Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Адаптация слушателей интернатуры военно-медицинского института к условиям их обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Функциональные системы организма слушателей интернатуры с разным уровнем успешности обучения, формируемые в процессе адаптации к условиям деятельности, связанной с высоким психоэмоциональным напряжением, имеют различную эффективность. Высокая эффективность функциональной системы организма у слушателей интернатуры с высоким уровнем успешности обучения проявляется ее устойчивостью, а также… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Психофизиологические особенности профессиональной деятельности военных врачей
    • 1. 2. Профессионализация человека и подходы к ее изучению
    • 1. 3. Современные представления о функциональном состоянии организма
    • 1. 4. Адаптация к условиям военно-профессионального обучения и деятельности
    • 1. 5. Профессиональный психофизиологический отбор и психофизиологическое сопровождение учебного процесса в военных вузах, 27 Резюме к главе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И ОБЪЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования и объем материала
    • 2. 2. Методики исследования и их обоснование
    • 2. 3. Исследование функционального состояния организма и
    • 2. 4. Исследование психофизиологических характеристик
    • 2. 5. Методы статистической обработки. результатов исследования
  • ГЛАВА 3. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СЛУШАТЕЛЕЙ ИНТЕРНАТУРЫ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕННИЯ
    • 3. 1. Функциональное состояние центральной нервной системы у слушателей интернатуры с разным уровнем успешности обучения
    • 3. 2. Функциональное состояние кардиореспираторной системы у слушателей интернатуры с разным уровнем успешности обучения
    • 3. 3. Физическое развитие и физическая подготовленность слушателей интернатуры с разным уровнем успешности обучения
    • 3. 4. Личностные особенности слушателей интернатуры с разным уровнем успешности обучения
  • Резюме к главе
  • ГЛАВА 4. ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ИНТЕРНАТУРЫ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕРВИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
    • 4. 1. Динамика показателей функционального состояния организма слушателей интернатуры с разным уровнем успешности обучения в условиях деятельности, связанной с высоким нервно-психическим 61 напряжением
    • 4. 2. Динамика показателей функционального состояния организма у слушателей интернатуры с разным уровнем успешности обучения в 68 процессе дежурства в клинике

    4.3. Динамика показателей социально-психологических характеристик и заболеваемость слушателей интернатуры с разным уровнем успешности обучения в период первичной специализации в военно-медицинском 78 институте

    4.4. Прогнозирование успешности обучения слушателей интернатуры в период их первичной специализации по специальности общая 82 врачебная практика (семейная медицина) в военно-медицинском институте Резюме к главе

Адаптация слушателей интернатуры военно-медицинского института к условиям их обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В физиологии военного труда при решении проблем, связанных с поиском путей повышения эффективности обучения и деятельности военных специалистов, особое значение придается изучению их функционального состояния и военно-профессиональной адаптации [Киричук В.Ф., Коршевер Н. Г., 1997, с. 105- Пароваева В. П., 2005, с. 14- Гужвин А. Н., 2006, с. 9- Князев В. М., 2006, с. 17- Онищенко А. Н., 2006, с. 6- Фомин С. Н., 2006, с. 7- Калугина Д. В., 2007, с. 11]. Повышенное внимание к первичной специализации выпускников военно-медицинских вузов в интернатуре вызвано тем, что от их подготовленности зависит качество лечебно-профилактических мероприятий в Вооруженных Силах РФ [Тимофеев Д.А., 2002, с. 18- Бочкарева Н. А., Тимофеев Д. А., 2009, с. 24]. Это обусловлено особенностями патологии, с которой приходится сталкиваться военному врачу, содержанием и объемом организационных мероприятий, входящих в его1 компетенцию, возрастающими требованиями к профессиональной деятельности офицеров медицинской службы, а также тем обстоятельством, что этап первичной специализации в интернатуре ограничен одним годом обучения и является важнейшим в военно-профессиональной социализации военных врачей [Быков И.Ю., Давыдов В. М., Олейников Д. Б., 2000, с. 5- Решетников В. А. 2005, с. 7]. При этом, «стратегически важным для медицинской службы Вооруженных Сил РФ является объективная реальная потребность войскового (корабельного) звена в специалистах общей практики с высоким уровнем профессиональной подготовки» [Межведомственный образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки, военных врачей. Специальность: № 40 110 -«Общая врачебная» практика (семейнаямедицина)", 2002, с. 3], способных «компетентно, квалифицированно, а главное — самостоятельно оказывать лечебно-профилактическую помощь и решать все профессиональные задачи в объеме функциональных обязанностей» [Там же. С. 3].

Новые для выпускников факультетов додипломного образования условия обучения в интернатуре: подготовка по специальностям под руководством преподавательского состава кафедр и заведующих медицинских учреждений, где проходит подготовкаобладание правами и ответственностью за свои действия наравне с врачами, работающими самостоятельновысокие требования к уровню знаний и практических навыков по специальностиувеличение количества дежурств в клиниках и по институтуновый социальный статус, связанный с присвоением первого офицерского звания и другие, требуют адаптации к ним, оказывают выраженное влияние на функциональное состояние организма слушателей интернатуры. Поэтому, учитывая, что функциональное состояние организма является продуктом включения военных врачей в процесс первичной специализации в интернатуре, в ходе которого оно формируется, преобразуется и в результате адаптации к условиям обучения на послевузовском этапе подготовки во многом определяет его* успешность, настоящее исследование представляет научный и практический интерес.

Цель работы: на основе физиологической оценки процесса адаптации слушателей интернатуры к условиям обучения в военно-медицинском институте обосновать направления совершенствования психофизиологического сопровождения учебного процесса, обеспечивающего повышение эффективности их профессиональной-подготовки.

Задачи исследования,.

1. Исследовать функциональное состояние организма слушателей интернатуры с разным уровнем успешности обучения в условиях оперативного покоя (повседневной деятельности), а также обучения, и деятельности, которые выступают в качестве своеобразной функциональной пробы (во время дежурства в клинике, сдачи зачета).

2. Определить характеристики функционального состояния физиологических систем организма, личностные и социальнопсихологические качества связанные с успешностью обучения военных врачей в военно-медицинском вузе.

3. Исследовать социально-психологические аспекты адаптации слушателей интернатуры с разным уровнем успешности обучения к условиям подготовки в военно-медицинском вузе.

4. разработать математико-статистическую модель прогнозирования успешности обучения слушателей интернатуры в военно-медицинском вузе на основе исследования их функционального состояния организма, личностных и социально-психологических характеристик.

5. Обосновать направления совершенствования психофизиологического сопровождения учебного процесса, обеспечивающего повышение эффективности профессиональной подготовки слушателей интернатуры в военно-медицинском вузе.

Научная* новизна.

Установлены характеристики функционального состояния организма у слушателей, интернатуры, детерминирующие* их успешность обучения" и характер адаптации к условиям подготовки в военно-медицинском вузе. Определены особенности формирования функционального состояния организма у слушателей интернатуры с разным уровнем успешности обучения в ходе адаптации к условиям профессиональной подготовки и деятельности (дежурства в клинике, сдачи зачета с оценкой). Выявлены характеристики социально-психологического компонента военно-профессиональной адаптации, развитие которых в процессе подготовки в интернатуре ассоциируется с уровнем успешности обученияслушателей интернатуры. Обоснована и разработана математико-статистическая модель прогноза успешности обучения в военно-медицинском вузе слушателей интернатуры по показателям функционального состояния центральной нервной системы (скорости, объема и переключения внимания, оперативной памяти и помехоустойчивости), нервно-психической устойчивости и успеваемости на факультете до дипломной подготовки, обладающая высокой точностью (81,4%) и достоверностью (р<0,001). Обоснованы направления совершенствования психофизиологического сопровождения учебного процесса на физиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях, обеспечивающего повышение эффективности профессиональной подготовки слушателей интернатуры в военно-медицинском вузе.

Практическая значимость.

Установленные характеристики функционального состояния организма у слушателей интернатуры, детерминирующие успешность их обучения и I эффективность адаптации к условиям подготовки в интернатуре военно-медицинского вуза, целесообразно учитывать при формировании учебных групп и в ходе образовательного процесса, а также использовать при проведении занятий на кафедрах физиологии, психофизиологии и гигиены в медицинских вузах. Разработанная математико-статистическая модель позволяет прогнозировать успешность обучения слушателей интернатуры в, военно-медицинском вузе, имеет точность для выявления* слушателей с высоким уровнем успешности обучения, — 67,57%, с хорошим уровнем успешности обучения — 90,00%, с удовлетворительным уровнем успешности обучения — 68,97% и высокую достоверность (р<0,001), а также предоставляет наиболее значимые параметры, определяющие этот прогноз. Использование разработанных направлений совершенствования психофизиологического сопровождения учебного процесса, учитывающих успешность обучения слушателей интернатуры, обеспечит повышение I эффективности их. профессиональной подготовки в военно-медицинском вузе.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Характеристики функционального состояния организма слушателей интернатуры: функциональная подвижность нервных процессов, сила нервной системы, помехоустойчивость, оперативная и вербальная память, объем, переключение и распределение внимания, нервно-психическая устойчивость и профессиональная направленность — определяют эффективность военно-профессиональной адаптации и являются предпосылками успешности обучения слушателей интернатуры в военно-медицинском вузе.

2. Математико-статистическая модель прогноза, включающая показатели скорости, объема и переключения внимания, оперативной памяти и помехоустойчивости, нервно-психической устойчивости и успеваемости на факультете додипломной подготовки, позволяет с точностью 81,4% (при р<0,001) определить успешность обучения слушателей интернатуры в военно-медицинском вузе.

3. Повышение эффективности профессиональной подготовки слушателей интернатуры в военно-медицинском вузе достигается реализацией в ходе психофизиологического сопровождения учебного процесса. следующих направлений деятельности: повышение функциональных резервов организма, формирование высокойнервно-психическойустойчивости,.развитие психических познавательных процессов (оперативной и вербальной памяти, скорости, объема и переключения внимания), повышения личностного адаптационного потенциала (поведенческой регуляции) и военно-профессиональной направленности.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные результаты исследования реализованы при проведении мероприятий психофизиологического сопровождения процесса первичной специализации слушателей в интернатуре Саратовского военно-медицинского института по специальности «общая врачебная практика (семейная. медицина)». Материалы использованы при выполнении комплексных научно-исследовательских работ Саратовского ВМедИ «Совершенствование профессиональной подготовки специалистов в военных вузах» и проведении практических занятий на кафедре военной психофизиологии.

По теме диссертационного исследования опубликованы 9 научных работ, из них 1 в журнале, рекомендованном ВАК Минобрнауки, 1 монография.

Материалы диссертации обсуждены на заседании научно-методического совета СарВМедИ (2008), на совместном заседании Саратовского отделения Всероссийского общества физиологов им. И. П. Павлова и кафедр военной психофизиологии СарВМедИ и нормальной физиологии ГОУ В1Ю Саратовского ГМУ им. В. И. Разумовского Росздрава (Саратов, 2008, 2009), а также доложены на Всеармейской научно-практической конференции «Актуальные вопросы медицинского обеспечения войск в мирное и военное время» в Военно-медицинской академии (Санкт-Петербург, 2009).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, главы «Организация, методы и объем исследования», двух глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, приложения и списка литературы. Работа изложена на 135 страницах машинописного текста и содержит 18 таблиц и 9 рисунков.

Список литературы

включает в себя 294 работы, из них 252 отечественных и 42 зарубежных авторов.

ВЫВОДЫ.

1. Показатели физического развития и физической подготовленности, характеристики функционального состояния кардиореспираторной системы и личностных качеств в условиях оперативного покоя (повседневной деятельности) у слушателей интернатуры с разным уровнем успешности обучения достоверно не различаются. Различия характеристик функционального состояния их организма проявляются в условиях обучения и деятельности, которые выступают в качестве своеобразной функциональной пробы (во время дежурства в клинике, сдачи зачета).

2. Функциональные системы организма слушателей интернатуры с разным уровнем успешности обучения, формируемые в процессе адаптации к условиям деятельности, связанной с высоким психоэмоциональным напряжением, имеют различную эффективность. Высокая эффективность функциональной системы организма у слушателей интернатуры с высоким уровнем успешности обучения проявляется ее устойчивостью, а также адекватной мобилизацией функциональных резервов и активацией физиологических систем. Более низкая эффективность функциональной системы организма у слушателей интернатуры с хорошим уровнем успешности обучения связана с высокой активацией физиологических систем и физиологической стоимостью результатов деятельности, а у слушателей интернатуры с удовлетворительным уровнем успешности обучения — с высокой физиологической ценой периода врабатываемости, а также с низкой мотивацией к профессиональной подготовке и удовлетворенностью результатами деятельности.

3. Характеристики функционального состояния организма, формируемого в процессе адаптации к условиям профессиональной деятельности (дежурства в клинике) у слушателей интернатуры с разным уровнем успешности обучения, различаются. У слушателей интернатуры с высоким уровнем успешности обучения они обеспечивает им высокую работоспособность за счет сокращения периода врабатываемости, а в состоянии утомления в конце деятельности за счет адекватной мобилизации функциональных резервов и активации физиологических систем организма, а также самых высоких (р<0,05) показателей когнитивных функций (оперативной памяти, скорости, объема распределения внимания) и помехоустойчивости. Особенностью реализации характеристик функционального состояния организма у слушателей интернатуры с хорошим уровнем успешности обучения является высокая физиологическая стоимость результатов труда, которая в дальнейшем может способствовать формированию пограничных функциональных состояний организма у этих лиц и снижению надежности их деятельности. У слушателей интернатуры с удовлетворительным уровнем успешности обучения в период дежурства в клинике отмечались самые низкие характеристики когнитивных функций и существенное их снижение (р<0,05) в состоянии утомления в конце дежурства.

4. Характеристики функционального состояния центральной нервной системы: высокая функциональная подвижность нервных процессов, сила и помехоустойчивость — определяют скорость формирования функциональной системы организма слушателей интернатуры, включенных в процесс обучения. Они способствуют устойчивости поддержания рабочих параметров и являются предпосылкой успешности обучения военных врачей по специальности общая врачебная практика (семейная медицина) в военно-медицинском вузе.

