Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Десять лекций по этике

УчебникПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако подобные попытки проанализировать или, по крайней мере, зафиксировать духовную жизнь человека носили достаточно разрозненный характер. Собственно, и сама духовная жизнь общества еще не достигла той сложности, многогранности, какую она приобрела в последующие века. Можно сказать, существовала единая духовная культура, в которой еще не отпочковались, не выделились в относительно… Читать ещё >

Содержание

  • «Тому, кто не познал науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред»
  • М.Монтень
  • «Нравственная философия есть не более как систематический указатель правого пути жизненных странствий для людей и народов»
  • Вл.С.Соловьев

Десять лекций по этике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Тому, кто не познал науки добра,

всякая иная наука приносит лишь вред".

М.Монтень

«Нравственная философия есть

не более как систематический указатель

правого пути жизненных странствий

для людей и народов".

Вл.С.Соловьев Мы не всегда отдаем себе отчет в том, что в центре духовных исканий многих философов и богословов, писателей и педагогов находятся проблемы морали. Иначе говоря, они так или иначе выходят на размышления о смысле жизни, справедливости, добре и зле, долге и совести. В этом нетрудно убедиться, обратившись к сочинениям Платона и Сенеки, Августина и Абеляра, Канта и Шопенгауэра, Достоевского и Л. Толстого, Вл. Соловьева и А.Камю. Перечень этих имен можно продолжить «до бесконечности». И это вполне закономерно, ибо именно моральное сознание устремлено к самой сути человека, к конечным вопросам его существования. Именно моральные ценности в конечном счете утверждаются или низвергаются в самых различных видах деятельности. Кроме того, как отмечают психологи, возможность удовлетворения своих нравственных потребностей (потребности в доброте, сострадании, любви и смысле жизни и др.) является важным условием для нормальной жизнедеятельности личности.

Особенно обостряется интерес к нравственной проблематике на крутых поворотах истории, так как в значительной степени от уровня нравственной культуры общества зависит успех или неудача тех или иных социальных преобразований, их направленность. О последнем Достаточно убедительно свидетельствуют те трудности, просчеты, с которыми сталкивались реформы, проводившиеся в России в течение че одного столетия.

Уровень морального сознания личности и общества зависит от многих факторов. И не в последнюю очередь — от нашей этической просвещенности, от нашего понимания сущности нравственных ценностей, от нашего умения их реализовывать в самых разнообразных ситуациях.

Л.Н.Толстой замечал, что далеко не все понимают, «как важно, драгоценно и каким длинным путем достигается уяснение, упрощение нравственной истины». Вся жизнь человеческая, по мнению великого русского писателя, не имеет другой цели, как уяснение этой нравственной истины. Действительно, далеко не всегда осознается то обстоятельство, что при исследовании своего внутреннего мира, своего «я» человек преодолевает трудности ничуть не меньшие, чем при раскрытии загадок Вселенной.

Предлагаемый курс лекций по этике посвящен раскрытию основных направлений нравственных исканий человечества, анализу центральных понятий морального сознания, рассмотрению взаимоотношений морали с другими компонентами культуры.

Этика: становление и современность

I. Понятие этики. Основные этапы становления этики Выдающийся русский мыслитель Вл. Соловьев (1853−1900) называл немецкого философа Иммануила Канта (1724−1804) родоначальником нравственной философии, т. е. этики. Подобное утверждение может кому-то показаться слишком категоричным, ибо хорошо известно, что вопросы морали активно исследовались в работах многих богословов, философов, педагогов. Но, судя по всему, русский философ не только отмечал особый вклад Канта в развитие этических исследований, но и указал на длительный, сложный процесс становления этики как относительно самостоятельного учения. А это могло быть следствием того, что и сама мораль — как предмет этики — достаточно поздно оформилась в самостоятельную область культуры.

В отличие от своих предшественников, так или иначе пытавшихся решить нравственные проблемы ссылками на богословие, биологию, психологию и часто не выявлявших специфики нравственности, немец;

кии философ полагал, что этика ничего не заимствует из других наук о человеке, а принципы морали существенно отличаются от эмпирического знания и до всякого опыта (a priori) заложены в человеческом разуме; Кант стремился разработать независимую, «чистую» моральную философию. По его мнению, нравственное поведение совершается не из выгоды, симпатий, подражания, а из одного лишь уважения к нравственному закону? Иначе говоря, этика есть учение не о сущем, а о должном. Она исследует совершенно другой мир — мир свободы. Если, например, физика есть наука о законах природы, то этика — о законах свободы. В этом, пожалуй, и заключается суть принципиально нового отношения немецкого философа к нравственности, к этике.

