Деятельность психолога по диагностике эмоциональной напряженности операторов боевого расчета
Диссертация
Актуальность проблемы. В связи с расширением сферы применения и качественным усложнением технических средств, используемых человеком в процессе реализации разных форм труда, # действием на человека эмоциогенных факторов остро встает проблема повышения эмоциональной устойчивости профессионала. Как свидетельствует анализ эксплуатации различного рода сложных технологических комплексов и систем… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Проблемы изучения состояния эмоциональной напряженности
- 1. 1. Подходы к пониманию эмоциональной напряженности
- 1. 2. Теоретические подходы к изучению дифференциации эмоций
- 1. 3. Эмоциональная напряженность как психическое состояние
- 1. 4. Подходы к диагностике эмоциональной напряженности
- Глава 2. Психологическое обеспечение деятельности операторов боевого расчета
- 2. 1. Изучение психологических особенностей профессиональной деятельности операторов боевого расчета
- 2. 2. Эмоциональная напряженность в деятельности операторов боевого расчета
- 2. 3. Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности части
- Глава 3. Методика диагностики эмоциональной напряженности
- 3. 1. Металогический подход к разработке методики диагностики эмоциональной напряженности
- 3. 2. Методика диагностики состояния эмоциональной напряженности
- 3. 3. Определение диагностической пригодности методики диагностики эмоциональной напряженности операторов боевого расчета
Список литературы
- Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. 272 с.
- Аминов H.A., Аверина И. С. Экспресс-диагностика аверсивных (страх гнев) состояний и формы межличностных конфликтов у младших школьников //Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. 4.1. М., 1990. С. 4−7.13.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1- Пер. с англ. /Под ред. K.M. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. 320с.
- Аристотель. О душе //Соч.: в 4-х т. Т.1. М., 1976. С. 425.
- Анохин П.К. Эмоции //Психология эмоций: тексты. М., 1984. С. 173.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971.
- Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М., 1998. 272 с.
- Батуев A.C. Высшая нервная деятельность. М., 1991.
- Бодров В.А. Экспериментальное изучение эмоционального напряжения у операторов. //Военно-медицинский журнал. 1973. № 1. С. 70−73.
- Венда В.Ф. Перспективы развития психологической теории обучения операторов. //Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 4. С. 48−63.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. 142с.
- Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций //Психология эмоций: тексты. М., 1984. С. 14.
- Вилюнас В.К. Эмпирические характеристики эмоциональной жизни //Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 3. С. 26−35.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
- Ганзен В.А., Юрченко В. Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека //Психические состояния / Под ред. Крылова A.A. Л., 1981.
- Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М.: Медицина, 1964.
- Генкин A.A., Медведев В. И. Прогнозирование психофизиологических состояний. Л., 1973.
- Глоточкин А.Д., Пирожков В. Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. М., 1968.
- Глушко А.Н. Основные этапы подбора и адаптации психодиагностических методик в целях профессионального психологического отбора. М.: Изд-во ЦВМУ МО СССР. 1991. 72с.
- Горбов Ф.Д., Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. М.: Медгиз, 1975. 207 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М., 1978−1980.
- Данилова H.H., Крылова А.JI. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989.
- Данилова H.H., Фуколова Ю. В. Влияние функционального состояния на перцептивное и семантическое цветовые пространства у человека. //Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 3. С. 70−81.
- Дикая Л.Г., Семикин В. В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности //Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 1. С.55−65.
- Джемс У. Психология. М., 1991.
- Доскин В.А., Лаврентьева H.A., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния //Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 141−145.
- Егоров A.C., Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. Л.: Наука, 1973.131 с.
- Енгалычев В.Ф., Шипшин С. С. Методические указания к практическим занятиям по курсу «Судебно-психологическая экспертиза». Калуга-Обнинск-М., 1997. 28 с.
- Железняк Л.Ф. Психологическое обеспечение боевых действий войск в современных условиях //Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. М.: ВПА. С. 70−78.
