Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Создание художественно-образных произведений дизайна

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для творческой деятельности дизайнеру необходимо располагать сведениями из многих областей знания, которые нередко далеко отстоят друг от друга. Для получения положительного результата в профессиональной деятельности дизайнер должен синтезировать знания, принадлежащие как к сфере искусства, так и ко многим направлениям науки, иначе говоря, обладать специфическим образно-тектоническим мышлением… Читать ещё >

Создание художественно-образных произведений дизайна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Идейно-творческие основы дизайна

Для творческой деятельности дизайнеру необходимо располагать сведениями из многих областей знания, которые нередко далеко отстоят друг от друга. Для получения положительного результата в профессиональной деятельности дизайнер должен синтезировать знания, принадлежащие как к сфере искусства, так и ко многим направлениям науки, иначе говоря, обладать специфическим образно-тектоническим мышлением. В любом виде искусства средоточием идейно-творческого начала является композиция. Иначе говоря, через композицию художник (дизайнер) выражает то, что заинтересовало, увлекло его в модели, то, из-за чего он стал ее изображать. Эти же обстоятельства можно считать руководящей идеей его творческого процесса. Даже простое изображение модели становится художественным произведением только тогда, когда одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию.

Художественное произведение — сложная система совокупностей однотипных элементов в определенных взаимоотношениях (линии, цветовые пятна, объем, динамика, рисунок, колорит, композиция, пространственно-временная организация, гармония и т. д.). Для него характерно наличие художественного содержания (тема, идея), имеющего идеально-духовные, смысло-образные особенности.

Соотношение образных и эстетических принципов в художественном произведении инициирует у адресата воображение и фантазию, приводя в состояние игры его душевные силы: дает повод вызывать сложную систему ассоциативных мыслей и ощущений.

Ассоциативность — способность улавливать и устанавливать связи между, казалось бы, несовместимым. Ассоциации по сходству или контрасту помогают преодолевать функциональную фиксированность вещей, открывать их закономерные связи и новые функциональные значения. Общими для искусства являются способы художественного формообразования: симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, гротеск, метафора и др.

Художественная форма — внутренняя структура содержания и способ его материально-предметного воплощения по законам искусства. Форма является общим понятием для всех видов искусства. Форма придается художником, который не только пишет картины, но и создает музыку, поэзию, обувь, одежду и др.

Композиционное формообразование исходит одновременно из двух областей: ассоциативных связей — символики формы и формальных связей — собственно формально-композиционных. Что из них первично, а что вторично — неизвестно, поскольку процесс творчества, несмотря на все попытки разобраться в нем, непостижим. Но совершенно определенно, что источник ассоциаций — творческая индивидуальность автора, его глубоко личный мир образов. Область же формально-композиционных связей исходит из наиболее общих, объективно существующих закономерностей восприятия формы человеком. Тем не менее в творчестве одно без другого невозможно, как невозможна музыка без звуков и их гармонизации, литература без мысли и ее изложения.

Связь между указанными областями глубока и органична. Тема, рождающаяся из ассоциаций, может предстать рассыпанным, хаотичным набором морфологизированных элементов. Реальность и целостность она обретает лишь благодаря композиции, порядку взаимосвязи этих элементов.

Дизайнер как художник решает двойную задачу — социально-коммуникативную и эстетически-культурную. Массовая коммуникация, каковой является дизайн, позволяет донести «эстетическое сообщение» большому числу людей, пробуждая, развивая, укрепляя в них эстетическую потребность, пока она не становится экономической силой. Люди начинают требовать все новых и новых вещей не только ради их новых утилитарных свойств, не только по соображениям моды, престижа, но как «хлеб насущный» эстетического вкуса. Эстетическая потребность превращается в массовый «эстетический спрос». Формы изделий, чтобы удовлетворить «эстетический спрос», должны постоянно меняться: при стилевом единстве формы они должны быть индивидуально разнообразны, для чего и нужен дизайнер не просто как стилист, а как художник, как творческая личность.

Творчество — это переосмысление и переделка действительности. Творческая фантазия невозможна без знания, интуиции, чувства тенденции. Чтобы воспитать творческое мышление, способность воображения, фантазию, надо прежде всего воспитать это чувство тенденции, которое состоит из знания и интуиции. Богатая и правильно построенная сумма знаний — основа творчества. Когда созидающее, творческое действие производится на основе логики твердых и точных знаний, то переход от знакомых частей к новому целому идет наглядно, постепенно и непрерывно. Когда же новое целое рождается «неожиданно», вне наглядного логического и даже простого сознательного процесса, то говорят: интуиция, вдохновение. В последние годы родилась целая наука, изучающая закономерности процессов мыслительной деятельности человека, в которых имеется элемент догадки, неосознанности, интуиции, — эвристика. Нас интересует то, как можно научить человека творить с помощью интуиции, «чувства тенденции», «чувства материала», как развить эти «чувства».

Во-первых, необходимо накопление знаний — специальных и общих. Во-вторых, воспитание творческой фантазии невозможно без развития таких общечеловеческих качеств, как любознательность и наблюдательность. Если обучение молодых дизайнеров с целым комплексом знаний (таких, как история дизайна, его сегодняшнего дня и его будущего и др.) ведется образно, то это непременно служит и развитию профессиональной дизайнерской любознательности. Но профессиональная любознательность бесполезна без профессиональной наблюдательности. Наблюдательность есть умение анализировать видимое, выделять в нем нечто важное и интересное, замаскированное «потоком восприятия». Следовательно, воспитание наблюдательности есть воспитание умения анализировать визуально.

Соединение любознательности и наблюдательности без последующего действия никому не нужно. Главное в воспитании и развитии интуиции и фантазии — практическая работа, так же как главный инструмент этого воспитания — творческое действие.

В системе воспитания дизайнеров большое место отводится изучению и применению модульных элементов, так как модуль — основа дизайнерского конструирования. Модуль — помощник фантазии, ибо он развивает изобретательность. Модуль подталкивает фантазию, воображение, чувство тенденции, ибо для высокого полета фантазии необходим толчок.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой