Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Кардиореспираторная система и психоэмоциональный статус у рыбаков в динамике арктического рейса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из причин высокой заболеваемости на Севере, является влияние неблагоприятных климатогеографических факторов на организм человека, которые на Крайнем Севере исследователи относят к экстремальным (Неверова Н.П., 1969; 1972; 1978; Hildes J.A., Schaefer О., 1973; Тигранян Р. А., 1990; Агаджанян Н. А., 2001; Лабутин Н. Ю., 2002). Неблагоприятные факторы внешней среды на судне во время плавания… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Стр
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР, ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Особенности труда моряков
    • 1. 2. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы при адаптации 15 организма человека к условиям Заполярья
    • 1. 3. Психоэмоциональное состояние моряков, проблемы стресса 21 и адаптации
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 41 3.1. Динамика антропометрических показателей на протяжении арктического рейса 41 3. 2. Особенности показателей кардиогемодинамики в состоянии покоя и при физической нагрузке у моряков в различные периоды рейса 45 3.3. Изменения функционального состояния дыхательной системы у моряков в различные периоды арктического рейса 64 3. 4. Динамика психоэмоционального статуса моряков на протяжении промыслового периода

Кардиореспираторная система и психоэмоциональный статус у рыбаков в динамике арктического рейса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Концепция профессионального здоровья предполагает соответствие состояния здоровья характеру профессиональной деятельности (Лядов К.В., с соавт., 2002). Труд моряков протекает в тяжелых, порой экстремальных ситуациях, поэтому изучению здоровья плавсостава уделяется пристальное внимание (Казакевич ЕВ., 1997; Лупачев В. В., с соавт., 1999; Архиповский В. Л., с соавт., 2002; Будиев А. Ю., с соавт., 2002).

Пребывание человека в экстремальных условиях морских рейсов предъявляет чрезвычайно высокие требования к психическим, физиологическим возможностям человека. Адаптация человека к тяжелым условиям работы в море дается порой ценой значительных морфо-функциональных изменений (Стенько Ю.М., с соавт., 1986; Игнатьев A.M., Ермоленко Т. А., 2002; Лупачев, В. В, 1999; 2002). Патология сердечнососудистой системы является ведущей причиной медицинских отводов от работы в море плавсостава Северного бассейна (Казакевич Е.В., 1997; Лупачев В. В., 1999; Архиповский В. Л., с соавт., 2002).

Одной из причин высокой заболеваемости на Севере, является влияние неблагоприятных климатогеографических факторов на организм человека, которые на Крайнем Севере исследователи относят к экстремальным (Неверова Н.П., 1969; 1972; 1978; Hildes J.A., Schaefer О., 1973; Тигранян Р. А., 1990; Агаджанян Н. А., 2001; Лабутин Н. Ю., 2002). Неблагоприятные факторы внешней среды на судне во время плавания воздействуют на организм моряков круглосуточно, в течение многих месяцев. Труд всех членов экипажа рыбопромыслового судна относят к четвертой категории очень напряженного труда. Из всех профессиональных групп плавсостава, труд рыбаков наиболее тяжелый: так как более продолжительные рейсы (5−6 и более месяцев без захода в порт), круглосуточная работа по принципу 8 часов вахты — 8 часов отдыха, что сбивает привычные ритмы сна и бодрствования, интенсивные физические нагрузки при выгрузке рыбопродукции силами экипажа.

Во время ежегодного медицинского освидетельствования моряки, как правило, не предъявляют жалоб. Большую значимость имеет определение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, поскольку они определяют степень физической активности человека и ограничивают ее пределы. Весьма сложной задачей является определение допустимой степени физической нагрузки, особенно при наличии тех или иных заболеваний. Люди, пришедшие на флот, имеют разный уровень физической подготовки, а выполнять приходится, зачастую, одинаковую по интенсивности физическую нагрузку, которая для определенных людей может оказаться чрезмерной.

Кардиореспираторная система, будучи универсальным индикатором различных нарушений в организме, является демонстративным объектом для иллюстрации того, как адаптивные сдвиги гемодинамики у северян могут переходить в дизадаптацию, а затем в патологию. Частично использованные резервы являются платой за адаптированность сердечнососудистой системы у северян (Авцын А.П., с соавт., 1985; Гришин О. В., Симонова Т. Г., 1998; Лабутин Н. Ю., 2002).

В настоящее время механизмы адаптации кардиореспираторной системы у северян изучены недостаточно глубоко. Не случайно в структуре заболеваемости населения Крайнего Севера преобладает удельный вес заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы (Совершаева С.Л., 1983, 1996; Авцын Ю. М., с соавт., 1985; Совершаева С. Л., Лабутин Н. Ю., 1994; Андреева Е. А., Парыгин А. А., 2002).

Учитывая, что сердечно-сосудистая система является одной из наиболее важных систем жизнеобеспечения организма и удобнымобъектом для врачебных наблюдений, она часто рассматривается как индикатор функционального состояния целостного организма (Дембо А.Г., Земцовский Э. В., 1989; Баевский P.M., Берсенева А. П., 2001). Кардиореспираторная система организма человека одной из первых включается в процесс приспособления человека к неблагоприятным климатогеографическим факторам (Неверова Н.П., 1972; Турчинский В. И., 1980; Лупачев В. В., 1999; Лабутин Н. Ю., 2002). Научное прогнозирование адаптационного процесса основано на исследовании совокупности конкретных информативных признаков, отражающих динамику функциональных сдвигов, перестройку компенсаторноприспособительных механизмов в процессе адаптации к экстремальным условиям среды (Лупачев В.В., и др., 1999; Агаджанян Н. А., 2001).

Изучение психоэмоционального состояния рыбаков имеет большое значение в определении динамики адаптационных изменений во время промысла.

Рыбаки Архангельской базы тралового флота в своем большинстве жители Севера Европейской территории России. Имеются данные по изучению указанных систем у рыбаков-северян в условиях длительного океанического промысла в тропиках (Лупачев В.В., 1999). Между тем, в условиях Арктического рейса подобные исследования у рыбаков не проводились. Поэтому прогнозирование адаптивных реакций по критериям резерва кардиореспираторной системы и показателям психоэмоционального статуса у здоровых рыбаков в условиях Заполярья является актуальной как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Отработанная десятилетиями и проверенная на большом опыте стройная система оказания медицинской помощи работникам водного транспорта нуждается в совершенствовании (Гаврилов Ю.Ф., Артеменков М. В., 1997; Лупачев В. В., 1999).

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

:

Цель исследования — изучить физиологические механизмы адаптации кардиореспираторной системы и психоэмоционального статуса у рыбаков в экстремальных условиях арктического рейса.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Определить периоды наибольшего напряжения кардиореспираторной системы и психоэмоциональной сферы у моряков на протяжении арктического рейса.

2. Выявить изменения гемодинамики у рыбаков на протяжении промыслового периода.

3. Определить резервные возможности внешнего дыхания у рыбаков в динамике арктического рейса.

4. Выявить изменение реакции показателей системы кровообращения и дыхания на стандартную нагрузку в зависимости от продолжительности плавания в высоких широтах.

5. Изучить состояние психоэмоциональной сферы в зависимости от продолжительности океанического промысла в условиях Крайнего Севера.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. У рыбаков в условиях длительного арктического рейса снижается устойчивость организма к воздействию экстремальных факторов, что проявляется снижением функциональных возможностей как кардиореспираторной системы, так и психоэмоциональной сферы. Данные изменения в большей степени проявляются на первом и, еще более значимо, на пятом месяце промысла.

2. Показатели, отражающие деятельность сердечно-сосудистой системы в состоянии относительного покоя на протяжении промыслового периода значимых изменений не показывают. К окончанию промыслового периода у рыбаков определяется некоторое ухудшение функционирования системы кровообращения.

3. Изменение деятельности дыхательной системы на протяжении арктического рейса выражено в большей степени, чем системы кровообращения, и уже в состоянии покоя определяется значимое снижение функций системы внешнего дыхания к пятому месяцу плавания.

4. Стандартная физическая нагрузка позволяет определить снижение резервов кардиореспираторной системы у рыбаков во время длительной работы в море, что проявляется в более значимом приростом ЧСС, УО и МОК, чем в остальные периоды и что указывает на напряжение деятельности миокарда.

5. Напряжение психоэмоциональной сферы у рыбаков определяется на первом месяце и еще более выражено — на пятом месяце плавания в высоких широтах.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Впервые изучены изменения деятельности сердечно-сосудистой системы в состоянии покоя и при физической нагрузке у рыбаков в динамике длительного рейса в высоких широтах.

2. Впервые изучены изменения показателей внешнего дыхания в состоянии покоя у рыбаков в динамике работы в Заполярье.

3. Впервые проведено психологическое исследование у рыбаков в динамике Арктического рейса.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.

Результаты исследования вносят вклад в теорию адаптации кардиореспираторной системы у рыбаков в условиях Арктического рейса.

Проведенное исследование позволяет дать обоснованные рекомендации по оптимизации труда и отдыха, продолжительности рейсов у рыбаков в условиях высоких широт.

Полученные данные могут быть использованы практическими врачами для индивидуальной оценки функционального состояния кардиореспираторной системы и психоэмоциональной сферы у моряков при прохождении медицинского освидетельствования для пригодности работы в море.

Также результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе в повышении квалификации судовых врачей, информационных материалах и методических рекомендациях.

АПРОБАЦИЯ. Основные положения работы доложены и обсуждались на научно-практической конференции посвященной 50-летию спортивного факультета ПТУ (Архангельск 2003), 15 Международных Ломоносовских чтениях (Архангельск 2003), расширенном заседании проблемной комиссии СГМУ (Архангельск 2004).

ПУБЛИКАЦИИ. По материалам диссертации опубликовано 5 печатных работ.

СТРУКТУРА И ОББЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация изложена на 97 страницах машинописи. Состоит из введения и трех глав, заключения, выводов и практических рекомендаций. Работа иллюстрирована 8.

ВЫВОДЫ.

1. Выявлено два периода, когда определяется выраженное напряжение кардиореспираторной системы и психоэмоциональной сферы у рыбаков — непосредственно перед рейсом и после пяти месяцев плавания.

2. Изменения показателей кардиогемодинамики в состоянии относительного покоя указывают лишь на тенденцию некоторого ухудшения их с увеличением продолжительности плавания, а данные корреляционного анализа свидетельствуют об увеличении количества и силы взаимосвязей изучаемых показателей, что указывает на напряжение функционирования системы кровообращения.

3. С увеличением продолжительности арктического рейса у рыбаков выявлено изменение деятельности дыхательной системы. Значимое снижение функций системы внешнего дыхания наблюдается в состоянии покоя на пятом месяце плавания и выражается в увеличении частоты дыханий, снижении дыхательного объема, жизненной емкости легких, минутного объема дыхания, резерва дыхания, жизненного показателя, альвеолярной вентиляции, эффективности вентиляции.

4. Стандартная физическая нагрузка выявила снижение резервов кардиореспираторной системы у рыбаков к окончанию промыслового периода в высоких широтах, что проявляется в более выраженном приросте ЧСС, УО, МОК и работы левого желудочка на физическую нагрузку, чем в остальные периоды рейса и указывает на напряжение деятельности миокарда.

5. Напряжение психоэмоциональной сферы определяется в начале рейса и, особенно в конце плавания, о чем свидетельствуют более низкие показатели САН-теста и более высокие уровни общей, реактивной и личностной тревожности и снижение уровня социальной адаптации.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Непрерывный рейс в Арктике, по возможности, не должен превышать трех месяцев. При планируемой более длительной продолжительности промыслового периода следует после указанного срока предусмотреть отдых на берегу.

2. Учитывая полученные нами данные о состоянии кардиореспираторной системы и психоэмоциональной сферы, во время промыслового периода в Заполярье у ряда членов экипажа корригирующие мероприятия следует начинать на первом месяце плавания.

3. Судовым врачам во время многомесячной работы в Арктике следует шире использовать простые нагрузочные пробы и психологические для оценки состояния здоровья рыбаков и, по возможности, их коррекции.

4. Необходимо внедрение психотерапевтической помощи плавсоставу после длительной работы в морях высоких широт.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой