Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этические ценности. 
Этика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значит, то, что обеспечивает ценность или особое место человека среди других живых существ, — это особого рода действия или ценности. То, что делает человека ценным, — это его ценности. Таким образом, сведения о ценности человека — это не что иное, как сведения о его возможностях. В нашем мире, где словно сведены на нет эти возможности человека, где масса смертей, пыток, бомб и тех, кто смеется… Читать ещё >

Этические ценности. Этика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ценности в целом

Очерчивая различные виды этических отношений, я часто говорила как об этической «ценности» (этической ценности действия), так и об этических «ценностях». Я объяснила, что под «ценностью действия» подразумеваю его особенность в определенных условиях по сравнению с другими возможностями действия. В конце концов, то, что я в общем понимаю иод «ценностью чего-то», — это особое место между чем-то определенным и чем-то того же рода[1]. И эту «ценность» я четко отделила от «ценностей».

Что же это за ценности честности, уважения, любви, доверия и пр., о которых я говорила раньше и которые возникают в некоторых отношениях между человеком и человеком? Что делает их ценностью? И каково их место среди других «ценностей»?

В целом, когда мы говорим о ценностях, мы сталкиваемся с большим многообразием. Слово «ценность» применяют к любви — уважению, честности — прямоте, а также к науке — философии — искусству, равенству — свободе, кроме того, слово «ценность» применяют к добру — красоте и пр. Это же создает впечатление, что вопрос о ценностях не подразумевает ответа «изнутри»; тот, кто пытается разобраться в этом вопросе, сталкивается с тысячами сложностей, пытаясь выяснить, на что и куда смотреть.

Рассмотрение того, что называется «ценностью», исходя из определенных отношений человека, дает ключ к пониманию предположения, что ответ на вопрос может быть дан с точки зрения отношений, в которых находится человек как человек, индивид, вид.

Определения человека (как вида) в философии предполагают ответ на вопрос «что такое человек?» в самом широком смысле слова, определение места человека среди других живых существ.

Эти знания подразумевают рассмотрение действий человека, данные о (природной) структуре человека (особенности человека как единицы, представителя своего вида). Знания об этих особенностях формируют наше понимание человека.

Основной категорией среди элементов, раскрывающих особенность структуры человека, является деятельность человека: познание, оценка, действие, работа, создание и пр. Эти действия, осуществляемые различными способами людьми, знакомят нас с возможностями человека. В свою очередь, некоторые из этих возможностей обеспечивают человеку как виду особое место (ценность) среди других живых существ. И целью здесь является выделить активность из совокупности всего того, что таковой не является.

В свою очередь, действия, определяющие особенность человека, формируют его ценности при реализации целей и функций (к примеру, можно привести науку, создавшую лекарства, философию, которая старается показать, что такое знание и справедливость, право, придумавшее омбудсмена, политику, которая пытается реализовать принципы по защите прав человека). Так вот, «ценности человека» подразумевают человеческую активность, осуществляемую в соответствии с целью. Осуществляемые таким образом действия предоставляют нам знания о некоторых возможностях человека. В свою очередь, благодаря сведениям о возможностях мы приобретаем знания о ценности человека.

Значит, то, что обеспечивает ценность или особое место человека среди других живых существ, — это особого рода действия или ценности. То, что делает человека ценным, — это его ценности. Таким образом, сведения о ценности человека — это не что иное, как сведения о его возможностях. В нашем мире, где словно сведены на нет эти возможности человека, где масса смертей, пыток, бомб и тех, кто смеется над ценностью человека, существует много примеров тех, кто упрямо настаивает на демонстрации «ценности» человека в этом значении.

* * *.

Именно каждый человек по отдельности осуществляет человеческие действия, реализуя функции и приближаясь к целям, за счет чего позволяет нам приобрести данные об этих возможностях человека. При этом, хотя изначально неизвестно, кто сможет реализовать эти возможности человека, известно, в каких условиях возможна их реализация; и значимая часть осознается сегодня. Так вот, эти знания об условиях реализации возможностей человека, людей в определенных общественных отношениях (как индивидов) выдвигают на первый план ценности индивида, или «общественные ценности».

Данные о таких условиях формируют основные права личности, которые сейчас называются «правами человека». «Права человека» — условия реализации возможностей человека на различных исторических и общественных уровнях; или же — требования личностей по защите ценности человека в определенных исторических реалиях.

Среди ценностей индивида или общественных ценностей часто занимают место некоторые идеи (к примеру, справедливость), принципы по созданию общественных отношений в целом (к примеру, равенство в основных правах) и исторические принципы по устройству этих отношений в определенных исторических и общественных условиях так, чтобы можно было реализовать эти возможности человека (к примеру, светскость).

* * *.

Ценности личности подразумевают знания об объективных условиях возможностей защиты ценности человека (о возможностях реализации людьми возможностей человека). Веками мы обретали знания — пусть и не всегда очень точные — по этим условиям; и теоретические знания в этом контексте у нас тоже увеличиваются день ото дня. При этом в нашем мире эти идеи, принципы и запросы не слишком уж действенны в жизни, потому что наряду с этим возникает вопрос «субъективных» условиях, которые должны обеспечить постоянное создание объективных условий: люди, которые и создают своими действиями эти условия, часто осуществляя действие, не переводят условия в ценности.

Тот факт, что эти данные об условиях, формирующих ценности индивида, могут быть действенны, т. е. тот факт, что объективные условия реализации людьми человеческих возможностей все время возникают (в жизни, отношениях между людьми), — связан с этическими ценностями, условиями с точки зрения осуществляющего действие человека. Этические ценности — это некоторые возможности человека, возможности жизненного пути и действий. В рамках реализации они предстают перед нами в качестве аспекта ценностного мира в отношении другого человека и некоторых личностных особенностей. Этические ценности — это ценности человека; они делают человека этической личностью или ценным человеком.

Таким образом, этические ценности являются «субъективными» условиями возможности реализации людьми возможностей, отделяющих человека от других живых существ, и предстают перед нами в качестве определенных особенностей и «миров» человека. Они находятся в самой основе различных ценностей, о которых можно говорить при рассмотрении человека с точки зрения различных отношений. Иными словами, от людей этических зависит постоянное создание условий по реализации возможностей, формирующих особенность человека, и реализация человеческой активности с учетом целей и функций.

  • [1] insan vc Dcgcrlcri. Istanbul: Yanki Yayinlan, 1971. S. 58—59.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой