Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовой механизм защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нормативно-правовой механизм защиты информационных прав человека и гражданина в России является частью правового механизма защиты соответствующих прав. Он выражается в установлении в российском законодательстве информационных прав человека и гражданина. Одним из важнейших компонентов нормативно-правового механизма защиты информационных прав человека и гражданина в Российской Федерации являются… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. 1. Содержание информационных прав и свобод человека и гражданина в российском законодательстве: теоретико-правовой аспект
    • 1. 2. Понятие правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в России
  • ГЛАВА II. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. 1. Понятие нормативно-правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
    • 2. 2. Особенности нормативно-правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 3. 1. Роль Президента РФ, законодательных и исполнительных органов власти в организационно-правовом механизме защиты информационных прав и свобод человека и гражданина
    • 3. 2. Роль правоохранительных органов и институтов гражданского общества в организационно-правовом механизме защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Правовой механизм защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное российское общество является информационным. Количество, качество и степень использования информации становятся факторами, определяющими уровень развития государства и существенно влияют на его статус в мировом сообществе. Становление и развитие информационных основ социума предполагает наличие совокупности предпосылок, обеспечивающих его воспроизводство и развитие. Непременным, базовым условием такого процесса предстает юридически оформленная защита информационных прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим обращение к исследованию правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина представляется крайне актуальным.

Соотношение свободы и ответственности, прав и обязанностей во взаимоотношениях гражданина и государства невозможно без информационного обеспечения. Информация становится фактором успешного и стабильного развития как общества в целом, так и его членовсубъектов общественных отношений, получающих, использующих и распространяющих информацию. Информационные права, таким образом, имеют как собственно юридическую, так и общесоциальную значимость. Информация, информационные права предоставляют возможность обеспечивать взаимонеобходимые отношения гражданина и государства. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ Д. А. Медведев указал на то, что необходимо «добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина"1. Именно информационные права и свободы человека и гражданина обеспечивают оптимальные формы и способы таких отношений, являясь неизбежным и неотъемлемым спутником демократии. Эти отношения.

1 Российская газета. 2010 г. 2 дек. объективируются в создании и функционировании правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина, что подтверждает особую значимость изучения данной проблемы.

Информационные права и свободы встроены в общую систему прав и свобод. Это означает, что осмысление и исследование вопросов действия правового механизма защиты информационных прав и свобод позитивно влияет на изучение и организацию правовой охрань1 и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ в целом.

Теоретическое осмысление действия правового механизма защиты информационных прав и свобод необходимо еще и потому, что в этом вопросе нельзя обойтись лишь анализом и комментированием действующего законодательства в этой сфере. Необходимо системное теоретико-правовое обоснование и исследование этой важнейшей правовой проблемы.

Вопросы защиты информационных прав и свобод связаны с формированием и развитие гражданского общества в России. Деятельность институтов гражданского общества, например, Общественной палаты РФ и Общественных палат субъектов России невозможно представить вне функционирования правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина. Средства массовой информации опираются на функционирование такого механизма.

В Российской Федерации защитой прав и свобод человека и гражданина заняты многие структуры, где особое место занимают Президент РФ, федеральные законодательные и исполнительные органы, правоприменительные структуры, соответствующие органы субъектов РФ. Безусловно, важное значение имеет институт Уполномоченного по правам человека РФ, аналогичные институты субъектов. Правозащитные объединения, инициативы депутатов, а также граждан заинтересованных в объективном и справедливом решении того или иного вопроса также оказывают свое заметное, порой решающее влияние в решении вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина в России.

Деятельность всех органов и структур, обеспечивающих или влияющих на характер защиты прав и свобод человека и гражданина безусловно нуждается в стабильном и надежном функционировании правового механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в России. Таким образом, необходимость обращения к обозначенной теме диссертационного исследования представляется очевидной.

Степень научной разработанности проблемы. Обращение к проблеме защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в РФ вызвано естественным откликом российских ученых в 1990;ые годы после прекращения существования СССР и формирования на его геополитическом пространстве новых государств. Россия объявила себя страной демократии и гласности, где все граждане пользуются равным правом на получение, использование и распространение информации. Безусловно, исследования последнего десятилетия XX века явились важным вкладом в обозначение круга информационно-правовых проблем и началом их изучения в нашей стране.

В начале XXI столетия интерес к обозначенной проблематике возобновился с новой силой. Появились работы, посвященные конституционному регулированию правоотношений в области информации, в том числе диссертационные1. Ученые обозначили принципиально новые подходы в проблематике информационного права, информационной безопасности2.

Вместе с тем, наименее изученным является, на наш взгляд, правовой механизм защиты информационных прав и свобод человека и гражданина.

1 Кабанов A.A., Смольяков A.A., Томин В. А. Конституционно-правовое регулирование информационных отношений в Российской Федерации. СПб., 2006; Елизаров В. Г. Свобода массовой информации в Российской Федерации: конституционные основы и правовые ограничения: дис.. канд. юрид. наук. М., 2002; Иззапюв Т. Ш. Механизм реализации конституционного права гражданина информацию в Российской Федерации: дис.. канд. юрид. паук. М., 2002; Лисицына Е. С. Право на информацию и информационную деятельность в РФ: конституционно-правовые аспекты: дис.. канд. юрид. наук. М&bdquo- 2003.

2 Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: учебник / под ред. Б. Н. Топорнина. СПб., 2005; Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство / Санкт-Петербургский университет МВД России. СПб.: Фонд «Университет», 2000.

Очевидно, что рассмотрение проблемы правоотношений в информационной сфере не может не опираться на достижения ученых общей теории права, таких как Н. Г. Александров, С. С. Алексеев, М. И. Байтин, С. Ф. Кечекьян, А. В. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузов, B.C. Нерсесянц, Ю. С. Решетов, В. М. Сырых, Р. О. Халфина, В. М. Чибинев, А. Ф. Черданцев и др.

Существуют исследования, составляющие общетеоретическую базу изучения информации и информационных систем в целом. В этих работах освещаются концептуально вопросы онтологии информации, ее сущность, содержание, дифференциация и другие компоненты (М.А. Аптер, В. И. Кремянский, Ф. П. Тарасенко, А. Д. Урсул, К. Шеннон, Ю. А. Шрейдер и др.). Эта группа ученых акцентирует внимание на том, что многообразие свойств информации обусловливает разветвленную множественность ее интерпретаций, анализ которых позволяет применить теорию информации к социальным процессам.

Ряд общих и специальных аспектов проблематики правового регулирования отношений в информационном обществе нашел отражение в работах таких специалистов, как И. JI. Бачило, В. Г. Белов, В. М. Боер, М. И. Брагинский, А. Б. Венгеров, О. А. Гаврилов, П. Е. Губин, В. А. Дозорцев, Н. Ю. Кирюшина, H.H. Ковалева, В. И. Кутузов, В. Н. Лопатин, В. Н. Монахов, О. Г. Павельева, Л. А. Сергиенко, Л. К. Терещенко, И. Д. Тиновнцкая, В. А. Томин, А. А. Фатьяпов и др.

За последние годы защищены несколько диссертаций, имеющих в большей или меньшей степени отношение к различным сторонам проблемы регулирования информационных отношений — по тематике теоретико-правовой концепции некоторых информационных прав граждан (Д.В. ГрибановН.Ю. КорченковаВ.Б. НаумовA.A. Рябиков), информационной безопасности России (В.М. Боер, В.Н. Лопатин), проблемам информатизации деятельности органов государственной власти (А.Ю. БеллевичA.B. КисляковскийA.A. КорнеевЮ.Г. ПросвирнинИ.Н. РыбаковаA.B.

ТоршинС.А. ХристославенкоA.B. Червяковский), проблемам государственного регулирования интернет-отношений (Е.С. Андрющенко, Е.В. Ильгова).

В рамках конституционно-правовой специальности диссертационный анализ конституционного права на информацию был проведен B.C. Хижняк (Саратов, 1998) — А. Г. Михайловым исследовано конституционно-правовое регулирование информационной сферы как основы новой комплексной отрасли информационного права (СПб., 2001) — A.M. Хасановым и М. Я. Муратовым рассмотрены политико-правовые проблемы СМИ и российской государственности, В. А. Томин исследовал информационные отношения в целом, Г. А. Алхутова исследовала историю и некоторые современные проблемы правового регулирования деятельности СМИ (М., 2002).

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Предметом настоящего исследования являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с реализацией правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также научно-теоретические вопросы осмысления сущности таких общественных отношений.

Целью диссертационного исследования является комплексное общетеоретическое изучение сущности, структуры и содержания правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также разработка и внесение предложений по совершенствованию данного механизма в современных условиях.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие основные задачи исследования: изучение сущности правового механизма и характера правоотношений в сфере защиты информационных прав, выявление существенных признаков и элементов;

— исследование содержания категорий: «информация», «права человека в информационной сфере», «информационные права», «информационные отношения», «информационное общество», установление соотношения и взаимосвязи между ними;

— выявление места информационных прав человека и гражданина в системе основных прав;

— определение и характеристика основных структурных элементов функционирования правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина;

— определение понятия, выявление особенностей и анализ сущности нормативно-правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Россииопределение понятия, рассмотрение особенностей и анализ организационно-правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в России;

— изучение роли Президента РФ, органов законодательной, исполнительной власти в правовом механизме защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

— изучение роли правоохранительных органов в правовом механизме защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

— изучение роли институтов гражданского общества в правовом механизме защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Методологической основой исследования. Цель и задачи настоящего исследования обусловили необходимость использования общенаучных и частнонаучных методов изучения. Методологической базой работы является метод материалистической диалектики, позволивший рассматривать правовой механизм защиты информационных прав человека как динамичный процесс. Также диссертант активно использовал методы анализа и синтеза (например, для всестороннего исследования сущности правового механизма), логический (при составлении дефиниций ключевых понятий), моделирования и прогнозирования (в сочетании с системным методом использовались для определения путей повышения эффективности правового механизма защиты информационных права и свобод).

Помимо этого в работе применялись частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правого моделирования, а так же юридические методы толкования норм и др.). Сравнительно-правовой метод использовался при сопоставлении подзаконных нормативно-правовых актов, законов Российской Федерации международным договорам.

Теоретическую основу исследования составили классические и современные общетеоретические работы, посвященные защите прав человека и гражданина. В работе автор опирался на труды ученых по конституционному праву, информационному, административному и по иным отраслевым юридическим наукам.

Эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, нормативно-правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, использовались статистические данные, материалы социологических исследований, опубликованные в открытой печати, а также публикации в средствах массовой информации, практика реализации информационных прав.

Научная новизна исследования — впервые проведено комплексное теоретическое исследование правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерацииизучены структурные элементы, особенности, формы и проанализированы проблемы функционировании правового механизма защиты прав и свобод человека и гражданина;

— изучена роль государственных органов и институтов гражданского общества в реализации правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина;

— обосновано существование группы информационных прав и свобод человека и гражданина, пути их возникновения, место в системе основных прав и свобод человек и гражданина в Российской Федерации;

— доказано, что информационные права и свободы являются одним из наиболее важных элементов всей системы прав и свобод человека и гражданина в современных условиях;

— показано, что эффективность защиты информационных прав характеризует степень цивилизованности общества и государства, влияет на уровень личной свободы человека и гражданина.

Основные положения и выводы, выносимые на защиту:

1. На основе анализа законодательства Российской Федерации, автор пришел к выводу, что ранее существовавшие полномочия человека и гражданина в области информации можно в настоящее время считать особой группой прав — информационными правами, включающими в себя: право на свободный поиск информации, право на передачу информации, право получать информацию, право на производство информации право, на распространение информации.

Автором выявлены два пути возникновения информационных прав и свобод человека и гражданина в правовой системе Российской Федерации: путем принятия новых нормативно-правовых актов внутригосударственного характера, закрепляющих новые информационные права человека и гражданина и путем ратификации международных договоров, содержащих новые информационные права человека и гражданина.

2. Анализ законодательства Российской Федерации позволил выявить существование такого правового явления, как правовой механизм защиты информационных прав и свобод человека и гражданина, который является разновидностью механизма защиты прав и свобод человека и гражданина.

Правовой механизм защиты информационных прав и свобод человека и гражданина подразделяется на нормативно-правовой и организационно-правовой. Нормативно-правовая форма выражается в принятии нормативно-правовых актов или во внесении в существующие нормативно-правовые акты таких изменений, которые могут способствовать осуществлению защиты информационных прав человека и гражданина.

Организационно-правовая форма выражается в деятельности внутригосударственных органов, задействованных в процессе защиты прав информационных человека и гражданина на территории Российской Федерации.

3. В результате анализа, существующего в Российской Федерации правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина автором были выявлены следующие его элементы:

• нормативное предписание, устанавливающее осуществления правовой защиты информационных прав человека и гражданина;

• юридический факт, который позволяет начать процесс осуществления правовой защиты информационных прав человека и гражданина;

• правоотношение, в котором есть права и соответствующие им обязанности;

• субъекты правового механизма защиты информационных прав человека и гражданина;

• объекты правового механизма защиты информационных прав человека и гражданина;

На основе анализа элементов правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, автором были выявлены его особенности как правового явления, которые состоят в уникальности сферы, в которой реализуется этот механизм, а так же предметов, по поводу которых, возникают соответствующие правоотношения (информация и ее носители).

4. Нормативно-правовой механизм защиты информационных прав человека и гражданина в России является частью правового механизма защиты соответствующих прав. Он выражается в установлении в российском законодательстве информационных прав человека и гражданина. Одним из важнейших компонентов нормативно-правового механизма защиты информационных прав человека и гражданина в Российской Федерации являются их гарантии. Содержание нормативно-правовых гарантий информационных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в международно-правовых актах и во внутригосударственном праве является практически идентичным. Однако основания их возможного ограничения и прямые ограничения, определенные в этих, нормативно-правовых актах, зачастую не совпадают между собой. В связи с этим, автором предлагается провести унифицикацию перечня оснований для ограничений указанных прав и создание перечня случаев прямого ограничения прав и свобод с последующим их закреплением в законе.

5. Анализ российского законодательства, в сфере информационных прав человека позволил выявить особенности нормативно-правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Такие особенности представляют собой принципы свободы самовыражения и идеологического многообразия, которые выступают в качестве правовой основы свободного информационного обмена, возможность установления ограничений информационных прав, только в случае угрозы правовым ценностям, посягательство на которые в сфере информационного обмена считается выражением нетерпимости. Ограничения в данном случае представляют собой запреты на распространение определённого рода информации в зависимости от её содержания (тематики или производимого негативного социального эффекта).

Так же автором установлено, что неотъемлемым элементом нормативно-правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина являются меры по защите информационных прав, которые состоят в: обязанности государственных органов и органов местного самоуправления публиковать принятые ими правовые акты в установленном законодательством порядке;

• обязанности органов и организаций сообщать для всеобщего сведения информацию о своей деятельности и правовом статусе, а также предоставлять информацию в тех случаях, если ее распространение может предотвратить угрозу жизни или здоровью граждан, если она имеет или может иметь общественно значимый характер, если требуется пресечь распространение недостоверной информации.

6. Исследовав организационпо-правовой механизм защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, автор пришел к выводу, что основная роль здесь принадлежит Президенту РФ, органам исполнительной власти, правоохранительным органам, а так же институтам гражданского общества. Роль Президента Российской Федерации в организационно-правовом механизме защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации обусловлена тем, что он является гарантом прав и свобод человека в России. Роль органов исполнительной власти в организационно-правовом механизме защиты информационных прав и свобод человека и гражданина. выражается в организации исполнения Конституции РФ и законов правозащитный потенциал, так же реализуется через аналитическую работу. Особое место в организационно-правовом механизме защиты информационных прав и свобод человека и гражданина отводится правоохранительным органам (судам, прокуратуре, органам МВД, адвокатуре, нотариату), которые играют самую активную роль в защите информационных прав и свобод человека и гражданина. Такое положение обусловлено самой правовой природой и функциями указанных органов.

Также, автором выявлена тенденция к повышению роли институтов гражданского общества в организационно-правовом механизме защиты информационных прав и свобод человека и гражданина.

7. Глубокий системный анализ правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, позволил автору сформулировать предложения по его дальнейшему совершенствованию и повышению его эффективности. Во-первых, нами предлагается принять федеральный закон, регулирующий условия и порядок реализации права на информацию, что позволило бы сократить объем подзаконного правового регулирования. В предлагаемом законе следует сформулировать понятие «общественно значимой информации», право доступа, к которой не может быть ограничено. Автор предлагает свою формулировку данного понятия. Общественно значимая информация — это сведения, сообщения, факты, данные, которые имеют значение для общества и личности, право доступа, к которым не может быть ограничено, за исключением случаев прямо указанных в законе. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, юридические лица обязаны обеспечить право свободного доступа к ней независимо от формы ее хранения, за исключением оговоренных в законе ограничений. Эта мера могли бы, так же, способствовать, интеграции России в международно-правовое пространство. Во-вторых, нами предлагается создание в России института специализированного Уполномоченного по защите информационных прав и свобод человека и гражданина. В-третьих, автор предлагает создать специализированные судов, деятельность которых будет связана с защитой информационных прав — информационных судов. При создании подобных. судов, на наш взгляд, будет уместно использовать опыт судебной палаты по информационным спорам, расширив его на информационные права и свободы в целом.

Научное и практическое значение работы. Теоретический анализ проблемы, составляющей предмет исследования, проведен в тесной взаимосвязи с практикой социально-экономических, политических, правовых преобразований в обществе. Полученные результаты исследования дают возможность упрочить теоретическую основу для совершенствования законодательства в области защиты информации, осуществить научно обоснованную систематизацию правовых режимов информации. Также, результаты могут послужить методологической основой для более детального научного анализа данного правового механизма в отраслевых юридических науках. Сформулированные предложения и выводы могут быть использованы в законотворческом процессе, а также в образовательной деятельности в рамках таких учебных дисциплин как, «Теория государства и права», «Информационное право», «Конституционное право России», при чтении специальных курсов, посвященных проблемам защиты прав и свобод личности.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования в деятельности органов государственной власти, создания государственной системы мер, направленных на решение проблем в сфере защиты информационных прав и свобод человека гражданина.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации докладывались обсуждались на заседаниях кафедры теории государства и права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», методологических семинарах в Саратовском филиале учреждения Российской академии наук Института государства и права РАН, конференциях, в том числе научно-практической конференции: «Проблемы юридической науки и образования в современной России» (5 ноября 2009 года, г. Санкт-Петербург). Наиболее значимые выводы и предложения изложены автором в 7 опубликованных научных работах.

Структура диссертации обусловлена целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Последнее время стало обычным характеризовать современноеобщество как информационное. Под информационным обществом принято понимать общество, в котором каждому его члену предоставлена обеспеченная законом возможность быть участником информационного обмена посредством создания информационных институтов и среде пи для наиболее эффективного и полноценного развития1.

Государство, регламентируя информационные отношения, реализует особое направление государственной политики в области информационных процессов, происходящих в информационной сфере, которую некоторые авторы называют «информационно-правовой политикой». Нет сомнения, что право на информацию реализуется буквально всеми субъектами общественных, государственных и правовых отношений. Во всем многообразии субъектов, реализующих отношения по поводу производства, получения и использования информационных ресурсов, человек-гражданин является первичной, системообразующей отношения фигурой.

В настоящее время есть все основания утверждать, что информационные права и свободы человека и гражданина в современной России представляют собой особую группу прав личности. Кроме того, в Российской Федерации уже устоялся правовой механизм защиты информационных прав и свобод человека и гражданина.

Исследование правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина позволило сделать некоторые обобщения и выводы теоретико-правового, и проблемно-практического свойства.

В том числе выявить структурные элементы и особенности данного механизма, рассмотреть его нормативно-правовую и организационно-правовую формы, роль Президента РФ, органов законодательной,.

1 Павельева О. Г. Теоретические основы регулирования информационных правоотношений: монография. СПб., 2004. С. 56. исполнительной, судебной власти, правоохранительных органов и институтов гражданского общества в реализации данного правового механизма.

Проблема защиты информационных прав, установления четкого механизма их реализации актуальна тем, что посредством своего осуществления они обретают действенность и реальность, обеспечивая тем самым их, обладая возможностью удовлетворения различных интересов. Исследование особенностей механизма защиты информационных прав проведенное в данной работе позволило выявить проблемы в реализации правовых норм, регулирующие соответствующие общественные отношения, и им работать пути совершенствования действующего законодательства по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации.

Рассмотрение основ правового статуса личности позволяет выделить идею, в соответствии с которой зафиксированные в российской Конституции информационные права образуют чёткую и последовательную систему. Свобода мысли, слова, массовой информации и право на доступ к информации органов власти гарантируют возможности граждан соответственно иметь убеждения и не подвергаться в связи с этим дискриминации, выражать свои мнения и делать их известными окружающим, отстаивать идеи и влиять на их учёт властью, наконец, контролировать власть — насколько данные идеи учтены.

Концептуальные основания системы защиты информационных прав и свобод человека и гражданина, имея историческую обусловленность и получая соответствующее конституционное закрепление, обеспечивают ее необходимые преемственность, стабильность и динамику. В России принципиальное изменение приоритетов в пользу человека, его прав и свобод знаменует становление демократической концепции защиты прав и свобод человека и гражданина. Стабильность и жизнеспособность последней связывается автором с расширением ее социально-регулятивных начал.

Повышение эффективности реализации правового механизма защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в России в ряде случаев достижимо посредством перераспределения правозащитной компетенции между некоторыми государственными органами.

Качественное преобразование и реальное совершенствование защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации достижимо при условии выявления закономерностей его функционирования, тенденций развития, неблагополучных, с правозащитной точки зрения, элементов государственного механизма. Обеспечение названных условий связывается с систематической, глубокой аналитической работой, объективные результаты которой позволят наделенным властью органам принимать соответствующие ситуации, комплексные правозащитные меры.

Упрочению в России цельного, отвечающего вызовам защиты информационных прав и свобод человека и гражданина препятствуют сложившиеся на практике корпоративное сопротивление носителей власти независимой правозащитной деятельности, проблемы свободы СМИ, отсутствие должного уровня правовой информированности в обществе и неконструктивное соперничество между субъектами правозащитной деятельности, имеющим единую или различную правовую природу. Преодоление деструкции такой конкуренции — наиболее сложно решаемая задача, поскольку ее нельзя достичь простым велением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные и правовые акты:
  2. Всемирная конвенция (1952г.) об авторском праве в редакции 1971 г. с дополнительными протоколами (с 13.03.1995 г.) // Сборник международных актов. М.: Энциклопедия, 2000.
  3. Конвенция о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.) // Сборник международных актов. М.: Энциклопедия, 2000.
  4. Рекомендация Комитета Министров Совет Европы государствам-участникам о независимости и функциях регулирующих органов в вещательном секторе. Ree (2000)23 // Правовые вопросы лицензирования телерадиовещания / под ред. А. Г. Рихтера. М., 2000.
  5. Резолюция № 1 4-й Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации «Будущее общественного телерадиовещания» // Международно-правовые документы в области средств массовой информации / сост. H.H. Довнар. Мн., 1999.
  6. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и её ратификация вместе с Протоколами // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М: Издательский Дом ИНФРА-М, 2003.
  7. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Российская газета. 1995. 5 апр.
  8. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека // Международные акты о правах человека: Сборник документов / сост. и вступ. ст.: Карташкин В. А., Лукашева Е. А. М.: Норма, Инфра-М, 1998. 784 с.
  9. Международный пакт о гражданских и политических правах // Международные акты о правах человека: Сборник документов / сост. и вступ. ст.: Карташкин В. А., Лукашева Е. А. М.: Норма, Инфра-М, 1998. 784 с.
  10. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международные акты о правах человека: Сборник документов / сост. и вступ. ст.: Карташкин В. А., Лукашева Е. А. М.: Норма, Инфра-М, 1998.784 с.
  11. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА ИНФРА М, 2000.
  12. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ» (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г.) Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 33, ст. 1332.
  13. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г. // Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов. 1997. Вып.4(40). Ст.З.
  14. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г., № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 42, ст.3921-
  15. Налоговый кодекс РФ (ч. 1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 24 июля 2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824, 3825- 2009. № 30, ст. 3739.
  16. Налоговый кодекс РФ (ч. 2) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 24 июля 2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32, ст. 3340, 3341- 2009. № 30, ст. 3739.
  17. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 09.03.10 № 20-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (чЛ), ст.1- 2010. № И, ст. 1169.
  18. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 II Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954.
  19. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. 8 дек.- Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 29, ст. 3582.
  20. Федеральный закон РФ № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31, ст. 3448.
  21. Федеральный закон РФ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 8, ст. 609.
  22. Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ № 176-ФЗ «О связи» Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 1, ст. 26.
  23. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 30, ст. 2854.
  24. Федеральный закон РФ от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 30, ст. 2864.
  25. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 11, ст. 4426.
  26. Федеральный Закон от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ» (с изм. и доп. от 22 октября 1998 г.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1995. № 191.
  27. Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 3,ст. 170.
  28. Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. 3477 «Концепция правовой информатизации России» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 23, ст. 2441.
  29. Указ Президента РФ от 27 декабря 1993 г. № 2293 «Вопросы формирования единого информационно-правового пространства Содружества Независимых Государств» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1993. № 31, ст. 2616.
  30. Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (с изм. и доп. от 17 января 1997 г., 1 сентября 2000 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1993. № 44, ст. 3422.
  31. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 73, ст. 2441.
  32. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 289 «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 26 дек.
  33. Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2093 «О мерах по защите свободы массовой информации в РФ» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993.
  34. Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1993. № 23, ст. 2625.
  35. Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. № 170 «Об основах государственной политики в сфере в сфере информатизации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 25, ст. 2641.
  36. Указ Президента РФ от 17 февраля 1994 г. № 328 «Вопросы деятельности Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 27, ст. 2712.
  37. Указ Президента РФ от 21 февраля 1994 г. № 361 «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 27, ст. 2716.
  38. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «Концепция национальной безопасности РФ» / Российская газета. 2000. 18 янв.
  39. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта .2004 г. № 314 // Российская газета. 2004. 12 мар.
  40. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 608 «О сертификации средств защиты информации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1995. № 58, ст. 2354.
  41. Постановление Правительства РФ от 2 августа 1997 г. № 973 «Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1997. № 84, ст. 3839.
  42. Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 1994 г. № 1718-р «Об управлении средствами массовой информации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 34, ст. 3425.
  43. А.Х., Ананидзе Ф. Р. Правовой статус меньшинств икоренных народов: международно-правовой анализ. М., 1997. 224 с.
  44. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. 336 с.
  45. А.Б. Основы федерального информационного права России. М: Юрайт, 1995. 160 с.
  46. А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000. 560 с.
  47. Н.И. Теория государства и права: конспекты лекций и методические указания. М.: Международный Университет бизнеса и Управления, 2001. 144 с.
  48. С.С. Теория права. М.: Бек, 1994. 224 с.
  49. С.С. Права человека как институт естественного и позитивного права // Права человека: История, теория и практика: учебное пособие / отв. ред. Б. JI. Назаров. М.: Йзд-во, 1995. 325 с.
  50. Анализ законодательства в Российской Федерации в контексте права человека на информацию. М.: Центр «Право и СМИ», 1999. 336 с.
  51. A.B. Информация: восприятие и понимание. Киев: Наукова думка, 1988. 184 с.
  52. А.Б. Проблемы развития и сопряжения государственных информационных ресурсов в рамках единого информационного пространства России / НТЦ «Информрегистр» Роскоминформа. М., 1996. 55 с.
  53. А. Б., Артамонов Г. Т., Артищев А. И., Бачило И. Л. и др. Черешкин Д. С. руководитель проекта. Проект Концепции государственной информационной политики. М., 1999.
  54. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат, 1975. 408 с.1
  55. В.Г. Социальная информация. М, Наука, 1994. 200 с.
  56. . Монополия средств массовой информации. М., Прогресс, 1987. 320 с.
  57. И.Л. О праве на информацию в РФ. М., 1997. 188 с.
  58. И.Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: учебник / под. ред. Б. Н. Топорнина. 2-е изд., с изм. и доп. СПб.: изд. Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. 725 с.
  59. В.М. Информационно-правовая политика России: монография. СПб.: СПб акад. МВД России, 1998. 252 с.
  60. В.М. Правовая информация. СПб.: СПбГУАП, 1998. 38 с.
  61. В.М. Информационно-правовые проблемы безопасности России: Научное издание. СПб.: СПб ГУАП, 1998. 88 с.
  62. H.A. Система науки конституционного права. М.:1. Юрисгь, 2001. 445 с.
  63. В.В. Служба защиты прав человека. Мировой опыт. М.: БЕК, 1996. 385 с.
  64. М.М., Васильева М. И. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы: монография. М.: Норма: Инфра-М, 2002. 435 с.
  65. А.П. Практика Европейского суда по правам человека. М., Спарк, 2001.215 с.
  66. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. 253 с.
  67. Л.Д. Юридический статус личности в России: учебное пособие. М.: Изд-во Московского государственного ун-та- Инфра-М-Норма, 1997.294 с.
  68. Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М ., М1У, 1972. 299 с.
  69. Вопросы применения европейской конвенции по правам человека. Гарантии имущественных прав. Защита прав беженцев. Контроль за исполнением решений Европейского Суда. Сборник докладов. М.: Р. Валент, 2001. 112 с.
  70. В.А., Малюк A.A. Основы защиты информации. М., ООО «Инкомбук», 1997. 537с.
  71. С.Б. Права личности в гражданском обществе и правовом государстве: монография / под ред. В. П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России- Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности. 1999. 143 с.
  72. Глущенко 77.77. Конституционные права и свободы граждан России: современные проблемы социально-правовой защиты: монография /под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997. 375 с.
  73. С. А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство: монография. М.: НИМИ, 2001. 352 с.
  74. Государственная тайна в Российской Федерации: учебное пособие / под общ. ред. М. А. Вуса и A.B. Федорова. 2-е изд. перераб. и доп. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005. 623 с.
  75. A.A. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества: монография. М., Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2001. 330 с.
  76. Граждане и органы государственной власти: доступ, информирование и обжалование. М.: Юрист. 2001. 144 с.
  77. A.C. Информационный менеджмент: Учебное пособие/ A.C. Гринберг. М.: ЮНИТИ, 2003. 415 с.
  78. В.Н. Декларация прав и реальность. К 200-летию Декларации прав человека и гражданина. М., Международные отношения, 1989. 208 с.
  79. Ю.К. Информация, мировое развитие и ООН. М., 1994.287 с.
  80. Дженис М, Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека: практика и комментарии / Марк Дженис, Ричард Кэй, Энтони Брэдли- пер. с англ. А.Иванченков. М.: Права человека, 1997. 608 с.
  81. Е.В. Диалектика содержания и формы в информационных процессах. Минск: Наука и техника, 1973. 222 с.
  82. Ю.А., Златополъский A.A. Гражданин и власть. М.: Манускрипт, 1994. 160 с.
  83. H.H. Международно-правовые документы в области средств массовой информации: сб. / сост. H.H. Довнар. Мн.: Медисонт, 1999. 201 с.
  84. Э., Мэрилл Д. Доступ общественности к СМИ. Беседы омасс-медиа. М., 1997. 205 с.
  85. Е.В. Международный обмен информацией. Правовые аспекты. М.: Междунар. отношения, 1988. 141 с.
  86. JJ.H. Механизм реализации права. М.: БЕК, 1992. 447с.
  87. Законодательство о СМИ: учебно-практические материалы / под ред. А. Г. Рихтера. М.: Центр «Право и СМИ», 1999. 544 с.
  88. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации: сборник статей / Научно-практический комментарий профессора MJI. Федотова. М., Центр «Право и СМИ», 1999. 544 с.
  89. Защита прав человека на Кавказе: позиция ученых и правозащитников / под ред. А. Ю. Сунгурова. СПб: Норма, 2002. 236 с.
  90. Защита объектов и информации от несанкционированного доступа: монография / сост. В. И. Дикарев, В. А. Заренков, Д. В. Заренков. СПб.: Стройиздат СПб, 2004. 319 с.
  91. Информационная безопасность России: монография/ МАЭП- сост. Е. А. Ерофеев. М.: Экзамен, 2003. 559 с.
  92. Информационное общество: Информационные войны. И74 Информационное управление. Информационная безопасность / под ред. М. А. Вуса. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999. 212 с.
  93. Информационные споры: Как в них победить? Решения, рекомендации, экспертные заключения Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации / отв. ред.А. К. Симонов. Сост. А. К. Копейка. М., Галерия, 2002. 392 с.
  94. A.A. Понятие значение, и правовое регулирование государственной тайны: лекция / А. А. Кабанов. СПб., 2003. 32 с.
  95. A.A. Информационная безопасность: Лекция. Изд. 2-е, перераб. СПб.: СПб университет МВД России. 2003. 27 с.
  96. A.A. Информация и правоохранительная деятельность: Сб. статей, докладов и выступлений на конференциях, семинарах, симпозиумах и совещаниях, опубликованных в период с 1986 по 2001 г. СПб.: СПб университет МВД России, 2002. 202 с.
  97. В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М.: ИГиП РАН, 1995. 135 с.
  98. Кин Д. Средства массовой информации и демократия. М.: Памятники ист. мысли, 1993. 167 с.
  99. Н.Ю. Основы правового регулирования права на информацию в международном зарубежном праве: учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2002. 159 с.
  100. Ю.М. Массовая информация и международное право. М.: Междунар. отношения, 1974. 168 с.
  101. B.C. Связь с общественностью и общественными организациями: «паблик рилейшнз» — государственной власти и управления. М., Изд. РАГС. 1996. 520 с.
  102. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первойiпостатейный) / отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Инфра-М- Контакт, Контракт, > 2005. 778 с.
  103. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть вторая. / Под ред. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина. М., Юрайт-Издат, 2008. 992 с.
  104. Комментарий к Закону РФ «О средствах массовой информации» / под ред. В. Н. Монахова. М.: Галерея, 2001. 224 с.
  105. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, под ред. Ю. М. Козлова. М., Юристъ, 2002. 1229 с.
  106. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Изд. 3-е, доп. и перераб. / под ред. JI.A. Окунькова. М., 2002. 1007 с.
  107. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. В. Д. Карповича. М., 2002. 959 с.
  108. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В. М. Лебедева. М.: Юрайт-М, 2001. 736 с.
  109. Е.И., Кутафий O.E. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2007. 585 с.
  110. Т.Н. Запрет дискриминации в российском и международном праве: монография / Г. Н. Комкова. Саратов: ПАГС им. П. А. Столыпина, 2003. 124 с.
  111. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав и свобод человека. Сб. статей. М., 1994.
  112. Концепция государственной информационной политики / под ред. Финько O.A. М., 1999. 47 с.
  113. В.А. Информационное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. 512 с.
  114. Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева. М.: Проспект, 2001. 492 с.
  115. Л.П., Смирнов С. Н. Информация как объект правовой защиты. М.: Гелиос, 1998. 240 с.
  116. O.E. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2003. 587 с.
  117. Ламэй К, Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Особенности развития общественного вещания / Общественное телерадиовещание: Документы, комментарии, рекомендации. М.: Информационно-издательское агентство «Лик», 2000. 198 с.
  118. Ю.И., Толстопятенко Г. П., Экштайн К. А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» / под ред. К. А. Экштайна. М., ЭКОМ, 2000. 448 с.
  119. Ю.И., Толстопятенко Г. П., Экштайн К. А. Права и свободы человека и гражданина. М., 2000. 784 с.
  120. Е. Как начиналась работа Уполномоченного по гражданским правам / пер. с польского Э. С. Орловского. М.: Проектная группа по правам человека, 1998. 310 с.
  121. В.Н. Информационная безопасность России: Человек.
  122. Общество. Государство / Санкт-Петербургский университет МВД России. СПб.: Фонд «Университет», 2000. 428 с.
  123. Е.А. Генезис идей прав человека и правового государства // Общая теория прав человека / рук. авт. колл. и отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 1996. 520 с.
  124. И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М.: Спарк, 1997. 212 с.
  125. Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Универс», 1993. 384 с.
  126. Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999.419 с.
  127. Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность //' Конституция СССР и правовое положение личности. -М., 1979. С.50−62.
  128. К. Ваше право на правительственную информацию. СПб.: Манускрипт, 1996. 170 с.
  129. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во МГУ, 1999. 208 с.
  130. С.А. Информационное противоборство как фактор геополитической конкуренции / С. А. Модестов. М.: Московский общественный научный фонд, Издательский центр научных и учебных программ, 1999. 64 с.
  131. М.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в России: опыт системного конституционного осмысления / Мархгейм М. В. Ростов н/Д: РостИздат, 2003. 352 с.
  132. М.В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в России: монография. М.: Изд-во Моск. гуманит. унта, 2004. 313 п.л.
  133. М.В. Конституционно-правовые вопросы защиты российских граждан, находящихся за границей. Ростов н/Д: ЦИТ ПРОНТО, 1997. 256 с.
  134. Т.Д. Неправительственные организации в становлении и развитии гражданского общества // Право и гражданское общество в современной России: сборник научных статей / под общ. ред. Г. В. Мальцева. М.: Изд-во РАГС, 2003.
  135. Т.Д. По зову сердца, а не по долгу службы. Неправительственные организации в защите прав и свобод человека: международная практика и опыт России. М., 1998.
  136. Н.И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. 294 с.
  137. В.Ф., Миронов A.B. Гражданство в Российской Федерации. Российские и международные акты. Комментарии законодательства / под общ. ред. В. Ф. Миронова. М.: Издательство НОРМА, 2001.512 с.
  138. A.C. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / под ред. Н. И. Матузова. Саратов: СШВ МВД РФ, 1996. 288 с.
  139. P.A. Права человека: идеи, нормы, реальность. М.: Проспект, 1991.289 с.
  140. На пути к региональному Уполномоченному по правам человека / под ред. А. Ю. Сунгурова. СПб.: Норма, 2001. 232 с.
  141. B.C. Права человека в истории политико-правовой мысли // Права человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 1999. С. 169 177.
  142. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2000.
  143. Общая теория прав человека / рук. авт. колл. и отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 1996. 610 с.
  144. О.Г. Теоретические основы регулирования информационных правоотношений: монография. СПб.: СПбГУАП, 2004. 172 с.
  145. Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 2003. 573 с.
  146. Права человека: учебное пособие / А. Д. Гусев, Я. С. Яскевич, Ю. Ю. Гафарова и др.- под общ. ред. А. Д. Гусева и Я. С. Яскевич. Минск: Тетра Системе, 2002. 304 с.
  147. Права человека и вооруженные конфликты / отв. ред. В. А. Карташкин. М.: НОРМА, 2001. 384 с.
  148. Права человека и процессы глобализации современного мира / отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Норма, 2007. 464 с.
  149. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / отв. ред. Е. А. Лукашева М., 2000. 320 с.
  150. Права человека: история, теория и практика под ред. Б. Назарова. М.: Русслит, 1995. 304 с.
  151. Права человека: постоянная задача Совета Европы. Пер. с англ. М.: Права человека, 1996. 128 с.
  152. Правовое положение личности отв. ред. В. Е. Чиркин. М.: Наука, 1987.272 с.
  153. Право на информацию: российское законотворчество о СМИ в 1999 2000 гг. в контексте западноевропейских стандартов свободы слова / под ред. Г. В. Винокурова, А. Г. Рихтера. М., 2001. 528 с.
  154. Правовые аспекты лицензирования телерадиовещания и телекоммуникаций. / под ред. Г. В. Винокурова, А. Г. Рихтера, В. В. Чернышева. М., 1999. 431 с.
  155. Правовые вопросы лицензирования телерадиовещания / под ред. А. Г. Рихтера. М., Центр «Право и СМИ», 2000. 461 с.
  156. Права человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 1999. 275с.
  157. Права человека в России международное измерение. Вып.1. М., 1995.
  158. Права человека в России: декларация, нормы и жизнь. М., Изд-во МНЭПУ, 1999. 416 с.
  159. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / рук. авт. колл. и отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 2002. 448 с.
  160. М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: МГУ, 2000. 336 с.
  161. М., Круг 77. Благоприятная среда для свободных и независимых средств массовой информации. М., 2000. 68 с.
  162. Ю.Г. Информационное законодательство: современное состояние и пути совершенствования / Воронеж: издательство Воронежского государственного университета, 2000. 368 с.
  163. Конституционно-правовые основы юридической ответственности государственных должностных лиц и государственных служащих: учебное пособие / Завгородняя Л. В., Калмыков Ю. Н., Прусаков Ю. М. Ростов-на-Дону: Изд-во Сев.-Кавказ. акад. гос. службы, 2003. 294 с.
  164. C.B. Основы социологии инфокоммуникаций: учебное пособие. СПб.: СПбГУТ, 2002. 208 с.
  165. Путь России к информационному обществу (предпосылки, индикаторы, проблемы, особенности) / Г. Л. Смолян, Д. С. Черешкин, О. Н. Вертинская, В. Н. Коапюк, Ю. А. Савостицкий. М.: Институт системного анализа РАН, 1997. 64 с.
  166. M. М. Информационное право. М.: Юристъ, 1999. 400 с.
  167. М.М. Право и Интернет. М., Норма, 2003. 331 с.
  168. Л.П., Упоров И. В. Естественные права человека. СПб.: Лексикон, 2001. 95 с.
  169. Ю.С. Механизм правореализации в условиях развитого социализма. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1980. 167 с.
  170. Российский и зарубежный опыт правового регулированиядоступа граждан к правительственной информации / Комиссия по свободе доступа к информации. М.: Комиссия по свободе доступа к информации, 1999. 248 с.
  171. Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации: сборник статей / под ред. доктора юридических наук, профессора, академика РАЕН и ПАНИ, заслуженного деятеля науки РФ В. М. Баранова. Нижний Новгород, 2003. 635 с.
  172. Российское гуманитарное право / В. Н. Белоновский, H.A. Ефремова, Н. И. Косякова и др.- под ред. Ю. А. Тихомирова (отв. ред.), Н. И. Архиповой, Н. И. Косяковой. М.: «ПРИОР», 1998. 304 с.
  173. И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997. 192 с.
  174. Ф.М. Личность и социалистическая законность: учебное пособие. Волгоград: Высшая следственная школа МВД СССР, 1976. 115 с.
  175. И. Юридическая антропология / пер. с франц. М.: НОРМА, 1999. 310 с.
  176. А.Х. Общепризнанные права человека / под ред. И. И. Лукашука. М.: МЗ ПРЕСС, 2002. 267 с.
  177. Сиберт Ф. С, Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы / Пер. с англ. М. М. Полевой, 1998. 223 с.
  178. Словарь-справочник по информационным технологиям: Правовое обеспечение: Более 400 терминов и определений //сост. Ю. И. Фединский. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. 907 с.
  179. С.А. Защита права на неприкосновенность частой жизни в Интернете. М., Правозащитной сети, 2003. 164 с.
  180. Современное право средств массовой информации в США / под ред. А Г. Рихтера. М., 1997. 256 с.
  181. A.A. Обеспечение информационной безопасности России / под ред. Садовничева В. А. и Шерстюка В.П.-М., МЦНМО, 2002. 296с.
  182. A.A., Туманова Л. В. Обеспечение и защита права на информацию. Городец-издат, 2001. 344 с.
  183. Судебная защита прав и свобод: научно-практическое пособие / отв. ред. В. П. Кашепов. М.: НОРМА, 1999. 255 с.
  184. А.Ю. Сравнительный анализ института омбудсмана // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах / под ред. А. Ю. Сунгурова. Приложение к журналу «Северная Пальмира». СПб., 1999.
  185. Терминологический словарь по информатике и информационной безопасности: справочное пособие / МВД РФ КЮИ- сост. А. И. Григорьев. Калининград, 2003. 210 с.
  186. Телекоммуникации и право: вопросы стратегии / под ред. Ю. М Батурина. М., 2000. 189 с.
  187. Л.В., Снытников A.A. Обеспечение и защита права на информацию. М.: Городец-издат, 2001. 340 с.
  188. В.А. Европейский Суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. М.: НОРМА, 2001. 304 с.
  189. B.C., Стукалова Т. В. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2001. 240 с.
  190. М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М., Международные отношения, 2002. 623 с.
  191. М.А. Правовые основы журналистики. Труды об интеллектуальной собственности. В 4-х томах. М., 2001.
  192. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Отв. ред. Б. В. Марков. Пер. с нем. СПб., 2000. 377 с.
  193. B.C. Право человека на информацию: механизм реализации / под ред. В. Т. Кабышева. Саратов, 1998. С. 8−9.
  194. Хоффман-Рим В. Общественное вещание: современное состояние и перспективы регулирования в Германии / Общественное телерадиовещание: Документы, комментарии, рекомендации. СПб., Лик, 2000. 198 с.
  195. A.A. Защита информации: проблемы теории и практики. М., 1996. 110 с.
  196. B.JI. Правовое регулирование деятельности прессы за рубежом (Обзор законодательных документов). М., 1992. 54 с.
  197. В.Л. Средства массовой информации в политической системе современного капитализма. М.: Наука, 1988. 189 с.
  198. B.C. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства: Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / отв. ред. Б. С. Эбзеев: В 2 т. М., 2000.
  199. И.И. йнформациология. М.: Радио и связь, 1996. 215 с.
  200. Юридический энциклопедический словарь / под общ. ред. В. Е. Крутских. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. 450 с.
  201. С.С. Правовой статус национальных меньшинств (теоретико-празовые аспекты). М., Эдиториал УРСС, 2000. 364 с.
  202. Статьи в периодических изданиях:
  203. С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право.1999. № 1.
  204. И.Ю. Проблема интеллектуального суверенитета в информационном обществе // Информационное общество. 2000. № 2.
  205. JJ.B. Международно-правовая защита коренных народов. //Журнал российского права. 2001. № 5.
  206. Ю.Г. Обеспечение политических прав и свобод граждан в нормативных актах МВД России // Следователь. 1998. № 4.
  207. А.Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России // Общественные науки и современность. 2002. № 1.
  208. В.В. О праве граждан на получение информации при устном обращении в органы власти // Адвокат. 2004. № 7.
  209. И.Л. Информационные ресурсы как объект права и отношений, регулируемых ГК РФ// Информационные ресурсы России. М., 1999. № 1.
  210. И.Л. Информация как предмет правоотношений// ВИНИТИ РАН. Научно техническая информация. Сер. 1. 1997. № 9.
  211. И.Л. Эффективность законодательства в области обеспечения информационной безопасности // ВИНИТИ РАН. Научно -техническая информация. Сер. 1. М., 1996. № 7.
  212. ИЛ. Институты интеллектуальной собственности и информация//Сборник ИГП РАН, ИНИОН РАН «Интеллектуальная собственность: современные правовые проблемы». М., 1998.
  213. И.Л. Информация и информационные отношения в праве // Научно техническая информация. Сер. 1. 1999. № 8.
  214. P.C. Мировоззренческие основы общероссийской правовой идеологии // Журнал российского права. 2001. № 11.
  215. Д. Нужна специализация судей, а не судов // Российская юстиция. 2003. № 2.
  216. Ю. Российская правовая система и европейские стандарты // Российская юстиция. 2001. № 1.
  217. Ё.М. Реализация права на необходимую оборону // Гражданин и право. 2002. № 9/10.
  218. В.М., Бородин В. В. Факторы правовой информированности личности //Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел. СПб., 1993. С. 88−94.
  219. JI.B. Ответственность государства и судей за вред, причиненный гражданам при отправлении правосудия // Журнал российского права. 2001.№ 9.
  220. В. и др. Ювенальная юстиция защита для сирот // Российская юстиция. 1998. № 8.
  221. С.А. Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы реализации права на свободу совести в контексте глобализации // Государство и право. 2002. № 10.
  222. В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод // Журнал российского права. 2001. № 12.
  223. Ю. Проблемы обеспечения конституционных прав граждан при внедрении СОРМ // Конфидент. 2000. Янв. февр. № 1.
  224. О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы // Российская юстиция. 2000. № 7.
  225. В.М., Шубина Т. Б. Защита права как правовая категория //Правоведение. 1998. № 1.
  226. А. Выводы и замечания относительно прав человека, имеющие особое значение для демократического развития // Права человека -международное измерение: сборник международных документов. Вып.1. М., 1995.
  227. А. Какой будет административная юрисдикция? // Российская юстиция. 2002. № 11.
  228. С. Конвенция о правах человека как составная часть правовой системы России // Российская юстиция. 2001. № 8.
  229. С.Л. Проблемы формирования социального контроля надмеханизмом государства (Социально-правой аспект) // Вестник Тюменского государственного ун-та. 2002. № 4.
  230. В.А. Вопросы информации в Гражданском кодексе Российской Федерации // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1998. № 3.
  231. Л. Актуальные проблемы становления науки прав человека //Белорусский журнал международного и национального права. 2002. № 2.
  232. В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Российская юстиция. 2000. № 10.
  233. Г. В. Международно признанные права и свободы как компоненты правового статуса личности // Правоведение. 2001. № 1.
  234. Д.В. Виртуализация общества — Санкт-Петербург // «Петербургское Востоковедение», 2002.
  235. В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России //Журнал российского права. 2004. № 6.
  236. И.О. Органы местного самоуправления в обеспечении свободы действии СМИ защите прав граждан // Право и политика. 2002. № 3.
  237. И.Н. Информационное общество и глобальныеинформационные сети: вопросы государственной политики // Информационное общество 1998. Вып. 6.
  238. O.E., Копылов В. А. Проблемы становления информационного права в России // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1999. № 8.
  239. Е.В. Новые направления в правах человека // Общественные науки за рубежом. Сер.4. 1991. № 4.
  240. КН. Исчерпание средств правовой защиты как критерий приемлемости жалобы в Европейский суд по правам человека и российская правовая система // Адвокат. 2004. № 5.
  241. .С. Проблемы зашиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации // Журнал российского права. 2001. № 8.
  242. В.А. Информация как объект гражданского права: проблемы дополнения гражданского кодекса РФ // Информационные ресурсы России. 1998. № 5.
  243. И.Н. Информационное общество и глобальные информационные сети: вопросы государственной политики // Информационное общество 1998. Вып. 6.
  244. O.E., Копылов В. А. Проблемы становления ин формационного права в России // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1999. № 8.
  245. И. Новый Уголовный кодекс РФ и международные стандарты по правам человека // Российская юстиция. 1997. № 1.
  246. В.Н. Законодательные ограничения права на доступ к информации // Российский и зарубежный опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации. М., 1999.
  247. C.B. Права жертв преступлений и злоупотреблений властью // Журнал российского права. 2001. № 7.
  248. О. Путь демократии, законности, уважения и защиты человека правильный путь. Материалы V Всероссийского съезда судей // Российская юстиция. 2001. № 3.
  249. И. Права личности новый приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации // Российская юстиция. 2002. № 7.
  250. А. Неприкосновенность частной жизни и СМИ // Законодательство и практика масс-медиа. 2002. № 3.
  251. Э.Н. Понятие и правовая природа международных неправительственных организаций // Юрист. 2000. № 9.
  252. О. Судьи голосуют за состязательность // Российская юстиция. 2001. № 11.
  253. И.И. Российское гражданство: новый правовой статус // Гражданин и право. 2002. № 9/10.
  254. Окинавская хартия информационного общества от 22 июля 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. № 8.
  255. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь. (Материалы международной конференции, посвященной 50-летию всеобщей декларации прав человека) // Государство и право. 2000. № 3.
  256. И.И. Полномочия президента и Правительства Российской Федерации по осуществлению контроля в области обеспечения национальной безопасности // Право и политика. 2003. № 9.
  257. В.П. Незримое вторжение. Негативное воздействие информации на сознание человека // Защита и безопасность. 1999. № 1 (8).
  258. В.П. Понятие информационно-правовой культуры // Сборник материалов международной научно-практической конференции 12—13 февраля 1999 года «Компьютерная преступность: состояние, тенденции и превентивные меры ее профилактики». СПб., 1999.
  259. Г. А., Малахов C.B. Понятие, структура и юридическая природа Интернет // Право и политика. 2002. № 4.
  260. .В., Алексеев A.B. Теория информации: эволюция взглядов и подходов, современные проблемы и возможные пути развития // Проблемы информатизации. 2001. № 3.
  261. JI.K. Информация в обществе: правовой аспект // Журнал российского права. 1998. № 4/5.
  262. И.Д. Информационное право и информационные отношения // Проблемы информатизации. 1999. № 3.
  263. . В.Ю. Особенности юридической ответственности средств массовой информации // Право и политика. 2002. № 2.
  264. И.Л., Трунова Л. К. Актуальные проблемы защиты государственной тайны // Право и политика. 2002. № 7.
  265. A.B. Право гражданина на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2001. № 11.
  266. Е. А. Информационное общество // Новейший философский словарь. Минск, 1999.
  267. Г. Г. Информационная безопасность общества // Социально-политический журнал. 1996. № 5.
  268. O.A., Нестеров Ю. М. Информационное общество и информационное право. Бюллетень КСДИ, 1997, № 5—6.
  269. C.B. Демократия и права человека. Право на свободу совести и свободу вероисповедания // Гражданин и право. 2000. № 1.
  270. Е.С. Обращения граждан как форма их участия в управлении делами государства // Гражданин и право. 2000. № 6.
  271. А.Г., Рахимов Р. А. Государственная идентичность как элемент правового статуса личности // Государство и право. 2000. № 5.
  272. Н.Ю. Правовой институт уполномоченного по правам человека //Гражданин и право. 2000. № 6.
  273. C.B. Права человека и гуманитарная проблематика в современной дипломатии // Московский журнал международного права. 1992. № 3.
  274. С.Н. Информационные отношения и система информационного законодательства // Законодательство и практика средств массовой информации. 1999. № 1.
  275. X. Новые аспекты судебной зашиты прав и свобод граждан // Российская юстиция. 1996. № 8.
  276. К.В. Правовые механизмы: постановка проблемы // Проблемы теории государства и права. 2002. № 3.
  277. Диссертации и авторефераты диссертаций:
  278. С.Ю. Обеспечение права беженцев и лиц, ищущих убежище на информацию в Российской Федерации: дис.. канд. юрид. наук. СПб, 2006. 24 с.
  279. А.Ю. Конституционное право на информацию и его защита в условиях пенитенциарной системы Российской Федерации: на примере Владимирской области: дис.. канд. юрид. наук. М., 2003. 372 с.
  280. В.М. Информационно-правовая политика и безопасность России (теоретико-правовой аспект): автореф. дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
  281. С.Н. Юридические гарантии обеспечения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект): автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2001.
  282. С. А. Административно-правовые отношения в обеспечении права граждан на информацию: дис.. канд. юрид. наук. М.,. 2001. 187 с.
  283. Д.В. Правовое регулирование кибернетического пространства как совокупности информационных отношений: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. 22 с.
  284. П.Е. Право на информацию и обязанность по ее предоставлению как элементы правового статуса субъекта предпринимательской деятельности: дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2004. 206 с.
  285. В.Г. Свобода массовой информации в Российской Федерации конституционные основы и правовые ограничения: дис.. канд. юрид. наук. М., 2002. 206 с.
  286. Т.Ш. Механизм реализации конституционного права гражданина информацию в Российской Федерации: дис.. канд. юрид. наук. М., 2002. 198 с.
  287. A.A. Реализация конституционного права на информацию подразделениями информации и общественных связей МВД России: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Спб., 2005. 22 с.
  288. A.B. Административно-правовое обеспечение информационной безопасности: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2003. 23 с.
  289. A.A. Информационная политика субъекта федерации. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. полит, наук М., Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. 2002. 21 с.
  290. Н.Ю. Становление теоретико-правовой концепции права на информацию: дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000. 186 с.
  291. Е.С. Право на информацию и информационную деятельность в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2003. 214 с.
  292. В.Н. Информационная безопасность России: дис. д-ра юрид. наук. СПб., 2000. 443 с.
  293. А.Г. Конституционно-правовое регулирование информационной сферы: дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2001. 177 с.
  294. М.Я. Право на свободу слова: история и современность: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2002. 21 с.
  295. В.Б. Правовое регулирование распространения информации в сети Интернет: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. 21 с.
  296. И.Ю. Информационно-Коммуникативная функция государства и механизм ее реализации в современной России (теоретический и сравнительно-правовой анализ): дис.. д-ра юрид. наук. Спб., 2001. 487 с.
  297. Ю.А. Право личности на информацию и деятельность органов внутренних дел по его обеспечению и охране: дис.. канд. юрид. наук. М., 2001. 179 с.
  298. О.Г. Правовое регулирование информационных отношений (теоретико- правовое исследование): дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2004. 193 с.
  299. Ю.Г. Теоретико-правовые аспекты информатизации в современном российском государстве: автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 2002. 46 с.
  300. H.A. Конституционное право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2002 186 с.
  301. A.A. Ограничение свободы средств массовой информации в интересах борьбы с терроризмом (международно-правовые вопросы): автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2003 21 с.
  302. Д.А. Права человека в области информации (международно-правовые аспекты): дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2002. 159 с.
  303. О.Ю. Информация как объект абсолютных и относительных гражданских правоотношений: автореф. дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 2003. 22 с.
  304. В.А. Информационные отношения в Российской Федерации: актуальные проблемы конституционно-правового регулирования: дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2004. 216 с.
  305. B.C. Конституционное право человека и гражданина на информацию в Российской Федерации: дис.канд. юрид. наук. Саратов, 1998. 186 с.
  306. С.А. Информационные технологии в профессиональной деятельности государственных служащих (социологический анализ): автореф. дис.. канд. социол. наук. М., 2002. 26 с.
  307. A.B. Информационная функция права и деятельность ОВД по её реализации: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2002. 21 с.
  308. Г. С. Юридический статус средства массовой информации как субъекта избирательных информационных правоотношении: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2003. 22 с.
  309. С.Н. Проблемы конституционно-правового регулирования информационных отношений в Российской Федерации: дис.. канд. юрид. наук. М., 2002. 194 с.
Заполнить форму текущей работой