Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Морфофункциональные и психофизиологические особенности детей 6-7 лет в связи с проблемой школьной зрелости и адаптации к школе: На примере г. Бийска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несомненно, что процесс подготовки к школе и его результаты неразрывно связаны с адаптацией ребенка к новым условиям школьной среды. Известно, что от начального уровня «школьной зрелости» напрямую зависит успешность дальнейшего обучения в школе. В течение последних десяти лет в связи с изменениями в социальной и экономической политики России, вопросы «школьной зрелости» и адаптации к школьному… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Возрастные особенности периода первого детства (6−7 лет)
    • 1. 2. Морфофункциональные особенности организма детей 6−7 лет
    • 1. 3. Психофизиологические особенности детей 6−7 лет

    1.3.1 Развитие основных психофизиологических функций в период первого детства. 1.3.2. Умственная работоспособность детей 6−7- лет 21 1.3.3 Особенности межполушарной асимметрии в период подготовки и адаптации к школьным условиям детей 6−7 лет.

    1.4. Понятие о готовности детей 6−7 летнего возраста к систематическому обучению в условиях школы.

    1.4.1. Физиологическая готовность к обучению в школе.

    1.4.2. Социальная (личностная) готовность к обучению в школе.

    1.4.3. Психологическая готовность к обучению в школе.

    1.5. Понятие адаптации и связанной с ней дезадаптации к систематическому обучению в условиях школы.

    Глава II. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    2.1. Материалы и методы исследования.

    2.2 Математический анализ полученных данных. ф

    2.3. Результаты исследования.

    2.3.1. Морфофункциональные особенности детей 6−6,5 лет, в процессе подготовки к школе.

    2.3.2. Оценка морфофункциональных показателей детей 6 лет, в зависимости от района проживания.

    2.3.3. Морфофункциональные особенности детей 6,5−7 лет, в процессе адаптации к систематическому обучению в школе.

    2.3.4. Оценка морфофункциональных показателей детей 7 лет, в зависимости от района проживания.

    2.4. Психологические особенности детей 6−7 лет в процессе подготовки и дальнейшей адаптации к школе.

    2.4.1. Психофизиологические особенности дошкольников в период подготовки к школе.

    2.4.2. Уровень «школьной зрелости» и психосоциальной готовности к систематическому обучению у старших дошкольников.

    2.4.3. Психофизиологические особенности детей 7 лет в период адаптации к систематическому обучению в школе.

    2.4.4. Уровень психосоциальной адаптации к систематическому обучению у первоклассников.

    Глава III. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

    Выводы.

    Практические предложения.

Морфофункциональные и психофизиологические особенности детей 6-7 лет в связи с проблемой школьной зрелости и адаптации к школе: На примере г. Бийска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Возраст 6−7 лет является критическим периодом в жизни каждого ребенка не только в физиологическом, но и в психосоциальном плане. В этом возрасте происходит интенсивная морфофункциональная перестройка организма, требующая соответствующих изменений со стороны нервной системы [175- 323]. Одним из важнейших новообразований является готовность к школьному обучению, которая, выступая итогом развития ребенка на протяжении 7 лет, обеспечивает переход от позиции дошкольника к позиции ученика. Готовность связана с минимальным уровнем физического и сенсомо-торного развития, достигаемым вследствие «созревания» организма и воздействия социальной среды [18- 131].

Несомненно, что процесс подготовки к школе и его результаты неразрывно связаны с адаптацией ребенка к новым условиям школьной среды. Известно, что от начального уровня «школьной зрелости» напрямую зависит успешность дальнейшего обучения в школе [10- 16- 119]. В течение последних десяти лет в связи с изменениями в социальной и экономической политики России, вопросы «школьной зрелости» и адаптации к школьному обучению вновь стали обсуждаться и широко освещаться во многих научных трудах. Однако как показало наше исследование, в литературных источниках вопрос перехода от дошкольного к школьному периоду остается недостаточно исследованным, хотя возраст 6−7 лет является давно изучаемым периодом в морфофункциональном и психическом развитии ребенка [29].

В настоящее время в нашей стране продолжается перестройка общеобразовательной школы, включая и начальную ступень образования. Это обусловлено появлением новейших педагогических технологий, предполагающих интенсивное прохождение курса начальной школы. Разрабатываются новые программы и авторские методики по подготовке ребенка и его дальнейшему обучению в школе. В результате происходит сокращение учебного времени (5-ти дневная учебная неделя, сокращенная продолжительность урока), увеличение объема учебного материала, нерациональная организация учебной деятельности. Известно, что существует определенная зависимость степени адаптации ребенка от методик и технологий его подготовки к обучению в школе. Дети, посещающие детский сад или проходящие подготовку в условиях школы, адаптируются гораздо успешнее по сравнению со сверстниками, не посещающими детские дошкольные учреждения. Однако в процессе подготовки и обучения нередко выявляются несоответствия методик и технологий обучения функциональным возможностям детского организма [148]. Все это пагубно влияет на состояние здоровья школьников. Так, статистическое исследование Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России показало, что за первый год обучения число здоровых детей уменьшается в два раза. Именно школьная среда, по данным многих авторов [12- 33- 34- 35- 136- 201- 207- 258- 324], способствует возникновению хронических заболеваний у каждого второго ребенка. Поэтому школьные факторы в числе других (социальные, экологические) следует рассматривать как приоритетные для детей школьного возраста, так как обучение является длительным процессом, накладывающим свой отпечаток на последующее индивидуальное развитие организма. Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные работы по проблемам готовности и адаптации организма детей к школьной среде, следует подчеркнуть, что результаты этих исследований невозможно переносить на детей, проживающих в других регионах. Это обстоятельство зависит от ряда причин, в частности от гетерогенности детской популяции, обусловленной биологическими и социальными факторами, конкретными экологическими и другими региональными особенностями [12- 262- 296- 317].

Все вышесказанное указывает на необходимость изучения уровня готовности и последующей адаптации ребенка к условиям школьного обучения. Тем более что начальный этап обучения связан с критическим периодом и интенсивными морфофункциональными перестройками, которые предъявляют повышенную физиологическую «цену» адаптации к школе [58- 324- 330- 331].

Цель исследования: изучить морфофункциональное состояние и психофизиологические особенности организма детей 6−7 лет в процессе подготовки и последующей адаптации к систематическому школьному обучению.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить изменчивость антропометрических характеристик организма детей 6−7 лет в период подготовки и дальнейшей адаптации к школьным условиям с учетом половозрастных особенностей.

2. Дать оценку функционального состояния организма первоклассников (по показателям сердечно-сосудистой системы) в период адаптации к систематическому обучению.

3. С учетом возраста и пола проанализировать умственную работоспособность детей в динамике учебного дня, недели, года в условиях дошкольного учреждения и общеобразовательной школы.

4. Провести анализ уровня «школьной зрелости» и психосоциальной адаптации к обучению в школе у детей 6−7 лет.

Научная новизна исследования. Проведение комплексного лонгитудиналь-ного исследования позволило получить новые знания об особенностях морфо-функционального и психофизиологического развития детей 6−7 лет в период подготовки и дальнейшей адаптации к систематическому обучению в дошкольных и общеобразовательных учреждениях г. Бийска:

— установлена индивидуально-типологическая изменчивость антропометрических и функциональных показателей организма детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в зависимости от пола, интенсивности ростовых процессов и влияния учебной нагрузкивыявлен сдвиг начала периода «первичного вытягивания» к пяти годам и связанное с этим увеличение размеров длины тела и широкогрудость у детей шестилетнего возраста;

— прослежена динамика функциональных изменений организма детей 6−7 лет в различные периоды подготовки и последующей адаптации к школьному обучениювыявлено увеличение показателей ЧСС, МОК и СО в течение учебного года, напряжение механизмов адаптации по показателям АП системы кровообращения и пульсового давленияустановлен гипотонический тип реакции сердечно-сосудистой системы на получаемые нагрузки у девочек-первоклассциц;

— получены сведения о динамике умственной работоспособности дошкольников в разные периоды учебного года в зависимости от технологии подготовки к школевыявлен половой диморфизм при оценке уровня продуктивности и устойчивости внимания у детей 6−7 лету учащихся первых классов установлена зависимость успешности усвоения школьной программы от типа функциональной асимметрии мозга;

— выявлено увеличение показателей АД и ЖЕЛ, а также снижение тотальных размеров тела (длина и масса тела, окружность грудной клетки) у детей, проживающих в районе с высокой антропогенной нагрузкой по сравнению со сверстниками из более благополучного с экологической точки зрения района.

Практическая значимость исследования заключается в использовании ее данных для объективной оценки роста, развития, функционального состояния и психофизиологических особенностей детей 6−7 лет в дошкольных учреждениях и учебных заведениях различного типа. Полученные результаты могут быть использованы при повышении эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях современной школы и обеспечения условий для полноценного развития детей, особенно в нетрадиционных учебных заведениях. Результаты настоящего исследования внедрены в педагогическую практику детских дошкольных учреждений № 14,42, 86 и общеобразовательной школы № 1 г. Бийска.

Положения, выносимые на защиту:

1. На морфофункциональное состояние организма детей 6−7 лет в период подготовки и последующей адаптации к систематическому обучению оказывают влияние интенсивность ростовых процессов и степень учебной нагрузки.

Сдвиг начала периода «полуростового скачка» к пяти годам оказал влияние на показатели роста и окружности грудной клетки дошкольников шестилетнего возраста.

Напряжение функционального состояния сердечно-сосудистой системы чаще выявляется у дошкольников в зависимости от технологии подготовки к обучению в школе и у девочек-первоклассниц при адаптации к учебным нагрузкам.

Продуктивность работоспособности и уровень устойчивости внимания у дошкольников зависит от технологии подготовки к систематическому обучению. У мальчиков 6−7 лет показатели продуктивности работоспособности выше по сравнению с девочками того же возраста.

ВЫВОДЫ:

1. Антропометрические и функциональные показатели организма детей 6−7 лет, отражающие особенности развития, характеризуются индивидуально-типологической изменчивостью в зависимости от пола, интенсивности ростовых процессов и влияния учебной нагрузки.

2. У дошкольников шести лет в связи со сдвигом начала «полуростового скачка» к пятилетнему возрасту обнаружено увеличение размеров длины тела и окружности, грудной клетки, выявлены признаки широкогрудости.

3. Показатели гемодинамики дошкольников различаются в зависимости от технологии подготовки к школьному обучению: у детей, посещающих подготовительные курсы в условиях школы, величины артериального давления, МОК, СО и ПД имеют большие значения по сравнению с показателями гемодинамики сверстников, проходящих подготовку в детском саду. Уровень МОК у дошкольников под влиянием интенсивной учебной нагрузки достигается за счет прироста ЧСС и повышения АДс, а у детей, находящихся в детском саду, за счет умеренного увеличения ЧСС и СО.

4. В течение года у первоклассников происходит выравнивание показателей АД, при этом уровень пульсового давления у мальчиков в течение года возрастает за счет увеличения АДс. У девочек преобладает гипотонический тип реакции сердечно-сосудистой системы на получаемые нагрузки, что сопровождается выраженным приростом ЧСС при незначительном увеличении показателей АД и ПД. У учащихся с низким уровнем физического развития и готовности к школьному обучению наиболее часто отмечается напряжение механизмов адаптации по показателям гемодинамики.

5. Неблагоприятная экологическая обстановка оказывает влияние на степень физического развития детского организма: у детей, проживающих в районе с более высокой антропогенной нагрузкой, выявлено увеличение показателей АД и ЖЕЛ, а также снижение тотальных размеров тела (длина и масса тела, окружность грудной клетки) по сравнению со сверстниками, проживающими в «чистом» районе.

6. Уровень умственной работоспособности у детей 6−7 лет в большей степени зависит от объема вдыхаемого воздуха, а также от изменения уровня артериального кровяного давления. В показателях продуктивности работоспособности и уровня устойчивости внимания проявляется половой диморфизм: у мальчиков 6−7 лет данные показатели выше в сравнении с девочками того же возраста.

7. Выявленные особенности изменения показателей, характеризующих морфофункциональное развитие и умственную работоспособность, необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса при подготовке и дальнейшей адаптации к систематическому обучению.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

На основании полученных данных по морфофункциональным показателям, умственной работоспособности в течение учебного года, а также оценки уровня готовности и степени адаптации детей 6- 7 лет к учебным нагрузкам, рекомендуем следующее:

1. Более тщательные требования к организации режима дня дошкольников, посещающих подготовительные курсы в условиях школы и учащихся первых классов.

2. Рациональное распределение учебных предметов на протяжении учебного дня (чередование легких и трудных предметов).

3. Разработка режима дня для дошкольников и первоклассников, сочетающего чередование умственной работы и отдыха.

4. Нормирование объема домашних заданий: время, необходимое для приготовления уроков, характер заданий, количество предметов, протяженность двигательных пауз во время приготовления уроков, во избежание длительного статического напряжения.

5. Организация перемен между занятиями с максимальным использованием свежего воздухарегулярное проветривание учебных помещений.

6.

Введение

в учебные занятия двигательных пауз.

7. Проведение разъяснительной работы с родителями и педагогами детских: дошкольных учреждений.

8. Внедрение индивидуально-дифференцированного подхода к детям с разными типами функциональной асимметрии мозга в процессе обучения в условиях детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Д. Социально-психологический норматив как критерий психологической диагностики развития дошкольников // Психология в детском саду. 1999. — № 2. — С. 18−23.
  2. М.С. Окружающая среда и физическое состояние населения. -Ташкент: Медицина, 1984. 230 с.
  3. Л.И. Возрастные особенности адаптации сердечнососудистой системы детей и подростков к физическим нагрузкам // Возрастная физиология сердечно-сосудистой системы / Л. И. Абросимова, В. Е. Карасик. — Рига: Зинатне, 1980. С. 14−17.
  4. Л.И. Физическое развитие детей Кировской области / Л. И. Абросимова // Гигиена и санитария. 1998. — № 2. — С. 31−32.
  5. Н.А. Антропогенное загрязнение окружающей среды и состояние здоровья детей в некоторых регионах России / Н. А. Агаджанян // Эко-патология детского возраста / Под ред. В. Н. Ярыгина. М.: Медицина, 1995. -С. 188−195.
  6. Н.А. Интегративная антропология и экология человека / Н. А. Агаджанян, Б. А. Никитюк, И. Н. Полунин. М., 1996. — 186 с.
  7. Н.А. Физиология человека / Н. А. Агаджанян. М., 2003. — С. 458−476.
  8. С.Р. Функциональная асимметрия рук и некоторые психофизиологические особенности дошкольников и первоклассников // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков / С. Р. Агеева. М., 1981. -С. 14−20.
  9. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  10. Р.И. и др. Подготовка ребенка к школе / Р. И. Айзман, Г. Н. Жарова, Л. К. Айзман. -М., 1991. С. 3−53.
  11. Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции / Р. И. Айзман // Cojcos. Новосибирск, 1997. — С. 54−59.
  12. Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования / Р. И. Айзман. Новосибирск: СО РАМН, 1997.-27 с.
  13. Р.И. Индивидуальная норма как критерий адаптации и здоровья / Р. И. Айзман, JI.K. Великанова. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997. — 20 с.
  14. В.А. Функциональные асимметрии мозга у детей и подростков // Здоровье, развитие, личность / В. А. Айрапетян, B.C. Суходолец- под ред. Г. Н. Сердюковской. М.: Медицина, 1990. — С. 107−112.
  15. С.В. Здоровье детей и состояние учебно-педагогической и внешкольной деятельности в Санкт-Петербурге // Проблемы и перспективы формирования здоровья детей и учащейся молодежи /С.В. Алексеев. Мурманск, 1997. — С. 50−52.
  16. А.Д. Психология развития школьников / А. Д. Алферов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. — 384 с.
  17. Ш. А. Здравствуйте, дети! / Ш. А. Амонашвили. М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
  18. А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. -СПб.: Питер, 2001. 688 с.
  19. JI.M. Сравнительная характеристика изменений сердечного ритма детей 6−7 летнего возраста при умственной нагрузке / JI.M. Андреева // Физиология человека. М., 1999. — Т. 21. — № 5. — С. 22.
  20. М.В. и др. Социальная и биологическая обусловленность умственной работоспособности учащихся 6−17 лет // Соотношение биологического и социального развития человека / М. В. Антропова, С. П. Ефимова, О. А. Лосева. М., 1976. — С. 9−15.
  21. М.В. Дифференцированное обучение учащихся I-XI классов, их работоспособность и организация режима учебной деятельности / М. В. Антропова // Физиология человека. 1982. — Т. 18. — 1. — С. 172.
  22. М.В. Реакции основных физиологических систем организма детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке // Физиология человека.- 1983.-Т. 9. № 1. — С. 18−19.
  23. М.В. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / М. В. Антропова, М. М. Кольцова. -М.: Педагогика, 1983. 160 с.
  24. М.В. Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина // Физиология человека. 1998. — Т. 24. — № 5. -С. 80−84. •
  25. М.В. Психофизиологические и медицинские аспекты некоторых педагогических инноваций в начальных классах / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина // Школа здоровья. 1998. — Т. 5. — № 2. — С. 65−74.
  26. М.В., Манке Г. Г. Возрастная динамика работоспособности // Физиология развития ребенка / М. В. Антропова, Г. Г. Манке- под ред. М. М. Безруких, Д.А. Фарбер-М.: УРАО, 2000. С. 259−264.
  27. М.В. Морфофункциональное созревание дошкольников в условиях разного систематического обучения / М. В. Антропова, JI.M. Кузнецова // Физиология человека. 2003. — Т.29. — № 3. — С. 41−47.
  28. Антропометрические размеры и физическое состояние дошкольников на рубеже XXI века / Методы определения и оценки. Тула, 2001. — С. 43−56.
  29. С.А. Социально-психологические проблемы адаптации и дезадаптации первоклассников / С. А. Бадоева. Ярославль, 1995. — С. 17−22.
  30. P.M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / Р. М. Баевский. М.: Наука, 1984. — 24 с.
  31. P.M. Математический анализ сердечного ритма как метод оценки функционального состояния организма: Методические рекомендации / Р. М. Баевский.-М., 1986.-С. 1−11.
  32. P.M. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе изменения адаптационного потенциала системы кровообращения / P.M. Баевский // Здравоохранение Российской Федерации. 1987. — № 8. — С. 6.
  33. А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях. Проблемы, пути решения / А. А. Баранов // Российский педиатрический журнал 1998. — № 1. — С. 5−8.
  34. А.А. Проблемы роста и развития здорового ребенка /А.А. Баранов // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 2. — С. 5−6.
  35. А.А. Здоровье детей России: Научные и организационные приоритеты / А. А. Баранов // Педиатрия. 1999. — № 3. — С. 4−6.
  36. Е.Б. Типология школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: Мат. конф.-М., 1995.-С. 33−34.
  37. М.М. Дифференцированное влияние функциональной зрелости коры и регуляторных структур мозга на показатели познавательной деятельности у детей 7−8 лет / М. М. Безруких, Р. И. Мачинская // Физиология человека. 1999. — Т. 25. — № 5. — С. 14−21.
  38. М.М. Комплексная оценка факторов риска в функциональном развитии детей 6−7 лет // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка / М. М. Безруких. СПб., 1999. — 267 с.
  39. М.М. Психофизиологические и нейрофизиологические особенности организации зрительно-пространственной деятельности у праворуких и леворуких детей 6−7 лет /М.М. Безруких // Физиология человека. 2000. — Т. 26.- 1.-С. 14−20.
  40. М.М. Комплексная оценка функционального развития детей 5−6 лет // 39 Междун. науч.-практ. конф. «Ребенок и Север»: Тез. докл. Мурманск, 2001,-Ч. 1.-С. 10−11.
  41. М.М. Возрастная физиология / М. М. Безруких. М., 2002. — С. 352−382.
  42. Н.Н. Медико-биологические критерии оценки влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения /Н.Н. Беляева, JI.X. Мухамбе-това // Гигиена и санитария. 2003. — № 6. — С. 77−78.
  43. Н.В. Школьная дезадаптация у первоклассников: систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению: Автореф. дис.. канд. псих, наук / Н. В. Белякова. Томск, 1999 — 24 с.
  44. В.А. Влияние загрязненного атмосферного воздуха на физическое развитие детей / В. А. Беляков, А. В. Васильев // Гигиена и санитария. -2003. № 5.-С. 33−34.
  45. Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов / Л. И. Бершедова. -М., 1999. 51 с.
  46. Т.Г. Исследование механизмов классификации изображений у детей с различным стилем когнитивной деятельности /Т.Г. Бетелева, Н. Е. Петренко // Физиология человека и животных. 2004. — Т. 30. — № 1. — С. 38−46.
  47. В.Л. Слухоречевая и зрительно-пространственная память у младших школьников с различными латеральными профилями / В. Л. Бианки // Физиология человека. 1996. — Т. 22. — № 3. — С. 38−44.
  48. Н.Г. Индивидуальные функциональные особенности детей младшего школьного возраста в зависимости от гармоничности их физическогоразвития / Н. Г. Блинова, P.M. Мирзаханова // Физиология человека 1994. — Т. 20.-№ 5.-С. 46−48.
  49. Н.Г. Комплексная оценка функционального состояния и развития детей и подростков в системе образования. Методические рекомендации / Н. Г. Блинова, JI.H. Игишева. Кемерово, 1996. — 39 с.
  50. П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский- под ред. А. И. Липкиной. М.: Институт практической психологии, 1997. — 575 с.
  51. С.А. Психофизиологическая экспертиза проекта «Дифференциация обучения младших школьников с учетом функциональной асимметрии полушарий мозга» / С. А. Богомаз // Сибирский психологический журнал. -1998.-№ 8−9.-С. 35−41.
  52. В.Ф. Психофизиологические и психологические характеристики детей 6−7 лет с различной степенью готовности к обучению в школе: Автореф. дис.. канд. псих, наук /В.Ф. Богуславская. М., 2000. — 19 с.
  53. Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучении. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Л.И. Божович- под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М., 1995. — 271 с.
  54. Н.Н. Функциональная асимметрия человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. М.: Медицина, 1988. — 240 с.
  55. В.В. Антропология. М.: Учпедгиз, 1941. — 368 с.
  56. В.В. Физическое развитие детей / Биология человека. М.: Мир, 1968.-330с.
  57. .В. Физиологическая оценка адаптации школьников к особенностям учебной нагрузки в условиях инновационных педагогических технологий. Автореф. дис.. канд. биол. наук: 03.00.13 /Ж.В. Бухаринова. — Казань, 1998. 22 с.
  58. Е.М. Анализ факторов, определяющих уровень работоспособности школьников // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. -М., 1981. С. 251.
  59. Е.М. Анализ факторов, определяющих уровень работоспособности школьников // Новые исследования по возрастной физиологии / Е. М. Вайнруб. М.: Педагогика, 1983. — С. 19−20.
  60. Ю.С. Особенности сердечной деятельности детей 5−7 лет при нагрузках различной мощности // Физиология человека. 2000. — Т. 26. — 3. — С. 108−112.
  61. В.П. Основные факторы школьной дезадаптации // Мат. конф. «Физическая культура и спорт в оздоровлении и реабилитации населения». Малаховка, 1998. — С. 5−6.
  62. P.M. Состояние центральной и периферической гемодинамики у детей младшего школьного возраста при физических нагрузках разной мощности: Автореф. дис.. канд. биол. наук: 03.00.13 / P.M. Васильева. М., 1983.-24 с.
  63. С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии / С. В. Васильев. М.: Изд-во РОУ, 1996. — 216 с.
  64. И.Х. Динамика ЧСС и СО детей младшего школьного возраста при смене режимов двигательной активности / И. Х. Вахйтов // Физиология человека. 2003. — Т. 29. — № 5. — С. 148−150.
  65. JI.K. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательной работы в школе / JI.K. Великанова. Новосибирск, 1993. — 93 с.
  66. JI.A. Готов ли ваш ребенок к школе? / J1.A. Венгер, A.JI. Венрег. -М., 1994.-С. 26−34.
  67. A.JI. Психологическое обследование младших школьников. -М., 2001.-235 с.
  68. Т.П. Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста / Т. П. Вильчинская. М.: Московский открытый социальный университет, 2000. — 27 с.
  69. Т.С. Инструментальные методы исследования сердечнососудистой системы / Т. С. Виноградова. М.: Медицина, 1986. — 416 с.
  70. В.Г. Акселерация роста и развития детей: эпохальная и групповая / В. Г. Властовский. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 276 с.
  71. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения на здоровье школьников: Сборник Российской академии образования / Под ред. А. Г. Хрипковой. М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. — 112 с.
  72. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. Леонтьева А. Н., Запорожца А. В. М., 1995 — 143 с.
  73. О.Г. Формирование логической памяти у детей младшего школьного возраста. Автореф. дис.. канд. псих, наук / О. Г. Воробьева. М., 2000. — 22 с.
  74. И.М. Закономерности физического развития детей и методы их оценки / Й. М. Воронцов. Л., 1986. — 56 с.
  75. И.М. Оценка антропометрических данных // Вопросы охраны материнства и детства. 1986. — 6. — С. 6−11.
  76. Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: Тез. докл. М., 1995. — С. 8−11.
  77. JI.C. Вопросы детской психологии / JI.C. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 1997.-224 с
  78. М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гомезо. Воронеж, 1998. — 251 с.
  79. И.Г. Индивидуальные реакции сердечно-сосудистой системы в ответ на физическую нагрузку / И. Г. Герасимов, И. А. Зайцев // Физиология человека. 1997. — Т. 23. — № 3. — С. 54−56.
  80. В.П. Психология дошкольника. Диагностика детей дошкольного возраста: Учебное пособие для вузов / В. П. Герасимов, Е. В. Козлова. -Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. 104 с.
  81. Ю.З. Темперамент и познавательная деятельность школьника / Ю. З. Гильбух. Киев, 1992. — С. 66−123.
  82. Ю. 3. Психологические основы дифференциации обучения в начальном звене общеобразовательной школы / Ю. З. Гильбух, C.JI. Коробко- под ред. Ю. З. Гильбуха. Киев, 1993. — 64 с.
  83. Е.З. Экология и рост: влияние факторов окружающей среды на процессы роста и полого созревания у человека // Рост и развитие детей и подростков. Итоги науки и техники. / Е. З. Година, Н. Н. Миклашевская. 1989. — Т. 3. — С. 77−82.
  84. В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста / В. В. Голубев. М.: Академия, 2000. — 320 с.
  85. Готовность к школе: развивающие программы. Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1997. — 119 с.
  86. Е.Д. Управление адаптацией учащихся младших классов к обучению в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Д. Гранкина. Курган, 1999. — 25 с.
  87. Н.Н. Сезонная динамика морфофункциональных показателей и физическая работоспособность детей дошкольного возраста г. Тюмени / Совершенствование физического воспитания детей, молодежи и студентов / Н. Н. Гребнева. Тюмень, 1993. — С. 42−46.
  88. Н.Н. Физическое развитие и состояние кардиореспираторной системы детей в условиях Западной Сибири: Автореф. дис.. канд биол. наук: 03.00.13 / Н: Н. Гребнева. Москва-Тюмень, 1993. — 26 с.
  89. Н.Н. Физическое развитие и функциональные возможности детского организма в условиях Тюмени и Тюменского Севера // Научн. Вестник ТюмГу. Тюмень: Йзд-во ТюмГУ, 1996. — С. 68−71.
  90. Н.Н. Физическое развитие и адаптационные возможности первоклассников в условиях Севера // XXXIX Междун. науч.-практ. конф. «Ребенок и Север»: Тез. докл. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. — Ч. 1. — С. 47−48.
  91. Н.Н. Особенности формирования и функциональные резервы детского организма в условиях Западной Сибири / Н. Н. Гребнева, С.Г. Криво-щеков- под общ. ред. С. Г. Кривощекова. Тюмень- Тюменский гос. унив., 2001. -108 с.
  92. О.В. Возрастные особенности недельной динамики функционального состояния организма младших школьников /О.В. Григорьева // Физиология человека. 2000. — Т. 26. — № 6. — С. 116−118.
  93. Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии / Г. Гримм. М.: Медицина, 1967. — 219 с.
  94. Э. Напряжение сердечно-сосудистой системы под влиянием учебного процесса / Э. Гринене // Гигиена и санитария. 1983. — № 10. — С. 3336.
  95. Э. Особенности сердечного ритма у школьников // Физиология человека /Э. Гринене. 1990. — Т. 16. — № 1. — С. 88.
  96. Е.П. Функциональные особенности циркуляторнореспира-торной системы у мальчиков 4−16 лет: Автореф. дис.. канд. мед. наук / Е. П. Громыко. Краснодар, 1998. — 21 с.
  97. Н.В. В первый класс как в университет / Н. В. Гуткина // Народное образование. 1998. — № 2. — С. 140−142.
  98. .И. Функциональная асимметрия и возможный физиологические механизмы ее отражения в мануальной деятельности растущего мужского организма: Автореф. дис. докт. биол. наук: 03.00.13 / Б. И. Гутник. М., 1990. -44 с.
  99. И.В. Особенности центральной и периферической гемодинамики в покое и при физических нагрузках у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. биол. наук: 03.00.13 / И. В. Гуштурова Казань, 1996. — 26 с.
  100. А.Г. Комплексный подход к оценке «школьной зрелости» // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1981. — С. 254−255.
  101. JI.A. Физическое развитие школьников образовательных учреждений Волгограда / JI.A. Давыденко // Гигиена и санитария. 2004. — № 2. -С. 45−47.
  102. Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний / Н. Н. Данилова. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 192 с.
  103. Н.Н. Психофизиология / Н. Н. Данилова. М.: Аспект Пресс, 1998.-373 с.
  104. С.С. Распределение типов конституции у детей разного возраста // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты: Тез. докл.-М., 1975.-С. 200.
  105. Дарская С. С. Техника определения типов конституции у детей и подростков // Оценка типов конституции у детей и подростков / С. С. Дарская. М., 1975.-С. 46.
  106. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. 255 с.
  107. Е.Н. Здоровье и образование. Теория, диагностика, практика реабилитации / Е. Н. Дзятковская, В. И. Нодельман, З. И. Востротина. Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 1998. — 304 с.
  108. Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов / Под ред. Лусканова Н. Г. -М.: Издательский центр «Социальное здоровье России», 1993 127 с.
  109. Т.А. Асимметричный мозг асимметричное сознание / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина // Высшая нервная деятельность. — 1993. — Т. 43.-№ 2.-С. 256−261.
  110. Т.А. Левши / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина. М.: Изд-во «Книга Лтд.», 1994. — С. 7−17- 179−185.
  111. Л.П. Конституциональная обусловленность показателей физического развития детей / Л. П. Додонова // Гигиена и санитария. 1994. — № 9. -С. 21−22. '
  112. Ю.Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев. М.: Триво-ла, 1995. — С.256−301.
  113. Г. А. Особенности и условия адаптации детей 6−7 лет к учебной деятельности / Г. А. Дорофеева // Прикладная психология. 2001. — № З.-С. 75−83.
  114. Р.Н. Соматотипирование детей и подростков // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. JL, 1986. — вып. З.-С. 68−70.
  115. В.А. Справочник. Морфофункциональные константы детского организма/В. А. Доскин. -М.: Медицина, 1997. С. 44−51- 82−83- 128−131.
  116. К.П. Роль социальных факторов в развитии ребенка / К. П. Дрожнова. М.: Медицина, 1983. — 160 с.
  117. С.Г. Физическое развитие и состояние здоровья детей дошкольного возраста в г. Орле / С. Г. Дронов // Гигиена и санитария. 1993. — № 2. -С. 39−40.
  118. В.И. Спортивная медицина /В.И. Дубровский. М.: Вла-дос, 1998 С: 40−44- 136−139.
  119. Н.В. Психофизиология ребенка / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М., 2000. — 144 с.
  120. М.Г. Кризис 7 лет и подходы к его изучению / М. Г. Елагина // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. — № 1. — С. 141.
  121. Е.Ю. Влияние активного двигательного режима на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и вегетативной регуляции у дошкольников / Е. Ю. Емельянчик // Педиатрия. 2003. — № 2. — С. 4−9.
  122. В.Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости / В. Д. Еремеева // Вопросы психологии. -1989.-№ 6.-С. 35−41.
  123. В.Д. Функциональная межполушарная асимметрия мозга как основа индивидуального подхода к обучению в школе. // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка / В.Д. Еремеева- под общ. ред. А. С. Батуева. М., 1999. — С. 179−187.
  124. З.И. Физическая подготовка детей шестилетнего возраста: Метод. Пособие для вузов / З. И. Ермакова. Минск: Университетское, 1992. -237 с.
  125. Г. Н. Адаптация к учебной деятельности детей 6−10 лет г. Новосибирска в зависимости от некоторых факторов среды: Автореф. дис.. канд. биол. наук: 03.00.13 / Г. Н. Жарова. Новосибирск, 1987. — 17 с.
  126. С.А. Основные закономерности роста и развития детей и, подростков / С. А. Жафярова, Н. Ф. Лысова. Новосибирск, 1997. — С. 12−23.
  127. С.А. Конституциональные особенности детей и подросток: Материалы по курсу валеологии / С. А. Жафярова Новосибирск, 1998. — 28 с.
  128. Л.А. Диагностика и прогнозирование клинико-функциональных отклонений у детей на первом году обучения в школе / Л. А. Жданова. Иваново, 1984. — 241 с.
  129. С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная. М.: Новая школа, 1998. — 64 с.
  130. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / Под ред. Ю. Е. Антонова. М.: Аркти, 2000. — 87 с.
  131. Т.П. Взаимосвязь морфологической конституции и показателей психофизиологического и психологического развития ребенка / Т. П. Зинченко, Е. К. Ржепецкая // Прикладная психология. 1999. — № 2. — С. 36−43.
  132. А.Б. Ростовые процессы и функциональные возможности детей 4−9 лет Тюменской области: Автореф. дис.. канд. биол. наук: 03.00.13 / А. Б. Загайнова. Тюмень, 1999. — 26 с.
  133. В.А. О комплексном развитии физических качеств у детей в режиме детского сада / В. А. Иванов // Физическая культура и спорт. 1998. — № З.-С. 12−17.
  134. С.И. Изменчивость соматотипов в первом и втором детстве / С. И. Изаак // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 6. — С. 30−37.
  135. И.Н. Результаты изучения эколого-зависимых отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста / И. Н. Ильченко, Ю. И. Прокопенко // Педиатрия. 1999. — 3. — С. 22.
  136. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста // Межвуз. сборник науч. трудов. Пенза, 1995 — 146 с.
  137. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста / Под ред. И. П. Шаховой. М., 1995. — 321 с.
  138. Интеграция и формирование системного мышления младших школьников // Экологическое образование: Актуальные проблемы / Э. Л. Мельник, Л. А. Коржнева. М., 1999. — С. 142−144.
  139. И.И. Возрастные особенности внутрисердечных гемодинамиче-ских сдвигов у здоровых детей при субмаксимальной физической нагрузке / И. И. Исаев, А. А. Гаджиев // Физиология человека. 1993. — Т. 19. — № 1. — С. 171−175.
  140. Э.М. Адаптация и здоровье: Учебное пособие для вузов / Э. М. Казин. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — С. 150−179.
  141. В.П. Адаптация и конституция человека / В. П. Казначеев, С. В. Казначеев. Новосибирск: Наука, 1986. — 119 с.
  142. Е.П. Здравоохранение Российской Федерации. 1985. — № 5. -С. 26−28.
  143. В.В. Влияние различных форм обучения на функциональное состояние организма и здоровье учащихся // Материалы VIII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей: Сбор, статей М., 1996. — Т. 2,-С. 171−172.
  144. А.С. Состояние здоровья и особенности физического развития детей дошкольного возраста Ставрополя / А. С. Калмыкова // Гигиена и санитария. 2004. — № 3. — С. 55−57.
  145. Р.А. Проблемы сосудистого тонуса у современных школьников // Итоги углубленного изучения состояния здоровья школьников за последние 5 лет / Р. А. Калюжная. М., 1971. — С. 43−50.
  146. Р.А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков / Р. А. Калюжная. М., 1973. — 328 с.
  147. Р.А. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку // Новые исследования по возрастной физиологии / Р. А. Калюжная. М., 1980. — № 1. — С. 33−37.
  148. Р.А. Особенности сосудистого тонуса у детей и подростков с разными вариантами физического развития // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1981. — С. 95−97.
  149. Р.А. Системный анализ гемодинамических функций растущего организма // Новые исслеледований по возрастной физиологии / Р. А. Калюжная. М., 1983. — С. 30−34.
  150. Е.Г. Здоровье детей дошкольного возраста в городах с разным уровнем загрязнения окружающей среды / Е. Г. Карпова, В. А. Архиреева // Гигиена и санитария. М., 1998. — № 6. — С. 35−37.
  151. В.И. Психофизиологические особенности младшего школьника и учебный процесс / В. И. Кирпичев. Ульяновск: ИПК ПРО, 1996. — 39 с.
  152. В.Н. Латерально-нейропсихологический прогноз адаптации // Леворукость, антропоизомерия и латеральная адаптация / В. Н. Клейн. Ворошиловград, 1985. — С. 68.
  153. А.И. Типы конституции в детском возрасте / А. И. Клиорин, Ю. С. Сергеев // Педиатрия. 1980. — № 6. — С. 6−8.
  154. А.И. Типы конституции как показатель индивидуального развития детей и подростков: Тез. конф. М., 1981. — С. 171.
  155. Г. В. Возрастные особенности морфологического и функционального развития миокарда у детей 5−9 лет / Г. В. Кмить, JI.B. Рублева // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 5. — С. 54−59.
  156. М.Г. Методика определения леворукости у младших школьников / М. Г! Князева, М. М. Безруких // Начальная школа.-1986.-№ 6.-С. 17−24.
  157. А.В. Психофизиологические предикторы умственной работоспособности детей 6−7 лет / А. В. Ковалева // Школа здоровья. 1998. — Т. № 5.-№ 1.-С. 57−69.
  158. А.В. Некоторые физиологические и психофизиологические предпосылки развития дезадаптации у учащихся 1−3 классов. Автореф. дис.. канд. биол. наук: 03.00.13 / А. В. Ковалева. М., 1999. — 23 с
  159. В.И., Пресняков Н. М. Функциональное состояние сердечнососудистой системы школьников в условиях учебного процесса // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1990.-С. 136.
  160. П.Г., Ахматов В. Н. Влияние климатогеографической среды проживания на рост и развитие детского организма: Тез. докл. Тернополь, 1995.-С. 182−184.
  161. Н.Г. Влияние промышленных загрязнений атмосферного воздуха на антропофункциональное развитие детей (на примере дошкольников г. Караганды). Автореф. дис.. канд. мед. наук / Н. Г. Кожевникова. Тюмень, 2002.-20 с.
  162. JI.M. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста / Л. М. Козак, Л.Г. Коробейни-кова // Физиология человека. 2002. — Т. 28. — № 2. — С. 35−43.
  163. В.И. Физиология развития ребенка / В. И. Козлов, Д. А. Фпрбер. М.: Педагогика, 1983. — 296с.
  164. Д.В., Тупицин И. О. Адаптационные возможности организма детей и подростков: Матер, съезда. Л.: Наука, 1987. — Т. 2. — С. 78−81.
  165. П.Я. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста/П.Я. Коломинский, Е. А. Панько.-М., 1988.-С. 12−15, 111−116.
  166. Т.С. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста / Т. С. Колосова, Н. В. Звягина. Архангельск: Изд-во ПТУ им. М. В. Ломоносова, 1997. — 159с.
  167. Т.С. Школьная зрелость и динамика работоспособности шестилетних детей // Гигиена детей и подростков на пороге 3 тысячелетия. Основные направления развития: Мат. науч.-прак. конф. М., 1999. — С. 179−180.
  168. И.А. Связь энергетики скелетных мышц у мальчиков 6−11 лет с развитием соматотипологических характеристик / И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин // Физиология человека. 1996. — Т. 22. — № 6. — С. 10−11.
  169. Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н. К. Корсакова, Ю.Б. Ми-кадзе, Е. Ю. Балашова. М., 1997. — 123 с.
  170. М.Т. Особенности адаптации первоклассников к учебным нагрузкам при различных формах обучения // Здоровье и образование: Мат. кон. СПб, 1999. — С. 111−113.
  171. Г. Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  172. О.В. Психофизиологические аспекты межполушарной асимметрии мозга у детей 7−9 лет / О. В. Крапивникова. Рязань, 1999. — 20 с.
  173. В.А. Психологические особенности младших школьников / В. А. Крутецкий. -М.: Международная педагогическая академия, 1994. 256 с.
  174. Д.Н. Критические периоды в психофизиологическом развитии детей и подростков // Психогигиена детей и подростков / Д. Н. Крылов. М., 1985.-С. 17−27.
  175. С.И. Психология младшего школьника / С. И. Кудинов. -Бийск: НИЦ БиГПУ, 2001. 303 с.
  176. М.С. Умственная работоспособность и самочувствие учащихся при разных вариантах начального школьного образования // Материалы VIII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1996. — Т. 2. — С. 172−173.
  177. Т.Д. Индивидуальные особенности развития дыхательной функции легких у детей от 7 до 8 лет / Т. Д. Кузнецова, И. М. Разживина // Физиология человека. 1994. — Т. 20. — № 3. — С. 68−73.
  178. JI.A. Региональные проблемы здоровья населения // Матер. Всесоюз. конф. Новокузнецк, 1991. — С. 62−64.
  179. Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников /Н.Н. Куинджи. -М., 2000. С. 15−35.
  180. В.И. Две адаптационные стратегии в неблагоприятных условиях резистентная и толерантная // Успехи современной биологии / В. И. Кулинский, И. А. Ольховский. — 1992. — Т. 112. — 5−6. — С. 697−706.
  181. О.О. Суточный ритм сердца у детей / О. О. Куприянова // Педиатрия. -1998. -№ 3. С. 51.
  182. В.И. Моторные асимметрии и особенности психического состояния в период адаптации к необычным условиям среды / Функциональная асимметрия мозга и адаптация человека / В. И. Лавров. М., 1976. — С. 272.
  183. Е.Д. Особенности умственной работоспособности и эмоционального состояния младших школьниц / Е. Д. Лапонова // Российский педиатрический журнал. 2001. — № 6. — С. 43−44.
  184. И.П. Возрастно-половая характеристика физического развития детей дошкольного возраста / Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. Основные направления развития / И. П. Лашнева. М., 1999. -С. 49.
  185. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  186. В.П. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга / В. П. Леутин, Е. Н. Николаева. Новосибирск: Наука СО, 1988.-193 с.
  187. В. Фазы развития ребенка: Пер. с нем. / В. Ливехуд, Д. Бернард. Калуга, 1998. — 158 с.
  188. Л.Е. К оценке критических и сенситивных периодов развития // Физиология развития человека: Тез. докл. М.: Изд-во УРАО, 2000. — С. 286−288.
  189. Л.Е. Исследование функций двигательной системы и центрального кровообращения у девочек 7−12 лет с разным уровнем физической тренированности / Л. Е. Любомирский, Д. П. Букреева // Физиология человека. 2000. — Т. 26, — № 3. — С. 113−120.
  190. А.И. Функциональные сдвиги у детей 6−7 лет в процессе обучения // Гигиена детей и подростков на пороге 3 тысячелетия. Основные направления развития: Тез. докл. М., 1999. — С. 225−226.
  191. В.Г. Гигиеническая оценка влияния химического загрязнения окружающей среды мегаполиса на состояние здоровья детей / В. Г. Мамуйлов, Н. А. Пацюк, Г. А. Баскович // Гигиена и санитария. 2003. — № 2. — С. 3134.
  192. В.И. Состояние здоровья детей дошкольного возраста при экспериментальных формах обучения / В. И. Макарова, Г. Н. Дегтярева // Гигиена и санитария. 1997. — № 3. — С. 33−36.
  193. Т.М. Физическое развитие детей в условиях формирования новой социальной структуры населения / Т. М. Максимова // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1998. — № 2. — С. 14−18.
  194. В.Б. Физиологические эффекты произвольной задержки дыхания у детей и подростков / В. Б. Малкин, Е. П. Гора // Физиология человека. -1998.-Т. 24. № 1. — С. 46−52.
  195. Н.Н. Гигиеническая оценка двигательного режима детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Мамчур // Гигиена и санитария. 1993. -№ 10. — С.'41−43.
  196. А.Н. Рост и масса тела детей России по данным поперечного исследования 1994−1996 гг. / А. Н. Мартинчик // Гигиена и санитария. -2000.-№ 1.-С. 68−71.
  197. Т.М. Введение в психофизиологию / Т. М. Марютина. М.: «Флинта», 1997. — 240 с.
  198. С.В. Здоровый ребенок: физическое воспитание и врачебный контроль / С. В. Матвеев. СПб.: «Сотис», 1999. — 110 с.
  199. Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки учащихся / Под ред. М. В. Антроповой, В. И. Козлова М., 1984.-67 с.
  200. Методы психологической диагностики дошкольников и младших школьников: Методические рекомендации / Сост. СЛ. Колосова. Сыктывкар, 1992.-89 с.
  201. М.Т. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста / М. Т. Матюшонок. М.: Просвещение, 1970. — 224 с.
  202. И.Е. Механизмы мобилизации резервных возможностей организма детей 6−7 лет в условиях эмоционального стресса. / Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка / И.Е. Мельникова- под общ. ред. А. С. Батуева. -М., 1999. С. 126−130.
  203. Методика морфофизиологических исследований в антропологии. М.: Изд-во Московского университета, 1981. — С. 25−31.
  204. Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников / Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова. М., 1994. — 63 с.
  205. Н.Н. Рост и развитие ребенка. М., 1973. — С. 55−64.
  206. Н.Н. Ростовые процессы у детей и подростков / Н. Н. Миклашевская, B.C. Соловьева, Е. З. Година. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 184 с.
  207. Г. В. Уровень развития логического мышления у детей, поступающих в школу / Г. В. Молчанова // Психология в детском саду. 1999. -№ 1.-С. 96−100.
  208. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. -М.: Просвещение, 1983. 160 с.
  209. Р.С. Психология / Р. С. Немов. М.: Просвещение, 1995. — Т. 3. -С. 45−51- 128−134.
  210. В.Н. Экологическая обусловленность нарушений здоровья детей: Аналитический обзор / В. Н. Немых. Воронеж, 1996. — 116 с.
  211. Н.В. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследований / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. Ярославль, 1999.-221 с.
  212. Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева. М., 2001. — 256 с.
  213. .А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма / Б. А. Никитюк. М.: Наука, 1978. — 143 с.
  214. .А. Конституция человека // Итоги науки и техники. / Б. А. Никитюк // ВИНИТИ. Сер. Антропология. 1991. — № 4. — С. 149.
  215. А.Б. Приоритеты психологической преемственности детского сада и школы / А. Б. Николаева // Ежеквартальный научно-практический журнал. 1999. — № 2. — С. 96−100.
  216. Л.Д. К вопросу о критических периодах развития // Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации / Л.Д. Нифантьева'. Одесса, 1975. — С. 57−58.
  217. .В., Сапожников В. А. Способ математической оценки результатов соматотипирования // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: Тез. докл. Томск — Красноярск, 1996. — 38 с.
  218. М.И. Кровообращение у детей в норме и патологии: инструментальные исследования / М. И. Осколкова. — М.: Медицина, 1976. 312с.
  219. Основные анатомо-физиологические даты детского возраста / Под ред. Б. И. Давыдова. Кемерово, 1993. — 112 с.
  220. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина. -М.: Педагогика, 1988 137 с.
  221. Т.Е. Становление соматотипа человека в первом и втором детстве // Биомедицинские и биосоциальные проблемы интегративной антропологии / Т. Е. Панасюк, С. И. Изаак. СПб., 1998. — вып. 2. — С. 160.
  222. Р.Ф. Влияние двигательного режима на состояние кровообращения у 6-летних детей в условиях детского сада / Р. Ф. Петрова, Н. И. Моисеева // Гигиена и санитария. 1990. — № 9. — С. 51−53.
  223. В.А. Личность в психологии / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — С. 211−234- 317−328.
  224. Т.Г., Ермоленко Е. К. Об индексе Эрисмана у детей 3−6 лет г. Краснодара // Физическая культура и спорт в жизни общества: Тез. докл. -Челябинск, 2000. С. 80−83.
  225. И.С. Диагностика учебного стресса дошкольников, связанного с обучением в детских образовательных учреждениях / И. С. Пищева. Бийск: НИЦ БПГУ, 2000. — 139 с.
  226. А.Н. Адаптация первоклассников-семилеток по ряду функциональных показателей к обучению в школе по новой учебной программе / А. Н. Поборский, B.C. Кожевникова // Физиология человека. 1997. — Т. 23. — № 6. — С. 44−48.
  227. А.Н. Оценка уровня здоровья и компенсаторноприспосо-бительных возможностей организма первоклассников в условиях Севера / А. Н. Поборский, И. Л. Пшенцова // Здравоохранение Российской Федерации 1999. -№ 1.-С. 31−33.
  228. Е.А. Возрастные особенности межполушарной функциональной асимметрии в динамике психомоторной активности: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. А. Полянская. Ростов -на- Дону, 1998. — 23 с.
  229. Н.Я. Физическое развитие детей и подростков / Н.Я. Про-копьев, С. А. Орлов, П. Г. Койносов. М.: Изд-во «Вектор Бук», 1999.-190 с.
  230. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1968.-352 с.
  231. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста: Методическое пособие для вузов / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Полиграф Сервис, 1998 225 с.
  232. Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка / Под ред. А. С. Батуева. СПб., 1999. — 306 с.
  233. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / Под ред. М. М. Семаго. М.: Аркти, 1999. — 134 с.
  234. .Ж. Физическое развитие детей / Ж. Ж. Рапопорт. Красноярск, 1989.-265 с.
  235. .Ж. Адаптация детей 6 лет к школе / Ж. Ж. Рапопорт. М., 1999. — С. 2^.
  236. В.Б. Факторы, определяющие артериальное давление в детском возрасте / В. Б. Розанов, А. А. Александров, A.M. Олферьев. 1990. — Т. 32. -№ 5.-С. 375−383.
  237. В.Б. Особенности морфофункционального развития мальчиков 7−14 лет разных типов адаптивного реагирования / В. Б. Рубанович, JI.A. Гиренко // Физиология человека и животных. 2003. — Т 29. — № 3. — С. 48−53.
  238. Т.В. Возрастные закономерности физического, интеллектуального развития, системной деятельности организма школьников 6−11 лет и их заболеваемость. Автореф. дис. докт. мед. наук / Т. В. Руссова. Иваново, 1996.-38 с.
  239. З.Ф. Физическое развитие детей как индикатор экологического неблагополучия / Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. Основные направления развития / З. Ф. Сабирова. М., 1999. — С. 56−57.
  240. И.В. Клинико-иммунологические критерии оценки полового и физического развития девочек. Автореф. дис.. канд. мед. наук / И. В. Садолина.-М., 2000.-24 с.
  241. Г. Х. Реакция сердечно-сосудистой системы школьников на физическую нагрузку // Растущий организм в условиях мышечной деятельности: Тез. докл. Казань, 1990. — 183 с.
  242. М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для вузов / М. Р. Сапин, В.И. Сивогла-зов. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 448 с.
  243. Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6−7 лет / Е. Е. Сапогова. М., 1986. — 21 с.
  244. С.В. Физическое развитие детей дошкольного возраста г. Риги / С. В. Сеглениеце. Рига: Зинатне, 1973. — 78 с.
  245. JI.K. Возрастная морфология сегодня и завтра / JI.K. Семенова, Ф. В. Судзиловский. М., 1989. — С. 59.
  246. И.А. Психофизиологические характеристики и психолого-педагогические условия интеллектуальной готовности к обучению в школе мальчиков и девочек 6−7 лет: Автореф дис.. .канд. психол. наук / И. А. Сергеева.-СПб., 2003.-24 с.
  247. Г. Н. Оценка физического развития детей и подростков:, информативность и возможность метода / Г. Н. Сердюковская // Гигиена и санитария. 1981. — № 12. — С. 50−53.
  248. Г. Н. Современные тенденции здоровья детей в дошкольных и школьных возрастах // Окружающая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях / Г. Н. Сердюковская.-М., 1991.-С. 7−11.
  249. Г. Н. Гигиенические проблемы охраны здоровья подрас-f • тающего поколения / Г. Н. Сердюковская // Гигиена и санитария. 1992. — № 4.-С. 25−26.
  250. В. Ребенок до 7 лет: Пер. с нем. / В. Симонис. -СПб.: Демет-ра, 2002.-175 с.
  251. Ф.Г. Изменение показателей сердечно-сосудистой и симпа-тоадреналовой системы у детей младшего школьного возраста в течение учеб4 ного года / Ф. Г. Ситдиков, С. И. Русинова // Физиология человека. 1992. — Т.18.-№ З.-С. 18−21
  252. Современные методы медико-психологической оценки здоровья и развития школьников: Методические рекомендации. М., 1995. — 58 с.
  253. Современные проблемы экологии и здоровье детей / Под ред. А. Г. Румянцева. М.: Макс Пресс, 2002. — 95 с.
  254. Соколова Н. Н. Динамика психической адаптации учащихся Академи-^ ческой гимназии Санкт-Петербургского государственного университета № 264
  255. Н.Н. Соколова // Физиологи человека. 2001. — Т. 27. — № 5. — С. 13−22.
  256. Е.В. Развитие резервных возможностей дыхательной функции легких у детей школьного возраста / Е. В. Соколов // Физиологи человека. -2001. Т. 27. — № 6. — С. 13−22.
  257. В.Д. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития ребенка // Физиология развития ребенка /
  258. В.Д. Сонькин, И. А. Корниенко. М.: Образование от, А до Я, 2000. — С. 31−34.
  259. Состояние окружающей природной среды в Алтайском крае в 2002 году / Под общ. ред. А. П. Дорощенкова. Барнаул, 2003. — 108 с.
  260. Социальные и биологические факторы в психофизиологическом развитии ребенка // Материалы Всерос. конф. (9−11 нояб. 1994 г.). СПб., 1995. -66 с.
  261. С. Левый мозг, правый мозг (асимметрия мозга): Пер. с англ / С. Спрингер, Г. Дейч. М.: Мир, 1983. — 256 с.
  262. Стандарты морфофункционального развития школьников г. Ульяновска / Под ред. С. П. Левушкина. Ульяновск, 2000. — 28 с.
  263. М.И., Сазанюк З.И Влияние обучения в школе нового типа (гимназии, лицеи) на здоровье учащихся // Материалы VIII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. 1996. — Т. 2. — С. 189−191.
  264. И.В., Ванявкин В. П. Развитие произвольности как фактор снижения школьной дезадаптации // Физическая культура и спорт в оздоровлении и реабилитации населения: Тез. докл. Малаховка, 1998. — С. 30−31.
  265. М.Я. Экология и здоровье детей / М.Я. Студеникин- под ред. А. А. Ефимова. М.: Медицина, 1998. — 385 с.
  266. Структурно-функциональное созревание мозга ребенка // Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А. А. Баранова. М., 2000. — С. 5−7.
  267. Н.Н. Соматотип как один из показателей индивидуального темпа роста и созревания ребенка / Н. Н. Суханова // Гигиена и санитария. -1998.-№ 5.-С. 36−37.
  268. Н.Н. Физическое развитие школьников к концу XX века: анализ и прогноз / Н. Н. Суханова // Российский педиатрический журнал. 1999. -№ 2.-С. 36−41.
  269. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. -М.: Медицина, 1991. С. 200−211.
  270. В.А. Физиолого-гигиеническая оценка функционального состояния младших школьников при дифференцированном обучении. Автореф. дис. канд. мед. наук / В. А. Талалаева. Иркутск, 1998. — 28 с.
  271. Р.В. Возрастные и типологически особенности энергетики мышечной деятельности: Автореф. дис.. д-ра биол. наук / Р. В. Тамбовцева. -М., 2002.-48 с.
  272. Дж. Рост и конституции человека // Биология человека / Дж. Таннер- под ред Дж. Харрисона. М., 1979. — С. 366−368.
  273. Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л. Ф. Тихомирова. Ярославль: «Академия развития», 1997. — 240 с.
  274. С.Н. Морфофункциональные и психофизиологические показатели детей г. Тюмени в период кризиса семи лет: Автореф. дис. канд. биол. наук / С. Н. Толстогузова. Тюмень, 1999. — 23 с.
  275. Л.В. Становление и развитие личности младших школьников в образовательном процессе / Л. В. Трубайчук. М., 2000. — 242 с.
  276. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников / И. О. Тупицин. М.: Педагогика, 1985. -88 с.
  277. И.О. Дифференциация возрастных и адаптационных перестроек сердечно-сосудистой системы // Проблемы и методы исследования возрастной физиологии / И. О. Тупицин. Баку, 1987. — 88 с.
  278. Л.Н. Психологическая подготовка дошкольников как факторих адаптации к школе: Автореф. дис. канд психол. наук / Л. Н. Уварова. 1. Самара, 2000. 20 с.
  279. Е.Г. Функциональная асимметрия полушарий мозга и регуляций эмоционального состояния / Е. Г. Удачина // Психологический журнал. -2001. Т. 22. — № 2. — С. 57−62.
  280. Т.П. Школьная дезадаптация / Т. П. Ульянова // Начальная школа. 1994. — № 5. — С. 53−57.
  281. Т.П. Школьная адаптация и связанные с ней трудности обучения учащихся первых классов / Т. П. Ульянова. // Начальная школа. 1996. -№ 7.-С. 19−21.
  282. Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Т. Тереховой. М., 1976. — 157 с.
  283. Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 336 с.
  284. Д.А. Физиологические критерии возрастной периодизации // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез.докл. -М., 1981. С. 5−6.
  285. Д.А. Физиология школьника / Д. А. Фарбер, В. И. Сонькин. -М., 1990.-С. 145−150.
  286. Д.А. Взаимодействия эндогенных и экзогенных факторов развития. Сенситивные и критические периоды. / Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка / Д. А. Фарбер. СПб, 1999. — С. 117−121.
  287. Д.А. Структурно-функциональное созревание мозга ребенка // Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Д. А. Фарбер, Н.В. Дубровинская- под ред. А. А. Баранова М., -2000. — С. 5−6.
  288. Физиология развития ребенка: Теоретические и прикладные аспекты. / Под ред. М. М. Безруких. М., 2000. — С. 34−42.
  289. Физиология человека / Под ред. В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько. -** М.: Медицина, 2001. С. 309−313.
  290. Н.Н. Социально-гигиенические проблемы формирования здоровья детей и подростков Москвы / Н. Н. Филатов, О. И. Аксенова // Здравоохранение РФ. 2001. — № 4. — С. 30−32.
  291. Е.Б. Психические особенности детей с доминированием левого и правого полушария мозга. / Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка / Е.Б. Филиппова- под общ. ред. А. С. Батуева. М., 1999.-С. 199−204.
  292. М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и па6 iтологии / М. Н. Фишман. М.: Педагогика, 1989. — С. 10−21.
  293. Н.Н. Обучение детей с 6-ти лет и их здоровье в условиях повышенных учебных нагрузок. // Здоровье и образование вХХ1 веке. Медико-социальные причины ухудшения здоровья детей, подростков и молодежи: Тез. докл. Майкоп, 2000. — С. 67−69.
  294. Т.С. Некоторые данные оценки сердечно-сосудистой систе-: V- мы у детей дошкольного возраста / Т. С. Хачатрян // Педиатрия. 1991. — № 3.1.'1. С. 111.
  295. Е.Д. Психологические исследования. Проблемы межполу-шарной асимметрии мозга / Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова. — М.: Изд-во МГУ, 1992. -С. 116−122.
  296. А.Г. Антропологические аспекты проблемы биологического возраста детей и подростков // Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации / А. Г. Хрипкова, Б. А. Никитюк. Одесса, 1975. -С.75−77.
  297. А.Г. Влияние раннего дошкольного и интенсивного школьного обучения на состояние здоровья учащихся начальной школы / А. Г. Хрипкова. -М.: Мирос, 1999. 135 с.
  298. С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников / С. В. Хрущев. М.: Медицина, 1977. — С. 7−15.
  299. А.Г. Физическое развитие детей и подростков / А. Г. Цейтлин.-М., 1963.-204 с.
  300. Центры научных основ здоровья и развития / Под ред. Э. М. Казина. -Кемерово, ОблИУУ, 1993.- 191 с.
  301. Е.В. Комплексная оценка свойств нервной системы, показателей психодинамики и сердечного ритма у младших школьников // Здоровье и образование: Тез. докл.- СПб, 1999. С. 201−202.
  302. М.И., Пичужкина Н. М. Влияние процесса обучения в учеб1ных заведениях нового типа на работоспособность и состояние здоровья детей // Материалы VIII Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1996. -Т. 2.-С. 206−207.
  303. В.Я. Возрастные изменения статических объемов легких у детей 4−14 лет / В. Я. Шаповалова // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1982 — № 1. — С. 42−46.
  304. Е.А. Оценка физического развития: соразмерность морфологических и функциональных показателей детей и подростков / Е. А. Шапошников // Гигиена и санитария. 1985. — № 19. — С. 75−77.
  305. Д.Д. Изучение особенностей функционирования организма при дифференцированном обучении школьников // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1990. — С 33−35.
  306. Е.А. Комплексная оценка влияния различных программ обучения на функциональное состояние организма первоклассников // Вестник
  307. W Межрегиональной Ассоциации «Здравоохранение Сибири», 2000. № 2. — С.29.32.
  308. Г. М. Содержание общения ребенка со взрослыми в период кризиса семи лет. Автореф. дис. канд. психол. наук / Г. М. Шашлова. М., 2000.-24 с'
  309. И.П. Особенности психического и личностного развития детей, поступающих в школу // Индивидуально-психические особенности детей младшего школьного возраста: Тез. докл. Пенза, 1995. — С. 47−56.
  310. E.JI. Особенности готовности к школьному обучению детей 6−7 лет, проживающих в различных экологических условиях Севера и Сибири: Автореф. дис.. канд. психол. наук / E.JI. Шепко М., 1987. — 24 с.
  311. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. — С. 8−11- 32−34.
  312. В.А. Динамика функциональной межполушарной асимметрии у учащихся 1−3 классов / Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка / В.А. Шрамм- под общ. ред. А. С. Батуева. М., 1999. — С. 188−198.
  313. А.Г. Значение конституции в оценке здоровья человека // Конституция и здоровье человека / А. Г. Щедрина. Д., 1991. — С. 42.
  314. А.Г. Педология наука о детстве как фундаментальная основа валеологии и педагогики / А. Г. Щедрина. — Новосибирск, 1996. — 42 с.
  315. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты / А. Г. Щедрина Новосибирск, СО РАМН, 2003. — 164 с.
  316. А.С. Закономерности анатомо-антропологической индивидуальной изменчивости организма мужчин в онтогенезе. Автореф. дис.. д-ра. мед. наук / А. С. Щедрин. Новосибирск, 2001. — 30 с.
  317. Р.П. Особенности физического развития детей и подросток в ускоренным ростом // Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации / Р. П. Юмашев. Одесса, 1975. — С. 85−87.
  318. В.В. Рост и развитие ребенка / В. В. Юрьев, А. С. Симаходский, Н. Н. Воронович, М. М. Хомич. СПб.: СПбГПМА, — 2000. — С. 121−125.
  319. С.Г. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников / С. Г. Якобсон, Н. М. Сафонова // Вопросы психологии. -1999.-№ 5.-С. 3−10- 159.
  320. Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения / Ю. А. Ямпольская // Гигиена и санитария. 1996. — № 1. -С. 25−26.
  321. Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников / Ю. А. Ямпольская // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 1.-С. 8−11.
  322. Ю.А. Научные основы стандартизации исследований и оценки физического развития детей и подростков в России / Ю. А. Ямпольская // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 5. — С. 10−11.
  323. Ю.А. Физическое развитие школьников в последнее десятилетие / Ю. А. Ямпольская // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 65.
  324. Asbjornsen A., Bryden М. Auditory attentional shifts in reading-disabled students: quantification of attentional effectiveness by the Attentional Shift Index // Neuropsychologia. 1998. — V. 36. — P. 143−145.
  325. Benton A.L. Historical notes on hemispheric dominance // Arch. Neurol. -1977. Vol. 34., № 2. — P. 127−129.
  326. Bryson S., Monenon L. Procedural constraints on measurement of laterality in yound children //Neuropsychologia. 1980. — Vol. 18, № 2. — P. 243−246.
  327. Carmon A., Gombos C.M. A physiological vascular of hand preference possible implications with respect to hemispheric cerebral dominance // Neuropsychologia. 1979. — Vol. 8. — P. 123−139.
  328. Cernacek J. Funkena asymetria l’udakeho mosgu // Bratisl. Lek. L. sty. -1979. Vol. 72, № 4. — P. 401−419.
  329. Dahlmann N., Petersen K. Influences of environmental conditions during infancy on final body stature. // Pediatr. Res. 1977. — Vol. 11, № 5. — P. 695−700.
  330. Dudek W. Zum Problem der Ermudung im Kindersalter. Munchen, 1957. (цит. по Антроповой M.B., 1968).
  331. Falkon D., Loder K. A modified lateral eye-mo vem-end measure, the right hemisphere and creativity // Persept and Mot. Skills. 1984. — Vol. 58, № 3. — P. 823 830.
  332. Flegal K.M., Troiano R.P. Changes in the distribution of body mass index of adults and children in the US population. // Int. J. Obes. Relat. Netab disord. -2000.-Vol. 24. P. 78−87.
  333. Geensen M. Prestaties van noeiliyk lerende kinderen. Ein analyse van testscores. Acad, proefschr. Univ. van Amsterdam. Tilburg, 1971. Vol. 8, 231 biz.- biz. sep.
  334. Gerschwind N. Cerebral dominance in biological perspective // Neuropsychologia. 1984. — Vol. 22. — № 6. — P. 675.
  335. Graham R., Hamer M., Caine M. Respiratory muscle fatigue during and following a sprint triathlon in humans // J. Physiology. 1996. — Vol. 35, № 4. — P. 167−168.
  336. Hecaen H. Acquired aphasia in children and the ontogenesis of hemispheric functional specialization. // Brain and language. 1976. Vol. 3. — P. 114.
  337. Hunt J. Mcv. & Kirk G.E. Criterionreferenced tests of school readiness. A paradigm with illustrations. Genetic Psychology Monographs, 1974. P. 90- 143 180.
  338. Knussman R. Entwicklung, Konstitution, Geschleght // Human genetic. -Stuttgarth, 1968. P. 321−347.
  339. Livshits G., Peter I. et al. Genetic analyses of growth curve parameters of body weight, height and head circumference. // Ann. Hum. Biol.- 2000. Vol. 27. — P. 299−312.
  340. Nakatsuka H., Satoh H. et al. Growth reacceleration of school children in the city of Sendai, Japan. // Tohoku J. Exp. Med. 1998. — Vol. 184, № 4. — P. 301 309.
  341. Navon D., Gopher D. Task difficulty, resources and dual-task Performance. Erlbaum, 1980. Vol. 8. — P. 297−302.
  342. Nebes R.D. Direct exmaintain of cognitive function in the right and left hemisphere. // Brain and Lang. 1977. — Vol. 4. — P. 32−44.
  343. Petersen K. Die Factorenanalyse des Langen und Gewicht wachstums mannlicher Schulkinder // Zeitschr. fur menschl. Verert. und Konstitutioslehre, 1959. -Bd. 35, H. 2.-P. 2−5.
  344. Sronfe L.A. Socioemotional development / In: J.D. Osofsky. Handbook of infant development. New York: Wiley. 1979. — P. 462−471.
  345. Stern-Priper L. Kretschmers psychophysiche Typen und Rasenformen in Deutschland // Arch, fur Psychiatr., LXVII, Berlin, 1983. — P. 573−596.
  346. Tanner J.M., Whitehouse R.H. Standarts for subcutaneous fat in British children // Brit. Med. J. 1962, Vol. 1. — P. 446.
  347. Zikmund V. Functional efficience of the central nervous system end development of psycho somatic disorders // Activ. nerv. super. 1977 (1979). — Vol. 19, № 2.-P. 392−393.
Заполнить форму текущей работой