Рассматривая здесь «реформа» — это совокупность реформ, осуществленных при кабинетах Р. Хасимото (Ryutaro Hashimoto), К. Обути (Keizo Obuchi) и Ё. Мори (Yoshird Mori) с 1996 по 2001 г., вплоть до начала первого срока премьер-министра Д. Коидзуми (Junichiro Koizumi).
Первые шаги на пути к реформе 1996—2001 гг. начались еще в первой половине десятилетия, при Кабинетах М. Хосокавы (Morihiro Hosokawa) (1993—1994 гг.) и Т. Мураямы (Tomiichi Мигауата) (1994—1996 гг.). В частности, при Мураяме был учрежден Комитет административной реформы и были законодательно определены будущие ориентиры по расширению независимости МСУ.
Пришедший в 1996 г. Хасимото предложил комплекс из шести реформ, центральным звеном которого стала крайне необходимая административная реформа. Для проведения реформы была создана двухуровневая структура: Штаб по проведению реформы в правящей Либерально-демократической партии и Совет по административной реформе, подчинявшийся напрямую премьер-министру. Так же, как и во время реформ Накасонэ, орган, отвечающий за реформу, был во многом сформирован из экспертов гражданского общества и выведен из-под контроля бюрократии.
Начальным пунктом реформы принято считать 4 декабря 1997 г., дату Заключительного доклада Совета по административной реформе. На основании подготовленных рекомендаций в последующие четыре года был подготовлен колоссальный массив законодательства. В 1998 г. принимается рамочный «Закон о реформе центрального правительства», а в 1999 г., уже при Кабинете Обути, — пакет из 17 основных законов в середине года и пакет из 1300 законов к концу года1.
Реформа проводилась под девизом «Управление в интересах народа посредством стройной, работающей по правилам и открытой администрации». В соответствие с выявленными проблемами, реформа преследовала следующие цели:
- — усиление роли премьер-министра и наделение его полномочиями по самостоятельному формулированию политических инициатив;
- — усиление Кабинета министров как инструмента агрегирования политики;
- — освобождение центральных структур от рутинной работы путем делегирования части функций нижестоящим органам;
- — усиление контроля над бюрократией со стороны политиков;
- — курс на дерегулирование, переход к новому месту государства в системе публичных отношений: от welfare state к малому, но сильному государству в духе неоконсерватизма и парадигмы new public management (см. параграф 5.2).