Совершенствование деятельности культурно — досуговых центров по организации досуга молодежи
Одним из самых распространенных среди молодежи видов досуго-вой деятельности, отдыха, развлечения является дискотека. Она же вы-ступает и как одна из популярнейших форм самодеятельного творчества. В этом качестве дискотека обладает рядом несомненных достоинств: она ставит перед самодеятельным творческим коллективом целый комплекс разнообразных творческих задач, стимулирует проявление… Читать ещё >
Содержание
Актуальность проблемы. В настоящее время социокультурная си-туация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметивших-ся в сфере духовной жизни утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, суще-ственным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культу-ры, в том числе и деятельности современных культурно-досуговых цен-тров.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость посто-янного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, ме-тодов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Ор-ганизации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого числа безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточного внимания к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых уч-реждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежно-го досуга. Свободное время является одним из важных средств формиро-вания личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободно-го времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потреб-ностей и интересов конкретной личности молодого человека или социаль-ной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и со-зерцательную, производственную и игровую. Для значительной части мо-лодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлека-тельными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменения, но и уметь быст-ро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуго-вых занятий.
Совершенствование деятельности культурно-досугового центра по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. Ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйст-венного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержа-ние деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.
Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения, характеризуется переходом от критики существующего по-ложения к конструктивным решениям.
Степень разработанности проблемы. Интерес к проблемам моло-дежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной филосо-фии, социологии, психологии, педагогике.
Социально-философские проблемы молодежи как важной социаль-ной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С. Н. Икон-никовой, И. М. Ильинского, И. С. Кона, В. Т. Лисовского и др. Значитель-ный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г. А. Пруденский, Б. А. Трушин, В. Д. Петрушев, В. Н. Пименова, А. А. Гордон, Э. В. Соколов, И. В. Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по само-развитию и самореализации личности в сфере досуга (А. И. Беляева, А. С. Каргин, Т. И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г. М. Анд-реева, А. В. Петровский и др.).
В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятель-ности значительный вклад внесли Ю. А. Стрельцов, А. Д. Жаркв, В. М. Чижиков, В. А. Ковшаров, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников.
Исследования названных авторов имеют большое значение для со-вершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на ста-дии изучения.
Объект исследования молодежный досуг.
Предмет исследования деятельность культурно-досуговых цен-тров по организации молодежного досуга.
Цель выпускной квлификационной работы изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно-досуговых цен-тров и выработать практические рекомендации по его совершенствова-нию.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции досуга молодежи.
2. Рассмотреть социокультурные технологии молодежного досуга.
3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи.
4. Определить пути совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации молодежного досуга.
Базой исследования дипломной работы является ООО «Культур-ный центр» города Переславля-Залесского.
Практическая значимость: изученные материалы по молодежному досугу могут быть использованы педагогами-организаторами в образова-тельных учреждениях, а также специалистами культурно-досуговых учре-ждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга молодежи.
Методы исследования:
— теоретический анализ специальной литературы;
— изучение опыта деятельности культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложений.
Список литературы
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 1998. — С.137−303.
- Бестужев Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М.: Политиздат, 1984.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы М.: Просвещение, 1994-С.41−86.
- Вишняк А. И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. Киев: Высшая школа, 1988−53с.
- Воспитательная деятельность клубных учреждений. М: НИИ культры, 1983-С.3−62.
- Высокая культура избавит нас от нищеты // Встреча. М., 1997 — № 12.- С.4−6.
- Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? М: Политиздат, 1989.-С.190−238.
- Горбатова И. Создавать защитную среду // Встреча. М, 1996.-№ 3.-С.2−4.
- Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. М: Профиздат, 1980-С 5−27.
- Горбатова И.И., Каменец А. В. Деятельность клубов. / Аналитеческий об-зор. М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994.-35с.
- Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. М., 1996.№ 7.-С.10−13.
- Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.-49с.
- Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. М.: Экономика, 1990.-107с.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. М: Аспект пресс, 1997.-С.196−233.
- Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных усло-вия.- М.: НГИК, 1994.-32с.
- Жарков А.Д. Организация культпросвет работы: Учебное пособие- М.: Просвещение, 1989.-С.217−233.
- Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. М.: Лениздат, 1987−167с.
- Калинин И. Клубный клубок // Встреча. М., 1998-№ 6,№ 7.-С.13−15.
- Калинин И. Клубные парадоксы // Встреча.- М., 1996.-№ 5.-С.19−21.
- Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных услови-ях: Учебное пособие. М.: МГУК, 1997−41с.
- Кисилева Т.Г., Красильникова Ю. Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР.- М., 1991-с.3.
- Кисилева Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной дея-тельности: Учебное пособие. М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.
- Клуб: Культура досуга. М.: Профиздат, 1987.-184с.
- Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В.А.-М.: Просве-щение, 1972.-С.29−46.
- Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Цен-тры досуга. М.: НИИ культуры, 1987.-С.31−33.
- Константинова А.И. Игровой стретчинг. С.-Пб.: Аллегро, 1993−71с.
- Краткий словарь по социологии / Под общей ред. Гвишиани Д. М. Лапина Н.И.-М.: Политиздат, 1988−479с.
- Кулагин И.Ю., Колюцкий В. Н. Возврастная психология: Полный жизне-ный цикл развития человека: Учебное пособие. М.: ТЦ «Сфера» при уча-стии «Юрайт-М», 2001.-С.163−400.
- Культура досуга. Киев: Высшая школа, 1990.-С.92−108.
- Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А. Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 1981.-48с.
- Культура духовных запросов личности. Киев: Высшая школа, 1986−203с.
- Культурная политика России / история и современность/.-М.: Мин-во культуры, 1988.-С.112−137.
- Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки программирования развития личностиной активности. М.: Просвещение, 1976.-С.40−43.
- Мосалев Б.Г. Досуг. М.: Изд-во МГУК, 1995.-85с.
- Никифорова Е. Перестали работать на глазок. // Клуб. М., 1998.- № 10.-С.23−25.
- Николаева Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе пере-стройки: Автореф. дисканд.пед.наук / МГИК.-М., 1991.-16с.
- Новаторов В.Е. Организаторы досуга. М.: сов. Россия, 1987.-62с.
- О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб. М., 1996.-№ 7.-С.10−13.
- Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. М.: МГИК, 1990.- С.92−108.
- Программа социальных реформ в российской федерации на период 1996—2000 годов./ Российская газета, 12 марта, 1997.-С.2−3.
- Развитие личности // коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий./ Под.ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова.-С.Пб.: Лениздат, 1987.-С.87.-88.
- Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. М., 1990, С.22−91.
- Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга: Сб.науч.тр./ НИИ культуры. М., 1987.-144с.
- Социология: Учебное пособие./ Под.ред.Тадевояна Э.В.-М.-Знание 1995.-С.141−163.
- Скрипунова Е.А., Морозов А. А. О предпочтениях городской молодежи // Социс- М., № 1 2002.- С105−110.
- Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. М.: Про-свещение, 1979.-С.27−74.
- Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культпросвет работы: Учебное пособие. М: Просвещение 1988.-С.31−41.
- Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М: Просвещение, 1984.-С.29−31.
- Федеральная целевая программа Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации на 1997−1999 годы / Российская газета. 1997., 27 июля.-С.2−3.
- Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997.-С.230−235.
- Чуть-чуть полюбить (о работе центра социально-психологической реаби-литации Трудных подростков).// Клуб .- М., 1998.-№ 10.-С.25−27.