Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Физиологическая оценка нетрадиционных форм физического воспитания в системе обучения студентов вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна. Впервые проведено комплексное исследование и дан сравнительный физиологический анализ показателей физического развития и функционального состояния организма студентов, занимающихся по внедряемым программам нетрадиционных физических упражнений. Выявлены особенности изменений отдельных функциональных характеристик студентов, специализирующихся в разных видах нетрадиционных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Основные принципы и механизмы адаптации организма человека к мышечной деятельности
    • 1. 2. Адаптивные изменения организма и состояние здоровья студентов при занятиях физической культурой в условиях вуза
    • 1. 3. Адаптивные изменения в физиологических системах при занятиях нетрадиционными видами физических упражнений
  • Ф
  • ГЛАВА II. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Методологические основы исследования
    • 2. 2. Методика исследования уровня физического развития
    • 2. 3. Методика исследования функций кардиореспираторной системы
    • 2. 4. Методика оценки способности организма к выполнению физической работы при ^ пульсе 170уд/мин (Тесту PWC170) и КПД работы
    • 2. 5. Статистические методы обработки экспериментальных материалов
  • ГЛАВА III. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
    • 3. 1. Результаты исследования антропометрических показателей. ф
    • 3. 2. Результаты исследования развития нервно-мышечного аппарата
    • 3. 3. Резюме
  • ГЛАВА IV. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ СТУДНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
    • 4. 1. Результаты исследования функционального состояния системы дыхания. щ
    • 4. 2. Результаты исследования МЗД на вдохе
    • 4. 3. Результаты исследования показателей гемодинамики
    • 4. 4. Резюме
  • ГЛАВА V. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РАЮТОСПОСОБНОСГИ СТУДНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
    • 5. 2. Резюме
  • ГЛАВА VI. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ
  • СПИСОК ЛТЕРАТУРЫ

Физиологическая оценка нетрадиционных форм физического воспитания в системе обучения студентов вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В последние годы отечественные и зарубежные физиологи стали уделять значительное внимание вопросам изучения динамики функционального состояния студенческой молодежи (А.С. Солодков, 1991; А. В. Иванов, 1999; Е. А. Трутнева, 1999; Н. А. Агаджанян, А. Н. Кислицын, 2001, 2002). Дело в том, что согласно литературным данным, желание студентов заниматься физической культурой по Стандартной государственной программе (традиционными видами спорта) составляет от 0,6% до 9% (Д.И. Бородин Е. И. Дягтерева, 1998; А. В. Лотоненко, 1998), тогда как появившиеся, последнее время новые нетрадиционные виды физических упражнений привлекают внимание учащейся молодежи. Это пауэрлифтинг, бодибилдинг, карате, дартс, кер-линг, армрестлинг, ритмическая гимнастика, дайвинг, боулинг и другие. Неслучайно данные методики и формы физкультурной деятельности находят применение на занятиях по физической культуре в вузах. Так, например, во Владимирском государственном университете на занятиях по физической культуре студенты занимаются бодибилдингом пауэрлифтингом, дартсом, ритмической гимнастикой, а в Российской государственной академии физической культуры открыты специализации армрестлинга и айкидо. Не смотря на то, что в этом направлении имеется достаточное количество педагогических разработок, физиологическое обоснование существующих программ практически отсутствует (JI.B. Чхаидзе, Г. В. Юзвенко, 1995; О. В. Жбанков, 1995; А.В. Лото-ненко, Е.А. СтеблецовД997- П. В. Живора, 1999;. В. В. Шиян, 1999г). Ряд ангаров (M.Yutaka K. Sadatsugu H.Tamotsu, 1989; J. Hargueaves 1994; Г. М. Маслова, 1994; И. П. Ратов, 1997; В. Е Борилкевич, 1998; Е. И. Дягтерва, 1998) указывает на недостаточную изученность адаптивных процессов в физиологических системах организма при занятиях нетрадиционными видами физических упражнений. Знакомство с зарубежной и отечественной литературой выявляет, что среди инструкторов и преподавателей, работающих в данной области, нет однозначного представления о физиологических механизмах морфо-функциональных изменений в опорно-двигательном аппарате и кардиореспираторной системе. Актуальным также является проблема сравнительного физиологического анализа существующих стандартных государственных программ и внедряемых программ по нетрадиционным видам физических упражнений, а ее решение имеет большое значение для теории и практики физического воспитания студентов вузов.

Цель исследования — изучение функционального состояния кардиореспира-торной системы и физической работоспособности организма студентов, занимаю. щихся нетрадиционными видами физических упражнений, в зависимости от стажа занятий.

Задачи.

1. Определить исходные показатели функционального состояния организма и физического развития студентов, занимающихся нетрадиционными видами физических упражнений и по стандартной государственной программе.

2. Установить характер изменений скелетно-мышечнош аппарата и показателей кардио-респираторной системы у студентов наблюдаемых групп в течение пятилетнего курса обучения в вузе.

3. Определить направленность и степень изменений показателей физической работоспособности в процессе обучения в вузе.

4. Выявить особенности изменений функциональных показателей и физического развития студентов исследуемых групп в зависимости от стажа занятий.

5. Научно обосновать и сформулировать практические рекомендации по коррекции учебно-тренировочного процесса в вузах.

Научная новизна. Впервые проведено комплексное исследование и дан сравнительный физиологический анализ показателей физического развития и функционального состояния организма студентов, занимающихся по внедряемым программам нетрадиционных физических упражнений. Выявлены особенности изменений отдельных функциональных характеристик студентов, специализирующихся в разных видах нетрадиционных физических упражнений. Установлены изменения скелетно-мышечного аппарата обусловленные гипертрофией мышечных волокон. Анализ полученных результатов позволил установить выраженные воздействия на показатели мышечной композиции по изменениям максимальной произвольной силы, уровня силовой выносливости и работоспособности. Данные исследований скелетно-мышечного аппарата и физической работоспособности позволяют судить и об энерго-метаболических резервах организма. Исследованиями функциональных изменений кардиореспираторной системы по результатам тестов установлено, что в результате занятий нетрадиционными физическими упражнениями активируются определенные звенья регуляторного механизма, что позволяет судить об их функциональных резервах.

Положения, выносимые на защиту.

1. Характер изменений физиологических систем организма студентов, занимающихся нетрадиционными видами физических упражнений, определяется мобилизацией функциональных резервов кардиореспираторной системы, и в частности, ростом жизненной емкости легких, повышением минутного объема крови (МОК) и нормализацией системного артериального давления (АД).

2. Мышечная деятельность, направленная на совершенствование скелетно-мышечного аппарата обуславливает повышение силовых и соматометрических показателей организма.

3. Мышечная деятельность, направленная на развитие качества выносливости, оказывает существенное влияние на уровень механизмов энергообеспечения, которое проявляется в изменениях показателей физической работоспособности.

4. Специфика применяемых физических упражнений с повышением стажа занятий выражается в том, что занятия ритмической гимнастикой и айкидо приводят к увеличению рабочих возможностей организма в широком функциональном диапазоне, занятия пауэрлифтингом оказывают позитивное воздействие на функции опорно-двигательного аппарата.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в физиологию двигательной деятельности, а также в учение об адаптации организма к условиям труда и быта. Нетрадиционность изучаемых нами средств физического воспитания является фактором, дополняющим известные положения о физической и сенсомоторной работоспособности человека.

Практическая значимость. Данные о влиянии занятий нетрадиционными видами физических упражнений используются при составлении программ по физической культуре в вузах. Результаты исследований важны для управления и прогнозирования уровня функционального состояния и физического развития студентов. Рекомендации направлены на коррекцию учебно-тренировочного процесса и реализованы в вузах и специализированных спортивных школах города Владимира. Полученные данные использованы в курсе лекций во Владимирском государственном университете, в рамках теоретического раздела дисциплины «физическая культура», рекомендованном Министерством Образования Российской Федерации (Москва, 2000). Материалы диссертации также нашли применение в лекционном курсе теории и методики избранного вида спорта на факультете физической культуры.

Апробация работы. Полученные данные докладывались и обсуждались на 2-ой международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические вопросы служебно-боевой подготовки курсантов, слушателей образовательных учреждений правоохранительных органов» (Владимир 1999), на международной научно-практической конференции «Формирование физической культуры личности студента в социокультурном пространстве вуза» (Липецк 2000), на ежегодных профессорско-преподавательских научных конференциях Владимирского Педагогического Университета и Владимирского Государственного Университета (1999;2002г.). По теме диссертации опубликовано 8 работ.

ВЫВОДЫ.

1. Занятия студентов вуза физической культурой по традиционной академической системе способствуют оптимизации функций нервно-мышечного аппарата, обусловливая тенденцию к росту антропометрических показателей и физической работоспособности на фоне стабильных функций внешнего дыхания и устойчивой системной гемодинамики. Регистрируемое при этом состояние физиологических систем организма студентов может служить своеобразным фоном или контролем при внедрении инновационных форм физического воспитания.

2. Функциональное состояние организма студентов, в учебные программы которых включены нетрадиционные виды физических упражнений, во многом зависит о физиологических характеристик данных форм занятий. Использование «динамических» упражнений типа ритмической гимнастики и айкидо к окончанию пятилетнего курса способствует активации кардиореспираторной системы, регулярные же занятия силовыми упражнениями (прауэрлифтинг) оказывают позитивное воздействие на функции опорно-двигательного аппарата.

3. У лиц, занимающихся ритмической гимнастикой и айкидо, отмечено достоверное (р<0,01) повышение жизненной емкости легких соответственно на 475 и 695 мл, нормализация системного артериального давления, урежение частоты сердечных сокращений, возрастание систолического и минутного объемов кровообращения. Занятия силовыми упражнениями способствуют увеличению массы тела занимающихся от 70,3±0,96 кг в исходном состоянии до 108,5±0,86 кг в конце курса обучения (р<0,01)и повышению силы мышц рук (р<0,01) на фоне снижения жизненной емкости легких на 964 мл (р<0,01), а также некоторого увеличения частоты сердечных сокращений и уменьшения параметров сердечного выброса.

4. Показатели физической работоспособности за пять лет занятий у представителей групп ритмической гимнастики и айкидо статистически достоверно (р<0,01 Увеличиваются соответственно на 83 и 156 кГм/мин, что тесно скоррели-ровано (р<0,01) с коэффициентом полезного действия (КПД) (г = 0,6 и 0,8). У лиц, занимающихся силовыми упражнениями, также как и в контрольной группе, зарегистрирована тенденция (р>0,05) к увеличению показателей физической работоспособности без выраженной их корреляции с данными КПД.

5. В практическом плане данные наших физиологических исследований свидетельствуют о том, что наряду с академически установленными формами физического воспитания студентов вуза вполне допустимо применение исследуемых нами нетрадиционных видов физических упражнений с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. При этом физиологические критерии текущего контроля могут быть использованы в прогностических целях, а также для профессионального отбора будущих специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.В. Влияние уровня двигательной активности на формирование энергетического обмена в различные возрастные периоды: Дис. канд. биол. наук. М., 1991. — 148 с.
  2. Н.А. Критерии адаптации и экопортрет человека. Физиологические и клинические проблемы адаптации. М, 1981, — 1. — С. 19 -27,
  3. Н.А., Ионова Т. В., Сауткин М. Ф. Формирование оптимального функционального уровня неспецифической резистентности в период адаптации студентов к условиям вуза //Физиология человека. 1990. -Т. 19, — № 4. с. 42−45.
  4. Н.А., Тель Л. З., Циркин В. И., Чеснокова С. А. Физиология человека М.: Медицинская книга. — 2001. — 526с.
  5. Э.А., Листочкин В. И. Физическое развитие студентов Уральского лесотехнического института //Материалы семинара совещания заведующих кафедр физического воспитания вузов РСФСР. Свердловск, 1978. -C.66−70.
  6. .Г. Избранные психологические труды М., 1980. — T.I. -230 с.
  7. П.К. Предисловие // Бодрствующий мозг. М., 1965. — C.3−8.
  8. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М, 1980.-197 с.
  9. Г. Л., Науменко Р. Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида //Теория и практика физической культуры. -1988.- № 1.-С.29.
  10. Е.Н. Особенности методики физического воспитанияучащихся техникумов и вузов, проживающих в условиях крайнего севера: Автореф. Дис. канд. пед. наук. М, 1990. — С. 7−9.
  11. JI.M. Стопа и сердце при физических нагрузках у студентов с различным уровнем здоровья: Дис. канд. биол. наук. Казань, 1996. -184 с.
  12. Аскеров, А А., Кронштадский Карев В. И. Врачебный контроль при занятиях подводным спортом. — М.: Медицина, 1971. — 125с.
  13. JI. М. Стопа и сердце при физической нагрузки у студентов с различным уровнем здоровья. Диссертация канд. биол. наук. Казань, 1996−184с.
  14. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. — С. 2 — 8.
  15. Н.Н. Мышечная деятельность, адаптация, тренированность. -Кишинев: Штиинца, 1989−100 с.
  16. Бранд, Рольф. Айкидо: учение и техника гармоничного развития. М: Двойная звезда: Фаир, 1995. -312 с.
  17. Ю.М., Киклевич Ю. Н. Подводные медико-физиологические исследования // Исследования сердечно-сосудистой системы при погружении и работе человека под водой. Киев: Науко — думка, 1975. — С. 187−192.
  18. А.А., Гагарин В. И. Состояние здоровья студентов в условиях Крайнего Севера //Физиологические проблемы адаптации: Сб. трудов. -Тарту, 1984.-С. 196−198.
  19. Е.Я., Арсеньев Е. Н. Физическая работоспособность студентов в условиях Крайнего Севера //Теория и практика физической культуры. 1991.-№ 10.-С. 46−47.
  20. Д. И. Педагогические условия формирования единства нравственного сознания и поведения подростков нетрадиционными средствами воспитания. На примере обучения боевым искусствам и оздоровительной гимнастики Востока. Уфа: БГПИ, 1998.
  21. И.И. Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб: Наука, 1993. — 269 с.
  22. П.В., Дибнер Р. Д. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути их решения //Теория и практика физической культуры. 1994. -№ 3. -С. 17−20.
  23. Г. А. Дифференциальный подход в физическом воспитаниистудентов на основе контроля их психофизиологического состояния: Дис.канд. биол. наук. С.-Петербург, 1995. — С. 174.
  24. Н.Н. Современные тенденции в развитии экологии, физиологии человека. Физиология человека, 1984. 6. — С. 883 — 893.
  25. В.М. Физиологические аспекты современного спорта. Спорт в современном обществе. М., 1980. — С. 185 — 238. Воробьев А. Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. — М: Физкультура и спорт, 1977. — 255 с.
  26. А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 270 с.
  27. М.Я. Проблема оптимального соотношения умственной и физической деятельности студентов //Проблемы умственного труда. М., 1983.-Вып.б-С. 79−85.
  28. М.Я. Учебник физического воспитания для студентов высших учебных заведений. М., 1983. — С. 126−130.
  29. М. Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996,1, с. 9.
  30. АА., Кырге П.К Гормоны и спортивная работоспособность. М.: ФИС, 1983
  31. В. М. Зыков Б. К. Лотоненко А. В. Физическая культурастудентов вузов: Учебное пособие Воронеж: издательство ВГУ, 1991.-145с.
  32. Ю., Мертинас Ю. Физическое и функциональное состояние студентов первокурсников, поступивших в ВГПИ в 1987 году //Проблемы развития физической культуры людей разного возраста: Тез. докл. Республ. научно-практ. конф. Каунас, 1988. — С. 21−23.
  33. Д.М., Акчурин Б. Г. Взаимосвязь вуза и внешних факторов в формировании физических качеств студентов //Теория и практика физической культуры. 1996. — № 3. — С. 12−14.
  34. Л.Н., Тучин В. Г., Глатко Э. В. Влияние занятий спортом на морфо-функциональные показатели студентов Хабаровского пединститута //Средства, методы и механизмы адаптации человека к мышечной деятельности.-Хабаровск, 1990. С. 120−123.
  35. Г. Д. Некоторые показатели выносливости студентов при разном объеме активного двигательного режима: Дис. канд. биол. наук. Барнаул, 1994. — С. 6−84.
  36. В.В. Характеристика модели выпускника педагогического факультета института физической культуры //Теория и практика физической культуры.- 1994.-№ 3−4.-С. 42−44.
  37. Н.Д. Влияние спорта на сердечнососудистую систему. М.:1. Медицина, 1975. 279 с.
  38. Н.Д., Долматова Д. И., Калугина Г. Е. К вопросу об унификации оценки функционального состояния спортсмена //Теория и практика физической культуры. 1995. — № 2. — С. 11−15.
  39. Т.Н., Веселова Е. В., Боровкова Л. А. Социально-гигиенические и медико-биологические факторы состояния здоровья студентов //Здравоохранение Российской федерации. М, 1992. — С. 23−25.
  40. В.И., Кобрицова Л. Н. Результаты исследования личностных свойств у спортсменов, студентов КГИФК //Медико-биологический контроль при занятиях физической культурой и спортом: Сб. научн. статей. Алма-Ата, 1990. -С. 43−45.
  41. С.И. Уровень и динамика физического развития студентов отделения НВО 1−2 курсов //Физическая подготовленность населения Дальнего Востока: Сб. научн.тр. Омск, 1985. — С. 9−11.
  42. С. А., Шапаренко Б .А., Киклевич Ю. Н. Организм человека и подводная среда. Киев: Здоровье, 1977. -183 с.
  43. И.А., Киселева Н. В. и др. Медико-социальные проблемы формирования //Обзор, информ. М., 1989. — С. 67−69.
  44. М.И. Основные закономерности адаптации человека в условиях подводных лабораторий на малых глубинах. Успехи физиологических наук. — М.: Медицина, 1974. — Т.5. — № 3. — С. 82 -101.
  45. С. И. Дягтерева Е. И. Новые виды физической активности женщин. Теория и практика физической культуры, 1998,2, с.56−58.
  46. Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. -М.: МГУ, 1985. 288 с.
  47. Л.С. Юный тяжелоатлет. М: Физкультура и спорт, 1982. -160 с.
  48. Р.Д., Бородянский М. М. Новый подход к оценке функциональной готовности спортсменов (Сочетанное исследование морфологии, функции сердца и активности симпатоадреналовой системы) //Теория и практика физической культуры: 1994. — № 1−2. — С. 2−4.
  49. Дубил ей В. В. и др. Физиология и патология системы дыхания у спортсменов.- Казань: издательство казанского университета, 1991. -143 с.
  50. В.И. Спортивная медицина. М.: Владос, 1999 — 478с.
  51. В.И. Исследование динамики физического состояния студентов высших учебных заведений в связи с обоснованием оптимальных форм организации физической подготовки на старших курсах. Киев, 1974. -С. 31−33.
  52. К.Н. с соав. Особенности кардио-респираторной системы у студентов в процессе обучения //Тез. докл. Всес. конф. по физич.восп. студ. -Талин, 1982.-4.2.-С. 3−4.
  53. О.М., Рихлева А. А. Физическая подготовка студентов //Совершенствование методов врачебного контроля: Сб. научн. тр.- Ташкент, 1988. С. 20−23.
  54. Т.Д. Состояние здоровья и кардиореспираторной системы студентов города Алма-Аты: Дис. канд. мед. наук. Алма-Ата, 1994.-130 с.
  55. П. В. Армспорт: основы техники. Теория и практика физической культуры, 1999,2, с.39−40.
  56. М.М. Влияние различных режимов двигательной активности на функциональное состояние организма студентов: Атореф. дис. канд. биол. наук. Ташкент, 1985. — С. 154−157.
  57. В.И. Динамика функционального состояния двигательного аппарата и некоторых ферментов крови у спортсменов различного возраста: Дис. канд. биол. наук. Краснодар, 1984. — С. 34−37.
  58. В.М., Алешенский С. Ю., Якунин Н. А. Биомеханические основы выносливости. М.: ФИС, 1983. — 275с.
  59. М.А. Индивидуализация самостоятельной работы как фактор совершенствования процесса физического воспитания студентов основного учебного отделения нефтяных вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб: ГДОИФК., 1993. С. 17−22.
  60. Ю.М. Занимайтесь гиревым спортом. М.: Советский спорт, 1991. -48 с.
  61. Н.В. Адаптация мышц человека к работе в различных условиях.1. М., 1981.-1. -С. 88−89.
  62. АЛ. Кикбоксинг. Киев: Книга- Сервиз: Перун, 1995. — 311с.
  63. В.Н. Знакомьтесь: айкидо. .Донецк: Донбасс, 1991. — 63 с
  64. Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии (экспресс-методы при изучении свойств нервной системы). JL: JIe-нингр. пед. ин-т, 1981.- 82 с.
  65. Ф.А., О. И. Романцев и др. Оценка специальной работоспособности в процессе управления подготовкой футболистов. М., 1992.
  66. В.П. Биосистема и адаптация. Новосибирск: Советская Сибирь, 1973.- С. 73−76.
  67. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980.-192 с.
  68. Я.В., Шне Л.В. и др. Пути повышения физической работоспособности студентов //Физическое воспитание и спортивная медицина на севере: Тез. докл. конф. Архангельск, 1990. — С. 88−89.
  69. Я.В., Арнис В. Р. и др. Эффективность занятий по физическомувоспитанию в повышении работоспособности студентов //Теория и практика физической культуры 1990. — № 1. — С. 24−36.
  70. А.В. Колебательная структура психофизиологических показателей, как источник информации о продуктивности умственной деятельности //Физиология человека. 1988. — Т. 14. — № 5. — С. 730−738.
  71. Карпман B. JL, Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Исследование физической работоспособности у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974.-94 с.
  72. В.Л., Любина Б. Г. Динамика кровообращения у спртсменов М.: ФИС, 1982.- 135с.
  73. П.Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1983. — 227 с.
  74. А.С. Профессиональная физическая подготовка студентов с учетом структуры двигательного обеспечения их деятельности. Тбилиси, 1991.-С.24.
  75. Л.В. Системный подход к оценке адаптации в спорте. Красноярск: Красноярский университет, 1986. -176 с.
  76. Н. В. Динамика изменения силовых показателей и соотношение мышечного и жирового компонентов в составе тела атлета в процессе занятий атлетической гимнастикой. Теория и практика физической культуры, 2000,4, с. 34.
  77. Л.Н., Губанова В. И. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы легкоатлетов и борцов //Оптимизация функций организма при мышечной деятельности: Сб. научн. статей. Алма-Ата, 1990. — С. 68−70.
  78. Н.К., Уваров В. А. О разработке системы оценки физической подготовленности студентов МГУ //Проблемы физического воспитания молодежи: Матер.рег. научно-практ. конф. Ростов-на-Дону, 1993. — С. 63−65.
  79. А.С. Кислород, физическое состояние, работоспособность. -Киев: Наук. Думка, 1991. 205 с.
  80. Конный спорт: Пособие для тренеров, преподавателей и спортсменов. Под ред. Э. Эзе: Пер. с нем. Под ред. Т. Г. Рогалева. М.: Физкультура и спорт, 1998.-255с.
  81. А.В. Физиология адаптации. Нормальная физиология. М.: Высшая школа, 1980.-С. 494−519.
  82. А. А. Совершенствование двигательных способностей студентов факультетов физической культуры в условиях комплексного вариативного применения переменных сопротивлений на занятиях гимнастикой: Дис. канд. пед. наук. Майкоп, 1996. — С. 25−29.
  83. В.И. Самостоятельная физическая подготовка учащихся и студентов. Ростов-на-Дону: Изд. Рост, ун., 1990. — С. 32−34.
  84. Э. и др. Бодибилдинг. Баланс красоты и здоровья. / М.: Гранд-Фаир Пер. с англ. 2002. — 176с.
  85. Э. и др. Энциклопедия бодибилдинга. / Пер. с англ. М.: Гранд-Фаир-2002.-384с.
  86. В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурного вуза в системе дисциплин специализаций: Дис. док. пед. наук. М., 1988. — С. 34−37.
  87. В.И. Состояние здоровья, гигиеническое воспитание, физическое развитие и адаптация к физическим нагрузкам учащихся и студентов: Тез. докл. обл. научно-практ.конф, 13 февраля. Смоленск, 1988. -С. 32−33.
  88. КоцЯ. М. Вегетативные системы обеспечения мышечной деятельности.
  89. Физиология мышечной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1982. — С. 136 361.
  90. А. Б. Подготовка специалистов по айкидо. Теория и практика физическоиЛкулыуры, 1999,2,с.41 -42.
  91. В.Н. Динамика физического развития и физической подготовленности студентов в связи со спортивной специализацией: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1974. — С. 143−149.
  92. Р.И., Даниярова Н. Н. Некоторые биохимические показатели студентов КГИФК //Физиологические механизмы адаптации к мышечной деятельности: Тез. докл. XIX Всес. конф. 20−23 сентября. Волгоград, 1988.-С. 5152.
  93. К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: Физкультура и спорт, 1989−224с.
  94. И.О. Роль гормонального звена в реализации влияния физической нагрузки на работоспособность в онтогенезе: Дис. канд. биол. наук. -Харьков, 1991.-С. 175.
  95. Н.П. Специальные упражнения тяжелоатлета. М.: Физкультура и спорт, 1973. -136 с.
  96. Н.Н. Теоретический анализ двигательной активности студентов //Современные проблемы физической культуры и олимпийского движения: Матер.регион.научно-практ.конф. Ростов-на-Дону, 1994. — С. 23−25.
  97. С.ГТ., Мотылянская Р. Е. Спорт и сердце. М., 1961. — 40 с.
  98. В.Н. Динамика физического состояния студентов в зависимостиот направленности средств подготовки для развития физических качеств: Дис. канд. биол. наук. Рязань, 1993. — С. 24−29.
  99. В.А., Любиев А. И. Физкультурно-спортивная деятельность в образе жизни студентов технического вуза //Физическая культура и спорт в формировании социалистического образа жизни студентов: Тез. 4 Всесоюзн. научн. конф. Львов, 1987. — С. 26−30.
  100. А.В. Приоритетные направления в решении проблем физичесской культуры студенческой молодёжи. Теория и практика физической культуры, 1998,6, с.21−24.
  101. Д. Аквааэробика. Упражнения в воде ./ пер. с англ. М.: Гранд-Фаир -2001.-256с.
  102. А.В. Взаимосвязь умственной и физической работоспособности у студентов с разным уровнем двигательной активности: Дисс. док. биол. наук. Львов, 1988. — С. 87−92.
  103. В.Н. Динамика функциональных и антропометрических показателей физического развития студентов в процессе обучения в медицинских вузах: Автореф.дис. канд. мед. наук. Курск, 1994, — С. 21.
  104. А.В., Валентик Ю. В. Форимирование здорового образа жизни молодежи. М., 1988. — С. 14.
  105. Г. Д. Динамика морфо-функционального состояния студентов в зависимости от направленности процесса физического воспитания на разных этапах обучения: Автореф. дис. канд.мед.наук. М., 1990. — С. 23−24.
  106. Г. В. Динамика морфофункционального состояния студентов в зависимости от направленности процесса физического воспитания у студентов занимающихся в основной медицинской группе. Автореферат дис. Канд. Биол. Наук, М1988−19 с.
  107. Массовая физическая культура в вузе. Под ред. Маслякова В. А., Матяжова д. С. М.: Высшая школа, 1991 .-235с.
  108. Л.П. Введение в теорию физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1983.- 128с.
  109. А.Й. Эффективность целенаправленной физической подготовки в развитии и повышении устойчивости психофизиологических функций у студентов: Дис. канд. пед. наук. М., 1986. — 198 с.
  110. О. В. Динамика функциональных показателей организма студентов при обучении в Вузе физической культуры. Дис. Канд. Биол. Наук. Краснодар, 1998 136с.
  111. В.И. Функциональные состояния оператора //Эргономика: Принципы и рекомендации. М., 1970. — Вьш.1. — С. 127−160.
  112. В.И., Леонова А. Б. Функциональная система человека в трудовой деятельности. М: МГУ, 1981. — С. 18−43.
  113. В.И. Классификация поведенческой адаптации. Физиология человека, 1982. 3. — С. 362−374.
  114. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экспериментальных факторов. Л.: Наука, 1982. -104 с.
  115. В.И. Леонова А.Б. Функциональные состояния человека
  116. Физиология трудовой деятельности. СПб: Наука, 1993. — С. 25−61.
  117. Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. М.: Наука, 1981,. — 279 с.
  118. О.П. Интегральная оценка здоровья как основа оптимизации движения по оздоровлению населения //Физическая культура и здоровый образ жизни: Тез. Всесоюзн. научно-практ. конф. (Севастополь, 16−21 февраля, 1990). -М., 1990.-С. 23−31.
  119. Миронов Ф. С. Оценка уровня физического развития студентов
  120. Амурской области методом антропометрических индексов //Физическаякультура и здоровый образ жизни: Тез. всес. научно-практ. конф .- М., 1990. -С.137.
  121. Г. С. Оценка двигательной активности студентов, имеющих различный уровень физической подготовленности //Проблемы совершенствования физического воспитания и повышения спортивного мастерства студентов. М., 1980. — С. 32−35.
  122. А.С. Проблемы функциональных резервов спортсменов.
  123. Теория и практика физической культуры. 1982. № 1. — С. 24 — 26.
  124. Г. С. К обоснованию рационального двигательного режима студенческой молодежи //Физкультура и здоровье студентов: Сб. тр. МГУ.-М, 1988.-С. 43−45.
  125. У., Эликсон К. А. Ситуативная тревога и результативность деятельности //Вопросы психологии. 1990. -№ 3. — С. 54−57.
  126. В.Н. Знакомьтесь: айкидо. .Донецк: Донбасс, 1991. — 63 с
  127. Мухамеджанов М. Я, Давыдов И. Я. Критерии и методы оценки морфо-функциональных показателей у советских и иностранных студентов обучающихся в г. Ташкенте //Совершенство методов врачебного контроля: Сб. научн.трудов. Ташкент, 1988. — С. 78−81.
  128. П., Найман П. Таблицы по математической статистике. -М, 1982.-278с.
  129. Г. М. Функциональная активность ЦНС юношей 17−18 лет и ее динамика на протяжении учебного года: Автореф. Дис. канд. биол. наук. Уфа, 1986.-С. 21−22.
  130. О.А., Литвинова Н. А. Функциональная взаимосвязь между психофизиологическими показателями и вегетативной регуляцией у спортсменов различной специализации //Физиология человека. 1995. -Т. 19.-№ 4.-С. 70−74.
  131. И.В. Восточные единоборства. М.: Советский спорт, 1990. — 77 с.
  132. Р.И., Заславская Г. А., Штатгерт Г. С. Функциональное состояние и работоспособность студентов пединститута в процессе обучения. -Екатеринбург, 1993. С. 7.
  133. Н.Я. с соавт. Физическое развитие и функциональное состояние студентов Минского радиотехнического института //Теория и практика физической культуры. 1970. — № 11. — С. 42−45.
  134. Ю.В. Активизация методов физического воспитания студентов технического вуза на основе повышения эффективности типологических проявлений их высшей нервной деятельности: Автореф. Дис. канд. пед. наук. -Киев, 1983. С. 24−42.
  135. А.П. Адаптационные возможности организма и работоспособности спортсмена в условиях последствий некоторых неблагоприятных факторов //Тез. докл .per. научн. практ. конф. Волгоград, 1988. — С. 41−45.
  136. Д.М. Анализ динамики развития физических качествюношей 16−18 лет в период перехода от школьного обучения к обучению ввузе //Проблемы физического состояния и работоспособности детей и молодежи: Тез.Всерос.научно-практ. конф. М.: ВНИИФК., 1994.
  137. Плакида A. J1. Диагностика аэробных и анаэробных способностей студентов с разным уровнем физической подготовленности.: Дис. канд. мед. наук. Москва, 1989. — С. 167.
  138. В.Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоровье, 1988. -215с.
  139. Г. И. Изменение мозгового кровообращения под влиянием умственных и физических нагрузок у студентов //Физиологические механизмы адаптации к мышечной деятельности, 20−23 сентября: Тез. докл. XIX Всес. конф. -Волгоград, 1988. С. 26−27.
  140. И.И. Гигиеническая оптимизация обучения и укреплениездоровья студентов технических вузов: Дис. док. мед. наук.- М., 1990. С. 89−93.
  141. С.П., Кафаров К. А. К вопросу о рациональном режиме умственной и физической деятельности студентов //Гигиена и санитария. -1982. № 5. — С. 25−29.
  142. В.П., Карпов В. Ю. Экспресс диагностика уровня здоровья у студентов факультета физической культуры //Современные проблемы физической культуры и олимпийского движения: Матер, per. научн-практ. конф. 4.2. -Ростов-на-Дону, 1994. — С. 31−33.
  143. Р.Н., Палагашвили Э. Е. Влияние подводного спорта на здоровье спортсмена. Ташкент: Медицина, 1989. -105 с.
  144. Р.Н. Гемодинамические показатели у спортсменов-подводников в период соревнований. // Тр. ин-та / Ташкентский государственный университет. -1982. Вып. 4. — С.60−63.
  145. И. П. К перспективе оптимизации подбора упражнений для массовой физической культуры и условия их применения. Теория и практика физической культуры, 1990,1, с.11−14.
  146. И.П., Иванов В. В., Попов Г. И., Кряжев В. Д. Кочергин А. В.,
  147. В. А. К проблемам выбора перспективных направлений в использовании нетрадиционных методов и средств оздоровительной физической культуры, Теория и практика физической культуры, 1999,5, с.9−13.
  148. В.В. Проблема утомления. М., 1975. — 240 с. 177-Рудева Т. В. Функциональные аспекты физического воспитания студентов-медиков: Дис.канд. биол. наук. — Краснодар, 1993. — 132 с.
  149. Г. Н. Зрительно-моторная реакция студентов младших курсов института физической культуры в процессе адаптации к учебному процессу //Актуальные проблемы спортивной медицины: Сб. научн. трудов. -Малаховка, 1989. С. 123−128.
  150. Д.П., Штильман М. И. Основы спортивного бадминтониста. -М.: Физкультура и спорт, 1982. -176с.
  151. В.И., Санюкевич Л. И. Артериальное давление и вегетативнаярегуляция сердца у студентов в процессе учебной деятельности //Гигиена и санитария 1985. — N6. — С. 35−37.
  152. А.В., Фураев А. Н. Физическая культура людям. Методологические подходы к оценке здоровья различных групп населения //Научно-информационные основы физкультурного образования. — В. 1 .-Малаховка, 1995.-С.75−82.
  153. А.В. Формирование здорового образа жизни у студентов КПТИ посредством физического воспитания //Физическая культура и здоровый образ жизни: Тез. докл. всес. научно-практ. конф. (Севастополь, 16−21 февраля 1990 г.).-М., 1990.-С. 14−16.
  154. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960. — 254 с.
  155. С.С. Городки: от новичка до мастера. М.: Физкультура и спорт, 1982.-96с.
  156. В.Н., Мякинченко Е. Б., Холодняк Д. Г., Обухов С. М. Физиологические механизмы и методы определения аэробного и анаэробного порогов. //Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 10, с. 10−18.
  157. О.Н. Психологические показатели здоровья студентов 1 курса ВГМИ //Физкультура и здоровый образ жизни: Тез. Всерос. научнопракт.конф. (Севастополь, 16−21 февраля, 1990 г.). М., 1990. — 2 кн.
  158. Э.М. Критерии оценки мозговой гемодинамики у спортсменов с учетом влияния направленности тренировочного процесса //Критерии оценки функционального состояния и диагностики тренированности спортсмена. Л., 1985. — С. 24−31.
  159. А.Д. Учение о физиологических адаптациях. Экологическаяфизиология животных. JL: Наука, 1979. -1. — С. 79 -182.
  160. А.Д. Физиологические адаптации и поддержание вегетативного гомеостаза. Физиология человека, 1982. 3. -С. 355 — 361.
  161. А.Д. Основные итоги и перспективы экологической физиологии человека. Физиология человека, 1989. -1. С. 3 -10.
  162. П.Т. Физическая подготовка альпинистов и горных туристов. Киев: Здоровье, 1986. — 107 с.
  163. А.С. Адаптивные возможности человека. Физиология человека, 1982. 3. — С. 445 — 449.
  164. В.Д., Зайцева В. В. и др. Новый взгляд на старую проблему. Конституция человека и физическое воспитание. //Теория и практика физической культуры. 1995. — № 3. — С. 54−56.
  165. К.В. Теория функциональной системы как новый этап изучения целенаправленного поведения животного и человека. Системный анализ механизма поведения. М., 1979. — С. 3 — 23.
  166. К.В. Общие представления о функциональных системах организма Основы функциональных систем. М, 1983. — С. 6 — 26.
  167. JI.M., Хорошилова JI.C., Кубатова З. А. и др. Некоторые показатели состояния здоровья студентов младших курсов. Кемерово, 1993.-С. 53−55.
  168. Л.И. Сталь и сердце. М.: Физкультура и спорт, 1969. -215 с.
  169. Л.М., Тен Т.К. Прогнозирование динамики функционального состояния организма студентов при адаптации к физическим нагрузкам //Гигиена и санитария. 1991. — № 10. — С. 59−61.
  170. В.Г. Хронобиологическая характеристика уровней здоровья при занятиях физической культурой и спортом: Автореф. Дис. док. мед. наук. -Томск, 1994. С. 27−29.
  171. Е. А. Медико-биологическая оценка морфофункционального и психологического статуса студентов с отклонениями в состоянии здоровья. Автореф. дис. канд. Мед. Наук. Рязань, 1999−18с
  172. У сков Г. В. Влияние ритма двигательной активности на физическое развитие и состояние здоровья студентов: Автореф. Дис. канд. биол. наук. -Челябинск, 1990. С. 16−18.
  173. Г. А., Афанасьев М. Н. и др. Самостоятельные физические . упражнения, как средство реабилитации студентов после стрессовых ситуаций (экзаменационная сессия) //Пути совершенствования учебного процесса в вузе. -Саратов, 1993. С. 37−40.
  174. Физическая культура студента. Под ред. Ильинича М.: Высшая школа, 1999−230с.
  175. Ю.И., Аболина JI.M. и др. Физическое развитие и тренированность студентов по годам обучения в вузе: Тез. III Всес. съезда спец. по лечеб. физкультуре и спорт. медицине, 18−20 ноября 1987 г. Ростов-на-Дону, 1987.-С. 125.
  176. НА. Физиология человека. М.: Просвещение, 1982, 320 с.
  177. Е.Д. Здоровье как проблема медицинской психологии //Физкультура и здоровье студентов: Сб. тр. МГУ. М., 1988. — С. 23−24.
  178. .Я. О дезадаптационном комплексе у студентов-первокурсников //Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов:
  179. Сб. научн. трудов. М., 1974. — С. 56−63.
  180. А.Ф. Физическая культура и закаливание важные средства укрепления здоровья населения (врачебно-физкультурная служба в оздоровительной работе с населением) //Здравоохранение Российской Федерации. — 1991.-№ 7.-С. 3−6.
  181. Чоговадзе А. Ф, Иванова Г. Е. и др. Пути формирования здорового образа жизни у студентов //Физическая культура и здоровый образ жизни:
  182. Тез. всес. научно-практ. конф. (Севастополь, 16−21 февраля 1990 г.). М., 1990.-С. 158−159.
  183. А.Е., Прозоренко Р. Н. Появление феномена «бесконечного тона» при занятиях подводным спортом // Тр. ин-та / Ташкентский государственный университет. -1980. Вып. 368. — С. 120−125.
  184. В.А. Кибернетические основы оценки адаптивных изменений вегетативных функций. Физиологические и клинические проблемы адаптации. М., 1981.-28 с.
  185. В. В. Научные исследования в спортивной борьбе как способ совершенствования учебного материала при подготовки специалистов. Теория и практика физической культуры, 1999,2, с.5−10.
  186. В.В., Квасов С. Е. и др. Пути улучшения медицинского обслуживания и здоровья студентов //Здравоохранение Российской Федерации, Медицина. 1991. -№ 9. — С. 16−19.
  187. В.А., Степа З. А. Резервы здоровья будущих врачей //Физическая культура и здоровый образ жизни: Тез.Всесоюзн. научнопракт. конф. (Севастополь, 1990 г.). М., 1990. — С. 98.
  188. А.Г. Медико-биологические основы физического воспитания студентов //III Всесоюзная конференция по физическому воспитанию студентов. -Таллин, 1982.-С. 39−41.
  189. А.Г. Морфофункциональные показатели здоровья студентов в связи с различными видами учебной деятельности и влиянием физического воспитания: Автореф дис. докт. мед. наук. Новосибирск, 1982. -С. 110−115.
  190. Т.А., Линтси М. Э. Изменения физической работоспособности и липидного состава крови у студентов в течении учебного года //Физиология человека. 1993. — № 2. — Т. 19. — С. 109−114.
  191. Barrie W., Turkington H.D. The effects of an integrativ physical fitness curriculuv on grade 9 students. //Physical education and lifelong physical activity. Pisto Telema editor — chief. — Jyvasrula, 1990. — P. 245−247.
  192. Bradley J. L., Spurway N.C., Hood S. Journal of Sports Sciences, 1994, № 12, 2, P. 129−130.
  193. Brait R.W., GravesJ.E., Rolock M.L., Legget S.L., Carpenter D.M., and Golvin F.D. Comparison of two versus three days per week of variable resistanS trainingduring 10 and 18 week programs //Int. J. Sports Med. 1989. — № 10. — P. 450−456.
  194. Blair S.N., H.W.Kohl, P.A.Brill. Behavioral Adaptation to Physical Activity. Stress Management. Fitness and Health. Toronto, 1988.
  195. Blair S.N., H.W.Kohl, P.A.Brill. Surrogate measures of Physical Activity and Physical fitness //American Journal of apidemiologi. 1989. — № 6. -Vol.129.-P. 1145−1156.
  196. Blair S.N. Physical Activity: an Important Contributer to Health and Function. Dallas, 1994.
  197. Dishman, R.K. Exercise and sport psychology in youth 6 to 18 yeas of age //C.V.Gisolfi & D.R.Lamb (Eds.), Perspectives in Exercise and sport Sciences: V. 2, Youth, Exercise and Sport. 1989. — P. 32−41.
  198. Esanst E., Matrai A., Sierman P. Blood rheology of former and aktiv atletes //J. Sports Med. And Phys «Fitness». 1987. — N3. — P. 373−375, engl.
  199. Akt. Gerontol. 1989. — V.I. — P. 137−147.
  200. J. & Clarke G. Changing the Fase of Phisical Education//J. Evans (Ed.), Teachers, Teaching and Control in Phisical Education. Lewers:
  201. Palmer Press, 1988. P. 54−63.
  202. Franke H., Sehram a hers- und kreislanfbeflnde im hochsten lebensalte. -1980.-P. 28−34.
  203. Haskell W.L. Phisical activity and health: need to detine the recuired stimulus. Am. Cardiol. — 55: 4D-9D. — 1985.
  204. Hunecke J., Renter W. Hers kreislauf erkrankungen, korper-gewicht, emahrung und alter//Zschr. Ges. Inn. Med. 1981. Bd. 36, n.5 — P. 145−149.
  205. Jurimae Т., Colterman S. The relation ships between ventilashion threes-hold, maximal Оз, consumpshion, critical power and body composition on relatively untrained students //Acta physiol, scand. 1992. — N 608. — Supl-192, engl.
  206. Kato Toshinaru, Haga Takeshi, Sekigava Mitsuo. Nagano koue komo cemman gakko kue. mem //tslagano Techn, Col. 1987. — N 18. — P. 137−145, engl.
  207. Kirk D. Daily Phisical Education Research: A review and a Critique //Phisical Education Review, 1989. № 12 (1). — P. 28−35.
  208. Kukura J., Mikletic T. Zmeny reakchecj casu na svetelny podinet a spontanney motorickey activity u studentov -vysokolakov priebehudopoludno-jsieho vyncovania //Bratisl. Lec., tisti. 1990. — Vol 54. — n5. — P. 583−589.
  209. E. & Ramsden P. Learning skills or skill in Learning? //J.T.E. Richardson, M.W. Eysensk & D. Warren Piper (Eds.), Students learning: Research in education and cognitiv phychology. Milton Keynes: Open University Press, 1987.-P.131−144.
  210. Martin W.N., Montgomery J., Snell P.O. et. al. Cardiovascular adapta-tios to intense swim training in sedentary middle-aged men and women. Cur-culation. — 75: 128−136.-1987.
  211. Pafferbarger R.S. Contribution ofepidemiologi to exercise science and cardiovascular health //Med. Sei. Sport Exerc. 1988. — V.20 — N5 — P. 426−438.
  212. Pate R.R. The Evolving Definition of Physical Fitness / Quest. -1990. -№ 40.-P. 174−178.
  213. Tucker L.A. Physical attractiveness, somatotyp and the male personality: a dinamic interactional perspective //Journal of Clinical Psychology. 1989. -№ 40.-P. 1123−1127.
Заполнить форму текущей работой