Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Моральные аспекты взаимоотношения научного руководителя и его учеников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сущность науки и по сегодня остается не до конца открытой. Каждый трактует ее по-разному. Однако невозможно оспорить тот факт, что наука на сегодняшний день существенно повлияла и влияет на жизнь современного общества. Второе дело — как именно наука влияет и какие достижения она несет? Многие ее открытий и технических новшеств подавляют и пугают современную человека, особенно когда речь идет… Читать ещё >

Содержание

  • План
  • 1. Введение
  • 2. Основная часть
    • 2. 1. Этика ученых
    • 2. 2. Моральные аспекты взаимоотношения научного руководителя и учеников
    • 2. 3. Эстетические аспекты соавторства
  • Заключение
  • Список литературы

Моральные аспекты взаимоотношения научного руководителя и его учеников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Введение

Социальное поведение людей регулируется правом и этикой. Право определяет однозначные общественные отношения в то время как этика служит вектором поведения в неоднозначных, противоречивых ситуациях, не определяемых законом — там, где пересекаются разные интересы, мотивы и системы ценностей.

Ситуация, в которой мы сегодня живем, в высшей степени неоднозначна. Отечественная наука оказалась на грани гибели. Отсутствие ее базового финансирования при сохранении системы обучения и профессиональной подготовки, при ненасыщенных потребностях в специалистах в развитых и развивающихся странах и открытых государственных границах создали уникальное положение: наша страна стала готовить и снабжать другие страны молодыми и зрелыми научными кадрами, обескровливая собственную науку и образование. Она столкнулась с совершенно новыми для нее проблемами, требующими нестандартных решений на всех уровнях — государственном, научного сообщества и индивидуальном. Общественное мнение — важнейший «орган» этики — раскололось на несовместимые осколки. Этика перестала цементировать нашу науку. Престиж науки в обществе упал настолько, что взгляд на ученого сложился как на «нищего бездельника». Возвышенно-романтическому образу ученого посвящаются некрологи. Необходимость фундаментальной науки, если и отстаивается в глазах публики — широкой или элитарной — то только в качестве основы для решения прикладных задач — военных, потребительских или медицинских [4, с.535].

Решать «как быть» предстоит каждому ученому или исследовательской группе самостоятельно, согласно своему разуму, совести, ситуации и пониманию смысла собственной деятельности. Идти в отечественную науку стало едва ли не гражданским подвигом. Морально-этический аспект приобрел крайне важное значение в жизни научных коллективов и индивидуальных ученых.

Морально-этическая позиция в неоднозначных ситуациях определяется системой ценностей, которую человек или группа исповедуют. Система ценностей поляризует их отношение к ситуации, делает неприемлемыми одни решения и привлекательными другие.

Современное положение в науке и научном сообществе стало областью, где пересекаются несовместимые системы ценностей, определяющие столь же различные морально-этические позиции.

2. Основная часть

2.1. Этика ученых

Сущность науки и по сегодня остается не до конца открытой. Каждый трактует ее по-разному. Однако невозможно оспорить тот факт, что наука на сегодняшний день существенно повлияла и влияет на жизнь современного общества. Второе дело — как именно наука влияет и какие достижения она несет? Многие ее открытий и технических новшеств подавляют и пугают современную человека, особенно когда речь идет о будущем. И это не удивительно. Современный научно-техническое развитие вызвал к жизни не только позитивные, но и негативные явления, которые приобрели глобальные масштабы. Вот почему, вступив в XXI век человечество все чаще начинает рассуждать над моральным, гуманистическим оценке роли и назначений науки в общественной жизни [3, с.29].

Вопрос о том, является ли наука силой, которая служит интересам и потребностям человека, независимо от социальных условий его бытия, или это демон, который вырвался из-под контроля человека и способен уничтожить, стали предметом всеобщего обсуждения.

Наука — сложное многомерные социальное явление. Ее первоначальное задача — объяснять непонятное и облегчать жизнь людям. Не является ли это главной ценностью науки? Однако, как показывает время и история, наука, точнее — ее результаты могут и усложнять жизнь человеку [4, с.538].

Современная наука, которая вызывает значительные изменения в сфере общественного производства, становится одним из главных факторов экономических, социальных, духовных преобразований, обновление культуры, качественного образования общества и личности. Наука оказывается силой, которая способна содействовать развитию самого человека, его творческих задатков и дарований. Однако довольно часто научные знания не используются полностью для решения насущных социальных проблем (например, на начало 90-х годов в мире 50 млн. человек

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой