Особенности психофизиологической адаптации студентов к условиям обучения с разным уровнем двигательной активности
Диссертация
Студенты, независимо от профиля факультета, с типом функционального реагирования «стайер» характеризуются большими потенциальными возможностями интеллектуально-познавательной сферы деятельности и меньшим напряжением центральных механизмов регуляции вегетативных функций в процессе обучения в вузе, при сопоставлении с представителями «спринтерского» и «промежуточного» типов функциональной… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
- 1. 1. Особенности психофизиологической адаптации к умственной и мышечной деятельности
- 1. 1. 1. Морфофункциональные и психофизиологические особенности у лиц с преобладанием умственной деятельности
- 1. 1. 2. Морфофункциональные изменения в организме при физических нагрузках
- 1. 2. Физиологические аспекты двигательной активности
- 1. 3. Особенности психофизиологической адаптации студентов к учебной деятельности
- 1. 3. 1. Морфофункциональные особенности юношеского возраста
- 1. 3. 2. Роль индивидуального психофизиологического статуса студентов в адаптации к учебной деятельности
- 1. 3. 3. Двигательная активность как фактор оптимизации здоровья и адаптации студентов
- 1. 1. Особенности психофизиологической адаптации к умственной и мышечной деятельности
- 2. 1. Общая организация исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 2. 1. Определение уровня двигательной активности
- 2. 2. 2. Методы изучения морфологических особенностей организма
- 2. 2. 3. Математический анализ показателей сердечного ритма
- 2. 2. 4. Методы оценки гемодинамических показателей и функциональных резервов сердечнососудистой системы
- 2. 2. 5. Методики исследования нейродинамических функций
- 2. 2. 6. Методики исследования психофизиологических функций
- 2. 2. 7. Исследование психологических особенностей
- 2. 3. Статистические методы
- 3. 1. Особенности соматического и психофизиологического статуса студентов физического факультета и факультета физической культуры и спорта
- 3. 2. Особенности психофизиологической адаптации студентов физического факультета
- 3. 2. 1. Характер приспособительных реакций к учебной деятельности у студентов физического факультета с разным уровнем двигательной активности
- 3. 2. 2. Особенности взаимосвязи показателей, характеризующих состояние физиологических функций студентов физического факультета с разным уровнем двигательной активности
- 3. 2. 3. Характер приспособительных реакций к учебной деятельности у студентов физического факультета с учетом типа функционального реагирования
- 3. 3. Особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры и спорта
- 3. 3. 1. Характер приспособительных реакций к учебной деятельности у студентов факультета физической культуры с разным уровнем двигательной активности
- 3. 3. 2. Особенности взаимосвязи показателей, характеризующих состояние физиологических функций студентов факультета физической культуры с разным уровнем двигательной активности
- 3. 3. 3. Характер приспособительных реакций к учебной деятельности у студентов факультета физической культуры с учетом типа функционального реагирования
Список литературы
- Агаджанян H.A., Пономарева В. В., Ермакова Н. В. Образ жизни и здоровье студентов // Материалы I Всероссийской научн. конф., М., 1995.- С.5−9.
- Агаджанян H.A. и др. Особенности адаптации ССС юношеского организма // Физиология человека, 1997. № 1. — С.93−97.
- Агаджанян H.A., Баевский P.M., Берсенева А. П. Учение о здоровье и проблемы адаптации. М.- Ставрополь, 2000.-203 с.
- Адаптация и здоровье: Учебн. Пособие / Отв. ред. Э. М. Казин. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 301 с.
- Айвазян Т.А., Зайцев В. П., Таравкова H.A. Изучение диагностических возможностей цветового теста у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями//Психологич. журнал, 1989.-Т. 10.-№ 3.- С.106−110.
- Айдаралиев A.A., Баевский A.A., Берсенева А. П. и др. Комплексная оценка функциональных резервов организма. Фрунзе: Изд-во «Илим», 1988. — 195 с.
- Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. Новосибирск, 1996. — 27 с.
- Алексеева Т.И. Географическая среда и биология человека. М.: Мысль, 1977.- 302 с.
- Альманах психологических тестов / Под ред. P.P. Римских и С. А. Римских. -М., 1995.-367 с.
- Амосов Н.М. Эксперимент 2. «Огонек», 1997. -№ 49.- С.35−38.
- Амосов Н.М., БендетЯ.А. Физическая активность и сердце. Киев: Изд-во «Здоровье», 1989. — 213 с.
- Амосов Н.М., Муравов И. В. Сердце и физические упражнения. М.: Знание, 1985.- 64 с.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология умственного рефлекса. М.: Медицина, 1968. — 547 с.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы // Принципы системной организации функций. М., 1973.- С. 5.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 448 с.
- Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.- 400 с.
- Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности // Избранные труды. М., 1979. — 654 с.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы.- М., 1980.- 197 с.
- Антропова М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова JI.M. и др. Медико-физиологические аспекты индивидуально-дифференцированного обучения старшеклассников // Физиология человека. 1997. — Т.23. -№ 1. — С. 98−102.
- Антропова М.В., Манке Г. Г. Физиолого-гигиеническая оценка эффективности индивидуально-дифференцированного обучения учащихся // Гигиена и санитария. 1997.- № 1.- С.24−26.
- Артеменко A.B. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний средствами физической культуры и спорта. Караганда, 1999. — 126 с.
- Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967.-476 с.
- Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 270 с.
- Асеев В.А. Экстремальные принципы в естествознании и их философское содержание. JL, 1977. 345 с.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М.: Медицина, 1979. 280 с.
- Баевский P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. 226 с.
- Баевский P.M., Гуров С. П. Измерьте ваше здоровье. М., 1988. С. 112.
- Баевский P.M. Прогностическая оценка физических возможностей человека.- В кн.: Адаптация и проблемы общей паталогии.Т. 1. -Новосибирск, 1974. С .44−48.
- Баевский P.M. Физиологические основы кибернетического анализа сердечного ритма // Ритм сердца у спортсменов.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- С. 7−12.
- Баевский P.M., Иванов Г. Г., Чирейкин Л. В. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: Методические рекомендации. М., 2002. — 43 с.
- Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека: к проблеме развития физкультурного знания // Теория и практика физ. культуры, 1991.-Ж7.-С.37−41.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988.- 208 с.
- Бароненко В.А. Двигательная активность ведущий универсальный фактор оптимизации жизнедеятельности и биопрогресса // Валеология, 2003. -№ 1. — С. 7−10.
- Батуев A.C. Высшие интегральные системы мозга. Л., 1981.- 316 с.
- Белоконь H.A., Кубергер М. Б. Заболевания сердца и сосудов у детей. М., 1987.-Т.1.- С.94−99.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988. 269 с.
- Березина М.Г. Роль психофизиологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности: Автореф.. канд. биол. наук. -Новосибирск, 2000. 22 с.
- Бернпггейн H.A. Физиология движений и активности: Сер. «Классики науки».-М., 1990.-495 с.
- Бехтерева Н.П., Гоголицын Ю. Л., Кропотов Ю. Д., Медведев C.B. Нейрофизиологические механизмы мышления. Л., 1985.- 272 с.
- Бехтерева Н.П. Введение / Механизмы управления памятью. Л., 1979.-С.7.
- Боев В. М. Кругликов Р.И., Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека. М.: Педагогика, 1980.- 151 с.
- Бондаревский Е., Гриненко М. Движение это жизнь // Спорт — жизнь России, 1983. — № 4. — С.32−36.
- Бунак В.В. Антропология. М.: Изд-во МГУ, 1941.
- Быков Е.В. Спорт и кровообращение: возрастные аспекты. Челябинск, 1998.-202 с.
- Ванюшин Ю.С. Показатели кардиореспираторной системы у спортсменов разного возраста // Физиология человека. 1998. — Т.24.- № 3.- С.105−106.
- Ванюшин Ю.С. Типы адаптации кардиореспираторных функций спортсменов к физической нагрузке // Физиология человека. 1999. — Т.25. -№ 3. — 91−94.
- Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1999. — N 10. — С.2−5.
- Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№ 1. — С.27−32.
- Виленский М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования: методология и теория //Теория и практика физ. культуры. -1991.-N11.- С.27−30.
- Виленский М.Я., Горшков А.Г Самовоспитание и самосовершенствование студентов в процессе физического воспитания //Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт). М., 2002. — С. 152−159.
- Виру A.A. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. JL: Наука, 1981.- 156 с.
- Виру A.A., Кырге П. К. Гормоны и спортивная работоспособность М.: Физкультура и спорт, 1983. — 159 с.
- Виру A.A., Юримяэ Т. Д., Смирнова Т. А. Аэробные упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 142 с.
- Волкинд Н.Я. Влияние сдачи экзаменов по предметам с различным объемом информации на сердечную деятельность студентов //Гигиена и санитария, 1985. -№ 4. С. 93.
- Волкинд Н.Я. Влияние экзаменов на сердечную деятельность студентов младших и старших курсов // Высш.нерв.деят., 1982. № 1. — С.ЗЗО.
- Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.: ФиС, 1976.-234 с.
- Гедымин М.Ю., Соколов Д. К., Кандрор И. С. и др. Об интегральной оценке функционального состояния организма // Физиология человека, 1988.-Т.14. № 6.- С.957−963.
- Голубева Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей //Вопр.психологии, 1980. № 4. — С.23−27.
- Гордон С.М., Ильин А. Б. Оценка личности спортсменов разных специализаций и квалификаций // Теория и практика физ.культуры. 2003. -№ 2. — С.24−26.
- Горев A.C. Индивидуальные особенности регуляции функционального состояния центральной нервной системы // Физиология человека. 1980. -Т.15.-№ 5.- С. 3−10.
- Горшков С.И., Золина З. М., Мойкин Ю. В. Методики исследования в физиологии труда.- М., 1974.- 345 с.
- Грацианская JI.H., Элькин М. А. Профессиональные заболевания конечностей от функционального напряжения. JI.: Медицина, 1984.-166 с.
- Гусева Е.П., Левочкина И. А., Сапожников В. М. Некоторые психологические и психофизиологические черты математически одаренных подростков // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -1989.-№ 2.-С. 23−27.
- Данилова H.H. Психофизиологическая диагностика состояний. М.: МГУ, 1992.-С.191.
- Данилова H.H. Функциональные состояния: механизмы и диагностика.-М.: МГУ, 1985.- 288 с.
- Данияров С.Б., Соложенкин В. В., Краснов И. Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Психологич. журнал, 1989.- № 1. С.99−105.
- Джураева Н.Ю., Щукуров Ф. А. // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы I Всероссийской научной конференции. 21−23 ноября 1995. — М., 1995. С.77−78.
- Диордица Л.В. Двигательная активность и здоровье студентов // Физическая культура и здоровый образ жизни. Материалы Международной научно-практической конференции. Томск, 2002. — С. 91−93.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. М.: Владос, 2000. — 144 с.
- Дядичкин В.П. Особенности динамики ПСФ при умственном труде// Гигиена и санитария.- 1987.- № 4.- С. 39−44.
- Дядичкин В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности. Минск: Высшая школа, 1990.
- Евдокимова Т.А. Показатели вариабельности сердечного ритма у спортсменов. Взаимосвязь со структурно-функциональным состоянием миокарда // Физиология человека. 2000. -Т.6. — № 1. С. 12−15.
- Егоров A.C., Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. Л.: Наука, 1973.- 132 с.
- Жбанов О. В, Петров Д. С., Головина В. А. Система контроля психофизиологического состояния человека как инструмент управления процессом адаптации в спорте и учебном процессе // Теория и практика физ. Культуры, 2003.- № 2.- С.20−23.
- Жемайтите Д.И. Связь реакции сердечного ритма на ортопробу с характеристиками центральной гемодинамики // Физиология человека. 1989. Т. 15.№ 2 С. 43−48.
- Забина Е.Ю., Муравов О. И. Влияние физической активности на здоровье: обзор научных исследований // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья, 1998. -№ 4.-С.7−13.
- Завьялов А.В. Соотношение функций организма. М.: Медицина, 1990.-160 с.
- Загрядский В.П., Сулимо-Самуйлло З.К. Физические нагрузки современного человека.- Л.: Наука, 1982.- 92 с.
- Иванов В.И. Роль индивидуально-типологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности: Автореф.. канд. биол. наук. Томск, 2002. — 24 с.
- Игишева Л.Н. Психо-физиологические особенности подростков с пограничной артериальной гипертензией. Дис. канд. мед. наук. Томск, 1996.- 154 с.
- Игишева Л.Н., Галеев А. Р. Оценка функционального состояния организма с помощью программно-технического комплекса ОКТОРЬиБ: Методическое руководство.- Кемерово.- 2000. 30 с.
- Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии / Под ред. Ильина Е.П.- М.: Наука, 1978 С. 325−346.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001.464 с.
- Ильин Е.П. Экспресс метод определения степени выраженности свойства подвижности, инертности возбуждения и торможения // Психофизиологические основы физ. воспитания и спорта. — Л.: Пед. ин-т, 1972. — С.5−7.
- Ильюченок Р.Ю. Память и адаптация. Новосибирск: Наука, 1979.
- Иоффе JI.A. Изменение функций сердечно-сосудистой системы при различном уровне двигательной активности // Превентивная кардиология. -М.: Медицина, 1977.-С. 136−166.
- Казин Э.М., Панферов В. А., Ефремова Г. В., Коцарь Ю. А. Оценка взаимосвязи типа функциональной конституции с кардиодинамическими показателями спортсменов с помощью автоматизированных программ //Физиология человека, 1994. Т. 20. -№ 4. — С.45−47.
- Казин Э.М., Иванов В. И., Литвинова H.A., и др. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности И Физиология человека, 2002. Т.28.-№ 3. -С.23−29.
- Казначеев В.П. Биосистемы и адаптация. Новосибирск, 1973.- 76 с.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980.- 192 с.
- Казначеев В.П., Казначеев C.B., Адаптация и конституция человека. -Новосибирск: Наука, 1986. 118 с.
- Капелько В.И. Взаимосвязь сокращения и расслабления сердечной мышцы при адаптации сердца к длительному напряжению: Дис.. д-ра мед. наук. М., 1978. — 167 с.
- Карпенко A.B. Колебательная структура психофизиологических показателей как источник информации о продуктивности умственной деятельности // Физиология человека. 1988.- Т.14.- № 5.- С. 730−738.
- Карпман В.Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине.- М.: Физ. и спорт, 1988.- 208 с.
- Киколов А.И. Умственный труд и эмоции. М.: Медицина, 1978.-366с.
- Киколов А.И. Обучение и здоровье. М., 1986.- 162 с.
- Киселев В.И., Курасов В. Н., Куликов В. П. Нейроэидокрииная регуляция при максимальной и субъективно-оптимальной физических нагрузках // Физиол. журнал СССР. 1991.- Т.77. — № 5.. С.35−38.
- Киселев В.И., Шарапова П. Х., Куликов В. П. Занятия по физическому воспитанию и индивидуальная двигательная активность студентов // Теория и практика физ. культуры, 1991.- № 6.- С.21−23.
- Клиорин А.И., Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституциях человека. JL: Наука, 1979.- 163 с.
- Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека // Теория и практика физ. культуры, 2003.- № 2. С.20−23.
- Кобяков Ю.П. Двигательная активность студентов: структура, нормы, содержание // Теория и практика физ. культуры, 2004. № 5. — С.44−46.
- Коваленко Е.А., Туровский H.H. Гипокинезия. М.: Медицина, 1980.318 с.
- Ковалева А.И. Особенности обеспечения умственной деятельности при высоком НЭН // Индивидуальные психологические особенности человека и профессиональная деятельность: Тез. докл.- Черкассы, 1991.- С. 118−119.
- Коган А.Б., Думбай В. Н., Власкина JI.A., Шабельницкая A.A. К диагностике утомления человека-оператора // Физиологические основы утомления человека. Ижевск, 1978. С.28−40.
- Комаров Ф.И., Бреус Т. К., Раппорт С. И. и др. // Итоги науки и техники. Медицинская география. М., 1989. — Т.18. — С.1−174.
- Копаев В.П. Гармонизация умственных и физических нагрузок, как условие повышения эффективности обучения студентов физкультурных вузов // Теория и практика физ. культуры, 2000.- № 5.- С.22−24.
- Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. -Л.: Медицина, 1978. 215 с.
- Кривощеков С.Г., Леутин В. П., Чухрова М. Г. Психофизиологические аспекты незавершенной адаптации.-Новосибирск, 1998.- 100 с.
- Крупская С.Г., Олифер JI.Д. Методические подходы к оценке уровня здоровья студентов младших курсов // Здравоохранения РФ, 1993.-№ 5.-С.16−18.
- Куликов В.П. Физиологическое обоснование нового подхода к оптимизации оздоровительных физических нагрузок // Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток: Дальнаука, 1995. — С.92−104.
- Куликов В.П., Киселев В. И. Потребность в двигательной активности. -Новосибирск: Наука, 1998. 126 с.
- Куликов В.П., Киселев В. И. Реакция бета-эндорфина при физической нагрузке различной мотивированности // Физиология человека. 1992. — Т. 18. -№ 1. — С.104−109.
- Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. М.: Физкультура и спорт. — 1987. — 192 с.
- Кураев Г. А., Чораян И. О. Влияние личностных характеристик на параметры адаптивности и изменение психоэмоционального тонуса при умственных и физических нагрузках// Валеология. 2001.- № 1. — С.4−13.
- Курчи Л. Исследование ПНС человека в связи с его спортивной и трудовой деятельностью: Автореф.. канд. биол. наук. Киев, 1966. — 26 с.
- Лакин Г. Ф. Биометрия. М., Высшая школа, 1980. — 293 с.
- Ластовченко В.Б. Адаптация студентов к обучению в вузе //Гигиена и санитария, 1983. № 7. — С. 21−23.
- Левушкин С.П. Комплексная оценка физической работоспособности юношей // Физиология человека, 2001.- Т. 27.- № 5.- С.68−75.
- Ледовская Н.М. Опыт изучения двигательной активности у детей близнецов // Двигательная активность человека и гипокинезия.-Новосибирск, 1972.- С.30−34.
- Леонова А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М, 1981. — 110 с.
- Леонтьева H.H., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. М.: Просвещение, 1986. — 287 с.
- Леутин В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск: Наука, 1988.238 с.
- Литвинова H.A., Иванов В. И., Березина М. Г. Автоматизированные методы психодиагностики: методические рекомендации. Кемерово, Кузбассвузиздат, 2002. — 27 с.
- Литвинова Ю.А. Адаптация к учебной нагрузке студентов медицинского вуза //Гигиена и санитария, 1980. № 5. — С. 17−18.
- Лобзин B.C. и др. Клиническая нейрофизиология и патология гипокинезии. Л.: Медицина, 1979. — 216 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 192 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1992.
- Лушпа Л.Г. Влияние различных режимов двигательной активности на показатели физического развития и параметры вегетативной регуляции сердечного ритма младших школьников: Автореф. канд. биол. наук.-Томск, 2002.- 22 с.
- Люшер М. Цвет Вашего характера / Пер. с англ.- М.: Вече, Персей, ACT, 1996.-400 с.
- Маркосян A.A. Возрастная физиология. М., 1969. -549 с.
- Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиология человека. 1998. — Т.24. -№ 4.- С.7−13.
- Медведев В.И. Психологические реакции человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982. 102 с.
- Медведев В.И. Эмоциональное состояние. Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. 161 с.
- Медведев В.И., Леонова А. Б. Функциональные состояния человека// Физиология трудовой деятельности. СПб: Наука, 1993. — С.25−67.
- Меерсон Ф.З. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность. М., 1978. — 344 с.
- Меерсон Ф.З. Защитные эффекты адаптации и некоторые перспективы развития адаптационной медицины // Успехи физиол. наук, 1983. Т.22. — № 2. — С. 52−86.
- Меерсон Ф.З. Адаптация сердца к большим нагрузкам и сердечная недостаточность. М.: Наука, 1975.- 263 с.
- Меерсон Ф.З. Два типа долговременной адаптации сердца к большой нагрузке. Киев: Наук. Думка, 1976. — 131 с.
- Меерсон Ф.З. Физиология адаптационных процессов. М., 1986. — С.77.
- Меерсон Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988.- С. 19.
- Меркулова P.A., Хрущев C.B., Хельбин В. Н. Возрастная кардиодинамика у спортсменов. М.: Медицина, 1989.- С. 106.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности // Избранные психологические труды / Под ред. Е. А. Климова. М.: Изд-во ин-та практической психологии. Воронеж: НПО «Модэкс». — 1996. — 448 с.
- Могендович М.Р. Лекции по физиологии моторно-висцеральной регуляции. Пермь, 1972. -35с.
- Мотылянская P.E., Каплан ЭЛ., Велитченко В. К. и др. Двигательная активность важное условие здорового образа жизни // Теория и практика физ. культуры, 1990.- № 1.- С. 14−22.
- Никитюк Б.А. Конституция человека //Антропология /Итоги науки и техники. М.: ВИНИТИ, 1991. — 150 с.
- Никитюк Б.А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма (анализ наследственных и средовых влияний на постнатальный онтогенез). М.: Наука, 1978. — С.62−63
- Никитюк Б. А., Корнетов H.A. Интегративная биомедицинская антропология. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. — 182 с.
- Никифорова O.A. Сравнительная оценка функционального состояния организма представителей умственного труда и квалифицированных спортсменов: Дис. канд. биол. наук. Кемерово, 1995.- 140 с.
- Новикова И.А., Сидоров П. И., Соловьев А. Г. Познавательные психические процессы и личностные характеристики социально-дезадаптированных студентов // Гигиена и санитария, 2002. № 6. — С.24−27.
- Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Медгиз, 1951. — 506 с.
- Панферов В.А. Оценка показателей кардиоритма и гемодинамики у спортсменов с различным типом функциональной конституции и специализации с помощью автоматизированных систем /Автореф. канд. биол. наук.- Томск, 1995.- 24с.
- Пейсахов Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань, 1977. — 243 с.
- Пейсахов Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Казань: КГУ, 1974. — 253 с.
- Платонов К.К. Психологический практикум. М.: Высшая школа, 1980. -165 с.
- Поборский А.Н. Динамика врабатываемости и адаптации некоторых функциональных систем у студентов-первокурсников при регулярной физической нагрузке // Теория и практика физ. культуры, 1997. -№ 8. С.25- 40.
- Пономаренко H.H., Антропов Г. А. К методике оценки функционального состояния нервной системы человека в процессе труда //Гигиена и санитария, 1982.-№ 4.-С. 59.
- Пшенникова М.Т. Адаптация к физическим нагрузкам // Физиология адаптационных процессов: Рук-во по физиологии / Под ред. О. Г. Газенко, Ф. З. Меерсона.- М., 1986.- С. 124−221.
- Розенблат В.В. Проблема утомления.- М., 1975.- 240 с.
- Розенблат В.В. Утомление // Рук-во по физиологии труда.- М.: 1983.- С. 227−250.
- Ротов A.B., Пеккер Я. С., Медведев М. А., Берестнева О. Г. Адаптационные характеристики человека. Томск, 1997. 138 с.
- Рубанович В.Б. Валеологические принципы организации физической культуры. Новосибирск, 1997. — 164 с.
- Рубанович В.Б., Айзман Р. И. Проблемы оптимизации двигательной активности школьников с позиции валеологии // Валеологические аспекты образования. Барнаул, 1996.- С.34−36.
- Рубанович В.Б. Тип адаптивного реагирования как критерий оптимизации физкультурно-спортивной деятельности учащихся // Материалы конференции «Проблемы теории и практики управления образованием». Новосибирск, 2002.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. 352 с.
- Саноян Г. Г. Изменение работоспособности у студентов в зависимости от количества занятий в неделю // Теория и практика физ. культуры, 1970. № 9. — С.49−50.
- Сауля А.И., Раппопорт E.H., Болокан Н. И., Кузор В. М., Подберецкий В. И. Классификационный подход к оценке характера реагирования на эмоциональный стресс // VII Всероссийская конф. по экологической физиологии: Тез.докл.- Ашхадаб: Илим, 1989.- С. 272.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. Сер. «Классики науки». М., 1952.-Т. 1.-772 с.
- Симонов П.В. 44-е годичное собрание общества психиатрии США (4−7 мая 1989 г., Сан-Франциско, США) // Высшая нервная деятельность. 1989.-T.XXXIX.- вып.5.- С. 986−987.
- Славин М.Б. Методы системного анализа в медицинских исследованиях. М.: Медицина, 1989. — 304 с.
- Смирнов K.M., Фаустов СЛ. Перспективы нормирования оптимума двигательной активности человека // Физиологические и клинические проблемы адаптации к гипоксии, гиподинамии и гипертермии. М., 1981. — С. 89−90.
- Сологуб Е.Б. Корковая регуляция движений человека. JL: Медицина, 1981.
- Солодков A.C., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М.: Терра-Спорт, 2001.- 520 с.
- Судаков К.В. Общая теория функциональных систем. М., 1984.- 223 с.
- Судаков К.В. Функциональные системы организма. М.: Медицина, 1987.-432 с.
- Судаков К.В. Системная организация функций человека: теоретические аспекты // Успехи физиологических наук. 2000. — Т. 31. — № 1. — С. 81−96.
- Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: Медицина, 1991. 172 с.
- Таннер Дж. Рост и конституция человека //Биология человека. М.: Мир, 1979. — С.366−471.
- Тарасова O.JI. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности подростков с различным типом вегетативной регуляции: Автореф. канд. биол. наук, — Томск, 1998.- 22 с.
- Тархан А.У., Цетина Г. П. Предупреждение конфликтности как одного из факторов дезадаптации в экстремальных условиях. Сб. научн. трудов.- JI., 1983. С.56−60.
- Тимошкин В.Н. Вопросы рациональности сочетания тренировочных и учебных нагрузок в физкультурных вузах // Сборник трудов ученых РГАФК. -М., 2000.-С. 136−143.
- Тристан В.Г., Глухих Ю. Н. Спортивная антропология и морфология. Омск, 2000.- 110 с.
- Фалалеев А.Г. Взаимосвязь двигательных и вегетативных функций при физических нагрузках // Физиология человека, 1988. Т. 14.- № 2.- С.263−270.
- Фарбер Д.А. Принципы систем структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. JL: Наука, 1990. — С. 168.
- Фарбер Д.А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности) //Физиология человека, 1991.- т.17. № 5. — С.17.
- Физиология человека: Учебник. Т.1./ Под ред. В. М. Покровского, Г. Ф. Коротков. — М.: Медицина, 2001.- 448 с.
- Филатов О.М., Щедрина А. Г. Роль индивидуальной изменчивости организма в формировании здоровья студентов // Гигиена и санитария, 1996.-№ 4.- С.29−32.
- Хаспекова Н.Б. Регуляция вариативности ритма сердца у здоровых и больных с психогенной и органической патологией мозга. Дисс.. докт. мед. наук.- М.: Ин-т ВНД, 1996.- 236 с.
- Хрипкова А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
- Хрисанфова E.H. Конституция и биомеханическая индивидуальность человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 152 с.
- Хрисанфова E.H., Перевозчиков И. В. Антропология. М.: Изд-во МГУ, 1991.-318 с.
- Центры научных основ здоровья и развития / Под ред. Э. М. Казина, Т. С. Паниной, Г. А. Кураева. Кемерово, 1993. — 191с.
- Цонева Т.Н. // Физиологический журнал СССР.- 1979.- № 12.- С. 17 341 739.
- Цонева Т.Н. и др. О механизмах функциональной адаптации ЦНС при напряженной мышечной деятельности // Физиологический журнал, 1992.-Т.78.- № 2.- С. 13−21.
- Чичикин В.П. Определение содержания жира. В кн.: Центры научных основ здоровья и развития /Под ред. Э. М. Казина, Т. С. Паниной, Г. А. Кураева. — Кемерово, 1993. — 191с.
- Чораян О.Г., Айдаркин Е. К., Чораян И. О. Индивидуально-типологические особенности регуляции и взаимодействия функциональных систем в разных режимах деятельности // Физиология человека, 2001. № 2. -С. 5−15.
- Шахов Ш. К. Программирование физической подготовки единоборца.-Махачкала, 1997.- 260 с.
- Швырков В.Б. Теория функциональных систем в психофизиологии // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., 1988. -С.21−28
- Шорин Ю.П., Казин Э. М., Лурье С. Б. Проблемы адаптации человека // Вест. АМН СССР, 1975.- № 10.- С.5−16.
- Щедрина А.Г. Понятие индивидуального здоровья центральная проблема валеологии. — Ноносибирск, 1996.- 49 с.
- Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Стресс: Природа и лечение / Пер. с англ. -М.: Медицина, 1985. 224 с.
- Bertalanty L. General system theory // A survey.N.Y., 1968.- P. 30−34.
- Blumberg P., Flaherty S.A. The influence on non cognitive variables in student performance //J. Of Med. Education, 60. p.721−723
- Briazgounov I.P. The role of physical activity in the prevention and treatment of noncommunicable diseases // World Health Statistic. Quart. 1988.- V. 41. № 304. — P. 242−250.
- Cameron C.A. A theory of fatigue // Man under stress / Ed by A.T. Welford.-L., 1974.
- Dodson L., Mullens W. Some effects of jogging on psychiatric hospital patients // Amer. Collect. Therap. J. 1969. — Sept., Oct. — P. 130−134.
- Gupta S., Nicholson J. Simple visual reaction time, personality and strength of the nervous system: a signal-detection theory approach // Person, and Individ.-1985.- V0I.6.-N 4.- P. 461−469.
- Hughes J. Physiological effects of habitual aerobic exercise: a critical review // Prevent. Med. 1984. — V. 13. — P. 66−78.
- Hull E., Young S., Ziegler M. Aerobic fitness cardiovascular and catecholamine responses to stressors // Psychophysiology.- 1984.- V.56.- N 5.- P. 1260−1264.
- Hurley B., Hagberg J., Allen W. Effect of training on blood lactate levels during submaximal exercise // J. Appl. Physiol. 1984. — V.56.- № 5. — P. 12 601 264.
- Jacobson E. You must relax. N. Y.: McGraw — Hill, 1978. — 195 p.
- Jongensen Ch., Gobel F., Taylor H., Wang J. Myocardial blood flow and oxygen consumption during exercise // Ann. N. Y. Acad. Sci.- 1977.- Vol.301.- P. 213−223.
- Locke M., Noble E.G., Atkinson B.G. Exercising mammals synthesize stress proteins // Amer. J. Physiol. 1990. — V. 258, № 4. — Pt. I. — P. 723−729.
- Lusher Max. The Lusher colour test // Translated by I.A. Scoot. London, 1983.- P.207.
- Malik M., Camm A.J. Heart Rate variability // Clin. Cardiol., 1990.-V.13.-P.570.
- Mellerowics H. Training: Biologische und medizinische Grundlagen und Prinzipen des Trainings.- Berlin: Springer-Verlag, 1980.- 210 p.
- Montoye H.J., Taylor H.L. Measurement of physical activity in population studies: A Review // Human Biology. 1984. — V. 56. № 2.- P.195−216.
- Powell K.E., Caspersen CJ., Koplan J.P., Ford E.S. Physical activity chronic disease// Amer. J. Clin Nutr. 1989. — V. 49, № 5, Suppl. — P. 999−1006.
- Rashevsky M. Mathematical principles in biology and their applications. -Springfield, 1961.311 c.
- Richard D., Birrer R. Exercise stress testing // J. Farm. Pract. 1988. — V. 26, N4.-P. 425−435.
- Serum prolactin, growth hormone and sedentary subjects after submaximal and exhaustive exercises / T. Barrea, E. Raggiani et al. // J. Sport. Med. and Phys. Fitness, 1988.- V.28.- № 1.- P.89−92.