По работе Макса Вебера «Протестанская этика и дух капитализма»
Один из моментов критики теории Вебера связан именно интерпретацией слов Франклина. В частности, Тони Диксон и Хью МакЛекан в своей статье «В поисках духа капитализма: Неправильная интерпретация Вебером слов Франклина» говорят о том, что в вышеописанном отрывке Франклин говорил совсем не об этом, о чем показалось Веберу. Они указывают на то, что само произведение, отрывок из которого был приведен… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. История создания книги
- 2. Содержание произведения «Протестантская этика и дух капитализма»
- 3. Критика
- Заключение
- Список использованных источников
Наша общественная жизнь переживает сегодня радикальные изменения. Другими становятся и наши теоретические представления о ней. Общественные науки заметно меняют и свою структуру, свое содержание, и свои функции. Возобновляются принятые во всем мире нормы и критерии научности. Из забвения возвращаются отечественные и зарубежные мыслители, чье духовное наследие на протяжении долгих десятилетий было недосягаемым нашим читателям.
Если вспомнить евангельскую истину основателя христианства Иисуса Христа: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». В реальной жизни часто получается с точностью да наоборот. Во многих случаях религиозные направления, провозглашавшие на ранних стадиях своего развития одни идеалы, позже следовали прямо противоположным. При этом одни и те же строки священных текстов получали новую интерпретацию .
В произведении немецкого социолога и экономиста Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (нем. Die protestantische Ethik und der «Geist» des Kapitalismus, 1905) сделана попытка объяснить связь религии и накопления богатства.
Целью написания реферата является изучение произведения Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Описать историю создания книги;
Рассмотреть содержание книги;
Изучить мнения исследователей о произведении.
Работа написана на основе литературных источников отечественныхи зарубежных авторов, периодической печати и интернета.
1. История создания книги
Макс Вебер принадлежит к числу наиболее влиятельных и в то же самое время еще очень мало известных у нас социологов ХХ века. Мировую славу ученому принесли его исследования культурно-духовных истоков новоевропейского капитализма, работы по истории хозяйства и хозяйственной этики мировых религий, новаторские открытия в области социологической и полтологической теории.
Этого ученого иногда называют «Галилеем социально-научного познания» или «буржуазным Марксом». Конечно, эти сравнения, как и всякая аналогия, условные. Но тут есть определенная частица истины. М. Вебер причастен к методологической революции в социологии, вследствие которой эта наука освободилась от односторонних натуралистических представлений и устремила свой интерес в сторону изучения современных форм взаимодействия людей .
М. Вебер внес также серьезные коррективы в понимание фундаментальной проблемы взаимосвязи между экономикой и обществом. Опираясь на анализ огромного фактического материала, ученый показал, что духовные запросы людей могут быть не менее важным фактором исторического прогресса, чем их материальные интересы (что стало, в частности, одной из причин продолжительного замалчивания работ М. Вебера правоверными марксистами). Его работу «Протестантская этика и дух капитализма» справедливо относят к числу классических произведений социологической мысли.
Макс Вебер родился в 1864 году в г. Эрфурте в семье юриста.
Наилучшие воспоминания детства будущего ученого связаны с колоритной фигурой его деда Г. Фаленштейна участника войны против Наполеона. Мать была духовным центром семейства, глубокое уважение и любовь к ней Вебер берег на протяжении всей своей жизни.
Первенец в семействе, маленький Макс в раннем детстве тяжело переболел на менингит, на протяжении длительного времени его жизнь была под угрозой. В то же время достаточно рано проявились его умственные способности.
По окончании гимназии в 18 лет Вебер начинает учебу в Гайдельбергском университете, и продолжает её в университетах Берлина, Страсбурга и Геттингена. Своей основной специальностью он избирает право, хотя вместе с юридическими дисциплинами интенсивно изучает экономику, философию, древние языки.
В 18 лет Макс Вебер поступил в Гейдельбергский университет на факультет права. Однако вместе с правом Вебер изучает и экономику, и историю, и философию. В 1889 году он защитил диссертацию и через 4 года женился.
Завершив университетское образование, на протяжении 18 831 884 гг. он отбывает военную повинность, потом некоторое время работает в судебных учреждениях. В 1889 г. Вебер защитл докторскую диссертацию по истории средневековых торговых обществ в Италии. Работа «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891) дает ему возможность занять должность инструктора права в Берлинском университете. Вскоре Вебер жениться на своей кузине Марианне Шнитгер.
