Профиль функциональной асимметрии мозга и адаптация студентов к учебному процессу
Диссертация
Полученные данные могут использоваться при организации мероприятий по созданию персонифицированных подходов к сохранению и улучшению здоровья студентов в условиях обучения в вузе, при выборе индивидуальных, наиболее эффективных методов обучения, в комплексе методик, направленных на профориентацию. Результаты внедрены на кафедре нормальной физиологии Владивостокского государственного медицинского… Читать ещё >
Содержание
- СПИСОК СОКРАЩЕНИИ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИИ
- ВВЕДЕНИЕ 5 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- Глава 1. Профиль функциональной асимметрии мозга
- Глава 2. Адаптация к обучению
- Глава 3. Свойства центральной нервной системы и адаптация
- Глава 4. Электроэнцефалографический метод в изучении функционального состояния мозга и адаптации
- Глава 5. Электроэнцефалографическая картина асимметрии мозга 33 СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Глава 6. Методы исследования
- 6. 1. Общее описание исследования
- 6. 2. Электроэнцефалография
- 6. 3. Исследование индивидуального профиля функциональной асимметрии мозга
- 6. 4. Исследование показателей функционирования сердечнососудистой системы
- 6. 5. Исследование субъективных показателей адаптации к обучению
- 6. 6. Статистическая обработка данных
- Глава 7. Электроэнцефалографическое исследование функциональной асимметрии мозга и состояния центральной нервной системы
- Глава 8. Моторная и сенсорная функциональная асимметрия
- Глава 9. Адаптация студентов к условиям обучения
- 9. 1. Показатели функционирования сердечно-сосудистой системы
- 9. 2. Адаптация в субъективных показателях студентов
- Глава 10. Свойства нервной системы, отражающиеся в электроэнцефалограмме, и адаптация к обучению
- Глава 11. Профиль функциональной асимметрии мозга и адаптация к обучению
- ОБСУЖДЕНИЕ
Список литературы
- Агаджанян H.A., Баевский P.M., Берсенева А. П. Проблемы адаптации и ученье о здоровье: учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2006. 284 с.
- Адаптация к профессиональной деятельности / А. Ж. Юревиц и др. // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. — С. 209−277.
- Апанасенко Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья / Г. Л. Апана-сенко, Л. А. Попова // Медицинская валеология. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 248 с.
- Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности (К проблеме адаптации человека в приполярных районах Северо-Востока СССР). Владивосток: Изд-во ДВО АН СССР, 1988. 136 с.
- Аршавский В.В. Особенности типов полушарного реагирования и уровень тревожности у праворуких и леворуких индивидов в различных регионах России и Латвии // Физиология человека. 1998. Т. 24, № 1. С. 134 137.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. 298 с.
- Баранов A.A., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 352 с.
- Белашева Х.В. Мнестические способности одарённых подростков с различными профилями межполушарной асимметрии мозга // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 3. С. 71 76.
- Берус A.B. и соавт. Исследование влияния фактора ведущего глаза на параметры спектра ЭЭГ и психологические показатели у правшей // Физиология человека. 1997. Т. 23, № 2. С. 50 59.
- Биопотенциалы мозга человека. Математический анализ / под ред. B.C. Русинова. М.: Медицина, 1987. 256 с.
- Бондарь А.Т., Федотчев А. И. Динамические изменения спектральной структуры ЭЭГ при произвольных движениях у человека // Физиология человека. 1999. Т. 25, № 5. С. 64 73.
- Бондарь А.Т., Федотчев А. И. Ещё раз о тонкой структуре а-ритма ЭЭГ человека: два спектральных компонента в состоянии покоя // Физиология человека. 2001. Т. 27, № 4. С. 15−22.
- Боравова А.И., Галкина Н. С., Фокин В. Ф. Соотношение показателей функциональной межполушарной асимметрии, темперамента и успеваемости школьников в раннем подростковом возрасте // Асимметрия. 2007. Т. 1, № 1. С. 37−44.
- Брагина H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988. 240 с.
- Будук-оол Л.К., Айзман Р. И. Состояние сердечно-сосудистой системы при адаптации студентов, проживающих в условиях южно-сибирского региона // Гигиена и санитария. 2010. № 1. С. 84 87.
- Будыка Е.В., Ефимова И. В. Функциональная межполушарная асимметрия и особенности познавательной деятельности студентов // XXI съезд Физиологического общества им. И. П. Павлова. Тез. докл. 19−25.12.2010. М.- Калуга: БЭСТ-принт, 2010. С. 85 86.
- Гаркави JI. X, Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Сигнальные показатели ан-тистрессорных адаптационных реакций и стресса у детей // Педиатрия. 1996. № 5. С. 107- 109.
- Гаркави JI. X, Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. Реакция активации как путь к здоровью через процессы самоорганизации. М.: Имедис, 1998. 656 с.
- Геодакян В. А. Эволюционные теории асимметризации организмов, мозга и тела // Успехи физиологических наук. 2005. Т. 36, № 1. С. 24 53.
- Голубкова Г. И. Влияние индивидуальных психофизиологических особенностей на успеваемость студентов // Медицинская сестра. 2009. № 3. С. 38−39.
- Гончарова И.И. Факторная структура спектра ЭЭГ левого и правого полушарий головного мозга человека в норме и при переработке зрительной информации // Физиология человека. 1991. Т. 17, № 1. С. 18−29.
- Горькавая А.Ю., Тригорлый С. Н., Кирилов О. И. Показатели физического развития и адаптации сердечно-сосудистой системы студентов медицинского университета во Владивостоке // Гигиена и санитария. 2009. № 1. С. 58−60.
- Гребнева H.H., Кривощёков С. Г. Адаптационный потенциал подростков севера и его связь с функциональной межполушарной асимметрией // Физиология человека. 2001. Т. 27, № 5. С. 23 29.
- Данилова H.H. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1992. 192 с.
- Диагностика и лечение артериальной гипертензии: Рекомендации Рос. мед. о-ва по артериальной гипертонии и Всерос. науч. о-ва кардиологов. М.: 2008. 32 с. (Приложение 2 к журн. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2008. № 6).
- Димитриев А.Д., Тюрина А. И., Поляков П. В. Адаптационный потенциал детей с правым и левым профилями асимметрии в условиях разноуровневого обучения в школе // Казанский медицинский журнал. 2003. Т. 84, № 4. С. 301 -302.
- Дмитриева Н.В. Электрофизиологические механизмы развития адаптационных процессов // Физиология человека. 2004. Т. 30, № 3. С. 35 44.
- Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Левши. М.: Книга ЛТД, 1994. 232 с.
- Еськов В.М. и соавт. Исследование корреляции показателей функциональной асимметрии полушарий головного мозга с результатами учебнойдеятельности учащихся // Вестник новых медицинских технологий. 2007. Т. 14, № 3. С. 205−207.
- Ефимова И.В., Будыка Е. В. Распределение студентов по типам профиля латеральной организации функций // Физиология человека. 2008. Т. 34, № 3. С. 125- 128.
- Жаворонкова JI.A. Правши и левши: особенности межполушарной асимметрии мозга и параметров когерентности ЭЭГ // Журнал высшей нервной деятельности. 2007. Т. 57, № 6. С. 645 662.
- Жаворонкова J1.A. Правши и левши: межполушарная асимметрия электрической активности мозга человека. М.: Наука, 2009. 222 с.
- Жирмунская Е.А., Лосев B.C. Системы описания и классификация электроэнцефалограмм человека. М.: Наука, 1984. 79 с.
- Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии). Таганрог: Изд-во ТРГУ, 1996. 358 с.
- Ильин Е.П. Дифференциальная нейрофизиология. СПб.: Питер, 2001. 464 с.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003. 554 с.
- Казин Э.М. и соавт. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности // Физиология человека. 2002. Т. 28, № 3. С. 23 29.
- Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
- Кузнецова Л.М., Кузнецов В. Д., Тимошенко К. Т. Показатели психического здоровья современных старшеклассников и студентов вуза // Гигиена и санитария. 2008. № 3. С. 59 63.
- Кулаичев А.П. Компьютерная электрофизиология. М.: Изд-во МГУ, 2002. 379 с.
- Кураев Г. А., Соболева И. В. Функциональная асимметрия мозга и проблемы валеологии // Валеология. 1996. № 2. С. 29 34.
- Кураев Г. А., Бабенко В. В., Карянова С. Ю. Программно-аппаратные средства и психофизиологический мониторинг адаптации и здоровья учащихся школ и вузов // Валеология. 2003. № 4. С. 4 9.
- Леутин В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск.: Наука, 1988. 193с.
- Леутин В.П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь, 2006. 368 с.
- Леутин В.П., Николаева Е. И., Фомина Е. В. Асимметрия мозга и адаптация человека // Асимметрия. 2007. Т. 1, № 1. С. 71 73.
- Ливанов М.Н. Ритмы электроэнцефалограммы и их функциональное значение // Журнал высшей нервной деятельности. 1984. Т. 34, вып. 4. С. 613−626.
- Ливанов М.Н. Психологические аспекты пространственной синхронизации потенциалов // Пространственно-временная организация потенциалов и системная деятельность головного мозга: избранные тр. М.: Наука, 1989. С. 385 -398.
- Литвинова H.A., Березина М. Г., Прохорова A.M. Адаптация студентов младших курсов в зависимости от уровня функциональной подвижности нервных процессов и функциональной асимметрии мозга // Валеология. 1999. № 3. С. 53 -57.
- Литвинова H.A. и соавт. Влияние индивидуальных психофизиологических особенностей на характер адаптации студентов к умственной деятельности // Валеология. 2004. № 4. С. 80 86.
- Мальцева Т.В. и соавт. Функциональное состояние сердечнососудистой системы подростков Ямала при адаптации к учебной деятельности // Гигиена и санитария. 2008. № 4. С. 64 65.
- Маркина Л.Д., Маркин В. В. Сравнительная оценка функционального состояния студентов в конце семестра // Валеология. 2000. № 2. С. 74 76.
- Маркина Л.Д., Маркин В. В. Новые принципы оценки состояния здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма // Тихоокеанский медицинский журнал. 2002. Т. 8, № 1. С. 29 31.
- Маркина Л.Д., Маркин В. В. Прогнозирование развития дизадаптацион-ных состояний и алгоритм их эффективной коррекции // Тихоокеанский медицинский журнал. 2008. № 3. С. 30 36.
- Маркина Л.Д. Психофизиология: учебно-методическое пособие. Владивосток: Медицина Д. В., 2003. 116 с.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Изд-во Наука, 1981. 278 с.
- Молодых Е.С. Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность адаптации к образовательному процессу лиц подросткового и юношеского возраста: дис.. канд. биол. наук. Барнаул, 2005. 151 с.
- Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966. 382 с.
- Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности / под ред. A.M. Зимкиной, В.И. Климовой-Черкасовой. Л.: Медицина, 1978. 280 с.
- Осадчая Е.А. Материалы по адаптации к учебному процессу и валеоло-гические показатели здоровья студентов различных психофизиологических групп // Валеология. 2003. № 4. С. 16 20.
- Павлова Л.П., Романенко А. Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Л.: Наука, 1988. 209 с.
- Панин Л.Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. Новосибирск: Наука, 1981. 176 с.
- Панченко Л.Л. Диагностика стресса: учеб. пособие. Владивосток: Изд-во Мор. гос. ун-та, 2005. 35 с.
- Практикум по валеологиии / Под ред. Г. А. Кураева. Ростов на/Д: Изд-во УНИИВ РГУ, 1999. 194 с.
- Поборский А.Н., Юрина М. А., Лопацкая Ж. Н. Функциональное состояние и адаптационные возможности организма студентов в неблагоприятных условиях среды // Гигиена и санитария. 2008. № 5. С. 70 73.
- Реброва Н.П., Чернышева М. П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы. СПб.: Речь, 2004. 96 с.
- Савилов Е.Д., Жданов С. Н., Савилова Е. Е. Использование адаптационных реакций в качестве критерия оценки состояния здоровья // Гигиена и санитария. 2002. № 4. С. 72−73.
- Свидерская Н.Е. Формы функциональной асимметрии пространственной организации фоновых ЭЭГ у человека // Журнал высшей нервной деятельности. 2009. Т. 59, № 1. С. 66 74.
- Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982. 126 с.
- Сетко Н.П., Володина Е. А., Сафонова А. И. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга как индикатор выбора программы обучения ребёнка // Гигиена и санитария. 2009. № 4. С. 61 63.
- Смирнов А.Д., Чурина С. К. «Двойное произведение» в диагностике состояния сердечно-сосудистой системы // Физиология человека. 1991. Т. 17, № 3. С. 64−66.
- Смирнов В.М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 608 с.
- Сорокин О.Г. Некоторые теоретические аспекты адаптационных процессов организма: исследования, практическое применение // Валеология. 1999. № 2. С. 59−63.
- Спицин А.П. Оценка адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности // Гигиена и санитария. 2007. № 2. С. 54 56.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Пер. с англ. М.: Мир, 1983.256 с.
- Тарасенко Н.П. и соавт. Индивидуальногодичные изменения сенсомо-торных показателей функциональной асимметрии мозга лиц юношеского возраста // Медицина в Кузбасе. 2010. № 3. С 29 33.
- Травинская Л.А. Значение «двойного произведения» для распределения студентов, занимающихся физическим воспитанием, в медицинские группы // Врачебный контроль за физ. воспитанием и исследования в спортивной медицине. М., 1987. С. 31−32.
- Фарбер Д.А., Вильдавский В. Ю. Гетерогенность и возрастная динамика а-ритма ЭЭГ // Физиология человека. 1996. Т. 22, № 5. С. 5 12.
- Фёдоров А.И. и соавт. Общая модель проведения мониторинга показателей здоровья и адаптации субъектов образовательного процесса // Валеология. 2004. № 4. С. 20−23.
- Фомина Е.В., Леутин В. Ф. Латеральный фенотип высококвалифицированных спортсменов и элементарные формы проявления быстроты // Теория и практика физической культуры. 2006. № 3. С. 43 45.
- Фокин В.Ф. Стационарные и динамические свойства функциональной межполушарной асимметрии // Асимметрия. 2007. Т. 1, № 1. С 77 79.
- Хомская Е.Д., и соавт. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Изд-во РПА, 1997. 282 с.
- Хышиктуев Б.С., Кузнецова Н. С., Цидендамбаев П. Б. Коррекция гормонально-метаболических сдвигов у студентов младших курсов в процессе адаптации // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2008. № 6. С. 16 20.
- Червяков А.В., Фокин В. Ф. Морфометрический и биохимический аспекты функциональной межполушарной асимметрии // Асимметрия. 2007. Т. 1, № 1.С. 47−57.
- Черниговская Т.В. и соавт. Сенсомоторный и когнитивный латеральный профиль // Физиология человека. 2005. Т. 31, № 2. С. 24 33.
- Шальнова С.А. и соавт. Частота пульса и смертность от сердечнососудистых заболеваний у российских мужчин и женщин. Результаты эпидемиологического исследования // Кардиология. 2005. № 10. С. 45 50.
- Шерстяных В.А., Хицова JI.H. К вопросу об исследовании психического и соматического здоровья человека // Валеология. 2001. № 3. С. 8 11.
- Aggleton J.P., Kentridge R.W., Neave N.J. Evidence for longevity differences between left handed and right handed men: An archival study of cricketers // Journal of Epidemiology and Community Health. 1993. № 47. P. 206 209.
- Andrew C., Pfurtscheller G. On the existence of different alpha band rhythms in the hand area of man // Neurosci. Lett. 1997. Vol. 222, № 2. P. 103 106.
- Annett M. The distribution of manual asymmetry // Br. J. Psychol. 1972. № 63. P. 343 -358.
- Annett M. Spatial ability in subgroups of left- and right-handers // British journal of Psychology. 1992. № 61. P. 545 558.
- Annett M. Eye dominance in families predicted by the right shift theory // Laterality. 1999. Vol. 4, № 2. P. 167 172.
- Annett M. Hand preference observed in large healthy samples: Classification, norms and interpretations of increased non-right-handedness by the right shift theory // British journal of Psychology. 2004. № 95. P. 339 353.
- Annett, M., Manning M. Reading and a balanced polymorphism for laterality and ability // Journal child Psychol. Psychiat. 1990. Vol. 31, № 4. P. 61 69.
- Basar E. et al. Alpha oscillations on brain functioning: an integrative theory // Int. J. Psychophysiol. 1997. Vol. 29, № 1 3. p. 5 — 29.
- Bogaert A.E. Handedness, criminality and sexual offending // Neuropsychology. 2001. № 39. P. 465 469.
- Bourassa D.C., McManus I.C., Bryden M.P. Handedness and eye dominance: A meta-analysis of their relationship // Laterality. 1996. Vol. 1, № 1. P. 5 34.
- Bryden P.J., Bruyn J., Fletcher P. Handedness and health: An examination of the association between different handedness classifications and health disorders // Laterality. 2005. Vol. 10, № 5. P. 429 440.
- Cantero J.L. et al. Spectral structure and brain mapping of human alpha activities in different arousal states // Neuropsychobiology. 1999. Vol. 39, № 2. p. 110−116.
- Cerone L.J., McKeever W.F. Failure to support the right-shift theory’s hypothesis of a «heterozygote advantage» for cognitive abilities // British Journal of Psychology. 1999. № 90. P. 109 123.
- Chase C., Seidler R. Degree of handedness affects intermanual transfer of skill learning // Exp Brain Res. 2008. № 190. P. 317 328.
- Christman S.D., Proper R.E. Superior episodic memory is associated with interhemispheric processing // Neuropsychology. 2001. № 15. P. 607 616.
- Coren S. Lateral preference inventory for measurement of handedness, foot-edness, eyedness, and earedness: Norms for young adults // Bulletin of Psy-chonomic Society. 1993. Vol. 31, № 3. P. 1 3.
- Coren S. Handedness as a marker for drug hypersensitivity // Laterality. 1998. Vol. 3,№ 2. P. 161−172.
- Crow T.H., et al. Relative hand skill predicts academic ability: Global deficits at the point of hemispheric indecision // Neuropsychology. 1998. № 36. P. 1275- 1282.
- Dane S., Giimustekin K. Sex and handedness differences in hearing durations of the right and left ears in healthy young adults // International Journal of Neuroscience. 2003. № 113. P. 411 416.
- Deutsch D. Pitch memory: An advantage for the left-handed // Science. 1978. № 199. P. 559−560.
- Ehrenstain W.H., Arnold-Schulz-Gahmen B.E., Jaschinski W. Eye preference within the context of binocular functions // Graefe’s Arch. Clin. Exp. Ophthalmol. 2005. № 243. P. 926 932.
- Ellis S.J. et al. Is forced dextrality an explanation for the fall in the prevalence of sinistrality with age? A study in northern England // Journal of Epidemiology and Community Health. 1998. Vol. 52, № 1. P. 41 44.
- Faurie C. Socio-economic status and handedness in two large cohorts of French adults // British journal of Psychology. 2008. № 99. P. 533 554.
- Fritschi L. et al. Left-handedness and risk of breast cancer // British Journal of Cancer. 2007. № 97. P. 686 687.
- Galobardes B., Bernstein M.S., Morabia A. The association between switching hand preference and the declining prevalence of left-handedness with age // American Journal of Public Health. 1999. Vol. 89, № 12. P. 1873 1875.
- Gangestad S.W., Yeo R.A. Behavioral genetic variation, adaptation and maladaptation: An evolutionary perspective // Trends in Cognitive Science. 1997. № l.P. 103- 108.
- Gardener H. et al. The relationship between handedness and risk of multiple sclerosis // Multiple sclerosis. 2009. № 15. P. 587 592.
- Geschwind. N, Behan, P.O. Left-handedness: Association with immune disease, migraine, and developmental learning disorder // Proceedings of the National Academy of Science USA. 1982. № 79. P. 5097 5100.
- Geschwind. N, Behan, P.O. Laterality, hormones, and immunity // N. Geschwind, A.M. Galaburda (Eds.), Cerebral dominance. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1984. P. 211 224.
- Glass A., Butler S.R. Alpha EEG asymmetry and speed of left hemispheric thinking // Neurocsi. Lett. 1977. № 4. P. 231 235.
- Gotestam K.O. Lefthandedness among students of architecture and music // Percept. Mot. Skills. 1990. Vol. 70, № 3.p. 1323 1327.
- Hardyck C., Petrinovish L.F., Goldmann R.D. Left handedness and cognitive deficit // Cortex. 1976. № 12. p. 266 279.
- Hannaford C. The dominance factor: How knowing your dominant eye, ear, hand and foot can improve your learning. Arlington, VA: Great Ocean Publishers, 1997. P. 177.
- Klar A.J. A single locus RGHT, specifies preference for hand utilization in humans // Gold Spring Harb Symp Quant Biol. 1996. № 61. P. 59 65.
- Klimesch W. EEG alpha and theta oscillations reflect cognitive and memory performance: a review and analysis // Brain Res. Rev. 1999. Vol. 29, № 2−3. P. 169- 195.
- Krause C.M. et al. Relative alpha desynchronization and synchronization during speech perception // Brain Res. Cogn. Brain Res. 1997. Vol. 5, № 4. P. 295−299.
- Lalumiere M.L., Blanchard R., Zucker K.J. Sexual orientation and handedness in man and woman: A meta-analysis // Psychol. Bulletin. 2000. № 126. P. 575 -592.
- Lindesay J. Laterality shift in homosexual men // Neuropsychology. 1987. № 25. P. 965−969.
- Mayringer H., Wimmer H. No deficits at the point of hemispheric indecision // Neuropsychology. 2002. № 40. P. 701 704.
- Mapp A.P., Ono H., Barbeito R. What does the dominant eye dominate? A brief and somewhat contentious review // Perception and Psychophysics. 2003. Vol. 65, № 2. P. 310−317.
- McManus I.C. Right and left hand skill: Failure of the right shift model // British journal of Psychology. 1985. № 76. P. 1 16.
- Mandal M.K., Suar D., Bhattacharya T. Side bias and accident: Are they related? // International Journal ofNeuroscience. 2001. № 109. P. 139 146.
- Mueller P.J. Exercise training and sympathetic nervous system activity: Evidence for physical activity dependent neural plasticity // Clinical and Experimental Pharmacology and Physiology. 2007. № 34. P. 377 384.
- Nettle D. Hand laterality and cognitive ability: A multiple regression approach // Brain and Cognition. 2003. № 52. P. 390 398.
- Newcombe P. et al. Hand preference and I.Q. in group of Oxford shire villages // Annals of Human Biology. 1975. № 2. P. 235 242.
- Oberlechner T., Nimgade A. Work stress and performance among financial traders // Stress and health. 2005. № 21. P. 285 293.
- Oliver G. Anthropometric data on left-handed // Biometrie Humaine. 1978. № 13. P. 13−22.
- Palmer R.E., Corballis M.C. Predicting reading ability from handedness measures // British journal of Psychology. 1996. № 87. P. 609 620.
- Papouosek I., Schulter G. Manipulation of frontal brain asymmetry by cognitive tasks // Brain Cogn. 2004. Vol. 54, № 1. P. 43 51.
- Petsche H. et al. The possible meaning of the upper and lower alpha frequency ranges for cognitive and creative tasks // Int. J. Psychophysiol. 1997. Vol. 26, № 1 -3.P. 77−97.
- Pfurtscheller G., Neuper C., Mohl W. Event-related desynchronization (ERD) during visual processing // Int. J. Psychophysiology. 1994. Vol. 16, № 2. P. 147- 157.
- Resch F. et al. Testing the hypothesis of the relationships between laterality and ability according to Annett’s right shift theory: Findings in an epidemiological sample of young adults // British journal of Psychology. 1997. № 88. P. 621 635.
- Riding R., Galls A., Douglass G. Individual differences in thinking: cognitive and neuropsychological perspective//Educational Psychology. 1993. Vol. 1, № 3. P. 267−279.
- Sainburg R.L. Evidence for a dynamic-dominance hypothesis of handedness // Exp. Brain Res. 2002. № 142. P. 241 258.
- Schachter S. C., Ransil B. J. Handedness distribution in nine professional groups // Percept. Mot. Skills. 1996. Vol. 82, № 1. P. 51 63.
- Sewards T.V., Sewards M.A. Alpha-band oscillations in visual cortex: part of the neural correlate of visual awareness? // Int. J. Psychophysiology. 1999. Vol. 32, № l.P. 35 -45.
- Siengthai B., Kritz-Silverstein D., Barrett-Connor E. Handedness and cognitive function in older men and women: a comparison of methods // The Journal of Nutrition, Health & Aging. 2008. Vol. 12, № 9. P. 641 647.
- Siviero M.O. et al. Eye-hand preference dissociation in obsessive-compulsive disorder and dyslexia // Arq. Neuro-Psiquiatr. 2002. Vol. 60, № 2A. P. 242−245.
- Sommer I. et al. Handedness, language lateralization and anatomical asymmetry in schizophrenia // British Journal of Psychiat. 2001. № 178. P. 334 351.
- Stevens-Smith D. Profiles of dominance in physical education // Kinesiology. 2009. Vol. 41, № l.P. 40−51.
- Szeligo F., Brazier B., Houston J. Adaptations of writing posture in response for left- and right-handers // Laterality. 2003. Vol. 8, № 3. P. 261 276.
- Tirosh E., Stein M. M., Harel J. Relationship between left-handedness and allergic symptomatology // Journal of Child Neurology. 1997. Vol. 12, № 3. P. 165- 168.
- Vahtera J. et al. Effect of change in the psychosocial work environment on sickness absence: A seven year follow up of initially healthy employees // Journal of Epidemiology and Community and Health. 2000. № 54. P. 484 493.
- Van Agtmael T. et al. Parametric and nonparametric genome scan analyses for human handedness // European Journal of Human Genetics. 2003. № 11. P. 779−783.
- Van der Doef M., Maes S. The job demand-control (-support) model and physical health outcomes: A review of the strain and buffer hypotheses // Psychology and Health. 1998. № 13. p. 909 936.
- Wittling W. et al. Hemisphere asymmetry in parasympathetic control of the heart // Neuropsychology. 1998. № 36. P. 461 468.
- Zucker K.J. et al. Handedness in boys with gender identity disorder // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2001. № 42. P. 767 776.1. Благодарность
- Автор выражает благодарность д.м.н., профессору Л. Д. Маркиной за мудрое научное руководство, М. А. Башмановой, к.э.н Е. Д. Рубинштейн за консультации по вопросам статистики, к.б.н. М. В. Латыниной за консультации в области электроэнцефалографии.