Коммуникативная компетентность как детерминанта профессионального становления будущего психолога
![Диссертация: Коммуникативная компетентность как детерминанта профессионального становления будущего психолога](https://westud.ru/work/3358346/cover.png)
Диссертация
2009 гг. — этап констатирующего эксперимента На данном этапе эксперимента производилось непосредственное изучение особенностей коммуникативной компетентности студентов. Коммуникативная компетентность изучалась нами в. единстве выделенных на основе теоретического анализа проблемы мотивационно-ценностного, коммуникативного и операционального компонентов. Эмпирические результаты, полученные… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения коммуникативной компетентности в профессиональном становлении будущего психолога
- 1. 1. Психолого-педагогические подходы к изучению компетентности в современной науке
- 1. 2. Коммуникативная компетентность как основа профессионализма психолога
- 1. 3. Психологические предпосылки развития коммуникативной компетентности студентов — будущих психологов
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. Особенности коммуникативной компетентности и ее развитие у студентов — будущих психологов
- 2. 1. Организация изучения коммуникативной’компетентности студентов — будущих психологов
- 2. 1. 1. Общая организация стратегии исследования
- 2. 1. 2. Характеристика методов и методик исследования
- 2. 1. 3. Экспериментальная база и выборка испытуемых
- 2. 2. Психологические особенности коммуникативной компетентности студентов — будущих психологов
- 2. 2. 1. Структура коммуникативной компетентности студентов-психологов
- 2. 2. 2. Коммуникативная компетентность студентов-психологов на разных этапах обучения
- 2. 2. 3. Психологическая характеристика коммуникативной компетентности в профессиональном становлении студентов-психологов
- 2. 3. Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности студентов — будущих психологов
- 2. 1. Организация изучения коммуникативной’компетентности студентов — будущих психологов
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология лютости / К.А. Абульханова-Славская. М., 1980. — 336с.
- Абульханова, К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1973. 288с.
- Авдеева, М.В. Межкультурная коммуникативная компетентность как фактор успешности международного сотрудничест ва сотрудников органов внутренних дел / М. В. Авдеева // Современные гуманитарные исследования.-М., 2006.-№ 2.
- Аксёнова, H.A. Особенности развития исследовательской компетентности студентов-историков на последовательных oiatiax обучения в вузе / H.A. Аксёнова // Высшее образование сегодня. 2009. — jpu9. — С.29−3 1.
- Акулин, A.M. Эффективность процесса формирования культуры диалога у будущих психологов / A.M. Акулин. М.: Л *-ы-о МЛ АН, 2008.
- Алешина, Е.С. Социально-психологическая компетентность как фактор формирования психологических способностей / U.C. Алешина, Id.С. Клецина // Психология учителя. Тезисы докладов к VII с'-езду общестиа психологов СССР. М., 1989. С.14−16.
- Альманах психологических тестов / Сост. и с G ни ред. P.P. п С. Л. Римские. -М.: КСП, 1995. 400с.
- Амяга, Н.В. Самораскрытие и самопредъявлепнс личности в общении / Н. В. Амяга // Личность, общение, групповые процессы. M.: ИШ ЮН, 1991. — С.37−74.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Ь. Г. Ананьев / Под ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. M.: ! ic да го гика, 1980. -232с.
- Ю.Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: 13 2-х т. Т. II / Ь. Г. Ананьев / Под ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н.В. К у алпшой. М.: Педагогика, 1980.-288с.
- П.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. 3-е изд. СПб.: Питер, 2001. — 288с.
- Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / А. Анастази / Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 752с.
- Андреева, Г. М. Принцип деятельности и исследование общения / Г. М. Андреева // Общение и деятельность. Прага, 1981. — С.3−89.
- Андрусевич, O.A. Критерии развития конфликтологической компетентности студентов / O.A. Андрусевич // Вестник университета. М.: ГУУ, 2008. — Сер. Социология и управление персоналом. — № 6 (44). — С.9−10.
- Андрусевич, O.A. Становление конфликтологической компетентности будущих психологов / O.A. Андрусевич // Дружининские чтения: материалы 8-й Всероссийской науч. конф. Сочи: СГУТиКД, 2009. — Т.2. — С.41−44.
- Антонова, Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения Текст. / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. — 1997. № 6. — С.23−30.
- Анцыферова, Л.И. Личность в динамике: Некоторые итоги исследования / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1992. — Т.13. № 5. С. 12−26.
- Анцыферова, Л.И. Системный подход в психологии личности / Л. И. Анцыферова // Принцип системности в психологических исследованиях. — М., 1990. С.61−76.
- Асмолов, А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. — 1982. — № 2. — С.14−27.
- Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 367с.
- Базаров, Е.Л. Экологическая компетентность будущих специалистов: психолого-акмеологические условия и факторы развития / Е.Л. Базаров1. Акмеология. 2009. i
- Барченков, Д.А. Психологическое содержание профессиональной компетентности менеджеров полифункционального холдинга / Д.А. Барчен-ков // Вестн. Тамб. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Вып. 4 (48). Тамбов, 2007.-С. 199−206.
- Батаршев, A.B. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие / A.B. Батаршев. М.: Дело, 1999. — 240с.
- Берулава, Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пособие / Г. А. Берулава. М.: Высшая школа, 2003. — 64с.
- Берулава, М.Н. Гуманитаризация образования: направления и проблемы / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. — № 4. — С.23−27.
- Битянова, Н.Р. Психология личностного роста / Н. Р. Битянова. М., 1995.
- Бобнева, М.И. Нормы общения и внутренний мир личности / М. И. Бобнева // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А. Л. Свенцицкого. СПб: Питер, 2000. — 512с.
- Бодалев, A.A. Восприятие и понимание человека человеком / A.A. Бодалев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200с.31 .Бодалев, A.A. О познавательных процессах в общении / A.A. Бодалев, А. Г. Ковалев // Когнитивная психология. М., 1986. — С. 195−205.
- Бодалев, A.A. Психология общения: Избранные психологические труды / A.A. Бодалев. 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 256с.
- Богданова, Е.Е. Исследование динамики коммуникативной компетентности / Е. Е. Богданова // Психология и культура: Материалы III Всерос. съезда психологов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — Т.1. — С.503−507.
- Богданов, E.H. Психология личности в конфликте / E.H. Богданов, В. Г. Зазыкин. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. — 224с.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л. И. Божович / Под ред. Д. И. Фельдштейна. 3-е изд. -М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-352с.
- Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. -М., 1996.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — С.8−14.
- Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия / Е. М. Борисова, Т. П. Логинова. -М., 1991.
- Бородина, М.В. Особенности самораскрытия студентов в межличностном общении / М. В. Бородина // Психологический вестник. Вып.З. Ростов-на-Дону: РГУ, 1998. — С.323−331.
- Босова, Л.М. Об интерактивной компетентности специалиста" в i ситуациях профессионального межкультурного общения / JIM. Босова. http://aomai.ab.ru/Books/Files/1998−01/12/рар 12. html
- Варданян, Ю.В. Психологические основы модели профессиональной компетентности педагога / Ю. В. Варданян. http ://www.oim.ru/reader.asp?whichpage:=3 7&mytip= 1 &word—&pagesize= 15&N omer=98
- Васильев, H.H. Тренинг преодоления конфликтов / H.H. Васильев. — СПб.: Речь, 2006.-174с.
- Вацлавик, П'. Психология межличностных коммуникаций: Пер. с англ / П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон. СПб.: Речь, 2000. — 299с.
- Вачков, И.В. Основы технологии’группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков. М.: Ось-89, 2000.
- Вегерчук, И.Э. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении / И. Э. Вегерчук. М.: МГУ 1Ш, 1999.
- Возрастная психология взрослых / Под общ. ред. Б. Г. Ананьева. ВыпЛ.-Л., 1971.
- Выготский, JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский / Под ред. А. Р. Лурия, М.Г. Ярошев-ского. М.: Педагогика, 1982. — 488с.
- Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. -М., 1960.
- Галстян, O.A. Тренинг и развитие коммуникативной компетентности педагога / O.A. Галстян, М. К. Акимова // Высшее образование сегодня. — 2007 Г № 12. — С.40−44.
- Гез, Н."И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / Н. И. Гез // Иностранные языки в школе. 1985. — № 2. — С. 17 — 24.
- Гольева, Г. Ю. Исследование уровня сформированности эмоциональной устойчивости студентов — будущих педагогов-психологов / Г. Ю. Гольева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Научный журнал. 2009. — № 6. — С.61−68-.
- Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 464с.
- Денисов, О.И. Проблема конфликтологической^ компетентности руководителя / 0: И. Денисов. -М.: МААН, 2000.
- Деркач, A.A. Акмеологические основы развития профессионала- / A.A. Деркач. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004:-752с.
- Деркач, A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека / A.A. Деркач.- Вг 5-ти< книгах. Книга 1: Методолого-прикладные: основы акмеологического исследования. — М.: Издательство PAFC, 2000. — 521с.
- Деркач, A.A. Акмеология — наука о путях достижения времени профессионализма / A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина. М., 1998.
- Джандосов, Р.К. Проявление психологических особенностей эстетической компетентности личности студента / Р. К. Джандосов // Социальная политики и социология, 2006. № 3.
- Джерелиевская, М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях / М-А. Джерелиевская. — Mi: Смысл, 2000.- 191с.
- Дубровина, И.В. Руководство практического психолога / И. В. Дубровина. -М.: «Академия», 1995.
- Евтушенко, Т.В. Развитие конфликтной компетентности выходе социально-психологического тренинга у студентов психологов / Т. В. Евтушенко // Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов-на-Дону: Изд-во АПСН СКНЦВШ, 2006. — № 8.
- Емельянов, Ю.Н. Обучение общению в учебно-тренировочной группе / Ю. Н. Емельянов // Психологический журнал. 1987. — Т.8. № 2. -С.8Г-87.
- Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дисс.. докт. психол. наук / Ю. Н. Емельянов. Л., 1991.
- Иванова, Т.В. Индивидуально-психологические особенности студентов, испытывающих трудности в общении / Т. В. Иванова // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Ростов н/Дону: РГУ, 1990. — С.23−26.
- Игельник, М.С. Психологическая компетентность руководителя и эффективность антикризисного управления / M.G. Игельник. М.: МААН, 2002.
- Игры обучение-.увлечение, развлечение / Подфед. В-В. Петрусин-ского, в 4-х томах, книга 4.-М., 1993.
- Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. — 544с.
- Калинина, Н.В. Психологические аспекты развития, социальной компетентности школьников / Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова. Ульяновск: УИПК ПРО, 2003.- 208с.
- Кан-Калик, В. А. Классификация психологических типов"общения /
- B.А. Кан-Калик, А. Г. Ковалев //Вопросы психологии. 1987. -№ 3.
- Климов, Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды / Е. А. Климов. Mi: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. -456с.
- Кодинцева, Н.М. Развитие компетентности социального взаимодействия студентов вузов Текст. / Н. М. Кодинцева // Вестник университета. -№ 12(50). -М.: ГУУ, 2008. -С.81−83.
- Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И. С. Кон. —
- М.: Просвещение, 1989.-255с.
- Кондратьева, А.С. Связь когнитивной компетентности с проявлением внушаемости и ригидности в социальной перцепции / А. С. Кондратьева // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1979. — № 2. — С.24−35.
- Косов, Б.Б. Личность: Теория, диагностика и развитие: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений / Б. Б. Коссов. — М.: Академический Проект, 2000. 240с.
- Котова, И.Б. Психология^ личности в России.* Столетие развития / И. Б. Котова. — Ростов- н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 1994.— 294с.
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум- 9-е издание.- СПб.: Питер, 2007. 944с.
- Крюкова, Т.В. Факторы оптимизации развития профессиональной компетентности кадров управления / Т. В. Крюкова // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2008. № 8(46). — С.80−82.
- Кукушкина, Ю.А. Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности программистов* / Ю.А. Кукушкина- В. Ф. Спиридонов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. — Том 5, № 1. -С.72−80.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003.-464с.
- Куницына, В.Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыпа. СПб.: Питер, 2001. — 544с.
- Кустов, В.Н. Коммуникативная компетентность менеджеров коммерческих организаций: эмпирические исследования, системные описания /
- B.Н. Кустов. М.: МААН, 2007:
- Кушнир, H.A. Особенности аутопсихологической компетентности личности профессионала / Н. А. Кушнир // Акмеология. 2007. — № 3.
- Лабунская, В.А. Психологический портрет субъекта затрудненного общения / В-А. Лабунская // Психологический журнал. 2003. — Т.24. — № 5.1. C. 14−22.
- Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория: Методы. Диагностика: Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Ю. Бреус. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 288с.
- Лабунская, В.А. Вербальное поведение (социально-перцептивный подход) / В. А. Лабунская. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1986. — 136с.
- Леонтьев, A.A. Коммуникативность: пришло или прошло ее время? / A.A. Леонтьев // Иностранные языки в школе. 1991. — № 5. — С.22.
- Леонтьев, A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. 3-е изд. М.: Смысл, 1999.-365с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М., 1975.
- Либин, A.B. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций / A.B. Либин. — 2 изд., пе-рераб. М.: Смысл- Per Se, 2000. — 549с.
- Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина / Под ред. А.Г. Рузской- Вст. ст. А. Г. Рузской. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 384с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1984.
- Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. — Ульяновск, 2002.
- Маликова, В.А. Развитие профессионального взаимодействия психолога и педагога: теория и практика / В. А. Маликова. М, 1999.
- Марасанов, Г. И. Методы моделирования* и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге / Г. И. Марасанов. 2-е изд. испр. и доп. -Киров, 1995.-152с.
- Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения А.К. Маркова. М.: Педагогика, 1974. — 240с.
- Маслова, Е.С. Психологическая компетентность менеджера по персоналу как детерминанта выбора стратегий найма сотрудников на работу /
- Е.С. Маслова // Российский психологический журнал, т.5, № 4. М.: Изд-во Кредо, 2008. — С. 100−104.
- Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н. В. Казариновой,
- B.М. Поголыпи. СПб.: Питер, 2001. — 512с.
- Мель, Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома / Ю. Мель // Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С.61−68.
- Мельник, Е.М. Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов / Е. В. Мельник // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2007. — № 2.
- Мерлин, B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин / Под ред. Е. А. Климова. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996. — 448с.
- Митина, О.В. Факторный анализ для психологов / О. В. Митина, И. Б. Михайловская. — М.: Учебно-методический коллектор „Психология“, 2001.- 169с.
- Мучински, П. Психология, профессия, карьера / П. Мучински. -Изд. 7-е.-СПб., 2004.
- Недбаев, Д.Н. Профессиональная психологическая компетентность менеджера образования / Д. Н. Недбаев // Вестник университета. Серия „Социология и управление персоналом“. М: Издательский дом ГОУ ВПО „ГУУ“. -2007. -№ 7(33). — С. 133−135.
- Нестеров, В.В. Педагогическая компетентность / В1 В. Нестеров, A.C. Белкин. Екатеринбург, Центр „Учебная книга“, 2003. — 188с.
- Орлов, O. Mi Профессиональная коммуникативная компетентность будущего специалиста / О.М. Орлов// Вестник ОГУ. 2002. — № 1. — С.128−132.
- Паевская, Н.Е. Социально-психологические механизмы развития аутопсихологической компетентности государственных служащих / Н.Е. Па-евская // Акмеология. — 2009. № 2.
- Панфилова, А.П. Проблемы формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста / А. П. Панфилова. Хабаровск, 1998.
- Петровская, JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг /JI.A. Петровская. М., 1989.
- Петровский, В.А. Личностно-развивающее взаимодействие / В. А. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. Ростов н/Д: РИО АО „Цветная печать“, 1995. — 88с.
- Петрушин C.B. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек). М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 256с.
- Помаз, Г. С. Специфика личностной профессиональной подготовки к труду психолога в период обучения в вузе / Г. С. Помаз // „Гуманитарные и социально-экономические науки“. Ростов-на-Дону: Изд-во „СКНЦ ВШ“, 2006. С.207−208.
- Попов, И-0. Развитие регулятивной компетентности субъектов правоприменительной деятельности / И. О. Попов, A.B. Кириченко. М.: РАГС, 2008.
- Попова, A.A. Формирование коммуникативной- компетентности студентов педвузов средствами психологической практики: Дисс.. канд. психол. наук / A.A. Попова. Ростов н/Д., 2004.
- Потеряхин, А.Л. Психология управления: Основы межличностного общения / А. Л. Потеряхин. К.: ВИРА-Р, 1999. — 384с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред.-сост. Д.Я.» Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998.-672с.
- Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981.-280с.
- Профессионализм деятельности педагогических и руководящих работников. Диагностика профессионально-педагогической компетентности. http://russa.novgorod.ru/college/now/razr/ofdoc/iridex.htm
- Профессиональная компетентность и культура педагога: http://www.bankreferatov.ru/refbank.nsf/0bb5f8490831 cl 76c32568d900725880/0 аа879е
- Прутченков,. A.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения / A.C. Прутченков. -Mi,.1991.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе / Дж. Равен. -М., 2002.
- Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. 3-е изд., испр. и доп- — Мл Московский психолого-социальный институт- Флинта, 2003. — 320с.
- Реан, A.A. Психология человека.от рождения до смерти / А. А. Реан. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2002. — 656с.
- Рекешева, Ф.М. Профессионально-важные качества и умения психолога как фактор его профессиональной готовности / Ф. М. Рекешева // Вестник Нов ГУ 2007. № 43. — С.56−63.
- Ремшмилт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / X. Ремшмилт. М., 1994.
- Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1957.-328с.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 424с.
- Рукавишников, A.A. Опросник межличностных отношений / A.A. Рукавишников. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1992. — 47с.
- Рюмшина, Л.И. Ценностно-смысловой подход к общению (теоретико-методологическое обоснование) / Л. И. Рюмшина. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2004. — 176с.
- Садон, Е.В. Профессиональные компетенции студента вуза как фактор становления карьеры будущего специалиста / Е. В. Садон, Е.А. Моги-левкин // Высшее образование сегодня. М., 2008. — № 10. — С.28−33.
- Семенов, И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. Учебное пособие / И. Н. Семенов. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.-64с.
- Скрипкина, Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. П. Скрипкина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 264с.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000.-416с.
- Сорокина, И.О. Оптимизация процесса развития профессиональной креативности в структуре аутопсихологической компетентности государственных служащих / И. О. Сорокина. М.: МАИ, 2007 — 43с.
- Софьина, В.Н. Развитие профессиональной компетентности специалиста в вузе и на производстве: монография / В. Н: Софьина. СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2005.
- Степанов, С.Ю. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления / С. Ю. Степанов, О. А. Полищук, И: Н.Семенов. -М.: PAFC, 1996.
- Строй, Г. В. Формирование системы ценностных ориентаций будущих практических психологов в процессе обучения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / Г. В. Строй. Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. — 24с.
- Сыманюк, Э. Э- Психология профессионально обусловленных кризисов / Э. Э. Сыманюк. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 320с.
- Титаренко, А.И. Нравственные основы общения / А. И. Титаренко. М.: «Знание», 1979. — 64с.
- Творогова, Н.Д. Общение: диагностика и управление / Н.Д. Творо-гова. -М.: Смысл, 2002. 246с.
- Тычинкина, Т.П. Факторы эффективного формирования профессиональной компетентности будущих психологов в условиях системы дополнительного образования / O.F. Максимова, Т. П. Тычинкина / Сборник научных статей. Чебоксары: Альбион, 2007. — С. 156−188.
- Тутова, Е.А. Доверие как детерминанта коммуникативной компетентности учителя / Е. А. Тутова // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2006.- № 8.
- Тухман, И. В Создание условий для развития профессионально-педагогической компетентности у студентов педагогического колледжа/ И.В. Тухман// Педагогическое обозрение. -2007.- № 2. С.51−62.
- Фельдштейн, Д-И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192с.
- Флоренская, Т.А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности / Т. А. Флоренская // Гуманистические проблемы психологической теории. — М, 1995.
- Хасан, Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б. И. Хасаш Красноярск, 1996.
- Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. М., 1988.
- Цуканова, Е.В. Психологические трудности межличностного общения / Е. В. Цуканова. Киев, 1985.
- Чаткина, С.Н. Становление в вузе психологической компетентности учителя начальных классов / Ю. В. Варданян, С. Н. Чаткина // Интеграция образования. Саранск, 2008. — № 2, — С.86−92.
- Чуфаровский, Ю.В. Психология общения в становлении и формировании’личности 7 Ю.В. Чуфаровский. М.: Издательство «МЗ-Пресс», Издатель А. В: Воробьев, 2002. — 232с.
- Шаймакова, Ж.Б. Роль.инновационной компетентности, в развитии* конкурентоспособности преподавателя" высшей’школы / Ж. Б. Шаймакова // Акмеология. 2009, № 1. — С.34−39.
- Шипилова, Е.В. Профессиональный портрет психолога / Е.В. Ши-пилова // Приоритеты культуры и экологии в образовании. Материалы конференции. ЭКО Научно-методический журнал Выпуск 10−11. Ставрополь: Изд-во СФ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. — С. 105−106.
- Шишлянникова Л. М. Применение корреляционного анализа в психологии. М., 2006.
- Шкуратова, И.П. Индивидуальные особенности самовыражения личности в общении / И. П. Шкуратова // Психология общения: социокультурный анализ. Ростов-на-Дону: РГУ, 2003. — С.335−337.
- Шкуратова, И.П. Когнитивный стиль и общение / И. П. Шкуратова. Ростов н/Д, 1994.
- Шумская, Л.И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе социализации / Л. И. Шумская. Мн.: РИВШ, 2005. — 271с.
- Щербакова, Н.А. Эмпатические способности студентов-психологов / Н. А. Щербакова. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 240с.
- Щербакова, Т.Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития / Т. Н. Щербакова. Ростов. н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2005. — 320с.
- Щербакова, Т.Н. Психологическая компетентность предпринимателя как субъекта социального взаимодействия / Т. Н. Щербакова, Л.В. Сед-лецкая. Ростов н/Д., 2004.
- Энциклопедия психологических тестов / Ред. В. Хохликова. — М.: ТЕРРА Книжный клуб, 2000. — 400с.
- Юрова, Л.С. Составные части коммуникативной компетенции / Л. С. Юрова // Научный вестник ВГУ. № 1. Луцк, 1997. — С.77−79.
- Derlega V. Communication, intimacy and close relationships. Academic press, 1984. 180p.