В начале 1897 г. Вебер возглавляет кафедру политической экономии Гайдельбергского университета. Не пробыв в Гайдельберге и двух лет, ученый был вынужден оставить преподавательскую работу вследствие тяжелой нервной болезни. Он полностью теряет трудоспособность и, как пишет биограф, «становиться неспособным ни к чтению, ни к писанию, ни к мышлению». Длительное время Вебер лечится дома и в санаториях, неоднократно выезжает вместе с женой в Италию, подолгу оставаясь в Риме и Флоренции.
Постепенно ученый возвращается к научной и общественной деятельности (в это время он получает большое наследство, и, став материально независимым, отказывается от преподавательской работы).
Непосредственным толчком к написанию работы «Протестантская этика и дух капитализма» стало знакомство Вебера с Оффенбахером и статистический материал, который свидетельствовал о преобладании протестантов среди баденских финансистов, предпринимателей и квалифицированных рабочих.
Статистические данные говорили о том, что число лиц протестантского вероисповедания среди тех, кто получил высшее и среднее техническое образование, значительно больше, чем число католиков и представителей других конфессий.
Вебер выдвинул гипотезу о существовании определенной внутренней «избирательной родственности» между догматическими принципами протестантизма (особенно его аскетических разновидностей) и «духом капитализма».
Современное капиталистическое предприятие основывается на основах рентабельности, представление о которой отсутствует как в традиционном крестьянском хозяйстве, так и «капитализме» колонизаторов, авантюристов, завоевателей и т. п. «Духом» же современного капитализма М. Вебер называет определенный, как сказали бы сегодня, «менталитет», когда люди целенаправленно стремятся к обогащению в рамках свей профессиональной деятельности, одновременно сознательно ограничивая себя в расходах на потребление и придавая, опять таки сознательно, своему образу жизни определенные аскетические черты.
Люди с такой ментальностью способны без особенных внутренних трудностей адаптироваться к требованиям капитализма как рационально действующей экономической системы. С другой стороны, сама эта система быстро внедряется и эффективно функционирует там, где такой менталитет приобрел массовое распространение.
Таким образом «протестантская этика», «Дух капитализма» и сам капитализм как экономическая система являются, по Веберу, явлениями «исключительно родственными». Между ними можно найти определенную смысловую адекватность что не дает, однако, оснований рассматривать их как звенья причинно-следственных связей и считать протестантизм причиной капитализма и наоборот .
2. Содержание произведения «Протестантская этика и дух капитализма»
«Протестантская этика и дух капитализма» (1904−1905) — работа немецкого социолога М. Вебера, входящая в корпус его исследований по проблемам исторической социологии культуры.
Книга включает 2 части (5 глав):
1. Постановка проблемы (Предварительные замечания и 3 главы);
2. Профессиональная этика аскетического протестантизма (2 главы).
На русском языке книга публиковалась в 1976 году Институтом научной информации по общественным наукам РАН; в 1990 году полный текст книги вошел в сборник М. Вебера «Избранные произведения» (М.: Прогресс); в 2006 году книга вышла в московском издательстве «Российская политическая энциклопедия». Имеется большое количество доступных в электронном виде текстов произведения в сети Интернет.
«Капитализмом, — пишет Вебер, — «будем называть такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретательства». Такой капитализм, когда «хозяйственная деятельность действительно ориентирована на сопоставление дохода и издержек в денежном выражении», существовал «в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, в средиземноморских государствах древности, средних веков и нового времени», но только капитализм Запада явил такие «типы, формы и направления, которых ранее нигде не было». Западный тип капитализма — нигде ранее не существовавший — это «ориентированая на товарный рынок» «рациональная капиталистическая организация свободного (формально) труда»; к этому свойству следует добавить еще «отделение предприятия от домашнего хозяйства» и «рациональную бухгалтерскую отчетность», опора на «науки и основанную на них технику», использование которой поощрялось «рациональной структурой права и управления». Т.о., основной спецификой западной версии капитализма выступает его рационализм, истоки которого и пытается определить Вебер.
Список литературы
- Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
- Карпец А. «Иной» Макс Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»: похороны мифов // Газета «День» № 39, 3 марта 2007
- Безнюк Д.К. http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-0900.htm
- Пьеротти С. Перевод И. Шарапа Протестантская этика и дух капитализма. Критика теории М. Вебера Опубл. 20.04.2008 21:57 http://bhoga.ru/article/31/protestantskaya-etika-i-dukh-kapitalizma-kritika-teorii-m-vebera
- Федоренко В., Макс Вебер и его «Антикоммунистический манифест» // Деньги и игры № 18 (43) октябрь 2004 http://www.dengi-info.com/archive/article.php?aid=660