Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профиль функциональной асимметрии мозга и адаптация студентов к учебному процессу

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные данные могут использоваться при организации мероприятий по созданию персонифицированных подходов к сохранению и улучшению здоровья студентов в условиях обучения в вузе, при выборе индивидуальных, наиболее эффективных методов обучения, в комплексе методик, направленных на профориентацию. Результаты внедрены на кафедре нормальной физиологии Владивостокского государственного медицинского… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИИ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИИ
  • ВВЕДЕНИЕ 5 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
  • Глава 1. Профиль функциональной асимметрии мозга
  • Глава 2. Адаптация к обучению
  • Глава 3. Свойства центральной нервной системы и адаптация
  • Глава 4. Электроэнцефалографический метод в изучении функционального состояния мозга и адаптации
  • Глава 5. Электроэнцефалографическая картина асимметрии мозга 33 СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Глава 6. Методы исследования
    • 6. 1. Общее описание исследования
    • 6. 2. Электроэнцефалография
    • 6. 3. Исследование индивидуального профиля функциональной асимметрии мозга
    • 6. 4. Исследование показателей функционирования сердечнососудистой системы
    • 6. 5. Исследование субъективных показателей адаптации к обучению
    • 6. 6. Статистическая обработка данных
  • Глава 7. Электроэнцефалографическое исследование функциональной асимметрии мозга и состояния центральной нервной системы
  • Глава 8. Моторная и сенсорная функциональная асимметрия
  • Глава 9. Адаптация студентов к условиям обучения
    • 9. 1. Показатели функционирования сердечно-сосудистой системы
    • 9. 2. Адаптация в субъективных показателях студентов
  • Глава 10. Свойства нервной системы, отражающиеся в электроэнцефалограмме, и адаптация к обучению
  • Глава 11. Профиль функциональной асимметрии мозга и адаптация к обучению
  • ОБСУЖДЕНИЕ

Профиль функциональной асимметрии мозга и адаптация студентов к учебному процессу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В настоящее время асимметрия мозга изучается всё более интенсивно. Установлено, что психосоматические заболевания чаще возникают у лиц, которым труднее, в силу особенностей межполушарной асимметрии, адаптироваться к среде, ориентированной на другой тип переработки информации (Аршавский, 1988, 1998). В последующих работах найдено, что люди с левым и симметричным профилем эффективно адаптируются в экстремальных климатогеографических условиях (Леутин, Николаева, 2006). Социальные стрессоры лучше переносят лица с правым профилем, а природные — с левым. Уникальные варианты адаптации лучше всего преодолевают люди с мозаичным типом асимметрии (Леутин и др., 2007). В зависимости от типа функциональной асимметрии студенты более («формалист») или менее («исследователь») склонны к затратным способам адаптации (Ка-зин и др., 2002). Для лиц, обладающих левосторонними признаками в индивидуальном профиле латеральной организации, характерны лучшие объективные показатели адаптации, но более низкая самооценка здоровья (Хом-ская и др., 1997). В профильной и средней профессиональной школе наблюдается развитие дизадаптации среди учащихся с леволатеральными признаками моторной и сенсорной функциональных асимметрий (Молодых, 2005). У лиц с правой ведущей рукой и левым ведущим глазом выше социальная эмоциональность, ниже уровень социального контроля и работоспособность по тесту Люшера по сравнению с группой, в которой правый глаз является ведущим (Берус и др., 1997). Если доминирующее полушарие мозга связано с одной или несколькими недоминантными функциями глаза, уха, руки или ноги, могут возникать трудности в обучении, зависящие от органа чувств, который расположен на той же самой стороне, что и доминантное полушарие мозга (Hannaford, 2005; Stevens-Smith, 2009). Показано, что на основе функциональной асимметрии можно судить об успешности школьников их общей адаптивности к условиям обучения (Сетко и др., 2009). Предложены схема мониторинга состояния здоровья человека, куда вошли моторная и сенсорная асимметрия (Фёдоров и др. 2004) и модель для прогноза успешности обучения студентов (Казин и др., 2002). В связи с этим проблема представляется актуальной и не до конца разработанной, особенно для сенсорной асимметрии.

Цель работы: Проанализировать зависимость адаптации к учебной нагрузке студентов медицинского университета от функциональной асимметрии мозга.

Задачи исследования:

1. Определить профиль моторной, слуховой, зрительной и тактильной асимметрии головного мозга.

2. Описать асимметрию биоэлектрической активности мозга в полосе а-ритма в покое.

3. Изучить степень адаптации студентов к учебной нагрузке.

4. Исследовать зависимость адаптации студентов к условиям обучения в зависимости от моторной, слуховой, зрительной и тактильной асимметрии головного мозга.

5. Установить взаимосвязи между адаптацией студентов к условиям обучения и асимметрией биоэлектрической активности мозга. Научная новизна. Сопоставлены данные электроэнцефалографического исследования с адаптационным статусом организма, выявленным методом активационной профилактики и терапии. Впервые показано, что студенты-юноши с двумя спектральными пиками в полосе а-ритма, выделенными при биполярном монтаже электроэнцефалограммы, характеризуются более благоприятным уровнем здоровья и экономичным режимом работы сердечнососудистой системы. Обнаружено, что студенты-юноши с наиболее сильными корреляциями биоэлектрической активности в центральных отделах головного мозга хуже адаптированы по признаку уровня здоровья. Выявлено, что свойства нервной системы, проявляющиеся совокупностью сенсорных асимметрий, влияют на адаптацию к условиям обучения. Наиболее сильное влияние оказывает правосторонняя зрительная асимметрия, которой сопутствует более высокий уровень здоровья. Имеющиеся в литературе данные о профиле латеральной организации дополнены исследованием в условиях Приморского края РФ (г. Владивосток).

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные данные расширяют представления о влиянии компонентов профиля латеральной организации на различные аспекты адаптации к обучению. Кроме того, результаты исследования дополняют современные знания о том, как свойства нервной системы, проявляющиеся в картине электроэнцефалограммы, отражаются на адаптации к обучению.

Полученные данные могут использоваться при организации мероприятий по созданию персонифицированных подходов к сохранению и улучшению здоровья студентов в условиях обучения в вузе, при выборе индивидуальных, наиболее эффективных методов обучения, в комплексе методик, направленных на профориентацию. Результаты внедрены на кафедре нормальной физиологии Владивостокского государственного медицинского университета в форме дополнений к методическим рекомендациям для практических занятий (акты внедрения от 20.06.07, 16.06.08, 15.06.09, 02.06.10). На основе материалов диссертации разработано рационализаторское предложение «Модель влияния профиля латеральной организации на уровень здоровья» (удостоверение № 2788 от 15.07.2011, акт внедрения от 26.07.2011).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Состояние функциональной асимметрии головного мозга отражается на уровне адаптации студентов к учебной нагрузке. Наиболее сильное влияние оказывает правосторонняя зрительная асимметрия.

2. Состояние центральной нервной системы, характеризующееся двумя пиками мощности в а-диапазоне электроэнцефалограммы и зависящее от взаимодействия правого и левого полушария, благоприятно для адаптации, что проявляется более гармоничными адаптационными реакциями, высоким уровнем здоровья и низкой частотой сердечных сокращений по сравнению с состоянием, для которого характерен один спектральный пик.

Личный вклад автора. Личное участие автора заключается в подборе и анализе литературы, формировании обследованных групп. Данные электроэнцефалографии получены и проанализированы автором самостоятельно. Также автором проведены функциональные пробы для выявления ведущего полушария, сформирована электронная база данных, проведена статистическая обработка и анализ полученных результатов.

Апробация работы. Результаты диссертации доложены на VIII, IX, X, XI, XII Тихоокеанских научно-практических конференциях студентов и молодых учёных с международным участием «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины» (Владивосток, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011), научно-практической конференции с международным участием, посвященной 15-летнему юбилею Дальневосточного филиала ГУ НИИ психического здоровья «Томский научный центр» Сибирского отделения Российской академии медицинских наук «Психическое здоровье населения Дальнего Востока» (Томск — Владивосток, 2007), первой международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии» (Владивосток, 2009), X международном конгрессе «Здоровье и образование в XXI веке. Инновационные технологии в биологии и медицине» (Москва, 2009), на XXI съезде Физиологического общества им. И. П. Павлова (Калуга, 2010).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ, в том числе 1 статья в журнале, включённом в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук», утверждённый ВАК, и 1 статья, опубликованная в материалах конференции.

Объём и структура диссертации. Работа изложена на 122 страницах машинописного текста. Она состоит из введения, обзора литературы, описания методов и результатов собственных исследований, обсуждения, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка цитируемой литерату.

выводы.

1. Большинство студентов-юношей характеризуется праворукостью с различными вариантами доминирования уха и глаза. Учащиеся обоего пола склонны считать себя выраженно праворукими.

2. Синхронизация биоэлектрической активности в правом полушарии выявлена у 75,0% студентов, в левом — у 20,5%. «Лобный» тип синхронизации характеризует 45,5% учащихся, «затылочный» — 38,6%, центральный -15,9%. У 54,5% исследованных найден один пик мощности в а-диапазоне, у 45,5% - два.

3. Адаптация студентов второго курса к обучению характеризуется достаточно высоким уровнем напряжения, при этом юноши адаптированы лучше девушек по критерию самооценки.

4. Совокупность сенсорных асимметрий влияет на адаптацию к условиям обучения, что отражает полученная модель регрессии. Наиболее сильное влияние оказывает правосторонняя зрительная асимметрия, которой сопутствует более высокий уровень здоровья.

5. В тонкой структуре а-ритма отражается состояние адаптационных механизмов. Более гармоничные адаптационные реакции, благоприятные уровни здоровья и экономичная работа сердца сочетаются с двумя пиками мощности в а-диапазоне ЭЭГ.

6. Синхронизация биоэлектрической активности в правом полушарии сочетается с более высоким систолическим артериальным давлением, а наличие двух спектральных пиков обусловливает замедление частоты сердечных сокращений. Учащиеся с синхронизацией биоэлектрической активности в центральных областях хуже адаптированы по признаку уровня здоровья.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Полученная модель регрессии может быть использована в научных исследованиях с целью прогнозирования влияния функциональной асимметрии на адаптацию к условиям обучения и как основа для построения более точных моделей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A., Баевский P.M., Берсенева А. П. Проблемы адаптации и ученье о здоровье: учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2006. 284 с.
  2. Адаптация к профессиональной деятельности / А. Ж. Юревиц и др. // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. — С. 209−277.
  3. Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья / Г. Л. Апана-сенко, Л. А. Попова // Медицинская валеология. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 248 с.
  4. В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности (К проблеме адаптации человека в приполярных районах Северо-Востока СССР). Владивосток: Изд-во ДВО АН СССР, 1988. 136 с.
  5. В.В. Особенности типов полушарного реагирования и уровень тревожности у праворуких и леворуких индивидов в различных регионах России и Латвии // Физиология человека. 1998. Т. 24, № 1. С. 134 137.
  6. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. 298 с.
  7. A.A., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 352 с.
  8. Х.В. Мнестические способности одарённых подростков с различными профилями межполушарной асимметрии мозга // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 3. С. 71 76.
  9. A.B. и соавт. Исследование влияния фактора ведущего глаза на параметры спектра ЭЭГ и психологические показатели у правшей // Физиология человека. 1997. Т. 23, № 2. С. 50 59.
  10. Биопотенциалы мозга человека. Математический анализ / под ред. B.C. Русинова. М.: Медицина, 1987. 256 с.
  11. А.Т., Федотчев А. И. Динамические изменения спектральной структуры ЭЭГ при произвольных движениях у человека // Физиология человека. 1999. Т. 25, № 5. С. 64 73.
  12. А.Т., Федотчев А. И. Ещё раз о тонкой структуре а-ритма ЭЭГ человека: два спектральных компонента в состоянии покоя // Физиология человека. 2001. Т. 27, № 4. С. 15−22.
  13. А.И., Галкина Н. С., Фокин В. Ф. Соотношение показателей функциональной межполушарной асимметрии, темперамента и успеваемости школьников в раннем подростковом возрасте // Асимметрия. 2007. Т. 1, № 1. С. 37−44.
  14. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988. 240 с.
  15. Будук-оол Л.К., Айзман Р. И. Состояние сердечно-сосудистой системы при адаптации студентов, проживающих в условиях южно-сибирского региона // Гигиена и санитария. 2010. № 1. С. 84 87.
  16. Е.В., Ефимова И. В. Функциональная межполушарная асимметрия и особенности познавательной деятельности студентов // XXI съезд Физиологического общества им. И. П. Павлова. Тез. докл. 19−25.12.2010. М.- Калуга: БЭСТ-принт, 2010. С. 85 86.
  17. Гаркави JI. X, Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Сигнальные показатели ан-тистрессорных адаптационных реакций и стресса у детей // Педиатрия. 1996. № 5. С. 107- 109.
  18. Гаркави JI. X, Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. Реакция активации как путь к здоровью через процессы самоорганизации. М.: Имедис, 1998. 656 с.
  19. В. А. Эволюционные теории асимметризации организмов, мозга и тела // Успехи физиологических наук. 2005. Т. 36, № 1. С. 24 53.
  20. Г. И. Влияние индивидуальных психофизиологических особенностей на успеваемость студентов // Медицинская сестра. 2009. № 3. С. 38−39.
  21. И.И. Факторная структура спектра ЭЭГ левого и правого полушарий головного мозга человека в норме и при переработке зрительной информации // Физиология человека. 1991. Т. 17, № 1. С. 18−29.
  22. А.Ю., Тригорлый С. Н., Кирилов О. И. Показатели физического развития и адаптации сердечно-сосудистой системы студентов медицинского университета во Владивостоке // Гигиена и санитария. 2009. № 1. С. 58−60.
  23. H.H., Кривощёков С. Г. Адаптационный потенциал подростков севера и его связь с функциональной межполушарной асимметрией // Физиология человека. 2001. Т. 27, № 5. С. 23 29.
  24. H.H. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1992. 192 с.
  25. Диагностика и лечение артериальной гипертензии: Рекомендации Рос. мед. о-ва по артериальной гипертонии и Всерос. науч. о-ва кардиологов. М.: 2008. 32 с. (Приложение 2 к журн. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2008. № 6).
  26. А.Д., Тюрина А. И., Поляков П. В. Адаптационный потенциал детей с правым и левым профилями асимметрии в условиях разноуровневого обучения в школе // Казанский медицинский журнал. 2003. Т. 84, № 4. С. 301 -302.
  27. Н.В. Электрофизиологические механизмы развития адаптационных процессов // Физиология человека. 2004. Т. 30, № 3. С. 35 44.
  28. Т.А., Брагина H.H. Левши. М.: Книга ЛТД, 1994. 232 с.
  29. В.М. и соавт. Исследование корреляции показателей функциональной асимметрии полушарий головного мозга с результатами учебнойдеятельности учащихся // Вестник новых медицинских технологий. 2007. Т. 14, № 3. С. 205−207.
  30. И.В., Будыка Е. В. Распределение студентов по типам профиля латеральной организации функций // Физиология человека. 2008. Т. 34, № 3. С. 125- 128.
  31. JI.A. Правши и левши: особенности межполушарной асимметрии мозга и параметров когерентности ЭЭГ // Журнал высшей нервной деятельности. 2007. Т. 57, № 6. С. 645 662.
  32. Жаворонкова J1.A. Правши и левши: межполушарная асимметрия электрической активности мозга человека. М.: Наука, 2009. 222 с.
  33. Е.А., Лосев B.C. Системы описания и классификация электроэнцефалограмм человека. М.: Наука, 1984. 79 с.
  34. Л.Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии). Таганрог: Изд-во ТРГУ, 1996. 358 с.
  35. Е.П. Дифференциальная нейрофизиология. СПб.: Питер, 2001. 464 с.
  36. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003. 554 с.
  37. Э.М. и соавт. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности // Физиология человека. 2002. Т. 28, № 3. С. 23 29.
  38. В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
  39. Л.М., Кузнецов В. Д., Тимошенко К. Т. Показатели психического здоровья современных старшеклассников и студентов вуза // Гигиена и санитария. 2008. № 3. С. 59 63.
  40. А.П. Компьютерная электрофизиология. М.: Изд-во МГУ, 2002. 379 с.
  41. Г. А., Соболева И. В. Функциональная асимметрия мозга и проблемы валеологии // Валеология. 1996. № 2. С. 29 34.
  42. Г. А., Бабенко В. В., Карянова С. Ю. Программно-аппаратные средства и психофизиологический мониторинг адаптации и здоровья учащихся школ и вузов // Валеология. 2003. № 4. С. 4 9.
  43. В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск.: Наука, 1988. 193с.
  44. В.П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь, 2006. 368 с.
  45. В.П., Николаева Е. И., Фомина Е. В. Асимметрия мозга и адаптация человека // Асимметрия. 2007. Т. 1, № 1. С. 71 73.
  46. М.Н. Ритмы электроэнцефалограммы и их функциональное значение // Журнал высшей нервной деятельности. 1984. Т. 34, вып. 4. С. 613−626.
  47. М.Н. Психологические аспекты пространственной синхронизации потенциалов // Пространственно-временная организация потенциалов и системная деятельность головного мозга: избранные тр. М.: Наука, 1989. С. 385 -398.
  48. H.A., Березина М. Г., Прохорова A.M. Адаптация студентов младших курсов в зависимости от уровня функциональной подвижности нервных процессов и функциональной асимметрии мозга // Валеология. 1999. № 3. С. 53 -57.
  49. H.A. и соавт. Влияние индивидуальных психофизиологических особенностей на характер адаптации студентов к умственной деятельности // Валеология. 2004. № 4. С. 80 86.
  50. Т.В. и соавт. Функциональное состояние сердечнососудистой системы подростков Ямала при адаптации к учебной деятельности // Гигиена и санитария. 2008. № 4. С. 64 65.
  51. Л.Д., Маркин В. В. Сравнительная оценка функционального состояния студентов в конце семестра // Валеология. 2000. № 2. С. 74 76.
  52. Л.Д., Маркин В. В. Новые принципы оценки состояния здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма // Тихоокеанский медицинский журнал. 2002. Т. 8, № 1. С. 29 31.
  53. Л.Д., Маркин В. В. Прогнозирование развития дизадаптацион-ных состояний и алгоритм их эффективной коррекции // Тихоокеанский медицинский журнал. 2008. № 3. С. 30 36.
  54. Л.Д. Психофизиология: учебно-методическое пособие. Владивосток: Медицина Д. В., 2003. 116 с.
  55. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Изд-во Наука, 1981. 278 с.
  56. Е.С. Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность адаптации к образовательному процессу лиц подросткового и юношеского возраста: дис.. канд. биол. наук. Барнаул, 2005. 151 с.
  57. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966. 382 с.
  58. Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности / под ред. A.M. Зимкиной, В.И. Климовой-Черкасовой. Л.: Медицина, 1978. 280 с.
  59. Е.А. Материалы по адаптации к учебному процессу и валеоло-гические показатели здоровья студентов различных психофизиологических групп // Валеология. 2003. № 4. С. 16 20.
  60. Л.П., Романенко А. Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Л.: Наука, 1988. 209 с.
  61. Л.Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. Новосибирск: Наука, 1981. 176 с.
  62. Л.Л. Диагностика стресса: учеб. пособие. Владивосток: Изд-во Мор. гос. ун-та, 2005. 35 с.
  63. Практикум по валеологиии / Под ред. Г. А. Кураева. Ростов на/Д: Изд-во УНИИВ РГУ, 1999. 194 с.
  64. А.Н., Юрина М. А., Лопацкая Ж. Н. Функциональное состояние и адаптационные возможности организма студентов в неблагоприятных условиях среды // Гигиена и санитария. 2008. № 5. С. 70 73.
  65. Н.П., Чернышева М. П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы. СПб.: Речь, 2004. 96 с.
  66. Е.Д., Жданов С. Н., Савилова Е. Е. Использование адаптационных реакций в качестве критерия оценки состояния здоровья // Гигиена и санитария. 2002. № 4. С. 72−73.
  67. Н.Е. Формы функциональной асимметрии пространственной организации фоновых ЭЭГ у человека // Журнал высшей нервной деятельности. 2009. Т. 59, № 1. С. 66 74.
  68. Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982. 126 с.
  69. Н.П., Володина Е. А., Сафонова А. И. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга как индикатор выбора программы обучения ребёнка // Гигиена и санитария. 2009. № 4. С. 61 63.
  70. А.Д., Чурина С. К. «Двойное произведение» в диагностике состояния сердечно-сосудистой системы // Физиология человека. 1991. Т. 17, № 3. С. 64−66.
  71. В.М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 608 с.
  72. О.Г. Некоторые теоретические аспекты адаптационных процессов организма: исследования, практическое применение // Валеология. 1999. № 2. С. 59−63.
  73. А.П. Оценка адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности // Гигиена и санитария. 2007. № 2. С. 54 56.
  74. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Пер. с англ. М.: Мир, 1983.256 с.
  75. Н.П. и соавт. Индивидуальногодичные изменения сенсомо-торных показателей функциональной асимметрии мозга лиц юношеского возраста // Медицина в Кузбасе. 2010. № 3. С 29 33.
  76. Л.А. Значение «двойного произведения» для распределения студентов, занимающихся физическим воспитанием, в медицинские группы // Врачебный контроль за физ. воспитанием и исследования в спортивной медицине. М., 1987. С. 31−32.
  77. Д.А., Вильдавский В. Ю. Гетерогенность и возрастная динамика а-ритма ЭЭГ // Физиология человека. 1996. Т. 22, № 5. С. 5 12.
  78. А.И. и соавт. Общая модель проведения мониторинга показателей здоровья и адаптации субъектов образовательного процесса // Валеология. 2004. № 4. С. 20−23.
  79. Е.В., Леутин В. Ф. Латеральный фенотип высококвалифицированных спортсменов и элементарные формы проявления быстроты // Теория и практика физической культуры. 2006. № 3. С. 43 45.
  80. В.Ф. Стационарные и динамические свойства функциональной межполушарной асимметрии // Асимметрия. 2007. Т. 1, № 1. С 77 79.
  81. Е.Д., и соавт. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Изд-во РПА, 1997. 282 с.
  82. .С., Кузнецова Н. С., Цидендамбаев П. Б. Коррекция гормонально-метаболических сдвигов у студентов младших курсов в процессе адаптации // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2008. № 6. С. 16 20.
  83. А.В., Фокин В. Ф. Морфометрический и биохимический аспекты функциональной межполушарной асимметрии // Асимметрия. 2007. Т. 1, № 1.С. 47−57.
  84. Т.В. и соавт. Сенсомоторный и когнитивный латеральный профиль // Физиология человека. 2005. Т. 31, № 2. С. 24 33.
  85. С.А. и соавт. Частота пульса и смертность от сердечнососудистых заболеваний у российских мужчин и женщин. Результаты эпидемиологического исследования // Кардиология. 2005. № 10. С. 45 50.
  86. В.А., Хицова JI.H. К вопросу об исследовании психического и соматического здоровья человека // Валеология. 2001. № 3. С. 8 11.
  87. Aggleton J.P., Kentridge R.W., Neave N.J. Evidence for longevity differences between left handed and right handed men: An archival study of cricketers // Journal of Epidemiology and Community Health. 1993. № 47. P. 206 209.
  88. Andrew C., Pfurtscheller G. On the existence of different alpha band rhythms in the hand area of man // Neurosci. Lett. 1997. Vol. 222, № 2. P. 103 106.
  89. Annett M. The distribution of manual asymmetry // Br. J. Psychol. 1972. № 63. P. 343 -358.
  90. Annett M. Spatial ability in subgroups of left- and right-handers // British journal of Psychology. 1992. № 61. P. 545 558.
  91. Annett M. Eye dominance in families predicted by the right shift theory // Laterality. 1999. Vol. 4, № 2. P. 167 172.
  92. Annett M. Hand preference observed in large healthy samples: Classification, norms and interpretations of increased non-right-handedness by the right shift theory // British journal of Psychology. 2004. № 95. P. 339 353.
  93. Annett, M., Manning M. Reading and a balanced polymorphism for laterality and ability // Journal child Psychol. Psychiat. 1990. Vol. 31, № 4. P. 61 69.
  94. Basar E. et al. Alpha oscillations on brain functioning: an integrative theory // Int. J. Psychophysiol. 1997. Vol. 29, № 1 3. p. 5 — 29.
  95. Bogaert A.E. Handedness, criminality and sexual offending // Neuropsychology. 2001. № 39. P. 465 469.
  96. Bourassa D.C., McManus I.C., Bryden M.P. Handedness and eye dominance: A meta-analysis of their relationship // Laterality. 1996. Vol. 1, № 1. P. 5 34.
  97. Bryden P.J., Bruyn J., Fletcher P. Handedness and health: An examination of the association between different handedness classifications and health disorders // Laterality. 2005. Vol. 10, № 5. P. 429 440.
  98. Cantero J.L. et al. Spectral structure and brain mapping of human alpha activities in different arousal states // Neuropsychobiology. 1999. Vol. 39, № 2. p. 110−116.
  99. Cerone L.J., McKeever W.F. Failure to support the right-shift theory’s hypothesis of a «heterozygote advantage» for cognitive abilities // British Journal of Psychology. 1999. № 90. P. 109 123.
  100. Chase C., Seidler R. Degree of handedness affects intermanual transfer of skill learning // Exp Brain Res. 2008. № 190. P. 317 328.
  101. Christman S.D., Proper R.E. Superior episodic memory is associated with interhemispheric processing // Neuropsychology. 2001. № 15. P. 607 616.
  102. Coren S. Lateral preference inventory for measurement of handedness, foot-edness, eyedness, and earedness: Norms for young adults // Bulletin of Psy-chonomic Society. 1993. Vol. 31, № 3. P. 1 3.
  103. Coren S. Handedness as a marker for drug hypersensitivity // Laterality. 1998. Vol. 3,№ 2. P. 161−172.
  104. Crow T.H., et al. Relative hand skill predicts academic ability: Global deficits at the point of hemispheric indecision // Neuropsychology. 1998. № 36. P. 1275- 1282.
  105. Dane S., Giimustekin K. Sex and handedness differences in hearing durations of the right and left ears in healthy young adults // International Journal of Neuroscience. 2003. № 113. P. 411 416.
  106. Deutsch D. Pitch memory: An advantage for the left-handed // Science. 1978. № 199. P. 559−560.
  107. Ehrenstain W.H., Arnold-Schulz-Gahmen B.E., Jaschinski W. Eye preference within the context of binocular functions // Graefe’s Arch. Clin. Exp. Ophthalmol. 2005. № 243. P. 926 932.
  108. Ellis S.J. et al. Is forced dextrality an explanation for the fall in the prevalence of sinistrality with age? A study in northern England // Journal of Epidemiology and Community Health. 1998. Vol. 52, № 1. P. 41 44.
  109. Faurie C. Socio-economic status and handedness in two large cohorts of French adults // British journal of Psychology. 2008. № 99. P. 533 554.
  110. Fritschi L. et al. Left-handedness and risk of breast cancer // British Journal of Cancer. 2007. № 97. P. 686 687.
  111. Galobardes B., Bernstein M.S., Morabia A. The association between switching hand preference and the declining prevalence of left-handedness with age // American Journal of Public Health. 1999. Vol. 89, № 12. P. 1873 1875.
  112. Gangestad S.W., Yeo R.A. Behavioral genetic variation, adaptation and maladaptation: An evolutionary perspective // Trends in Cognitive Science. 1997. № l.P. 103- 108.
  113. Gardener H. et al. The relationship between handedness and risk of multiple sclerosis // Multiple sclerosis. 2009. № 15. P. 587 592.
  114. Geschwind. N, Behan, P.O. Left-handedness: Association with immune disease, migraine, and developmental learning disorder // Proceedings of the National Academy of Science USA. 1982. № 79. P. 5097 5100.
  115. Geschwind. N, Behan, P.O. Laterality, hormones, and immunity // N. Geschwind, A.M. Galaburda (Eds.), Cerebral dominance. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1984. P. 211 224.
  116. Glass A., Butler S.R. Alpha EEG asymmetry and speed of left hemispheric thinking // Neurocsi. Lett. 1977. № 4. P. 231 235.
  117. Gotestam K.O. Lefthandedness among students of architecture and music // Percept. Mot. Skills. 1990. Vol. 70, № 3.p. 1323 1327.
  118. Hardyck C., Petrinovish L.F., Goldmann R.D. Left handedness and cognitive deficit // Cortex. 1976. № 12. p. 266 279.
  119. Hannaford C. The dominance factor: How knowing your dominant eye, ear, hand and foot can improve your learning. Arlington, VA: Great Ocean Publishers, 1997. P. 177.
  120. Klar A.J. A single locus RGHT, specifies preference for hand utilization in humans // Gold Spring Harb Symp Quant Biol. 1996. № 61. P. 59 65.
  121. Klimesch W. EEG alpha and theta oscillations reflect cognitive and memory performance: a review and analysis // Brain Res. Rev. 1999. Vol. 29, № 2−3. P. 169- 195.
  122. Krause C.M. et al. Relative alpha desynchronization and synchronization during speech perception // Brain Res. Cogn. Brain Res. 1997. Vol. 5, № 4. P. 295−299.
  123. Lalumiere M.L., Blanchard R., Zucker K.J. Sexual orientation and handedness in man and woman: A meta-analysis // Psychol. Bulletin. 2000. № 126. P. 575 -592.
  124. Lindesay J. Laterality shift in homosexual men // Neuropsychology. 1987. № 25. P. 965−969.
  125. Mayringer H., Wimmer H. No deficits at the point of hemispheric indecision // Neuropsychology. 2002. № 40. P. 701 704.
  126. Mapp A.P., Ono H., Barbeito R. What does the dominant eye dominate? A brief and somewhat contentious review // Perception and Psychophysics. 2003. Vol. 65, № 2. P. 310−317.
  127. McManus I.C. Right and left hand skill: Failure of the right shift model // British journal of Psychology. 1985. № 76. P. 1 16.
  128. Mandal M.K., Suar D., Bhattacharya T. Side bias and accident: Are they related? // International Journal ofNeuroscience. 2001. № 109. P. 139 146.
  129. Mueller P.J. Exercise training and sympathetic nervous system activity: Evidence for physical activity dependent neural plasticity // Clinical and Experimental Pharmacology and Physiology. 2007. № 34. P. 377 384.
  130. Nettle D. Hand laterality and cognitive ability: A multiple regression approach // Brain and Cognition. 2003. № 52. P. 390 398.
  131. Newcombe P. et al. Hand preference and I.Q. in group of Oxford shire villages // Annals of Human Biology. 1975. № 2. P. 235 242.
  132. Oberlechner T., Nimgade A. Work stress and performance among financial traders // Stress and health. 2005. № 21. P. 285 293.
  133. Oliver G. Anthropometric data on left-handed // Biometrie Humaine. 1978. № 13. P. 13−22.
  134. Palmer R.E., Corballis M.C. Predicting reading ability from handedness measures // British journal of Psychology. 1996. № 87. P. 609 620.
  135. Papouosek I., Schulter G. Manipulation of frontal brain asymmetry by cognitive tasks // Brain Cogn. 2004. Vol. 54, № 1. P. 43 51.
  136. Petsche H. et al. The possible meaning of the upper and lower alpha frequency ranges for cognitive and creative tasks // Int. J. Psychophysiol. 1997. Vol. 26, № 1 -3.P. 77−97.
  137. Pfurtscheller G., Neuper C., Mohl W. Event-related desynchronization (ERD) during visual processing // Int. J. Psychophysiology. 1994. Vol. 16, № 2. P. 147- 157.
  138. Resch F. et al. Testing the hypothesis of the relationships between laterality and ability according to Annett’s right shift theory: Findings in an epidemiological sample of young adults // British journal of Psychology. 1997. № 88. P. 621 635.
  139. Riding R., Galls A., Douglass G. Individual differences in thinking: cognitive and neuropsychological perspective//Educational Psychology. 1993. Vol. 1, № 3. P. 267−279.
  140. Sainburg R.L. Evidence for a dynamic-dominance hypothesis of handedness // Exp. Brain Res. 2002. № 142. P. 241 258.
  141. Schachter S. C., Ransil B. J. Handedness distribution in nine professional groups // Percept. Mot. Skills. 1996. Vol. 82, № 1. P. 51 63.
  142. Sewards T.V., Sewards M.A. Alpha-band oscillations in visual cortex: part of the neural correlate of visual awareness? // Int. J. Psychophysiology. 1999. Vol. 32, № l.P. 35 -45.
  143. Siengthai B., Kritz-Silverstein D., Barrett-Connor E. Handedness and cognitive function in older men and women: a comparison of methods // The Journal of Nutrition, Health & Aging. 2008. Vol. 12, № 9. P. 641 647.
  144. Siviero M.O. et al. Eye-hand preference dissociation in obsessive-compulsive disorder and dyslexia // Arq. Neuro-Psiquiatr. 2002. Vol. 60, № 2A. P. 242−245.
  145. Sommer I. et al. Handedness, language lateralization and anatomical asymmetry in schizophrenia // British Journal of Psychiat. 2001. № 178. P. 334 351.
  146. Stevens-Smith D. Profiles of dominance in physical education // Kinesiology. 2009. Vol. 41, № l.P. 40−51.
  147. Szeligo F., Brazier B., Houston J. Adaptations of writing posture in response for left- and right-handers // Laterality. 2003. Vol. 8, № 3. P. 261 276.
  148. Tirosh E., Stein M. M., Harel J. Relationship between left-handedness and allergic symptomatology // Journal of Child Neurology. 1997. Vol. 12, № 3. P. 165- 168.
  149. Vahtera J. et al. Effect of change in the psychosocial work environment on sickness absence: A seven year follow up of initially healthy employees // Journal of Epidemiology and Community and Health. 2000. № 54. P. 484 493.
  150. Van Agtmael T. et al. Parametric and nonparametric genome scan analyses for human handedness // European Journal of Human Genetics. 2003. № 11. P. 779−783.
  151. Van der Doef M., Maes S. The job demand-control (-support) model and physical health outcomes: A review of the strain and buffer hypotheses // Psychology and Health. 1998. № 13. p. 909 936.
  152. Wittling W. et al. Hemisphere asymmetry in parasympathetic control of the heart // Neuropsychology. 1998. № 36. P. 461 468.
  153. Zucker K.J. et al. Handedness in boys with gender identity disorder // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2001. № 42. P. 767 776.1. Благодарность
  154. Автор выражает благодарность д.м.н., профессору Л. Д. Маркиной за мудрое научное руководство, М. А. Башмановой, к.э.н Е. Д. Рубинштейн за консультации по вопросам статистики, к.б.н. М. В. Латыниной за консультации в области электроэнцефалографии.
Заполнить форму текущей работой