Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деятельность психолога по диагностике эмоциональной напряженности операторов боевого расчета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы. В связи с расширением сферы применения и качественным усложнением технических средств, используемых человеком в процессе реализации разных форм труда, # действием на человека эмоциогенных факторов остро встает проблема повышения эмоциональной устойчивости профессионала. Как свидетельствует анализ эксплуатации различного рода сложных технологических комплексов и систем… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Проблемы изучения состояния эмоциональной напряженности
    • 1. 1. Подходы к пониманию эмоциональной напряженности
    • 1. 2. Теоретические подходы к изучению дифференциации эмоций
    • 1. 3. Эмоциональная напряженность как психическое состояние
    • 1. 4. Подходы к диагностике эмоциональной напряженности
  • Глава 2. Психологическое обеспечение деятельности операторов боевого расчета
    • 2. 1. Изучение психологических особенностей профессиональной деятельности операторов боевого расчета
    • 2. 2. Эмоциональная напряженность в деятельности операторов боевого расчета
    • 2. 3. Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности части
  • Глава 3. Методика диагностики эмоциональной напряженности
    • 3. 1. Металогический подход к разработке методики диагностики эмоциональной напряженности
    • 3. 2. Методика диагностики состояния эмоциональной напряженности
    • 3. 3. Определение диагностической пригодности методики диагностики эмоциональной напряженности операторов боевого расчета

Деятельность психолога по диагностике эмоциональной напряженности операторов боевого расчета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В связи с расширением сферы применения и качественным усложнением технических средств, используемых человеком в процессе реализации разных форм труда, # действием на человека эмоциогенных факторов остро встает проблема повышения эмоциональной устойчивости профессионала. Как свидетельствует анализ эксплуатации различного рода сложных технологических комплексов и систем, состояние эмоциональной напряженности оператора приводит к быстрому накоплению усталости, является причиной различных социальных конфликтов в трудовом коллективе, предпосылкой происшествий и аварий, которые приводят не только к срывам деятельности, но и значительным материальным потерям и человеческим жертвам (Зараковский Г. М., Павлов В. В., Ломов Б. Ф., Мунипов В.М.).

Многие отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что среди факторов, определяющих эмоциональную напряженность в деятельности человека-оператора как психического состояния, важное значение имеют условия деятельности, психологические свойства личности и профессиональная подготовленность оператора (Бодров В.А., Китаев-Смык JI.A., Левитов Н. Д., Никифоров Г. С., Пчелинов A.B., Appley М.Н., Trumbull R.). Поэтому выявление психологических факторов, способствующих поддержанию оптимального эмоционального состояния оператора, своевременная диагностика и предупреждение эмоциональной напряженности рассматривается как задача, закономерно вписывающаяся в ig рамки актуальной прикладной проблематики обеспечения надежности деятельности человека в сложных условиях (Короленко Ц.П., Лебедев В. И., Ломов Б. Ф., Забродин Ю.М.).

Профессиональная деятельность оператора боевого расчета принадлежит к числу наиболее трудных и динамичных, т.к. данному контингенту лиц приходится работать в условиях повышенной напряженности и лимита времени, отводимого на выполнение заданий. При этом требуется немедленное реагирование на разнообразные внешние раздражители и интенсивные потоки информации, имеется высокая личная ответственность за каждое принятое решение (Бодров В.А., Покровский Б. Л., Пономаренко В.А.).

Работы, ведущиеся в данном направлении, затрагивают не только круг вопросов, связанных с сохранением здоровья профессионалов, определения устойчивости организма к экстремальным условиям деятельности (Васильев П.В., Ковалев В.И.), но и проблему психической напряженности (Наенко Н.И.).

Деятельность операторов боевого расчета требует разработки соответствующего психологического обеспечения. Этой проблеме посвящены исследования А. И. Губинского, В. П. Зинченко, Г. М. Зараковского, П. Я. Шлаена, В. М. Львова, Ю. И. Шорохова, А. И. Галактионова, В. Н. Ревенко, В. Ф. Венды, И. И. Литвака, Е. А. Климова, В. В. Спасенникова, С. Шерра и др.

Однако, несмотря на большое количество прикладных исследований, выполненных в данной области, теоретические и методические аспекты проблемы эмоциональной напряженности операторов разработаны недостаточно. Не существует общепринятой и психологически обоснованной интерпретации самого понятия «эмоциональная напряженность», что значительно затрудняет решение этого вопроса вследствие трудности сопоставления экспериментальных материалов, получаемых разными исследователями. Различные методические подходы к решению рассматриваемой проблемы также характеризуются фрагментарностью приемов исследования, направленных на изучение части вне ее связи с целым.

Все это создает трудности в деятельности психологической службы воинской части по психологическому обеспечению боевого дежурства, диагностике и предупреждению развития эмоциональной напряженности. К тому же психологическая служба в Вооруженных Силах Российской Федерации организационно относительно молода. На данный момент она не представлена самостоятельной структурой, а действует в рамках органов воспитательной работы, что определяет и приоритеты ее деятельности. Пользуясь достижениями психологической науки, войсковые психологи еще не имеют в своем арсенале достаточной материально-технической базы, методического аппарата по эффективному обеспечению боевого дежурства, в том числе и диагностики эмоциональной напряженности операторов боевого расчета.

Для решения многих вопросов, связанных с проблемой эмоциональной напряженности профессионала, необходимо проведение ^ анализа специфичности структуры последней и особенностей ее проявления в конкретных видах трудовой деятельности, прежде всего отличающихся повышенной сложностью, ответственностью и опасностью. Профессия оператора боевого расчета относится именно к такому виду деятельности. Для повышения эффективности работы войсковых психологов в этом направлении необходимы их методологическая и методическая вооруженность.

В связи со сказанным выше, актуальность данной работы определяется необходимостью повышения результативности деятельности войсковых психологов по обеспечению боевого дежурства, изучения проблем • эмоциональной напряженности профессиональной деятельности операторов, а также создания адекватного методического аппарата для ее диагностики.

Объектом настоящего исследования является деятельность психолога по психологическому обеспечению боевого дежурства.

Всего в исследовании приняло участие 183 человека. Работа проводилась на базе воинских частей МО РФ. Акцент делался на анализе эмоциональной напряженности у операторов с различным профессиональным опытом.

Предметом является деятельность психолога по диагностике эмоциональной напряженности операторов боевого расчета.

Целью диссертационной работы является определение направлений деятельности войскового психолога по диагностике эмоциональной напряженности операторов боевого расчета, выявление комплекса проявлений эмоциональной напряженности у операторов и разработка специализированной методики для ее диагностики. При реализации поставленной цели использовались обобщенный, дифференцированный и структурный методологические подходы к анализу данного качества.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих методологических и экспериментально-прикладных задач:

1. Провести анализ деятельности войскового психолога по психологическому обеспечению служебно-боевой деятельности части, в том числе боевого дежурства.

2. Провести теоретический анализа понятий «эмоциональное состояние», «эмоциональная напряженность», и в рамках егоопределение места и роли исследований эмоциональной напряженности операторов.

3. Дать анализ существующих методологических подходов к оценке эмоциональных состояний, эмоциональной напряженности и обоснование комплексной стратегии исследования эмоциональной напряженности в конкретных условиях профессиональной деятельности.

4. Изучить факторы, влияющие на эмоциональное состояние операторов в экстремальных условиях деятельности.

5. Провести исследование особенностей проявлений эмоциональной напряженности у операторов с высоким и низким уровнем опыта профессиональной деятельности.

6. Создать методику деятельности войскового психолога по диагностике эмоциональной напряженности операторов, пригодную для работы в практических условиях, на основе разработки оригинальной психологической методики проективного типа и ее валидизации.

Основной гипотезой исследования являлось предположение о том, что эмоциональная напряженность оператора является одной из основных составляющих психической напряженности и может быть количественно измерена на основе изучения диапазона и динамики эмоциональных состояний, формирующихся в зависимости от специфики профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей человека.

Методологической и теоретической основой исследования явились концепция взаимосвязи личности и деятельности, теория системного анализа психологических явлений, общенаучные и математические методы создания сложных систем.

Основу исследования составляют: естественнонаучная теория о закономерностях высшей нервной деятельности, разработанная В. М. Бехтеревым, И. П. Павловым, И. М. Сеченовымпсихологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, J1.C. Выготский, C. J1. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, А. Г. Асмолов и др.) — психологической теории деятельности (Б.Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, Е. А. Климов, Б. Я. Шведин, А. Ф. Шикун и др.) — разработки в области практической психологии и психодиагностики (A.A. Анастази, Л. Ф. Бурлачук, Л. Н. Собчик, К. Леонгард, С. Розенцвейг, П. Я. Шлаен, А. Д. Глоточкин, С. С. Шипшин, и др.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эмоциональная напряженность является одной из основных составляющих психической напряженности человека. В отношении операторского труда она может быть определена как эмоциональное состояние, которое обусловлено предвосхищением возможного неблагоприятного для субъекта развития событий и оказывает дезорганизующее влияние на деятельность оператора в результате выраженности эмоционального реагирования стрессовой направленности.

2. Эмоциональная напряженность представлена в виде взаимовлияния входящих в нее эмоциональных состояний, зависящих от опыта профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей человека. Диагностика и предупреждение эмоциональной напряженности операторов боевого расчета определяет деятельность психолога по психологическому обеспечению боевого дежурства.

3. Использованная в работе комплексная стратегия деятельности войскового психолога исследования, основанная на применении проективного метода и опросных методик, является эффективным средством диагностики эмоциональной напряженности операторов боевых расчетов.

4. Разработанная методика диагностики эмоциональной напряженности является чувствительным и валидизированным психодиагностическим инструментом, что делает ее пригодной для использования на практике при проведении диагностики эмоциональной напряженности, экспертизы эмоциональных состояний, а также решении задач профессионально психологического отбора и комплектования смен боевых расчетов.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что впервые проведено исследование эмоциональной напряженности операторов боевого расчета с позиций реализации комплексной стратегии анализа этого качества на основе системного подхода, включающего элементы обобщенного, дифференцированного и структурного методологических подходов.

Дан теоретический анализ понятия «эмоциональная напряженность», рассмотрены ее основные составляющие и определена их зависимость от уровня развития профессионального опыта. Проведена оценка обоснованности использования различных методических подходов к исследованию уровня и особенностей эмоциональной напряженности на примере операторского труда, а также предложены способы реализации комплексной стратегии ее исследования в профессиональной деятельности войскового психолога.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в определении стратегии деятельности войскового психолога на основе разработки адекватного методического аппарата и валидизированной методики, пригодной для диагностики уровня эмоциональной напряженности операторов в войсковых условиях.

Полученные в работе данные могут служить основанием для разработки практических рекомендаций по предупреждению развития эмоциональной напряженности представителей операторских профессий. Результаты исследования можно использовать также при построении программ совершенствования системы профессионального отбора и обучения операторского состава. Полученные данные могут быть полезными в решении задач оптимизации режима труда и отдыха специалистов, деятельность которых осуществляется в сложных условиях.

Все выполненные экспериментально-методические разработки прошли этап прикладной апробации. Их результаты использованы для подготовки рекомендаций по оптимизации профессиональной деятельности психологов частей, операторской деятельности, совершенствования профессионально психологического отбора, комплектования смен боевых расчетов, диагностики эмоциональных состояний операторов боевых расчетов в одном из соединений МО РФ.

Несмотря на конкретную профессиональную ориентацию проведенного исследования, сфера его применения может быть существенно расширена, т.к. предложенный подход и полученные результаты могут быть использованы:

— при изучении эмоциональной напряженности у представителей других профессий;

— в процессе разработки психологических предложений по совершенствованию адаптивных алгоритмов деятельности лиц боевых расчетов на существующих командных пунктахдля выдачи рекомендаций при проведении специальных занятий по повышению эмоционально-волевой устойчивости операторов боевого расчетапри совершенствовании направлений и методов деятельности войсковых психологов по психологическому обеспечению боевого дежурства.

Достоверность и надежность полученных результатов определяется использованием достаточно представительных выборок испытуемых, подбиравшихся в соответствии с общепринятыми статистическими нормами. В общей сложности в описанных экспериментально-прикладных исследованиях приняло участие 183 человека.

Все приведенные в экспериментальной части работы данные и факты обосновывались с помощью целого набора статистических процедур: параметрических критериев для оценки достоверности различий (t-критерий Стьюдента), а также средств многомерного анализа данных (дисперсионный, корреляционный, кластерный и факторный анализы), реализованных с помощью компьютеризованного пакета программ Statistica for Windows, версия 4.3.

Апробация работы проводилась в ходе регулярных сообщений на научно-практических конференциях. Работа прошла апробацию на расширенном заседании кафедр социальной и организационной психологии КГПУ им. К. Э. Циолковского и экономической психологии КФ МГЭИ.

Результаты исследований докладывались на II Всероссийской конференции «Методы психологии» (Ростов-на-Дону, 1997), I Всероссийской конференции «Актуальные проблемы сферы психологии и права» (Калуга, 1998), на I Всероссийской научно-практической конференции «Психология и экономика» (Калуга, 2000).

Основные результаты диссертации отражены в пяти публикациях.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Объем работы 148 страниц, работа включает 6 таблиц, 14 иллюстраций, 8 приложений.

Список литературы

содержит 108 наименований, из них 18 на иностранном языке.

Выводы по главе:

1. Оценка диагностической пригодности методики указывает на ее соответствие психометрическим нормам и требованиям, предъявляемым к психологическому тесту.

2. Методика позволяет дифференцировать уровень эмоционального состояния операторов и его развития в эмоциональную напряженность, что отражается, в частности, в достоверных различиях профиля эмоционального состояния операторов с различным квалификационным классом и подтверждается кластерным анализом.

3. Надежность методики доказана как в отношении показателей ретестовой надежности, так и внутренней согласованности тестового задания, что говорит о возможности получения с ее помощью устойчивых характеристик диагностируемого качества.

4. Валидность методики проверена по критериям внешней и содержательной валидности, что отражается в высокой согласованности показателей эмоциональных состояний, профессионального мастерства и оценок фрустрационных реакций операторов согласно результатам тестирования по методике С. Розенцвейга.

5. Оценки, получаемые по методике, не зависят от конкретной специализации операторского труда. Данная методика может быть рекомендована для диагностики эмоциональной напряженности операторов разных профессий.

6. Предложенный методологический подход позволяет, как диагностировать вероятность развития эмоциональной напряженности операторов при проведении профессионального психологического отбора и принятии решения о допуске оператора к боевому дежурству, так и проводить ретроспективный анализ деятельности оператора в конкретной ситуации.

7. Накопленный Банк опыта действий операторов в конкретных условиях позволяет выделить ориентировочную основу деятельности с учетом психологических характеристик личности оператора и динамики эмоционального состояния, что может использоваться при профессиональной подготовке операторов боевого расчета.

8. Методика диагностики эмоциональной напряженности может быть компьютеризирована, что существенно облегчит труд самого психолога.

Заключение

.

Настоящая работа посвящена деятельности войскового психолога по диагностике эмоциональной напряженности операторов боевого расчета, созданию нового концептуально-методического аппарата для решения актуальных научных и практических задач психологического обеспечения боевого дежурства. Как показывает опыт, накопленный в данной области исследований, изучение эмоциональной напряженности профессионала должно осуществляться на уровне целенаправленно действующей личности.

Результаты проведенного теоретического анализа показали, что актуальность исследования деятельности войскового психолога по диагностике эмоциональной напряженности операторов боевого расчета несомненна. Однако концептуальный аппарат и методические аспекты ее изучения разработаны в недостаточной степени. Отсутствие единого понимания содержания понятия «эмоциональная напряженность», критериев ее выделения и оценки, методических подходов к исследованию создает определенные трудности как на этапе экспериментального изучения данного явления, так и при интерпретации получаемых результатов. Это вызывает необходимость проведения теоретического анализа понятий, используемых разными исследователями для обозначения данного свойства.

В ходе проведенного нами анализа было показано, что адекватным термином, отражающим одну из основных психологических детерминант эффективного выполнения профессиональной деятельности, является термин «эмоциональная напряженность». Под ней понимается эмоциональное состояние, которое обусловлено предвосхищением возможного неблагоприятного для субъекта развития событий и оказывает дезорганизующее влияние на деятельность оператора в результате выраженности эмоционального реагирования стрессовой направленно сти.

Использование этого определения дает возможность подойти к рассмотрению подобных детерминант с системных позиций, ориентируя на комплексное изучение деятельности профессионала в конкретных видах операторского труда.

Некоторые авторы подходят к изучению напряженности с позиций рассмотрения влияния отдельных психических процессов, состояний и свойств личности на успешность деятельности. В этих исследованиях получен ценный фактический материал, позволяющий обнаружить некоторые закономерности и феноменологию различных психических явлений, возникающих в усложненных условиях деятельности. Однако в исследованиях подобного типа, по всей видимости, невозможно дать целостную характеристику напряженности профессионала вследствие малоэффективного методологического подхода, направленного на изучение части вне ее связи с целым. В нашей работе состояние эмоциональной напряженности изучалось с точки зрения системно-ситуационного подхода. С точки зрения этого подхода деятельность оператора изучается целостно в рамках конкретной ситуации, которая развивается при решении субъектом определенной задачи, в конкретных условиях.

Характерной особенностью современной психологической науки является переход от аналитического («атомарного») изучения отдельных психических явлений к раскрытию интегральных характеристик человека, к пониманию их в совокупной целостности. При этом важной задачей становится выявление сложноорганизованных свойств личности, оказывающих существенное влияние на эффективность труда.

Различные подходы к пониманию эмоциональных состояний породили разнообразные методы их исследования. В настоящей работе представлен обзор методологических подходов к изучению эмоциональных состояний.

В проведенных нами эмпирических исследованиях, направленных на разработку методики диагностики эмоциональной напряженности операторов боевого расчета, использован системноситуационный подход. Он ориентирован на получение детального описания структуры деятельности операторов боевого расчета и деятельности войскового психолога по ее психологическому обеспечению.

Его применение основывалось на следующих принципах:

1. Эмоциональная напряженность является одной из основных составляющих психической напряженности человека. Анализ эмоциональной напряженности как состояния в результате активной деятельности человека, формирующейся в соответствии со спецификой конкретной трудовой ситуации и психологическими особенностями субъекта труда.

2. Эмоциональная напряженность представлена в виде взаимовлияния входящих в нее базовых эмоций, и зависит от опыта профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей человека.

3. Оценка эмоциональной напряженности на основе интеграции данных о взаимосвязях микрои макрокомпонентов функциональной системы обеспечения деятельности.

4. Характеристика эмоциональной напряженности по критерию адекватности затрачиваемых внутренних средств и требований решаемой трудовой задачи.

В соответствии с этим, обобщенные оценки эмоциональной напряженности операторов получали посредством проективной методики, а также учета профессиональных и личностных характеристик. Дифференцированные оценки эмоциональной напряженности получены на основе диагностики уровня выраженности ряда эмоциональных состояний субъекта методом опроса оцениваемого специалиста, а также его самооценок с помощью разработанной методики. Исследование структуры эмоционального состояния операторов осуществлялось при интегрировании различных оценок базовых эмоций, что осуществлялось на базе использования соответствующих статистических процедур (корреляционный и дисперсионный анализ).

В ходе осуществления исследования удалось получить ряд новых научных результатов и разработать соответствующие методические средства:

1. Проведен теоретический анализ понятия «эмоциональная напряженность».

2. Дано теоретическое обоснование предпочтительного, по сравнению с другими, применения термина «эмоциональная напряженность», и разработано его операциональное определение.

3. Осуществлен анализ существующих методологических подходов к оценке эмоциональной напряженности и обосновано использование комплексной стратегии, основанной на использовании системно-ситуационного подхода, включающего элементы обобщенного, дифференцированного и структурного подходов, позволяющих дать углубленную оценку эмоционального состояния конкретного профессионала.

4. Изучены проявления эмоциональной напряженности у различных категорий операторов и выявлены направления психологического обеспечения по ее предупреждению.

5. Обоснована и использована психодиагностическая методика, пригодная для ретроспективного анализа и экспресс-диагностики эмоциональной напряженности операторов боевых расчетов в практических условиях.

Подводя итоги изложенным в диссертационной работе исследованиям, можно сделать следующие выводы:

1. Эмоциональная напряженность является одной из основных составляющих психической напряженности человека. В отношении операторского труда она может быть определена как эмоциональное состояние, которое обусловлено предвосхищением возможного неблагоприятного для субъекта развития событий и оказывает дезорганизующее влияние на деятельность оператора в результате выраженности эмоционального реагирования стрессовой направленности.

2. Эмоциональная напряженность представлена в виде взаимовлияния входящих в нее базовых эмоций, зависящих от опыта профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей человека.

3. Использованная в работе комплексная стратегия исследования, основанная на применении проективного метода и опросных методик, является эффективным средством диагностики эмоциональной напряженности в различных видах профессиональной деятельности.

4. Разработанная методика диагностики эмоциональной напряженности является чувствительным и валидизированным психодиагностическим инструментом, что делает ее пригодной для использования на практике при проведении диагностики эмоциональной напряженности, экспертизы эмоциональных состояний, а также решении задач профессионально психологического отбора и комплектования смен боевых расчетов.

