Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Показатели зрелости психического развития человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характерно, что внешние проявления практически одни и те же. Кроме указанных выше, отмечаются слабо выраженная рефлексия как прогностического, так и ретроспективного плана, в которой человек как бы и не нуждается, живя «одним днем». В своей повседневной жизни такие люди постоянно «натыкаются на одни и те же грабли» и в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента, характера… Читать ещё >

Показатели зрелости психического развития человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В поисках ответа на вопрос, всегда ли взрослый человек (по крайней мере к концу юношеского периода) достигает того уровня зрелости психики, который бы обеспечил базис для дальнейшего развития его социальных отношений с миром, целесообразно рассмотреть важнейшие атрибуты индивидуально-психологической зрелости. На основе анализа литературы по данному вопросу можно отнести к таким атрибутам следующие способности.

  • 1. К самостоятельному прогнозированию своего поведения в любых жизненных ситуациях на основе развитой способности добывать нужную информацию и анализировать ее применительно к целям, связанным с разрешением конкретных и нестандартных ситуаций во всех сферах жизнедеятельности. Однако в условиях обучения проявление этой способности может тормозиться не из-за ее отсутствия, а из-за малоэффективной методики обучения.
  • 2. К мобилизации себя на выполнение собственного решения о действии вопреки различным обстоятельствам и внутреннему социально не мотивированному желанию его прекратить («устал», «не хочу», «трудно» и т. п.).
  • 3. К самостоятельному отслеживанию хода выполнения собственных действий и их результатов (предполагающему готовность личности к «нормальному мысленному раздвоению» на «Я-исполнителя» и «Я-контролера»).
  • 4. К проявлению оценочной рефлексии на основе сформированного самосознания и непредвзятой оценки своих мыслей, действий, поступков.
  • 5. «Извлекать уроки» из собственного поведения в различных ситуациях, наращивая качество прогнозирования, выполнения запланированного и объективность оценки.
  • 6. К эмоционально-адекватной реакции на различные ситуации собственного поведения.
  • 7. К реализации личностного ресурса готовности человека изменить сложившееся представление о себе, восприимчивости ко всему, что несет информацию о его реальном «Я». Чем меньше личностный ресурс человека, тем больше дистанция между его реальным и идеальным «Я», тем крепче он вынужден держаться за свой идеализированный образ, так как тем быстрее при его разрешении возникает чувство беспомощности, потери себя, страха. Чем меньше личностный ресурс человека, тем выше его непроницаемость для нового опыта, тем сильнее стремление держаться за старые проверенные представления и взгляды.

Наравне с параметрами, характеризующими зрелость психического развития, следует выделить типичные проявления недостаточной зрелости. Речь идет о несформированности способностей к обоснованному прогнозированию и планированию собственного поведения, принятию обдуманных решений, умению соотносить их со своими возможностями и нести за них ответственность перед собой.

Естественное следствие мало продуманных и безответственных решений — их невыполнимость, различного рода неудачи в процессе их выполнения, получение не того результата, который ожидался, и т. п.

Если не обращать внимание на другие, чаще всего сопровождающие этот процесс проявления, то возникает мысль, что подобное явление обусловлено несформированностью аппарата продуктивного мышления — следствие существенных недостатков обучения и воспитания человека в подростково-юношеском возрасте (в результате чего у него оказалисьсформированными потребность в саморегулировании своего поведения, а также и соответствующий механизм продуктивного мышления).

Можно предположить, что подобное поведение (конечно, в разной степени выраженности) связано с генетикой.

В этом случае его «смягчение» требует серьезного вмешательства акмеологических служб. По внешним проявлениям акмеолог редко сможет определить реальную причину (поскольку речь идет не о глубокой патологии, а лишь о пограничных состояниях).

Характерно, что внешние проявления практически одни и те же. Кроме указанных выше, отмечаются слабо выраженная рефлексия как прогностического, так и ретроспективного плана, в которой человек как бы и не нуждается, живя «одним днем». В своей повседневной жизни такие люди постоянно «натыкаются на одни и те же грабли» и в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента, характера, эмоционального склада по-разному реагируют на свои неудачи (не замечают неудач, принимают неудачные решения как должное, недоумевают, обвиняют других, реже — себя и т. п.).

Недостаточная зрелость психического развития на этапе формирования рефлексии может проявляться специфическим образом в интеллектуальной сфере взрослого человека, например в ярко выраженном познавательном интересе (как у младшего подростка) — без серьезной практической направленности, в склонности к накоплению информации — без ее внутренней переработки, к собиранию книг — без глубокого ценностного отношения к ним и т. п. Нередко акмеолог, сталкиваясь с такого рода широким интересом «ко всему», принимает его за истинную увлеченность. Но даже распознав причину, практически невозможно чтолибо изменить в позиции такого человека, важно в определенном смысле нивелировать ее в группе, в которой он нередко стремится лидерствовать, подавляя всех своими познаниями.

В этих случаях главное внимание в работе акмеолога, вероятно, должно быть направлено на ту часть группы (чаще всего это большинство), которая разумно-практично воспринимает мир и себя, на практическую целесообразность (по крайней мере в конечном счете) любых человеческих знаний. Именно с этих позиций предполагается рефлексия человека по отношению к продуктивности его образовательной деятельности. Постоянная акцептация на практической целесообразности всех человеческих действий и апелляция к прогнозированию — оцениванию результатов всегда положительно влияют на жизненную позицию взрослого человека даже в случае, если исходно она и не была таковой.

Личностный потенциал человека определяется по социальной эффективности его поведения и деятельности. Таким образом, личностная зрелость, по мнению А. А. Бодалева, определяется как совокупность характеристик, формируемых у человека в разные периоды его развития, которая позволяет организовать его жизнь таким образом, чтобы он успешно смог проявить себя в период взрослости. Личностный потенциал человека определяется, но социальной эффективности его поведения и деятельности. В житейском опыте зафиксирована меткая формулировка данной мысли: «Я значу то, что трачу».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой