Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности психофизиологической адаптации студентов к условиям обучения с разным уровнем двигательной активности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Студенты, независимо от профиля факультета, с типом функционального реагирования «стайер» характеризуются большими потенциальными возможностями интеллектуально-познавательной сферы деятельности и меньшим напряжением центральных механизмов регуляции вегетативных функций в процессе обучения в вузе, при сопоставлении с представителями «спринтерского» и «промежуточного» типов функциональной… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
    • 1. 1. Особенности психофизиологической адаптации к умственной и мышечной деятельности
      • 1. 1. 1. Морфофункциональные и психофизиологические особенности у лиц с преобладанием умственной деятельности
      • 1. 1. 2. Морфофункциональные изменения в организме при физических нагрузках
    • 1. 2. Физиологические аспекты двигательной активности
    • 1. 3. Особенности психофизиологической адаптации студентов к учебной деятельности
      • 1. 3. 1. Морфофункциональные особенности юношеского возраста
      • 1. 3. 2. Роль индивидуального психофизиологического статуса студентов в адаптации к учебной деятельности
      • 1. 3. 3. Двигательная активность как фактор оптимизации здоровья и адаптации студентов
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Общая организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Определение уровня двигательной активности
      • 2. 2. 2. Методы изучения морфологических особенностей организма
      • 2. 2. 3. Математический анализ показателей сердечного ритма
      • 2. 2. 4. Методы оценки гемодинамических показателей и функциональных резервов сердечнососудистой системы
      • 2. 2. 5. Методики исследования нейродинамических функций
      • 2. 2. 6. Методики исследования психофизиологических функций
      • 2. 2. 7. Исследование психологических особенностей
    • 2. 3. Статистические методы
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Особенности соматического и психофизиологического статуса студентов физического факультета и факультета физической культуры и спорта
    • 3. 2. Особенности психофизиологической адаптации студентов физического факультета
      • 3. 2. 1. Характер приспособительных реакций к учебной деятельности у студентов физического факультета с разным уровнем двигательной активности
      • 3. 2. 2. Особенности взаимосвязи показателей, характеризующих состояние физиологических функций студентов физического факультета с разным уровнем двигательной активности
      • 3. 2. 3. Характер приспособительных реакций к учебной деятельности у студентов физического факультета с учетом типа функционального реагирования
    • 3. 3. Особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры и спорта
      • 3. 3. 1. Характер приспособительных реакций к учебной деятельности у студентов факультета физической культуры с разным уровнем двигательной активности
      • 3. 3. 2. Особенности взаимосвязи показателей, характеризующих состояние физиологических функций студентов факультета физической культуры с разным уровнем двигательной активности
      • 3. 3. 3. Характер приспособительных реакций к учебной деятельности у студентов факультета физической культуры с учетом типа функционального реагирования
  • ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Особенности психофизиологической адаптации студентов к условиям обучения с разным уровнем двигательной активности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Особенности формирования приспособительных реакций на информационные и физические нагрузки при действии различных эндогенных и экзогенных факторов представляют одну из фундаментальных проблем в физиологии труда и спорта [Судаков К.В., 1984; Данилова H.H., 1992].

Адаптация, как к физическим, так и к умственным нагрузкам сопровождается характерными приспособительными изменениями функциональных систем, которые, накапливаясь в течение определенного времени, приобретают специфический характер и становятся своего рода индикаторами оценки функционального состояния организма человека [Никифорова O.A., 1995].

Выявление устойчивых комплексов отдельных морфофизиологических параметров, обусловленных индивидуально-типологическими различиями, способствует пониманию специфики механизмов адаптации организма к деятельности различного характера и с достаточной мерой объективности позволяет прогнозировать ее успешность и эффективность [КураевГ.А., 2001].

Одним из существенных условий формирования и совершенствования механизмов адаптации к умственным нагрузкам является двигательная активность, которая может выступать либо как оптимизирующий, либо как дезадаптивный фактор — при нерациональном ее применении [Диордица Л.В., 2002].

Рациональная физическая активность, приводящая к увеличению мощности и стабильности механизмов общей адаптации за счет совершенствования функций центральной нервной системы, позволяет поддерживать не только состояние здоровья, но и обеспечивать высокую производительность определенного вида деятельность [Виру A.A., 1981; Виленский М. Я., 1991; Куликов В. П., 1998].

Учитывая, что умственная деятельность студентов становится все более сложной по структуре и характеру, а значит, и более зависимой от условий, в которых она протекает, важно выяснить, какое влияние оказывает двигательная активность на умственную работоспособность учащихся и соответственно адаптацию к учебному процессу. В доступной литературе недостаточно изучено влияние различных режимов двигательной активности на приспособительные возможности организма студентов при интенсивных учебных нагрузках. В частности, практически отсутствуют данные, характеризующие особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у лиц, занимающихся спортом и ведущих малоподвижный образ жизни.

Актуальность и недостаточная изученность данной проблемы послужили предпосылкой для настоящего исследования. Цель работы заключалась в изучении особенностей психосоматического статуса и адаптивных возможностей организма студентов в условиях обучения с различным уровнем двигательной активности. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1. Исследовать особенности индивидуального соматического и психофизиологического статуса у студентов в зависимости от преобладания умственной либо физической деятельности на факультете.

2. Изучить характер психовегетативных приспособительных реакций студентов при различных уровнях двигательной активности.

3. Выявить степень адекватности объема двигательной активности студентов с учетом индивидуального типа функционального реагирования и специфики обучения на факультете.

Научная новизна исследования.

Впервые показано, что в зависимости от объема организованной двигательной активности в процессе обучения в вузе у студентов формируются три основных типа приспособительных реакций, которые существенно различаются по состоянию механизмов вегетативной регуляции, нейродинамическим характеристикам и показателям когнитивной сферы, уровню функциональных резервов организма студентов.

Установлено, что у студентов, независимо от преобладания умственной или физической нагрузки, наиболее тесная зависимость между успешностью психофизиологической адаптации к выбранному профилю обучения и типом функциональной реактивности наблюдается при среднем уровне двигательной активности, тогда как в условиях гипои гипердинамии такая связь менее выражена.

Определен адекватный режим двигательной активности с учетом преобладания умственной либо физической деятельности в учебном процессе.

Теоретическая и практическая значимость.

Результаты исследования существенно расширяют теоретические представления о роли двигательной активности как фактора оптимизации психофизиологической адаптации учащихся к условиям обучения в высшем учебном заведении.

Полученные в работе данные позволяют прогнозировать успешность деятельности студентов в различных профилях обучения в зависимости от индивидуального типа функционального реагирования и уровня организованной двигательной деятельности.

Представленные материалы имеют практическое значение при разработке физкультурно-оздоровительных мероприятий, адаптированных к условиям обучения на разных факультетах.

Материалы настоящего исследования используются при проведении спецкурса «Медико-биологические основы физической культуры и спорта» в гимназии № 62 г. Кемерово и при чтении лекций по дисциплинам медико-биологического блока на факультете Физической культуры и спорта Кемеровского госуниверситета. Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика обучения на факультете способствует формированию определенного психофизиологического статуса студентов, который предопределяет характер приспособительных реакций в процессе обучения в вузе.

2. Характер зависимости между успешностью психофизиологической адаптации к выбранному профилю обучения и типом функциональной конституции определяется объемом организованной двигательной активности студентов.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, 4-х глав, выводов и библиографического указателя литературы, включающего 204 отечественных и 20 иностранных источников. Работа изложена на 145 страницах машинописного текста, включает 15 таблиц, 13 рисунков. Апробация работы.

выводы.

1. Комплексная оценка морфометрических, нейродинамических, психологических характеристик и показателей вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы студентов различного профиля обучения позволяет выявить особенности формирования психофизиологического статуса и специфику приспособительных реакций в зависимости от уровня двигательной активности: а) у студентов физического факультета отмечается снижение костного и мышечного компонентов массы тела, низкий уровень функциональной подвижности нервных процессов и высокие значения их силы, при сопоставлении с юношами спортивного факультетаб) на факультете физической культуры и спорта преобладают лица с высоким уровнем функциональной подвижности нервных процессов и их слабой силой, смещением баланса вегетативной регуляции в сторону доминирования парасимпатических влияний на сердечный ритм.

2. Сбалансированное сочетание двигательной и умственной деятельности, при среднем для рассматриваемого контингента уровне двигательной активности, способствует формированию у студентов различного профиля обучения состояния удовлетворительной адаптации, которое характеризуется умеренной активацией симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы и высокими функциональными возможностями когнитивной сферы.

3. У юношей естественно-научного профиля обучения в условиях гиподинамии, и у студентов спортивного факультета при гипердинамическом режиме организованной двигательной деятельности выявляется компенсаторное состояние «незавершенной» адаптации, которое развивается на фоне выраженного увеличения активности симпатического отдела вегетативной нервной системы и высокого уровня показателей когнитивной сферы.

4. Студенты, независимо от профиля факультета, с типом функционального реагирования «стайер» характеризуются большими потенциальными возможностями интеллектуально-познавательной сферы деятельности и меньшим напряжением центральных механизмов регуляции вегетативных функций в процессе обучения в вузе, при сопоставлении с представителями «спринтерского» и «промежуточного» типов функциональной конституции.

5. Представленные результаты свидетельствуют о том, что характер формирования приспособительных реакций при различных режимах двигательной активности в значительной степени определяется спецификой процесса обучения и индивидуальными особенностями функционального реагирования студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A., Пономарева В. В., Ермакова Н. В. Образ жизни и здоровье студентов // Материалы I Всероссийской научн. конф., М., 1995.- С.5−9.
  2. H.A. и др. Особенности адаптации ССС юношеского организма // Физиология человека, 1997. № 1. — С.93−97.
  3. H.A., Баевский P.M., Берсенева А. П. Учение о здоровье и проблемы адаптации. М.- Ставрополь, 2000.-203 с.
  4. Адаптация и здоровье: Учебн. Пособие / Отв. ред. Э. М. Казин. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 301 с.
  5. Т.А., Зайцев В. П., Таравкова H.A. Изучение диагностических возможностей цветового теста у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями//Психологич. журнал, 1989.-Т. 10.-№ 3.- С.106−110.
  6. A.A., Баевский A.A., Берсенева А. П. и др. Комплексная оценка функциональных резервов организма. Фрунзе: Изд-во «Илим», 1988. — 195 с.
  7. Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. Новосибирск, 1996. — 27 с.
  8. Т.И. Географическая среда и биология человека. М.: Мысль, 1977.- 302 с.
  9. Альманах психологических тестов / Под ред. P.P. Римских и С. А. Римских. -М., 1995.-367 с.
  10. Н.М. Эксперимент 2. «Огонек», 1997. -№ 49.- С.35−38.
  11. Н.М., БендетЯ.А. Физическая активность и сердце. Киев: Изд-во «Здоровье», 1989. — 213 с.
  12. Н.М., Муравов И. В. Сердце и физические упражнения. М.: Знание, 1985.- 64 с.
  13. П.К. Биология и нейрофизиология умственного рефлекса. М.: Медицина, 1968. — 547 с.
  14. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы // Принципы системной организации функций. М., 1973.- С. 5.
  15. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 448 с.
  16. П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.- 400 с.
  17. П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности // Избранные труды. М., 1979. — 654 с.
  18. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы.- М., 1980.- 197 с.
  19. М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова JI.M. и др. Медико-физиологические аспекты индивидуально-дифференцированного обучения старшеклассников // Физиология человека. 1997. — Т.23. -№ 1. — С. 98−102.
  20. М.В., Манке Г. Г. Физиолого-гигиеническая оценка эффективности индивидуально-дифференцированного обучения учащихся // Гигиена и санитария. 1997.- № 1.- С.24−26.
  21. A.B. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний средствами физической культуры и спорта. Караганда, 1999. — 126 с.
  22. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967.-476 с.
  23. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  24. В.А. Экстремальные принципы в естествознании и их философское содержание. JL, 1977. 345 с.
  25. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М.: Медицина, 1979. 280 с.
  26. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. 226 с.
  27. P.M., Гуров С. П. Измерьте ваше здоровье. М., 1988. С. 112.
  28. P.M. Прогностическая оценка физических возможностей человека.- В кн.: Адаптация и проблемы общей паталогии.Т. 1. -Новосибирск, 1974. С .44−48.
  29. P.M. Физиологические основы кибернетического анализа сердечного ритма // Ритм сердца у спортсменов.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- С. 7−12.
  30. P.M., Иванов Г. Г., Чирейкин Л. В. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: Методические рекомендации. М., 2002. — 43 с.
  31. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека: к проблеме развития физкультурного знания // Теория и практика физ. культуры, 1991.-Ж7.-С.37−41.
  32. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988.- 208 с.
  33. В.А. Двигательная активность ведущий универсальный фактор оптимизации жизнедеятельности и биопрогресса // Валеология, 2003. -№ 1. — С. 7−10.
  34. A.C. Высшие интегральные системы мозга. Л., 1981.- 316 с.
  35. H.A., Кубергер М. Б. Заболевания сердца и сосудов у детей. М., 1987.-Т.1.- С.94−99.
  36. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988. 269 с.
  37. М.Г. Роль психофизиологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности: Автореф.. канд. биол. наук. -Новосибирск, 2000. 22 с.
  38. H.A. Физиология движений и активности: Сер. «Классики науки».-М., 1990.-495 с.
  39. Н.П., Гоголицын Ю. Л., Кропотов Ю. Д., Медведев C.B. Нейрофизиологические механизмы мышления. Л., 1985.- 272 с.
  40. Н.П. Введение / Механизмы управления памятью. Л., 1979.-С.7.
  41. В. М. Кругликов Р.И., Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека. М.: Педагогика, 1980.- 151 с.
  42. Е., Гриненко М. Движение это жизнь // Спорт — жизнь России, 1983. — № 4. — С.32−36.
  43. В.В. Антропология. М.: Изд-во МГУ, 1941.
  44. Е.В. Спорт и кровообращение: возрастные аспекты. Челябинск, 1998.-202 с.
  45. Ю.С. Показатели кардиореспираторной системы у спортсменов разного возраста // Физиология человека. 1998. — Т.24.- № 3.- С.105−106.
  46. Ю.С. Типы адаптации кардиореспираторных функций спортсменов к физической нагрузке // Физиология человека. 1999. — Т.25. -№ 3. — 91−94.
  47. М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1999. — N 10. — С.2−5.
  48. М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№ 1. — С.27−32.
  49. М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования: методология и теория //Теория и практика физ. культуры. -1991.-N11.- С.27−30.
  50. М.Я., Горшков А.Г Самовоспитание и самосовершенствование студентов в процессе физического воспитания //Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт). М., 2002. — С. 152−159.
  51. A.A. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. JL: Наука, 1981.- 156 с.
  52. A.A., Кырге П. К. Гормоны и спортивная работоспособность М.: Физкультура и спорт, 1983. — 159 с.
  53. A.A., Юримяэ Т. Д., Смирнова Т. А. Аэробные упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 142 с.
  54. Н.Я. Влияние сдачи экзаменов по предметам с различным объемом информации на сердечную деятельность студентов //Гигиена и санитария, 1985. -№ 4. С. 93.
  55. Н.Я. Влияние экзаменов на сердечную деятельность студентов младших и старших курсов // Высш.нерв.деят., 1982. № 1. — С.ЗЗО.
  56. .А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.: ФиС, 1976.-234 с.
  57. М.Ю., Соколов Д. К., Кандрор И. С. и др. Об интегральной оценке функционального состояния организма // Физиология человека, 1988.-Т.14. № 6.- С.957−963.
  58. Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей //Вопр.психологии, 1980. № 4. — С.23−27.
  59. С.М., Ильин А. Б. Оценка личности спортсменов разных специализаций и квалификаций // Теория и практика физ.культуры. 2003. -№ 2. — С.24−26.
  60. A.C. Индивидуальные особенности регуляции функционального состояния центральной нервной системы // Физиология человека. 1980. -Т.15.-№ 5.- С. 3−10.
  61. С.И., Золина З. М., Мойкин Ю. В. Методики исследования в физиологии труда.- М., 1974.- 345 с.
  62. JI.H., Элькин М. А. Профессиональные заболевания конечностей от функционального напряжения. JI.: Медицина, 1984.-166 с.
  63. Е.П., Левочкина И. А., Сапожников В. М. Некоторые психологические и психофизиологические черты математически одаренных подростков // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -1989.-№ 2.-С. 23−27.
  64. H.H. Психофизиологическая диагностика состояний. М.: МГУ, 1992.-С.191.
  65. H.H. Функциональные состояния: механизмы и диагностика.-М.: МГУ, 1985.- 288 с.
  66. С.Б., Соложенкин В. В., Краснов И. Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Психологич. журнал, 1989.- № 1. С.99−105.
  67. Н.Ю., Щукуров Ф. А. // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы I Всероссийской научной конференции. 21−23 ноября 1995. — М., 1995. С.77−78.
  68. Л.В. Двигательная активность и здоровье студентов // Физическая культура и здоровый образ жизни. Материалы Международной научно-практической конференции. Томск, 2002. — С. 91−93.
  69. Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. М.: Владос, 2000. — 144 с.
  70. В.П. Особенности динамики ПСФ при умственном труде// Гигиена и санитария.- 1987.- № 4.- С. 39−44.
  71. В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности. Минск: Высшая школа, 1990.
  72. Т.А. Показатели вариабельности сердечного ритма у спортсменов. Взаимосвязь со структурно-функциональным состоянием миокарда // Физиология человека. 2000. -Т.6. — № 1. С. 12−15.
  73. A.C., Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. Л.: Наука, 1973.- 132 с.
  74. Жбанов О. В, Петров Д. С., Головина В. А. Система контроля психофизиологического состояния человека как инструмент управления процессом адаптации в спорте и учебном процессе // Теория и практика физ. Культуры, 2003.- № 2.- С.20−23.
  75. Д.И. Связь реакции сердечного ритма на ортопробу с характеристиками центральной гемодинамики // Физиология человека. 1989. Т. 15.№ 2 С. 43−48.
  76. Е.Ю., Муравов О. И. Влияние физической активности на здоровье: обзор научных исследований // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья, 1998. -№ 4.-С.7−13.
  77. А.В. Соотношение функций организма. М.: Медицина, 1990.-160 с.
  78. В.П., Сулимо-Самуйлло З.К. Физические нагрузки современного человека.- Л.: Наука, 1982.- 92 с.
  79. В.И. Роль индивидуально-типологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности: Автореф.. канд. биол. наук. Томск, 2002. — 24 с.
  80. Л.Н. Психо-физиологические особенности подростков с пограничной артериальной гипертензией. Дис. канд. мед. наук. Томск, 1996.- 154 с.
  81. Л.Н., Галеев А. Р. Оценка функционального состояния организма с помощью программно-технического комплекса ОКТОРЬиБ: Методическое руководство.- Кемерово.- 2000. 30 с.
  82. Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии / Под ред. Ильина Е.П.- М.: Наука, 1978 С. 325−346.
  83. Е.П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001.464 с.
  84. Е.П. Экспресс метод определения степени выраженности свойства подвижности, инертности возбуждения и торможения // Психофизиологические основы физ. воспитания и спорта. — Л.: Пед. ин-т, 1972. — С.5−7.
  85. Р.Ю. Память и адаптация. Новосибирск: Наука, 1979.
  86. JI.A. Изменение функций сердечно-сосудистой системы при различном уровне двигательной активности // Превентивная кардиология. -М.: Медицина, 1977.-С. 136−166.
  87. Э.М., Панферов В. А., Ефремова Г. В., Коцарь Ю. А. Оценка взаимосвязи типа функциональной конституции с кардиодинамическими показателями спортсменов с помощью автоматизированных программ //Физиология человека, 1994. Т. 20. -№ 4. — С.45−47.
  88. Э.М., Иванов В. И., Литвинова H.A., и др. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности И Физиология человека, 2002. Т.28.-№ 3. -С.23−29.
  89. В.П. Биосистемы и адаптация. Новосибирск, 1973.- 76 с.
  90. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980.- 192 с.
  91. В.П., Казначеев C.B., Адаптация и конституция человека. -Новосибирск: Наука, 1986. 118 с.
  92. В.И. Взаимосвязь сокращения и расслабления сердечной мышцы при адаптации сердца к длительному напряжению: Дис.. д-ра мед. наук. М., 1978. — 167 с.
  93. A.B. Колебательная структура психофизиологических показателей как источник информации о продуктивности умственной деятельности // Физиология человека. 1988.- Т.14.- № 5.- С. 730−738.
  94. В.Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине.- М.: Физ. и спорт, 1988.- 208 с.
  95. А.И. Умственный труд и эмоции. М.: Медицина, 1978.-366с.
  96. А.И. Обучение и здоровье. М., 1986.- 162 с.
  97. В.И., Курасов В. Н., Куликов В. П. Нейроэидокрииная регуляция при максимальной и субъективно-оптимальной физических нагрузках // Физиол. журнал СССР. 1991.- Т.77. — № 5.. С.35−38.
  98. В.И., Шарапова П. Х., Куликов В. П. Занятия по физическому воспитанию и индивидуальная двигательная активность студентов // Теория и практика физ. культуры, 1991.- № 6.- С.21−23.
  99. А.И., Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституциях человека. JL: Наука, 1979.- 163 с.
  100. Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека // Теория и практика физ. культуры, 2003.- № 2. С.20−23.
  101. Ю.П. Двигательная активность студентов: структура, нормы, содержание // Теория и практика физ. культуры, 2004. № 5. — С.44−46.
  102. Е.А., Туровский H.H. Гипокинезия. М.: Медицина, 1980.318 с.
  103. А.И. Особенности обеспечения умственной деятельности при высоком НЭН // Индивидуальные психологические особенности человека и профессиональная деятельность: Тез. докл.- Черкассы, 1991.- С. 118−119.
  104. А.Б., Думбай В. Н., Власкина JI.A., Шабельницкая A.A. К диагностике утомления человека-оператора // Физиологические основы утомления человека. Ижевск, 1978. С.28−40.
  105. Ф.И., Бреус Т. К., Раппорт С. И. и др. // Итоги науки и техники. Медицинская география. М., 1989. — Т.18. — С.1−174.
  106. В.П. Гармонизация умственных и физических нагрузок, как условие повышения эффективности обучения студентов физкультурных вузов // Теория и практика физ. культуры, 2000.- № 5.- С.22−24.
  107. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. -Л.: Медицина, 1978. 215 с.
  108. С.Г., Леутин В. П., Чухрова М. Г. Психофизиологические аспекты незавершенной адаптации.-Новосибирск, 1998.- 100 с.
  109. С.Г., Олифер JI.Д. Методические подходы к оценке уровня здоровья студентов младших курсов // Здравоохранения РФ, 1993.-№ 5.-С.16−18.
  110. В.П. Физиологическое обоснование нового подхода к оптимизации оздоровительных физических нагрузок // Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток: Дальнаука, 1995. — С.92−104.
  111. В.П., Киселев В. И. Потребность в двигательной активности. -Новосибирск: Наука, 1998. 126 с.
  112. В.П., Киселев В. И. Реакция бета-эндорфина при физической нагрузке различной мотивированности // Физиология человека. 1992. — Т. 18. -№ 1. — С.104−109.
  113. К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. М.: Физкультура и спорт. — 1987. — 192 с.
  114. Г. А., Чораян И. О. Влияние личностных характеристик на параметры адаптивности и изменение психоэмоционального тонуса при умственных и физических нагрузках// Валеология. 2001.- № 1. — С.4−13.
  115. Л. Исследование ПНС человека в связи с его спортивной и трудовой деятельностью: Автореф.. канд. биол. наук. Киев, 1966. — 26 с.
  116. Г. Ф. Биометрия. М., Высшая школа, 1980. — 293 с.
  117. В.Б. Адаптация студентов к обучению в вузе //Гигиена и санитария, 1983. № 7. — С. 21−23.
  118. С.П. Комплексная оценка физической работоспособности юношей // Физиология человека, 2001.- Т. 27.- № 5.- С.68−75.
  119. Н.М. Опыт изучения двигательной активности у детей близнецов // Двигательная активность человека и гипокинезия.-Новосибирск, 1972.- С.30−34.
  120. А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М, 1981. — 110 с.
  121. H.H., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. М.: Просвещение, 1986. — 287 с.
  122. В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск: Наука, 1988.238 с.
  123. H.A., Иванов В. И., Березина М. Г. Автоматизированные методы психодиагностики: методические рекомендации. Кемерово, Кузбассвузиздат, 2002. — 27 с.
  124. Ю.А. Адаптация к учебной нагрузке студентов медицинского вуза //Гигиена и санитария, 1980. № 5. — С. 17−18.
  125. B.C. и др. Клиническая нейрофизиология и патология гипокинезии. Л.: Медицина, 1979. — 216 с.
  126. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 192 с.
  127. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1992.
  128. Л.Г. Влияние различных режимов двигательной активности на показатели физического развития и параметры вегетативной регуляции сердечного ритма младших школьников: Автореф. канд. биол. наук.-Томск, 2002.- 22 с.
  129. М. Цвет Вашего характера / Пер. с англ.- М.: Вече, Персей, ACT, 1996.-400 с.
  130. A.A. Возрастная физиология. М., 1969. -549 с.
  131. В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиология человека. 1998. — Т.24. -№ 4.- С.7−13.
  132. В.И. Психологические реакции человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982. 102 с.
  133. В.И. Эмоциональное состояние. Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. 161 с.
  134. В.И., Леонова А. Б. Функциональные состояния человека// Физиология трудовой деятельности. СПб: Наука, 1993. — С.25−67.
  135. Ф.З. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность. М., 1978. — 344 с.
  136. Ф.З. Защитные эффекты адаптации и некоторые перспективы развития адаптационной медицины // Успехи физиол. наук, 1983. Т.22. — № 2. — С. 52−86.
  137. Ф.З. Адаптация сердца к большим нагрузкам и сердечная недостаточность. М.: Наука, 1975.- 263 с.
  138. Ф.З. Два типа долговременной адаптации сердца к большой нагрузке. Киев: Наук. Думка, 1976. — 131 с.
  139. Ф.З. Физиология адаптационных процессов. М., 1986. — С.77.
  140. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988.- С. 19.
  141. P.A., Хрущев C.B., Хельбин В. Н. Возрастная кардиодинамика у спортсменов. М.: Медицина, 1989.- С. 106.
  142. B.C. Психология индивидуальности // Избранные психологические труды / Под ред. Е. А. Климова. М.: Изд-во ин-та практической психологии. Воронеж: НПО «Модэкс». — 1996. — 448 с.
  143. М.Р. Лекции по физиологии моторно-висцеральной регуляции. Пермь, 1972. -35с.
  144. P.E., Каплан ЭЛ., Велитченко В. К. и др. Двигательная активность важное условие здорового образа жизни // Теория и практика физ. культуры, 1990.- № 1.- С. 14−22.
  145. .А. Конституция человека //Антропология /Итоги науки и техники. М.: ВИНИТИ, 1991. — 150 с.
  146. .А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма (анализ наследственных и средовых влияний на постнатальный онтогенез). М.: Наука, 1978. — С.62−63
  147. . А., Корнетов H.A. Интегративная биомедицинская антропология. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. — 182 с.
  148. O.A. Сравнительная оценка функционального состояния организма представителей умственного труда и квалифицированных спортсменов: Дис. канд. биол. наук. Кемерово, 1995.- 140 с.
  149. И.А., Сидоров П. И., Соловьев А. Г. Познавательные психические процессы и личностные характеристики социально-дезадаптированных студентов // Гигиена и санитария, 2002. № 6. — С.24−27.
  150. И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Медгиз, 1951. — 506 с.
  151. В.А. Оценка показателей кардиоритма и гемодинамики у спортсменов с различным типом функциональной конституции и специализации с помощью автоматизированных систем /Автореф. канд. биол. наук.- Томск, 1995.- 24с.
  152. Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань, 1977. — 243 с.
  153. Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Казань: КГУ, 1974. — 253 с.
  154. К.К. Психологический практикум. М.: Высшая школа, 1980. -165 с.
  155. А.Н. Динамика врабатываемости и адаптации некоторых функциональных систем у студентов-первокурсников при регулярной физической нагрузке // Теория и практика физ. культуры, 1997. -№ 8. С.25- 40.
  156. H.H., Антропов Г. А. К методике оценки функционального состояния нервной системы человека в процессе труда //Гигиена и санитария, 1982.-№ 4.-С. 59.
  157. М.Т. Адаптация к физическим нагрузкам // Физиология адаптационных процессов: Рук-во по физиологии / Под ред. О. Г. Газенко, Ф. З. Меерсона.- М., 1986.- С. 124−221.
  158. В.В. Проблема утомления.- М., 1975.- 240 с.
  159. В.В. Утомление // Рук-во по физиологии труда.- М.: 1983.- С. 227−250.
  160. A.B., Пеккер Я. С., Медведев М. А., Берестнева О. Г. Адаптационные характеристики человека. Томск, 1997. 138 с.
  161. В.Б. Валеологические принципы организации физической культуры. Новосибирск, 1997. — 164 с.
  162. В.Б., Айзман Р. И. Проблемы оптимизации двигательной активности школьников с позиции валеологии // Валеологические аспекты образования. Барнаул, 1996.- С.34−36.
  163. В.Б. Тип адаптивного реагирования как критерий оптимизации физкультурно-спортивной деятельности учащихся // Материалы конференции «Проблемы теории и практики управления образованием». Новосибирск, 2002.
  164. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. 352 с.
  165. Г. Г. Изменение работоспособности у студентов в зависимости от количества занятий в неделю // Теория и практика физ. культуры, 1970. № 9. — С.49−50.
  166. А.И., Раппопорт E.H., Болокан Н. И., Кузор В. М., Подберецкий В. И. Классификационный подход к оценке характера реагирования на эмоциональный стресс // VII Всероссийская конф. по экологической физиологии: Тез.докл.- Ашхадаб: Илим, 1989.- С. 272.
  167. И.М. Избранные произведения. Сер. «Классики науки». М., 1952.-Т. 1.-772 с.
  168. П.В. 44-е годичное собрание общества психиатрии США (4−7 мая 1989 г., Сан-Франциско, США) // Высшая нервная деятельность. 1989.-T.XXXIX.- вып.5.- С. 986−987.
  169. М.Б. Методы системного анализа в медицинских исследованиях. М.: Медицина, 1989. — 304 с.
  170. K.M., Фаустов СЛ. Перспективы нормирования оптимума двигательной активности человека // Физиологические и клинические проблемы адаптации к гипоксии, гиподинамии и гипертермии. М., 1981. — С. 89−90.
  171. Е.Б. Корковая регуляция движений человека. JL: Медицина, 1981.
  172. A.C., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М.: Терра-Спорт, 2001.- 520 с.
  173. К.В. Общая теория функциональных систем. М., 1984.- 223 с.
  174. К.В. Функциональные системы организма. М.: Медицина, 1987.-432 с.
  175. К.В. Системная организация функций человека: теоретические аспекты // Успехи физиологических наук. 2000. — Т. 31. — № 1. — С. 81−96.
  176. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: Медицина, 1991. 172 с.
  177. Дж. Рост и конституция человека //Биология человека. М.: Мир, 1979. — С.366−471.
  178. O.JI. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности подростков с различным типом вегетативной регуляции: Автореф. канд. биол. наук, — Томск, 1998.- 22 с.
  179. А.У., Цетина Г. П. Предупреждение конфликтности как одного из факторов дезадаптации в экстремальных условиях. Сб. научн. трудов.- JI., 1983. С.56−60.
  180. В.Н. Вопросы рациональности сочетания тренировочных и учебных нагрузок в физкультурных вузах // Сборник трудов ученых РГАФК. -М., 2000.-С. 136−143.
  181. В.Г., Глухих Ю. Н. Спортивная антропология и морфология. Омск, 2000.- 110 с.
  182. А.Г. Взаимосвязь двигательных и вегетативных функций при физических нагрузках // Физиология человека, 1988. Т. 14.- № 2.- С.263−270.
  183. Д.А. Принципы систем структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. JL: Наука, 1990. — С. 168.
  184. Д.А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности) //Физиология человека, 1991.- т.17. № 5. — С.17.
  185. Физиология человека: Учебник. Т.1./ Под ред. В. М. Покровского, Г. Ф. Коротков. — М.: Медицина, 2001.- 448 с.
  186. О.М., Щедрина А. Г. Роль индивидуальной изменчивости организма в формировании здоровья студентов // Гигиена и санитария, 1996.-№ 4.- С.29−32.
  187. Н.Б. Регуляция вариативности ритма сердца у здоровых и больных с психогенной и органической патологией мозга. Дисс.. докт. мед. наук.- М.: Ин-т ВНД, 1996.- 236 с.
  188. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  189. E.H. Конституция и биомеханическая индивидуальность человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 152 с.
  190. E.H., Перевозчиков И. В. Антропология. М.: Изд-во МГУ, 1991.-318 с.
  191. Центры научных основ здоровья и развития / Под ред. Э. М. Казина, Т. С. Паниной, Г. А. Кураева. Кемерово, 1993. — 191с.
  192. Т.Н. // Физиологический журнал СССР.- 1979.- № 12.- С. 17 341 739.
  193. Т.Н. и др. О механизмах функциональной адаптации ЦНС при напряженной мышечной деятельности // Физиологический журнал, 1992.-Т.78.- № 2.- С. 13−21.
  194. В.П. Определение содержания жира. В кн.: Центры научных основ здоровья и развития /Под ред. Э. М. Казина, Т. С. Паниной, Г. А. Кураева. — Кемерово, 1993. — 191с.
  195. О.Г., Айдаркин Е. К., Чораян И. О. Индивидуально-типологические особенности регуляции и взаимодействия функциональных систем в разных режимах деятельности // Физиология человека, 2001. № 2. -С. 5−15.
  196. Ш. К. Программирование физической подготовки единоборца.-Махачкала, 1997.- 260 с.
  197. В.Б. Теория функциональных систем в психофизиологии // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., 1988. -С.21−28
  198. Ю.П., Казин Э. М., Лурье С. Б. Проблемы адаптации человека // Вест. АМН СССР, 1975.- № 10.- С.5−16.
  199. А.Г. Понятие индивидуального здоровья центральная проблема валеологии. — Ноносибирск, 1996.- 49 с.
  200. Дж.С., Розенфельд Р. Стресс: Природа и лечение / Пер. с англ. -М.: Медицина, 1985. 224 с.
  201. Bertalanty L. General system theory // A survey.N.Y., 1968.- P. 30−34.
  202. Blumberg P., Flaherty S.A. The influence on non cognitive variables in student performance //J. Of Med. Education, 60. p.721−723
  203. Briazgounov I.P. The role of physical activity in the prevention and treatment of noncommunicable diseases // World Health Statistic. Quart. 1988.- V. 41. № 304. — P. 242−250.
  204. Cameron C.A. A theory of fatigue // Man under stress / Ed by A.T. Welford.-L., 1974.
  205. Dodson L., Mullens W. Some effects of jogging on psychiatric hospital patients // Amer. Collect. Therap. J. 1969. — Sept., Oct. — P. 130−134.
  206. Gupta S., Nicholson J. Simple visual reaction time, personality and strength of the nervous system: a signal-detection theory approach // Person, and Individ.-1985.- V0I.6.-N 4.- P. 461−469.
  207. Hughes J. Physiological effects of habitual aerobic exercise: a critical review // Prevent. Med. 1984. — V. 13. — P. 66−78.
  208. Hull E., Young S., Ziegler M. Aerobic fitness cardiovascular and catecholamine responses to stressors // Psychophysiology.- 1984.- V.56.- N 5.- P. 1260−1264.
  209. Hurley B., Hagberg J., Allen W. Effect of training on blood lactate levels during submaximal exercise // J. Appl. Physiol. 1984. — V.56.- № 5. — P. 12 601 264.
  210. Jacobson E. You must relax. N. Y.: McGraw — Hill, 1978. — 195 p.
  211. Jongensen Ch., Gobel F., Taylor H., Wang J. Myocardial blood flow and oxygen consumption during exercise // Ann. N. Y. Acad. Sci.- 1977.- Vol.301.- P. 213−223.
  212. Locke M., Noble E.G., Atkinson B.G. Exercising mammals synthesize stress proteins // Amer. J. Physiol. 1990. — V. 258, № 4. — Pt. I. — P. 723−729.
  213. Lusher Max. The Lusher colour test // Translated by I.A. Scoot. London, 1983.- P.207.
  214. Malik M., Camm A.J. Heart Rate variability // Clin. Cardiol., 1990.-V.13.-P.570.
  215. Mellerowics H. Training: Biologische und medizinische Grundlagen und Prinzipen des Trainings.- Berlin: Springer-Verlag, 1980.- 210 p.
  216. Montoye H.J., Taylor H.L. Measurement of physical activity in population studies: A Review // Human Biology. 1984. — V. 56. № 2.- P.195−216.
  217. Powell K.E., Caspersen CJ., Koplan J.P., Ford E.S. Physical activity chronic disease// Amer. J. Clin Nutr. 1989. — V. 49, № 5, Suppl. — P. 999−1006.
  218. Rashevsky M. Mathematical principles in biology and their applications. -Springfield, 1961.311 c.
  219. Richard D., Birrer R. Exercise stress testing // J. Farm. Pract. 1988. — V. 26, N4.-P. 425−435.
  220. Serum prolactin, growth hormone and sedentary subjects after submaximal and exhaustive exercises / T. Barrea, E. Raggiani et al. // J. Sport. Med. and Phys. Fitness, 1988.- V.28.- № 1.- P.89−92.
Заполнить форму текущей работой