Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль и место судов в системе правохранительной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правоохранительная деятельность: ее понятие, сущность, правовые аспекты Сущность государства, его содержание определяют функционирование всего государственного аппарата, всех его органов, в том числе правотворческих, правоприменительных, не исключая и правоохранительные. Именно государство устанавливает систему юридических норм, регулирующих наиболее значимые отношения между людьми. Государство… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Место и роль суда в правоохранительной деятельности
  • Российской Федерации
    • 1. 1. Правоохранительная деятельность: ее понятие, сущность, правовые аспекты
    • 1. 2. Правоохранительная деятельность судов Российской Федерации
  • 2. Современное состояние судов Российской Федерации
    • 2. 1. Судебная реформа Российской Федерации: понятие, этапы
    • 2. 2. Содержание судебной реформы в Российской Федерации
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Роль и место судов в системе правохранительной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Актуальность темы исследования. Деятельность государственных органов в целом охватывает различные сферы жизни общества. К ним, в частности, непосредственно или опосредованно относится решение вопросов государственной внутренней и внешней политики, развития экономики, благосостояния населения, создания условий для поддержания обороноспособности, развития науки, культуры, образования, обеспечения правопорядка, выполнения других важных функций, особенно по обеспечению безопасности.

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). При этом судебная власть как один из видов государственной власти, принадлежит специальным органам — судам. Таким образом, судебная власть есть предоставление специальным органам государства — судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного или арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, дающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений.

К правоохранительной деятельности относится такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Основная задача правоохранительной деятельности судов состоит в осуществлении правосудия. Термин «правосудие» подразумевает деятельность суда, который судит, а также осуществление этой деятельности по праву, справедливо.

Правоохранительную деятельность в целом осуществляют различные правоохранительные органы, которые составляют обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Основная роль судов состоит не в борьбе с преступностью, что отличает суды от других правоохранительных органов, а осуществляет контроль за законностью методов борьбы с преступностью путем правоприменительного, а не правоохранительного характера деятельности суда.

Целью данной работы является проведение анализа правоохранительной деятельности в Российской Федерации и определение в ней роли и места судов.

Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы и разрешены следующие задачи:

1) определить понятие, сущность правоохранительной деятельности;

2) проанализировать место судов в системе правоохранительных органов и процесс осуществления ими правоохранительной деятельности;

3) проанализировать современное состояние судебной системы РФ;

4) подвести итоги.

Нормативную базу работы составили действующие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, в частности, Конституция Российской Федерации, ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ и др.

Теоретическую основу работы составили учебно-методические, а также практические материалы таких авторов, как Полудняков В. М., Гуценко К. Ф., Божьев В. П., Радченко В. и др.

1. Место и роль суда в правоохранительной деятельности Российской Федерации

1.1. Правоохранительная деятельность: ее понятие, сущность, правовые аспекты Сущность государства, его содержание определяют функционирование всего государственного аппарата, всех его органов, в том числе правотворческих, правоприменительных, не исключая и правоохранительные. Именно государство устанавливает систему юридических норм, регулирующих наиболее значимые отношения между людьми. Государство создает и систему специфических органов, призванных охранять эти нормы от нарушения.

Для осуществления возложенных задач правоохранительные органы наделены государственно-властными полномочиями, официально представляя и действуя от имени государства. Поэтому решения, принимаемые правоохранительными органами, подлежат обязательному выполнению любыми должностными лицами и всеми гражданами. Правоохранительные органы применяют к нарушителям норм права меры правового воздействия, то есть принуждают правонарушителя к соблюдению установленных обязанностей.

Правоохранительную деятельность можно определить как государственную деятельность, осуществляемую с целью охраны права специально уполномоченными органами государства путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

К правоохранительным органам следует отнести: суд, прокуратуру, государственные органы правопорядка и безопасности (МВД, ФСБ, ФСНП), органы предварительного расследования преступлений, а также органы по правовому обеспечению и правовой помощи (Министерство юстиции, нотариат

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Сборник законов Российской Федерации. М.: Славянский дом книги, — 1998. Ст. 592.
  2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Кон-ституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. — 25 июля 1994 г. — № 13. — Ст. 1447.
  3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. — 6 января 1997 г. — № 1. — Ст. 1.
  4. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1 мая 1995 г. — № 18. — Ст. 1589.
  5. Федеральный конституционный закон от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ «О вне-сении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 7 июля 2003 г. — № 27. — Ст. 2699.
  6. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О во-енных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 28 июня 1999 г. — № 26. — Ст. 3170.
  7. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 28 июля 1997 г. — № 30. — Ст. 3591.
  8. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 12 января 1998 г. — № 2. — Ст. 223.
  9. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российскй Федерации. — 21 декабря 1998 г. — № 51. — Ст. 6270.
  10. Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ «Об общем числе ми-ровых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федера-ции» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 3 января 2000 г. — № 1. — Ст. 1.
  11. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ «О финансировании су-дов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федера-ции. — 15 февраля 1999 г. — № 7. — Ст. 877.
  12. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 10 января 2000 г. — № 2. — Ст. 158.
  13. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 18 марта 2002 г. — № 11. Ст. 1022.
  14. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законо-дательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных за-конов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнитель-ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде-рации» // Собрание законодательства РФ. — 30 августа 2004 г. — № 35. — Ст. 3607.
  15. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 марта 2005 г. N 67-СФ «О докладе Совета Федерации Федерального Собрания Рос-сийской Федерации 2004 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 21 марта 2005 г. — № 12. Ст. 975.
  16. Постановление Совета судей РФ от 30 января 2001 г. N 43 «О ходе судеб-ной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной сис-темы» // СПС «Гарант». www.garnt.ru/.
  17. В.П. Правоохранительные органы России : учебник / под ред. В. П. Божьева. — М.: Высш. образование, 2006. — 335 c.
  18. К.Ф. Правоохранительные органы : учеб. для юрид. вузов и фак. / К. Ф. Гуценко, А. М. Ковалев; под ред. К. Ф. Гуценко. — 8-е изд. — М.: Зерцало — М, 2007. — 421 c.
  19. К вопросу о разработке концепции судебной реформы на период 2004—2012 гг. // Законодательство и экономика. 2003. — № 12. С. 24.
  20. В.М. Судебная реформа в России // Российская юстиция. — № 4. 1999. С. 36.
  21. В.В. Научно-практический комментарий к Конституции Россий-ской Федерации / В. В. Лазарев. М.: Спарк, 1997. 392 с.
  22. Правоохранительные органы: учебник для вузов / под ред. О. А. Галустья-на, А. В. Ендольцевой, А. П. Кизлыка. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 382 с.
  23. В. Закон «О судебной системе Российской Федерации» — базовый закон судебной реформы // Российская юстиция. — 2002. — № 8. С. 48.
  24. Судебная реформа смотрит в 2012 год. Интервью с В. В. Демидовым // Су-дья. — № 4. — 2005. С. 24.
  25. Доклад Правительства РФ от 19 января 2006 года «О ходе реализации фе-деральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002−2006 годы» // Официальный сайт Правительства Российской Федерации www.government.gov.ru/
  26. Доклад Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации» (Законодательное обеспечение основных направлений внутренней и внешней политики в 2005 году) // Официальный сайт Совета Федераций Рос-сийской Федерации. — www.council.gov.ru/.
  27. Доклад МЭРТ РФ «О ходе реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002−2006 годы» // Официальный сайт МРЭТ РФ www.economy.gov.ru/.
Заполнить форму текущей работой