5. На результативность профессиональной деятельности операторов боевого расчета влияет состояние эмоциональной напряженности, а также профессиональная готовность, как самого оператора, так и группы действовать в экстремальной ситуации.

Следовательно, при проведении подготовки операторов к действиям в фрустрируюгцих, экстремальных ситуациях необходимо готовить операторов и боевые расчеты действовать в соответствии со схемами ориентировочной основы действий, принимать адекватные решения на основе альтернативных стратегий, учитывая при этом возможность динамики состояния эмоциональной напряженности вплоть до срыва деятельности по этой причине.

6. Деятельность психолога по диагностике эмоциональной напряженности должна организовываться:

— поэтапно, в ходе решения задачи психологического обеспечения боевого дежурства в конкретных условиях обстановки;

— комплексно в составе сил и средств поддержания психического здоровья военнослужащих. Для чего необходимо создать в войсковых частях постоянной готовности психологическую службу в составе: психофизиолога, психолога (психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности), психолога (психологическое обеспечение воспитательной работы), психотерапевта;

— прогностически, в ходе моделирования психологических факторов возможных экстремальных ситуаций при обучении операторов боевого расчета.

Таким образом, обобщив результаты проведенных исследований, можно сделать вывод, подтверждающий выдвинутую гипотезу.

В целом, полученные результаты содержат достаточно богатый и новый материал, который может оказаться полезным в практике прикладной психологической работы с операторами боевого расчета, а также служить основанием для дальнейшего развития предложенного методологического подхода в деятельности психолога по диагностике эмоциональной напряженности операторов боевого расчета. Изучение индивидуальных форм проявлений эмоциональной напряженности, компенсаторных механизмов и путей предупреждения этого значимого для операторского труда эмоционального состояния представляет большой практический интерес и может стать предметом дальнейших исследований.

1. Влияние типа личности на социометрический статус в малой группе в условиях воинской службы. //Информационный бюллетень. № 1. Калуга: Эпсилон, 1997. С. 15−18.

2. Психологическая оценка причин самовольного оставления части или места службы военнослужащими по призыву. //Актуальные проблемы сферы психологии и права. Тезисы. Калуга, 1998. С. 103−105.

3. Работа командиров с военнослужащими «группы риска». (Методическое пособие). Калуга, 1998. 28 с.

4. Диагностика эмоциональных состояний при несении боевого дежурства. (Методическое пособие). Калуга, 1999. 32 с.

5. Изучение поведения людей в ситуациях фрустрации. // Сб. науч. трудов КГПУ, 2000. f" ттрия-пЛ.

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. 272 с.
  2. H.A., Аверина И. С. Экспресс-диагностика аверсивных (страх гнев) состояний и формы межличностных конфликтов у младших школьников //Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. 4.1. М., 1990. С. 4−7.13.
  3. А. Психологическое тестирование: Книга 1- Пер. с англ. /Под ред. K.M. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. 320с.
  4. Аристотель. О душе //Соч.: в 4-х т. Т.1. М., 1976. С. 425.
  5. П.К. Эмоции //Психология эмоций: тексты. М., 1984. С. 173.
  6. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971.
  7. .Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М., 1998. 272 с.
  8. A.C. Высшая нервная деятельность. М., 1991.
  9. В.А. Экспериментальное изучение эмоционального напряжения у операторов. //Военно-медицинский журнал. 1973. № 1. С. 70−73.
  10. В.Ф. Перспективы развития психологической теории обучения операторов. //Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 4. С. 48−63.
  11. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. 142с.
  12. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций //Психология эмоций: тексты. М., 1984. С. 14.
  13. В.К. Эмпирические характеристики эмоциональной жизни //Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 3. С. 26−35.
  14. В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
  15. В.А., Юрченко В. Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека //Психические состояния / Под ред. Крылова A.A. Л., 1981.
  16. П.Б. Избранные труды. М.: Медицина, 1964.
  17. A.A., Медведев В. И. Прогнозирование психофизиологических состояний. Л., 1973.
  18. А.Д., Пирожков В. Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. М., 1968.
  19. А.Н. Основные этапы подбора и адаптации психодиагностических методик в целях профессионального психологического отбора. М.: Изд-во ЦВМУ МО СССР. 1991. 72с.
  20. Ф.Д., Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. М.: Медгиз, 1975. 207 с.
  21. В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М., 1978−1980.
  22. H.H., Крылова А.JI. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989.
  23. H.H., Фуколова Ю. В. Влияние функционального состояния на перцептивное и семантическое цветовые пространства у человека. //Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 3. С. 70−81.
  24. Л.Г., Семикин В. В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности //Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 1. С.55−65.
  25. У. Психология. М., 1991.
  26. В.А., Лаврентьева H.A., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния //Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 141−145.
  27. A.C., Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. Л.: Наука, 1973.131 с.
  28. В.Ф., Шипшин С. С. Методические указания к практическим занятиям по курсу «Судебно-психологическая экспертиза». Калуга-Обнинск-М., 1997. 28 с.
  29. Л.Ф. Психологическое обеспечение боевых действий войск в современных условиях //Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. М.: ВПА. С. 70−78.
  30. Г. М., Королев Б. А., Медведев В. И., Шлаен П. Я. Введение в эргономику. /Под ред. В. П. Зинченко. М., 1974. 352 с.
  31. П.Б. Эмоциональная устойчивость: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1970. 26 с.
  32. Е.А. Метод экспертного визуального определения эмоциональных состояний рабочих на производстве //Психологический журнал. 1983. Т.4. № 2. С. 59−63.
  33. К.Э. Психология эмоций /Перев. С англ. СПб.: Питер, 2000. 464 с.
  34. Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния //Теория функциональных систем в физиологии и психологии /Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1978. С. 325−347.
  35. Инженерная психология /Под ред. Г. К. Середы. К.: Вища школа, 1976. 308 с.
  36. Г. И., Смирнов В. М. Нервная система и «стресс». М.: Наука. 1970.
  37. Ф.П., Деревянко Е. А. Утомление летного состава. М.: Воениздат, 1962. 96 с.
  38. .В. Основы профессиональной психодиагностики. М.: Медицина, 1984. 214с.
  39. П.С. Учение о рефлексе и рефлекторной деятельности и перспективы его развития //Материалы к совещанию по философским вопросам высшей нервной деятельности и психологии. М., 1962.
  40. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования /Эмоциональный стресс. Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 178−208.
  41. Л. Некоторые принципы психофизиологических исследований и источники ошибок //Эмоциональный стресс /Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 88−108.
  42. Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
  43. Н.Д. Проблема психических состояний //Вопросы психологии, 1955. № 2. 150.
  44. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: МГУ, 1984.
  45. А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 112 с.
  46. А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: 1971.
  47. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  48. М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1993.
  49. Ю.Б., Бондаренко А. И. Диагностика эмоциональных и когнитивных компонентов в структуре психического образа //Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. 4.1. М., 1990. С. 54−57.
  50. В.Б., Платонов К. К., Плотницкий В. Ф. Напряженность в полете. М.: Воениздат, 1969. 117 с.
  51. Методики исследования и диагностики функционального состояния и работоспособности человека-оператора в экстремальных условиях. М., 1989. 265 с.
  52. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека//Психологическая наука в СССР. т.2. М., 1960.
  53. Н.И. Психическая напряженность. М., 1976. 112 с.
  54. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. JL, 1983.
  55. Нервно-психическая неустойчивость и мероприятия по ее выявлению у военнослужащих. Учебно-методическое пособие. /МО РФ. М., 1992. 32 с.
  56. B.C. Компьютерная программа «Marine». М., 1992.
  57. Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975.
  58. Общая психодиагностика. Учебное пособие /Под. ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. 305с.
  59. Основы инженерной психологии. Учебное пособие. /Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1977. 335 с.
  60. И.П. Полн. собр. соч. Т. III. Кн. 1. М., Л., 1951−1952.
  61. A.M. О структуре состояния // Проблемы инженерной психологии: Тезисы VI всесоюзной конференции по инженерной психологии /Под ред. Б. Ф. Ломова. Вып.2. Л., 1984. С. 209−210.
  62. Приказ Министра обороны РФ 1998 года № 440 «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
  63. А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань, 1991.
  64. А.Ц. Очерки. Психология спорта. М., 1959.
  65. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
  66. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  67. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т. II.
  68. Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
  69. П.В. Эмоциональный мозг: Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. М.: Наука, 1981. 215 с.
  70. JI.H. Методы цветовых выборов модифицированный цветовой тест Люшера (методическое руководство) /Методы психологической диагностики. Вып 2. М., 1990. 88 с.
  71. В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. М.: ИПРАН, 1992. 204 с.
  72. Стресс и тревога в спорте /Сост. Ю. Л. Ханин. М., 1983.
  73. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ. /Дж.-О.Ким, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клекка и др.- Под ред. И. С. Енюкова. М.: Финансы и статистика, 1989. 448 с.
  74. Ю.И., Юрьев А. И., Нестеров В. М. Экспресс-методика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека //Личность и деятельность /Под ред. A.A. Крылова. Л., 1982.
  75. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
  76. O.A. Стартовая лихорадка //Теория и практика физической культуры. 1937.
  77. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации//Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. С. 1933.
  78. Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема. //Иностранная психология. 1996. № 7.
  79. .Я. Человеческий фактор в управлении войсками. М.: ВПА, 1989.
  80. A.A. История и развитие психологического образования в городе Твери и области. Тверь, 1999. 208 с.
  81. А.Ф., Лейбович Х. И. Эмоции, чувства, стрессы и формирование психологической устойчивости. Тверь, 1991.
  82. К. Значение аутогенной тренировки и биоуправления с обратной связью электрической активностью мозга в терапии неврозов. Автореф. канд. дис. Л., 1980.
  83. С.С. Судебно-психологическая экспертиза психического состояния водителя по делам о дорожно-транспортных происшествиях. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998.
  84. П.Я., Гутянский Г. С. Новые психотехнологии в антистрессовых мероприятиях на производстве. //Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Т. 9. Тверь, 1997.
  85. А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.
  86. А.И. Классификация и диагностика отрицательных праксических состояний //Вестн. Ленингр. ун-та. 1983. № 23. Вып.4. С. 83−88.
  87. А.И. Оценка отрицательных праксических состояний человека-оператора на основе данных теста Люшера //Проблемы инженерной психологии: Тезисы VI всесоюзной конференции по инженерной психологии. Вып.2. /Под. ред. Б. Ф. Ломова. Л., 1984. С. 239−241.
  88. А.И., Ганзен В. А. Системное описание психических состояний, возникающих в процессе восприятия информации //Вестн. Ленингр. ун-та. 1987. Сер.6. Вып.1. С. 50−59.
  89. Appley М.Н., Trumbull R. A Conceptual Model for the Examination of Stress Dynamics // Dynamics of Stress. Physiological, Psychological and Social Perspectives. N.Y.: Plenum Press. 1986. P.21−46.
  90. Arnold M.B. In defense of Arnold’s theory of emotion. //Psychological Bulletin, 1968. P. 283−284.
  91. Bandura A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change //Psychological Review, 1977. P. 191−215.
  92. Frankenhauser M. A psychological framework for research of human stress and coping /Dinamics of stress. M.H. Appley, R. Trumbull. N.Y.: Plenum Press, 1986. P. 101−116.
  93. Lacey G.I. Somatic Response and Stress. Some Revisions of Activation //Psychological Stress. N.Y. 1967. P.145−147.
  94. Leeper R.W. Some needed developments in the motivational theory of emotion //In: D.E. Levin (Ed.). Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln, NE, University of Nebraska Press, 1965. P. 25−122.
  95. Plutchik R. Emotion: A psychoevolutionary synthesis. New York, Harper & Row, 1980.
  96. Rapaport D. On the psychoanalytic theory of affects //International Journal of Psychoanallysis, 1953, p. 177−198.
  97. Rapaport D. On the psychoanalytic theory of motivation/In: M.R. Jones (Ed.). Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln, NE, University of Nebraska Press, 1960. P. 173−257.
  98. Schachtel E.G. Metamorphosis. New York, Basic Books, 1959.
  99. Schlosberg H.S. A scale for the judgement of facial expressions //Journal of Experimental Psychology, 1941. P. 29, 497−510.
  100. Smith C.A., Ellsworth P.C. Patterns of appraisal and emotions related to taking an exam //Journal of Personality and Social Psychology, 1987. P. 475−478.
  101. Spenser H. The principles of psychology. Vol. I., New York, Appletion, 1980 (1955).
  102. Tomkins S.S. Affect, imagery, consciousness. Vol. I. The positive affects. New York, Springer, 1962.
  103. Tomkins S.S. Affect, imagery, consciousness. Vol. II. The negative affects. New York, Springer, 1963.
  104. Weiner B. An attributional theory of achievement motivation and emotion //Psychology Review, 1985. P. 548−573.
  105. Woodworth R.S. Experimental psychology. New York, Henry Holt & Co., 1938.
  106. Wundt W. Grundriss der psychologie. (Qutlines of psychology. Transl. by C.H. Judd). New York, Stechert, 1989.1. Бланк МПДО1. Рубрика:2. Субъект:3. Объект:4. Решаемая задача:5. Длительность ситуации:6. Дата событий:7. Место событий:
  107. В. Краткий сюжет ситуации:1. А. 1. Название ситуации:
  108. С. Психологическое описание ситуации.
  109. Степень сложности ситуации (очень сложная, сложная, простая).
  110. Приходилось ли Вам раньше встречаться с такими ситуациями? да сколько разнет -затрудняюсь ответить Д. Оценка принятого решения
  111. Вы были знакомы с подобным вариантом решения? да когда — какнет -затрудняюсь ответить
  112. Данный вариант решения предусмотрен действующими документами? Н да какими конкретнонет -затрудняюсь ответить
  113. Решение принято в соответствии с действующими документами? да нет — затрудняюсь ответить
  114. Решение является наиболее оптимальным в данной ситуации? да назовите критерии оптимальностинет -затрудняюсь ответить
  115. Единственный ли это вариант решения? да почему? нет назовите другие варианты:
  116. Что сыграло определяющую роль в принятии данного решения? интуициязнание руководящих документовличный практический опыт
  117. Назовите источники и содержание информации, которыми Вы пользовались для принятия данного решения: источник:ф ¦ содержание:
  118. Последовательность принятия решения (на отдельном листе)
  119. Является ли принятое Вами решение рискованным? да чем Вы рисковали- почему Вы рисковалинетзатрудняюсь ответить
  120. Опишите кратко свое состояние (характерные переживания, мысли):
  121. Данное состояние: (мешало, помогало, было нейтральным)?
  122. Укажите основные трудности, которые Вы испытывали:
  123. Оцените слаженность (сработанность) группы в ситуации: высокая — средняя — низкая14.0цените совместимость (сплоченность) группы в ситуации: высокая — средняя — низкая
  124. Е. Итоги разрешения ситуации.1. Задача выполнена:
  125. Ш да нет — затрудняюсь ответить
  126. Удовлетворены ли Вы своими действиями? да нет — затрудняюсь ответить3. Укажите свои ошибки:
  127. Чего более не хватало Вам: профессиональной подготовкиэмоциональной устойчивостизатрудняюсь ответить
  128. Удовлетворены ли Вы другими участниками ситуации? да нет — затрудняюсь ответить6. Укажите их ошибки:7. Причины этих ошибок:
  129. И профессиональная подготовкаэмоциональная устойчивостьзатрудняюсь ответить0. Данные респондента:• 1. Фамилия, имя, отчество:2. Год рождения:3. Стаж1. Н. Данные интервьюера:1. Фамилия, имя, отчество2. Затраченное время:3. Дата:
  130. Factor Loadings (Varimax raw) (mradl.sta) Extraction: Principal components (Marked loadings are > .700 000)
  131. Factor Factor FacLor Factor1 2 * 4
  132. C2.01 0.70 784 -0.1 714 0.1 723 -0.11 370
  133. C2.02 0.52 281 0.21 562 -0.47 663 0.2 426
  134. C2.03 0.11 832 0.76 815 0.15 730 0.11 010
  135. C2.04 0.42 390 0.26 128 0.13 697 -0.18 942
  136. C2.05 0.3 189 -0.68 145 0.11 251 -0.6 692:¦¦.→ 0.2 305 -0.36 803 0.42 474 0.50802c:.
  137. C2.08 0.64 787 0.4 348 0.3 305 0.9 153
  138. C2.09 0.11 806 0.333 0.72 394 -0.12022i «in -0.7 873 0.10 728 -0.34 361 0.70 557
  139. C2.ll -0.130 0.43 804 0.57 443 0.7444
  140. C2.12 0.9 266 0.16 074 0.6 578 0.69 545
  141. Uxpl.Var 6,745 2,662 3,780 2,912
  142. Prp.Toll 0,173 0,068 0,097 0,0751. Корреляционная матрица1. С1 Б1 т Б5 Е1 Е2 Е4 Е5 Е7
  143. С1 Сложность ситуации 1.0000 .0000 -0.0491 0.6385 0,2479 0.0160 -0.0965 0.3548 -0.1535 0.1397 -0.1411 0.1750 0.1528 0.1415 -0.0356 0.7332 0.0345 0.7412
  144. Оптимальное ть решения -0.0491 0.6385 1.0000 .0000 0.4908 0.0000 0.2064 0.0459 0.3801 0.0002 0.5066 0.0000 -0.0739 0.4789 0.1281 0.2184 0.0359 0.7309
  145. В2 Наличие альтернативн ых решений 0,2479 0.0160 0.4908 0.0000 1.0000 .0000 0.0775 0.4577 0.0351 0.7369 0.1900 0.0666 0.0188 0.8572 -0.0398 0.7030 0.1330 0.2013
  146. В5 Психическое состояние субъекта -0.0965 0.3548 0.2064 0.0459 0.0775 0.4577 1.0000 .0000 0.0386 0.7119 0.2720 0.0080 0.0421 0.6869 0.3137 0.0021 0.0093 0.9289
  147. Е1 Результат выполнения задачи -0.1535 0.1397 0.3801 0.0002 0.0351 0.7369 0.0386 0.7119 1.0000 .0000 0.5565 0.0000 -0.1730 0.0954 0.1639 0.1145 -0.0528 0.6131
  148. Е2 Удовлетворен ность своими действиями -0.1411 0.1750 0.5066 0.0000 0.1900 0.0666 0.2720 0.0080 0.5565 0.0000 1.0000 .0000 -0.1202 0.2484 0.2179 0.0349 0.0669 0.5217
  149. Е4 Характер своих ошибок 0.1528 0.1415 -0.0739 0.4789 0.0188 0.8572 0.0421 0.6869 -0.173 0.0954 -0.1202 0.2484 1.0000 .0000 0.0697 0.5046 0.1289 0.2156
  150. Е5 Удовлетворен ность другими участниками -0.0356 0.7332 0.1281 0.2184 -0.0398 0.7030 0.3137 0.0021 0.1639 0.1145 0.2179 0.0349 0.0697 0.5046 1.0000 .0000 0.1289 0.2156
  151. Е7 Характер ошибок других участников 0.0345 0.7412 0.0359 0.7309 0.1330 0.2013 0.0093 0.9289 -0.053 0.6131 0.0669 0.5217 0.2490 0.0155 0.1289 0.2156 1.0000 .0000
  152. Примечание: верхний показатель коэффициент корреляции (г5) — нижний показатель — достоверность (р)
  153. Корреляграмма причинно-следственных связей
  154. Factor 1''actor Factor Factor Factor1 О — 4 ¦¦¦¦ИвМш
  155. С 2.01 0.574 603 052 -0,53 602 214 0,95 413 0,271 905 0,5 274 817 202 0,463 269 654 0,401 609 957 -0,402 079 -0,102 438 0,4 011 616
  156. C2.03 0.92 982 635 -0,25 984 033 -0,108 175 0,2 641 725 0,8 576 899
  157. C2.04 0,663 262 894 -0,26 499 539 0,1 170 017 -0,48 257 0,45 850 520,051090527 0,879 763 391 -0,1 277 597 0,1 087 497 0,101 932
  158. C2.06 -0,16 268 192 0,178 473 428 -0,4 559 816 -0,698 708 -0,1 105 901
  159. C2.07 0.85 817 937 0,27 857 959 0,9 079 913 -0,172 719 0,305 797
  160. C2.08 0.31 402 588 0,135 777 287 -0,3 272 177 0,8 781 737 0,208 746
  161. C2.09 0.96 794 798 0,6 152 079 0,4 479 478 0,1 861 332 -0,2 581 618
  162. C.2.10 0.111 569 065 0,683 124 562 0,1 276 247 -0,304 386 -0,551 312
  163. C2.ll 0.1 885 667 0,123 968 171 -0,2 862 -0,99 308 0,938 4727i -1: 0.914 349 237 0,217 250 136 0,842 989 0,1 292 755 -0,72 747
  164. F.xpl.Var 1.888 984 357 2,319 103 427 1,5 553 779 1,5 382 596 2,3 544 417
  165. Примечание: номера карточек по тесту С. Розенцвейга
Заполнить форму текущей работой