5. Основные показатели социально-психологического компонента военно-профессиональной адаптации: дисциплинированность, отношения с командованием и коллективом, психологическая устойчивость и военно-профессиональная направленность у слушателей интернатуры с разным уровнем успешности обучения в процессе первичной специализацииизменяются неравномерно. К окончанию интернатуры у слушателей интернатуры с высоким и хорошим уровнями успешности обучения они превышали (р<0,05) большинство аналогичных показателей слушателей интернатуры с удовлетворительным уровнем успешности обучения.

6. Разработанная математическая модель прогноза успешности обучения слушателей интернатуры по специальности общая медицинская практика (семейная медицина) по показателям функционального состояния их организма, личностных и социально-психологических качеств имеет точность для выявления лиц с высоким уровнем успешности обучения -67,57%, для лиц с хорошим уровнем успешности обучения — 90,00%, для лиц с удовлетворительным уровнем успешности обучения — 68,97% и высокую достоверность (р<0,001). Модель показывает, что определяющее значение для прогнозирования успешности обучения в интернатуре по данной специальности имеют: успеваемость на факультете додппломной подготовки, характеристики памяти и внимания, а также уровень нервно-психической устойчивости.

7. Направления совершенствования психофизиологического сопровождения учебного процесса, обеспечивающего повышение эффективности обучения слушателей интернатуры в военно-медицинском вузе, включают в себя: физиологическое (повышение функциональных резервов организма), психологическое (формирование высокой нервно-психической устойчивости, развитие вербальной памяти и логического мышления) и социально-психологическое (повышение личностного адаптационного потенциала и военно-профессиональной направленности).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В процессе психофизиологического сопровождения учебного процесса в военно-медицинском вузе следует учитывать показатели функционального состояния центральной нервной системы, которые являются предпосылкой успешности обучения слушателей интернатуры по специальности общая врачебная практика (семейная медицина): функциональную подвижность, силу и помехоустойчивость центральной нервной системы. Для этой цели целесообразно использовать методики «Корректурная проба с помехами» и «теппинг-тест».

2. Для обеспечения высокой профессиональной работоспособности военных врачей в условиях высокого психоэмоционального напряжения необходимо в процессе первичной специализации в военно-медицинском вузе проводить мероприятия, направленные на повышение психофизиологических резервов организма. Такими мероприятиями могут быть физические упражнения, направленные на развитие аэробной выносливости и психологической устойчивости, а также дежурства, связанные с оказанием неотложной медицинской помощи. Особое внимание при этом следует уделять врачам-интернам с хорошим и удовлетворительным уровнями успешности обучения.

3. При проведении мероприятий психофизиологического сопровождения учебного процесса, направленных на повышение эффективности подготовки слушателей по специальности общая врачебная практика (семейная медицина) в военно-медицинском вузе, необходимо акцентировать внимание на социально-психологической составляющей функционального состояния организма слушателей интернатуры с удовлетворительным уровнем успешности обучения: дисциплинированности, психологической устойчивости и военно-профессиональной направленности.

4. Для определения целенаправленных мероприятий в ходе психофизиологического сопровождения процесса первичной специализации слушателей интернатуры по специальности общая врачебная практика (семейная медицина) целесообразно использовать разработанную модель прогноза успешности обучения слушателей интернатуры на факультете послевузовского и дополнительного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Очерки по экологии человека. Адаптация и резервы организма / Агаджанян H.A., Полунин И. Н., Павлов Ю. В. и др. Москва- Астрахань: Б.и., 1997. — 156 с.
  2. H.A., Никитюк Б. Н. От учения П.К. Анохина о функциональных системах к современной интегративной экологии и медицине // Вестник РАМН. 1999. — № 6. — С. 15−20.
  3. A.A., Максимов А. Л. Адаптация человека к экстремальным условиям: опыт прогнозирования. Л.: Наука, 1988. — 125 с.
  4. Г. Ю. Проверьте свои способности / пер. с англ.- М.: Мир, 1972.- 176 с.
  5. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — 272 с.
  6. Альбуханова-Славская, К.А. О путях построения типологии личности. -М.: Наука, 1980.-336 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1980. Т. 1. — 230 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1980. Т.2. — 287 с.
  9. H.A. Оптимизация профессиональной подготовки слушателей военно-медицинского института к оказанию первой помощи травмированным с повреждениями конечностей: автореф. дис. канд. мед. наук. Саратов, 2006. — 25 с.
  10. Ю.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем.- М.: Медицина, 1975. 448 с.
  11. П.Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности.
  12. Избранные труды. М.: Наука, 1979. — 454 с. 12. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы.- М.: Б.и., 1980.- 196 с.
  13. P.M. Проблема прогнозирования состояния здоровья организма в процессе его адаптации к различным воздействиям // Нервные и эндокринные механизмы стресса: Сб. науч. труд. Кишинев: Штиинца, 1980.-С. 30−61.
  14. P.M., Береснева А. П., Палеев Н. Р. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях населения.// Экспресс-информация. М.: Б.и., 1987.-Вып. 10.-65 с.
  15. В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии // Психол. журнал. 1981. — Т.2, № 1. -С. 45−55.
  16. В.В. Темперамент как инвариант- Пятигорск: ПГЛУ, 1997.-208 с.
  17. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Наука, 1971. — 199 с.
  18. В.А., Кукушкин Ю. А. Прогнозирование состояний оператора методами многомерного статистического анализа // Оценка и прогнозирование функциональных состояний в физиологии: Тез. докл. I Всесоюзн. симпозиума. Фрунзе: Илим, 1980. — С. 70−75.
  19. В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. 1985. — Т. 6, № 2. — С. 85−94.
  20. В.А. Психофизиологические проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991. — С. 3−4.
  21. M.B. Исследование соотношений формально-динамической стороны активности с интегральными ЭЭГ-параметрами В кн.: Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. — М.: Б.и., 1980. — С. 57−82.
  22. Э.Л., Зараковский Г. М., Чайнова Л. Д. Мотивация как фактор формирования функционального состояния напряженности оператора // Физиология человека. 1999. — Т. 25, № 3. — С. 71−78.
  23. Боровиков В.П. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов. СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
  24. В.П. Программа Statistica для студентов и инженеров. М.: КомпьютерПресс, 2001. -301 с.
  25. A.A., Шостак В. И., Глушко А.Н.Актуальные проблемы военной психофизиологии // Воен.-мед. журн. 1996. — № 12. — С. 35−40.
  26. Ю.В. Психофизиологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз. Томск: Изд-во ун-та, 1992.-76 с.
  27. И.Ю., Давыдов В.М., Д.Б. Олейников. От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь // Воен.- мед. журн. — 2000. -Т. 321, № 11.-С. 4−6.
  28. И.Ю., Давыдов В. М. Высшее военно-медицинское образование в условиях реформы Вооруженных Сил Российской Федерации // Доклады академии военных наук. 2002. — № 8. — С. 6−12.
  29. A.M. Медико-психологическое и методическое обеспечение профессионального отбора на службу по контракту в Военно-морской Флот на должности матросов и старшин: Автореф. дис. докт. мед. наук. -СПб., 1997.-38 с.
  30. A.M. Психофизиологические особенности труда военных моряков // Военная психология / Под ред. А. Г. Маклакова. СПб., 2005.-С. 444−468.
  31. В.В. Оценка физической работоспособности у летного состава // Авиакосм, и экол. мед. 1996. — Т. 30, № 5. — С. 54−57.
  32. М. Расщепленный человеческий мозг // Восприятие. Механизмы и модели. М.: Мир, 1974. — С. 47−57.
  33. Системный подход к проблеме функционального состояния при исследовании адаптивных реакций на холодо- и токсическое воздействие / Галанцев В. П., Баранова Т. И., Павлова Л. П. и др. // Медицина. М.: Изд-воМГУ, 1994. — Т. 1.-С. 159−166.
  34. В.А., Юрченко В. Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека //
  35. Экспериментальная и практическая психология. Психические состояния. — Л.: ЛГУ, 1981.-Вып. 10.-С. 5−16.
  36. Е.С., Свенцинский В. И. Смысл понятия «управления» в биокибернетике // Проблемы управления функциями организма человека и животных. М.: Б.и., 1973. — С. 15−20.
  37. A.A., Медведев В. И. Прогнозирование психофизиологических состояни. Л.: Наука, 1973. — 144 с.
  38. А.Н., Моисеев В. В., Комаров А. И. Адаптация к условиям части -залог сохранения здоровья военнослужащих // Воен.-мед. журн. 1997. -Т. 318, № 12.-С. 14−15.
  39. A.M. Основы учения о состоянии организмов. Л.: Наука, 1977.-166 с.
  40. Л.П., Пономаренко В. А. Психические состояния и надежность деятельности оператора // Вопросы кибернетики: эффективность деятельности оператора. — М., 1982. — С. 145−156.
  41. Физиологические аспекты подготовки офицеров медицинской службы на военно-медицинском факультете / Гриценгер В. Р. Решетников В.А., Коршевер Н. Г. и др. Саратов: Изд-во СГМУ, 1998. — 191 с.
  42. Д.А. (Gray J.А.) Сила нервной системы, иптроверсия-экстраверсия, условные рефлексы и реакция активации // Вопросы психологии. 1968. — № 3. — С. 77−89.
  43. А.Н. Оценка, прогнозирование и оптимизация успешности военно-профессиональной подготовки студентов медицинских вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 2006. — 25 с.
  44. K.M., Матвеев В. Ф. О профессиональной пригодности операторов и способах ее определения // Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем. — М.: Б.и., 1966— 25 с.
  45. K.M., Клягин B.C., Серков М. И. Индивидуальные особенности операторов и эксплуатационная надежность // Психофизиология трудаоператоров автоматизированного производства. М.: Б.и., 1974.-С. 19−24.
  46. В.М. Технология оптимизации деятельности военно-медицинских вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 2002.-25 с.
  47. H.H. Функциональные состояния, механизмы и диагностика. -М.: МГУ, 1985.-287 с.
  48. H.H., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 480 с.
  49. Е.А., Хухлаев В. К. Интегральная оценка работоспособности при физическом и умственном труде. М.: Экономика, 1976. — 76 с.
  50. .И. Эмоциональные типы, типичность и гармоничное развитие личности // Вопросы псpixoлогии. 1978. — Т. 3. — С. 21−31.
  51. Психологический тест «САН» применительно к исследованиям в области физиологии труда / Доскин В. А., Лаврентьева H.A., Стронгина О. М. и др. // Гигиена труда. 1975. — № 5. — С. 28−32.
  52. О.И. Диагностика и физиологическая характеристика типологических проявлений высшей нервной деятельности у слушателей военно-медицинского института в процессе их обучения: Автореф. дис. канд. мед. наук. Саратов, 2004. — 25 с.
  53. В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности. Минск: Высш. шк., 1990. — 119 с.
  54. Оценка и корригирование нервно-психической неустойчивости у курсантов-моряков / Евдокимов В. И., Боченков A.A., Воронков М. В. и др. СПб.: ВСОК ВМФ, 2003. — 128 с.
  55. Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М.: Наука, 1978. — С. 325−346.
  56. Е.П. Методологические аспекты изучения связи свойств нервной системы и темперамента с особенностями поведения и эффективностью деятельности спортсменов // Педагогика, психология. М.: Б.и., 1980.-С. 195.
  57. Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001.-464 с.
  58. С.А. Способ оценки физиологических резервов организма летных специалистов / С. А. Иноземцев, A.A. Боченков // Материалы
  59. Всеармейской науч. конф. СПб.: ВМедА, 2002. — С. 124−128.7¡-.Казначеев В. П., Казначеев C.B. Адаптация и конституция человека. -Новосибирск: Наука, 1986. 118 с.
  60. Д.В. Функциональное состояние организма и военно-профессиональная адаптация курсантов-штурманов в процессе обучения в военном авиационном институте: Автореф. дис. канд. мед. наук. -Саратов, 2007. 22 с.
  61. В.И. Категория «состояние» в научном понимании. М.: Высшая школа, 1983.-120 с.
  62. В.Ф., Прокофьева Л. И., Головченко В.М.Вегетативные функции организма студентов при адаптации к учебному процессу // Физиологическое нормирование труда: Тез. докл. 2 Всесоюзн. симпозиума. Донецк, 1989. — С. 98−99.
  63. В.Ф., Коршевер Н. Г. Военно-профессиональная подготовка: системный подход и адаптация. Саратов: Изд-во СГМУ, 1997. — 302 с.
  64. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: КГУ, 1969. — 432 с.
  65. Е.А. Психология профессионала. М.: «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-400 с.
  66. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 512 с.
  67. В.М. Физиологическая оценка адаптации курсантов флотских экипажей к условиям военно-профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. мед. наук. Саратов, 2006. — 24 с.
  68. А.Б., Владимирский Б.М.Функциональное состояние человека-оператора: Оценка и прогноз. Л.: Наука, 1988. — 212 с.
  69. А.И. Психофизиологические критерии риска развития артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца у клинически здоровых лиц: Автореф. дис. докт. мед. наук. — Саратов, 2006. 38 с.
  70. И.В. Здоровье и организация медицинского обеспечения моряков дальнего плавания в современных условиях: Автореф. дис. канд. мед. наук. СПб, 2003. — 22 с.
  71. В.А. Прогнозирование успешности обучения в военно-медицинском вузе и динамика формирования профессионально-важных качеств военных врачей в различных видах Вооруженных Сил: Автореф. дис. канд. мед. наук. СПб.: ВМедА, 1993.-21 с.
  72. В.А. Комплексы профессионально важных качеств военных врачей различных специальностей // Вестник Балтийской педагогической академии. 2000. — Вып. 34. — С. 37−53.
  73. Н.Г. Физиологическая оценка адаптации и прогнозирования успешности военно-профессионального обучения и становления молодых военных специалистов: Автореф. дис. докт. мед. наук. — Саратов, 1995.-41 с.
  74. Н.Г. Адаптация и военно-профессиональная подготовка // Воен.-мед. журн. 1997. — Т. 318, № 4.-С. 51−53.
  75. Э. Строение тела и характер. М.: Педагогика. — Пресс, 1995.-608 с.
  76. Д.И., Решетников М. М. Современное состояние и проблемы профессионального отбора военнослужащих // Воен.-мед. журн. 1986. -№ 12.-С. 40−44.
  77. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984. — 216 с.
  78. В.И. Военно-профессиональная работоспособность специалистов флота в экстремальных условиях. СПб: Б.и., 1995. — 80 с.
  79. Н.С., Голубева Э. А., Кадыров Б. Р. Динамическая сторона психической активности и активированность мозга. В кн.: Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. -М.: Б.и., 1980.-С. 114−134.
  80. А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: ИГУ, 1981. — 109 с.
  81. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
  82. А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. — № 9.
  83. О.В. Функциональное состояние военнослужащих при экстремальных условиях. Прогнозирование возникновения вегетативных дисфункций и их коррекция: Автореф. дис. докт. мед. СПб., 2000.-41 с.
  84. Н.Д. О психическом состоянии человека // Просвещение. -1964.-344 с.
  85. C.B., Чермянин C.B., Маклаков А. Г. Методологические аспекты оценки нервно-психической устойчивости военнослужащих // Морск. мед. журн. 1997. — № 3. — С. 5−8.
  86. И.В. Оптимизация подготовки будущих военных врачей по вопросам организации медицинского обеспечения войск в военное время: Автореф. дис. канд. мед. наук. Саратов, 2007. — 25 с.
  87. Влияние индивидуально-психологических особенностей курсантов на показатели обучения летного состава / Лобков В. И., Гольдберг Е. В., Лебедев И. И. и др. // Воен.-мед. журн. 1968. — № 12. — С. 63−65.
  88. B.C., Артемюк Н. И. Исследование психофизиологических особенностей личности курсантов (летчиков) для прогнозирования качества летной работы. // Отчет по теме НИР № 4−78. Киев, 1980. — 19 с.
  89. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. -№ 2. -С. 31−45.
  90. С.И. К оценке эффективности психологического отбора в высшее авиационное училище летчиков // Воен.-мед. журн. 1965. — № 11. -С. 50−52.
  91. Н.Ф. Разработка комплекса психодиагностических методик оценки свойств личности курсантов летных училищ. — М.: Б.и., 1985.-94 с.
  92. В.И. Направления совершенствования профессионального обучения слушателей военно-медицинского института средствамифизической подготовки: Автореф. дис. канд. мед. наук. Саратов, 2006. -25 с.
  93. А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис. док г. психол. наук. СПб., 1996. — 46 с.
  94. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. — Т. 22, № 1. — С. 16 — 24.
  95. B.JT. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис. докт. психол. наук. -Л., 1982.-32 с.
  96. В.Л. Прогнозирование эмоциональной напряженности в полетах // Оценка и прогнозирование функциональных состояний в прикладной физиологии: Тез. докл. 11 Всесоюз. сими. Фрунзе: Илим, 1984. — Т. 1.-С. 36−38.
  97. Методики психодиагностики в спорте / Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. и др. М.: Просвещение. — 1990. — 256 с.
  98. В.Л. Эмоции в спортивном стрессе. СПб.: Б.и., 1995. — 38 с.
  99. В.Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издат. дом «Сентябрь», 2001. — 259 с.
  100. Влияние уровня нейротизма на развитие адаптации / Марьянович А. Т., Игнаткин В. Н., Чиши Ю.А.и др. // Физиология человека. 1989. — Т. 15, № 4.-С. 170−171.
  101. М.В., Махнев A.B. Медико-социальные аспекты адаптации военнослужащих // Воен.-мед. журн. 2000. — Т. 321, № 9. — С. 57−64.
  102. В.И., Парачев A.M. Терминология инженерной психологии. -Л.: ВМедА, 1971.- 112 с.
  103. В.И. Функциональные состояния оператора // Введение в эргономику. М.: Изд-во Сов. радио, 1974. — С. 94−110.
  104. В.И. Влияние эмоциональной сферы на деятельность оператора // Физиологические основы повышения эффективности труда. -Л.: Наука, 1978.-С. 118−136.
  105. В.И. Классификация поведенческой адаптации // Физиология человека. 1982. — Т. 3. — С. 362−374.
  106. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982.- 103 с.
  107. В.И. Учение об адаптации и его значение для военной медицины. Л.: ВМедА, 1983. — 24 с.
  108. В.И., Афанасьев С. Э. Зависимость летного обучения курсантов от акцентуации их характера // Физиология человека. 1991. -Т. 17, № 2.-С. 131−134.
  109. В.И. Функциональные состояния человека // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. — С. 25−61.
  110. В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиология человека. 1998. — Т. 24, № 4.-С. 7−13.
  111. Ф.З. Роль стресса в механизме долговременной адаптации и профилактика стрессовых повреждений // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. 1980. — № 5. — С. 3−16.
  112. Ф.З. Защитные эффекты адаптации и некоторые перспективы развития адаптационной медицины // Успехи физиологических наук. — 1991.-Т. 22, № 2.-С. 52−89.
  113. Ф.З. Адаптационная медицина: Механизмы и защитныеэффекты адаптации. М.: Изд-во СП Интер. союз, 1993. — 331 с.
  114. B.C. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964.-304 с.
  115. B.C. Темперамент как фактор трудовой деятельности // Очерк теории темперамента. Пермь: Б.и., 1973.-С. 148−167.
  116. B.C. Системный подход к биогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности. -М.: Б.и., 1980.-С. 87−105.
  117. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  118. Методические рекомендации по использованию классов психофизиологической разгрузки и мобилизации летного состава. М.: ВВС, 1988.-47 с.
  119. М.М. Адаптация человека к экстремальной природной среде и ее возможное значение для клиники внутренних болезней // Терапевт, архив. 1986. — Т. 58, № 5. — С. 3−10.
  120. А.В. Физиологическая оценка, прогнозирование и оптимизация адаптации летчиков-инструкторов к условиям военно-профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. мед. наук. -Саратов, 2003. 27 с.
  121. Д.Д. Особенности адаптации выпускников восьмых классов в средних профтехучилищах // Социологические исследования. — 1984.-№ 3.-С. 142−145.
  122. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966. — 382 с.
  123. В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Вопросы психологии. 1971. — № 6. — С. 13−26.
  124. В.Д. Функциональное состояние нервной системы человека и ее основные свойства // Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — С. 187−192.
  125. Методы исследования в физиологии военного труда /. Новиков B.C., Андрианов В. П., Бортновский B.H. и др. М.: Военное изд-во, 1993. -240 с.
  126. B.C., Чепрасов В. Ю. Функциональные состояния летчика /. -СПб.: Б.и., 1993.-48 с.
  127. B.C. Методы исследования в целях врачебно-летной экспертизы. СПб.: Б.и. — 1995.
  128. B.C. Психофизиологическое обеспечение боевой деятельности военнослужащих // Воен.-мед. журн. 1996. — Т. 317, № 4. — С. 37−40.
  129. B.C., Боченков A.A., Маклаков А.Г.Психологическое обеспечение учебного процесса вузов. СПб: ВМедА, 1997. — 4 с.
  130. B.C. Физиология летного труда. СПб: Наука, 1997. — 411 с.
  131. B.C., Боченков A.A. Основы психологического обеспечения учебного процесса военно-учебных заведений. СПб: ВМедА, 1997. — 305 с.
  132. B.C., Горанчук В. В., Шустов Е. Б. Физиология экстремальных состояний. СПб.: Наука, 1998. — 247 с.
  133. B.C., Горанчук В. В., Шустов Е. Б. Коррекция функциональных состояний при экстремальных воздействиях. СПб.: Наука, 1998. — 544 с.
  134. Физическая работоспособность водолазов при длительных глубоководных погружениях / Новиков B.C., Поваженко A.A., Бойко Ю. Г. и др. // Физиология человека. 1998. — Т. 24, № 4. — С. 38−42.
  135. B.C. Пути совершенствования профессионального психологического отбора и психофизиологического сопровождения учебного процесса ввуза // Воен.- мед. журн. 2001. — Т. 322, № 4.-С. 9−14.
  136. Носов A. JL Адаптация слушателей военно-медицинского факультета и пути повышения эффективности их профессионального обучения: Автореф. дис. канд. мед. наук. Саратов, 1993. — 25 с.
  137. В.В. Функциональное состояние слушателей военно-медицинского института с различным уровнем физической подготовленности: Автореф. дис. канд. мед. Саратов, 2004. — 25 с.
  138. А.Е., Рабинович JI.A. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности // Вопр. психол. 1974. -№ 3.-40 с.
  139. Оценка методик, диагностирующих эмоциональность. Опыт использования статистических закономерностей распределения показателей / Ольшанникова А. Е., Семенов В. В., Смирнов A.M. // Вопросы психологии. 1976. — № 5. — С. 103−113.
  140. А.Н. Физиологическое обоснование технологии оптимизации функционального состояния организма слушателей военно-медицинских вузов средствами физической подготовки: Автореф. дис. докт. мед. наук. — Саратов, 2006. 38 с.
  141. А.Н. Изучение заболеваемости слушателей в военно-медицинском вузе. Саратов, 2000. — 8 с. — Депонирована в ГЦНМБ, № Д-26 382 от 7.02.2000.
  142. А.Н., Рахманов У. Х. Изучение социально-психологических характеристик профессионального обучения слушателей военно-медицинского института. — Саратов, 2001. 9 с. — Деп. в ГЦНМБ № Д-26 827.
  143. А.Н. Изучение функционального состояния организма слушателей военно-медицинского института // Воен.-мед. журн. 2001. -Т. 322, № 4. — С. 63−64.
  144. А.Н. О заболеваемости слушателей военно-медицинского института // Воен.-мед. журн. 2002. — Т. 323, № 3. — 27 с.
  145. Л.А. Адаптационно-трофическая роль симпатической нервной системы и мозжечка и высшая нервная деятельность // Физиолог, журн. СССР им. Сеченова. 1949. — Т. 35, № 5. — С. 594−596.
  146. Л.А. Теория адаптационно-трофического влияния нервной системы // Избранные труды. М.- Л.: АН СССР, 1962. — Т. 11. — С. 224 -227.
  147. Основы профессионального психологического отбора: Учебное пособие / ГОМУ ГШ МО РФ- Под ред. В. И. Лазуткина. В. А. Жильцова, Г. М. Зараковского, и др. М., 2005. — 463 с.
  148. И.П. Полное собрание сочинений: Т. 3, кн.1. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. -М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1951.-392 с.
  149. И.П. Полное собрание сочинений: Т. 3, кн.2. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности. — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1951.-438 с.
  150. Техническое описание по эксплуатации прибора «Физиолог» М 9С2.893.001 ТО. — М.: Б.и., 1978. — 46 с.
  151. В.В., Баевский P.M. Введение в медицинскую кибернетику. -М.: Медицина, 1966.
  152. В.П. Психофизиологическая адаптация сотрудников силовых структур, проходивших службу в особо опасных условиях: Автореф. дис. канд. мед. наук. Волгоград, 2005. — 21 с.
  153. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-254 с.
  154. Погодин Ю. И, Боченков A.A. Психофизиология профессиональной деятельности. М.: РАПО, 2007. — 278 с.
  155. В.А. Психология жизни и труда летчика. М.: Б.и., 1992.-224 с.
  156. А.П. Очерки психологии спорта. М.: Б.и., 1959. — 308 с.
  157. H.A., Покорило Л. И. Оценка функциональных резервов илетный прогноз // Материалы XV съезда Всесоюзн. физиол. общества. -Кишинев: Б.и., 1987. Т. 2. — 109 с.
  158. Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
  159. Н.П. Исследование эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности // Психол. журн. 1981. — Т.2, № 5.-С. 92−94.
  160. Оптимизация профессиональной подготовки военных врачей / Решетников В. А., Коршевер Н. Г., Гриценгер В. Р. и др. Саратов: Изд-во СГМУ, 1998. — 75 с.
  161. В.А., Давыдов В. М. Качественное комплектование военно-медицинских институтов основа эффективного образовательного процесса // Доклады академии военных наук. — 2004. — № 10. — С. 5−9.
  162. Проблемы первичной специализации слушателей военно-медицинского института и направления их решения / Решетников В. А., Давыдов В. М., Матвиенко В. В., и др. // Доклады академии военных наук. 2005. -№ 14.-С. 6−8.
  163. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  164. Н.М., Бодров В. А. К понятию работоспособности летногосостава // Воен.-мед. журн. 1983. — № 4. — С. 49−52.
  165. В.М., Бодунов М. В. О факторной структуре интегральных электроэнцефалографических параметров человека. В кн.: Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. — М.: Б.и., 1980. — С. 94−113.
  166. В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. — № 1. -С. 19−33.
  167. М.И. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. М.: Наука, 1979. — 170 с.
  168. С.Н., Забродский П. Ф. Взаимосвязь основных видов направленности личности у слушателей мужского и женского пола военно-медицинского факультета с успешностью обучения. Саратов, 1997. -6с.- Деп. в ВИНИТИ № 858-В97.
  169. С.Н. Взаимосвязь показателей функционального состояния организма слушателей Военно-медицинского факультета с успешностью обучения: Автореф. дис. канд. мед. наук. — Саратов, 1997. 20 с.
  170. Cloninger C.R. Temperament and Personality // Current Opinion in Neurobiology, 1994. V.4. — P.266.
  171. И.А., Солодков A.C. Состояние функций организма и работоспособности моряков. Л.: Медицина, 1980. — 192 с.
  172. Селье Ганс. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. -245 с.
  173. И.М. Избранные произведения. ИТ.: Изд-во АМН СССР, 1952.-Т. 1.-533 с.
  174. П.В. Вегетативные корреляты эмоциональных состояний // Физиология вегетативной нервной системы. Л.: Наука, 1981.-С. 596−617.
  175. П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. — 240 с.
  176. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.-216с.
  177. A.C. Адаптационные возможности человека // Физиология человека. 1982. — Т. 8, № 3. — С. 445−449.
  178. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.
  179. Г. П. Факторы авиационного полета проблемы адаптации и здоровья авиационных специалистов // Выживание человека: резервные возможности и нетрадиционная медицина: Материалы I Междунар. конф. -М.: Б.и., 1993.-С. 14−16.
  180. К.В. Функциональная система организма как объект физиологического анализа // Вестн. АМН СССР. 1985. — № 2. — С. 3- И.
  181. К.В. Функциональные системы организма. М.: Медицина, 1987.-432 с.
  182. К.В. Системные механизмы высшей нервной деятельности: Теоретические и прикладные аспекты // Вестник АМН СССР. 1987. — № 8. — С. 3−14.
  183. К.В., Баича М. Системные механизмы поведения. М.: Медицина, 1990.-239 с.
  184. П.К., Судаков К. В. Теоретическая физиология: развитие в научной школе // Вестник РАМН. 1994. — № 10. — С. 3−11.
  185. К.В. Функциональные системы организма в динамике патологических состояний (100-летию со дня рождения П. К. Анохина, который глубоко вникал в проблемы клинической медицины, посвящается) // Клиническая медицина. 1997. — Т. 75, № 10. — С. 4−11.
  186. И.Ю. Профессионал в экстремальных условиях // Социологические исследования. 1988. — № 4. — С. 50−58.
  187. В.Н. Теоретические проблемы профессионального психологического отбора, психофизиологического сопровожденияподготовки и деятельности военнослужащих: Автореф. дис. докт. мед. наук. СПб., 2000. — 48 с.
  188. В.Н. Теоретические проблемы профессионального психологического отбора и психофизиологического сопровождения обучения специалистов // Вестник Балтийской педагогической академии. 2000. — Вып. 34. — С. 37−53.
  189. .М. Проблемы индивидуальных различий. Избр. работы. М.: изд-во АПН РСФСР, 1961. — 536 с.
  190. .М. Новые данные по изучению свойств нервной системы человека. В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека — М., 1963. — Т. 3. — С. 3−46.
  191. .А. Исследование функционального состояния сердечнососудистой системы и физической работоспособности // Практические занятия по врачебному контролю. М.: Физкультура и спорт, 1976. — С. 33−62.
  192. Техническое описание и инструкция по эксплуатации портативного модульного комплекса (ПМК) Б 9. Ю46.00.00.000ТО. М.: Б.и., 1988.-33 с.
  193. Д.А. Влияние социально-психологических факторов профессиональной деятельности офицеров медицинской службы на их оценку условий военной службы // Доклады Академии военных наук. -Саратов, 2006. № 3 (27). — С. 86−91.
  194. Д.А. Физиологические аспекты первичной специализации военных врачей на послевузовском этапе обучения: Автореф. дис. докт. мед. наук. Саратов, 2006. — 38 с.
  195. Д.А. Функциональные состояния организма и работоспособность молодых военных специалистов авиационного профиля в начальном периоде профессионального обучения: Дис. канд. мед. наук. Саратов, 1997. — 183 с.
  196. Влияние циркадианных ритмов на функциональное состояние организма и работоспособность операторов / Тимофеев Д. А., Онищенко А. Н., Русанов С. Н. и др. // Воен.-мед. журн. 2000. — Т. 321, № 4.-С. 62−65.
  197. Д.А. Физиологические аспекты первичной специализации военных врачей на послевузовском этапе обучения: Автореф. дис. докт. мед. наук. Саратов, 2002. — 38 с.
  198. C.B. Адаптация военнослужащих подразделений охраны к условиям военно-профессиональной деятельности и пути ее оптимизации: Автореф. дис. канд. мед. паук. Саратов, 2002. — 25 с.
  199. Е.В. Психология профессиональной деятельности // Словарь. -СПб.: Б.и., 1996.-320 с.
  200. В.А., Молдавская С. И., Кольченко Н. В. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор. Киев: Наукова думка, 1978.
  201. В.П. Соотношение категорий диалектического материализма. JL: ЛГУ, 1956. — 66 с.
  202. Ю.Н., Макаров A.A. Анализ данных на компьютере . М.: Б.и., 1995. — 384 с.
  203. A.A. Парабиоз и доминанта. Собр. соч. — Л.: ЛГУ, 1950. -Т. 1. — С. 232−292.
  204. A.A. Доминанта как фактор поведения. Собр. соч. — Л.: ЛГУ, 1950.-T. 1.-С. 293−315.
  205. И.Б., Шалимов П. М. Функциональная надежность и функциональные резервы летчика // Вестн. РАМН. 1996. -№ 7. — С.26−31.
  206. И.Б., Евдокимов В. И., Боченков A.A. Оценка и корригирование нервно-психической неустойчивости у курсантов-моряков. СПб.: ВСОК ВМФ, 2003.-127 с.
  207. С.Н. Система оперативного психофизиологического прогноза надежности профессиональной деятельности специалистов военно-морского флота: Автореф. дис. канд. мед. наук. Саратов, 2006. — 23 с.
  208. В.М. Уровни функционирования физиологических систем и методы их определения.- Л.: Б.и., 1972. 176 с.
  209. М.В. Контроль функционального состояния человека-оператора. М.: Наука, 1987. — 200 с.
  210. А.И. Психологические особенности деятельности слесарей-сборщиков конвейерного производства. — Набережные Челны, 1995.- 129 с.
  211. В.А. К вопросу об оценке здоровья военнослужащих // Воен.-мед. журн. 1999. — Т. 320, № 8. — С. 47−49.
  212. Е.Д. К проблеме функциональных состояний мозга // Вопросы психологии, 1977.-№ 5.-С. 105−113.
  213. Е.Д. Мозг и активация.- М.: МГУ, 1985. 382 с.
  214. Г. М. Зависимость успеваемости студентов от индивидуально-типологических свойств их нервной системы // Физиол. Журн. 1990. — Т.36, № 4. — С. 89−93.
  215. Чиж И. М. Основные направления реформы военно-медицинского образования //Воен.-мед. журн. 1997. — Т. 318, № 1. — С. 4−16.
  216. В.И. Диагностика качественного своеобразия и интенсивности функциональных психофизиологических состояний человека: Автореф. дис. канд. мед. наук. Л.: ЛГУ, 1983 — 25 с.
  217. В.Н. Взаимосвязь физических, физиологических и личностных особенностей курсантов с успешностью обучения в высшем военно-медицинском учебном заведении: Автореф. дне. канд. мед. наук. -СПб., 1995.-22 с.
  218. П.М. Функциональные резервы и функциональная надежность человека: Тез. докл. на III Съезде физиологического общества Рос. акад. наук // Успехи физиологических наук. 1995. — Т. 26, № 1.-С. 111−112.
  219. Ю.М. Исследования функционального состояния системы внешнего дыхания // Практические занятия по врачебному контролю. -М.: Б.и., 1976.-С. 62−76.
  220. В.И. Актуальные проблемы физиологии военного труда. -СПб: Б.и., 1992.-239 с.
  221. В.И., Янынин JI.A. Военно-профессиональная работоспособность как критерий здоровья // Воен.- мед. журн. 1992. -№ 11.-С. 54−56.
  222. В.И., Корзунин В. А. Методологические и теоретические основы психофизиологии // Вестник балтийской педагогической академии. Вып. 34. — 2000. — С. 4−14.
  223. В.М. Исследования психического состояния человека в процессе производственной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1980. — 19 с.
  224. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Б.и., 1924.
  225. Alexander F.D. Psychosomatic medicine: Its principles and. New York: Norton, 1989.-300 p.
  226. Allport G.W. Personality: A Psychological Interpretation. N.-Y., 1937.
  227. Baker F.B. Methodological review: Item parameter estimation under the one-, two-, and three-parameter logistic models // Appl. Psychol. Meas. 1987. -Vol. 11, N2. — P. l 11−141.
  228. Bernard CI. Lecons Sur les phenomenes de. Paris, 1878. — 128 p.
  229. Boudreau J.W. Effects of employee flows on utility analysis of human resource productivity programs // J. Of Applied Psychology. V.68. — 1983. — P.396−406.
  230. Buss A.R., Plomin R. Temperament Theory of Personality Development /. -N.-Y., 1975.
  231. Buss A. R, Poley W. Individual differences: traits and factors /. New York: Gardner Press, 1976.
  232. Cattell R.B. The interpretation of Pavlov’s typology and the arousal concept, in replicated trait and state factors // Biological Bases of individual behavior / Eds. V.D. Nebylitsin, J. A. Gray. New York- London, 1972. — P. 141−164.
  233. Cattell R.B., Warburton F.W. Objective personality and motivation tests /. -Urbana et al.: Univer. of Illinois Press, 1967.
  234. Ceci S.J., Bronfenbrenner V. Dont forget to take the cupcakes out of the oven: Stratetictime monitoring, prospective memory and context. — Child Development, 1985. — Vol.56, N.4. — P. 175−190.
  235. Costill D.L. Practical problems in exercise physiology research. Research Quarterly, 1985. — V.56. — P.378−384.
  236. Doughty Paul. Testing adaptations // Quart. Rev. Biol. 1998. — V.73, N.3. -P.333−336.
  237. Eysenck H.J. The biological basis of personality. Springfield, Illinois: Thomas, 1967.
  238. Eysenck H.J. Conditioning, introversion extraversion and the strength of the nervous system // In: Biological Bases of individual behavior / Eds. V.D. Nebylitsin, J.A. Gray. — New York- London, 1972. — 100 p.
  239. Eysenck H.J. Personality, learning and anxiety. In Handbook of abnormal psychology/Ed. — London, 1973. — 40 p.
  240. Eysenk H.J. The Dynamics of Anxiety and Hysteria. London, 1957.
  241. Eysenk H.J., Eysenk S.R. Personality structure and measurement. London, 1967.-310 p.
  242. H.J., Pervin L.A. (ed.). Biological dimensions in personality // Handbook of Personality. Theory and Research. The Guilford Press. N.-Y., London, 1990. — P.244−276.
  243. Folkard S., Minors D.S., Waterhouse J.M. Chronobiology and shift work: Current issues and trends // Cronobiologia. 1985. — Vol.12, N.l. — P.31−54.
  244. Gray J.A. The psychophysiological nature of introversion extraversion: a modification of Eysenck’s theory // Biological Bases of individual behavior/Eds. V.D. Nebylitsin, J.A. Gray. — New York- London, 1972. — P.182−205.
  245. Guilford J.P., Zimmerman W.S. Fourteen Dimensions of Temperament // Psychological Monographs, 1956. -V. 70, N. l0. P. 1−26.
  246. Hossach K.F., Bruce R.A. Maximal cardiac function in sedentary normal men and women Comparison of age related changes // J. Appl. Physiol. -1982. — Vol.53, N.4. — P.799−804.
  247. Kagan J., Arcus D., Snidman N. The idea of temperament: Where do we go from here? // Nature, nature and psychology. R Plomin, G.E. McClearn (eds.). -Washington, 1993.-P. 197−210.
  248. Lader M.H. Physiological research in anxiety. In: Research in neurosis/Ed. — Von Praug Utrecht, 1976. — P. 108−120.
  249. Lakey J.L. Somatic response patterning and stress: Some revisions of aktivition theori // Psychological stress issues in research / Ed. by H. H. Appley, U. R. Trumbu. -N. Y.: Appletion-Centuru-Grofts, 1967. P. 14−42.
  250. Lazarus R.S., Averill J.R. Emotion and cognition: with special reference to anxitty. In: Anxiety, current trends in theory research. — V.2. / Ed. Ch. D. Spielberger. — New York- London, 1972. — 241 p.
  251. Lewin K. S. Environmental forces in child behavior and development // Handbook of child and abult psychopathology: A longitudinal perspective. -New York, 1990. P.92−127.
  252. Mace C.A. Homeostasis, needs and values // Brit. J. Psycyol. 1953. -Vol.44.-P. 27−32.
  253. Marsh H.W., Richards G.E. The Outward Bound Briolging Cource for low-achieving high school males: Effect on academic and multidimensional selfconcepts // Austral J. Psychol. 1988. — Vol. 40, N.3. — P. 267−280.
  254. Menyhart J.A., Gleary P.J. Men’s behavior in anxiety // intern. J. Psychophysiol. 1986. — Vol.38, N.2. — P. 3−19.
  255. Miksik C. A. Posuzovani struktury a dunaviky aktualnick psychiatrick stabu // Vy. Kumny ustav psychiatricky. Paha-Zpravy. — 1975. — P. 3−45.
  256. Nitko J. Continual characteis of the adaptive processes at the work at sea // Bull Jnst. Marit and Trop. Med. Gdynia. .1989. — Vol.40, N.3−4. — P. 135−139.
  257. Rolls E.T. Information in the brain. New York: Acad, press, 1990. — 196 p.
  258. Schmidt F.L., Hunter J.E., Urry V.W.Statistical power in criterion-related validity studies // J. of Applied psychology. 1976. — 61. — P. 473−485.
  259. Sheldon W. H., Stevens S.S. The Varieties of Temperament: Psychology of constitutional differences. -N.-Y.- London, 1942. 600 p.
  260. Spielberger Ch. D. Conceptual and methodological issues in anxiety research. In: Anxiety, current trends in theory research. — V.2. / Ed. — New York- London, 1972. — 482 p.
  261. Spielberger Ch. D. The effects of f on anxiety complex learning and academic achievement. In: Anxiety behavior /Ed. — New York- London, 1966.-361 p.
  262. Strelay J. The concept of arousal and arousability as used in temperaments studies // Temperament individual differences at the interface of biology and behavior / Eds. Bates, Washs, 1994.
  263. Thomas A., Chess S. Temperament and Development. N.-Y., 1977.
  264. Tyler L.E. Individual differences, and Abilities motivational directions. -Englewood Cliffs- New Jersey- Prentice Hall, 1974.
  265. Wundt W. Grundzuge der Physiologischen Psychologie. Leipzig, 1893.
  266. Wyatt S.P., London J.N. Fatigue and boredom in repetive work // Industrial health research Board report. 1989. -N.77. — P.38−44.
Заполнить форму текущей работой