Особенности морфофункционального развития учащихся младших классов при адаптации к интеллектуальным нагрузкам
Адаптация к дополнительным интеллектуальным нагрузкам (занятия по программе шахматного всеобуча на протяжении 3 лет) приводит к различиям реакции на умственную нагрузку: у детей основной группы определены однонаправленные изменения показателей медленноволновой вариабельности ритма сердца и ударного объема — повышение значимости гуморально-метаболических факторов регуляции (увеличение… Читать ещё >
Содержание
- Список сокращений
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ВЛИЯНИЮ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ).
1.1. Особенности роста и развития детей младшего школьного возраста.
1.2 Показатели морфофункционального развития и адаптации к обучению учащихся младшего школьного возраста.
1.3. Нейровегетативные механизмы адаптации организма учащихся младших классов к умственным нагрузкам.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Организация исследования.
2.2. Методы исследования.
2.3. Статистическая обработка материалов исследования.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
3.1 Результаты оценки физического развития учащихся младших классов.
3.2 Результаты изучения нейровегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов 7−11 лет.
3.3. Результаты оценки применения поверхностной рефлексотерапии.
Список литературы
- Абзалов, P.A. с соавт. Показатели адаптации растущего организма к различным двигательным режимам / P.A. Абзалов // Матер. Междунар. конф., посвящ. 55-летию Института возрастной физиологии РАО. М, 2000. — С.57.
- Агаджанян, H.A. Адаптация человека к условиям Крайнего Севера /H.A. Агаджанян, Н. Ф. Жвавый, В.Н. Ананьев// Эколого физиологические механизмы. — М.: КРУК, 1998. — С. 125 — 132.
- Агаджанян, H.A. Учение о здоровье и проблемы адаптации / H.A. Агаджанян, P.M. Баевский. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. — 268 с.
- Агулова, Л.П. Принципы адаптации биологических систем к космогеофизическим факторам / Л. П. Агулова // Биофизика. 1998, том 43, вып. 4.-С.571−574
- Ананьева, H.A. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников /H.A. Ананьева, Ю.А. Ямпольская// Вест. Рос. АМН.- 1993.-№ 5.-С. 19−24.
- Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем/П.К. Анохин М.: Медицина, 1975. — 402 с.
- Антропова, М.В. Морфофункциональные особенности и состояние здоровья учащихся 90-х гг. в связи с факторами риска, представленных вдействующих системах обучения / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, JI.M. Кузнецова //Здравоохранение РФ. 1997. -№ 1. — С. 9−10.
- Антропова, М.В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся к завершению начальной школы / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, JI.M. Кузнецова // Здоровый ребенок: Матер. V конгресса педиатров России. -М., 1999.-С. 13−15.
- Апанасенко, Г. Л. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида Г.Л. Апанасенко, Р. Г. Науменко // Теория и практика физ. культуры, 1988. № 4. — С.29−31.
- Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. — 248 С.
- Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский // М.: Наука, 1982. — С 270.
- Астахов, A.A. Физиологические основы биоимпедансного мониторинга гемодинамики в анестезиологии (с помощью системы «Кентавр»)/А.А. Астахов// Т.1.- Челябинск, 1996. 174 с.
- Ахутина, Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей, как основа использования нейропсихологических методов в школе. / Т. В. Ахутина //1 Лигид. Копор. Памяти А. Р. Лурия. М., 1998 — С. 49−52.
- Бабенкова, Е.А. Критерии комплексной оценки здоровьесберегающих технологий в разных видах образовательных учреждений / Е. А. Бабенкова, З. И. Бацева, Н. В. Лазаренко и др. // Альманах «Новые исследования». М., 2004. -№ 1−2. — С. 69 — 70.
- Баевский, P.M. Возрастные особенности сердечного ритма у лиц с разной степенью адаптации к условиям окружающей среды / P.M. Баевский,
- А.П. Берсенева, Ж. В. Барсукова // Физиология человека. 1985. — Т.11, № 2. -С. 208
- Байгужин, П.А. Особенности адаптации к учебной нагрузке школьников 8−9 лет с различным психотипом: дис.. канд. биол. наук / П. А. Байгужин. Челябинск, 2005. — 27 с.
- Баранов, A.A. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты / A.A. Баранов // Российский педиатрический журнал. 1999. -№ 4. — С.5−7.
- Баранов, A.A. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: руководство для врачей /
- A.A. Баранов, В. Р. Кучма, Ю. А. Ямпольская. М.: Союз педиатров России, 1999.-364 с.
- Бароненко, В.А. Ведущие психические и физические факторы адаптации к образовательному процессу учащихся средней школы /
- B.А. Бароненко, В. Н. Люберцев, С. М. Галышева, E.H. Плаксина // Вестник ЧГПУ. Сер. 3. Физическое развитие и здоровье школьников. 2001. — № 7.1. C. 41−62.
- Батуев, JI.C. Психическое и физическое здоровье молодежи / Л. С. Батуев // Валеология. 2000. — № 1. с. 44−47.
- Безруких, М.М. Теоретические аспекты изучения физиологического развития ребенка / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от, А до Я., 2000. — С. 9−13.
- Безруких, М.М. Особенности организации внимания у гиперактивных детей 5,5−7 лет / М. М. Безруких, Н. Е. Рейсих, Т. А. Филлипова // Научные труды I съезда физиологов СНГ. М.: Медицина-Здоровье, 2005. — Т. 1. — С. 145−146.
- Безруких, М.М. Знаете ли Вы своего ученика? / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. -М.: Просвещение, 1991. С. 58−69.
- Безруких, М.М. Педагогическая физиология / М. М. Безруких,
- B.Д. Сонькин // Альманах «Новые исследования». М., 2004. — № 1−2. — С. 74−75.
- Безобразова, В. Н. Функциональное состояние кровообращения головного мозга и предплечья у детей 5−9 лет / В. Н. Безобразова,
- C.Б. Догадкина // Физиология человека: Журнал РАН. 2001. — Том 27. № 5. -С. 49−53.
- Белгородский, В. С. Роль инновационного образования в развитии российского общества / B.C. Белгородский // Философия образования. 2007. -№ 2(19).-С. 22−27.
- Белоконь, H.A. Подходы к диагностике синдрома вегето-сосудистой дистонии у детей / H.A. Белоконь, С. В. Шварков, Г. Г. Осокина// Педиатрия. 1986. — № 1. — С. 37−41.
- Беляков, В.А. Адаптационные возможности и здоровье детей раннего возраста / В. А. Беляков, Т.С. Подлевских// Российский педиатрический журнал. 2005. — № 2. — С.8−10.
- Бородкина, Г. В. Состояние здоровья детей старшего школьного возраста при профилированном обучении /Г.В. Бородкина// Педиатрия. -1994.-№ 4.-С. 77 -80.
- Бухаринова, Ж.В. Физиологическая оценка адаптации школьниковк особенностям учебной нагрузки в условиях инновационных106педагогических технологий: дис.. канд. биол. наук / Ж. В. Бухаринова. -Чебоксары, 1998. -186 с.
- Быков, Е.В. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа / Е. В. Быков, А. П. Исаев // Физиология человека, 2001. -1.21, № 5. С. 76−81.
- Быков, Е.В. Влияние уровня двигательной активности на функциональное состояние здоровых учащихся и физиологическое обоснование рекреационных и коррекционных программ: дис.. докт. биол. наук / Е. В. Быков. Челябинск, 2002. — 316 с.
- Вейн, A.M. Классификация вегетативных нарушений / A.M. Вейн // Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика. М.: МИА, 2000.-С. 103−108.
- Вершинин, М.А. Педагогическая система формирования логического мышления обучаемых на основе шахматного материала / М. А. Вершинин. Волгоград: ВГАФК, 2002. — 182 с.
- Вершинин, М.А. Формирование логического мышления шахматистов на разных этапах спортивного совершенствования / М. А. Вершинин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. — № 1 — С. 30−34.
- Василевский, H.H. Психофизиологические основы индивидуально-типологических особенностей человека / H.H. Василевский, С. И. Сороко, А.М. Зингерман// — Л.: Наука, 1988. С. 455.
- Воронина, Е. В. Инновационный проект образовательного учреждения: опыт описания инновационных проектов школ для участия в Приоритентом Национальном проекте «Образование"/Е.В. Воронина.-М.: изд-во «5 за знания», 2008.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах / Л.С. Выготский-М.: Педагогика, 1983. Т. 5. — 368 с.
- Гордеева, Р. Н. Некоторые итоги изучения уровня физического развития детей в республике Коми / Р. Н. Гордеева, Л. И. Глушкова // Здравоохранение Российской Федерации. 2004. — № 6. — С. 42−43.
- Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации 2002 М. 2002.
- Гребнева, H.H. Формирование детского организма в условиях к школьному обучению на Тюменском Севере / H.H. Гребнева // Новые исследования. 2004. — № 1−2. — С. 135−136.
- Гребнева, H.H. Исследование психофизиологических функций у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / H.H. Гребнева,
- Ю.В. Евсеева // Здоровая образовательная среда здоровое поколение: матер.108
- Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009.-С. 69−76.
- Грибанов, A.B. Динамика физического развития младших школьников при различной организации двигательной среды / A.B. Грибанов, А.Э. Лопатин// Матер. Междунар. конф., посявящ. 55-летию Института возрастной физиологии РАО. М., 2000. — С. 163.
- Григорьев, А.И. Концепция здоровья и космическая медицина/А.И. Григорьев, P.M. Баевский М.: Слово, 2007. — 208 с.
- Гринене, Э.Ю. Некоторые аспекты физического развития 6−7 летних детей г. Каунас / Э. Ю. Гринене, A.B. Пятраускене // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004. — № 1−2. — С.114.
- Григорьева О.В. Вариабельность сердечного ритма в недельном цикле / О. В. Григорьева, P.M. Хаматова. // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, 2004. Т.90, № 8. — С. 360.
- Громбах, С.М. Работоспособность и здоровье школьников / С. М. Громбах. М.: Медицина, 1988. — С. 142−150.
- Гуштурова, И.В. Особенности центральной и периферической гемодинамики в покое и при физических нагрузках у детей дошкольного возраста: автореф. дисс. канд. биол. наук / И. В. Гуштурова. Казань, 1996. -26 с.
- Давыденко, JI.A. Физическое развитие школьников Волгограда / JI.A. Давыденко // Российский педиатрический журнал. 2004. — № 3. — С. 5257.
- Даирбаева, С.Ж. Морфофункциональное и нейрофизиологичское развитие детей и подростков 7−15 лет г. Павлодара (Северный Казахстан): автореф. дисс.. канд. биол. наук / С. Ж. Даирбаева. Челябинск, 2010. — 22 с.
- Дмитриев, Д.А. Изучение математических показателей кардиоциклов у детей младшего школьного возраста / Д. А. Дмитриев,
- И.В. Сорокина, М. Н. Ташкова // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004 — № 1−2. — С. 150.
- Догадкина С.Б. Автономная нервная регуляция и состояние периферического кровообращения у детей 7−8 лет / С. Б. Догадкина. // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С. 153.
- Додонова, Л.П. Конституциональная обусловленность показателей физического развития детей / Л. П. Додонова // Институт физиологии Сибирского отделения РАМН, Новосибирск, Гигиена и санитария 1996 -№ 9-С. 21−23.
- Додонова, Л.П. Морфофункциональные особенности организма и развитие двигательных качеств у детей в пре- и пубертатном периоде онтогенеза: автореф. дисс.. канд. биол. наук / Л. П. Додонова. -Новосибирск, 1991.-28 с.
- Доскин В.А. Морфофункциональные константы детского организма / В. А. Доскин, X. Келлер, Н. М. Мураенко, Р.В. Тонкова-Ямпольская. М.: Медицина, 1997. — 228 с.
- Еремеев, В.Я. Возрастная динамика физического развития школьников с разным режимом двигательной активности / В. Я. Еремеев, Л. В. Работникова // Гигиена и санитария. 1989. — № 5. — С. 12−15.
- Зайнеев, М.М. Возрастные особенности реакции кардиореспираторной системы младших школьников на динамическую и изометрическую нагрузки в различные периоды учебного года: автореф. дис.. канд. биол. наук /М.М. Зайнеев. Казань, 2009. — 28 с.
- Зайцева, В.В. Состояние здоровья сельских школьников центральной России: результаты социологического исследования / В. В. Зайцева, В. Д. Сонькин, А. Г. Макеева // Институт возрастной физиологии РАО, Москва, новые исследования 2001 — № 1 — С. 88−89.
- Зараковский, П.М. Личностно типологический подход к оценки популяционного психофизиологического потенциала / П. М. Закаровский,
- В.М. Львов // Физиология человека, 1999, Т.25, № 4, с. 82 88.110
- Звездина, И.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей в динамике обучения в начальной школе / И. В. Звездина, Н. С. Жигарева, JI.A. Агапова // Российский педиатрический журнал: научно-практический журнал. 2009. — № 2. — С. 19−23 :
- Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. Материалы международного конгресса. М. 2004.
- Зелицкая, Д.И. О состоянии здоровья детей России / Д. И. Зелицкая // Школа здоровья, 1995. С. 5−7.
- Иванова, М.В. Психологические особенности формирования тендерной идентичности в младшем школьном возрасте / М. В. Иванова, О. В. Коваленко Иркутск, 2005. — 144 е.:
- Изаак, С.И. Характеристика физического развития школьников различных регионов России / С. И. Изаак, Т. В. Панасюк // Материалы пленума научного совета по экологии человека и гигиена окружающей среды РАМН и МЗ РФ. М., 2003. — С. 61−64.
- Изаровская, И.В. Особенности адаптационных процессов у детей 5- 6 лет Уральского региона в условиях применения оздоровительных111технологий: автореф. дисс.. канд. биол. наук /И.В. Изаровская. -Челябинск, 2004.
- Илюхина, В.А. Психофизиологическое исследование эффектов адаптации к тактильному взаимодействию с дельфинами у детей 6−7 лет / В. А. Илюхина, М. Н. Кривощапова, Г. В. Манжосова // Физиология человека.- 2008. Т. 34. — № 4. — С. 36 — 46.
- Исаев, А.П. Психофизиологический потенциал и физическое состояние человека в современных образовательных учреждениях (экология, валеология, педагогический менеджмент) / А. П. Исаев, С. И. Кубицкий, Н. З. Мишаров // Челябинск. ЧСЭИ, 1998. С. 27−35.
- Исаев, А.П. Проблемы образования и здравостроения. Дети. Молодежь. Общество / А. П. Исаев. Челябинск, 2000. — С. 86−88.
- Исаев, А.П. Авторская программа валеологического просвещения (образования учащихся 1−11 классов) /А.П.Исаев, М. В. Бажанова, Н. З. Мишаров, A.B. Ненашева. Челябинск: ЮУрГУ, 2001. — 48 с.
- Ищенко, E.H. Инновации в образовании /E.H. Ищенко // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2008. — № 2. — С. 53−54.
- Калюжная, P.A. Школьная медицина /P.A. Калюжная. М., 1975.382 с.
- Камилова, Р.Т. Влияние социально-гигиенических факторов и условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития / Р. Т. Камилова //Гигиена и санитария. 2001. — № 6. — С. 52−54.
- Кириллова, Т.Г. Динамика статистических характеристик сердечного ритма у детей 6−8 лет в процессе обучения / Т. Г. Кириллова, Л. Ф. Трохимчук // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2004. — Т.90, № 8.- С. 408.
- Коваленко, Г. Н. Системный подход к изучению сложных психофизиологических явлений / Г. Н. Коваленко, H.A. Фомин // Челябинск, 1991.-С. 15−48.
- Кокорева, Е.Г. Гетерохронизм развития психофизиологических функций у детей с сенсорными нарешениями: дис.. докт. биол. наук /Е.Г. Кокорева. Челябинск, 2010. — 26 с.
- Колосова, Т.С. Особенности эмоционального статуса младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам / Т. С. Копосова, М. Ю. Кондратьева // Новые исследования. № 1−2. — 2004. -С. 213−214.
- Корниенко, И.А. Возрастные изменения телосложения и энергетики скелетных мышц у девочек 7−11-летнего возраста / И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин, Р. В. Тамбовцева, В. Д. Панасюк // Физиология человека. 1999. — № 6. — С. 12−19.
- Корниенко, И.А. Связь энергетики скелетных мышц у мальчиков 6−11 лет с развитием соматотипологических характеристик / И. А. Корниенко, Р. В. Тамбовцева, В. Д. Сонькин, В. Д. Панасюк // Физиология человека. -1996. Т.22. — № 6. — С 10−16.
- Косицкий, Г. И. Звуковой метод исследования артериального давления/ Г. И. Косицкий. М.: Медгиз, 1959. — 275 с.
- Криволапчук, И.А. Психофизиологические показатели детей 6−8 лет при информационной нагрузке в зависимости от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики / И. А. Криволапчук // Физиология человека. 2006. — Т. 32, № 6. — С. 13−21.
- ЮО.Криволапчук, И. А. Психофизиологическая цена напряженной113информационной нагрузки у детей и подростков в 5−14 лет / И. А. Криволапчук // Физиология человека. 2008. — Т. 34, № 4. — С. 28−35.
- Крупицкая, Л.Н. Таблицы оценки физического развития школьников г. Челябинска: Метод, пособие для врачей и препод, общеобраз. школ / Л. Н. Крупицкая, Р. Ф. Чучкина, Л. Н. Бачерикова. Челябинск, 1989. -64 с.
- Крысюк, О.Н. Возрастные, типологические и индивидуальные особенности биоэлектрической активности миокарда и автономной нервной регуляции сердечного ритма у детей 7−11 лет : Автореф. дис. канд. биол. наук / О. Н. Крысюк // Москва, 2007. — 21 с.
- Кузнецова, О.В. Спектральный анализ показателей респираторно-гемодинамической системы у девочек 8—11 лет в покое и при умственной нагрузке / О. В. Кузнецова, В. Д. Сонькин // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, 2004. Т.90, № 8. — С. 377.
- Кузьмин, А.Ф. Здоровье и умственная работоспособность первоклассников в период адаптации к школьному обучению /А.Ф. Кузьмин, Н.В. Тихомирова// IV Сибирский физиологический съезд: тез. докл. -Барнаул, 2008.-С.137.
- Куинджи, Н. Н. Гигиеническое значение, причины и профилактика школьной незрелости /Н.Н. Куинджи// В кн.: Гигиенические вопросы начального обучения в школе. -М.- 1978. С. 17−35.
- Юб.Кустова, Е. В. Морфологические, физиологические и психофизические характеристики детей 13 14 лет в условиях микросоциальных сред: Автореф. дис. канд. биол. наук / Е. В. Кустова -Тюмень, 1999.-С. 25.
- Кучма, В.Р. Оценка физиологического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы / В. Р. Кучма // Здоровье населения среда обитания. — М., 2003. С. 74−80.
- Кучма, В.Р. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников / В. Р. Кучма, H.H. Суханова, H.A. Катечкина // Гигиена и санитария. 1996. — № 1. — С. 27−28.
- Кучма, В.Р. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / В. Р. Кучма, М. И. Степанова // Здоровье населения и среда обитания. 2002. — № 2. — С. 1−4.
- ПО.Кушнир, С.М. Клинико-функциональная характеристика системной и региональной нейро-циркуляторной дистонии в различные периоды детства, разработка принципов физической реабилитации: автореферат диссдмн. / С. М. Кушнир. Иваново, 1999. — 30 с.
- Ш. Лаврова, Н. Ю. Особенности сердечного ритма у детей младшего школьного возраста в осенний и весенний периоды под влиянием учебной деятельности: Автореф. дисс. канд. биол. наук / Н.Ю. Лаврова- Казань, 2003. -23 с.
- Лапицкая, Е.М. Особенности физического развития школьников различных конституциональных типов, проживающих в Кольском Заполярье / Е. М. Лапицкая // Новые исследования. М.: Вердана. — 2002. — № 1. — С. 131−141.
- Леонов, A.B. Физическое развитие школьников Нижнего Новгорода / A.B. Леонов, H.A. Матвеева, Ю. Г. Кузмичев, Е. С. Богомолова, Н. В. Котова, О. С. Киселева, М. В. Кувшинов // Российский педиатрический журнал. -2004.-№ 3. С. 10−14.
- Литовченко, О.Г. Психофизиологические параметры и умственная работоспособность школьников учебных учреждений традиционного инетрадиционного типа: дис. канд. биол. наук: 03.00.13 / О. Г. Литовченко. -Тюмень, 1998. 137с.
- Литовченко, О.Г. Особенности морфофункционального и психофизического развития уроженцев Среднего Приобья в возрасте 7−20 лет: дис.. докт. биол. наук / О. Г. Литовченко. Челябинск, 2009.
- Лучанинова, В.Н. Комплексная оценка состояния здоровья детей на фоне техногенной нагрузки / В. Н. Лучанинова, Л. В. Траковская // Российский педиатрический журнал. 2004. — № 1. — С. 29−33.
- Максимова, Т.М. К построению и использованию оценочных таблиц физического развития детей / Т. М. Максимова // Советское здравоохранение. 1987. — № 7. — С. 47−53.
- Максимова, Т.М. Комплексная индивидуальная оценка физического развития детей 1−11 лет по единым межгрупповым стандартам / Т. М. Максимова, В. Н. Янина, К. Б. Сеглениеце // Педиатрия. 1990. — № 6. -С. 56−60.
- Макунина, O.A. Динамика морфофункциональных показателей учащихся 7−10 лет в зависимости от профиля обучения: дисс.. канд. биол. наук/O.A. Макунина. Челябинск, 2005. — 145 с.
- Малинский, Д.М. Статистические методы анализа и комплексной оценки физического развития коллектива / Д. М. Малинский, H.H. Таранда // Сов. Здравоохранение. 1978. — № 10. — С.26−33.
- Манюхин, А.И. Соматофизиологическая характеристика физического развития детей и подростков г. Самары: автореф. дисс.. канд. биол. наук /А.И. Манюхин. Челябинск, 2010. — 24 с.
- Маркосян, A.A. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков / A.A. Маркосян // Медицина, 1969. С. 105.
- Мартинчик, А.Н. Рост и масса тела детей России по данным поперечного исследования 1994−1996 гг. / А. Н. Мартинчик, А. К. Батурин // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 68−71.
- Матвеев, C.B. Конституциональные особенности развития и оценка физиометрических данных у детей младшего школьного возраста: автореф. дисс. канд. мед. наук / C.B. Матвеев. Ленинград, 1990. — 18 с.
- Матвеева, H.A. Динамика физического развития школьников Н. Новгорода / H.A. Матвеева, Ю. Г. Кузьмичева, Е. С. Богомолова // Гигиена и санитария. 1997. — № 2. — С. 26−32.
- Мачинская, Р.И. Особенности формирования высших психических функций у младших школьников с различной степенью зрелости регуляторных систем мозга / Р. И. Мачинская, O.A. Семенова // Журн. эволюц. биохимии и физиологии. 2004. — Т. 40, № 5. — С. 427.
- Мачинская, P.A. Функциональное созревание мозга и формирование нейрофизиологических механизмов избирательного произвольного внимания у детей младшего школьного возраста / P.A. Мачинская // Физиология человека. 2006. — Т. 32. — № 1. — С. 26.
- Медик, В.А. Особенности состояния здоровья детей (по результатам всероссийской диспансеризации) / В. А. Медик, Т. Е. Котова, Л. В. Сеченова // Здравоохранение Российской Федерации. 2004. — № 2.- С. 46−49.
- Медико-психологические аспекты современной перинатологии. — М.: Издательство Института психотерапии. 2003. — 172 с.
- Мекешкин, Е.А. Особенности адаптации к умственным нагрузкам учащихся младших классов с различным уровнем школьной тревожности: автореф. дис. .канд. биол. наук /Е.А. Мекешкин. Челябинск, 2010. —23 с.
- Минздрав Всероссийская диспансеризация детей 2002 // http://wwwdemoscope.rv/weeklv/2003/0135/analit 01 .php
- Мифтяхова, Р.И. Метаболические предпосылки развития сердечнососудистой патологии в экологически неблагоприятных регионах: автореф. дисс. канд. мед. наук /Р.И. Мифтяхова. Уфа, 1996. — 22 с.
- Неверкович, С.Д. Шахматы как предмет гуманитарного цикла в общеобразовательной школе / С. Д. Неверкович //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 2001. — № 2. — С.11−15.
- Неверкович, С.Д. Диагностика уровня рефлексии у юных шахматистов / С. Д. Неверкович, E.H. Кучумова, Н. В. Самоукова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. -С. 41−47.
- Никитушкин, В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва / В. Г. Никитушкин, П. В. Квашук, В. Г. Бауэр. М.: Советский спорт, 2005. — 232 с.
- Никитюк, Б. А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма / Б. А. Никитюк. М., 1978. — 197 с.
- Иб.Перевощикова, Н. К. Уровень здоровья детей и подростков крупного промышленного города. Система реабилитации: дис.. докт. мед. наук. / Н. К. Перевощикова. Ектеринбург, 1997. — 347 с.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды/Ж. Пиаже. — М.: Просвещение. 1969. — 659 с.
- Покровский, В.М. Формирование ритма сердца в организме человека и животных / В. М. Покровский. Краснодар: «Кубань-книга», 2007. -144 с.
- Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.01. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». М., 2001.
- Прусаков, В.М. Методические основы создания автоматизированной информационной системы физического развития детей в связи с воздействием факторов окружающей среды / В. М. Прусаков,
- H.H. Зарубин, B.A. Минченко // Гигиена и санитария. 1988. — № 9. — С. 3137.
- Розенфельд, Л.Г. Таблицы оценки физического развития школьников г. Челябинска / Л. Г. Розенфельд. Челябинск, 1972. — 32 с.
- Романова, C.B. Морфофункциональная характерисика и физическая подготовленность детей 7−9 лет г. Усть-Илинска с нарушениями осанки: автореф. дис.. канд. биол. наук / C.B. Романова. Челябинск, 2004. -21с.
- Русинова, С.И. Предпосылки дезадаптации и дизадаптации к условиям школьной деятельности / С. И. Русинова // Научные труды I съезда физиологов СНГ. М.: Медицина-Здоровье, 2005. — Т. 1. — С. 144−145.
- Рязанцев, A.B. Особенности психофизиологического развития и адаптации к умственным нагрузкам учащихся младших классов, занимающихся шахматами: автореф. дис. .канд. биол. наук / A.B. Рязанцев. Челябинск, 2009. — 23 с.
- Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков Текст. / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина // М. АКАДЕМА — 2000 — С. 120−161, 400−406.
- Сапожникова, E.H. Особенности вариабельности сердечного ритмау детей в возрасте от 7 до 12 лет различных групп вегетативной регуляции1.Vсердечного ритма / E.H. Сапожникова, H.H. Шлык. // Альманах «Новые исследования». -М.: Вердана, 2004, № 1−2. С. 340.
- Сауткин, М.Ф. Авторский взгляд на понятие «здоровье» и «физическое состояние» человека / М. Ф. Сауткин // Здравоохранение Российской Федерации. 2003. — № 1. — С. 55−56.
- Сердюковская, Т.Н. Оценка физического развития детей и подростков: информативность и возможности метода / Т. Н. Сердюковская // Гигиена и санитария. 1981. — № 12. — С. 50−53.
- Синяк, Е.Д. Влияние урока физической культуры на вариабельность сердечного ритма у младшего школьного возраста в начале и в конце учебного года: Автореф. дисс. канд. биол. наук / Е. Д. Синяк Казань, 2003. — 23 с.
- Смирнова, Ю.В. Управление качеством образования на основе мониторинга здоровья учащихся / Ю. В. Смирнова, Д. З. Шибкова, O.A. Макунина. Челябинск, 2007. — 364 с.
- Соловьев, В.Н. Влияние занятий спортом на физическое развитие школьников / В. Н. Соловьев // Гигиена и санитария. 1983. — № 6. — С. 35−40.
- Сонькин, В.Д. Здоровье и школа / В. Д. Сонькин // Новые исследования. М.: Вердана. — 2002. — № 1. — С. 6−12.
- Страполов, Д.В. Особенности морфофункциональных показателей русских и татарских детей 8−11 лет г. Тюмени с аллергодерматозами: автореф. дисс. канд. биол наук/ Д. В. Страполов. Тюмень, 2005. — 22 с.
- Студеникин, М.Я. Экология и здоровье детей / М. Я. Студеникин, A.A. Ефимова //- М.: Медицина, 1998. 185 с.
- Судаков, К.В. Системная оценка физиологических функций человека на рабочем месте / К. В. Судаков // Вестник РАМН. 1997. — № 4. -С. 18−24.
- Ташбаев, О.С. Использование программ центильных рядов для оценки физического развития детей / О. С. Ташбаев // Гигиена и санитария. -1989.-№ 8.-С. 37−38.
- Тупицын, И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников / И. О. Тупицын. М., 1985. — 86 с.
- Узунова, А.Н. Физическое развитие детей / А. Н. Узунова, О. В. Лопатина, М. Л. Зайцева. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. мед. акад., 2002.-184 с.
- Фарбер, Д.А. Формирование психофизиологических функций в онтогенезе / Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская // Механизмы деятельности мозга человека. Ч. I. Нейрофизиология человека: под ред. Н. П. Бехтеревой. -Л., 1988.-С. 677−801.
- Фарбер Д.А. Системный подход к изучению психических функций ребенка / Д. А. Фарбер // М., Педагогика, 1998.
- Фарбер, Д.А. Методологические аспекты изучения физиологии ребенка // Физиология человека / Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. 2001. — Т. 27.-№ 5.-С. 8−16.
- Федоров А.И. Особенности вегетативной и эндокринной регуляции процессов адаптации учащихся к условиям среды в различные возрастные периоды: Автореф. дис.. докт. биол. наук /А.И. Федоров. Томск, 2008. -29 с.
- Федотова Н.В. Привычная двигательная активность и психофизиологические особенности подростков / Н. В. Федотова, Н. М. Фатеева // Альманах «Новые исследования» 2004. — № 1−2. — С. 392 393.
- Флейшман, А.Н. Медленные колебания гемодинамики/ А. Н. Флейшман. Новосибирск, 1999. — 264 с.
- Фомин, H.A. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы / H.A. Фомин. М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2003. — 383 с.
- Харитонов, В.И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6−7 лет) / В. И. Харитонов // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 7. — С. 48 — 49.
- Холоднюк, Т.А. Роль индивидуальны психофизиологических показателей школьников в процессе адаптации к условиям предпрофильной подготовки и профильного обучения: автодиссер. дис.. канд. биол. наук / ТА Холоднюк. -Челябинск, 2009. -23 с.
- Чоговадзе, A.B. Физическое развитие детей и подростков, исследование и оценка. (Детская спортивная медицина) / A.B. Чоговадзе, И. И. Бахрах, Р. Н. Дорохов. М: Медицина, 1980. — С. 144−165.
- Шапошников, Е.А. Новые подтверждения статистической закономерности физического развития детей / Е. А. Шапошников // Здравоохранение Рос. Федерации. 1986. -№ 3. — С. 14−17.
- Швецов, А.Г. Об итогах опытного внедрения межрегиональных нормативов для оценки физического развития детей / А. Г. Швецов, B.C. Павловская, Я. В. Стеценко, H.A. Дейс // Гигиена и санитария, 1993. -№ 2.-С 36−39.
- Шереметьева, Э.М. Физиолого-гигиенические аспекты адаптации первоклассников к школе /Э.М. Шереметьева, Н. П. Сетко // Гигиена и санитария. 1999. — № 4. — С. 27−29.
- Шибкова, Д.З. Методологические основы технологии оценки состояния здоровья школьников / Д. З. Шибкова, O.A. Макунина // Материалы Всероссийской, науч.-практ. конф. Липецк, 2006. — С. 132−139.
- Шибкова, Д.З. Электронная модель мониторинга физического развития и состояния здоровья школьников / Д. З. Шибкова, O.A. Скворцова, П. А. Байгужин // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2004. — Т. 90, № 8. -С. 349.
- Шлык, Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей / Н. И. Шлык. Ижевск, 1991. — 417 с.
- Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов: монография/ Н.И. Шлык// Ижевск: изд-во «Удмуртский университет», 2009. 255 с.
- Штылева, JI.B. Школьные корни тендерного неравенства рЬссийской политики / JI.B. Штылева// Международный журнал «Диалог женщин». 2004. — № 25 (41). — С. 26 — 30.
- Шубочкина, Е.И. Биологический возраст подростков и его значение для возрастной периодизации / Е. И. Шубочкина // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1990. — С. 321−322.
- Щедрина, А.Г. Понятие индивидуального здоровья центральнаяпроблема валеологии / А. Г. Щедрина. Новосибирск, 1996. — 49 с.125
- Эльгарова, JI.B. Физическая активность и хронические неинфекционные заболевания среди школьников Кабардино-Балкарии / JI.B. Эльгарова, Р. Х. Кешоков, М. Ж. Чочаева и др. // Материалы 3-го Российского научного форума РеаСпоМед. М., 2003. — С. 190.
- Якубовская, И.А. Тендерные особенности морфофункционального развития и психофизиологического статуса учащихся г. Челябинска: дис.. канд. биол. наук/И. А. Якубовская. Челябинск, 2008. — 135 с.
- Ямпольская, Ю.А. Физическое развитие школьников г. Москвы к началу XXI века / Ю. А. Ямпольская // Альманах «Новые исследования». -М.: Вердана, 2004, № 1−2. С. 441.
- Age effects on interrelationships between С. 10. lung volume and heart rate during standing/G. Stanley et al.// J. Heart Circ. Physiol. 1997. — №.42. — P. 2128−2134.
- Akselrod, S.D. Hemodinamic regulation: investigation by spectral analysis/ S.D. Akselrod, D. Gordon, J.B. Madwed et al.// Am. J. Physiol. 1985. -Vol.249.-P.H. 867-H. 875.
- Almond, C. Children are not little adults/C. Almond // Aust Nurs J., 1998.-V. 6.-P.1−4.
- Analisis of heart rate and beat-to beat variability interval difference index/ H.P. Geiyn et al. // Amer. J. Obstet. And Gunecol. 1980. — Vol.138.
- Babloyantz, A. Is the normal heart a periodic oscillator?/ A. Babloyantz, A. Destexhe//Biol. Cybern. 1988. — V.58. — P. 203−211.
- Brook, U. Physical heals and behavioral in two high schools in Holon, Israel / U. Brook. // Acts Pediatrics Hungarian. 1991. — V. 31. — № 1. — P. 119 129.
- Burke, V. Assessment of nutrition and physical activity education programmers in children /V. Burke, L.J. Beilin, R. Milligan, C. Thompson // Clin. Exp.Pharmacol. Phisiol. 1995. V.22. — № 3. — P. 212−216.
- Carter, J.E.L. Somatotypes of 7 to 16 — year — old boys in Saskatchewan, Canada / J.E.L. Carter, R.L. Mirwald at all. // Amer.J. Hum. Biol. 1997. — V. 9. — № 2. — P. 257 — 272.
- Casey, BJ. The role of the anterior cingulale in automatic and controlled processes: A developmental neuroanatomical study / B.J. Casey, R. Trainor, J. Giedd et al // Dev. Psychobiology. 1997. — V. 30. — P. 61.
- De Marees, H. Immediate orthostatic regulation/ H. De Marees// Cardiology. 1976. — Vol.61. Suppl. 1. — P. 78−90.
- Diamond, A. Close interrelation of motor development and cognitive development and of the cerebellum and prefrontal cortex/A. Diamond // Child Development. 2000.-Vol.71. № 1.-P.44−56.
- Evans, J.M. Gender differences un autonomic cardiovascular regulation: spectral, hormonal and hemodinamic indexes / J.M. Evans, M.G. Ziegler, A.R. Patwardham et al. // J. Appl. Physiol. 2001. — V. 91. — № 6. — P. 2611.
- Faigenbaum, A.D. Strength training for children and adolescents / A.D. Faigenbaum// Clin. Sports Med. 2000.-V. 19.-№ 4.-P. 593−619.
- Ferguson, C. Effects of prior very-heavy intensity exercise on indices of aerobic function and high-intensity exercise tolerance /C. Ferguson, B.J. Whipp, A.J. Cathcart., et al. // J Appl Physiol. 2007. V. l 17. — P. 237−249.
- Hartmann, B. Zur Entwicklung der Korperlichen Freitactivitat beim Ubergang Jugendlicher von der Schule in die Berutsausbidung / B. Hartmann, W. Kryk, N.C. Wada // Arzt. Jugendk. 1987. — Vol. 78, № 4. — P. 269−274.
- Heart rate variability. Standarts of Measurement. Physiological interpretation and clinical use // Circulation, 1996. V. 93. — P. 1043−1065.
- Goldberger, A. Is the normal heartbeat chaotic or homeostatic? / A. Goldberger //News in Physiological Sciences. 1991. — V.6 — P. 87 — 91.
- Kirhvood, M.W. Sources of Poor Performance on the Rey-Osterrieth Complex Figure Test among children with learning difficulties: a dynamic assessment approach / M.W. Kirhvood, M.D. Weiler, J. Holmes-Bernstein et al //
- Clinical Neuropsychologist. 2001. — V. 15, № 3. — P. 345.127
- Krongsdier, R. Assessment of growth and nutritional status- An anthropological perspective / R Krongsdier // Acta med. auxel. 1996. — V. 28. -№ 3.-P. 117−153.
- Lazar, J.W. Frontal systems dysfunction in children with atlention-deflcit/hyperactivity disorder and learning disabilities / J.W. Lazar, Y. Frank // J. Neuropsychiatry. -1998. V. 10. — № 2. — P. 160.
- Liu, C.C. Effects of estrogen on gender-related autonomic differences in humans / C.C. Liu, T.B.J. Kuo, Ch.C.H. Yang // Am. J. Physiol. Heart Circ. Physiol. — 2003. — V. 285. — № 5. — P. 2188.
- Malliani, A. Association of heart rate variability components with physiological regulatory mechanisms /A. Malliani // Heart rate variability/ Malic, Camm eds. 1995. — Futura Pub. Comp. — P. 543.
- Malik, M. Components of heart rate variability. What they really mean and what we really measure /M. Malik, A.J. Camm // Am. J. Cardiol. 1993. Vol. 72.-P. 821−822.
- Miura, A. The effect of glycogen depletion on the curvature constant parameter of the power-duration curve for cycle ergometry/A. Miura, H. Sato, H. Sato, B.J. Whipp, Y. Fukuba// Ergonomics. 2000. — P. 133−141.
- Puente-Maestu, L.S. Effects of two types of training on pulmonary and cardiac responses to moderate exercise in patients with COPD/ L.S. Puente-Maestu, F. Gonzlez, B.J. Whipp// EurRespir J. 2000. — P. 1026−1032.
- Ramaekers, D. Heart rate variability and heart rate in healthy volunteers. Is the female autonomic neurossystem cardioprotective? / D. Ramaekers, H. Ector, A.E. Aubert et al. // Eur. Heart J. 1998. — V. 19. — № 9. — P. 1334.
- Roberts, T.B. Multistage education: metacognitive implications of the mind body psychologies /T.B. Roberts // J. of transpersonal psychology. 1989. -V. 21. -№ 1. — p. 23.
- Sato, N. Cardiovascular reaction to mental stress: relationship with menstrual cycle and gender / N. Sato, S. Miyake // J. Pysiol. Anthropol. Appl. Hum. Science. 2004. — V. 23. — № 6. — P. 215.
- Strelav, J. The concepts of arousal and arousability as used in temperaments studies / J. Strelav // Temperament individual differences at the interface of biology and behavior / Eds. Y.E. Bates, T.D. Wachs. Waschington. -1994.-P. 117.
- Sunnegardh, J. Physical activity and sports involment in 8- and 13-years children in Sweden / J. Sunnegardh, L.S. Bratteby, S. Sfolin // Acta ped. Scan. -1985. Vol. 74. — № 6. — P. 904−912.