Таким образом, можно с определенными оговорками утверждать, что именно к концу XVIII века завершился подготовительный (предварительный) этап в развитии этической мысли. Именно к этому времени наиболее глубокие философы (и прежде всего Кант) осознали, что мораль не сводима ни к религии, ни к биологии, ни к психологии, ни к каким-либо другим явлениям культуры, а имеет свои принципы, понятия, играет специфическую роль в жизни личности и общества. А начался процесс формирования этики в середине I тыс. до н.э. практически одновременно в Древней Греции, в Индии, в Китае. Сам термин «этика» (от греч. ethos — обычай, нрав, привычка) ввел в научный оборот Аристотели (384−322 до н.э.), написавший такие труды, как «Никомахова этика», «Большая этика» и др. Но не этого выдающегося древнегреческого мыслителя следует считать первым эти-ком. Еще до Аристотеля различными проблемами нравственности за-нимался его учитель — Платон (428−348 до н.э.), а также учитель самого Платона — Сократ (469−399 до н.э.). Словом, можно утверждать, если вспомнить еще Протагора (480−410 до н.э.), Демокрита (460−370 до н.э.) и их последователей, что нравственная проблематика, правда, еще достаточно нечеткая, размытая, начинает занимать определенное место в творческих исканиях целого ряда мыслителей, живших в V и в последующих веках до новой эры.

Этика, разумеется, начала развиваться не вдруг, не с нуля. В предшествующий период на протяжении столетий накапливался первичный мыслительный мате-риал. В древнейших мифах, сказках, поговорках формулировались самые разнообразные правила поведения, выделялись соответствующие санкции «за нарушения запретов и предписаний, давались общие ориентиры жизнедеятельности. В сохранившихся письменных памятниках культуры встречаются наставления, отличающиеся в определенных фрагментах (при общем достаточно жестком отношении к простому смертному) справедливостью, добротой.

В указах египетских фараонов, шумерских и вавилонских царей однозначно осуждаются воровство, клевета, вероломство, регулируются отношения между супругами… Словом, по-своему фиксируется существовавший тогда уровень духовной культуры.

Фрагмент клинописного текста из свода законов вавилонского царя Хаммурали

(базальтовая стела, XVI в. до н.з.: Париж.

Лувр) Более того, некоторые мыслители древнего мира, как бы обгоняя свое время, ставили иногда такие вопросы, которые вызывают трудности и у современных мыслителей. Например, в «Вавилонской тео-дицее» (IX в. до н.э.) — название этому памятнику культуры было дано в наше время — очень смело исследовалась проблема существования зла в мире, которым управляет Бог:

Сызмальства следовал я воле божьей, Простершись, с молитвой искал богиню. Но влек я ярмо бесприбыльной службы, -Бог положил вместо роскоши бедность; Дурак впереди меня, урод меня выше, -Плуты вознеслись, а я унижен…

• Острые вопросы ставились и в творчестве древнегреческого мыслителя Гесиода (VIII — VII вв. до н.э.), создавшего такие поэмы, как «Труды и дни», «Теогония» и др. В частности, рассматривались в той или иной мере наиболее значимые качества людей, проблемы справедливости, нравственного прогресса и др.

Однако подобные попытки проанализировать или, по крайней мере, зафиксировать духовную жизнь человека носили достаточно разрозненный характер. Собственно, и сама духовная жизнь общества еще не достигла той сложности, многогранности, какую она приобрела в последующие века. Можно сказать, существовала единая духовная культура, в которой еще не отпочковались, не выделились в относительно самостоятельные сферы мораль, право, религия. Более того, господствовавшее на протяжении многих веков мифологическое мировоззрение в своих построениях практически не выделяло человека из природы, и фактически считалось, что и общество, и природа развиваются по одним и тем же законам, имеют одни и те же устремления, судьбы. Не случайно боги на протяжении тысячелетий имели либо звериный, либо получеловеческий облик.

Вызревавший в течение не одного столетия поворот в духовной жизни Древней Греции, заключавшийся в отказе от многих старых мифологических образов, от древнейших родоплеменных традиций, обычаев, нравов, произошел примерно в V в. до н.э. Именно в это и в последующее столетие древнегреческая культура пережила, можно сказать, необыкновенный взлет. Именно в этот исторический период творили выдающиеся философы (Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель и др.), драматурги (Еврипид, Софокл, Эсхил), политические деятели (Клисфен, Перикл) и др. Однако наиболее ярко сущность переворота была выражена в учении софистов (Протагор, Критий, Горгий и др.). Они по существу первыми в европейской культуре стали утверждать, что законы общественной жизни, законы культуры устанавливаются самими людьми с учетом своих интересов. Если законы природы

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аристотель. Никомахова этика // Соч. В 4 т. М., 1984. Т. 4.
  2. Н.А. О назначении человека. М., 1993.
  3. Н.А. Самопознание. Л., 1991.
  4. Ю. Сто суеверий. М., 1993.
  5. С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 2.
  6. М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избранное. Образ общества. М., 1994.
  7. В.И. О деловой этике и этикете. М., 1994.
  8. А.А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1998.
  9. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
  10. Дорофей, авва. Душеполезные поучения и послания. Тула, 1991.
  11. О.Г. Понятие морали. М., 1974.
  12. И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4(1).
  13. К. Когда нужен психотерапевт… М., 1998.
  14. П.А. Этика: Избранные труды. М., 1991.
  15. Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
  16. Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
  17. .В. Философская антропология. СПб., 1997.
  18. Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.
  19. B.C. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1.
  20. Э.Я. Этикет. М., 1994.
  21. В.О. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.
Заполнить форму текущей работой