- Зараковский Г. М., Королев Б. А., Медведев В. И., Шлаен П. Я. Введение в эргономику. /Под ред. В. П. Зинченко. М., 1974. 352 с.
- Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1970. 26 с.
- Зинченко Е.А. Метод экспертного визуального определения эмоциональных состояний рабочих на производстве //Психологический журнал. 1983. Т.4. № 2. С. 59−63.
- Изард К.Э. Психология эмоций /Перев. С англ. СПб.: Питер, 2000. 464 с.
- Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния //Теория функциональных систем в физиологии и психологии /Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1978. С. 325−347.
- Инженерная психология /Под ред. Г. К. Середы. К.: Вища школа, 1976. 308 с.
- Косицкий Г. И., Смирнов В. М. Нервная система и «стресс». М.: Наука. 1970.
- Космолимский Ф.П., Деревянко Е. А. Утомление летного состава. М.: Воениздат, 1962. 96 с.
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М.: Медицина, 1984. 214с.
- Купалов П.С. Учение о рефлексе и рефлекторной деятельности и перспективы его развития //Материалы к совещанию по философским вопросам высшей нервной деятельности и психологии. М., 1962.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования /Эмоциональный стресс. Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 178−208.
- Леви Л. Некоторые принципы психофизиологических исследований и источники ошибок //Эмоциональный стресс /Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 88−108.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
- Левитов Н.Д. Проблема психических состояний //Вопросы психологии, 1955. № 2. 150.
- Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: МГУ, 1984.
- Леонова А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 112 с.
- Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: 1971.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1993.
- Максименко Ю.Б., Бондаренко А. И. Диагностика эмоциональных и когнитивных компонентов в структуре психического образа //Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. 4.1. М., 1990. С. 54−57.
- Марищук В.Б., Платонов К. К., Плотницкий В. Ф. Напряженность в полете. М.: Воениздат, 1969. 117 с.
- Методики исследования и диагностики функционального состояния и работоспособности человека-оператора в экстремальных условиях. М., 1989. 265 с.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека//Психологическая наука в СССР. т.2. М., 1960.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976. 112 с.
- Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. JL, 1983.
- Нервно-психическая неустойчивость и мероприятия по ее выявлению у военнослужащих. Учебно-методическое пособие. /МО РФ. М., 1992. 32 с.
- Николин B.C. Компьютерная программа «Marine». М., 1992.
- Носенко Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975.
- Общая психодиагностика. Учебное пособие /Под. ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. 305с.
- Основы инженерной психологии. Учебное пособие. /Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1977. 335 с.
- Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. III. Кн. 1. М., Л., 1951−1952.
- Парачев A.M. О структуре состояния // Проблемы инженерной психологии: Тезисы VI всесоюзной конференции по инженерной психологии /Под ред. Б. Ф. Ломова. Вып.2. Л., 1984. С. 209−210.
- Приказ Министра обороны РФ 1998 года № 440 «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
- Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань, 1991.
- Пуни А.Ц. Очерки. Психология спорта. М., 1959.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т. II.
- Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг: Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. М.: Наука, 1981. 215 с.
- Собчик JI.H. Методы цветовых выборов модифицированный цветовой тест Люшера (методическое руководство) /Методы психологической диагностики. Вып 2. М., 1990. 88 с.
- Спасенников В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. М.: ИПРАН, 1992. 204 с.
- Стресс и тревога в спорте /Сост. Ю. Л. Ханин. М., 1983.
- Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ. /Дж.-О.Ким, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клекка и др.- Под ред. И. С. Енюкова. М.: Финансы и статистика, 1989. 448 с.
- Филимоненко Ю.И., Юрьев А. И., Нестеров В. М. Экспресс-методика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека //Личность и деятельность /Под ред. A.A. Крылова. Л., 1982.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
- Черникова O.A. Стартовая лихорадка //Теория и практика физической культуры. 1937.
- Шапкин С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации//Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. С. 1933.
- Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема. //Иностранная психология. 1996. № 7.
- Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками. М.: ВПА, 1989.
- Шикун A.A. История и развитие психологического образования в городе Твери и области. Тверь, 1999. 208 с.
- Шикун А.Ф., Лейбович Х. И. Эмоции, чувства, стрессы и формирование психологической устойчивости. Тверь, 1991.
- Шипош К. Значение аутогенной тренировки и биоуправления с обратной связью электрической активностью мозга в терапии неврозов. Автореф. канд. дис. Л., 1980.
- Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза психического состояния водителя по делам о дорожно-транспортных происшествиях. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998.
- Шлаен П.Я., Гутянский Г. С. Новые психотехнологии в антистрессовых мероприятиях на производстве. //Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Т. 9. Тверь, 1997.
- Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.
- Юрьев А.И. Классификация и диагностика отрицательных праксических состояний //Вестн. Ленингр. ун-та. 1983. № 23. Вып.4. С. 83−88.
- Юрьев А.И. Оценка отрицательных праксических состояний человека-оператора на основе данных теста Люшера //Проблемы инженерной психологии: Тезисы VI всесоюзной конференции по инженерной психологии. Вып.2. /Под. ред. Б. Ф. Ломова. Л., 1984. С. 239−241.
- Юрьев А.И., Ганзен В. А. Системное описание психических состояний, возникающих в процессе восприятия информации //Вестн. Ленингр. ун-та. 1987. Сер.6. Вып.1. С. 50−59.
- Appley М.Н., Trumbull R. A Conceptual Model for the Examination of Stress Dynamics // Dynamics of Stress. Physiological, Psychological and Social Perspectives. N.Y.: Plenum Press. 1986. P.21−46.
- Arnold M.B. In defense of Arnold’s theory of emotion. //Psychological Bulletin, 1968. P. 283−284.
- Bandura A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change //Psychological Review, 1977. P. 191−215.
- Frankenhauser M. A psychological framework for research of human stress and coping /Dinamics of stress. M.H. Appley, R. Trumbull. N.Y.: Plenum Press, 1986. P. 101−116.
- Lacey G.I. Somatic Response and Stress. Some Revisions of Activation //Psychological Stress. N.Y. 1967. P.145−147.
- Leeper R.W. Some needed developments in the motivational theory of emotion //In: D.E. Levin (Ed.). Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln, NE, University of Nebraska Press, 1965. P. 25−122.
- Plutchik R. Emotion: A psychoevolutionary synthesis. New York, Harper & Row, 1980.
- Rapaport D. On the psychoanalytic theory of affects //International Journal of Psychoanallysis, 1953, p. 177−198.
- Rapaport D. On the psychoanalytic theory of motivation/In: M.R. Jones (Ed.). Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln, NE, University of Nebraska Press, 1960. P. 173−257.
- Schachtel E.G. Metamorphosis. New York, Basic Books, 1959.
- Schlosberg H.S. A scale for the judgement of facial expressions //Journal of Experimental Psychology, 1941. P. 29, 497−510.
- Smith C.A., Ellsworth P.C. Patterns of appraisal and emotions related to taking an exam //Journal of Personality and Social Psychology, 1987. P. 475−478.
- Spenser H. The principles of psychology. Vol. I., New York, Appletion, 1980 (1955).
- Tomkins S.S. Affect, imagery, consciousness. Vol. I. The positive affects. New York, Springer, 1962.
- Tomkins S.S. Affect, imagery, consciousness. Vol. II. The negative affects. New York, Springer, 1963.
- Weiner B. An attributional theory of achievement motivation and emotion //Psychology Review, 1985. P. 548−573.
- Woodworth R.S. Experimental psychology. New York, Henry Holt & Co., 1938.
- Wundt W. Grundriss der psychologie. (Qutlines of psychology. Transl. by C.H. Judd). New York, Stechert, 1989.1. Бланк МПДО1. Рубрика:2. Субъект:3. Объект:4. Решаемая задача:5. Длительность ситуации:6. Дата событий:7. Место событий:
- В. Краткий сюжет ситуации:1. А. 1. Название ситуации:
- С. Психологическое описание ситуации.
- Степень сложности ситуации (очень сложная, сложная, простая).
- Приходилось ли Вам раньше встречаться с такими ситуациями? да сколько разнет -затрудняюсь ответить Д. Оценка принятого решения
- Вы были знакомы с подобным вариантом решения? да когда — какнет -затрудняюсь ответить
- Данный вариант решения предусмотрен действующими документами? Н да какими конкретнонет -затрудняюсь ответить
- Решение принято в соответствии с действующими документами? да нет — затрудняюсь ответить
- Решение является наиболее оптимальным в данной ситуации? да назовите критерии оптимальностинет -затрудняюсь ответить
- Единственный ли это вариант решения? да почему? нет назовите другие варианты:
- Что сыграло определяющую роль в принятии данного решения? интуициязнание руководящих документовличный практический опыт
- Назовите источники и содержание информации, которыми Вы пользовались для принятия данного решения: источник:ф ¦ содержание:
- Последовательность принятия решения (на отдельном листе)
- Является ли принятое Вами решение рискованным? да чем Вы рисковали- почему Вы рисковалинетзатрудняюсь ответить
- Опишите кратко свое состояние (характерные переживания, мысли):
- Данное состояние: (мешало, помогало, было нейтральным)?
- Укажите основные трудности, которые Вы испытывали:
- Оцените слаженность (сработанность) группы в ситуации: высокая — средняя — низкая14.0цените совместимость (сплоченность) группы в ситуации: высокая — средняя — низкая
- Е. Итоги разрешения ситуации.1. Задача выполнена:
- Ш да нет — затрудняюсь ответить
- Удовлетворены ли Вы своими действиями? да нет — затрудняюсь ответить3. Укажите свои ошибки:
- Чего более не хватало Вам: профессиональной подготовкиэмоциональной устойчивостизатрудняюсь ответить
- Удовлетворены ли Вы другими участниками ситуации? да нет — затрудняюсь ответить6. Укажите их ошибки:7. Причины этих ошибок:
- И профессиональная подготовкаэмоциональная устойчивостьзатрудняюсь ответить0. Данные респондента:• 1. Фамилия, имя, отчество:2. Год рождения:3. Стаж1. Н. Данные интервьюера:1. Фамилия, имя, отчество2. Затраченное время:3. Дата:
- Factor Loadings (Varimax raw) (mradl.sta) Extraction: Principal components (Marked loadings are > .700 000)
- Factor Factor FacLor Factor1 2 * 4
- C2.01 0.70 784 -0.1 714 0.1 723 -0.11 370
- C2.02 0.52 281 0.21 562 -0.47 663 0.2 426
- C2.03 0.11 832 0.76 815 0.15 730 0.11 010
- C2.04 0.42 390 0.26 128 0.13 697 -0.18 942
- C2.05 0.3 189 -0.68 145 0.11 251 -0.6 692:¦¦.→ 0.2 305 -0.36 803 0.42 474 0.50802c:.
