государства // Современное право. — 2006. — № 9. — С. 60−65.
  77. Гражданское общество: истоки и современность / науч. ред. проф. И. И. Кальной. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2000. — 256 с.
  78. Гражданское право. Часть 1, 2 и 3: учебник / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. —М.: Проспект, 1997. — 782 с.
  79. , С. А. Формирование контрольной ветви власти и ограничение коррупции // Гос-во и право. — 2002. — № 3. — С. 13−16.
  80. , В. В. Контроль и надзор в системе функций государства (теоретический аспект)»: автореф. дис.. канд. юрид. наук / В. В. Дьяконов. — М., 2006. —21 с.
  81. , В. И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Гос-во и право. — 1996. — № 11. — С. 92−95.
  82. , И. Государственная служба в органах внутренних дел // Популярно-правовой альманах МВД РФ. — 1999. — № 6. — 80 с.
  83. , А. Противодействие незаконному обороту наркотиков в Москве // Законность. — 2004. — № 9. — С. 43−46.
  84. Известия ВЦИК. — 1918. — Ст. 533.
  85. История политических и правовых учений: учебник / под ред. проф., д-ра юрид. наук О. Э. Лейста. — М.: Изд-во «Зерцало». — 688 с.
  86. , М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М. С. Каган. — М.: Изд-во полит, лит., 1974. — 328 с.
  87. , Б. Ф. Наркотики на Руси / Б. Калачев. — М.: ACT, 2005. — 324 с.
  88. , А. В. Совершенствование правового статуса федеральных контрольно-надзорных органов в условиях административной реформы // Журнал рос. права. — 2004. — № 8. — С. 26−32.
  89. , В. Н. Юридическая деятельность в социалистическом обществе : учеб. пособие / В., Н. Карташов — Ярослав, гос. ун-т. — Ярославль, 1987. —84 с.
  90. , В. Н. Юридическая деятельность: понятие структура, ценность / В. Н. Карташов. — Саратов. 1989. — 340 с.
  91. , М. С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (Социологический аспект) / М. С. Кветной. — Саратов, 1974. — 319 с.
  92. , Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права) / Д. А. Керимов. — М.: СГУ, 2001. — 615 с.
  93. , В. Я. Юридическая жизнь, хроника // Журнал рос. права. —-2001. —№ 2.—С. 159−163.
  94. , А. Юридическая деятельность органов в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Теоретические аспекты // Закон и право. — 2003. — № 9. — С. 31−37.
  95. , И. М. Стратегии противодействия незаконному обороту наркотиков / И. М. Клейменов, Д. Ю. Артемов // Рос. юстиция. — 2007. — № 2. —С. 61−63.
  96. , С. А. Общая теория государства и права : учебник / С. А. Комаров. — 4-е изд., перераб. и доп. — М:: Юрайт, 1998. — 517 с.
  97. Конституционное право зарубежных стран: в 4 т. / под ред. Б. А. Страшуна. — М.: Юристь, 1995. — Т. 1−2. — 625 с.
  98. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А. И. Долговой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2002. — 848 с.
  99. , Н. М. О понятии правовых отношений / Н. М. Кропачев, В. С. Прохоров // Правоведение. — 1986. — № 3. — С. 41−50.
  100. , В. Н. Право и поведение / В. Н. Кудрявцев. — М.: Наука, 1978. — 155 с.
  101. , В. Н. Правовое поведение: норма и патология / В. Н. Кудрявцев. — М.: Наука, 1982. — 180 с.
  102. , В. Н. Преступность и нравы переходного общества /
  103. B. Н. Кудрявцев. — М.: Гардарики, 2002. — 238 с. 11 в. Куракин, А. В. Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы // Журнал рос. права. — 2003. — № 7. — С. 84−89.
  104. , А. А. Историко-правовой анализ распространения незаконного оборота наркотических средств в целом по России и в СевероКавказском регионе в частности // Рос. следователь. — 2006. — № 2. —1. C. 61−63.
  105. , Б. М. Государственное управление на этапе перестройки / Б. М. Лазарев. — М.: Юрид. лит., 1988. — 315 с.
  106. , Б. М. Компетенция органов управления / Б. М. Лазарев. — М.: Юрид. лит., 1972. — 265 с.
  107. , Б. М. Органы советского общенародного государства / Б. М. Лазарев. — М.: Юрид. лит., 1979. — 315 с.
  108. , Л. В. Взаимодействие следователя с аппаратами по борьбе с незаконным оборотом наркотиков при расследовании преступлений // Рос. следователь. — 2004. — № 8. — С. 45−54.
  109. , В. В. Ценности правовой демократии в массовом сознании россиян // Право как социокультурная ценность: материалы конф. — М., 2001. —315 с.
  110. , А. А. Суеверие и уголовное право // Вестник права. — XXXVI. — Кн. 1. — СПб., 1906. — 400 с.
  111. , А. А. Суеверие и уголовное право // Вестник права. —-XXXVI. — Кн. 2. — СПб., 1906. — 450 с.
  112. , И. С. Гашишный вопрос на наших окраинах / И. С. Левитов. — СПб.: СПбГУ, 1909. — 325 с.
  113. , Р. 3. Современная теория права: краткий очерк / Р. 3. Лившиц. — М.: Ин-т гос-ва и права РАН, 1992. — 94 с.
  114. , И. И. Международное право : учебник: в 2 т. / И. И. Лукашук. — М.: БЕК, 1997. — 410 с.
  115. , В. О. Конституционные нормы и правоотношения / В. О. Лучин. — М.: Юристъ, 1997. — 319 с.
  116. , А. В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: учеб. пособие / А. В. Малько. — М.: Юрист, 2000. — 215 с.
  117. , А. В. Стимулы и ограничения в праве / А. В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 2003. — 250 с.
  118. , Г. Н. Функции советского государства в период развернутого строительства коммунизма / Г. Н. Манов. — М.: Наука, 1960. — 220 с.
  119. , М. Н. Проблемы теории государства и права : учебник / М. Н. Марченко. — М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2005. — 768 с.
  120. , Н. И. Правовая система и личность / Н. И. Матузов. — Саратов: СГЮА, 1987. — 245 с.
  121. , В. Объединение усилий в борьбе с наркопреступностью // Законность. — 2006. — № 5. — С. 2−7.
  122. , Е. А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в Российской Федерации : автореф. дисс.. канд. юрид. наук / Е. А. Маштакова. — Волгоград, 2000. — 24 с.
  123. , В. Г. Советская прокуратура и проблемы общего надзора / В. Г. Мелкумов. — Душанбе: ДГУ, 1970. — 353 с.
  124. , А. В. Правовые отношения. Общая теория права / под ред. А. С. Пиголкина. М., 1995. — 517 с.
  125. , Л. А. Современная российская государственность: проблемы теории и практики: автореф. дис.. д-ра юрид. наук / Л. А. Морозова. —М., 1998. — 29 с.
  126. , Р. Т. Политология : учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. — М., 2001. —467 с.
  127. , С. Н. Теоретико-правовые основы юридической деятельности надзорно-контрольных органов в условиях формирования правового государства : Автореф. дис.. канд. юрид. наук / С. Н. Назаров. Ростов н/Д, 2000. — 22 с.
  128. Наркомания и незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практики противодействия: учеб. пособие / под ред. проф. С. Я. Лебедева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 304 с.
  129. Наркотики на Руси. Исследование Б. Ф. Калачева // Нет наркотикам: информационно-публицистический ресурс. — Режим доступа: Ь"р://пагкоик1.ш/8еагсЬ.Мт1?8еагсЬ81г=%ЕО%ЕО%РО%ЕА%ЕЕ%Р20/оЕ8%ЕА%Е 8+%ЕО%ЕО+%РО%РЗ%Р1%Е8&т=р&?=з. — Загл. с экрана.
  130. , К. А. Поли. собр. соч. — Т. 6: Исследования о различных предметах законоведения / К. А. Неволин. — СПб., 1859. — 360 с.
  131. , В. С. Общая теория права и государства / В. С. Нерсесянц. — М.: Норма, 2004. — 552 с.
  132. , Л. Славянские древности / Л. Нидерле — пер. с чешек. Т. Ковалевой, М. Хазанова — ред. А. Л. Монгайта. — 2-е изд. — М.: Алетейа, 2001. —592 с.
  133. , В. И. Роль познания юридической действительности. Философия права: учеб. пособие для студентов, обучающихся по юридической специальности / В. И. Нижечек. — Иркутск: Изд-во РПА МЮ РФ, 2002. — 176 с.
  134. Общая теория прав человека / отв. ред. д-р юрид. наук Е. А. Лукашева. — М.: НОРМА, 1996. — 520 с.
  135. Общая теория прав человека / рук. авт. кол. и отв. ред. д-р юрид. наук Е. А. Лукашева. — М.: НОРМА, 1996. — 520 с.
  136. Общая теория права: учебник / под ред. А. С. Пиголкина. —- М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана. — 384 с.
  137. Общие сведения об административном праве Франции. —М., 1993.
  138. Отечественное законодательство XI—XX вв.еков: пособие для семинаров. ¦— Ч. I: XI—XIX вв. / под ред. проф. О. И. Чистякова. — М.: Юрист, 1999. —464 с.
  139. , Е. В. Актуальные вопросы наркоситуации в России // Рос. следователь. — 2004. — № 8. — С. 42−45.
  140. , А. В. Реализация налоговых полномочий органами налоговой полиции : автореф. дис. канд. юрид. наук / А. В. Передереев. — М., 2003. — 21 с.
  141. , Ю. А. Логическая функция категорий диалектики / Ю. А. Петров. — М.: Наука, 1972. — 96 с.
  142. Понятие деятельности в философской науке: сб. ст. / ред. В. Н. Сагатовский. — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1976. —¦ 224 с.
  143. Право XX века: Идеи и ценности: сб. обзоров и рефератов / РАН, ИНИОН, Центр социал. науч.-информ. исслед., отд. политологии и правоведения — отв. ред. Ю. С. Пивоваров. — М., 2001. — 328 с.
  144. Правоохранительные органы: учебник для вузов / под ред. проф. К. Ф. Гуценко. — М.: БЕК, 1995. — 320 с.
  145. Правотворчество в СССР / под ред. А. В. Мицкевича. — М., 1974. — 280 с.
  146. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и должностных лиц (материалы заседания «круглого стола») // Гос-во и право. — 2000. — № 3. — С. 20—36 — № 4. — С. 15−30.
  147. Пролетарская революция и суд. — 1918. — № 1 (авг.).
  148. , В. Н. Правоотношение как система / В. Н. Протасов. — М.: Юрид. лит., 1991. — 142 с.
  149. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: учеб. пособие / под ред. А. Н- Сергеева. — М., 2000. —315 с.
  150. , А. Д. Действие как форма юридически значимого поведения // Право и государство:/теория и практика. — 2008. — № 7 (43). — С. 10−13.
  151. , Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях / Б. И. Путинский^ — М.: Юрид. лит., 1984. — 224 с.
  152. , Б. И. Основные проблемы теории гражданско-правовых средств : автореф. дис. д-ра юрид. наук / Б. И. Пугинский. — М., 1985. — 28 с.
  153. , Т. Н. Механизм государства : лекция / Т. Н. Радько. — М.: Норма, 2002. — 43 с.
  154. , Ф. С. О сущности и значении административного надзора в советском государственном управлении // Вопросы административного права на современном этапе. — М., 1963. — С. 74−75.
  155. , Р. В. Проблемы общей теории государства и права : учеб. пособие по спецкурсу / Р. В. Раскатов, Ю. Г. Ткаченко. — М., 1977. — Вып. 4. — 221 с.
  156. , Ф. М. Правовые системы стран мира : справочник / Ф. М. Решетников. — М.: Юрид. лит., 1993. — 256 с.
  157. , С. В. Формы и виды организованной преступности : автореф. дис.. канд. юрид. наук / С. В. Розенко. — Екатеринбург, 2001. — 23 с.
  158. Российское государство и правовая система: современное развитие, проблемы, перспективы / под ред. Ю. Н. Старилова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999.— 704 с.
  159. Российское законодательство X—XX вв.еков: в 9 т. — Т. 1: Законодательство Древней Руси / под общ. ред. О. И. Чистякова. — М., 1984. — 789 с.
  160. Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. — Т. 1 / под общ. ред. О. И. Чистякова. — М.: Юрид. лит., 1984. — 615 с.
  161. , И. В. Личность. Права и свободы. Политическая система / И. В. Ростовщиков. — СПб., 2002. — 280 с.17 В. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. — М.: София: Гелиос, 2002. — Изд. 2-е, испр. — 592 с.
  162. Ш. Рябко, А. И. Социальный контроль и его правовые формы (вопросы теории): дис. канд. юрид. наук / А. И. Рябко. — М., 1995. — 207 с.
  163. , И. Основы теории права / И. Сабо — пер. с венг. — М.: Юрид. лит., 1974. —418 с.
  164. , И. С. О правовых формах осуществления функций советского государства // Сов. гос-во и право. — 1956. — № 3.
  165. , Н. А. Наркотизм: социально-правовой аспект // Гос-во и право. — 2003. — № 2. — С. 119−124.
  166. Сборник ФСЬСН России. — 2008. — № 1 (26). — 122 с.
  167. , В. Н. К вопросу о российской правовой доктрине в XXI веке // Вопросы теории государства и права: Новые идеи и подходы: межвуз. сб. науч. тр. / В. Н. Синюков, Т. В. Синюкова — под ред. М. И. Байтина. — 2000. — Вып. 2 (11).
  168. , А. Ю. Геополитические интересы России в Азиатско-тихоокеанском регионе и проблемы национальной безопасности // Вестник Академии экономической безопасности. — 2005. — Вып. 1 (4). — С. 151−168.
  169. , П. К. Криминологические и уголовно-правовые меры противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов : автореф. дис.. канд. юрид. наук / П. К. Смирнов. — М., 2009. —26 с.
  170. , С. М. Наркотики — угроза национальной безопасности Российской Федерации / С. М. Смирнов. — М., 2004.
  171. , Л. В. Современная сравнительная политология : учебник / Л. В. Сморгунов. — М., 2002.
  172. , H. Я. Профессиональная культура юристов (по итогам социологического исследования: науч.-практ. пособие / Н. Я. Соколов. — М.: ГОУ ВПО РПА МЮ РФ, — 60 с.
  173. Социология права: учеб. пособие / под ред. проф. В. М. Сырых и др. — Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. — М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 2001. — 518 с.
  174. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия — учеб. пособие для студентов вузов / сост., ред. и вступ. ст. Ерасов. — М.: Аспект Пресс, 2001, —556 с.
  175. , В. М. Логические основания общей теории права / В. М. Сырых. — М.: Юрид. дом «Юстицинформ», 2000. —¦ 528 с.
  176. , А. М. Коррупции — нет, финансовому контролю — да // Финансовый контроль. — 2003. — № 12. — С. 14−19.
  177. Теория государства и права / отв. ред. Н. Г. Александров. — М., 1968, —370 с.
  178. Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. — М., 1998. — 422 с.
  179. Теория государства и права: учебник / под ред. проф. M. М. Рассолова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004. — 735 с.
  180. Теория права и государства / под ред. проф. Г. Н. Манова. — М.: Бек, 1996, —323 с.
  181. Теория права и государства: учебник / под ред. проф. В. В. Лазарева. — М.: Право и Закон, 2002. — 576 с.
  182. Теория юридического процесса / под общ. ред. В. М. Горшенева. — Харьков, 1985. —214 с.
  183. Теория юриспруденции: учеб. пособие для студентов / под ред. Р. В. Шагиевой — РПА Минюста России — КФ РПА Минюста России. — Калуга: Полиграф-Информ, 2007. — 468 с.
  184. Тер-Акопов, А. А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции) / А. А. Тер-Акопов. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. — 196 с.
  185. , Ю. А. Теория компетенции / Ю. А. Тихомиров. — М.: Юринформцентр, 2001. — 352 с.
  186. , Ю. А. О модернизации государства // Журнал рос. права. — 2004. — № 4. — С. 6−13.
  187. , Ю. А. Теория компетенции // Журнал рос. права. — 2000. —№ Ю. —С. 23−38.
  188. , Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений / Ю. Г. Ткаченко. — М., 1980. — 324 с.
  189. , Е. Е. Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества / Е. Е. Тонков. — СПб., 2004. — 450 с.
  190. , Е. Е. Государственно-правовая политика Российской Федерации в сфере контроля за оборотом наркотиков // Современное право. — 2004. —№ 11. —С. 18−24.
  191. , Е. Е. Принципы деятельности государства по противодействию наркотизации общества // Современное право. — 2004. — № 12. —С. 22−26.
  192. , Я. В. Правосознание в структуре юридической деятельности : дис.. канд. юрид. наук / Я. В. Турбова. — СПб., 2000. — 225 с.
  193. Уголовный кодекс РСФСР с научно-популярным практическим комментарием / под ред. М. Н. Гернета и А. Н. Трайнина. — М., 1925.
  194. , А. С. История становления российского законодательства по противодействию незаконному обороту наркотиков в досоветский и советский периоды // Рос. следователь. — 2009. — № 24. — С. 15−28.
  195. , В. Ю. О некоторых проблемах совершенствования Концепции национальной безопасности Российской Федерации // Рос. следователь. — 2006. — № 2. — С. 40−43.
  196. , Ф. Н. Проблемы общей теории социалистической правовой надстройки / Ф. Н. Фаткуллин. — Казань: КГУ, 1980. — 414 с.
  197. Финансовое право: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. О. Н. Горбунова. — М.: Юрист, 2006. — 587 с.
  198. , В. П. Социальная деятельность как система / В. П. Фофанов. — Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1981. — 304 с.
  199. , Н. А. Правовая политика Российской Федерации в сфере социальной безопасности (на опыте борьбы с наркотиками): автореф. дис.. д-ра юрид. наук / Н. А. Фролова. — М., 2008. — 49 с.
  200. , А. Н. Государственный контроль под преступностью / А. Н. Харитонов. — Омск, 1997. — 215 с.
  201. , Г. В. Вопросы совершенствования организации государственного контроля за производством и реализацией алкогольной продукции в России : дис.. д-ра экон. наук / Г. В. Хомерики. — М., 2001. — 345 с.
  202. , Д. Д. Правовой статус органа управления // Сов. гос-во и право. — 1978.—№ 2. —С. 126−131.
  203. , А. Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике / А. Ф. Черданцев. — Екатеринбург: ЕГУ, 1993. — 252 с.
  204. , А. Д. Правоприменительные акты органов внутренних дел Советского государства : автореф. дис.. канд. юрид. наук / А. Д. Черкасов. — Саратов, 1986, —20 с.
  205. , В. В. Судебные, правоохранительные и контрольные органы России / В. В. Черников. — М., 2002. — 390 с.
  206. , В. А. Лекции по теории права / В. А. Четвернин. — М.: Российская правовая академия МЮ РФ, 1999. — 64 с.
  207. , В. А. Понятие права и государства. Введение в курс теории права и государства / В. А. Четвернин. — М.: Дело, 1997. — 120 с.
  208. , Ю. В. Актуальные вопросы юридической практики // Юрист.— 1999. —№ 1. —С. 15−21.
  209. , Ю. В. Юридическая деятельность: понятие и структура, ее ценность и значимость // Юрист. — 1994. — № 4. — С. 3−18.
  210. , Б. В. Виды юридической деятельности / Б. В. Шагиев. — М.: Российская правовая академия МЮ РФ, 2002. — 46 с.
  211. , Б. В. Юридическая деятельность в современном российском обществе : автореф. дис.. канд. юрид. наук / Б. В. Шагиев. —М., 2003. — 186 с.
  212. , Б. В. Юридическая деятельность как категория обшей теории права / Б. В. Шагиев. — М.: Российская правовая академия МЮ РФ, 2001. — 24 с.
  213. , Р. В. Правовая деятельность в современном российском обществе: (Проблемы теории и методологии): монография / Р. В. Шагиева. — М.: РПА МЮ РФ, 2004. — 213 с.
  214. , Р. В. Концепция правовой деятельности в современном обществе : дис.. д-ра юрид. наук / Р. В. Шагиева. — М., 2006. — 360 с.
  215. , Р. В. Процессуально-правовые нормы и их реализация в социалистическом обществе / Р. В. Шагиева. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1986. —103 с.
  216. , Н. В. Криминологические проблемы борьбы с профессиональной преступностью на современном этапе : автореф. дис.. канд. юрид. наук / Н. В. Шагина. — М., 2002. — 26 с.
  217. , М. Д. Уголовный закон / М. Д. Шаргородский. — М., 1948. —278 с.
  218. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. — М.: Наука, 1978, —315 с.
  219. Юридическая деятельность: сущность, структура, виды: сб. науч. тр. — Ярославль, 1989. — 200 с.
  220. , М. А. Правовые основы международной системы контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. — 2009. — № 4. — С. 3−15.
  221. , Ц. А. Общественные организации и развитие советской социалистической собственности / Ц. А. Ямпольская. — М.: Наука, 1965. — 315 с.
Заполнить форму текущей работой