Государственная охрана определяется как одна из функций органов государственной власти. Таким образом, данная функция не является исключительной компетенцией только одного государственного органа. В ее осуществлении задействованы все государственные органы, которые при исполнении своих непосредственных задач тем или иным образом осуществляют государственную охрану.
Как сфера отдельного вида деятельности, государственная охрана представляет собой совокупность действий, функций и задач государственных органов в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
В соответствии с текстом определения, государственная охрана осуществляется на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.
На основании сложившейся практики данные меры можно определить следующим образом:
— под правовыми мерами следует понимать предусмотренные законодательством меры воздействия на субъекты отношений в области государственной охраны;
— организационные меры — это совокупность мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на создание условий для наиболее эффективного осуществления уполномоченными органами функции государственной охраны. Иными словами, под организационными мерами следует понимать деятельность по созданию условий, способствующих привлечению в органы, осуществляющие государственную охрану, личного состава (штата работников), обеспечение их финансовой поддержки, разработку, внедрение и предоставление для использования технических средств (например, оргтехники, автомобильного транспорта, оружия и иного специального оборудования), необходимых для осуществления данными органами своих функций.
Как указано выше органы государственной охраны осуществляют целый круг полномочий, и, следовательно, для их эффективной работы необходимо целевое государственное финансирование. Прежде чем непосредственно подойти к вопросу финансирования Федеральных органов государственной охраны, необходимо рассмотреть правовую основу осуществления их деятельности, а также основные функции и полномочия.
1. Правовое положение статус Федеральных органов государственной охраны в системе органов государственной власти РФ
Правовой статус Федеральных органов охраны определяется Федеральным законом РФ № 57-ФЗ от 27.05.1996 «О государственной охране», а также Положением о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013. Указанное Положение определяет полномочия и организацию деятельности Федеральной службы государственной охраны.
Государственной охраной называется функция федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, технических и иных мер.
Объектами государственной охраны являются: Президент РФ, лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие, главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации. Охраняемыми объектами являются здания, сооружения, в которых расположены федеральные органы государственной власти, прилегающие к ним территории и акватории.
Государственная охрана осуществляется специальными федеральными органами государственной охраны, которые состоят из Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента РФ.
Федеральная служба охраны РФ осуществляет охрану Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации, Председателя Государственной Думы, Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, Генерального прокурора РФ в период срока их полномочий. При необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена другим лицам — депутатам, государственным служащим. В соответствии с международными договорами обеспечивается безопасность