- C2.08 0.64 787 0.4 348 0.3 305 0.9 153
- C2.09 0.11 806 0.333 0.72 394 -0.12022i «in -0.7 873 0.10 728 -0.34 361 0.70 557
- C2.ll -0.130 0.43 804 0.57 443 0.7444
- C2.12 0.9 266 0.16 074 0.6 578 0.69 545
- Uxpl.Var 6,745 2,662 3,780 2,912
- Prp.Toll 0,173 0,068 0,097 0,0751. Корреляционная матрица1. С1 Б1 т Б5 Е1 Е2 Е4 Е5 Е7
- С1 Сложность ситуации 1.0000 .0000 -0.0491 0.6385 0,2479 0.0160 -0.0965 0.3548 -0.1535 0.1397 -0.1411 0.1750 0.1528 0.1415 -0.0356 0.7332 0.0345 0.7412
- Оптимальное ть решения -0.0491 0.6385 1.0000 .0000 0.4908 0.0000 0.2064 0.0459 0.3801 0.0002 0.5066 0.0000 -0.0739 0.4789 0.1281 0.2184 0.0359 0.7309
- В2 Наличие альтернативн ых решений 0,2479 0.0160 0.4908 0.0000 1.0000 .0000 0.0775 0.4577 0.0351 0.7369 0.1900 0.0666 0.0188 0.8572 -0.0398 0.7030 0.1330 0.2013
- В5 Психическое состояние субъекта -0.0965 0.3548 0.2064 0.0459 0.0775 0.4577 1.0000 .0000 0.0386 0.7119 0.2720 0.0080 0.0421 0.6869 0.3137 0.0021 0.0093 0.9289
- Е1 Результат выполнения задачи -0.1535 0.1397 0.3801 0.0002 0.0351 0.7369 0.0386 0.7119 1.0000 .0000 0.5565 0.0000 -0.1730 0.0954 0.1639 0.1145 -0.0528 0.6131
- Е2 Удовлетворен ность своими действиями -0.1411 0.1750 0.5066 0.0000 0.1900 0.0666 0.2720 0.0080 0.5565 0.0000 1.0000 .0000 -0.1202 0.2484 0.2179 0.0349 0.0669 0.5217
- Е4 Характер своих ошибок 0.1528 0.1415 -0.0739 0.4789 0.0188 0.8572 0.0421 0.6869 -0.173 0.0954 -0.1202 0.2484 1.0000 .0000 0.0697 0.5046 0.1289 0.2156
- Е5 Удовлетворен ность другими участниками -0.0356 0.7332 0.1281 0.2184 -0.0398 0.7030 0.3137 0.0021 0.1639 0.1145 0.2179 0.0349 0.0697 0.5046 1.0000 .0000 0.1289 0.2156
- Е7 Характер ошибок других участников 0.0345 0.7412 0.0359 0.7309 0.1330 0.2013 0.0093 0.9289 -0.053 0.6131 0.0669 0.5217 0.2490 0.0155 0.1289 0.2156 1.0000 .0000
- Примечание: верхний показатель коэффициент корреляции (г5) — нижний показатель — достоверность (р)
- Корреляграмма причинно-следственных связей
- Factor 1''actor Factor Factor Factor1 О — 4 ¦¦¦¦ИвМш
- С 2.01 0.574 603 052 -0,53 602 214 0,95 413 0,271 905 0,5 274 817 202 0,463 269 654 0,401 609 957 -0,402 079 -0,102 438 0,4 011 616
- C2.03 0.92 982 635 -0,25 984 033 -0,108 175 0,2 641 725 0,8 576 899
- C2.04 0,663 262 894 -0,26 499 539 0,1 170 017 -0,48 257 0,45 850 520,051090527 0,879 763 391 -0,1 277 597 0,1 087 497 0,101 932
- C2.06 -0,16 268 192 0,178 473 428 -0,4 559 816 -0,698 708 -0,1 105 901
- C2.07 0.85 817 937 0,27 857 959 0,9 079 913 -0,172 719 0,305 797
- C2.08 0.31 402 588 0,135 777 287 -0,3 272 177 0,8 781 737 0,208 746
- C2.09 0.96 794 798 0,6 152 079 0,4 479 478 0,1 861 332 -0,2 581 618
- C.2.10 0.111 569 065 0,683 124 562 0,1 276 247 -0,304 386 -0,551 312
- C2.ll 0.1 885 667 0,123 968 171 -0,2 862 -0,99 308 0,938 4727i -1: 0.914 349 237 0,217 250 136 0,842 989 0,1 292 755 -0,72 747
- F.xpl.Var 1.888 984 357 2,319 103 427 1,5 553 779 1,5 382 596 2,3 544 417
- Примечание: номера карточек по тесту С. Розенцвейга