Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нравственные основания русского космизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С точки зрения космистов, для решения вопросов, связанных с проблемой выживания человечества, необходима гармонично мыслящая личность, осознающая свое высокое человеческое достоинство и моральный долг перед человечеством, выполнение которого требует мужества в принятии трудных взвешенных решений в ситуациях исключительного нравственного напряжения. Отрадно, что учение о биосфере и размышления… Читать ещё >

Содержание

  • 1. КОСМОС КАК ОБЪЕКТ МОРАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
    • 1. 1. ТЕНДЕНЦИИ КОСМИЗМА В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
    • 1. 2. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОСМИЗМА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
    • 1. 3. ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОЙ МОТИВАЦИИ КОСМИЗМА
  • 2. НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РУССКОГО КОСМИЗМА
    • 2. 1. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ КОСМИЗМ
    • 2. 2. РЕЛИГИОЗНЫЙ КОСМИЗМ
    • 2. 3. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОСМИЗМ

Нравственные основания русского космизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования Сегодня наука проявляет все больший интерес к человеку в том плане, является ли он вершиной развития бесконечного мира, вселенной, или же он представляет собой определенный этап в этом развитии. Этот интерес вызван необходимостью новых знаний о природе человека и его месте в космосе, нового способа мышления о космосе и поиска иных аксиологических оценок в понимании природы, иных нравственных отношений к ней, ибо сегодня человеческая деятельность сама по себе приобретает мощь и размах стихийной силы природы и способна изменить планетарную среду обитания живого или даже уничтожить саму жизнь. .

В философской культурной традиции возникли взаимоисключающие представления о феномене человека и его месте в мире. Так, античная парадигма в целом рассматривает бытие как упорядоченную систему — космос, важной составной частью которого является человек, подчиненный космическому порядку в плане безропотного принятия своей судьбы. Согласно идеям древнеиндийской философии, сформулированным в Упанишадах, все космические силы, созданные Атманом (абсолютным сознанием) и благодаря ему, вошли в человека и создали его тело и душу, являясь силами самого Атмана. А в протоиранской религии, зороастризме, человек помогает Богу-творцу в поддержании порядка, мира.

В интерпретации христианской философии человек — отчасти Бог, отчасти животное, отчасти бесконечен, отчасти конечен. Поскольку человек довольно сложная система, сочетающая в себе телесное, земное, греховное и духовное, божественное начало, то можно понять эти противоречивые суждения, характерные для всей истории религии и философии.

1 Совершенно иной взгляд представлен в трудах К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, Тейяра де Шардена, представлявших человека как результат космогенеза, считавших, что развитие человека идет к единому планетарному образованию и экспансии в просторы вселенной. Здесь ученые исходят из понимания человека как космопланетарного существа, как микровселенной, неразрывно связанного бесконечной «нитью жизни» с вселенной, которая является частью сверхвселенной, что предполагает вечность существования жизни и разума. '.

— Актуальность исследования русского космизма связана с поисками путей выхода из кризиса, вызванного нарушением экологических связей, разрушающих природу, порождающих отчужденное, антигуманное отношение к космосу, а также с проблемами выживания человечества в условиях глобальных катастроф, а отсюда необходимостью разработки новой, по мнению западных и восточных философов, планетарной этики, способной привести человечество к благой жизни.

В философской литературе обозначена специфика и острота экологической ситуации, чреватой катастрофой для всей земной жизни.1 Специфика в том, что в нынешнюю эпоху происходит переход от тысячелетнего стихийного развития локальных цивилизаций, которые, сменяя друг друга, оставляли после себя разрушенную природу, к мировой цивилизации, чье существование зависит от соблюдения предельно допустимых нагрузок на природу. С точки зрения биологии, в природе действует «правило десяти процентов», то есть в экстремальных условиях земная природа способна выдержать десятикратную нагрузку в сравнении с обычной. Сегодня же созидательная деятельность человека часто нарушает это правило, поэтому она не соотносится с восстановительными возможностями биосферы, поэтому планетарные ресурсы жизнеобеспечения не выдерживают давления цивилизации и идет.

1 См.: например, Человек в контексте глобальных проблем. —.

М., 1989. процесс их деградации. Если добавить к этому все остальные проблемы, то получим ужасающую картину абсурдности человеческого существования, трагического и неопределенного.

Представители восточной и западной философии для решения этой проблемы предлагают выход к общей нравственной платформе, к так называемой планетарной этике, о необходимости которой говорят К. О. Апель, С. Стоянов, Б. Матилал и др. Планетарная этика призвана защищать культурный плюрализм и отстаивать интересы всего человечества.

В этом смысле и привлекательна концепция русского космизма, уже получающая свое воплощение. Действительно, сегодня биосфера превращается в качественно новый феномен — ноосферу, как диалектическое единство биосферы и техносферы, а человечество — в социальный суперорганизм, обладающий планетарным сознанием, что, в свою очередь, поможет преодолеть кризис, вызванный глобальными проблемами.

Актуальность теории русского космизма прежде всего в том, что она может быть сориентирована на нравственное совершенство человека и человечества. В ней фиксируются закономерности, на основе которых должно осуществляться управление социально-природными процессами как в интересах самого человека, так и прогрессивного развития человеческой цивилизации на планете Земля. А это весьма актуально не только для изучения и решения экологических проблем, создания новой экокультуры, но и для решения проблемы бессмертия, которая всесторонне проанализирована в теории русского космизма.

Степень разработанности проблемы.

Сегодня в отечественной литературе нет специальных исследований по нравственной мотивации космизма, также отсутствуют и специальные работы, посвященные этико-философскому анализу проблем, связанных с русским космизмом. В связи с этим в работе над исследованием автору пришлось проанализировать и использовать источники различных направлений философии, связанные с узловыми проблемами диссертации.

Прежде всего диссертант изучил работы, связанные с трактовкой понятия «космизм» и его сущностью. Кстати, этих работ тоже немного. Это труды В. Н. Гиренка, A.B. Гулыги, Л. Э. Венцковского и М. И. Потапенко, В. Н. Дуденкова, В. П. Казначеева и Е. А. Спирина, О. Д. Куракиной, С. Г. Семеновой. Названные авторы стоят в основном на позициях широкой трактовки русского космизма как специфического мировосприятия, как особенности рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего и во всем, как преобладания вселенского над индивидуальным. Учитывая все это, мы определяем космизм как уникальный тип мировосприятия, выражающийся идеей всеединства всего сущего с вселенной, гармонией человека и космоса, а также необходимостью продолжения продуктивных функций сознания в целях достижения бессмертия человека и человечества.

Пожалуй, на удовлетворительном уровне разработана проблема бытия человека, хотя ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет единого мнения о месте и роли человека в универсуме. Для изучения этой проблемы автору пришлось проанализировать позицию различных философских школ и направлений от античности и до наших дней на основе многотомной истории философии. Комплексный подход к человеку, его сущности, диалектике отношений с обществом и природой представлен в работах Б. Г. Григорьяна, Л.П. Буе-вой, A.A. Гусейнова, И. Т. Фролова, О. П. Целиковой и др.

Представители зарубежной антропологической мысли акцентируют внимание, прежде всего, на существовании отдельного, конкретного индивида. Следует отметить, что ориентация на индивидуальность человека, его ценности, размышления по поводу человеческой активности, деятельности, свободы и ответственности, моральных установок характерны для многих авторов: А. Камю, Э. Мунье, Г. Парсонса, Ю. Хабермаса, Э. Фромма и др.

Значительное место в нашем исследовании занимает историко-философское учение о душе, которое наиболее полно разработано в трудах Аристотеля, для которого душа — активное целесообразное начало (энтелехия) живого тела, неотделимое от него. В трудах Р. Декарта душа и тело разделены на две самостоятельные, независящие друг от друга субстанции, а И. Кант выводит душу в область трансцендентальных идей, обуславливающих возможность человеческого бытия. Проблема бессмертия души и бессмертия человека является доминирующей в работах представителей религиозной философии: Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Франка, Н. Федорова, П. Флоренского. Что касается отечественной литературы последнего десятилетия, то исследований, посвященных проблеме смерти и бессмертия, не было, кроме небольших статей в философских журналах начала 90-х годов, а также текущих лет. Автор имеет в виду статьи Д. И. Дубровского, В. Пряхина, Р. Галимова и др., в которых подчеркивается, что для достижения бессмертия необходимо решить главную проблему бытия — проблему нравственного очищения человека, изменения нравственных устоев современного общества для чего, в свою очередь, необходима всеобщая воля к выживанию.

Эволюция человека от биосферы к ноосфере как проявление гуманистической философской традиции разрабатывалась в трудах В. Вернадского, Тейяра де Шардена. Именно в работах Вернадского сформулировано учение о биосфере и ее преобразовании в ноосферу. Биосфера Вернадского — это планетарно-космическое естественное явление, и ее живое вещество есть новая геологическая сила в эволюции планеты, когда все изменения, процессы и динамика на будущее определяются разумом человека. Идеи Вернадского получили развитие в работах B.C. Голубева, Э. В. Гирусова, А. Д. Урсула, H.H. Моисеева, A.A. Оносова и др. Ученые подчеркивают, что для выживания человечества есть только один путь — восхождение к ноосфере, всеобщий переход к ноосферному способу производства, где определяющим началом будет в первую очередь человеческая деятельность. А. Д. Урсул в своих работах развивает идеи перехода общества к устойчивому развитию, где одной из его ступеней развития и становления ноосферы будет космическое общество.

Определенные трудности автор испытал при анализе предпосылок русского космизма, которые почти не изучены в нашей литературе, есть определенные наметки в работе.

В.Н. Дуденкова, но он отмечает лишь некоторые причины возникновения космизма, тем не менее, они оказались весьма полезными. Анализируя предпосылки русского космизма, диссертант обратился к истории русской культуры и философии, в частности, к трудам В. В. Зенковского, А. Ф. Замалеева, A.A. Галактионова, П. Ф. Никандрова и др.

В связи с анализом различных направлений космизма автор обратился к трудам В. Вернадского, К. Циолковского, А. Чижевского, Вл. Соловьева, С. Булгакова, Е. Блават-ской, Е. и Н. Рерихов, П. Флоренского, С. Франка, Ф. Гиренка, В. Дуденкова, А. Савина и ДР.

При обосновании особенностей нравственной мотивации русского космизма автор использовал источники представителей отечественной этики, работы: С. Ф. Анисимова, Б. П. Вышеславцева, A.A. Гусейнова, Д. П. Горского, П. А. Кропоткина, М. Г. Лазарь, М. Г. Макарова, М. П. Медянцевой, Н. О. Лосского, A.B. Разина, Н. К. Рериха, Н. В. Рыбаковой, А.И. Ти-таренко, В. А. Титова, Б. А. Чагина, О. П. Целиковой, а также H.A. Бердяева, B.C. Соловьева, П. А. Флоренского и др.

Цели и задачи исследования. Цель исследования обусловлена научно-практической актуальностью проблемы выживания самой человеческой цивилизации, включающей в себя осознание противоречий между обществом и природой. Целью данного исследования является философское обоснование нравственной мотивации космизма на базе методологических и метафизических оснований современной картины мира. Автор для реализации поставленной цели исследования ставит в данной работе следующие задачи:

• проанализировать тенденции космизма в истории западной философии;

• выявить предпосылки становления космизма в русской философии;

• обосновать нравственную мотивацию космизма;

• раскрыть нравственное содержание основных направлений русского космизма.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Для проведения своего исследования автор опирался на методологию целостного, системного подхода к изучаемой проблеме. Поставленные цели исследования с необходимостью требовали от автора использования метода исторического и логического. В работе использованы положения и теории, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, этиков, социологов и их исследовательские данные.

Источниковедческая база исследования. Основу исследования, проведенного диссертантом, составляют работы:

• труды классиков отечественной и мировой философской мысли: Платона, Аристотеля, Р. Декарта, К. Маркса, В. Ленина, Г. Лейбница, Дж. Локка, Б. Спинозы, И. Канта,.

A. Радищева, Г. Сковороды, Вл. Соловьева, Н. Федорова, Д. Юма и др.;

• естественнонаучные, философские и общественно-публицистические труды: С. Булгакова, Н. Бердяева, В. Вернадского, М. Гершензона, Б. Григорьяна, В. Голубева,.

B. Зенковского, И. Ильина, Л. Карсавина, Р. Колленгвуда, А. Лосева, Н. Лосского, Н. Моисеева, Э. Мунье, А. Сухово-Кобылина, Г. Парсонса, Тейяра де Шардена, М. Шелера, Е. Трубецкого, П. Флоренского, С. Франка, М. Хайдеггера, Ю. Хабермаса, А. Урсула, А. Чижевского, К. Циолковского и др.;

• работы представителей современной отечественной этической мысли и социальной философии: С. Анисимова, Л. Архангельского, В. Василенко, Б. Вышеславцева, А. Гусейнова, Ю. Давыдова, П. Кропоткина, Г. Лазаря, М. Медянцевой, А. Разина, Н. Рериха, Н. Рыбаковой, А. Титаренко, В. Титова, О. Целиковой и др.

Научная новизна работы состоит в том, что автором:

• дано новое определение космизма как уникального типа мировосприятия, выражающегося идеей всеединства всего сущего с вселенной, гармонией человека и космоса, а также необходимостью продолжения продуктивных функций сознания в целях достижения бессмертия человека и человечества;

• на основе анализа проблем бытия человека в истории западной философии сделан вывод о том, что обращение к тенденциям развития вселенной нельзя исключать из мировоззренческого самоопределения человека;

• впервые проанализированы предпосылки русского космизма. Показано, что возникновение русского космизма было подготовлено всем ходом развития отечественной культуры, науки и философии, что он формировался под влиянием идей обожения космоса, содержащихся в ортодоксальных представлениях православной церкви, формировавшей особенности морального сознания русского народа — его религиозность, искание абсолютного добра, чуткость к искажениям добра злом и возможность достижения благой жизни в Царствии Божьем;

• впервые предпринят философский анализ нравственных оснований космизма и моральных мотивов деятельности представителей различных направлений космизма на современной методологической базе. Автор пришел к выводу, что главной нравственной основой (причиной) космизма и мотивом деятельности русских философов является чувство «долженствования» и обязательства перед живущими и будущими поколениями в сохранении человеческого вида вместе с его планетарно-вселенским окружением;

• сделан вывод, что особенность нравственной мотивации космизма в стремлении к благой жизни человека, который является не только биосоциальным существом, соблюдающим «земную этику», но также и гражданином эволюционизирующего космоса. В основе мотивации лежит обобщающий принцип дополнительности: синтез и диалектическая взаимосвязь истины, добра и красоты, любви, эгоизма, долга, добродетели, стремления к благой жизни, к счастью, к бессмертию через продолжение продуктивных функций сознания;

• сделан вывод, что работы по преобразованию, освоению вселенной необходимы для обеспечения смысложизненной мотивации деятельности человека, подлинного элемента Вселенной, для которого характерна сложная история эволюции и развития, уходящая в неведомое нам будущее, новый (по выражению В. Канке) темпомир. Эти работы помогают осознавать величие и мощь нашей доброй воли перед лицом глобальных проблем современности, способствуют правильному моральному, политическому и экологическому выбору.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, русский космизм как универсалистский тип миросозерцания, рассматривающий онтологию мира и человека в их единстве, в диалектической связи микрокосма человека и макрокосма природы, сложился в результате переосмысления представлений древних и западноевропейских философов о бытии человека, о его взаимосвязях с космической средой мира. Возникновение и развитие русского космизма было подготовлено всем ходом развития отечественной культуры, философии и науки, озабоченных поиском иных аксиологических оценок в понимании природы, иных нравственных отношений к ней, поиском путей к бессмертию человечества через его самосовершенствование.

В соответствии с отечественными духовно-культурными традициями и диалектическим снятием западноевропейских идей всеединства в русском космизме они предстали в форме научно разработанной концепции о единстве космоса, жизни, разума. Эта тенденция в равной мере проявилась в различных направлениях космизма: естественнонаучном, религиозном, эстетическом.

Для всех направлений русского космизма характерно выражение наиболее глубоких нравственных мотивов человеческой деятельности: чувства долженствования и обязательства перед живущими и будущими поколениями в сохранении человеческого вида вместе с его планетарно-вселенским окружением. В основе морального мотива, на наш взгляд, лежит принцип дополнительности, объединяющий совокупность таких моральных мотивов, как долг, добродетели, вера, любовь к богу, сыновья любовь к родителям, любовь к природе как космическое чувство, стремление к счастью к благой жизни, и собственно прагматических мотивов бытия, связанных с утверждением достоинства личности в деятельности планетарного масштаба.

Именно любовь, с точки зрения космистов, как онтологический акт, как онтологическая связь, как стремление к единству всего, мира, к вечному, космосу, позволяющее познать «красоту духовную», выступает в качестве доминирующей всеобъемлющей категории в борьбе за бессмертие человечества, которое оно может достичь (мы согласны здесь с А. Гулыгой), изменив свою нравственную природу, сделав этику любви всеобщим принципом поведения, превратив ее в онтологию человеческого бытия. Причем это космическое устремление к бессмертию основано на чувстве ответственности за космос, за созданную культуру, за грядущую ноосферу, которой суждено стать новым фактором развития вселенной, характерно для всех течений космизма.

Наиболее остро проблема смерти и бессмертия ставилась и переживалась в религиозном космизме. Одни представители этого направления отстаивали идею единства человека и природы, связи души и космоса в терминах регуляции и воскрешения. Воскрешение для Н. Федорова — это высшая гарантия бессмертной жизни, достижение которой связано с обретением гармонии как внутри отдельного индивида, так и между всеми людьми. Другие видели достижение гармонии и вечной жизни в самосовершенствовании человека и человечества на нравственных основах: «оправдание добра», сострадание, веры, долженствования и любви к Богу, сыновней любви к родителям и т. д.

Проблема бессмертия глубоко волновала и сторонников естественнонаучного космизма (В. Вернадского, К. Циолковского, А. Чижевского). Для Вернадского, например, нравственное бессмертие индивидуальностей выражается в сохранении их имен в исторической памяти народов. Сопереживая свое единство с вечной вселенной, с биосферой (планетарным разумом человечества), человек теряет способность творить зло, так он осознает, что это ведет к саморазрушению. И в этом один из важнейших нравственных смыслов ноосферы. Человек, осознающий сопричастность, гармоническое единство с ноосферой, достигнет высшей ступени нравственного развития.

С точки зрения космистов, для решения вопросов, связанных с проблемой выживания человечества, необходима гармонично мыслящая личность, осознающая свое высокое человеческое достоинство и моральный долг перед человечеством, выполнение которого требует мужества в принятии трудных взвешенных решений в ситуациях исключительного нравственного напряжения. Отрадно, что учение о биосфере и размышления космистов дают определенные результаты. Так, в последнее время повсеместно распространился новый нравственный принцип «не повреди биосферу, хотя при этом употребляются слова «охрана природы» и т. п. Мы согласны с А. Быховским, что за ними видится совершенно новое нравственное устремление человека. Ученые-космисты верили в созидающие способности гармоничной и свободной мысли, основанной на морали, верили, что свободное творчество и труд культурного человечества способны привести мировое сообщество к ноосферному действительном единству, вернее, не только верили, но и указали пути продолжения продуктивных функций сознания.

В эстетическом направлении космизма также отражены поиски связи между истиной и смыслом человеческого существования. Представители этого направления видели высокую цель мирового процесса в достижении индивидуального бессмертия. Восприятие человека, как существа космического пронизывало поэзию Ф. Тютчева, этику и живопись I. Рериха, прозу В. Одоевского. Единство человека и космоса осмысливалось русскими косми-стами как детерминирующий фактор в самосовершенствовании человека, в достижении им вечности через творение нового, всеобщим трудом в преображении несовершенного бытия.

Русскому космизму присуща озабоченность проблемами сохранения экологического равновесия между обществом и естественной средой, восприятие природы как ценности высшего порядка. Воспетые в художественных произведениях идеалы предполагают глубинное нравственное развитие человека, переориентацию его сознания на новый тип отношений между человеком и природой, а именно, не на господство и управление природой, а на диалектическое единство с ней. В этом единстве человек мыслится как особый, уникальный компонент мироздания, связующее звено между костной материей и высшим проявлением духовности, т. е. космисты ориентируют нас не только на гармоническое постижение мироздания, но и на единство ценностей экологического и социально-духовного как единого аксиологического континуума.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой